Где проходило крещение руси князем владимиром: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси

https://ukraina.ru/20190729/1024423942.html

Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси

Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси — 13.07.2022 Украина.ру

Долгий путь к Богу. Крещёная русь до крещения Руси

28 июля в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира отмечается День Крещения Руси. О таком знаковом для нашей цивилизации событии мы можем судить, как и обо всем, что происходило в X веке на периферии тогдашней цивилизации, то есть по летописям и хроникам, многие из которых нередко противоречат друг другу и составлены столетия спустя

2019-07-29T14:26

2019-07-29T14:26

2022-07-13T11:11

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.ukraina.ru/img/102443/36/1024433633_0:319:1000:882_1920x0_80_0_0_96abbbc9ba61892805d69294314edd12.jpg

Украина.ру

1

5

4.7

96

editors@ukraina. ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2019

Алексей Топоров

Алексей Топоров

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.ukraina.ru/img/102443/36/1024433633_0:225:1000:975_1920x0_80_0_0_73769bb7e9bc2565b3b4e9eb7f4dbc18.jpg

1920

1920

true

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Алексей Топоров

история

История, Православие, Русь, средние века, X век

Тем не менее, несмотря на ряд спорных моментов, из-за которых и по сей день ломают копья профессиональные историки, образы предков, определивших ход русской истории и духовный выбор нашего народа, предстают пред нами довольно чётко, словно оживают и проживают те события вновь.

Принято считать, что Русь была крещена в 988 году от Рождества Христова. Впрочем, именно «принято считать», поскольку некоторые историки предлагают иные даты (990-й, 991-й годы), все равно где-то близко. Однако было бы неверным полагать, что до того момента русские земли были совсем незнакомы с христианством.

Апостол Андрей

Так уж совпало в этом году, что день Военно-Морского флота России, отмечаемый под бело-голубым Андреевским флагом, совпал с Днем крещения Руси. Совпадение символичное.

В русской летописной традиции сохранилось несколько вариантов предания о том, как, прибыв в Херсонес Таврический, апостол поднялся по Днепру, предсказал появление на холмах, близ нынешнего Киева, «града великого», затем побывал на месте Новгорода, воздвигнул крест возле нынешнего села Грузино («погрузив посох»), на острове Валаам водрузил крест каменный, уничтожив языческие капища и обратив в истинную веру волхвов и, наконец, отбыл в Рим. 

27 июля 2019, 01:00

День в истории. 27 июля был заложен главный храм КиеваВ этот день в 1862 году в связи с поминовением Св. князя Владимира митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень в фундамент Владимирского собора – православной святыни и произведения искусства. Впрочем, история строительства этого грандиозного сооружения началась десятилетием раньше, а закончилась двумя десятилетиями позже.

Однако даже в древнейших летописных свидетельствах говорится о том, что апостолы на Русь «не ходили». Тем более современными учеными эти предания не воспринимаются всерьез.

Однако живший в XIX веке историк церкви, митрополит Макарий Булгаков, напротив, полагал, что в этой истории «нет ничего невероятного». И действительно — античная географическая традиция, сохранявшаяся до позднего Средневековья, полагала, что Балтийское и Черное моря разделяет не слишком широкий перешеек суши. А значит, мысль пересечь его вполне могла бы возникнуть. Тем более что современные археологи фиксируют устойчивые связи Балтики и Северного Причерноморья на рубеже эр.

Но в любом случае говорить о русах (русских) и даже славянах для I века нашей эры не приходится. Источники (как письменные, так и археологически) их не знают.

Варвары с севера

В одном из вариантов жития Стефана Сурожского рассказывается о произошедшем в самом конце VIII века налете на Сурож (ранее Сугдея, ныне Судак) некоего Бравлина, русского князя Новаграда.

Этот исторический эпизод произошел уже после смерти святого, русский князь ворвался в Софийский храм, начал грабить его, но внезапно его скрючило так, что «обратися лице его назадъ».

Почувствовав, что натворил лишнего, Бравлин приказал воинам покинуть город, оставив все ранее награбленное в Керчи и Корсуни. После чего ему во сне явился сам Стефан Сурожский, который пригрозил, что если князь не крестится, то он никогда не покинет пределов Сурожа. Воин решил не искушать судьбу, принял святое крещение, вместе с ним обратились в святую веру и его дружинники.

Где же располагался тот Новаград, откуда привел своих русов Бравлин?

Одни историки предполагают, что речь действительно идет о Новгороде, хотя, согласно общепринятой точке зрения, он был основан не ранее второй половины IX века. Другие — о расположенном неподалеку от современного Симферополя Неаполе Скифском, который, однако, прекратил существование еще в III веке н.э. Наконец третьи вспоминают о Новиодуне, что на Нижнем Дунае. 

3 октября 2018, 07:28

День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден3 октября (22 сентября) 1782 года в честь двадцатилетия своего царствования императрица объявила о создании нового ордена — Святого Равноапостального князя Владимира. Он стал четвертым по счету в истории России и одним из самых массовых. Выбор святого покровителя был не случаен и глубоко символичен.

В житии святителя Георгия Амастридского описывается схожий чудесный случай, только произошедший на другом берегу Черного моря — в малоазиатском византийском городе Амастрида (ныне Амасра).

С Амастридой приключилось несчастье: «нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия».

Далее говорилось о том, что «зверские нравами, бесчеловечные делами… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они… посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев», низвергали святыни, ставя на их месте языческие алтари, где приносили жертвы.

Гробницу святого Георгия захватчики также планировали разграбить, но внезапно у них стали отказывать ноги и руки, после чего, узнав от одного из пленников, что их поразил гнев Божий, они вернули все награбленное, освободили взятых в плен, а многие изъявили желание креститься.

Датировка нападения русов на Амастриду дискуссионна, а сведения о нападении на Сурож и вовсе малодостоверны. Вполне возможно, что оба этих житийных эпизода в той или иной степени появилось под впечатлением от нашествия русов на Константинополь в 860 году либо отражают события, связанные с этим нашествием.

Воспользовавшись тем, что византийский император Лев Первый ушел в поход на мусульман, русы напали на его столицу — Константинополь.

Одна из византийских хроник сообщает о том, что спешно вернувшийся император всю ночь молился вместе с патриархом Фотием Первым в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, после чего риза Богоматери была вынесена из церкви и опущена в море. А затем внезапно поднялась буря, разметавшая русские корабли.

Правда сам патриарх Фотий, очевидец и участник этих событий, посвятивший им и их последствиям несколько произведений, таких подробностей не упоминает. Он говорит лишь о том, что город был спасен упованием на Богородицу, одеяние которой, тот самый «покров», хранившийся в знаменитом Влахернском храме, пронесли по крепостным стенам: «Истинно облачение Матери Божьей это пресвятое одеяние! Оно окружило стены — и по неизреченному слову враги показали спины». 

12 марта 2019, 07:00

День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблениюВ этот день, 12 марта 1169 г. Киев, все еще сохранявший статус столицы Руси, был взят войсками коалиции князей, признававших лидерство Адрея Боголюбского. Это событие не только произвело большое впечатление на современников, но и было мифологизировано в русской и особенно украинской историографии.

В позднейшем сообщении Фотий говорит о том, что вслед за разрушительным походом русы изъявили желание принять христианство и «приняли они у себя епископа и пастыря», направленных с миссией к патриарху.

«Повесть временных лет» (в отличие от Новгородской I летописи) пересказывает это событие, приписывая поход легендарным варяжским князьям Аскольду и Диру, которые, оставив Рюрика, первыми из северян прибыли в Киев.

Прибывший из Новогорода Олег сместил князей, мол, те не княжеского рода, а правят, и убил. Но и при нем — язычнике — христианство продолжало развиваться, Русская епархия преобразовалась в митрополию и вскоре поминалась в числе прочих епископий (в 891 году была 60-й в списке кафедр, окармлявшихся патриархом Константинопольским, но к началу XIV века, правда, спустилась до 77 позиции).

Сменивший своего регента Олега — сын Рюрика Игорь — довольно скоро возобновил традицию соплеменников ходить на Царьград, в 941 году он с войском вторгается в пределы империи, где его воины, по свидетельству греческих источников, «одних распинали, в других же, расстанавливая как мишени, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в макушки голов; много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли».

Однако в целом этот поход получился для русов неудачным, поскольку ромеи пожгли корабли незваных пришельцев своим фирменным «греческим огнем». Тем не менее, через три года все-таки был заключен мирный договор, в котором говорилось, что нарушивший который «да будет клят от Бога и от Перуна», а «ратификация документа» проходила в Киеве, согласно летописи, следующим образом:

«Сложили оружие свое и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его — сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем, в конце Пасынчей беседы, и хазар, — это была соборная церковь, так как много было христиан-варягов».

Уже по тому, что церковь называлась соборной, можно предположить, что в Киеве она была как минимум не одна.

Христиане в Киеве

Ни для кого не является секретом, что супруга Игоря, мать воителя Святослава — княгиня Ольга, также была крещена в православие. Правда не на Руси а, согласно общепринятой версии, в самом Константинополе, под именем Елена.

Но известно, что прибыла она туда, как это ныне принято говорить, «с официальным визитом» (согласно «Повести временных лет», в 955 году, в то же время по составленному для ромейского имератора Константина Багрядородного сборника «О церемониях», получается что событие произошло двумя годами позже) вместе с неким священником Григорием, что позволило, например, археологу, слависту, академику РАН Бонису Рыбакову утверждать, что княгиня прибыла в Царьград уже крещеной.

И, кстати, в описании самого приема в вышеупомянутом сборнике о крещении также ничего не говорится, а спустя век византийский хронист Иоанн Скилица, говоря о православии Ольги, также ничем не намекает на то, что таинство происходило в Константинополе: 

18 апреля 2019, 06:00

День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источникахВ этот день в 1187 г. умер Переяславский князь Владимир Глебович. Летописное сообщение об этом событии впервые употребляет топоним Украина. Это упоминание породило дискуссию о том, что же понимать под Украиной применительно ко временам Киевской Руси.

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещёная, и истиной вере оказавшая предпочтение, она, удостоившись великой чести по этому поводу, вернулась домой».

Тем не менее «Повесть временных лет» рассказывает совсем другую историю, больше напоминающую красивую легенду, полностью отмести которую, впрочем, мы тоже не можем.

Согласно ей византийский император Константин Багрянородный, узрев красоту русской княгини, потерял голову и предложил ей стать царицей, то есть его супругой. На что гостья отвечала: «Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь». Государю пришлось уступить требованию прекрасной гостьи, которую крестил сам патриарх в главном храме Константинополя — храме святой Софии, а восприемником стал его сын и соправитель — император Роман Второй. После чего Константин вновь предложил Ольге стать его женой, на что та ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь».

После чего Константину не оставалось ничего иного, как признать свое поражение и отпустить Ольгу домой с богатыми дарами. И не только: положение крестной дочери императора сильно продвигало Русь в существовавшей иерархии средневековых государств.

Впрочем, по всей видимости, подобное положение не давало русскому государству то, чего во всяком случае хотела амбициозная Ольга, поэтому буквально через пару лет после ее возвращения из Империи Ромеев она направляет послов к германскому королю, будущему императору Священной Римской империи с просьбой прислать епископа и священников.

Следует учесть, что на тот момент церковь еще не раскололась на восточную и западную, но Рим и Константинополь уже существовали достаточно удаленно друг от друга, в том числе и обрядово, находясь в глухом противостоянии. Папский престол направил на Русь епископа Адальберта, будущего архиепископа Магдебурского, которому удалось продержаться на русских землях всего два года, после чего он был выслан оттуда сыном Ольги — убеждённым язычником князем-воителем Святославом, а некоторые его соратники были и вовсе убиты. 

По всей видимости, подобным тактическим ходом княгине удалось добиться уступок от Константинополя (правда, история умалчивает каких), в ответ Киев отправил в помощь ромеям своих воинов, воевавших с арабами на острове Крит.

19 июня 2019, 11:34

«Игра престолов» по-русски. Как Витовт, Эдигей и Тамерлан решили судьбу Восточной ЕвропыВ самом популярном сериале современности — «Игра престолов» — поставлена точка, но поклонники его литературной основы еще ждут развязки. В фэнтезийном мире, созданном писателем Джорджем Мартином, королевские династии и дома Верховных лордов боролись друг с другом за власть при помощи как военной силы, так и политических интриг.

Предание говорит, что Ольга склоняла к принятию православия и своего сына Святослава, но тот до конца своих дней оставался ярым язычником. Впрочем, специально гонений на христиан (случай с западными христианами Адальберта — исключение) не делал, да и соратникам своим креститься не запрещал, правда, не упуская случая высмеять их выбор.

Из истории Ольгиного внука Владимира, вышедшего победителем из борьбы за Киевский престол, мы знаем эпизод о варягах-христианах, принявших мученическую смерть от киевских язычников.

«Повесть временных лет» описывает эпизод, произошедший после удачного похода киевского князя на прусское племя ятвягов в 983 году. Чтобы поблагодарить идолов за дарованную победу, было решено совершить человеческое жертвоприношение, и жертву должен был определить жребий, который пал на Иоанна — молодого человека, сына варяга-дружинника Федора. Про обоих известно, что оба были христианами, при этом Федор ранее служил у ромеев, где и крестился.

«И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Посланные ушли и поведали обо всём людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?» И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили», — завершает рассказ летописец.

Если эта история достоверна, то вполне возможно, что произошедшее, особенно стойкость отца и сына христиан-варягов, оказали на Владимира сильное впечатление. Вероятно, именно с этого момента он начал искать Бога…

Вопросы веры и выгоды | Мнения

28 июня традиционно отмечается День крещения Руси. Конечно, крещение — это не одномоментное явление. И на Руси, и в других странах, которые принимали христианство в Средние века, этот процесс занимал, как правило, несколько столетий. Формальной датой для нас является 988 год. В это время крестились князь Владимир и те жители Киева, которые к тому моменту еще не были христианами. Это самое знаковое событие в истории крещения Руси. Но не единственное.

Современные специалисты выделяют два важнейших этапа в истории распространения на Руси христианства. Первый связан с событиями 860–870-х годов. В этот период фиксируются самые ранние свидетельства о появлении христиан на Руси. После нападения флота русичей на Константинополь в 860 году византийцы отправили в Киев церковное посольство для проповеди. Они оставили свидетельства о том, что эта миссия была весьма успешной. Тогда крестились и князья, и значительное количество их подданных.

В византийских источниках эта история неплохо фиксируется. Об этом упоминает и Константинопольский патриарх Фотий, современник тех событий, в одном из своих писем. Он пишет о том, что народ русь, самый северный и суровый, наряду со многими другими племенами принял крещение и теперь придерживается истинной веры. То есть свидетельства достаточно однозначны и указывают на начало процесса признания и появления новой веры в древнерусском обществе. Также ключевым событием стало крещение княгини Ольги, фактической правительницы Руси, в 946 или 957 году (точную дату мы не знаем).

Но, как это обычно бывает, распространение новой веры вызывало сопротивление. В течение следующего столетия в Киеве противостояли друг другу две условные партии — сторонники язычества и сторонники христианства.

Вторым этапом стал процесс актуализации крещения при князе Владимире. В первые годы своего правления он пытался опереться на языческую партию. Князь проводил религиозные реформы, стремясь создать единый языческий пантеон для всех племен, живших на Руси. Но ситуация сложилась так, что в будущем он изменил свое решение.

В «Повести временных лет» содержится повествование о выборе веры Владимиром. Там рассказано, как князь рассылал послов по разным странам, чтобы узнать у разных народов, к какой вере они принадлежат и каковы особенности их религиозных взглядов. Все послы после возвращения в Киев рассказывали Владимиру, кто как верит. Наибольшее впечатление на князя произвел рассказ послов, которые вернулись из Константинополя. Они побывали в храме Святой Софии и говорили, что, находясь там, не знали, пребывали ли они на земле или на небе. Услышав об этих необычных впечатлениях, Владимир остановил свой выбор на вере византийцев, то есть на восточном христианстве, православии.

Однако эта история в летописи выглядит как вставная повесть. Вопрос о том, почему же князь выбрал христианство, волновал и современников Владимира, и последующие поколения жителей Древней Руси. Есть мнение, что эта повесть, вставленная в летопись, и была написана для того, чтобы попытаться дать ответ.

Тем не менее очевидно, что политическая реальность, в которой Владимир должен был принимать решения, выглядела несколько по-иному. Вполне вероятно, что в данном случае перевесили политические выгоды.

Объясню почему. Владимир оказался очень нужным союзником для византийского правительства в те годы. Во второй половине 80-х годов X века в Византии происходила очередная междоусобная война: крупный византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров-соправителей, братьев Василия II и Константина VIII. В течение полутора лет с ним не могли справиться, и императорам требовались союзники. Владимир предоставил в их распоряжение свою дружину, около 6 тыс. отборных воинов, которые вступили в сражение с Вардой Фокой и обеспечили императорам победу. Очевидно, что сражались они не одни, но эта дружина сыграла роль каркаса для константинопольских войск.

Рассчитывая на щедрое вознаграждение, Владимир решил подкрепить отправку дружины в Константинополь дополнительными усилиями. Чтобы обеспечить выплату денег со стороны Византии, он с оставшейся частью своих сил осадил Херсонес Таврический. Владимир начал давить на константинопольское правительство, с одной стороны, требуя своевременных выплат, а с другой — показывая, что заложником для соблюдения заключенного договора теперь оказывается целый город Херсонес. В определенном смысле это был политический шантаж, но для Владимира и его дружины к этому времени уже было понятно, что именно Византия является наиболее перспективным «вектором» политики. Оттуда можно получить средства и возможности, которые несопоставимо превосходят все остальные направления возможных действий.

Под Херсонесом развернулись обширные военные действия, и через несколько месяцев византийцы согласились заключить официальный союз с Владимиром. Они расплатились с князем и предложили жениться на сестре императоров Василия и Константина — царевне Анне. Заключив союз, Владимир крестился. Он сделал это для того, чтобы вступить в этот брак, потому что византийскую царевну, представительницу правящей династии, разумеется, можно было выдать замуж только за христианина.

Таким образом, в истории принятия решения о крещении Владимиром присутствуют как идеологические, так и политические обоснования, которые развивались параллельно друг другу.

Современные исследователи толкуют эту историю по-разному. Кто-то считает, что все дело было только в политике, а кто-то говорит, что Владимир был правителем, который искал религиозной истины и жаждал духовного развития. Скорее всего, в реальной жизни было и то, и другое, и отделить эти две стороны событий друг от друга просто невозможно.

Автор — кандидат исторических наук, специалист по истории Византии и христианства

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Джексон, Нью-Джерси: Юбилейные торжества в Свято-Владимирском храме-памятнике

В 2015 году Восточно-Американская епархия присоединилась к полноте Русской Православной Церкви в праздновании 1000-летия со дня кончины Крестителя и Просветителя Руси, св. Великий князь-апостол Владимир. Юбилейные торжества прошли в Свято-Владимирском храме-памятнике гор. Джексон, шт. Нью-Джерси, основанном в связи с 950-летием Крещения Руси в 1938 г.

Великолепный храм в городе Кассвилле, позднее переименованном в Джексон, построен по инициативе архиепископа Виталия (Максименко) на территории, принадлежащей Русскому обществу взаимопомощи в Америке (РОВА), где летом собиралось много русских людей месяцы. Также по инициативе архиепископа Виталия было основано Свято-Владимирское общество помощи в строительстве храма, которое продолжает функционировать и по сей день.

Когда строительство главного храма было завершено, нижний храм, согласно последнему завещанию архиепископа Виталия, стал активно поддерживать миссионерское служение в Америке, и богослужения в нем совершались преимущественно на английском языке. В 2013 году, во время празднования 1025-летия Крещения Руси и 75-летия основания храма, 24 июля, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, состоялось великое освящение удерживалась нижняя церковь. Богослужение возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.

В четверг 23-го и пятницу 24 июля викарий Восточно-Американской епархии епископ Манхеттенский Николай возглавил Всенощное бдение и совершил Божественную литургию в храме св. Ольги. Ему сослужили протоиерей Борис Слуцкий (клирик Св. Александро-Невского епархиального собора гор. Ховелл, шт. Нью-Джерси), иерей Сергий Ледковский (заместитель настоятеля храма-памятника) и протодиакон Николай Мохов (клирик Знаково-Синодального собора). Нью-Йорк). У Большого входа епископ Николай почтил память всех отцов-основателей храма, настоятелей и благотворителей. По окончании Литургии была отслужена поминальная лития по всем усопшим.

С историей храма-памятника связаны одни из самых известных имен в Русском Зарубежье. С 1948 по 1950 гг. послушание настоятеля здесь нес иеромонах Антоний (Медведев; +2000 г.), будущий архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. В 1951 году настоятелем был назначен протоиерей Василий Мусин-Пушкин (+1959). Внутреннее убранство храма расписано архимандритом Киприаном (Пыжовым; +2001 г.). Иконостас, созданный по образцу Успенского собора Московского Кремля, был спроектирован и построен епископом Ирийским Даниилом (Александровым; +2010 г.), им же расписано большинство икон на нем. Здесь погребены основатель епархии архиепископ Виталий (Максименко; +1960) и архиеп.

Никон (Рклицкий; +1976).

Народные торжества начались с Всенощного бдения в субботу, 25 июля, с торжественной Божественной литургии, отслуженной в воскресенье, 26 июля. Для тех, кто будет трудиться во время торжеств, была совершена ранняя литургия в исполнении иерея Серафима Чемодакова. , клирик Св. Александро-Невского епархиального собора.

Возглавил праздничное богослужение Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, в сослужении архиепископа Монреальского и Канадского Гавриила, епископа Манхэттенского Николая, протопресвитера Валерия Лукьянова (благочинный Нью-Джерси) ), протоиерей Сергий Лукьянов (епархиальный секретарь), протоиерей Андрей Папков (настоятель Покровского собора в Чикаго, шт. Иллинойс), протоиерей Любо Милошевич (настоятель Троицкого храма в Вайнленде, шт. Нью-Джерси), иерей Леонид Гоферман (настоятель Покровского собора церкви в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси), о. Сергий Ледковский, иеромонах Тихон (Гайфудинов) и протодиакон Вадим Ган (клирики Синодального собора), протодиакон Леонид Рошко и диакон Павел Дроздовский (клирики Св.

Александро-Невского собора), диаконы Анатолий Ревицкий (клирик храма Всех Скорбящих Радость в г. Филадельфия, Пенсильвания), Марк Богуш (клирик ПЦА) и Дионисий Львов (клирик Синода). Литургию пел смешанный хор под управлением диакона Александра Петровского.

Во время чтения Часов митрополит Иларион рукоположил чтеца Гавриила Монфорте во иподиакона, а за Литургией — во диакона. Во время Малого входа Его Высокопреосвященство наградил о. Серж Ледковский Право ношения золотого креста.

За Литургией молилось множество верующих из Нью-Джерси, Нью-Йорка, Пенсильвании. По окончании службы о. Валерий Лукьянов обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал о жизни и трудах просветителя Руси, святого равноапостольного великого князя Владимира, и призвал современных православных христиан – продолжателей труды святых сегодня – продолжать совершать доброе дело своего спасения, соединяясь со Святым Евангелием, источником заповедей и откровений, и каждый день придирчиво читать его.

Вдохновляя верующих, о. Валерий привел слова одного благочестивого писателя: «Чем утешает нас Евангелие? Тем, что это иной мир, иной воздух, чем наш. Сила Евангелия в его мистической и божественной природе, в его непрекращающемся какой-то белый свет. В нем человек как бы плывет в бестелесных лучах иного мира. Удивительно, что эти лучи всегда вызывают душевное кипение, чувство умиления и слезы». о. Валерий отмечал, что «блажен тот, кто слышит этот голос и будет день за днем ​​входить в святой и спасительный божественный мир Святого Евангелия».

После Литургии состоялся традиционный крестный ход во главе с митрополитом Иларионом, который совершил освящение воды. Вместе с ним архиепископ Гавриил и епископ Николай освятили святой водой территорию вокруг храма-памятника и собравшихся на праздник людей. На открытом воздухе были установлены палатки с духовной литературой и сувенирами, организована трапеза как в церковном зале, так и за его пределами, сопровождаемая концертом народной музыки.

В понедельник 27-го и во вторник 28 июля, в день памяти св. Владимира, епископ Манхэттенский Николай возглавил Всенощное бдение и совершил Божественную литургию в храме-памятнике в сослужении о. Валерий Лукьянов, протоиереи Давид Грицко (настоятель храма Василия Блаженного в Симпсоне, Пенсильвания), Александр Голубов (клирик Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке), Сергий Лукьянов, Серафим Ган (канцлер Архиерейского Синода), Андрей Соммер (старший священник Синодального собора), Георгий Зеленин (настоятель Михайловского храма в Патерсоне, шт. Нью-Джерси), Борис Слуцкий, Александр Анчутин (благочинный Лонг-Айленда и долины Гудзона), иереи Серафим Чемодаков и Сергий Ледковский, иеромонах Елиферий (Скиба; клирик храма «Неупиваемая Чаша» г. Бруклина, Н.Й.), протодиакон Евгений Каллаур (клирик Св. Серафимовского храма-памятника гор. Си-Клиф, шт. Н.Й.), диаконы Павел Дроздовский, Владимир Баррос (клирик Покровского храма г. Глен Коув) , Нью-Йорк) и Александр Коранда (клирик ПЦА).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *