Интервью к фильму «Второе крещение Руси» • Президент России
«Второе крещение Руси» – полнометражный документальный фильм о возрождении церковной жизни в России за прошедшие четверть века. Картина подробно рассказывает об основных этапах восстановления церкви в России в период с 1988 по 2013 год.
* * *
Вопрос: Наше поколение ещё помнит, как можно было испортить себе карьеру, если ты крестил ребёнка и об этом узнавали, можно было иметь неприятности в институте, не говоря уже о том, что было в 20-е и в 30-е годы, когда священников и мирян репрессировали. Как Вы считаете, какой урок мы должны извлечь из того периода, когда были серьёзные гонения на церковь?
В.Путин: Меня самого это коснулось. Меня мама крестила как бы втайне от отца, который был членом компартии. Он не был никаким функционером, он просто на заводе работал, тем не менее был каким‑то «микропартийным» деятелем, на уровне заводской цеховой организации. Мама втайне от отца, якобы втайне, ещё раз хочу повторить, меня крестила. Так что, в принципе, это затронуло меня лично и нашу семью.
А урок очень простой. В самые критические моменты нашей истории наш народ оборачивался к своим корням, к нравственным основам, к религиозным ценностям. И вы помните хорошо, когда началась Великая Отечественная война, первым, кто сообщил об этом советскому народу, был Молотов, который обратился «граждане и гражданки». А когда выступал Сталин, несмотря на всю его достаточно жёсткую, если не сказать жестокую политику в отношении церкви, он обратился совсем по‑другому – «братья и сёстры». И в этом был огромный смысл, потому что такое обращение не просто слова. Это было обращение к сердцу, к душе, к истории, к нашим корням, для того чтобы обрисовать, во‑первых, трагизм происходящих событий, а во‑вторых, побудить людей, мобилизовать их на защиту своей Родины. И так было всегда, когда мы сталкивались с какими‑то трудностями и проблемами, даже во времена атеистические, всё‑таки без этих нравственных основ народ российский обходиться не мог.
Вопрос: 25 лет, которые прошли после 1000-летия крещения Руси, иерархи церкви и, в общем, люди церковные называют периодом второго крещения Руси. И на самом деле ведь как‑то изменились отношения государства и церкви, какое‑то новое наполнение эти взаимоотношения приобрели. Если Вы считаете, что «Второе крещение Руси» – это правильное название, в чём Вы видите признаки такого явления, если оно Вам кажется верным?
В.Путин: Я не хочу спорить с теми людьми, которые говорят о втором крещении Руси, но всё‑таки, на мой взгляд, это не очень точно. Это, скорее, возврат к своим корням, во‑первых, а во‑вторых, возникает, конечно, вопрос, почему это произошло. Мы с Вами, люди нашего поколения помнят, как выглядел кодекс строителя коммунизма. По сути, это совершенно упрощённое упоминание о религиозных нравственных принципах практически всех традиционных современных религий.
И когда даже эта упрощённая форма обращения к людям перестала существовать, возник огромный морально-нравственный вакуум, который мог быть заполнен только одним – возвратом к настоящим, истинным ценностям. И этими ценностями могли быть только ценности религиозного характера.
Поэтому неудивительно, что общество само, без подталкивания извне, со стороны власти, и даже со стороны церкви – потому что церковь находилась в таком состоянии, что она не могла никого подталкивать, она была в очень плачевном состоянии, я имею виду не только даже материальную сторону дела, потому что её ограбили за время советской власти так, как, наверно, никогда никто никого не грабил, но ещё и в организационно-духовном смысле она была в тяжёлом положении, – люди, по сути, сами обратились к своим корням, к вере, к духовным ценностям. Это было естественным возрождением русского народа.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы встречались с митрополитом Лавром, главой зарубежной церкви. Скажите, это была Ваша инициатива или его просьба? Почему вообще эта встреча произошла? Это был переломный момент в объединении церкви?
В.Путин: Это скорее была моя инициатива, но она совершенно неожиданно для меня встретила понимание и поддержку со стороны зарубежной русской православной церкви и со стороны самого Лавра. Почему неожиданно? Потому что отношения между русской зарубежной церковью и советским государством всегда были напряжёнными, по понятным причинам, если не сказать больше. И это движение навстречу меня даже немножко удивило в своё время, но сразу же после первой встречи – она, по‑моему, была в Нью-Йорке – я понял почему.
Я понял, что предстоятели Русской православной церкви за рубежом – это истинно русские люди. Они живут интересами Родины даже вдали от неё. Они поняли, что настало время для объединения всей российской нации. Я скажу, даже не русской, а именно российской нации. Потому что православие объединяет подчас людей самых разных национальностей. И Вы знаете, что в паспорте подданного Российской империи не было графы «национальность», там была графа «вероисповедание».
Люди – предстоятели зарубежной православной церкви, испытавшие очень много тяжёлого в своей судьбе, перенёсшие очень тяжёлые испытания, сочли, видимо, что наступило время для объединения. Ведь Русская православная церковь сыграла уникальную роль в истории нашего народа и нашего государства. Ведь, по сути, с принятием восточного христианства – православия начала создаваться русская нация как единая нация и начало создаваться централизованное российское государство.
По сути, в основе и русской нации, и российского централизованного государства лежат единые духовные ценности, которые объединяли всю эту большую европейскую территорию, на которой сегодня располагаются и Россия, и Украина, и Беларусь. Это единое наше духовное, ценностное, нравственное пространство, и это очень серьёзный фактор объединения народа. И, конечно, и Русская православная церковь в России, и Русская православная церковь за рубежом не могли этого не чувствовать сердцем и сделали шаг навстречу друг другу. Наша задача, задача властей, заключалась только в том, чтобы поддержать этот процесс.
Вопрос: Во время Вашего разговора с Лавром Вы сказали: «Я подчёркиваю и ещё раз подчёркиваю, что государство никогда не будет вмешиваться в дела церкви». Очень как‑то Вы убеждали. И то, что Вы сейчас сказали относительно зарубежной церкви: Советский Союз развалился, много государств, Средняя Азия, Казахстан, Восточная Азия, – роль православной церкви и сегодня в большой степени объединяющая, соединяющая людей на постсоветском пространстве.
В.Путин: У нас ведь очень много направлений сотрудничества между государством и церковью. Это и духовно-нравственное воспитание людей вообще, молодёжи прежде всего. Это поддержание института семьи, это воспитание детей, это забота о тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке. Имею в виду не только людей, которые страдают от каких‑то болезней, инвалидов, людей с ограниченными возможностями. Кстати говоря, людям, находящимся в местах лишения свободы, тоже нужна нравственная поддержка. И церковь здесь естественный партнёр для государства.
Но церковь выполняет ещё очень важную роль даже внутри России – создание условий для межконфессионального и межэтнического, межнационального мира и согласия. В этом смысле значение церкви выходит даже за границы сегодняшней Российской Федерации. Она помогает нам наладить хорошие отношения с народами других стран, прежде всего, конечно, речь идёт о постсоветском пространстве. Я уже упомянул о единых исторических нравственно-духовных корнях народов Украины, России и Беларуси. По сути, у нас единая церковь, единое нравственное начало, единая судьба. Но что касается и других стран СНГ, других народов стран Содружества, то, безусловно, церковь и здесь выполняет очень конструктивную, положительную роль.
Статус материала
Опубликован в разделах: Новости, Выступления и стенограммы
Дата публикации:
Ссылка на материал: kremlin.ru/d/18872
Текстовая версия
Анна Багрянородная, княгиня Киевская и христианизация Руси – краткий обзор – Novo Scriptorium
Анна была сестрой императора Василия II, вышедшей замуж за Владимира I Киевского в 988 году. Она была наградой Владимиру I за присылку варягов помочь Василию II в подавлении восстаний Варды Фоки и Варды Склероса. Однако Василий II постановил, что Владимир должен обратиться, и, таким образом, брак Анны привел к тому, что, возможно, является самым значительным событием в русской истории, обращению Владимира I и Руси.
(Источник: « Исторический словарь Византии », Джон Х. Россер)
Анна была дочерью византийского императора Романа II и императрицы Феофано. Она также была сестрой императоров Василия II Булгароктона (Убийца булгар) и Константина VIII. Анна была Порфирогенитой, законной дочерью, родившейся в особой пурпурной комнате византийского императорского дворца. Рука Анны считалась такой наградой, что некоторые предполагают, что Владимир принял христианство только для того, чтобы жениться на ней.
Анна не хотела выходить замуж за Владимира и по дороге на свадьбу выразила глубокое беспокойство. Владимир был впечатлен византийскими религиозными практиками; этот фактор, наряду с его женитьбой на Анне, привел к его решению обратиться в восточное христианство. Из-за этих двух факторов он также начал христианизировать свое королевство. Выйдя замуж за великого князя Владимира, Анна стала великой княгиней Киевской, но на практике ее называли королевой или царицей, вероятно, в знак ее принадлежности к Императорскому византийскому дому. Анна принимала активное участие в христианизации Руси: выступала духовным советником Владимира и сама основала несколько монастырей и церквей. Неизвестно, была ли она биологической матерью кого-либо из детей Владимира, хотя некоторые ученые указывают на доказательства того, что у нее и Владимира могло быть до трех детей вместе.
( Источник : https://en.wikipedia.org/wiki/Anna_Porphyrogenita)
Анна родилась в марте 963 года. Отец Анны, император Роман II, умер всего через два дня после ее рождения, оставив она и ее старшие братья Василий (5 лет) и Константин (2 года) сироты. Таким образом, на момент замужества с Владимиром Анне было двадцать шесть. Ее старшая сестра уже вышла замуж за Оттона, императора Запада.
Эти две королевские сестры привлекли внимание известного историка эпохи Просвещения 18-го века Эдварда Гиббона. Гиббон описал, как после смерти Отто сестра Анны правила в качестве регента в восстановленной Западной империи в Риме, Италии и Германии. Историческое чутье Гиббона было превосходным. Он уделял особое внимание браку или брачной дипломатии Византийской империи в эти годы, особенно в связи с варварскими беспорядками на территориях к северу от Константинополя.
Более поздние историки иногда пишут, не зная об этой жизненно важной дипломатической практике. Они часто описывают свадьбу Анны и Владимира так, как будто Анна была не более чем движимым имуществом, предложенным в джентльменском соглашении между византийскими императорами и князем-варваром Владимиром. В некоторых отчетах Анна остается неназванной, как бы предполагая, что это был простой двусторонний разговор между императорами и Владимиром. Факты свидетельствуют о том, что это было вовсе не так.
Смелым военным ходом киевский князь Владимир только что взял у Византии причерноморский город Херсон. Он начал переговоры с византийскими императорами с прицелом на уход из этого стратегического города, если можно будет принять благоприятные для него меры. Брачный союз был частью обсуждения, но Анна сопротивлялась простому обмену, своей верности временному дипломатическому преимуществу своих братьев. «Меня отправляют как не что иное, как заложницу», — как сообщается, сказала она.
Между строк можно было прочитать, что Владимир удивил и потряс братьев Анны. Из Херсона он представлял реальную угрозу для Константинополя. Владимир стремился быстрой и неожиданной военной победой заставить Константинополь заключить поспешный и односторонний союз, скрепленный узами брака. В то время как Василий и Константин были склонны принять условия Владимира, Анна сопротивлялась.
Очевидно, она придерживалась мнения, что вместо того, чтобы выйти замуж за языческого принца просто для получения преимущества, «было бы лучше остаться здесь и умереть». Анна, по-видимому, искала третью альтернативу, и в этом она, по-видимому, руководствовалась стратегическим пониманием ситуации, которое было лучше, чем у ее братьев. Во-первых, она настаивала на личном обращении Владимира в христианство. Ее также привлекала возможность того, что ее усилия могут привести к покаянию (pokaiane) весь языческий народ, т. е. что она может стать агентом христианизации в этих северных районах за приморским городом Херсоном, в обширном регионе, еще более важном для стратегическое положение Византии. В конце концов она была убеждена, что может избежать любой из двух перспектив, представленных ее братьями. Она могла сделать больше, чем служить заложницей языческому князю или остаться в Константинополе и умереть. Вместо этого она уехала в Херсон, чтобы встретить своего жениха, имея в виду некую обширную и дальновидную третью альтернативу.
Здесь больше, чем предположение, что Владимир стремился к чему-то противоположному цели Ольги тридцать лет назад. Ольга приняла византийское христианство, но сопротивлялась брачному союзу с Византией. Владимир стремился к брачному союзу, но, похоже, не имел естественной склонности к христианству. Это было до вмешательства Анны. Анна опустила ногу. Гиббон почти прав: «обращение Володомира было определено или ускорено его желанием римской невесты».
Мы можем многое добавить к рассказу старого Гиббона, но нам, вероятно, следует прислушаться к скептицизму Гиббона эпохи Просвещения в отношении причинной силы божественных сил. В Херсоне — так говорят летописцы — Анна нашла князя Владимира ослепшим. Анна предупредила его, что зрение не вернется, если он немедленно не примет крещения. Он согласился, и, как гласит история, к нему немедленно вернулось зрение. Он был убежден вне всякого сомнения в мудрости принятия христианства. Анна убедила или принудила Владимира принять христианство; затем она приняла его как мужа. Это был первый шаг в ее амбициозном плане: личное обращение принца.
Вторым этапом было обращение всей Руси, и это был более сложный и менее задокументированный эпизод. Это произошло не сразу, хотя мы иногда отождествляем личное обращение Владимира с последовавшим за ним национальным обращением. Личное обращение Владимира могло закончить религиозную историю прямо здесь, в Херсоне. Но по возвращении в Киев, через некоторое время после личного крещения и венчания, Владимир приступил к христианизации всей Руси. То, что сначала было семейной драмой, стало национальной драмой, когда Владимир заставил крестить всю Русь. Анна была шестой женой Владимира. У него было около дюжины детей от предыдущих браков. Одной из первых работ Анны по возвращении в Киев было обращение детей Владимира. И продолжала она усилия за стенами княжеского жилища, вовне, на всю Россию. Современник этих событий Дитмар фон Вальбек [Титмар, епископ Мерзебургский] прямо заявил, что Анна несет ответственность за христианизацию России. Дитмар мало дает Владимиру; у него были взгляды на русского князя, называя его не более чем «блудником безмерным».
Много факторов повлияло на обращение Руси, и мы не можем сбрасывать со счетов вклад Анны. Мы не можем забыть о длительном распространении христианства на Руси в течение десятилетий, предшествовавших браку Анны с Владимиром. Причины успеха христианства там многочисленны. Но мы не можем избежать чувства исторической тряски в этом ранее медленном процессе, сначала с собственным более ранним усилением Владимиром языческих обрядов в Киеве, затем херсонской свадьбой. Вскоре последовали драматические события. Огромную статую языческого бога Перуна протащили с высокого постамента по улицам Киева, а население согнали в Днепр для массового крещения.
На основании того, что мы знаем о ее характере и ее более поздних достижениях, мы можем легко себе представить, что Анна сыграла роль не только в личном обращении Владимира, но и в решении обратить всю Русь. Она была активной советником Владимира и управляла значительными землями и многочисленной свитой по собственной власти княгини. Почти все источники согласны с тем, что во многом благодаря ее усилиям началось строительство первых христианских церквей в Киеве.
Анна была не просто козырем в отношениях между Византией и Русью; она помогла решить судьбу своей приемной родины. А Анна отвечала за определенное ответное влияние Руси на Константинополь. Анна работала над поддержанием и укреплением связей между приемной родиной и родиной, Византией. Она отправила дружину русских воинов на службу к своему брату Константину.
Дочь Анны, Мария, продолжила традицию брачной дипломатии, когда стала женой польского короля Казимира. Эта традиция получила дальнейшее развитие, когда в 1051 году правнучка Анны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого, стала женой французского короля Генриха I. Мария подписала брачные обеты кириллицей и латиницей, а француз нацарапал его безграмотный «Х».
Анна, видимо, была матерью Бориса и Глеба, первых великих русских мучеников. Владимир поставил кулак за христианизацию Руси, но, кажется, именно Анна поставила волю и дух. И все же, как мало она получает признания на страницах истории. Как хорошо заметил Гиббон, «Володомир и Анна» — святые Русской Церкви, «но мы знаем его пороки, а ее добродетели не знаем».
Документация об этой ранней эпохе скудна и часто сомнительна, поэтому наше невежество в отношении достоинств Анны не может быть полностью развеяно. В своем старомодном выражении влиятельный русский историк Николай Карамзин заключил, что Анна «была орудием Небесного благоволения, выведшим Россию из мрака идолопоклонства». Анна не только помогла христианизировать Россию, но и дала русским правителям их первые настоящие права на имперское происхождение. В некоторых ранних документах Анна упоминается как «царица» (жена кесаря или царя), а не как «царевна» (дочь кесаря). Патриотическая традиция в русской историографии стремилась использовать прочную точку опоры родословной Анны, усиленную этими терминологическими оговорками в документах, чтобы склонить Владимира к возвышенному титулу «царь» задолго до того, как история была готова предоставить русским князьям такой статус. Память о союзе Византии и России через Анну была важна и в Византии. Это побудило будущего византийского императора Мануила II отдать своего сына Иоанна в брачный союз с внучкой (тоже Анной) князя Дмитрия Донского. Ко времени Ивана IV происхождение русских царей от пурпура Анны стало предметом торговли московской гордыни и притворства.
( Источник : https://pages.uoregon.edu/kimball/Xtxion.Olga.Anna.htm)
Нравится:
Нравится Загрузка… Киевляне (годы правления 978–1015) правили владениями, которые простирались от Новгорода на севере до Киева на юге. Он понимал важность религии не только для духовной жизни своего народа, но и для его политического, социального и культурного развития. Сначала он пропагандировал поклонение древним богам и богиням славян.
Но в 986 году он начал интересоваться религиями других стран — исламом в Старой Болгарии, иудаизмом в Хазарии, римским католицизмом в Священной Римской империи и греческим православием в Византии. В следующем году он послал своих эмиссаров, чтобы они своими глазами увидели эти различные религии в действии. Отчет об их возвращении в Киев приводится в Русской Повести (самый ранний письменный исторический отчет о славянах, традиционно приписываемый святому Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, умершему в начале XII века):
*‘Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, и стоят без пояса. Булгар кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а только печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша. Затем мы пошли к немцам и видели, как они совершали множество церемоний в своих храмах; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки (включая самого императора) привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служба прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту».*
Далее Летопись повествует: «Тогда бояре [дворяне] говорили Владимиру и сказали: «Если бы греческая вера была лукавой, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех мужей». спросил, где им всем принять крещение, и они ответили, что решение остается за ним».
Решив принять православие для себя и своего народа, Владимир с вооруженным отрядом подошел к византийскому городу Херсону на Крымском полуострове, осадил и захватил его. Затем он отправил послание императору Василию II Византийскому (год правления 976–1025) и его брат Константин VIII, прося руки их сестры принцессы Анны в браке. Они ответили: «Христианам не подобает жениться на язычниках. Если ты крестишься, она будет твоей женой, ты унаследуешь Царство Божие и будешь нашим спутником в Вере. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру замуж». Владимир ответил, что уже изучил греческую веру и готов креститься. Греки ответили, сказав Владимиру приехать в Константинополь для крещения. Но когда он затем попросил, чтобы его крестили в Херсоне священники, привезенные самой Анной, они пошли навстречу его желанию.
Согласно «Хронике», до прибытия Анны и священников в Херсон князь заболел тяжелейшей глазной болезнью. Но когда он крестился, приняв имя Василий, он не только получил духовное исцеление, но и его телесный недуг был чудесным образом исцелен, подобно святому Павлу, когда он был крещен Ананией после того, как был ослеплен видением Христа. по дороге в Дамаск (Деяния 9:17–19). Через несколько дней князь Владимир соединился с Анной узами брака.
По возвращении его в стольный град Киев весной 988 года жители города и окрестностей с радостью приняли крещение в Днепре в новую Веру любимого князя.