Музей стояние на угре калужская область – Официальный сайт музея Диорама Великое Стояние на реке Угре.

Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре»

Калужскую Свято-Тихонову пустынь мне удалось посетить в рамках первого летнего форума молодых писателей. Были мы и в Скиту на Святом источнике преподобного Тихона Калужского, – вода в купели студеная да благодатная, после омовения даже сил прибавилось, хотя до этого утомились изрядно: третий день форума к концу подходил, – и в Успенский собор заглянули: красота – глаз не оторвать! Замечательные места! Но больше всего, признаюсь, понравился мне Владимирский скит и расположившийся в нем Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре». Во дворе скита нашу группу встретил не кто-нибудь, а сам Иван III, Великий князь, в бронзе отлитый. Простер он десницу свою, сквозь века полки русские на битву благословляя, а неприятелю преграду чиня. Многое про мудрость и доблесть княжескую поведал нам по пути к этим святым местам славный муж, русский историк Дмитрий Михайлович Володихин – прониклись мы, да так, что при виде монумента трепет благоговейный всех охватил. А позади князя храм православный высится как богатырь: белый, статный, и купол, аки шлем, небо крестом пронзил. А небо высокое-высокое, звонкое, дышится вольно – уберег князь землю, отстоял! После в монастырский музей пошли. Рассказывать стал Сергей Дмитриевич Коробцов, музеем этим заведующий. Бойкий человек да набожный. Фотоаппарат разрядился было, а он все приговаривал: «С Божьей помощью еще один снимок!» – так и фотографировал нас до конца экскурсии. Много поведал он нам и про времена те лихие, и про художника, который диораму всего за два с половиной месяца создал. Диорама-то двадцать четыре на семь метров, там просто краску нанести – не малых трудов занятие, не то что до мельчайших подробностей изобразить. В музее ему зал отдельный посвящен, и бюст установлен, тоже бронзовый, как у князя. «Павел Викторович Рыженко» на табличке отчеканено. А сам точь-в-точь русский ратник: в плечах широк – ворот у рубахи расходится, кудри над высоким лбом вьются. Как будто спустя шесть веков Великий князь Павла на службу призвал, вместе с ним за Русь стоять. Так художник себя на диораме изобразил: после боя с головой перемотанной сидит за столом, через повязку кровь сочится. А спустя несколько месяцев после завершения работы над диорамой умер Павел от инсульта – вот где Божий промысел! Из зала в зал, добрались до главной достопримечательности. Перекрестились перед иконой Пресвятой Богородицы «Владимирской» и вошли в диораму. Стоим у перил, как на балконе княжеского терема, а впереди не видать ничего, освещение понемногу добавляют – заря – значит. Когда спустя несколько минут «рассвело» окончательно, я даже обомлел. Еще ни на один музейный экспонат не смотрел я так долго и пристально, как на эту удивительную диораму. Впереди простирается тонкой линией Угра. На ближнем берегу бурлит жизнь в русском лагере: воевода послание от князя читает – сломанные печати на ветру колышутся; монах и девчонка босоногая захваченным ордынцам хлеб с водой несут – не принято у русичей над пленными глумиться, да голодом морить. Тут же меха раздуты, молот стучит – новые мечи куются. Рядом кулеш варят, ратники за столами сидят, кто из боя, кто на смену готовится. А на другом берегу костры горят, воронье в стаи сбивается. Трудно в ту пору пришлось полкам русским, но справились! Глядишь и понимаешь: не удержись они, и нас бы сейчас здесь не было… Из диорамы вышли под впечатлением. Сергей Дмитриевич нас на смотровую площадку повел. Вид с нее чудный открывался: те же места, так же Угра изгибается, свежестью с нее веет, а угрозы нет – солнышко крыши новых домов лучами щекочет – отстоял князь! Посмотрели мы на это благолепие, хотели к реке спуститься, да времени не хватило, Дмитрий Михайлович в обратный путь торопить стал. А экскурсовод наш не унимается, стихи нам читает. И, надо сказать, стихи такие хорошие, любовью к родине и к жизни проникнутые, что слушаешь и диву даешься, почему раньше их не слыхал, настолько известными кажутся. А ко всему еще выяснилось, что рассказчик наш, Сергей Дмитриевич-то, брянский сам. Так он нам, как землякам, альбомы подарил с фотографиями живописных мест обители, им же запечатленных. В другой раз в гости звал, мы с друзьями обещали заглянуть при случае. На том и распрощались.

diorama-ugra.ru

Преображенский собор | Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре»

Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского.

В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела.

В течении XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского,.

В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-начале ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.

В наше время, после произведения раскопок и открытия сохранившейся подземной храмовой части собора, 29 июня 2000 г. архиепископ Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и епископ Людиновский Георгий совершили чин освящения основания под строительство нового двухярусного Преображенского собора по заново выполненному проекту. Авторы проекта — «Творческая мастерская архитектора О. Гридасова».

Новый  каменный пятикупольный собор, построенный к лету 2005 года в русско-византийском стиле по крестово-купольной схеме, имеет два храма: нижний (полуподземный) во имя прп. Тихона Калужского и верхний в честь Преображения Господня. Летом 2006 года были завершены все отделочные работы в нижнем храме собора, установлен басменный иконостас. 29 июня 2006 года освящена новая резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона Калужского. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, митрополитом Калужским Боровским Климентом был совершен чин освящения храма во имя прп. Тихона Калужского и отслужена первая праздничная Божественная Литургия. 

28 августа 2009 года митрополитом Калужским и Боровским было совершено освящение верхнего храма собора – в честь Преображения Господня – с двумя боковыми приделами: южным в честь иконы Божией Матери «Иверская» и северным во имя «Собора преподобных Оптинских старцев».

С 2013 по 2016 годы верхний храм Преображенского собора был расписан русскими мастерами в византийском стиле. Духовная сила и художественное мастерство росписи создают пронизанное золотым светом пространство библейких образов, атмосферу напряженной и радостной молитвы.

В храме совершаются богослужения во все времена года. По будним дням в нижнем храме – во имя преподобного Тихона Калужского, – ежедневно совершаются утренние молитвы, полунощница и братский молебен перед ракой над мощами прп Тихона Калужского, в течение дня также служатся молебны и панихиды, один раз в неделю совершается Божественная литургия. В престольный праздник монастыря 28 и 29 июня в Нижнем храме служится молебен с акафистом и совершается ранняя Божественная литургия.

В верхнем Преображенском храме вечерние богослужения и Божественная литургия совершаются по будним дням попеременно с Никольским храмом, а также в дни празднования престолов собора – Преображения Господня, иконы Божией Матери «Иверская» и преподобных Оптинских старцев.

Внутреннее убранство Нижнего храма – деревянный иконостас, покрытый листовой басмой, с установленными писаными иконами, отдельно стоящая резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона, деревянный клирос, резные киоты с иконами, кованые светильники (три хоруса и бра). Внутреннее убранство Верхнего храма – три деревянных резных иконостаса (центральный трехъярусный из кипариса, в боковых приделах из липы) с писаными иконами, деревянный клирос, резные киоты с иконами, позолоченные паникадила и бра.

diorama-ugra.ru

Состоялась военно-историческая реконструкция «Великое стояние на Угре 1480 года»

Реконструкция Великого стояния на реке Угре 1480 года, в результате чего Русь получила независимость от Ордынского ига, стала центральным событием Дней Москвы в Калужской области.

Стояние на Угре в 1480 году стало окончанием на Руси татаро-монгольского ига. С 8 октября по 11 ноября 1480 года ордынцы пытались переправиться через реку, но в итоге оставили свои попытки, столкнувшись с сопротивлением русской артиллерии.

Празднование началось с молебна, которое возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент. Молебен прошел во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни. Этот скит расположен в месте расположения войск,  участвовавших в Стоянии 1480 года.

«Сегодня мы отмечаем очередную годовщину Стояния на реке Угре, вспоминаем 1480 год. Именно здесь решалось будущее нашей русской державы, будущее нашей русской земли, нашего русского народа, потому что враг двигался для того, чтобы поставить окончательную точку в противостоянии Москвы, русских людей, православной церкви не только с Ордой — и польский король Сигизмунд желал скорее покончить с Русью, с православием», — сказал митрополит Климент, обращаясь к собравшимся после завершения молебна.

Тем событием, которое собрало на берегу Угры множество зрителей, — стала реконструкция боев 1480 года, в которой приняли участие около 300 реконструкторов из Калуги, Москвы, Подмосковья, Орла, Санкт-Петербурга, Тулы, Татарстана и Башкортостана.

По словам директора Объединённого музея-заповедника Калужской области Виталия Бессонова, занимавшегося организацией военно-исторического фестиваля «Великое стояние на реке Угре», мероприятие стало уже традиционным, и реконструкторы со всей России, занимающиеся средневековьем, инициативно предлагают свое участие.

«Все это здесь сегодня для того, чтобы те, кто приехал на поле, погрузились в атмосферу 15 века и стали соучастниками этого процесса», — сказал Бессонов.

По его словам, костюмы создаются специально для фестиваля.

«Костюмы – это всё, что делается самими реконструкторами. Особенность их заключается в том, что каждый человек индивидуально под себя воссоздаёт определенный персонаж, определенный образ, и этот образ потом реконструирует и преподносит на публику. Чем точнее, чем детальнее человек погружается в эпоху, тем интереснее тот образ, который он воссоздаёт. И таких специализированных реконструкторов сегодня здесь достаточно много», — пояснил директор объединенного музея.

Реконструктор Алексей из московского клуба военно-исторической реконструкции «Русская крепость» в Калужской области не впервые. На фестивале он представляет русское войско. По его словам, костюмы все делали сами.

«Ориентируемся на различные источники. Например, аналог этого пояса был найден в Новгороде, вот этот элемент доспеха называется «Лодочка», он был распространён с 10 по 16 век. Мы шьём, мы изучаем разные источники – это зимой, а летом разъезжаем по различным фестивалям», — говорит Алексей.

По словам Бессонова, у реконструкции есть сценарий, но действие на поле «разворачивает сама жизнь».

Жизнь на поле

«Реконструкция — это не срежиссированная система. Есть определенный сценарий, но разворачивается сама жизнь на поле, и в этом прелесть реконструкции, мы не можем предсказать, как повернется сражение, как это будет происходить. Мы понимаем какие-то этапы, но непосредственно на поле всё происходит в режиме жизни», — сказал Бессонов, назвав это особенностью, которая отличает срежисированные массовые мероприятия от военно-исторического фестиваля.

Действие реконструкции разворачивалось на двух флангах: ордынском и русском с участием конницы, артиллерии (благодаря которой русская армия смогла одолеть ордынцев). «Гвоздем программы» в этом году стала средневековая ладья, на которой по сценарию приезжали персидские купцы, а затем сплавлялась русская рать.

Вечером, по словам реконструктора Алексея, состоится ещё одно сражение — уже без массового зрителя, где сражение будет идти на незатонченном оружии.

«Для нас это уже стало видом спорта – исторический средневековый бой», — говорит Алексей.

По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, жители региона должны гордиться великим прошлым региона, на территории которого неоднократно решалась судьба государства.

«Но какова же наша с вами миссия, идеи, которые живут сегодня на этой священной земле? Я думаю, что это два предназначения, которые мы должны свято выполнять», — сказал Артамонов, выступая перед началом реконструкции.

По его словам, во-первых, необходимо помнить о тех великих подвигах, которые совершали все, кто сражались здесь за свободу и независимость. Во-вторых, по словам Артамонова, нужно соответствовать их подвигу, «чтобы никто не мог сказать, что кто-либо напрасно проливал кровь, напрасно терпел все эти тяготы и лишения во время осуществления ими их ратного подвига и во время становления и развития нашего российского государства».

https://ria.ru

Фотоматериалы Пресс-службы Калужской области

diorama-ugra.ru

Успенский собор | Музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре»

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы расположен на основной территории монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь.

Существующее здание храма, выполненное в русско-византийском архитектурном стиле, было построено в конце XIX века вместо старой каменной надвратной Успенской церкви. Храм был освящен 10 сентября (28 августа по ст. стилю) 1904 года в то время правящим архиереем Калужской епархии епископом Вениамином. Это уже пятый по счету Успенский собор за всё время существования монастыря.

В советское время (начиная с 1918 года) Успенский собор был превращен в склад сельскохозяйственной техники. Во время второй мировой войны и в послевоенное время с купола было снято кровельное железо, на стенах появилась растительность и завелся грибок. К южной апсиде местным жителем был пристроен сарай со свинарником, а за алтарем сделана выгребная яма. От внутреннего убранства не осталось ничего. В 1993 году полуразрушенный и осквернённый храм был возвращён монастырю. Началась многолетняя реконструкция огромного собора, включающая в себя замену кровельного покрытия, штукатурку и покраску фасадов и внутренних стен, проведение системы отопления, электрификацию, настил гранитных полов и многое другое.

Первая Божественная литургия в восстаноавливаемом Успенском храме была отслужена 29 июня 1995 г. архиепископом Калужским и Боровским Климентом. 19 июня 2001 г. была совершена первая Божественная литургия в новосозданном правом приделе– в честь иконы Божией Матери «Калужская». В начале июня 2005 года был создан левый придел собора – в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.

Чин освящения отреставрированного монастырём уже трёхпрестольного Успенского собора был совершён митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сослужении архиепископа Людиновского Георгия 29 июня 2005 года.

Храм в настоящее время является всесезонным, соборным, и определяет полное наименование монастыря – Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Каждую субботу в нем совершается Всенощное бдение, и каждое воскресение – Божественная литургия. Также в Успенском храме богослужения совершаются в двунадесятые, великие и престольные храмовые праздники.

Внутреннее убранство – три резных деревянных иконостаса с писаными иконами, два резных деревянных клироса, писаные иконы в резных киотах.

diorama-ugra.ru

Павел Рыженко. Диорама «Великое Стояние на Угре»

Во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году построен музейный комплекс, включающий в себя помещение с диорамой «Великое Стояние на Угре». Это последнее масштабное произведение заслуженного художника России Павла Рыженко, законченное художником буквально за несколько месяцев до смерти.

Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Два месяца труда. Художник так говорил про картину: «Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя».

Стояние на реке Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

В 1472 году Иван Третий отказывается выплачивать дань Орде, заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. А в 1476 году Иван отказался явиться в Орду для того чтобы получить от неё ярлык на великое княжение, таким образом отказавшись подчиниться ордынскому хану.

Летом 1480 года Ахмат, заручившись поддержкой Казимира Четвёртого, вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой. Периодически вспыхивали локальные сражения.

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду так, что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения.

Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Это великое стояние положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.

Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Белые палатки, кто-то лечится, кто-то отдыхает. Видно, что стоит артиллерия. Загодя в Москве был основан Иваном III Пушечный двор, где лили русские пушки, которые именно здесь впервые в Русской истории участвовали в противостоянии. Татарские стрелы не долетали до наших рядов войска, а картечная стрельба пушек приносили сильный урон сопернику.

Художник изобразил себя как вышедшего из боя раненного воина с саблей в руке. Голова его перевязана. Художник в последнее время мучился сильными головными болями. Рядом за столом сидит немец (на переднем плане с пикой), датчанин и француз. Уже тогда в войске были иностранные наёмники.

Без веры не победить. Церковь сыграла решающую роль в битве. Главный, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой иконой в руках). Его фигура на изображении намеренно едва заметна. Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях едва ли не ключевая. Монахи монастыря исповедуют воинов, идущих на бой, они помогают раненым воинам, совершают отпевание почивших бойцов, а также совершают молебны перед Владимирской иконой Божией Матери.

Глубокий духовный и символический смысл – идея единства и непобедимости Святой Руси, – заложенная автором картины, постепенно раскрывается перед нами во всей своей убедительности и полноте.

Текст частично взят с сайта «Свято-Тихонова пустынь», автор фотографий Георгий Башкин.

raven-yellow.livejournal.com

Ягловский Пятачок — сайт жителей Яглово

В сентябре получилось посетить музей-диараму «Стояние на Угре» во Владимирском скиту в деревне Дворцы Дзержинского района.

Музей располагается в отдельном здании отстроенном к юбилею — 900-летие кончины священномученика Кукши1просветителя Вятичей. Экспонаты можно условно разделить на художественные и реконструкцию.

Первый зал предлагает посетителям триптих художника Павла Рыженко. Художник очень живо изобразил моменты относящиеся ко времени Куликовской битвы. Картины достаточно объемны — чем больше смотришь, тем больше деталей открывается.

Далее несколько залов с экспонатами эпохи «Стояния на Угре» — есть и реальные предметы быта, но все же больше реконструкции.

Завершает экскурс в историю — диарама, огромное пано размером 8 на 20 метров. Картина представляет собой сцену стояния двух войск на берегах Угры. Надо сказать, воздействие у картины достаточно сильное — дополняется оно аудио и макетным фоном.

Координаты:
Широта: 54°36′50.72″N (54.614088)
Долгота: 35°59′59.45″E (35.999847)

 

 


1. Житие Преподобного священномученика Кукши Печерского, просветителя вятичей  (память 27 августа / 9 сентября)

Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века пришел он в землю вятичей — язычников, для проповеди им святого Евангелия. Вятичи — небольшое славянское племя, обитавшее в древности по берегам рек Оки и Десны, в пределах нынешних Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей, которые в то время представляли собой непроходимые леса и дебри. Поселившись в стране лесной и дикой, они ничем не отличались от дикарей. По свидетельству святого преподобного Нестора Летописца, «они живут в лесах как всякий зверь и едят все нечистое», у них «браки не бывают, а сходятся между селами на игрища и на всякия бесовския песни и тут умыкают себе жен; имели же они и по две, и по три жены». Вятичи, проживавшие в нынешней Центральной части России, удаленные от тогдашних культурных центров — Киева, Новгорода и прочих городов — значительно отставали от других славянских племен в духовной и материальной культуре. Но вот и среди них раздался голос Евангельского благовестия.

В святом сонме праведников и подвижников Киево-Печерской Лавры в древности проводил свою подвижническую жизнь блаженный Кукша, происходивший из княжеской отрасли вятичей. Ни в житии священном ченика, ни в службе ему не упоминается о том, почему он, имея христианское имя Иоанн, сохранил языческое имя Кукши. Есть об этом несколько предположений, но, во всяком случае, народное имя провозвестника христианства не должно нас смущать, так как обычай иметь, кроме христианского имени, еще и народное сохранялся на Руси долгое время после принятия ею Православия.

Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг апостольской проповеди среди родного языческого племени. И только отдаленность страны вятичей, грубость и жестокость своевольных обитателей этой области, тяжесть апостольского подвига и нежелание расставаться со святой и дорогой обителью Печерской удерживали блаженного Кукшу от исполнения его заветной мысли.

Когда в Киеве происходило великое торжество, перенесение святых мощей мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем и оконченный сыном его Олегом Святославичем Северским, владетелем вятичей, в Киев, кроме Олега, прибыл брат его Давид Святославич Черниговский и владыка Феоктист, епископ Черниговский, которые много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры доброго, но в то же время дикого племени вятичей.

Именно теперь святой Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников.

Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам со своим учеником Никоном по реке Десне, так как в древности лучшими и удобнейшими путями сообщения служили реки. Из Печерского Патерика известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и многими чудесами, что привлекало умы и сердца наших предков к проповеднику христианской веры, свидетельствуя о Божественном посланничестве угодника Божия.

Для вятичей, добывавших средства к жизни земледелием, большое значение имели благоприятные погодные условия. Известно, что во время проповеди священномученика Кукши при случившейся долговременной засухе, местные ведуны и бабки к своему окончательному посрамлению истощили все заклинания и заговоры, чтобы вызвать благодетельный дождь, но дождя все не было. И тогда святой Кукша, помолившись Господу Богу, даровал нашим предкам столь понятное знамение всемогущества Божия, как обильный дождь на их изсохшие поля.

Но не всем была по душе деятельность Кукши. Если колдуны и чародеи даже и доныне имеют особое значение для некоторых людей, то в древние языческие времена они всецело владели душами народа. Понятно, что появление проповедников Христианства лишало их былого влияния. Вот почему языческие жрецы и поклонники всякого колдовства разжигали в себе чувство глубокой ненависти к проповедникам Истины, которые отняли у них народное доверие, и многочисленными чудесами, преимущественно же исцелением больных, привлекали к себе многих. Ревнителям старины распространение новой веры казалось крушением прежних устоев жизни. А проповедники Евангелия являлись в их глазах врагами народа, влекущими его к неизвестному и, по их мнению, худшему будущему. Эти ревнители старины и идолопоклонничества решили убить святого Кукшу и его ученика и сподвижника инока Никона. Священномученик Кукша сознавал, какую ненависть возбуждал он среди языческих жрецов, и, конечно, мог предвидеть, что эта ненависть побудит их к насилию.

Поэтому святой подвижник постом и молитвой готовил себя к мученической христианской кончине. Само собой разумеется, что пламенная любовь к людям и ревность к Богу, которая вела его к просвещению во тьме сидящих, также понудила его пренебречь опасностями дальнего пути и жизни среди не знающих законов людей, которые не вменяли себе во грех грабеж и убийство.

Так о чудесах и подвигах святого Кукши в Печерском Патерике свидетельствует святой Симеон, Епископ Владимирский: «Могу ли умолчать, говорит он, и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Так закончилась многотрудная и преславная земная жизнь просветителей нашего Калужского края — священномученика Кукши и ученика его Никона. Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Что сделалось с мощами святого Никона остается неизвестным, а тело святого Кукши, по его завещанию, доставлено в Киев, где и доныне Святые мощи его почивают в нетлении в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

www.xn--b1abymb1h.xn--p1ai

Посещение музея «Великое стояние на Угре»

Музей-диорама  «Великое стояние на реке Угре» — первый в России  музейный комплекс, посвященный военной кампании 1480 года.   Он создан по инициативе и трудами монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь. Экспозиция музея рассказывает о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о зарождении в XV веке нового государства — Московская Русь.

3 августа воспитанники центра «Надежда» (Отделение «Социальная гостиница» с группой дневного пребывания) побывали в этом удивительном месте. Какая неповторимая атмосфера царит в этом музее! Ребята были под большим впечатлением и очень внимательно слушали рассказ экскурсовода Ольги Николаевны Антоновой.
Диорама выполнена в формате 3D художниками-баталистами студии им. М.Б. Грекова. На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра заслуженный художник России, наш земляк, Павел Рыженко изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. Усиливают эффект от увиденного звуки выстрелов пушек, топота копыт, голосов людей, пение птиц, звон колоколов, чувствуется запах осенней листвы и тлеющих костров. Все это создает ощущение присутствия, непосредственного участия в тех далеких событиях.
Посещение музея стало для ребят одним из самых запоминающихся событий последнего месяца летних каникул.
Благодарим наместника Свято-Тихоновой пустыни архимандрита Тихона за любезно предоставленную возможность посетить музей, а также экскурсовода О.Н. Антонову за увлекательнейшую экскурсию. Спасибо!

 

     Педагог-организатор Замосковичева Н. И.

    

    

    

nadezhda-kaluga.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *