Гоголь в Петербурге — Портал Культура Петербурга
1 апреля 2022 года исполняется 213 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Рассказываем, где искать петербургские адреса писателя, какие выставки ему посвящены и в каких театрах ставят спектакли по его произведениям.
Петербург в жизни и творчестве Гоголя
В Петербурге Николай Гоголь оказался в возрасле 19 лет. Он приехал в столицу в конце 1828 года и прожил тут около 8 лет. Здесь он поступил на службу, был принят в литературные круги, много работал над книгами. Гоголь не просто жил и творил в нашем городе — он создал литературный портрет Петербурга XIX века, сделав его полноценным персонажем своих произведений. Улицы и городские доминанты вплетены в художественное повествование: Эрмитаж («Ночь перед Рождеством»), Казанский собор, Невский проспект, Исаакиевская площадь и другие. Писатель изображал город многоликим и контрастным: то сказочным, то угрюмым, реальным и дьявольским, невообразимым, предстающим разным перед его обитателями. Гоголь показал красоту и обманчивость пленительной столицы.
Н. В. Гоголь (1835 г.) . Портрет работы Горюнова. Из коллекции Института русской литературы (Пушкинского Дома)В городе на Неве Гоголь начал многие свои знаковые художественные произведения и статьи. Здесь же он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, которым восхищался. Поэт подсказал Гоголю идеи для сюжетов «Ревизора» и «Мертвых душ».
С 1830-х годов Гоголь занимался живописью в рисовальных классах Академии художеств. В дальнейшем «живописная» среда нашла свое отражение в повестях «Невский проспект» и «Портрет».
Осенью 1835 года Николай Васильевич принялся за написание «Ревизора». В 1836 году пьеса была поставлена на сцене Александрийского театра. На премьере присутствовал император Николай I, который высоко ее оценил. А в 1842 году на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии «Женитьба», действие которой разворачивается в Санкт-Петербурге.
Петербург описан и в других произведениях Гоголя. Цирюльник из повести «Нос» жил на Вознесенском проспекте. Действие «Шинели» происходит в Коломне (район Петербурга). Мастерская художника из повести «Портрет» находилась на 15-й линии Васильевского острова. А повесть «Невский проспект» описывает главную артерию города.
Петербургские адреса
В современном Петербурге сохранилось несколько домов, в которых жил, гостил и работал Николай Васильевич Гоголь. Некоторые из них попали на страницы его произведений.
Каретный мастер Иогана Иохим — владелец дома на Большой Мещанской улице, 39 (ныне Казанская улица), где Гоголь проживал в 1829 году, упоминается в повести «Ревизор». Сам дом встречается в повести «Невский проспект».
В «Записках сумасшедшего» описан Доходный дом И. Д. Зверкова (набережная кананала Грибоедова, 69), в котором писатель жил с 1829 по 1832 год. Кроме этого именно здесь были созданы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В Книжной лавке Александра Смирдина на Невском проспекте, 22, проходили встречи литераторов, в которых участвовал Николай Гоголь.
В Доме Лепена на Малой Морской улице, 97 (ныне дом номер 17), Гоголь проживал с 1833 по 1836 годы. Здесь были написаны комедия «Ревизор», цикл «Петербургские повести» и начаты «Мертвые души». В этом же доме жил Тряпичкин, приятель Хлестакова, главного персонажа «Ревизора». На фасаде здания в 1963 году была установлена мемориальная доска в память о писателе. А сама Малая Морская улица с 1902 по 1993 год носила название улица Гоголя.
Для тех, кто хочет пройти гоголевским маршрутом, в Петербурге устраивают театрализованные экскурсии.
Театр «ЦЕХЪ» предлагает экскурсию «Мой Гоголь» по петербургским адресам писателя. Маршрут: Александровский сад — Дом купца Галыбина — Кокушкин мост — Дом Каретника Иоахима — Невский проспект — Кондитерская Вольфа и Беранже — Демутов трактир — Дом Лепена.
Театр-проект «Музыка города» и Кукольный театр «Картонный Дом» разработали экскурсию «Гоголь в Петербурге. Носъ». Маршрут: здание гауптвахты на Сенной площади — Вознесенский проспект — Казанская улица — Гороховая улица — Малая Морская улица — Невский проспект — Малая Конюшенная улица.
Памятники
В Петербурге можно отыскать несколько скульптурных объектов, посвященных писателю и его произведениям.
Памятник Николаю Васильевичу Гоголю был открыт на Малой Конюшенной улице в декабре 1997 года. Идея создать монумент к столетию со дня рождения писателя возникла еще в 1952 году. Тогда его собирались установить на Манежной площади. Но ни один из проектов не был принят. В 1996 году, когда Малая Конюшенная улица стала пешеходной, было решено, что это лучшее место для памятника писателю. Скульптором стал Михаил Белов, ученик Михаила Аникушина. Архитектор — Владимир Васильковский.
Международный «Смешной фестиваль» / Роман Пименов, vk.com/smeshnoy_festБюст Н. В. Гоголя в Александровском саду
Гранитный постамент с бронзовым бюстом писателя находится перед Адмиралтейством возле фонтана. Памятник был открыт 17 июня 1896 года. Создатель скульптуры — В. П. Крейтан. На постаменте выгравированы цитаты из «Мертвых душ» и письма Гоголя к Жуковскому.
Памятники Носу майора Ковалева, одному из самых загадочных петербургских персонажей
В Санкт-Петербурге можно встретить три оммажа Носу, при этом два из них являются почти близнецами.
Первый барельеф размещен на фасаде дома 36 по Вознесенскому проспекту (угол с проспектом Римского-Корсакова, 11). Фантастическая повесть начинается с эпизода обнаружения цирюльником носа в свежеиспеченном хлебе. Жил цирюльник на Вознесенском проспекте, и отсюда началось путешествие Носа по Петербургу. Барельеф создал архитектор Вячеслав Бухаев по эскизу драматурга и скульптора Резо Габриадзе. В работе принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры Владимир Панфилов.
В 2002 году скульптура пропала. Был создал новый барельеф, фактически повторяющий своего предшественника. Только второй Нос стал меньше и обрел прыщик, который так беспокоил майора Ковалева. В 2003 был обнаружен пропавший Нос. После реставрации его вернули на прежнее место. А новый барельеф разместили на фасаде Музея городской скульптуры.
В 2008 году в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Гоголя во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, 7-9) была установлена скульптура работы Тимура Юсуфова, объединившая сразу три гоголевских сюжета — «Нос», «Шинель» и «Невский проспект».
Музеи, экспозиции, выставки
Музей русской драмы в Александринском театре
Музей посвящен истории театрального быта XVIII — XIX веков, и рассказывает, в том числе, о постановках гоголевских пьес на сцене Александринского театра. В его стенах были сыграны все драматические сочинения писателя, а также еще при его жизни инсценированы некоторые из прозаических произведений.
В «Гоголевском зале» музея представлены оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (режиссер Николай Шейко, 1974 г. ), фотографии из различных постановок «Ревизора» и другие интересные экспонаты.
Посетить Музей русской драмы можно в дни показа спектаклей во время антракта или по записи с экскурсией.
Фото: alexandrinsky.ru
Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом)
Институт русской литературы собирает и хранит материалы, связанные с жизнью и творчеством выдающихся представителей русской изящной словесности. В Литературном музее можно увидеть портреты и личные вещи писателей, фотографии, иллюстрации к произведениям, живопись и графику самих литераторов.
Среди экспонатов гоголевской коллекции в Зале литературы первой половины XIX века демонстрируются портреты работы Алексея Венецианова, Александра Иванова, Федора Моллера, Эммануила Дмитриева-Мамонова, отпечаток с дагерротипа 1840-х гг., прядь волос, бювар, писарская копия комедии «Ревизор» с правкой автора и цензурным разрешением, кресло, по легенде принадлежавшее Гоголю.
Фото: vk. com/pushkinskijdomМузей «Русский Левша» — выставка арт-кукол «Непричастный оборот» (работает по 3 апреля). В экспозиции представлены портретные куклы, объекты и графические композиции, изображающие русских писателей XIX — XXI века. Найдете ли вы среди них Гоголя?
Фото: vk.com/russkii_levsha
Библиотека № 11 «Остров сокровищ» Красносельского района — с 1 июня по 31 июля пройдет передвижная тактильная выставка «Мертвые души — живые образы». (До 31 марта выставка экспонируется в библиотеке для слепых и слабовидящих).
На выставке можно прикоснуться к гротескным арт-объектам, символизирующим персонажей «Мертвых душ» и воплощающим некоторые черты национального характера. Экспозицию дополняют звукозаписи отрывков поэмы.
Фото: region29.ru
На сайте Мариинского театра представлены виртуальные выставки, посвященные постановкам гоголевских сюжетов в театре.
Фото: www.mariinsky.ruВ разделе «Выставки» можно узнать про постановки:
— «Майская ночь. 1880»
— «Ночь перед Рождеством. 1895»
— «Мертвые души. 1978»
— «Нос. 2004»
— «»Шинель» по Гоголю. 2006»
— «Мертвые души. 2011»
В 2013 году библиотека была преобразована в мультимедийное пространство, посвященное чтению. Здесь работают медиатека, читальные залы, конференц-зал и мультимедиа-лаборатория «Город Гоголя».
Фото: vk.com/gogol_libБиблиотека сохраняет и исследует творчество писателя, стремится сделать его актуальным для юных читателей. Посетители могут посмотреть инсталляции, изучить сенсорные карты, увидеть мультипликационное шоу, посетить виртуальные экскурсии, послушать онлайн музыкальный перформанс «Питерские повести» и многое другое.
Библиотека также разработала образовательный аудиогид «Петербург Гоголя».
Спектакли
На театральных сценах Петербурга представлены разнообразные постановки по мотивам произведений Гоголя: драматические, оперные, кукольные.
«Ночь перед Рождеством»В Мариинском театре — оперу Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» поставил режиссер Илья Живой.
Фото: www.mariinsky.ruВ Камерном театре Малыщицкого создали кукольно-драматический спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки» по мотивам повестей «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством». Режиссер — Петр Васильев.
Фото: www.vmtheatre.ruМузей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме приглашает маленьких зрителей на кукольно-драматический спектакль и игру «Ночь перед Рождеством» («Чудесные черевички»). Режиссер — Светлана Озерская.
Фото: vk.com/akhmatova.museumЮрий Александров представляет свое видение оперы П. Чайковского «Черевички» на сцене Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
Фото: www.spbopera.ruВ концертных залах города ежегодно проходят новогодние и рождественские программы.
Академическая капелла (Камерный зал) в праздничные дни дает шуточные музыкальные представления артистов Певческой капеллы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Режиссер — Олег Трофимов.
Новогоднюю афишу Филармонии им. Д. Д. Шостаковича обычно украшает опера-буфф П. Чайковского «Черевички» в постановке Санкт-Петербургского негосударственного театра «Реплика».
Фото: replika-spb.com«Нос»Еще один эксперимент Юрия Александрова с творчеством Гоголя можно увидеть на сцене Мариинского театра — это опера-фантасмагория Д. Шостаковича «Нос».
Фото: www.mariinsky.ruТеатр «ЦЕХЪ» создал театральную фантазию по мотивам «Носа», «Петербургских повестей», «Женитьбы» и «Мертвых душ» с элементами театра теней, масок, драмы, музыки и танца. Режиссер – Виктор Бугаков.
Фото: cehtheatre.com«Мертвые души»В Мариинском театре идет опера Р. Щедрина «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова.
Фото: www.mariinsky.ruНа сцене Драматического театра на Васильевском режиссер Денис Хуснияров осмысляет пьесу Аси Волошиной «Мертвые души Гоголя».
Фото: teatrvo.ruАрт-кафе «Подвалъ бродячей собаки» приглашает на моноспектакль Леонида Таранова «Мертвые души». Режиссер — Дженни Катышева.
Фото: taranovleonid.comВ Филармония для детей и молодежи идет нескучная комедия «Мертвые души». Режиссер-постановщик — Юрий Томошевский. В спектакле звучит музыка из «Гоголь-сюиты» А. Шнитке.
Фото: filspb.ruВ Академическом Театре имени Ленсовета свою версию спектакля «Мертвые души» поставил режиссер Роман Кочержевский.
Фото: lensov-theatre.spb.ru«Майская ночь, или утопленница»В Мариинском театре оперу Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» можно увидеть в постановке Александра Маскалина.
Фото: www.mariinsky.ruНа Youtube можно посмотреть запись оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» в исполнении участников VIII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера — всем», который прошел в 2019 году в ЦПКиО.
«Шинель»В Детском музыкальном театре «Зазеркалье» показывают музыкальный спектакль «От Петербурга до Миргорода». Постановка представляет одноактную оперу И. Кузнецова «Шинель» и «Оперу о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова. Режиссер-постановщик — Александр Петров.
Фото: zazerkal.spb.ruВ Театре им. В. Ф. Комиссаржевской Георгий Корольчук создал спектакль «В одном департаменте» по повестям Н. Гоголя «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
Фото: vk.com/teatrvfk«Записки сумасшедшего»В афише Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева регулярно появляется саркастический спектакль «Записки Аксентия Ивановича Поприщина». Режиссер — Георгий Васильев.
Фото: www.tyuz-spb.ruАрт-подвал «Наш театр» и Клоун-мим-театр «Мимигранты» представляют две версии одной постановки.
В Арт-подвале «Наш театр» («Петербург-концерт») создали сценическую фантазию «Записки сумасшедшего». В спектакль вплетена поэзия Осипа Мандельштама, музыкальная импровизация от группы Shakin’ Manas и современная хореография. Режиссер — Лев Стукалов.
Фото: vk.com/club5794456В Клоун-мим-театре «Мимигранты» поэзия Осипа Мандельштама, музыка группы Shakin’ Manas и пластическая импровизация сплетаются в фантасмагорический спектакль «Никакого числа». Режиссер — Алексей Ильинский.
Фото: mimigrants.ruЭскиз спектакля «Записки сумасшедшего» был создан в Театре «Мастерская» в рамках режиссерской лаборатории фестиваля «Школа. Студия. Мастерская». Режиссер — Игорь Клычков. Смотреть:
«Женитьба»Увидеть современное прочтение Гоголя можно в спектакле «#Женитьба_net» Молодежного театра на Фонтанке. Режиссер-постановщик — Александр Кладько.
Фото: mtfontanka.ruВ спектакле «Город. Женитьба. Гоголь» в Театре имени Ленсовета звучат тексты из романа Ф. Достоевского «Идиот» и романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение М. Цветаевой «Мы с Вами разные, как суша и вода…». Режиссер — Юрий Бутусов.
Фото: lensov-theatre.spb.ruОдин из хитов Александринского театра — спектакль «Женитьба» Валерия Фокина.
Фото: alexandrinsky.ruВ Драматическом театре на Васильевском ироничный спектакль «Женитьба» поставил режиссер Владимир Туманов.
Фото: teatrvo.ruЕще одна «Женитьба» идет в Драматическом театре «Комедианты». Режиссер — Михаил Левшин.
Фото: www.komedianty.com«Ревизор»В Театре «Суббота» спектакль «Ревизор» идет в постановке Андрея Сидельникова.
Фото: teatr-subbota.ruА в Академическом Театре имени Ленсовета комедию «Ревизор» поставил Сергей Федотов.
Фото: lensov-theatre.spb.ru«Игроки»В Театре «ЦЕХЪ» переосмысляют гоголевских «Игроков». Режиссер — Виктор Бугаков.
Фото: cehtheatre.comНа сцене Театра имени Андрея Миронова идет комедия «Игроки» в постановке Антона Яковлева.
Фото: www.mironov-theatre.ruЕще одно прочтение «Игроков» можно увидеть в Академическом театре Комедии им. Н. П. Акимова. Режиссер-постановщик — Татьяна Казакова.
Фото: vk.com/akimovkomedia«Вий»В афише Большого театра кукол также не обошлось без Гоголя. Автор спектакля «Вий» — художественный руководитель театра Руслан Кудашов.
Фото: puppets. ruВ Драматическом театре «Приют комедианта» режиссер Василий Сенин увидел «Вия» в жанре фолк-триллера.
Фото: pkteatr.ruКоманда STAIRWAY поставила «Вия» в жанре мюзикла. Режиссер — Николай Покотыло. Трейлер:
Петербург Гоголя
Петербург Гоголя 92
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-featured-path=»/spb/best/»>
2363
com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-featured-path=»/spb/best/»> 10
1 2390
Фото: shutterstock.com
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Квартира Гоголя на Гороховой
Современники вспоминали, что Николай Васильевич всегда хотел перебраться в Петербург, чтобы начать здесь свою писательскую карьеру. Он мечтал о светлой квартире, которая выходила бы окнами на Неву.
ул. Гороховая, д. 46Дом Гоголя на Казанской улице
Дом № 39 по Казанской улице значится местом проживания писателя Николая Васильевича Гоголя в период с апреля по июль 1829 года.
ул. Казанская, д. 39Памятник носу майора Ковалёва
Здание под номером 11 на Вознесенском проспекте с виду ничем не примечательно. Но именно здесь находится один из самых необычных памятников Санкт-Петербурга — нос майора Ковалёва.
Вознесенский просп., д. 36/11Александринский театр
Петербургская Александринка, легендарный Александринский театр, является на сегодняшний день одним из старейших и ценнейших театров мира. Первый спектакль на этом месте прошёл ещё в 1756 году, а здание, возведённое Карлом Росси, официально признано старейшим из сохранившихся в России драматических театров. Сегодня театром руководит один из ведущих режиссёров страны Валерий Фокин.
пл. Островского, д. 6Невский проспект 0+
Главная артерия Санкт-Петербурга.
просп. НевскийДом Зверкова
С домом на набережной канала Грибоедова связаны первые годы пребывания Николая Васильевича Гоголя в российской столице. Именно в этот период о молодом писателе из украинской глубинки впервые заговорил весь литературный Петербург.
Набережная канала Грибоедова, д. 69Дом Лепена на Малой Морской
Малая Морская улица славится своей литературностью — она не раз упоминалась в произведениях Фёдора Михайловича Достоевского и Александра Сергеевича Пушкина. А ещё здесь три года жил Николай Васильевич Гоголь.
ул. Малая Морская, д. 17Памятник Гоголю на Малой Конюшенной
Бронзовый монумент высотой почти три с половиной метра — хоть и слегка запоздалая, но всё же дань человеку, который неоднократно упоминал Санкт-Петербург в своих гениальных произведениях.
ул. Малая КонюшеннаяЕсли вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Биография Николая Гоголя — Санкт-Петербург.Ru
Николай Гоголь, автор первого великого русского романа XIX века, Мертвые души , а также двух классических пьес и одних из лучших рассказов, написанных в любой язык, был настоящей литературной диковинкой. Его своеобразная, несчастливая жизнь и его уникально темная комическая чувствительность постоянно неправильно понимались потомством, а критики яростно обсуждали его национальность, его религиозные убеждения и даже его сексуальность. Однако никогда не вызывал сомнений его огромный литературный талант, который, хотя и0003 sui generis послужил образцом для абсурдистской, сюрреалистической полосы в русской литературе, которая продолжает приносить плоды и по сей день. Вместе с Александром Пушкиным он также заложил литературный образец изображения Петербурга как города двусмысленности и даже уродства, жизнь в котором оказывается невыносимой для многих его многострадальных героев.
Николай Васильевич Гоголь родился в Сорочинцах, украинском казачьем селе на территории нынешней Полтавской области Украины. Его семья была из дворянских низов, мать польского происхождения, а отец украинский казак, писавший стихи и драмы на украинском языке. Дома в семье говорили как на украинском, так и на русском, и позже Гоголь сделал сознательный выбор в пользу литературной карьеры на русском, а не на украинском языке. Он получил образование в Гимназии высших наук в Нежине, школе, основанной в рамках образовательной реформы Александра I.
Окончив школу в 1828 году, он переехал в Санкт-Петербург с большими амбициями стать известным писателем. У него была с собой длинная романтическая поэма о немецкой сельской жизни под названием « Hans Küchelgarten », которую он опубликовал за свой счет и разослал копии в ведущие литературные журналы. Произведение было отвергнуто и высмеяно всеми, а Гоголь скупил и сжег все экземпляры, поклявшись никогда больше не писать стихов.
Вместо этого он обратился к прозе, создав серию сказок, действие которых происходит в украинской деревне, в основном комических, сентиментальных, а иногда и жутких. Они имели мгновенный успех и были опубликованы в двух томах под названием 9.0003 Вечера на хуторе близ Диканьки в 1831 и 1832 годах. Творчество Гоголя активно поддерживали корифеи петербургской литературной сцены, в том числе Василий Жуковский и Петр Плетнев, и даже Александр Пушкин, с которым он познакомился в 1831 году и сформировал дружба с. Его украинский пастырский период продолжился двумя томами Миргород , изданными в 1835 году, но в том же году он также опубликовал сборник Арабески , который содержал рассказы, действие которых происходит в Санкт-Петербурге, и включал классические Невский проспект и Дневник сумасшедшего . Эти рассказы начали исследовать темы отчуждения и психической нестабильности, противопоставленные пустякам светской жизни и византийской бесчеловечности государственной бюрократии, которые он развил в своих самых известных рассказах « Нос», (1836 г.) и «Нос». Пальто (1842).
В том же 1835 году он завершил свою первую сценическую комедию « Брак », хотя она не была опубликована и поставлена только в 1842 году. 0003 Самая известная его пьеса «Ревизор » была впервые поставлена в 1836 году после получения официального одобрения Николая I. Язвительная сатира на коррумпированность и некомпетентность губернского правительства была истолкована многими как нападение на всю систему царской власти. правления, к большому ужасу Гоголя, поскольку на самом деле он был ультраконсервативным монархистом.
Несмотря на то, что Гоголь добился желаемого литературного успеха и одинаково восхищался критиками и широкими читателями, большого личного счастья Гоголь не обрел. У него развилась совершенно любительская страсть к истории, и он попытался получить место в Киевском университете, несмотря на то, что ему совершенно не хватало квалификации. Его литературная слава позволила ему получить звание профессора истории средневековья в Санкт-Петербургском университете в 1834 году, но отсутствие знаний сделало его совершенно неспособным выполнять эту работу, и он ушел в отставку всего через год фарсовых уловок и неудач.
Гоголь уехал из России в 1836 году и большую часть следующих двенадцати лет провел за границей, путешествуя по Франции, Германии и Швейцарии и в конце концов поселившись в Риме. Там он изучал искусство, стал страстным любителем оперы и якобы влюбился в 1838 году в графа Иосифа Виельгорского, 23-летнего сына видного русского чиновника, приехавшего в Италию, чтобы вылечить туберкулез. Он умер там в следующем году. Все это время Гоголь продолжал работать над своим шедевром — сатирическим романом 9.0003 Мертвые души . Он закончил ее в 1841 году и вернулся в Россию, чтобы наблюдать за ее публикацией. Он появился в следующем году и имел огромный успех, еще больше укрепив положение Гоголя как одного из самых любимых писателей России.
Однако в очередной раз Гоголь был потрясен и расстроен тем, что его творчество было воспринято как сатирическая атака на всю царскую систему. Фактически, Гоголь планировал, что « Мертвые души » станут первой частью трилогии, в которой его мошеннический главный герой Чичиков постепенно исправится и духовно очистится. Его все более религиозный характер и страх перед демоническими силами побудили его совершить паломничество в Иерусалим в 1846-1847 годах, а в 1848 году он вернулся в Россию, чтобы закончить второй том своего труда. Неудовлетворенный своими сочинениями, он еще больше подпал под влияние духовного старца Матвея Константиновского, пытавшегося убедить его в том, что сочинение художественной литературы есть бесовское и греховное занятие. Гоголь становился все более аскетичным и страдал от тяжелых приступов депрессии. Во время одного из них 24 февраля 1852 г. он сжег большую часть рукописей второго тома Мертвые души . В отчаянии от содеянного, считая себя обманутым самим дьяволом, Гоголь лег в постель, отказался от всякой пищи и через девять дней умер в мучениях.
Похоронен в Даниловом монастыре в Москве. В 1930-е годы его могила была перенесена на Новодевичье кладбище, при этом было обнаружено, что он лежит лицом вниз в гробу, что породило слух о том, что он был похоронен заживо. В Санкт-Петербурге в память о Гоголе установлена внушительная и несколько скорбная статуя на пешеходной Малой Конюшенной улице недалеко от Невского проспекта.
Николай Гоголь | Биографии, романы и рассказы
Гоголь Николай
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 31 марта 1809 г. Украина
- Умер:
- 4 марта 1852 г. (42 года) Москва Россия
- Известные работы:
- «Арабески» «Мертвые души» «Дневник сумасшедшего» «Миргород» «Невский проспект» «Избранные отрывки из переписки с друзьями» «Тарас Бульба» «Государственный инспектор» «Нос» «Шинель»
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Николай Васильевич Гоголь , полностью Николай Васильевич Гоголь , (род. 19 марта [31 марта по новому стилю] 1809 г., Сорочинцы, близ Полтавы, Украина, Российская империя [ныне в Украине] — умер 21 февраля [4 марта] ], 1852, Москва, Россия), украинский юморист, драматург и прозаик, произведения которого, написанные на русском языке, значительно повлияли на направление русской литературы. Его роман Мёртвые души (1842; Мертвые души ) и его рассказ «Шинель» (1842; «Шинель») считаются основами великой традиции русского реализма XIX века.
Молодость и ранняя слава
Украинская деревня с ее колоритным крестьянством, казацкими традициями и богатым фольклором составляла фон детства Гоголя. Представитель мелкого украинского дворянства и подданный Российской империи, Гоголь был отправлен в возрасте 12 лет в гимназию в Нежине. Там он отличился своим острым языком, вкладом прозы и стихов в журнал и своим изображением комических стариков и женщин в школьных спектаклях. В 1828 году он отправился в Петербург, надеясь поступить на государственную службу, но вскоре обнаружил, что без денег и связей ему придется упорно бороться за пропитание. Он даже пытался стать актером, но его пробы не увенчались успехом. В этом затруднительном положении он вспомнил посредственное сентиментально-идиллическое стихотворение, написанное им в гимназии. Стремясь добиться известности как поэт, он опубликовал его за свой счет, но его провал был настолько катастрофическим, что он сжег все экземпляры и подумывал об эмиграции в Соединенные Штаты. Он присвоил деньги, которые его мать прислала ему для выплаты ипотеки на ее ферме, и отправился на лодке в немецкий порт Любек. Он не плавал, но ненадолго совершил поездку по Германии. Каковы бы ни были причины его безответственной поездки, вскоре у него кончились деньги, и он вернулся в Петербург, где получил низкооплачиваемую государственную должность.
Тем временем Гоголь время от времени писал для периодических изданий, находя отдушину в детских воспоминаниях об Украине. Он записывал на бумагу то, что помнил о солнечных пейзажах, крестьянах и шумных деревенских парнях, а также рассказывал сказки о чертях, ведьмах и других демонических или фантастических агентах, оживляющих украинский фольклор. Таким образом, романтические истории прошлого смешивались с реальными событиями настоящего. Таково происхождение его восьми повествований, опубликованных в двух томах в 1831–1832 годах под заглавием 9.0085 Вечера на хуторе близ Диканьки ( Вечера на хуторе близ Диканьки ). Написанные живой, а порой и разговорной прозой, эти произведения внесли в русскую литературу что-то свежее и новое. Помимо причудливой авторской интонации, они изобиловали подлинно народным колоритом, многочисленными украинскими словами и фразами, пленившими русский литературный мир.
Зрелая карьера
Молодой автор прославился за одну ночь. Среди его первых поклонников были поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, с которыми он встречался раньше. Это уважение вскоре разделили, в частности, писатель Сергей Аксаков и критик Виссарион Белинский. Оставив свою вторую государственную должность, Гоголь теперь преподавал историю в интернате для девочек. В 1834 г. он был назначен приват-доцентом истории средневековья в Петербургском университете, но чувствовал себя недостаточно подготовленным для этой должности и через год оставил ее. Тем временем он энергично готовился к изданию своих следующих двух книг, Миргород и Арабески ( Арабески ) , , появившиеся в 1835 году. Четыре рассказа, составляющие Миргород , были продолжением Вечеров, , но они выявили сильный романтический разрыв между гоголевским эссенциализмом и пессимистикой. отношение к жизни. Такое прекрасное повествование о казачьем прошлом, как «Тарас Бульба», безусловно, давало возможность уйти от настоящего. Но «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» («Повесть о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем») была, при всем своем юморе, полна горечи о подлости и пошлости бытия. Даже идиллический мотив гоголевских «Старосветских помещиков» подорван сатирой, ибо взаимная привязанность пожилых супругов омрачена чревоугодием, их непрекращающейся едой ради еды.
Викторина «Британника»
Викторина «Романы и романисты»
Кем на самом деле был Артур Конан Дойл? Кто придумал исторический роман? Приготовьтесь к этой длинной викторине и узнайте, что вы знаете.
Агрессивный реализм романтика, который не может ни приспособиться к миру, ни убежать от него, а потому тем более стремится разоблачить его пошлость и зло, господствует в гоголевских петербургских рассказах, напечатанных (вместе с некоторыми очерками) во втором произведении. , Арабески. В одном из таких рассказов «Записки сумасшедшего» («Дневник сумасшедшего») герой — до крайности несостоявшийся офисный труженик, который находит компенсацию в мании величия и попадает в сумасшедший дом. В другом, «Невском проспекте», трагический романтик-мечтатель противопоставлен авантюрному пошляку, а в переработанном финале «Портрета» («Портрет») автор подчеркивает свою убежденность в неискоренимости зла в этот мир. В 1836 году Гоголь опубликовал в пушкинских «Современник » («Современник»), один из самых веселых его сатирических рассказов «Коляска» («Тренер»). В том же журнале появилась и его забавно-едкая сюрреалистическая повесть «Нос» («Нос»). Связь Гоголя с Пушкиным была очень ценна, потому что он всегда доверял вкусу и критике своего друга; кроме того, он получил от Пушкина темы для двух своих главных произведений, пьесы Ревизор ( Ревизор, иногда озаглавленной Ревизор ) и Мертвые души, , которые имели важное значение не только для русской литературы, но и для дальнейшей судьбы Гоголя.
Большая комедия, Ревизор безжалостно высмеивает коррумпированную бюрократию при Николае I. Приняв хорошо одетого болтуна за страшного инкогнито-инспектора, чиновники губернского города подкупают и устраивают банкет, чтобы отвлечь его внимание от вопиющих пороков их администрации. Но во время торжества, после отъезда мнимого инспектора, объявляется о прибытии настоящего инспектора — к ужасу причастных. Только по особому указу царя первый спектакль этой комедии обвинительного приговора и «смеха сквозь слезы» состоялся 19 апреля., 1836. Тем не менее шумиха и крики, поднятые реакционной прессой и официальными кругами, были таковы, что Гоголь уехал из России в Рим, где оставался, с некоторыми перерывами, до 1842 года. — чтобы не сказать примитивно — религиозная склонность. Его близким другом стал религиозный художник Александр Иванов, работавший в Риме. Он также встречался с рядом путешествующих русских аристократов и часто виделся с перешедшей в католичество княгиней-эмигранткой Зинаидой Волконской, в кругу которой много обсуждались религиозные темы. Именно в Риме Гоголь написал большую часть своего шедевра9.0085 Мертвые души.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Этот юмористический роман, или «эпопея», как назвал его автор, отражает феодальную Россию с ее крепостничеством и чиновничьими беззакониями. Чичиков, герой романа, — лощеный аферист, который после нескольких неудач судьбы хочет поскорее разбогатеть. Его светлая, но преступная идея состоит в том, чтобы купить у различных помещиков некоторое количество их недавно умерших крепостных (или «душ», как их называли в России), смерть которых еще не зарегистрирована официальной переписью и поэтому считается еще живым. . Помещики только рады избавиться от фиктивной собственности, с которой они продолжают платить налоги до следующей переписи. Чичиков намерен заложить «души» в банк и на вырученные таким образом деньги поселиться в дальнем крае в качестве добропорядочного дворянина. Провинциальные горожане его первой остановки очарованы его вежливыми манерами; он обращается к нескольким владельцам в районе, которые все готовы продать рассматриваемые «души», прекрасно зная о мошенническом характере сделки. Печальные условия России, в которой крепостных покупали и продавали, как скот, очевидны во всех гротескно-юмористических сделках. Помещики, один более странный и отталкивающий, чем предыдущий, стали прозвищами, известными каждому русскому читателю. Когда тайна поручений Чичикова начинает просачиваться наружу, он спешно уезжает из города.
«Мертвые души » вышли в свет в 1842 году, в том же году, когда вышло первое издание собрания сочинений Гоголя. В издание вошли, помимо других его произведений, задорная комедия под названием Женитьба ( Женитьба ) и повесть «Шинель». Последнее касается скромного писца, который ценой неисчислимых жертв приобрел шикарную шинель; когда его лишают, он умирает от разбитого сердца. Трагедия этого ничтожного человека была выработана с таким количеством существенных мелочей, что Федор Достоевский спустя годы воскликнул, что все русские реалисты вышли «из-под шинели Гоголя». Вершина славы Гоголя была, однако, Мертвые души.