где находится, фото, история, отзывы
Экспертное мнение
Архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:
«Окрестности Истры изменили на библейские прообразы»
— Новый Иерусалим — живое воплощение пятого Евангелия (так называют Святую Землю), в котором сама земля и все, что на ней благовествуют о днях земной жизни Иисуса Христа. Явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой христианской культуре. Здесь даже названия окрестностей Истры были условно изменены на евангельские или библейские прообразы. Так река Истра становится Иорданом, четыре холма под монастырем стали горами Сион, Елеон, Фавор и Ермон, появляется Гефсиманский сад и Кедронский поток, образуются свои Вифлеем, Назарет, Галилея и Вифания, возникает Иудина земля и Иосафатова долина.
Для Нового Иерусалима очень актуальны слова народной мудрости: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы лучше понять феномен личности Святейшего Патриарха Никона и оценить его грандиозный замысел, увидеть красоту и благолепие созданной им святой обители, стоит посетить этот монастырь.
Александр Авдеев, доцент кафедры истории России и архивоведения исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет:
«Надписи в Воскресенском соборе содержат шифр»
— В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу, и с произведениями его учеников, вырезанными на белокаменных плитах, можно ознакомиться в Воскресенском соборе. Справа от южного входа в собор можно увидеть огромную надпись – стихотворную летопись, посвященную истории создания Воскресенского монастыря. А на белокаменной плите, установленной в изножии гробницы патриарха Никона, высечена стихотворная эпитафия Святейшему, автором которой был его ученик, архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. Обе надписи содержат загадку для любознательного читателя: по первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал эти произведения.
www.kp.ru
как добраться и режим работы 2019, адрес и официальный сайт
Фото Новоиерусалимского монастыря
Расписание электричек Тушино — Новоиерусалимская
Расписание электричек Новоиерусалимская — Тушино
Расписание электричек Курский вокзал — Новоиерусалимская
Расписание электричек Новоиерусалимская — Курский вокзал
Расписание электричек Рижский вокзал — Новоиерусалимская
Расписание электричек Новоиерусалимская — Рижский вокзал
Новоиерусалимский монастырь – это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.
Адрес Новоиерусалимского монастыря
Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2
Как добраться до Новоирусалимского монастыря
- На электричке — от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
- На автобусе — от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.
Режим работы Новоиерусалимского монастыря в 2019 г.
Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.
Стоимость билетов в Новоиерусалимский монастырь в 2019 г.
- Вход на территорию бесплатный
- Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
- Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.
Описание
С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:
- Голгофа – небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
- Кувуклия – небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
- Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.
Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.
С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.
В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.
Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:
- Трапезная церковь Рождества Христова – в западной части обители
- Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.
По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды – около 1000 метров, а высота – 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.
Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.
Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.
Из истории
Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.
В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.
Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.
После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.
Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.
Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.
Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.
Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.
При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.
В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.
Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.
В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Телефон Новоиерусалимского монастыря
+7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57
Официальный сайт Новоирусалимского монастыря
n-jerusalem.ru
www.msk-guide.ru
где находится, население, язык, водоемы
Есть в нашей прекрасной стране места, имеющие особую атмосферу умиротворения и благодати. Где всегда легко и куда хочется возвращаться за необыкновенным спокойствием и безмятежностью. Именно к таким местам относится Новоиерусалимский монастырь. Бывая здесь неоднократно, могу с уверенностью утверждать, что если вы хоть раз посетите это место, желание возвращаться сюда снова и снова надолго поселится в вашем сердце.
Где находится Новый Иерусалим
Новый Иерусалим находится в Московской области, в городе Истра. Сам город расположен в 67 километрах от столицы. Полное название находящийся здесь обители — Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он поистине уникален, поскольку по замыслу здесь воссоздан комплекс святых построек Палестины. Идея эта принадлежала патриарху Никону, по его же приказу монастырь был заложен в 1656 году.
Небольшой городок Истра и находящаяся рядом Новоиерусалимская обитель расположена на реке Истра. Характерной особенностью местности являются живописные долины.
Население города около 35 000 человек. Называют местных жителей истринцы.
В пригородах действует немалое количество санаториев, поэтому Истра считается рекреационным центром Подмосковья. Также большой популярностью пользуется паломничество в Новоиерусалимскую обитель.
Комплекс монастыря
Воскресенский собор — главная постройка монастыря. Построен он по чертежу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Собор получился по-настоящему величественный, поражающий своей архитектурой и сочетанием нескольких стилей. Собор имеет целых 15 приделов! Главная святыня собора — икона «Троеручница».
А к основному строению вплотную подходит церковь святых Константина и Елены, которая построена под землей. Такая же церковь есть и в Иерусалиме, но в скале.
Храм Рождества Христова — не просто церковь, а целый комплекс, соединяющий несколько хозяйственных построек.
Весь монастырь окружен массивной стеной толщиной 3-4 метра, с 9 башнями и бойницами.
Также на территории обители находятся:
- Церковь Входа Господня;
- Святые ворота с надвратной церковью;
- Гефсиманский сад;
- Некрополь.
А рядом с монастырем находится Музей деревянного зодчества, который также пользуется популярностью у туристов.
Если вы решили отправиться это удивительное место, то обязательно перед поездкой уточните, какие места доступны к посещению и время церковных служб, поскольку в это время здесь достаточно много народу, и, если вы не паломник и хотите просто осмотреть обитель, большое скопление людей может вам помешать.
travelask.ru
описание, история, экскурсии :: SYL.ru
Новый Иерусалим в Подмосковье – это уникальное место, куда устремляются как паломники, так и те, кто интересуется историей православия, архитектурными достопримечательностями и памятниками русского зодчества. Да и для других путешественников этот комплекс будет интересным. Сюда приезжают люди, которые хотят посетить святые места перед большими религиозными праздниками, особенно на Пасху. Где находится Новый Иерусалим в Подмосковье? Можно сказать, что на пути между двумя другими крупными, популярными и известными монастырями, которые тоже являются обязательными для паломничества – Саввино-Сторожевским (Звенигород) и Иосифо-Волоколамским.
Новый Иерусалим в Подмосковье: как доехать?
Жителям столицы до этого паломнического центра, можно сказать, рукой подать. Добраться туда легко. Если вы хотите воспользоваться общественным транспортом, сядьте на электричку на Рижском вокзале. Станция будет называться «Истра». Затем пересаживаетесь на автобус и выходите на остановке «Музей». Можно еще сесть на этот же поезд при выходе со станций метро «Дмитровская», «Войковская» или же «Тушинская». Электричкой можно доехать до остановки «Новоиерусалимская», и тогда вы доберетесь до комплекса пешком, если свернете вправо от путей, следуя по ходу поезда. А если вы на собственном автомобиле, тогда езжайте прямо по Волоколамскому шоссе до выезда из города Истра. Затем возле Бужарово нужно повернуть направо, а через пятьсот метров — налево. Можно еще ехать по Новорижскому шоссе. На сорок седьмом километре надо съехать на трассу А 107. Еще через девять км вы увидите поворот у Бужарово. Но чтобы не заблудиться, надо знать, где именно расположен Новый Иерусалим в Подмосковье. Адрес его таков: Набережная 1, Истра.
История
Монастырь на этом месте был основан патриархом Никоном в середине семнадцатого века. Сюда же он уехал после того, как впал в немилость, прожил здесь последние восемь лет и окончил свои дни. После смерти Никона монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье был на какое-то время предан забвению, но затем потихоньку стал восстанавливаться. Однако на его долю выпало много испытаний. В тысяча семьсот двадцать шестом году здесь случился пожар, который уничтожил большинство построек. Но затем монастырь пережил расцвет. В девятнадцатом веке это была самая богатая обитель в окрестностях. А вот после революции семнадцатого года его закрыли и превратили в музей. Во время Великой Отечественной войны здесь шли сражения, и монастырь был разрушен дотла. Но в пятидесятых годах двадцатого века было принято решение отреставрировать этот памятник архитектуры. Полностью он был восстановлен перед московской Олимпиадой. А в 1994 году он снова стал функционировать как культовое сооружение под названием Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Концепция
Главной достопримечательностью комплекса является Воскресенский собор. Его и в семнадцатом веке стали строить первым. Патриарх Никон хотел, чтобы этот храм, да и весь монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье сделался копией своего прообраза в Палестине. Поэтому даже холмы, горы и реки вокруг переименовали. Холм, на котором стоял монастырь, искусственно насыпали выше и назвали горой Сион. Русло реки изменили, а ее саму нарекли в этом месте Иорданом, а ее приток — Кедроном. Да и окрестные земли стали называть библейскими именами – гора Фавор, Гефсиманский сад, Вифания… Идея Патриарха о воссоздании в Подмосковье палестинских христианских святынь прижилась и принесла монастырю славу и доход.
Собор
Воскресенский собор, воссоздающий до мельчайших подробностей храм Гроба Господня в Иерусалиме (говорят, что при его строительстве использовались даже аутентичные чертежи), состоит из трех частей и более тридцати приделов. Центр его перекрыт куполом на четырех колоннах. Восточная часть напоминает хоры западноевропейских романских церквей. А западная представляет собой ротонду, повторяющую облик часовни над Гробом Господним (кувуклию). Однако Новый Иерусалим в Подмосковье – не просто копия палестинской святыни. Декор и внутреннее убранство храма – уникальные. Это прежде всего архитектурная керамика, которой украшены фасад и интерьер. Над ней работали лучшие мастера в этой области, в том числе и Степан Полубес. Особого внимания заслуживают также трехъярусные иконостасы в восемь метров высотой. Изразцы собора не имеют себе равных в русском зодчестве. Во время реставрационных работ многие керамические детали были воссозданы в стиле семнадцатого века, как это было при Никоне.
Архитектурный ансамбль
К главному храму примыкает с восточной стороны подземная церковь Константина и Елены. Ведь Новый Иерусалим в Подмосковье своей планировкой напоминает комплекс в Палестине, а там этот храм выдолблен в скале. Церковь украшена в стиле барокко. Особенно славится ее медный иконостас. В церкви также есть кладезь «Живоносный источник». До войны рядом с собором была колокольня, разрушенная во время военных действий. Но в две тысячи четырнадцатом году ее отреставрировали. Отлили также новые колокола. Сохранились на территории монастыря и исторические помещения, как, например, палаты царевны Татьяны Михайловны. Монастырь окружен крепостной стеной толщиной до трех метров и протяженностью около километра. Сооружение предназначалось для оборонительных действий. По периметру стены идет дорожка для обхода между рядами бойниц. Все башни стены тоже имеют «палестинские» названия.
Некрополь
Новый Иерусалим в Подмосковье известен еще и тем, что здесь скопированы захоронения храма Гроба Господня в Палестине, где, согласно легендам, погребены Адам и ветхозаветный первосвященник Мелхиседек. Некрополь этот находится в Воскресенском соборе. Интересно, что сам Никон завещал похоронить себя именно на том символическом месте, где должна быть могила Мелхиседека. Кроме надписей и табличек, сообщающих о том, кто покоится в палестинском храме, в некрополе есть и настоящие погребения. На тех местах, где в Иерусалиме хоронили патриархов, здесь покоятся настоятели монастыря. Кроме того, здесь есть гробницы многих известных людей, в том числе жены и сына полководца Александра Суворова.
Реликвии
Поездка в Новый Иерусалим (Подмосковье) предполагает и посещение святых мощей паломниками. В монастыре есть множество известных реликвий, почитаемых верующими православными. Это и мощи великомученицы Татьяны, и крест, переданный палестинскими иноками. Он считается наиболее ценным из всего, что имеется в Новом Иерусалиме. Ведь в нем, согласно преданию, находятся частички Креста Господня, который был разбит во время взятия города Салах-ад-дином. А гробница патриарха Никона, как говорят, является местом, где происходят чудесные исцеления.
Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк
Мы уже упоминали о том, что в двадцатых годах прошлого столетия монастырь был закрыт. На его месте создали музей, который вначале был краеведческим, а затем историко-архитектурным. В 1994 году было принято решение о передаче ансамбля монастыря русской православной церкви. Согласно ему музей должен был быть выведен с территории Нового Иерусалима в несколько этапов.
В 2012 году фонды и в самом деле переехали на новое место. Оно расположилось в непосредственной близости от монастыря, чтобы не нарушать единства культурного наследия. К тому же концепция музея предполагает, что архитектурный комплекс семнадцатого века должен доминировать в экспозиции. Выставочная площадь – около десяти тысяч квадратных километров. Его фонды считаются богатейшими на территории Московской области.
На территории музея есть парк, где можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества девятнадцатого века. Это крестьянское жилье (усадьба Кокориных), часовня Богоявления, романтическая ветряная мельница. В богатой избе можно ознакомиться с аутентичными предметами интерьера позапрошлого века. Часовня воссоздана по рисункам восемнадцатого столетия. А на мельнице мололи муку вплоть до пятидесятых годов двадцатого века. Для детей в музее предусмотрено множество интерактивных программ, а для туристов организовывается катание на лошадях.
Экскурсии
Поездки в музей и монастырь устраивают из различных городов России. В основном из Москвы и Звенигорода. Чаще всего экскурсия в Новый Иерусалим в Подмосковье включает в себя посещение Воскресенского собора (в основном это придел Успения Богородицы и могила Никона), подземной церкви Константина и Елены, а также музейного парка. Летом туристам разрешают подняться на крепостную стену монастыря и осмотреть окрестные виды. Зимой можно посетить различные выставки. В усадьбе Кокориных сдают напрокат костюмы богатых крестьян для фотосессии. Интересно, что в парке музея, где расположена выставка деревянного зодчества, снимались многие известные российские фильмы, такие как «Адмирал», «Юные годы Штирлица» и другие. Открыт комплекс для туристов с десяти утра до пяти (летом – до шести) вечера, а выходные дни — в понедельник и каждую последнюю пятницу месяца.
www.syl.ru
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. История. Часть 1.
Всего 17 фото
Относительно Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря у меня годами сложилась странная и необычная ситуация. Много раз я бывал рядом, на территории монастыря, но сам Воскресенский собор все никак «не открывался» для меня — как-то получалось, что в эти места я попадал в основном проездом, направляясь к другим достопримечательностям Подмосковья, да и кроме того в недавние годы собор был на глубокой реставрации. Однако в начале лета 2019 года все сложилось — я побывал-таки в Новоиерусалимском монастыре — времени и было мало, но большей частью очень многое я отснял.
Ново-Иерусалимский монастырь богат на историю, легенды, любопытные детали его судеб и в целом сам по себе весьма удивителен. Поэтому в процессе подготовки материалов для публикации вырисовались как минимум три-четыре поста о нём. Иногда меня упрекают, что я выкладываю слишком много фотографий в статьях, однако в последнее время стал гораздо меньше публиковать тематических статей и как следствие фотографий, но с Ново-Иерусалимским монастырем всё было по-особенному — снимая на его территории и внутри Воскресенского собора зрело ясное понимание, что «дежурными постами» с небольшим количеством фотографий мне не удастся даже попытаться раскрыть, образно говоря, душу этого святого места и рассказать о его удивительных святынях. Ведь в этом монастыре практически воссозданы основные новозаветные святые места, связанные с жизнью, страданиями и вознесением Спасителя. Скептику или агностику, конечно же все это может показаться, не очень понятным и интересным, но побывав в Воскресенском соборе у меня сложилось о нём особенное впечатление каковое я и попытаюсь передать фоторядом и также съемками монастыря с высоты птичьего полета. Первый пост будет обобщающий, вводный, об истории монастыря. Итак, приступим.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию для того времени на Ближний Восток.
02.
Патриарх Никон (1605 — 1681)
Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор.
03.Был также основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), что создан по образу и подобию Храма Гроба Господня. При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.
04.
Перспективный план Воскресенского монастыря. Металлография с тоном. 1852 год.
На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был также построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году).
05.Скит Патриарха Никона. 2018.
В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П.И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.
Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца — Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.
В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
06.
Гробница патриарха Никона
После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором всё здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года (старого стиля) собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского с
vladimirdar.livejournal.com
Ново-Иерусалимский монастырь 2019 ✮ Монастыри в Москве
- Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
- Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
- Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.
Оглавление
Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь — один из самых известных в Подмосковье. Это — уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм — аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены — аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.
Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это действующий монастырь, и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.
Личность патриарха Никона
Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.
Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь — Фёдор Алексеевич — разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.
История возведения монастыря
Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.
В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.
До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего императора Петра I, в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и Бартоломео Франческо (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.
Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря
Формы главного храма обители — Воскресенского собора — были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей — Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия — часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.
Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.
В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.
С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.
Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.
Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.
В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты. Первые сооружены значительно более нарядно — украшены ордерными наличниками и пилястрами.
Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, — скит патриарха Никона. Именно о нём писал поэт М. Лермонтов («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.
Во время Великой Отечественной войны монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее — его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.
Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь — в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), — подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.
Святыни Ново-Иерусалимского монастыря
Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря — Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив — становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию — часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.
В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина — сподвижника и биографа патриарха Никона.
Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.
В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру — это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.
На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.
Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь — с 18 на 19 января — можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.
Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.
Святая топография
Наверное, самая главная святыня монастыря — топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.
Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке — церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку — монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.
© 2016-2019 moscovery.comАвтор статьи:
Наталья Уварова
ru.moscovery.com
Новоиерусалимский монастырь: история, описание, фото
Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Объект культурного наследия Росcийской Федерации Содержание:
Краткая история монастыря
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
Палаты «Нового Иерусалима»
Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Крепостная стена и Святые врата
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
Новоиерусалимский монастырь на карте
Краткая история монастыря
Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.
Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Больничные палаты
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Вид западной стороны Воскресенского собора
Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
- высота – около 9 м;
- толщина – 3 м;
- общая протяженность – 920 м.
Вид на монастырские стены с башнями
Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
Елизаветинская башня
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.
Церковь Рождества Христова
На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.
Рейтинг достопримечательности
Новоиерусалимский монастырь в Истре на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Казань |
putidorogi-nn.ru