Где происходило крещение руси князем владимиром: Крещение Руси | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Как происходило крещение Руси | Газета «День»

По церковному календарю, 14 августа, кроме известного праздника Макковеев и первого Спаса, отмечается также День крещения Руси. Первосвятителем традиционно считается князь Владимир Святославович, названный православной церковью Равноапостольным и Святым. В 988 г. он успешно ввел христианство как государственную религию. Но к этому важному в нашей истории событию лежал очень длинный и тернистый путь.

Христианство — как и ряд других современных мировых религий — является одним из направлений духовного поворота в истории человечества, осуществленных Великими Учителями: Буддой в Индии, Лао-Цзы и Конфуцием в Китае, Зороастрой в Персии, греческими философами, иудейскими пророками, — в последнее тысячелетие до рождения Иисуса — периоде, который сегодня ученые называют осевым временем Мировой Истории. До осевого времени господствовали магические религии и Бога искали вне человека; позже — пришли религии, которые признали человека личностью, а Бога — Высшим Духовным Существом.

В начале IV века христианство получило признание в Римской державе. Потом к Христу пришли варварские народы Западной Европы: в 800 г. папа короновал Карла Великого, и была образована Священная Римская империя. На основании христианского мировоззрения начала формироваться новая европейская цивилизация.

Благодаря миссии солунских братьев Константина и Мефодия во второй половине IX века новая вера распространилась среди славян. Сначала братья проповедовали в Моравии. Их ученики вместе с князьями Борисом и Симеоном привели к новому Богу Болгарию. Далее дороги проповедников вели на Русь…

Но по легендам впервые благую весть к берегам Днепра принес апостол Андрей, которому выпал жребий проповедовать в Скифской земле. В летописях сообщается, что он приплыл к киевским склонам и обратился к ученикам: «На сих горах возсияет благодать Божья». Потом апостол взошел на горы, благословил их и поставил крест.

Однако должны были пройти века, чтобы подтвердилось пророчество. Кое-кто из историков допускает, что первым из наших князей новую веру принял не кто иной, как сам князь Кий. Основания для этого дают наши летописи, в которых рассказывается, что основатель Киева ходил к Цареграду и принял от византийского императора «большую честь». В то время византийские императоры часто заключали союзы со славянскими князьями и проводили политику обращения их в свою веру.

Следующим крестился князь руссов Бравлин, где-то около 800 года. В «Житии Стефана Сурожского» красочно описывается, что «с севера пришла рать большая руська» во главе с князем Бравлином и захватила город Сурож. Но с церковью Святой Софии случилось чудо: князя неожиданно парализовало. И только после того, как архиепископ Филарет крестил Бравлина, а руссы возвратили все награбленные драгоценности, наступило его исцеление.

Впоследствии христиане появились и в самом Киеве. К началу IX века относятся первые известия о наиболее давней Варяжской пещере (среди Дальних пещер). Там молились те из варяг, которые за время службы в Константинополе приняли крещение, а потом, возвращаясь домой через Киев, присоединились к княжьей дружине, соблазненные высокой оплатой. Новую веру также распространяли греческие купцы; по всей вероятности, что именно на их средства была построена наиболее давняя церковь Святого Ильи на торговом Подоле.

Первое крещение Руси как государства состоялось во второй половине IX ст., во время княжения братьев Аскольда и Дира. Это вообще был период интенсивной миссионерской деятельности Церкви среди славянских народов, инициируемой Константинопольским патриархом Фотием и римским папой Николаем I. Как раз эти наивысшие христианские иерархи благословили славянскую литургию и славянские переводы Библии, осуществленные Константином и Мефодием.

Хотя, как кажется, толчком к крещению все же был поход Аскольд и Дира на Цареград 18 июня 860 года. Из византийских источников известно, что нападение руссы осуществили настолько стремительно, что столицу Византии спасло только чудо: патриарх Фотий вынес ризы Богоматери, которые хранились во Влахернском соборе, опустив их в воду в заливе, и сразу, как утверждает церковная легенда, поднялась страшная буря, которая разбрасывала ладьи руссов. Пораженный Аскольд признал силу «греческого» Бога, и пожелал принять крещение.

После возвращения домой, князь начал внедрять новую веру в Киеве, построив церковь Святого Николая: по его просьбе патриарх Фотий прислал митрополита. Что во время княжения Аскольда существовала русская епархия, свидетельствует послание Фотия к восточным церквям, где в перечне она упоминается под номером 61.

Однако большого успеха в крещении Руси Аскольду достичь не удалось. В 882 г. антихристианская оппозиция пригласила новгородского князя Олега и с его помощью совершила кровавый государственный переворот: князь Аскольд и его брат Дир были убиты, а все плоды крещения — уничтожены. Это на целые век задержало вхождение нашего народа в круг европейской цивилизации. Тем временем другие славянские народы, приняв мировую религию, уже активно приобщались к общим духовным процессам Европы. Могущественная же Русь оставалась в стороне и по-провинциальному самоуверенно искала свой, особый путь.

Конечно же, долго так продолжаться не могло. По-видимому, киевские властители и сами понимали это, а во время походов на Цареград собственными глазами видели преимущества христианства. Вещий Олег участвовал в осаде столицы Византии в 907 году как союзник князя Симеона, а, следовательно, не мог не отметить, какого могущества и признания достигла Болгария после принятия крещения. Возможно, уже он осознавал неизбежность внедрения новой веры и на Руси. Другое дело, содействовали ли этому обстоятельства в самом Киеве.

Преемника Олега, князя Игоря, кое-кто из исследователей, особенно из церковных, называют внутренним или тайным христианином. Известно, что в 944 г. руссы осуществили удачный поход на Константинополь и ромейский (византийский) император Роман I вынужден был подписать выгодный для Руси мирный договор. Вполне возможно, что со своей стороны он потребовал крещения властителя Руси. Князь Игорь, без сомнения, видел выгоды такого шага, ведь Цареград признавал равными себе только христианские государства. Кроме того, идея империи и неограниченность власти христианского царя не могли не импонировать гордому властителю великой державы. Возможно, тогда же вместе с Игорем новую веру приняла и княгиня Ольга, которая взяла христианское имя Елена.

В глазах воевод и киевских бояр такой поступок был воспринят как измена родным богам. Понятно, Русь заволновалась. Возможно, что и трагическая гибель князя Игоря в Древлянской земле в 945 году связана с выступлением оппозиции. Однако княгине Ольге удалось удержать княжий стол за собой. Она не отреклась от новой веры и, оставаясь христианкой, самостоятельно правила почти двадцать лет в языческом государстве. Этого не удалось даже такому могущественному князю как Аскольд. И она не опиралась на помощь ромеев, как болгарский князь Борис, которому также пришлось подавлять восстание язычников.

Конечно, княгиня Ольга пыталась крестить своих подданных. Однако терпела неудачи. Неудачной была и попытка обратиться за помощью к византийскому императору Константину VII, ради чего она даже ездила в Цареград. Помощь Ольга просила и у германского императора Оттона I. Но приезд христианского епископа только спровоцировал новые волнения в Киеве. Хроники сообщают, что епископ Адальберт вернулся домой уже в следующем году, значительная часть его миссии погибла, да «и сам он едва избежал смерти». Собственно, в Киеве состоялся политический переворот: Ольга была лишена власти, и на княжеский стол наконец сел Святослав, воспитанный воеводой Асмусом в среде дружинников. О христианстве Святослав и слышать не хотел: «Ведь дружина моя над этим смеяться начнет».

Крестить Русь выпало Владимиру — его сыну и внуку Ольги. После нескольких неудачных попыток реформировать местную славянскую религию он обратился к Христовому учению. В 988 г. князь Владимир сам принял новую веру в Корсуне, затем крестил Киев и провозгласил христианство государственной религией. А после того Русь наконец равноправно влилась в общеевропейский Духовный Поток.

Крещение князя Владимира. Взгляд историка — Статьи — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Сегодня в нашей стране отмечают одну из наиболее знаменательных дат — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями, нравственными ценностями.

Херсонес Таврический имеет прямое отношение к этой памятной дате. Ведь именно здесь князь Владимир крестился и вступил в брак с византийской принцессой Анной. В дальнейшем христианство стало залогом развития древнерусской культуры, которая восприняла основные ценности византийской цивилизации.

Взятие Херсона и крещение киевского князя в храме на торговой площади города весной/летом 988 г. изменило характер русско-византийских отношений. Русь стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время соглашение сделало возможным введение христианства как государственной религии Руси.

В 978 году на киевский престол пришел молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.

В дальнейшем Владимир, как и его предшественники, обращает внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».

На самом деле решающими, конечно, были политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии братья Василий II и Константин VIII противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).

К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.

Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику.

В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора — невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало удачное стечение обстоятельств. В один из теплых весенних дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту. Вместе с царевной прибыла и ее свита — константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, антиохийский эпарх. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся за алтарем крестообразной церкви.

Князя Владимира, поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения точно неизвестна не известна, но есть основания полагать, что оно могло состояться на Пасху или Троицу 988 году.

Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».

Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади-агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм, более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем.

Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).

После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.

Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 г., где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на холме насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.

Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Так начиналась официальная христианизация Руси.

В 988 году в киевской крещальной купели крестились наши предки. Сегодня православная церковь объединяет множество стран и народов. Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!

Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела Византийской истории.

Начало Православной Руси. 8.Крещение Руси

Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 году. Впрочем, некоторые ученые и богословы считают, что христианизация Руси началась значительно раньше. Они ссылаются на то, что еще во времена Аскольда и Дира, княгини Ольги христианство стало проникать в Киев, и в последующем в другие города. Не будем оспаривать этот факт, он действительно имел место. Были и среди дружинников русских князей христиане, но в большей степени варягов, т.е. наемных войск, скандинавов. Это были немногочисленные случаи принятия христианства жителями Руси. Повлияли ли они на общую ситуацию в княжествах? Отнюдь нет, больше того, из древнерусских летописях известно, что языческое население Руси крайне негативно относилось к христианам, а часто и убивало их. Это происходило на протяжении длительного времени и до Владимира, и во время его правления, и даже позже.

Поэтому князю Владимиру надо было иметь большое мужество и прозорливость, чтобы ввести христианство на Руси.

Уже в начале своего правления на Руси князь Владимир стал пользоваться широкой популярностью. И не только потому, что он тогда выступал как приверженец язычества. Его личность не могла не возбудить интерес и даже восхищение как у знати, так и у простых людей древнерусского государства. В са­мом деле, сын рабыни, находившейся в немилости у великой киев­ской княгини Ольги, сумел каким-то образом завоевать доверие новгородцев, которые решили сделать его своим князем и в связи с этим оказали давление на отца Владимира князя Святослава. В резуль­тате всех этих хорошо продуманных действий Владимир получил обширное Новгородское княжение. Затем он захватил у князя Рогволода Полоцкую землю и тем самым значительно расширил свои владения. И наконец, спустя несколько лет превратился в верховного властелина Руси, отняв великокняжеский престол у законного владельца князя Ярополка.

Это была головокружительная карьера! Владимир выглядел в глазах жителей древнерусского государства удачливым, счаст­ливым князем, ловким и умелым политиком.

В дальнейшем Владимир Святославич приобрел еще больший авторитет у населения Руси. В первое десятилетие своего княже­ния он показал себя как крупный полководец. Ему удалось на­нести ощутимое поражение польскому князю и отобрать у поляков важнейшие стратегические и торговые центры — Перемышль и Червень «и иные грады. ..». Он совершил два победоносных похода на не желавших подчиняться Руси вятичей и принудил их к уплате дани. По свидетельству В. Н. Тати­щева, почерпнутому из не дошедшего до наших дней источника, в 982 г. Владимир «иде в поле и, покорив землю, град Суздаль утвердил». Здесь речь идет о завоевании богатого земледельческого района, расположенного к северу от среднего тече­ния реки Клязьмы и населенного славянскими выходцами из Новгородской и других северных земель. В следующем 983 г. Владимир совершает удачный поход на прусское племя ятвягов. А потом были и другие походы — на радимичей, дунайских болгар и сербов и т.д.

Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей властью. Он создал большую державу, но она оставалась языче­ской в то время как в соседних странах уже утвердились религии, ос­нованные на монотеизме. Будучи проницательным политиком, князь прекрасно понимал, что, пока Русь исповедует язычество, она не сможет встать вровень с другими сильными государствами.

Чтобы скрепить единство Руси, Владимир, по всей видимости, сначала решил создать единый пантеон славянских богов. Под 980 го­дом рассказывая о первых годах княжения Владимира, «Повесть вре­менных лет» отмечает: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их бо­гами и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бе­сам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И оскверни­лась кровью земля Русская и холм тот». В исторических исследованиях эти деяния Владимира обычно именуют «языческой реформой».

«Но язычество, даже „организованное“, — пишет российский историк Е. Пчелов, — уже не могло отвечать потребностям времени. Оно тормозило развитие Руси и обрекало ее на безвестное прозябание, подобно другим аборигенным племенам. Единство государства требовало единства веры и единого Бога» [Пчелов Е. Рюриковичи. История династия. М. «ОЛМА-ПРЕСС. 2001. С. 76].

В предыдущих статьях мы уже писали о том, как Владимир осуществлял выбор веры, говорили, как сам он принял веру Христову. Но настало время вводить христианство и в самой Руси.

Что об этом сообщает нам «Повесть временных лет»?

По возвращении из Корсуни (Херсонеса) «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с го­ры по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-ни­будь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сего­дня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакива­ли его неверные, так как не приняли еще они Святого Крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же ис­полнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и про­шел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, моло­дые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спа­саемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Влади­мир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них пра­вильную и неуклонную веру, и мне помоги, господи, против дьяво­ла, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И, ска­зав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Васи­лия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.

Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Хри­стос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым…» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

«Читая этот текст, удивляешься, как же гладко проходила смена мировоззрения у жителей Киева! — пишет доктор исторических наук О.П. Рапов.- Язычники, накануне оплакивавшие Перуна, спустя совсем немного времени с радостью принимают учение Христа! Такого рода быстрые превращения вызывают недоумение и сомнение в правдивости источника. Кроме того, сообщение летописца о крещении киевского населения в Днепре противоречит «Житию Владимира особого состава», где местом крещения названа Почайна — приток Днепра. А последний памятник, как показали исследования ученых, более достоверно отразил многие исторические факты, связанные с корсунским походом Владимира и другими его мероприятиями, чем «Повесть временных лет» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].

Несколько в ином свете христианизация киевского населения предстает в «Истории Российской» В. Н. Татищева: «По опровержении идолов и крещении множества знатных людей, митрополит и попы, ходящие по граду, принимали, но множайшии размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем неслышати учения хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: „Заутра всяк изидет на реку Почайнукреститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется“. Слышавше же сие, людие мнозии с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то бы князь и бояра сего не прияли. Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погиб­нут в зловерии их. Наутрие вышел Владимир сам с митрополитом и иереи на реку Почайну, где сошлося бессчисленное множество народа, мужей, жен и детей. И входя в воду, стояли иные до шеи, другие до персей, инии по колена, родители же мнозии младенцев держали на руках; а презвитери, стоя на брегу, читали молитвы и каждой купе давали имена особыя мужем и женам. Крестив­шимся же людем отходили каждой в домы своя, которых число так великое было, что не могли всех исчислить» [Татищев В.Н. История Российская. т.2. М.-Л. 1962 с. 63].

Картина, нарисованная здесь, выглядит намного убедительнее летописной. Ни В. Н. Татищеву, ни автору источника, который он использовал и включил в состав «Истории Российской», не было никакого резона преувеличивать трудности, с какими столкнулся великий русский князь, проводя крещение киевлян. Источник объективно отразил, как на самом деле происходило обращение в христианство жителей столицы, а летописец Нестор или, что более вероятно, его редакторы сгладили все углы, не пожелали упоминать о том сопротивлении, какое оказало население Киева акции крещения. И это понятно. Помещение в летопись негатив­ных материалов, связанных с крещением киевлян, было чревато серьезными последствиями. У ознакомившегося с ними читателя не могли не возникнуть «крамольные», с точки зрения правящих верхов, вопросы: а правильно ли сделал Владимир, отказавшись от древней народной религии и силой насаждая христианство, что привело к серьезнейшим столкновениям в русском обществе как в его правление, так и в более поздние времена? Может быть, сле­довало остаться при прежней вере, тогда бы и никаких конфликтов не было? Чтобы таких вопросов не возникало, все негативные материалы, связанные с обращением в христианство населения Руси, и были удалены со страниц официального летописания.

По версии, зафиксированной татищевской «Историей Россий­ской», крещение киевлян происходило в Почайне, а не в Днепре, что согласуется и с «Житием Владимира особого состава». Этот факт опять-таки свидетельствует в пользу приведенного В. Н. Та­тищевым источника, который, судя по отдельным деталям, в нем содержащимся, является более ранним, чем «Повесть временных лет».

Зачем понадобилось создателям летописи, изображая крещение киевлян, переносить место действия с Почайны на Днепр? Ясно, что это было вызвано никакими политическими соображениями.

Летописец Нестор писал под 6453(945) г.: «…тогда вода текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Позднее ситуация изменилась. Днепровское русло сместилось влево от Киевской горы. Изменился до некоторой степени и рельеф киевского правобережья, о чем свидетельствуют найденные при создании линии Киевского метрополитена на глубине 12–14 м хорошо сохранившиеся деревянные постройки, жилые и хозяйственные, датирующиеся X в. и принадлежавшие жителям Подола [Толочко П.П. Древний Киев. М. 1976. М. с. 39]. Эти находки, сделанные в 1972 г., опровергают утверждение Нестора о необитаемости Подола в X столетии.Перемены в рельефе местности должны были сказаться и на акватории реки Почайны, правого притока Днепра. Во времена княжения Ольги Почайна представляла собой вместительную гавань русских и иностранных судов. Позднее эта река совсем не упоминается в источниках, и потому создается впечатление, что прежняя насыщенная жизнь почайнинской гавани прекратилась. В плане Киева 1695 г. мы видим Почайну очень небольшим днепровским рукавом, расположенным в заболоченном районе. Вероятно, такой она стала уже к рубежу XI и XII столетий. Поэтому у создателей «Повести временных лет», хорошо знакомых с киевской гидрографией, не могло не возникнуть сомнений относительно того, что в этом неудобном и небольшом по площади произошло крещение тысячных масс киевского люда. К тому же редакторам «Повести временных лет», опиравшимся на категорическое заявление Нестора о том, что в X в. Днепр протекал у самой Киевской горы, где сидели люди, а Подол, по которому протекала Почайна, не был заселен, крещение в этой отдаленной центра города реке жителей Киева должно было показаться невозможным. И они заменили в летописном рассказе Почайну Днепром.

«Таким образом, получается, что автор приведенного В. Н. Татищевым известия лучше знал обстоятельства обращения в христианство киевлян, чем создатели „Повести временных лет“. Не исключено, что он был не только современником, но и участником события, поскольку ему были известны многие мелкие детали, сопровождавшие обряд крещения. Автор, например, знал, что крестильные имена давались священниками сразу группам новообращенных, как стояли киевляне в воде Почайны, что после крещения предпринята неудачная попытка подсчитать всех крестив­шихся». [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108]

После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей испытывало колебания, откладывая креще­ние со дня на день, некоторые язычники, «закоренелые сердцем», не желали и слушать проповедей священнослужителей.

31 июля 990 г., в четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. В его послании содержалась прямая угроза. Он недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, до 31 июля 990 г. не проявившей желания креститься. Следова­тельно, не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели расставаться с языческими верованиями.

1 августа 990 г., в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные киевские рынки, со­стоялось крещение основного населения Киева. Число крестив­шихся, судя по источнику, приведенному В. Н. Татищевым, было велико.

Тем не менее, несмотря на все проведенные мероприятия, не­которые киевляне крещения избежали. Закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они не будут обнаружены кня­жеской администрацией и их никто не сможет принудить силой принять чуждую им веру.

Таким образом, уже крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями предстоит столкнуться великому рус­скому князю при обращении в христианство населения страны. Как для большинства киевлян, так и для большинства жителей Руси поворот князя от язычества к христианству не был понятен. Народ недоумевал, зачем нужно менять религию отцов и дедов на веру в Христа. Практика показала, что заставить широкие народные массы креститься можно было лишь под угрозой приме­нения насилия. Христианские проповеди миссионеров имели очень малый успех. Источники показывают, что авторитет Владимира и его бояр, завоеванный ими во многих победоносных походах, доверие к этим людям, к их действиям со стороны киевлян сыграли в крещении людей не последнюю роль. Киевляне считали, что Владимир и его приближенные не могут поступить плохо, не мудро. «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли,» — говорили киевляне, идя на крещение, как бы доказывая самим себе, что в данном случае княжеской воле следует подчиниться. Однако так рассуждали далеко не все. На некоторых киевлян не подействовали ни княжеский авторитет, ни угроза применения силы. И это было признаком появления серьезной «оппозиции» религиозной политике князя Владимира. «Оппозиция», как бы мы сейчас сказали, таила в себе большую опасность для великокняжеской власти. «Оппозиционеры» могли объединиться с язычниками в других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола.

Князь Владимир и его христианское окружение не могли не учитывать возможности такого поворота событий. Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич должен был в кратчайший срок заставить подчиниться себе хотя бы главные городские центры Руси, где проживала местная знать со своими дружинниками.

«Одним из таких важнейших городских центров Руси X в. был город Новгород Великий, расположенный на пути «из варяг в греки», имевшим первостепенное значение. Новгородцы осуществляли также свой контроль над торговыми и иного рода связями, имевшими место между населением центральных и восточных районов между народами Балтийского Поморья. Жители Новгорода поддерживали весьма тесные отношения с язычниками Прибалтики и с помощью последних могли не только оказать серьезное сопротивление новой религиозной политике Владимира Святославича, сплотить вокруг себя всех недовольных для похода на столицу ­древнерусского государства с целью реставрации там прежних верований».[ Всемирная история.т 3. М. 1958. С. 221]

Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир уже летом 990 г. направил туда христианских миссионеров, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательного отряда воеводы Путяты должны были заставить его жителей принять крещение.

Этот „крестильный“ поход на Новгород запечатлен в особой повести, попавшей в состав Иоакимовской летописи. Правдивость данного источника в настоящее время не вызывает сомнения у историков.

Из повести, а также из исследования В. Л. Янина видно, что городе еще в период господства там язычества существовала христианская община в Неревском конце, возле церкви Преображения. Следовательно, в городе были как сторонники, так противники христианства. Последних было подавляющее большинство — этот вывод можно сделать из Иоакимовской летописи. [Раушенбах Б. В.. Сквозь глубь веков. В кн. Как была крещена Русь. М. 1988].

Новгородчане отчаянно сопротивлялись как княжеским войскам, так и попыткам крещения. Только часть жителей поддалось на уговоры принять новую веру. Но и после этого в Новгороде оставалось много язычников, которые, как сообщает летопись, «поведуха о себе кресчеными быти», а на самом деле крещения избежали.Этих некрещеных постепенно выявляли по отсутствию на шеях христианских крестов. Их массовое крещение состоялось 26 сентября 990 г.

Ни «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, ни «Повесть временных лет» — древнейшая русская летопись вообще не содержат в себе сведений о крещении новгородцев. Нет в них никаких подробностей и относительно того, как происходило обращение в христианство жителей других городов страны. И это, конечно, не случайно. По всей видимости обращение в христианство населения иных регионов страны происходило также совсем не гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением к ним вооруженной силы. Потому-то монахи-летописцы и постарались скрыть довольно неприглядную картину крещения русского народа.

«Но быть может, во времена Владимира Святославича, как это полагал российский ученый Н. С. Гордиенко, и в самом деле приняла крещение лишь „малая часть“ Руси? Н. С. Гордиенко признал только креще­ние киевлян и новгородцев, а также отметил построение в княжение Владимира Святославича христианских храмов в Чернигове, Белгороде, Переяславле, Турове, Полоцке и „ряде других древне­русских городов“, сославшись в самой общей форме на якобы су­ществующие на этот счет свидетельства древнерусских источников. Однако ни „Повесть временных лет“, ни другие древнейшие рус­ские летописи как раз и не содержат в себе никаких материалов о сооружении в этих городах христианских храмов в 990–1015 гг. Поэтому данная ссылка не может быть признана. И другой вывод этого автора: „Остальную территорию Киевской Руси реформа­торская деятельность князя Владимира Святославича не затро­нула даже поверхностно — там по-прежнему оставалось в силе язычество“ — остался не обоснованным источниками» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].

Насколько же в действительности была охвачена христиани­зацией Русь в правление князя Владимира?

Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя… Крести же и всю землю Рускую от конца и до конца… всю землю Рускую и грады вся украси свя­тыми церквами…» Ниже он же приписал: «…бещи сладушь по всей земли Руской приведены к богу святым крещением».

Иаков Мних писал это для людей, живших в 70-е гг. XI в., когда с начала обращения в христианство жителей Руси прошло 80 с не­большим лет. Вряд ли он мог сказать читателям неправду. Ведь многие из них со слов отцов и дедов— свидетелей крещения знали, какого размаха достигло дело христианизации страны при Вла­димире Святославиче.

Создатель другого древнего произведения — «Сказания о Бо­рисе и Глебе», работавший в конце XI в., также утверждал, что Владимир Святославич «святыимь крещениемь въсю просвети сию землю Русъску…».

А вот что записано в «Повести временных лет» под 6496(988) г. сразу же за сообщением о крещении киевлян: Владимир «начаставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводитипо всем градом и селом». Под тем же годом далее сказано: «Володимер же просвещен сам, и сынове его, и земля его».
Таким образом, показания самых разнообразных, разновре­менных, не связанных друг с другом источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно жители Руси были обращены в христианство. Не­которые из язычников обосновались в труд­нодоступных местах. Уцелела и часть языческого жречества. Не только в XI, но даже и в XIII столетии языческие волхвы появлялись в древнерусских городах, пытаясь своими проповедями повернуть население к старой вере. И судя по летописным материалам, их деятельность на этом поприще нередко была успешной.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси

ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСЬ — 28 июля 2023

День Крещения Киевской Руси отмечается 28 июля в странах, где большинство населения исповедует восточное православное христианство. В этот день исполняется тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, средневекового правителя, принесшего православие в Киевскую Русь и крестившего ее народ.

День посвящен празднованию христианизации регионов Киевской Руси. В этот день люди могут посещать церковь и/или размышлять об истории и изменениях, произошедших еще в 9 году.88.

История Крещения Киевской Руси

Первоначально это празднование относилось к крещению Киевской Руси, условно отнесенному к 988 г. н.э., дате, когда Владимир Великий крестился в Херсонесе и приступил к крещению своей семьи и человек в Киеве. Поскольку точная дата первой официальной массовой крещения неизвестна, а крещение происходило в несколько этапов на протяжении десятилетий, Церковь решила установить этот праздник в День святого Владимира, деяния которого сделали христианство фундаментальной частью самобытности России.

Согласно сборнику сочинений, являющихся основным источником истории восточных славян до начала XX века, также известному как Русская Полевая летопись, Киев был христианским уже в середине X века, хотя правившее князья продолжали следовать языческим обычаям.

Сборник писаний описывает действия в середине X века правящего киевского князя княгини Ольги Киевской, посетившей Константинополь со священником Григорием. Хотя неясно, когда и где она крестилась, она стала православной христианкой и попыталась обратить Святослава, своего сына. Однако, пока он не умер в 972 г. н.э., он остался язычником. Когда Ярополк I, его первый сын и преемник, умер в 980 году нашей эры, его второй сын Владимир стал правящим князем.

Владимир тщетно пытался возглавить языческую реакцию на попытки христианизации, прежде чем понял, что ему необходимо принять новую религию. Христианское имя Василий было его именем при крещении. После этого он призвал киевлян принять крещение в Днепре. Во-первых, крестились 12 сыновей Владимира и многие бояре. Затем всех киевлян на следующий день позвали на реку, где православные священники совершили таинство крещения. Церемония в последующие дни наблюдалась во всем Владимирском царстве, в том числе у великого князя киевского и новгородского. Эти события вошли в историю как иконическое Крещение Руси, которым Владимир возвестил о принятии православия в качестве своей государственной религии.

День Крещения Киевской Руси. Хронология

958 г. н.э.

Рождение Владимира Великого

Владимир — внебрачный младший сын Святослава I Киевского от домработницы Малуши.

972

Смерть отца Владимира

После смерти отца Владимир вынужден бежать в Скандинавию после того, как его брат Ярополк убивает своего другого брата Олега из Дрелинии, чтобы завоевать Русь.

980

Владимир объединяет Русское царство

Объединение Руси от современной Беларуси, России и Украины до Балтийского моря.

988

Язычник до Крещения

Киевская Русь язычник до крещения.

День Крещения Киевской Руси

FAQ s

Что означает слово Русь?

Русь, также пишется «Рос» — древние люди, давшие свое имя землям России и Белоруссии.

Почему Киевскую Русь часто называли Третьим Римом?

Москву называли «третьим Римом», потому что она стала центром этой церкви.

На каком языке говорила Киевская Русь?

Говорили на древневосточнославянском, традиционно также древнерусском; белорусский.

Как отметить День Крещения Киевской Руси

  1. Сходить в храм

    В этот день во всех храмах Москвы в полдень звонят в колокола, исполняя мелодию «Слава Тебе, Боже!». поется в России и патриарших церквях Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Азербайджана.

  2. Посетить Святую Литургию в Кафедральном соборе

    В самый день праздника митрополит Онуфрий совершил Святую Литургию на площади перед Успенским соборным храмом. Вы можете использовать этот день как возможность поехать туда и повеселиться.

  3. Молитесь

    Другой способ отпраздновать этот день – молиться. Если вы католик, лучший способ отпраздновать этот день — поговорить с Богом.

5 Факты о Крещении

  1. Крещение Руси

    Относится к знаменательному событию массового крещения киевлян в 988 году, когда великий князь Владимир принял православие как религию своих земель.

  2. Значение крещения

    Формы и ритуалы различных христианских церквей различаются, но крещение почти всегда включает использование воды и тринитарное заклинание.

  3. Универсальные символы крещения

    Пять символов: крест, белая одежда, масло, вода и свет.

  4. Погружение

    Ритуальное погружение традиционно играет важную роль в христианстве как символ очищения.

  5. Христианская вера

    Частью христианской веры является то, что для того, чтобы стать членом Божьей семьи, человек должен креститься.

Почему важен день крещения Киевской Руси

  1. Владимир был важен для России

    Первой целью Владимира было вернуть завоевания отца, утраченные во время гражданской войны, и прибавить к собственным завоеваниям. Территория вятичей и радимичей была возвращена ему.

  2. Он сделал христианство официальной религией своего государства.

    После крещения он приказал и заставил своих подданных принять крещение. Он также приказал уничтожить языческих идолов и построить христианские церкви, школы и библиотеки. Это день, чтобы показать любовь к Богу и христианству.

Baptism Day of Kyivan Rus dates

Year Date Day
2023 July 28 Friday
2024 July 28 Sunday
2025 July 28 Monday
2026 July 28 Tuesday
2027 July 28 Wednesday

Великий князь Владимир — День памяти: 15 июля — св.

Петропавловская Православная Церковь

Святой Великий равноапостольный князь Владимир. Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святого Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава († 972). Мать его, Малуша (+ 1001), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе толику таинственного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.

В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол. В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в цари шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.

Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.

Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.

Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии. Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, которые вошли в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Трудно переоценить глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира во всех сторонах его жизни и мировоззрения. В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен святителем Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах под церкви, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной церковной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь святого Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви. Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем ​​в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором Святым Константином как новая столица Римской империи, град Константинопосвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под святой Ольгой). Святой Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святого Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.

Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской Земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определило «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и поставило их под юрисдикцию митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенской Десятинной церкви: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в первоначальном виде, а также «Повесть о том, как при взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.

При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев из Армянской Севастийской кафедры (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский (+ 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».

Для продвижения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, которые помогали их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую ​​школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».

Твердою рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах, строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.

В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон (+ 1000), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».

Помимо христианской проповеди, здесь проходили знаменитые праздники святого Владимира. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на лахов и взял города их, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.

После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна явился тотальной угрозой историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.

Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.

Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью, не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.

Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святой Иларион. Его дело продолжили его сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли на протяжении почти шести столетий, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г.) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.

Торжественное празднование святому равноапостольному Владимиру установлено при святом Александре Невском в память предстательства святого Владимира 15 мая 1240 года за помощь в одержании славной победы Невского над шведскими крестоносцами.

Но первое почитание святого князя началось на Руси несколько раньше. Митрополит Киевский святитель Иларион (+ 1053) в своем «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у гроба святого в Десятинной церкви, называет его «апостольским государем», подобно святому Константину. , а свою апостольскую евангелизацию Русской земли он сравнивает с евангелизацией святых апостолов. (С сайта ПЦА: https://www.oca.org/saints/lives/2017/07/15/102031-equal-of-the-apostles-great-prince-vladimir-in-baptism-basil-enl).

Собор Святого Владимира в Херсонесе Таврическом

Христианизация Киевской Руси проходила в несколько этапов. В начале 867 года Константинопольский патриарх Фотий объявил другим православным патриархам, что Русь, крещенная его епископом, с особым энтузиазмом приняла христианство. Попытки Фотия христианизировать страну, по-видимому, не повлекли за собой долговременных последствий, поскольку в «Первой летописи» и других славянских источниках Русь X века описывается как прочно укоренившаяся в язычестве. Окончательная христианизация Киева датируется концом IX в.80-е годы (год оспаривается), когда Владимир Великий крестился в Херсонесе, продолжая крестить свою семью и народ в Киеве. Место крещения Владимира отмечено Владимирским собором.

Владимирский собор — неовизантийский русский православный собор на месте Херсонеса Таврического. Он увековечивает предполагаемое место крещения святого Владимира.


Крещение Владимира , фреска Виктора Васнецова

История

Согласно легенде и историческим фактам крещение Владимира Великого произошло в 988 году в Херсонесе (или, как его называли древние русские, Корсуни), ныне — Херсонесе Таврическом, народном Заповедник под Севастополем. В г. «Повести минувших лет г.» монахом Нестором упоминается городская соборная церковь: «среди города, где собираются жители для торговли», которая, как предполагалось, могла быть вероятным местом события судьбоносного. для всей Руси.

Идея увековечить место Крещения святого равноапостольного князя Владимира впервые была высказана в 1825 году Главным вице-адмиралом Черноморского флота Алексеем Грейгом. По его инициативе в Херсонесе Таврическом в 1827 г. были проведены раскопки под руководством К. Крузе. В результате в центре рыночной площади были обнаружены остатки древних христианских церквей, в том числе крестообразная базилика. Фредерик Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич высказали предположение, что в этой базилике крестили Владимира Великого. После этого все сомнения о месте будущего храма рассеялись. В 1850 году по ходатайству святителей храма Иннокентия, архиепископа Херсонесского и Таврического, была основана Владимирская обитель. 23 августа 1850 года состоялась торжественная закладка храма во имя святого Владимира.

Корпус

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик Давид Гримм. По его замыслу собор должен был быть построен в византийском стиле. Строительство длилось 15 лет и было завершено в 1874-1876 гг. при участии инженера М. Арнольда. Это был один из крупнейших соборов России (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв. м, диаметр купола — 10,5 м), вмещавший до тысячи прихожан.

Украшение храма началось накануне 900-летие Крещения Руси. Расписать храм к этой знаменательной дате не удалось, поэтому 13 июня 1888 г. ко дню памяти великого князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Богородицы. В том же году в этой церкви поставили резной деревянный иконостас и начались внутренние работы в Верхней церкви под руководством архитектора Николая Чагина. Роспись и иконы для центрального иконостаса Владимирского собора выполнены академиком Алексеем Корзухиным. Кроме того, в интерьере собора использованы произведения 1850-х гг. работы академика Т.

Неффа, живописца Ф. Рисса, иконы И. Майкова и Е. Сорокина. Работы из мрамора, такие как иконостас Верхней церкви, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи, выполнены итальянскими мастерами Дж. Сеппи и братьями Баскарини. Освящение собора состоялось 17 октября 189 г.1, хотя окончательное декоративное оформление было завершено только в 1894 г.

Еще в 1859 г. мраморный ковчег в виде Евангелия с мощами великого князя Владимира был передан из Малой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес. После постройки Владимирского собора его мощи были положены в Нижнем храме у развалин древней базилики. В алтаре Верхней церкви находится список с чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была привезена из Херсонеса Владимиром Великим. Всего в собор были переданы мощи 115 святых.


Реконструкция

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его реставрации начались в конце 1990-х гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *