Краткая история цивилизации – курс на ПостНауке
Курс
Что сделало из обезьяны человека
Сохранить курс50680 329
Партнер курса
О курсе
Почему исчезли неандертальцы и выжили кроманьонцы? Когда люди научились говорить? Почему появилось искусство и на каких музыкальных инструментах играли древние люди? Как возникло общество и цивилизация? Когда впервые зародилась наука? Вместе с Издательством Яндекса — просветительской программой, которая занимается развитием и поддержкой образовательных интернет-проектов, — мы попытались найти ответы на эти вопросы в проекте Краткая история всего. Материалы курса «Краткая история цивилизации» познакомят вас с современными представлениями о начале человеческой истории.
Культура общество человек Гуманитарные науки
Поделиться
Автор курса
ПостНаука
команда ПостНауки
Содержание
01
Какими были неандертальцы?
Мультфильм об альтернативном человечестве
02
Неандертальцы: как они жили и почему исчезли
Почему неандертальцы проиграли кроманьонцам, как был устроен неандертальский быт и почему исчезли представители этого альтернативного человечества
Журнал
03
Почему люди стали разговаривать?
Мультфильм о появлении речи
04
Появление языка: почему Homo начали разговаривать
Зачем древним людям понадобилась речь и что науке известно о появлении способности говорить
Журнал
05
Как появилось искусство?
Мультфильм об искусстве каменного века
06
Палеолитическое искусство: как появились первые украшения, пещерная живопись и музыка
Как древние люди занимались пещерной живописью и что значило для них искусство
Журнал
07
Как появилась цивилизация?
Мультфильм о том, как развивалось человеческое общество
08
Что делает человека человеком: как появились общество, огонь и цивилизация
Почему homo sapiens победили неандертальцев, как появилась цивилизация и на какие вопросы о жизни древних людей ученые до сих пор ищут ответы
Журнал
09
Как появилась наука?
Мультфильм о том, как древние греки изобрели науку
Следите за прогрессом
Сохраните курс в личном кабинете, чтобы отслеживать прохождение
Сохранить курсИздательство Яндекса
Издательство Яндекса — программа развития и поддержки просветительских проектов в цифровой среде.
Другие гиды и курсы ПостНауки
Квантовые технологии
Квантовые эффекты на службе человечества
8 материаловМозг и сенсорные системы
Курс физиолога Вячеслава Дубынина о том, как наш мозг получает информацию об окружающем мире
12 материаловЯзыковое разнообразие
10 лекций о структуре языков, сходстве и различии между ними, отобранных лингвистом Владимиром Плунгяном
10 материаловФотоника и квантовые материалы
Курс о световых потоках и квантовых технологиях
10 материаловПервые цивилизации: Древняя Месопотамия | by Dana Markova | Dana Markova
История искусства #2
Ворота ИштарТерритория МесопотамииЗарождение и развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э., начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н. э.
«Месопотамия» — значит «Земля между реками», между Евфратом и Тигром.
Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака.
Современная картаЭта цивилизация сформировала древние государства, среди которых Аккад, Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония.
Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли.
Историю Древней Месопотамии принято разделять на условные отрезки:
Убайд — 4 000–3 500 гг. до н.э.
Урук — 3 500–3 000 гг. до н.э.
Джемдет-Наср — 3 000–2 800 гг. до н.э.
Раннединастичесикй — 2 800–2 400 гг. до н.э.
Аккадский — 2 400–2 200 гг. до н.э.
Позднешумерский — 2 200–2 000 гг. до н.э. (включает период III династии Ура — 2 100–2 000 гг. до н.э.)
Древневавалонский (или старовавилонский) — 2 000–1 600 гг. до н.э.
Касситский — 1 600–1 200 гг. до н.э. и послекасситский — 1 200–627 гг. до н.э.
Нововавилонский (или халдейский) — 625–538 гг. до н.э.
Более чем 5000 лет назад тут обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.
После исчезновения Шумера и Аккада доминировать на этой земле стали две страны, попеременно берущие верх, — Вавилония и Ассирия.
Так, в 1700-е годы до н.э. шестой царь вавилонской династии Хаммурапи объединил всю Месопотамию, и это был расцвет Вавилонии, которая через чуть больше чем тысячу лет была разрушена Ассирийским царем Синах-рибом.
Вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи.
На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне, а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу под названием «аккадцы».
Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было.
Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы — племена, номы, территориальные общины.
Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково — «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил.
Религия, во всех ее главных моментах, была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице.
Assembly of the Gods, 12 Royal Anunnaki Family MembersНи одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения.
Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.
В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.
Особенно популярны были так называемые ламассу (шеду), которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.
Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов.
Слева- Древнерусская миниатюра из «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова (1539). Справа- Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель СтаршийДревнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.
Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы.
Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.
Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш», а также серия табличек «Урра-Хубуллу» , являющаяся своего рода энциклопедией из 24 книг.
Слева- Энума элиш .Справа- Урра-ХубуллуРяд аккадских литературных произведений приписывается Энхедуанне, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице Ура. Её произведения назывались «гимнами к богине Инанне».
До нас дошло более 100 табличек с фрагментами нескольких этих гимнов, но лишь в списках более позднего старовавилонского периода. Они использовались в школах для переписывания, что свидетельствует об их популярности.
Henry Justice Ford — How Ahikar Outwitted the King of EgyptВавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры.
Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия древности или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.
Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара».
Основу архитектуры Месопотамии составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.
Первые из дошедших до нас храмов относятся к IV — III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами, были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Позже добавились желтый и голубой цвет.
Зиккурат в УреThe Ziggurat at Chogha ZanbilСлева- Дренажные отверстия на поверхности нижнего яруса зиккурата. Справа- Кирпичная кладка зиккурата в Чога-Замбиле (Элам)У шумеров зиккураты были треступенчатые, а во времена Ассирии и Вавилона, когда главных Богов оказалось семь- стали стоить семиступенчатые зигккураты.
Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон.
Двор с галереей по ул. Веселой, 3 в г. Уре;Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья.
Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путём чередования выступов и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.
Слева- Храм VII в Эриду (III тыс. до н. э.). Реконструкция. Справа- Белый храм в г. Уруке (XIX в. до н. э.). Платформа.Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии зиккуратов. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат, высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8, находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Это предполагаемый прототип Вавилонской Башни.
Модель расположения Этеменанки (слева) и Эсагилы (справа) в ВавилонеВавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.
Все предметы искусства имели определенные функции: мемориальную, культовую и прагматическую.
Прагматическая функция состояла в демонстрации высокого социального статуса обладателя вещи, например, печати, культовая означала участие изделия в религиозных обрядах.
Мемориальная функция означала, что изделие должно было напоминать потомкам о своих предках, призывать их чтить их деяния, приносить им жертвы и т.д.
Эстетической функции у шумерских изделий не существовало.
После запрета человеческих жертвоприношений в некрополях рядом с телом покойника находились глиняные фигурки рабов. Таким образом, скульптура выступает двойником тела, она и заменяет. Поэтому скульптура должна была быть индивидуализированной, похожей на оригинал, то есть на того, кого она изображала. Правда, форма не должна полностью соответствовать модели, потому индивидуализировало скульптуру имя, которое на ней надписывали.
Обычно статуя воплощала вотивные образы, обращенные в молитвах к божествам, и имела сакральный смысл.
Статуи монархов содержали функцию преклонения перед богами, посредника между ними и миром людей.
Если молитва фиксировалась на скульптурном изображении, то мольба о помощи в обретении лучшей жизни будет длиться вечно.
Статуя Гудеа в форме адоранта с молитвой на мантииНезначительность количества найденных статуй в Месопотамии объясняется тем, что местный известняк слишком мягок и был пригоден главным образом для барельефных изображений. В шумерских и вавилонских сооружениях скульптурные украшения играли второстепенную роль.
В Вавилонии скульптурные изображения умерших царей клали как подношения в храмах.
Индивидуальность фигурам придавали надписи на них (на спине или на плече), а не портретное сходство с моделью.
Статуи, как правило, были небольших размеров. Сказалось отсутствие в Месопотамии должных объемов камня и дерева.
Слева- Фигурка великой певицы Ур Нины (алебастр, 26 х 11,6 см). Справа- Фигурка шумерской молящейся пары.В скульптурных изображениях человека масса распределяется в симметрии вокруг «виртуальной» оси. Сама статуя воплощается в фигурах конуса, треугольникам или цилиндра, к которым приспосабливается тело, и это делает фигуры однородными.
Как правило, статуи мужские, они неподвижно стоят или сидят, мускулистые руки чаще всего скрещены на груди или держат сосуд, голова тщательно проработана (ибо тело всего лишь «пьедестал» для головы), лицо серьезно, брови и глаза без век инкрустированы (именно взглядом молящийся выражает свои мольбы), рот закрыт.
АдорантыПо скульптуре нельзя однозначно определить, что, скажем, в действительности представляли собой шумеры. Большие уши и глаза у них были символами мудрости, поэтому подобное в изображении объясняют требованиями культа, а не антропологическими особенностями.
Длинные, собранные в пучок волосы и вьющаяся борода вавилоно-ассирийских изображений человека указывают на их ближневосточное происхождение.
Статуя Саргона, медьМы не найдем в Месопотамии изображения обнаженного человеческого тела — в нем не искали идеал красоты.
В Месопотамии родилась традиция изображения фантастических существ. В фигурах смешивались черты человека и животных. Это вытекало из потребности древнего человека присвоить себе атрибуты животных, чтобы войти в общение с силами природы. Эта традиция была перенята египтянами и народами Восточного Средиземноморья и сохранялась вплоть до средних веков.
Баран что стоит на задних лапап опираясь на Дерево Жизни. Из гробницы в УриСамым замечательным из скульптурных произведений является найденная в Уруке мраморная женская голова (Багдад, Иракский музей). Плоено срезанная сзади, она была прикреплена когда-то к стене храма, являясь частью горельефной фигуры. Лицо богини с огромными широко раскрытыми глазами и сросшимися над переносицей бровями (глаза и брови инкрустированы) отличается большой выразительностью. На голове когда-то был прикреплен убор из золота.
Барельефы изготавливаются из различных материалов. Это может быть камень, мрамор, дерево. Есть глиняные и алебастровые изделия, фигуры из металла. Разновидностью барельефа является горельеф («высокий рельеф») — изображение с большой выпуклостью.
Львы в садуИзображения животных и птиц, в соответствии с канона, доминировали также профильные. Изображаемое, что могло состоять из нескольких регистров, мало “читаться” как рассказ по принципу письменного текста, но снизу вверх.
Огромных размеров каменные изваяния животных и мифических существ украшали входы царских дворцов.
При плоскостности изображения фигур человеческую фигуру изображали с трехчетвертные или полным поворотом плеч, профильность изображения ног и лица, однако глаза — в профиль.
Сохранились барельефы с изображением владык с окладистыми бородами, заплетёнными волосами, с чётко прорисованными деталями глаз, губ, носа. Они восседают на тронах или в праздничных повозках. Вокруг вырезаны скульптуры слуг, рабов.
Законы царя ХаммурапиВстречаются выпуклые изображения воинов, лучников, которые свидетельствуют о военной мощи месопотамских государств.
Есть сюжетные скульптурные изображения военных сражений, охоты, бытовых действий, где вместе с фигурами людей вырезаны лошади, быки, львы, двуглавые птицы.
Глиптика
Лучше всего сохранившаяся часть искусства — глиптика. Она доказывает, что ранняя шумерская культура тесно связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой.
Каменные печати в виде цилиндров, играли первоначально роль амулетов, а затем превратились в знаки собственности.
На цилиндрах-печатях вырезались отдельные человеческие фигуры, целые сцены из повседневной жизни (например, изготовление сосудов) и фигуры, связанные с религиозными верованиями и сложившимся уже в это время народным эпосом (фигуры быко-человека, побеждающего двух львов, и т. п.).
Фигуры часто расположены в так называемых «геральдических» композициях, т. е. таких композициях, в которых выделен центр с симметрично расположенными по его сторонам фигурами. Позднее «геральдическая» композиция сделалась характерной для искусства всей Передней Азии.
В Месопотамии монументальная живопись использовалась для украшения храмов со времен протоисторической эпохи с целью оживить скучный вид голых стен из необожженного кирпича.
Фигуры имели большую живость и экспрессивность, которая создавала удачный контраст с неподвижной росписью. Если говорить об ассирийских дворцах, то там чаще всего встречаются декоративные и нарративные сцены.
Штандарт из УраИспользованная цветовая гамма ограничена, в ней преобладают желто-красный, красный, белый и черный тона.
Жертвоприношение. Настенная роспись из дворца МариНа картинах Месопотамии фигуры людей и животных подчеркивали черными линиями, которые выделялись на одноцветном фоне.
Фигуры могли сочетаться при помощи горизонтальных полос, которые располагались одна над другой. Эти полосы отличались сочетанием геометрических и зооморфических фигур.
Фрески начали делиться на панели, которые были отмечены цветными полосками с несколькими центральными сценами.
Эмалированные рельефы
Немного позже в Месопотамии появилась уникальная техника эмалированного кирпича, которую внедрили касситы. Благодаря этой технике, древняя живопись Месопотамии выглядела более реалистично и эффектно. Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы, зооморфные фигуры, рычащих львов и другие мотивы.
Деталь с одним из львов, обрамлявших цоколь царского дворца Вавилонии, которая хранится в Пергамонском Музее в Берлине.Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объемными, чтобы производить на зрителей большой эффект.
Ремесло изготовления ювелирных изделий была усовершенствовано по самым высоким стандартам. Поскольку мастера серебряных дел не имеют собственные удобства на импортирование своих собственных материалов, они работали по регулируемым государством гильдиями. Материалы, которые им были предоставлены, помогли обрести им новаторские инновации в технике по изготовлению.
Headdress of Princess Puabi SumerianМесопотамские украшения соединяют в себе множество различных материалов, включая золото, медь, серебро и еще большое разнообразие драгоценных камней.
Лазурит был одним из самых ценных материалов, даже выше золота. В то время и там, где ресурсы были скудны, все сырье драгоценных материалов было импортированы и распространено в другие регионы, как готовых ювелирных изделий. Это не удивительно, что экономика выросла так быстро и кузнецы серебра были мастерами искусства.
Мужчины носили браслеты, серьги, ожерелья, повязки и другие украшения.
Женщины были закутаны в цветочный орнамент сделанный из листов золота , клипсов, ожерельев, ремней и тому подобных.
Гробницы найдены в городе Ур, содержащие некоторые из наиболее значимых элементов в изучении украшений Месопотамии. Глядя на эти уникальные предметы, необходимо заметить, лежащие в основе мотивы. В центре их вдохновения листья, веточки, виноград, спиральные объекты и другие формы и элементы природы.
На рубеже V-IV тыс. До н.э. произошли важные изменения: появляется гончарный круг и была изобретена печь для обжига посуды. Эти технические достижения повлияли на качество изделий, сделав возможным художественное оформление предметов.
Керамика имела простую форму, производилась от руки и выжигалась на открытом огне.
Особенно пышно разукрашивались внутренние стенки сосудов.
Главную роль играют стилизованные изображения людей, рыб, птиц, скорпионов, козлов, закомпоновано в центре сосуда в знак свастики — сварги.
В геометрических мотивах встречаются треугольники, шахматный орнамент, косые черточки, криволинейный орнамент, подобный меандрового.
Какой была жизнь в Древнем Вавилоне?
Кодекс Хаммурапи может привлечь все внимание, но ячмень и шерсть были основой повседневной жизни и торговли вавилонян.
Автор: Dave Roos
Опубликовано:
Ник Уилер / автор Getty ImagesДревнее месопотамское царство Вавилон процветало во время правления Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э. . Что примечательно в этот период вавилонской истории, так это то, что археологи обнаружили десятки тысяч клинописных табличек, которые рисуют подробную картину жизни в древнем царстве, расположенном на территории современного Ирака.
Существует бесчисленное множество контрактов, например, в которых записано усыновление ребенка, наем рабочего или покупка поля. Есть письма — некоторые размером с почтовую марку, — которые предлагают интимный взгляд на семейные отношения и королевские обязанности.
И даже знаменитый «кодекс» Хаммурапи, первый зарегистрированный письменный закон, дает «прекрасное окно в повседневную жизнь», — говорит Аманда Подани, профессор истории Калифорнийского государственного политехнического университета в Помоне и автор книги «9».0015 Ткачи, писцы и короли: новая история древнего Ближнего Востока .
«Удивительно, но законы Хаммурапи мало что говорят нам о вавилонских законах, потому что они фактически не были приняты», — добавляет Подани. «То, что они представляют, — это прецеденты дел, которые были переданы в суд, и многое было связано с повседневными вещами, такими как сельское хозяйство, развод, наследование и обращение с рабами».
СМОТРЕТЬ: Семь чудес света в HISTORY Vault.
Семья, класс и общество в Древнем Вавилоне
Ullstein билд Dtl. / Contributor via Getty ImagesЦветная гравюра с изображением древнего месопотамского города Вавилона с башней и стенами, 1790
Историки не имеют точных данных о населении Вавилона во времена Хаммурапи, но вполне возможно, что оно составляло более 25 000 человек. Столетия спустя он вырос до более чем 100 000 человек и стал крупнейшим городом в Месопотамии.
Если вы пойдете по улице в Вавилоне Хаммурапи, все, что вы увидите с обеих сторон, это высокие стены из сырцового кирпича с дверями. Однако за дверями были открытые дворы, окруженные комнатами и жилыми помещениями. Наружные окна были редкостью, но центральный двор давал много света и воздуха.
Семья имела первостепенное значение для вавилонян, и большие семьи часто жили рядом друг с другом. По этой причине вавилоняне редко продавали семейный дом, говорит Подани. Он передавался из поколения в поколение, и семейные захоронения часто находились под двором.
Древнее вавилонское общество было патриархальным, говорит Подани, но вавилонские женщины на самом деле имели больше прав, чем в более поздних цивилизациях, таких как Древняя Греция. Они могли представлять себя в суде, владеть имуществом и передавать его своим детям, занимать должности жриц и чиновников.
Вавилонянин редко брал вторую жену и обычно разрешался только в тех случаях, когда первая жена не могла родить ребенка.
Класс не был жестким в вавилонском обществе. Царь и его царская династия, разумеется, были на вершине, за ними следовали первосвященники и жрицы многих храмов, посвященных вавилонским богам. Но в народе существовало движение между землевладельческим классом, известным как авилум или «джентльмены», и мушкенум или «простолюдины», которые были свободны, но, вероятно, не владели землей.
Рабы принадлежали к классу вардум . Хотя некоторые вавилонские рабы были куплены, а другие родились в рабстве, во многих случаях рабство было временным состоянием в Вавилоне. Если простолюдин глубоко влез в долги, он мог быть порабощен своими кредиторами до тех пор, пока долг не будет погашен. Другие вавилонские рабы были военнопленными, чьи семьи не могли заплатить выкуп.
Сельское хозяйство, ремесленничество и торговля
Во времена Хаммурапи богатство города измерялось производством ячменя и шерсти, из которой изготавливали ткани для продажи.
Большая часть сельскохозяйственных земель Вавилона принадлежала либо царю, либо храмовому комплексу, но некоторые люди также владели и управляли частной землей. Тяжелая работа по рытью каналов, вспашке полей и разведению овец выполнялась наемным и мобилизованным трудом. Солдатам также выделялись участки земли в обмен на военную службу. У них не было земли, но часть урожая была их зарплатой и пропитанием их семьи.
Вдобавок к ячменю, основному продукту для хлеба и пива — в основном слабому напитку, богатому белком и калориями — вавилоняне собирали финики в высоких садах с финиковыми пальмами и овощи с небольших огородов. Сельскохозяйственное изобилие Вавилона стало возможным благодаря разветвленной системе вырытых вручную каналов и дамб, по которым поступала пресная вода из близлежащей реки Евфрат.
Десятки тысяч овец, источника текстильной промышленности Вавилона, паслись бы в выжженных предгорьях. Стрижка, которая происходила в конце декабря и начале января, была колоссальным мероприятием. Вавилоняне называли это «выщипыванием», говорит Подани, потому что вместо того, чтобы стричь шерсть, рабочие расчесывали и выщипывали ее у овец, когда весной они естественным образом сбрасывали шубы. Огромные кучи шерсти хранились в королевском «выщипном доме».
Вавилонские женщины играли важную роль в качестве ткачей, производя высококачественные шерстяные ткани, которые обменивались с соседними королевствами на металлы, древесину, полудрагоценные камни и строительный камень.
ПОДРОБНЕЕ: Как Хаммурапи превратил Вавилон в могущественный город-государство
Храмы и религиозная жизнь
Вавилоняне были политеистами и поклонялись большому пантеону богов и богинь. Некоторые из богов были государственными божествами, например, Мардук, главный бог-покровитель Вавилона, обитавший в высоком храме. Другие были личными богами, которым семьи поклонялись в скромных домашних святынях.
В городе были храмы, посвященные главным государственным божествам, таким как Иштар, Энлиль, Син и Шамаш, помимо Мардука. Внутри каждого храма находилась тщательно продуманная культовая статуя бога или богини, и только жрецам, жрицам и храмовым работникам разрешалось входить в присутствие бога.
«Статуя не была изображением бога; это было богом», — говорит Подани. «Статую нужно было кормить три раза в день, подавать вино и пиво и одевать в украшения. В праздничные дни великих богов проносили по улицам».
Закон и справедливость
Беттманн через Getty ImagesХаммурапи, известный царь первой династии Вавилона, с частью его законов, как изображено на известняковом обету в Британском музее в Лондоне.
Знаменитый строгий «кодекс» законов Хаммурапи никогда не применялся как таковой — по крайней мере, судя по сохранившимся судебным протоколам, — но кодекс Хаммурапи отражает изощренность судебной системы Вавилона.
За каждым вавилонским судом наблюдали семь судей, и решения выносились на основе мнения большинства. Если кто-то подавал дело в суд, судьи иногда призывали к независимому расследованию и к даче показаний свидетелями под присягой.
«Быть свидетелем было большим делом», — говорит Подани, поскольку каждый контракт и деловая сделка требовали свидетелей. «Свидетели должны были бы дать клятву богам, и если бы они предстали перед судом, их клятва была бы равносильна высказыванию: «Если я не говорю правду, то пусть Шамаш убьет меня». оно того не стоит.
Вавилонская правовая система включала положения, запрещавшие судьям брать взятки или отдавать предпочтение богатым. Даже наказания, которые современным читателям могут показаться жестокими, часто учитывали класс жертвы.
Например, если богатый человек ослепил глаз такого же богатого человека, то в наказание преступнику будет ослеплен один глаз. Но если богатый человек ослеплял глаз простолюдина, он платил жертве 60 шекелей серебра, что эквивалентно зарплате за шесть лет. Для простолюдина, говорит Подани, деньги были гораздо более ценными, чем знание того, что нападавший тоже был слеп на один глаз.
«Похоже, это была система, которой вавилоняне гордились своей справедливостью, — говорит Подани.
Война и завоевание
Во времена Хаммурапи военные действия велись иначе, чем в более поздние периоды, когда ожесточенные затяжные сражения унесли бесчисленное количество жизней.
«Войны были тщательно спланированы, — говорит Подани. Если у соседних королевств возникал пограничный спор, дипломаты определяли дату и время битвы. «Единственная битва часто решала, кто победил».
На 30-м году правления Хаммурапи увлекся строительством империи и в течение следующих 13 лет завоевал 17 соседних королевств и регионов. Одной из особенностей ведения войны во времена Хаммурапи было то, что армии пытались захватить — не обязательно убить — как можно больше вражеских солдат. Это потому, что военнопленных держали ради выкупа, прибыльной торговли.
Ключевую роль здесь сыграли торговцы. Поскольку купцы много путешествовали и говорили на нескольких языках, они платили выкуп за пленника и возвращали его на родину. В Вавилоне, если семья была бедна и не могла заплатить выкуп, ответственность ложилась на храм. А если храм не мог его заплатить, то дворец покрывал долг.
Месопотамия — Цивилизация, расположение и сводка
Где находится Месопотамия?
Месопотамия расположена в регионе, ныне известном как Ближний Восток, который включает части юго-западной Азии и земли вокруг восточной части Средиземного моря. Он является частью Плодородного полумесяца, области, также известной как «Колыбель цивилизации» из-за ряда инноваций, возникших в ранних обществах этого региона, которые являются одними из самых ранних известных человеческих цивилизаций на Земле.
Слово «Месопотамия» образовано от древних слов «месо», что означает «между или в середине», и «потамос», что означает «река». Расположенный в плодородных долинах между реками Тигр и Евфрат, этот регион в настоящее время является домом для современных Ирака, Кувейта, Турции и Сирии.
Goran tek-en/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0Карта Месопотамии. С севера на юг показаны Васуканни, Ниневия, Хатра, Ассур, Нузи, Пальмира, Мари, Сиппар, Вавилон, Киш, Ниппур, Исин, Лагаш, Урук, Харакс, Спасину и Ур.
Месопотамская цивилизация
Люди впервые поселились в Месопотамии в эпоху палеолита. К 14 000 г. до н.э. люди в этом регионе жили в небольших поселениях с круглыми домами.
Пять тысяч лет спустя эти дома образовали фермерские общины после одомашнивания животных и развития сельского хозяйства, в первую очередь методов орошения, которые использовали близость рек Тигр и Евфрат.
Сельскохозяйственный прогресс был делом рук господствующей убайдской культуры, которая до этого поглотила культуру халаф.
Древняя Месопотамия
Эти разрозненные аграрные общины зародились в северной части древнего месопотамского региона и распространились на юг, продолжая расти в течение нескольких тысяч лет, пока не сформировались то, что современные люди признали бы городами, которые считались делом рук шумеров. .
Урук был первым из этих городов, построенным примерно в 3200 г. до н.э. Это был мегаполис из сырцового кирпича, построенный на богатствах, полученных в результате торговли и завоеваний, с паблик-артом, гигантскими колоннами и храмами. На пике своего развития его население составляло около 50 000 человек.
Шумеры также создали самую раннюю форму письменности, клинопись, с помощью которой они вели подробные канцелярские записи.
Другие древние люди изготавливали глиняную посуду вручную, но шумеры первыми изобрели вращающееся колесо, устройство, которое позволило им производить его массово. Это позволило им производить большое количество предметов, таких как контейнеры для рабочих пайков, своего рода древний предшественник Tupperware. Шумеры использовали письменное общение к 2800 г. до н.э. Они не собирались писать великую литературу или записывать свою историю, а скорее следили за товарами, которые они производили и продавали. Они сделали это с помощью системы пиктограмм, которые, по сути, представляли собой рисунки различных предметов. В конце концов, они начали комбинировать пиктограммы для выражения идей и действий. Пиктограммы превратились в символы, обозначающие слова и звуки. Шумеры придумали, как собирать и направлять разливы рек Тигр и Евфрат и содержащийся в них богатый ил, а затем использовать их для полива и удобрения своих сельскохозяйственных полей. Они разработали сложную систему каналов с плотинами, построенными из тростника, пальмовых стволов и глины, ворота которых можно было открывать или закрывать, чтобы регулировать поток воды. Шумеры не изобрели колесных транспортных средств, но они, вероятно, разработали первую двухколесную колесницу. в котором погонщик вел упряжку животных, пишет Ричард У. Буллиет в книге «Колесо: изобретения и переизобретения». Гудман говорит, что есть свидетельства того, что у шумеров были такие повозки для перевозки в 3000-х годах до нашей эры, но они, вероятно, использовались для церемоний или военными, а не как средство передвижения по сельской местности, где пересеченная местность затруднила бы передвижение на колесах. . Шумеры изобрели эту жизненно важную технологию земледелия. Они даже выпустили руководство, в котором фермерам давались подробные инструкции по использованию различных типов плугов. И они указали молитву, которую следует читать, чтобы отдать дань уважения Нинкилим, богине полевых грызунов, чтобы защитить зерно от поедания. Шумеры были первыми , кто собирал шерсть для изготовления ткани для одежды в промышленных масштабах. Шумеры первыми пересекли родственные связи и образовали более крупные рабочие организации по производству текстиля — предшественники современных производственных компаний. Чтобы восполнить нехватку камней и древесины для строительства домов и храмов, шумеры создали формы для изготовления кирпичей из глины. . Их здания, возможно, были не такими прочными, как каменные, но они смогли построить их больше и создать более крупные города. Шумеры были одними из первых людей, которые использовали медь для изготовления полезных предметов, от наконечников копий до долот и бритв. , согласно ассоциации развития меди. Они также делали искусство из меди, в том числе драматические панно с изображением фантастических животных, таких как орел с головой льва. Первобытные люди считали, используя простые методы, например, делая зарубки на костях, но именно шумеры разработали формальную систему счисления, основанную на единицах из 60. Сначала они использовали тростник для отслеживания единиц, но со временем, с развитием клинописи, они использовали вертикальные отметки на глиняных табличках. Их система помогла заложить основу для математических расчетов последующих цивилизаций.1 / 9: DeAgostini/Getty Images
К 3000 г. до н.э. Месопотамия находилась под твердым контролем шумерского народа. В Шумере было несколько децентрализованных городов-государств — Эриду, Ниппур, Лагаш, Урук, Киш и Ур.
Первый царь объединенного Шумера известен как Этана из Киша. Неизвестно, существовал ли Этана на самом деле, поскольку он и многие правители, перечисленные в Шумерском царском списке, составленном около 2100 г. до н.э. все они представлены и в шумерской мифологии.
За Этаной последовал Мескиаггашер, король города-государства Урук. Около 2750 г. до н.э. власть взял на себя воин по имени Лугальбанда.
Гильгамеш
Гильгамеш, легендарный герой Эпоса о Гильгамеше , считается сыном Лугальбанды. Считается, что Гильгамеш родился в Уруке около 2700 г. до н.э.
Эпос о Гильгамеше считается самым ранним великим литературным произведением и источником вдохновения для некоторых историй в Библии. В эпической поэме Гильгамеш вместе с другом отправляется в приключение в Кедровый лес, землю богов в месопотамской мифологии. Когда его друг убит, Гильгамеш отправляется на поиски секрета вечной жизни, находя: «Жизнь, которую ты ищешь, ты никогда не найдешь. Ибо, когда боги создавали человека, они позволили смерти быть его долей, а жизни удерживали в своих руках».
Царь Лугальзагеси был последним царем Шумера, павшим от Саргона из Аккада, семитского народа, в 2334 г. до н.э. Некоторое время они были союзниками, вместе завоевав город Киш, но наемная аккадская армия Лугалзагеси в конечном итоге была верна Саргону.
Саргон и аккадцы
Аккадская империя существовала с 2234 по 2154 год до н.э. под предводительством Саргона Великого. Она считалась первой в мире мультикультурной империей с центральным правительством.
Мало что известно о происхождении Саргона, но легенды связывают его происхождение с библейской историей Моисея. Одно время он был офицером, работавшим на царя Киша, а Аккадия была городом, который основал сам Саргон. Когда город Урук вторгся в Киш, Саргон забрал Киш у Урука, и ему было предложено продолжить завоевание.
Саргон расширил свою империю военными средствами, завоевав весь Шумер и двинулся на территорию современной Сирии. При Саргоне торговля за пределами Месопотамии росла, а архитектура стала более сложной, в частности, появились зиккураты, здания с плоскими вершинами в форме пирамиды и ступенями.
Гутиане
Последний царь Аккадской империи Шар-кали-шарри умер в 2193 году до нашей эры, и Месопотамия пережила столетие беспорядков, когда различные группы боролись за контроль.
Среди этих групп были кутианы, варвары с гор Загрос. Правление кутиев считается беспорядочным, что вызвало серьезный спад в перспективах империи.
Ур-Намма
В 2100 г. до н.э. город Ур попытался основать династию для новой империи. Правитель Ур-Наммы, царь города Ур, вернул шумерам власть после того, как Уту-хенгал, вождь города Урук, победил кутиев.
При Ур-Намме появился первый свод законов в истории, Кодекс Ур-Намму. Ур-Намма подвергся нападению как эламитов, так и амореев и был побежден в 2004 г. до н.э.
Вавилоняне
Выбрав Вавилон в качестве столицы, амореи захватили власть и основали Вавилонию.
Цари считались божествами, и самым известным из них был Хаммурапи, правивший в 1792–1750 гг. до н.э. Хаммурапи работал над расширением империи, и вавилоняне почти постоянно находились в состоянии войны.
Самым известным вкладом Хаммурапи является его список законов, более известный как Кодекс Хаммурапи, разработанный около 1772 г. до н.э.
Новшество Хаммурапи заключалось не только в написании законов для всеобщего обозрения, но и в обеспечении того, чтобы все по всей империи следовали одним и тем же правовым кодексам, а губернаторы в разных областях не принимали свои собственные. В списке законов также указаны рекомендуемые наказания, чтобы гарантировать, что каждый гражданин имеет право на одинаковую справедливость.
В 1750 г. до н.э. эламиты завоевали город Ур. Вместе с господством амореев это завоевание ознаменовало конец шумерской культуры.
Хеттеи
Хетты, жившие вокруг Анатолии и Сирии, завоевали вавилонян около 1595 г. до н.э.
Плавка была значительным вкладом хеттов, позволившим создать более сложное оружие, которое позволило им еще больше расширить империю. Их попытки сохранить технологию при себе в конце концов потерпели неудачу, и другие империи стали им равными.
Хетты ушли вскоре после разграбления Вавилона, и касситы взяли город под свой контроль. Родом из гор к востоку от Месопотамии, в период их правления прибывали иммигранты из Индии и Европы, а путешествия ускорились благодаря использованию лошадей с колесницами и повозками.
Касситы отказались от своей культуры после нескольких поколений господства, позволив себе быть поглощенными вавилонской цивилизацией.
Ассирийцы
Stefano Bianchetti/Corbis/Getty ImagesПрием победоносного полководца Ассирийской империи в Месопотамии.
Ассирийская империя под предводительством Ашур-убаллита I возникла около 1365 г. до н.э. в районах между землями, контролируемыми хеттами и касситами.
Около 1220 г. до н.э. царь Тукульти-Нинурта I стремился править всей Месопотамией и захватил Вавилон. Ассирийская империя продолжала расширяться в течение следующих двух столетий, переместившись в современные Палестину и Сирию.
Под властью Ашурнасирпала II в 884 г. до н.э. империя создала новую столицу, Нимруд, построенную из трофеев завоеваний и жестокости, которые сделали Ашурнасирпала II ненавистной фигурой.
Его сын Салманасар провел большую часть своего правления, борясь с союзом между Сирией, Вавилоном и Египтом и завоевывая Израиль. Один из его сыновей восстал против него, и Салманасар послал другого сына, Шамши-Адада, сражаться за него. Через три года к власти пришел Шамши-Адад.
Саргон II
Новая династия началась в 722 г. до н.э. когда Саргон II захватил власть. По образцу Саргона Великого он разделил империю на провинции и сохранил мир.
Его гибель наступила, когда халдеи попытались вторгнуться, и Саргон II искал с ними союза. Халдеи заключили отдельный союз с эламитами и вместе взяли Вавилонию.
Саргон II проиграл халдеям, но переключился на нападение на Сирию и части Египта и Газы, предприняв серию завоеваний, прежде чем погибнуть в битве против киммерийцев из России.
Внук Саргона II Асархаддон правил с 681 по 669 год до н.э. и продолжил разрушительную завоевательную кампанию через Эфиопию, Палестину и Египет, разрушая города, через которые он неистовствовал после их разграбления. Асархаддон изо всех сил пытался управлять своей расширенной империей. Лидер-параноик, он подозревал многих при дворе в заговоре против него и приказал их убить.
Его сын Ашшурбанипал считается последним великим правителем Ассирийской империи. Правя с 669 по 627 г. до н.э., он столкнулся с восстанием в Египте, потеряв территорию, и от своего брата, царя Вавилонии, которого он победил. Ашшурбанипала лучше всего помнят за создание первой библиотеки Месопотамии на территории современной Ниневии, Ирак. Это старейшая известная библиотека в мире, предшествующая Александрийской библиотеке на несколько сотен лет.
Навуходоносор
В 626 г. до н.э. трон захватил вавилонский чиновник Набопаласар, положивший начало правлению семитской династии из Халдеи. В 616 г. до н.э. Набопаласар попытался захватить Ассирию, но потерпел неудачу.
Universal History Archive/Universal Images Group/Getty ImagesВисячие сады Вавилона.
Его сын Навуходоносор правил Вавилонской империей после попытки вторжения в 614 г. до н.э. царем Мидии Киаксаром, что оттолкнуло ассирийцев еще дальше.
Навуходоносор известен своей богато украшенной архитектурой, особенно Висячими садами Вавилона, Стенами Вавилона и Воротами Иштар. При его правлении женщины и мужчины имели равные права.
Навуходоносор также несет ответственность за завоевание Иерусалима, который он разрушил в 586 г. до н.э., взяв его жителей в плен. Он появляется в Ветхом Завете из-за этого действия.
Персидская империя
Персидский император Кир II захватил власть во время правления Набонида в 539 г.ДО Н.Э. Набонид был настолько непопулярным царем, что жители Месопотамии не встали на его защиту во время вторжения.
Считается, что вавилонская культура прекратила свое существование под персидским правлением после медленного снижения использования клинописи и других культурных знаков.
К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Персидскую империю в 331 г. до н. э., большинство великих городов Месопотамии уже не существовало, а культура уже давно ушла в прошлое. В конце концов, регион был захвачен римлянами в 116 г. н.э. и, наконец, арабами-мусульманами в 651 г. н.э.
Месопотамские боги
Месопотамская религия была политеистической, ее последователи поклонялись нескольким главным богам и тысячам второстепенных богов. Тремя главными богами были Эа (шумерский: Энки), бог мудрости и магии, Ану (шумерский: Ан), бог неба, и Энлиль (Эллиль), бог земли, бурь и земледелия и контролер судеб. Эа является создателем и защитником человечества как в эпосе о Гильгамеше, так и в истории Великого потопа.
В последней истории Эа создал людей из глины, но бог Энлиль стремился уничтожить человечество, создав потоп. Эа приказал людям построить ковчег, и человечество было спасено. Если эта история звучит знакомо, так и должно быть; основополагающие месопотамские религиозные истории об Эдемском саду, Великом потопе и создании Вавилонской башни нашли свое отражение в Библии, а месопотамская религия повлияла как на христианство, так и на ислам.
У каждого месопотамского города был свой бог или богиня-покровитель, и большая часть того, что мы знаем о них, была передана через глиняные таблички, описывающие месопотамские религиозные верования и практики. Расписная терракотовая доска 1775 г. до н.э. дает пример изощренности вавилонского искусства, изображая либо богиню Иштар, либо ее сестру Эрешкигаль в сопровождении ночных существ.
Искусство Месопотамии
Хотя искусство Месопотамии предшествовало развитию цивилизации, инновации здесь включают создание искусства в более широком масштабе, часто в контексте их грандиозной и сложной архитектуры, и часто с использованием металлических изделий.
Метрополитен-музей/Покупка, завещание Джозефа Пулитцера, 1966 г.Коленопреклоненный бык, держащий сосуд с носиком, один из самых ранних образцов металлических изделий в искусстве Месопотамии.
Один из самых ранних образцов металлических изделий в искусстве происходит из южной Месопотамии, серебряная статуэтка коленопреклоненного быка 3000 г. до н.э. До этого расписная керамика и известняк были наиболее распространенными формами искусства.
Еще одна работа на основе металла, коза, стоящая на задних лапах и опирающаяся на ветки дерева, с использованием золота и меди, а также других материалов, была найдена в Великой яме смерти в Уре и датируется 2500 г. до н.э.
Искусство Месопотамии часто изображало правителей и славу их жизни. Также создан около 2500 г. до н.э. в Уре находится замысловатый штандарт Ура, структура из ракушек и известняка, которая представляет собой ранний пример сложного изобразительного повествования, изображающего историю войны и мира.
В 2230 г. до н.э. аккадский царь Нарам-Син стал объектом сложной работы из известняка, на которой изображена военная победа в горах Загроса и представлен Нарам-Син как божество.
Среди самых динамичных форм месопотамского искусства — рельефы ассирийских царей в их дворцах, особенно времен правления Ашшурбанипала около 635 г. до н.э. На одном знаменитом рельефе в его дворце в Нимруде изображено, как он ведет в бой армию в сопровождении крылатого бога Ассура.
Ашшурбанипал также изображен на нескольких барельефах, изображающих его частую охоту на львов. Впечатляющее изображение льва также фигурирует на воротах Иштар в 585 г. до н.э., во время правления Навуходоносора II, и выполнено из глазурованного кирпича.
Месопотамское искусство вернулось в поле зрения публики в 21 веке, когда музеи Ирака были разграблены во время тамошних конфликтов.