География новосибирской области: Новосибирская область. Общая информация

Рабочая программа «География Новосибирской области» для 10 класса

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сарыбалыкская средняя школа

Принята Утверждена

на педагогическом Совете Директор

протокол от 30.08.2018 № 1 –––––––А.А.Свояк

приказ от 31.08.2018№20-од

Рабочая программа

«География Новосибирской области»

10класс

2018-2019 учебный год

Учитель:

Толкушкина Надежда Яковлевна

с.Сарыбалык

2018

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по географии, с учѐтом Примерной программы основного общего образования по географии для образовательных учреждений. Программа «География НСО» основана на ПРОЕКТЕ «Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии. География Новосибирской области», 2018 года.

Содержание курса позволит познакомить учащихся с историей Новосибирской области, природой, культурными традициями, перспективами развития.

Курс «География Новосибирской области» рассчитан на один год в 10 классе. Данный курс предлагает краткое изучение Новосибирской области, прослеживается интеграция с другими предметами. Будет уделено внимание и истории, и культуре и учащиеся также узнают об интересных людях своего края. Это поможет учащимся лучше понять, насколько тесно далекое прошлое родного края связано с прошлым всей страны, а особенно г. Новосибирска. Региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями населения региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона. Ведь история Новосибирской области — неотъемлемая часть истории нашей великой Родины.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 10 классе по 1 часу в неделю.

Изучение географического содержания краеведческой направленности на

ступени основного общего образования направлено на достижение следующих

целей:

  • освоение знаний

  • географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области;

  • географическом разнообразии и целостности области;

об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; о роли географической науки в решении практических задач повседневной жизни;

  • овладение умениями

ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты,

статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области;

проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;

  • развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений

в повседневной жизни для сохранения окружающей среды НСО и социально- ответственного поведения в ней;

адаптация к условиям проживания на территории области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности. Содержательная часть программы должна охватить аспекты:

  • исторический, который связан с историей возникновения и развития поселения до современного этапа;

  • гео биологический;

  • этнический, который дает возможность ощутить и понять национальную специфику;

  • экологический, который связан с представлениями о природе области, возможностями охраны о конструирование зон отдыха и лечения.

Важнейшей особенностью преподавания курса «География Новосибирской области» является принцип выполнения самостоятельных работ с использованием местного материала. Учащиеся выполняют задания по книгам научно-

популярного характера, изучают отдельные статьи, готовят доклады и рефераты. Главная цель данного курса — формирование представления об особенностях природы, населения Новосибирской области, об истории, об её значение для г.

Новосибирска и её месте в стране, уважение к истории и культуре своей местности и населяющих её людей.

Задачи курса:

  • освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области;

  • об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты, статистические материалы, современные

геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону экологической

культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;

сохранения окружающей среды НСО и социально-ответственного поведения в ней;

Обязательный минимум содержания региональной образовательной программы Источники географической информации

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы,

населения и хозяйства Новосибирской области. Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и

представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.

Проведение простейших географических исследований: ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков,

статистических материалов.

География Новосибирской области.

Физико-географическая характеристика области.

Особенности географическое положение НСО, размеры территории, границы.

Открытие и исследования Сибири русскими путешественниками. Роль

сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Основные этапы освоения Новосибирской области, этапы заселения, формирования культуры народов.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал Новосибирской области. Особенности геологического строения и

распространение форм рельефа на территории нашей области. Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и

рельефа. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы.

Тип климата, факторы его формирования, климатический пояс. Погода и климат НСО.Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области. Климат и хозяйственная

деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории области. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности. Воздействие хозяйственной деятельности человека на водные объекты Новосибирской области. Меры по их сохранению и восстановлению.

Роль внутренних вод в жизненном укладе населения. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв НСО. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории области.

Растительный и животный мир НСО. Сохранение человеком растительного и

животного мира своей местности. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека (на примере Новосибирской области).

Природопользование. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.

Проведение простейших географических исследований:

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и

размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между

режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.

Анализ физической карты и карт компонентов природы. Особенности природы: рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почвы и природная зональность на территории НСО.

Описание растительного и животного мира на местности и по карте Оценка природных ресурсов области, их использование.

Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от

стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Результаты изучения темы «География Новосибирской области» Предметные результаты:

  • Формирование представлений об особенностях формирования Новосибирской области

  • Формирование представлений о географических явлениях и процессах, характерные для природы Юга Западной Сибири, компонентов природы, взаимосвязей между ними, их изменения в результате хозяйственной

деятельности человека;

  • Формирование представлений об особенностях географического положения объектов природы Новосибирской области;

  • Формирование представлений о формировании рельефа, природных и

антропогенных форм рельефа области; современных рельефообразующих процессах и опасных природных явлениях, характерных для территории нашего края;

  • Формирование представлений об особенности гидрографической сети края, влияния хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов; особенностях использования и охраны поземных вод в области;

  • Формирование представлений об особенностях растительного и животного мира, почв области, их использование человеком; об охраняемых природных

объектов на территории Новосибирской области; о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем в своей местности, мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных

явлений;

  • Овладение элементарными методами географических исследований своей местности (наблюдение, описание).

Метапредметные результаты:

Универсальные способы деятельности:

  • Умение описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;

  • Умение находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Новосибирской области;

  • Умение приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды

на хозяйственную деятельность населения;

  • Умение составлять: краткую географическую характеристику различных территорий Новосибирской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления, собственных наблюдений;

  • Умение определять: на местности, плане и карте Новосибирской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

Личностные результаты:

  • Сформированность устойчивых установок социально – ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

  • Овладение навыками применения географических знаний о природе родного края в различных жизненных ситуациях.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географического содержания национально — регионального компонента Новосибирской области

Учащийся должен знать / понимать:

Основные географические понятия и термины. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области.

Учащийся должен уметь:

Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи; Использовать разные источники информации для изучения географических объектов и явлений Новосибирской области;

Применять приборы и инструменты для определения количественных и

качественных характеристик компонентов природы своей местности; Наблюдать за фенологическими изменениями в природе, за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий; оценки их последствий; Решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; Анализировать и оценивать

состояние экономики НСО по картам и статистическим источникам, определять характер межотраслевых производственных связей. Решать экономические и экологические задачи; Проводить самостоятельный поиск географической

информации и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно — тематическое планирование

урока

Тема занятий

Самостоятельные и практические работы

1.

Открытие и исследования

Сибири русскими путешественниками

Работа с атласом

2

Формирование НСО.

Сибирская железная дорога.

Определение положения НСО на

физической, административной карте

России; физической и политической картах мира.

3

Особенности географического положения НСО.

Определение положения области на градусной сетке:

  1. определение координат г. Новосибирска;

  2. нахождение Новосибирска по

координатам на глобусе и карте России;

  1. измерение расстояний по глобусу и

карте от г.Новосибирска до Северного Ледовитого, Тихого океанов,

экватора, Черного моря, Москвы.

4

Особенности геологического строения, рельеф НСО.

Установление взаимосвязи тектонических

структур, рельефа и полезных ископаемых на примере НСО

5

Современные процессы

рельефообразования

6

Полезные ископаемые НСО.

Заполнение табл. «Полезные ископаемые НСО»

7

Памятники природы

литосферы

Презентация

8

Особенности климата НСО

Определение комфортности климата и

рельефа для жизни населения

9

Оценка рекреационных

климатических условий НСО.

Работа с тестом учебника и атласом НСО

10

Внутренние воды НСО

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами территории НСО

11

Реки и озёра НСО

Заполнение табл. «Реки и озёра НСО»

12

Новосибирское водохранилище

Составление схемы «Новосибирское

водохранилище». Выявление + и – его строительства

13

Почвы.

Составление столбчатой диаграммы

«Качественный состав земельного фонда НСО»

14

Растительный мир НСО.

Выявление по тексту учебника

растительных сообществ области

15

Животный мир НСО.

Выявление по тексту учебника

сообществ животных области

16

Растения Красной книги НСО

Представление авторских презентаций

17

Животные Красной книги

НСО

Представление авторских презентаций

18

Природные зоны НСО. Лесная

зона.

Заполнение карто — схемы «Природные зоны НСО»

19

Лесостепная зона

20

Степная зона

21

Салаирский кряж

22

Охрана природы и

охраняемые территории НСО.

Представление авторских презентаций

23

ПТК НСО

Составление маршрута туристической

поездки по НСО

24

Экологическая обстановка в

НСО. Источники загрязнения окружающей среды

Выявление факторов позитивного и

негативного воздействия человека на природу.

25

Природа Родного края.

Посещение краеведческого музея (отдел природы)

26

Геральдика. Символика

Новосибирска и области.

Презентация

27

Топонимика. Улицы города,

происхождение названий

Работа с учебником

28

Виртуальное посещение музея города Новосибирска

Презентация « Виртуальное посещение музея города Новосибирска.»

29

История Здвинского района

Работа со справочными материалами

30

Крупные города и села

на территории области.

Посещение краеведческого музея (отдел истории)

31

Крупнейшие предприятия

Презентация «Виртуальное посещение музея завода им. В.П. Чкалова.»

Ноовосибирска

32

Наука и культура Новосибирска

Составление карто-схемы «Научно- культурные объекты Новосибирска»

Представление авторских презентаций

33

Известные люди

Новосибирска

Представление авторских презентаций

34

Памятники Новосибиска

Составление коллажа

35

Обобщение по курсу

«География НСО»

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

36

Заключительный урок.

Экспресс -олимпиада

Учебный комплекс для учителя:

  1. География Новосибирской области: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / В. М. Кравцов, Р. П. Донукалова. Новосибирск. Студия «Дизайн инфолио» 2000.

  2. Шмакова Г. В. Географическое краеведение: учебно-методическое пособие / Г. В. Шмакова, О. А. Керимшеева. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2003.

  3. Воробьёва И. Язык Земли. Западно — Сибирское книжное издательство. Н.: 1973.

  4. Новосибирск. Первые итоги 21 века. 2008.

  5. Основные итоги социально- экономического развития НСО за 2007 – 2016.

  6. Академия наук СССР. Новосибирская область. Природа и ресурсы. Из. Наука. Н.: 1978.

Учебный комплекс для учащихся:

    1. Атлас НСО, под редакцией В.М.Кравцова и др. — ОАО

«Новосибирская картографическая фабрика», 2010.

    1. Атлас Новосибирской области.

    2. Интернет-ресурсы:

http://www.protown.ru/russia/obl/obl1/info_175.html — Федеральный портал Новосибирской области.

http://www.balatsky.ru/NSO/NSO.htm — Природа НСО. http://gorod-nsk.ru/index_distr.html — Улицы Новосибирска.

Дополнительная литература:

  1. Троицкая В. И. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск, 1996. З.Цивилёва Э. А. Земля Сузунская — земля Сибирская. Сузун, 2005.

  2. Цивилёва Э. А. Малая Родина. Сузун, 2007.

  1. Шрам В. Е. Навстречу природе. Западно — Сибирское книжное издательство. Н.: 1980.

  2. Красная книга Новосибирской области. Животные. Растения и грибы / Админ. Новосиб. области, Департамент природ. ресурсов и охраны окружающей среды ; редкол. Ю. Ю. Марченко ; предисл. В. А. Толоконский ; отв. ред. В. А. Юдкин ; отв. ред. Д. Н. Шауло. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск : Арта, 2008.

  1. Водоемы города Новосибирска : [по материалам гидрол. и гидроэкол. исслед. 58 водоемов города (рек, водохранилища и прудов) в мае-сент. 2011 г.] / М. А. Бучельников, А. А. Перфильев, А. В. Панов, В. А. Чирков // Науч. проблемы трансп. Сибири и Дальнего Востока. — 2011.

  1. Охота. Рыбалка. Туризм. Новосибирская область: атлас / отв. ред. И. В. Данилевич; худож. А. Н. Медведев. — Новосибирск: Арта, 2004.

  1. Памятники природы регионального значения на территории Новосибирской области : карта // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области : информ.- метод. журнал. — 2009.

  1. Леса и лесное хозяйство Новосибирской области / И. В. Таран, С. И. Кабалин, И. А. Бех, А. Э. Платайс; отв. ред. И. Ю. Коропачинский. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979.

  1. Вагнер, Б. Б. Озеро Чаны / Б. Б. Вагнер // Семь озер России. — М.: Моск. лицей, 2004.

10.Нелюбимые животные [Видеозапись] / Н. Балацкий, А. Мугако. — Новосибирск: [б. и.], 2003. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

19

Организация дополнительной образовательной среды для обучения географии Новосибирской области

   

учитель географии высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 10» г. Новосибирска

 

Дистанционное обучение становится все более популярным в современном мире. Сегодня практически каждый ВУЗ страны предоставляет возможность получить образование дистанционно, будь то заочная форма обучения или второе высшее образование. Следовательно, выпускнику и будущему студенту необходимо овладеть технологиями дистанционного обучения еще в школе. Тем более что одним из требований ФГОС ООО к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО является «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий». По окончанию средней школы учащиеся должны владеть навыками поиска, построения и передачи информации, презентации выполненных работ, основ информационной безопасности, умения безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Сегодня в обучении географии в средней школе существует целый ряд проблем. Одной из них, в связи с переходом на ФГОС и уменьшением количества часов в 5-6 классах, становится недостаток времени на изучение природы, населения и хозяйства Новосибирской области. Проблема усиливается отсутствием современных учебных пособий для средней школы. Все это и привело к созданию дистанционного курса «География Новосибирской области» в программе MOODLE на сервере дистанционного образования МАОУ Гимназия № 10. Уже создана и проходит апробацию первая часть курса «Физическая география Новосибирской области» и завершается создание второй части «Экономическая и социальная география Новосибирской области». Для создания курса использовались учебные пособия для средней школы «География Новосибирской области» 1969, 1981, 1996 годов, учебные пособия для НГПУ «Природа Новосибирской области» 2011 года и «Экономическая и социальная география Сибири и Новосибирской области» 2010, атлас Новосибирской области 1979 года, статистические показатели Новосибирскстата 2013–2015 годов, интернет-ресурсы.

Апробация курсов проводилась в 8-х классах при изучении раздела «Главные особенности природы России», в разделе «Крупные природные районы России», в 9-х классах «Население России», «Общая характеристика хозяйства России», «Западная Сибирь».

Курсы разбиты на тематические модули. Каждый модуль (тема) включает в себя: лекцию или конспект, практическую или самостоятельную работу, дополнительный материал в виде презентации, видеоролика, ссылки на необходимые ресурсы интернета, форум или семинарское занятие.

Дистанционный курс «Физическая география Новосибирской области».

Лекции в дистанционном курсе имеют различные интерактивные элементы, что позволяет учащимся постоянно менять вид деятельности во время ее чтения. В каждую лекцию включены картографические материалы, диаграммы или таблицы, которые наглядно помогут при чтении лекции, в поиске ответа на заданный вопрос, подготовки эссе, выполнении теста. В системе предусмотрена возможность для учителя получить подробный анализ выполнения учащимся того или иного вида работы. Учитель может увидеть не только, кто из учеников прочитал лекцию, но и то, как он выполнил промежуточные задания внутри лекции. Эта статистика приводится по одному ученику и по всему классу в целом, что позволяет отслеживать типичные ошибки. Не менее важно и то, что учитель имеет возможность комментировать правильные и неправильные ответы ученика, тем самым он помогает акцентировать внимание на самых важных положениях темы, учащийся сможет увидеть ошибку и прийти к правильному решению. Ведь целью дистанционного курса является обучение, а не наказание оценкой. Поэтому учитель настраивает несколько попыток для прохождения лекции, использует возможность получения не только средней оценки, но и высшей. Кроме того, есть возможность настроить тест таким образом, что после его выполнения, ученик может увидеть, какие задания он выполнил правильно, а какие нет и почему. Лекции дополняются презентациями, в которых наглядно представлено содержание теоретического материла в виде карт и картограмм, диаграмм, таблиц, фотографий.

После прохождения лекции и изучения презентации выполняются практические или самостоятельные задания,

которые имеют четкий план и необходимые для выполнения ресурсы. Например, после прохождения лекции «Климат НСО. Климатообразующие факторы» предлагается выполнить практическое задание «Особенности распределения тепла и влаги на территории НСО». Это задание выполняется с помощью справочных материалов, в которых размещены тематические карты, а также схемы и диаграммы из лекции. Выполненное задание в виде файла загружается в дистанционный курс для проверки учителю, который выставляет оценку и комментирует правильность  выполнения задания. В данном курсе существует  постоянная связь между учителем и учеником. В случае затруднения доступа или проблемы с выполнением задания, ученик может обратиться с вопросом к учителю и получить реальную помощь.

 

Для организации обсуждения сложных вопросов или проблем, требующих неоднозначного решения учитель организует форум или семинар, в рамках которых гимназисты учатся формулировать свое мнение, оценивать точку зрения своих одноклассников.

Например, в теме «Растительный и животный мир НСО» организуется семинар по редким и исчезающим видам растений и животных, а после изучения содержания экологических карт Молодежного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО организуется обсуждение (форум) путей решения экологических проблем Новосибирской области.

В разделах курса имеются ссылки на краеведческие сайты, предлагается прочитать статьи, изучить карты или посмотреть видео, то есть учащиеся получают возможность поработать с новыми для них образовательными интернет-ресурсами: Русское географическое общество Новосибирск (http://www.rgo-sib.ru/science/18.htm), официальный сайт города Новосибирска (http://novo-sibirsk.ru/articles/novosibirsk/history/), сайт Балацкого Н.Н. (http://balatsky.ru/NSO/paleo.htm),  Библиотека сибирского краеведения (http://bsk.nios.ru/content/reki-goroda-novosibirska.html), День за днем. Наука, образование, культура. (http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=288 http://mapnso.

ru/), блог Белкина А.Д. http://ad-belkin.blog.ru/, сайт молодежного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (http://mapnso.ru/).

В курсе имеются ссылки на видеоресурсы: Палеонтологические находки на территории НСО, Васюганская равнина, Буготакские сопки, Пихтовый гребень, Озеро Чаны, Леса Салаирского кряжа, заказник Чановский, заказник Мануйловский, заказник «Майское утро», Мульти Россия. Новосибирская область, Типичный город – факты о Новосибирске и другие.

Для работы с незнакомыми терминами и названиями имеются два словаря: словарь географических понятий и словарь смысловых значений географических названий Новосибирской области. Работая с лекциями, практическими заданиями, итоговыми тестами учащиеся могут обратиться к словарям для выяснения содержания понятия или происхождения названия природных и хозяйственных объектов НСО. Тем самым, углубляются знания, и расширяется кругозор участников курса.

По завершению изучения 3-х главных тем (рельеф, климат и внутренние воды НСО) ученики проходят итоговое тестирование. Тесты состоят из 10 вопросов и заданий на множественный выбор, соответствие, верно/неверно, короткий ответ, эссе. Изучение остальных разделов завершается практической или самостоятельной работой, участием в форуме или семинаре.

В завершении можно сказать, что использование современных информационных технологий при изучении школьных предметов позволяет формировать и совершенствовать информационную культуру всех субъектов образовательного процесса: как учителя, так и учащихся. Создание и использование дистанционного курса по географии Новосибирской области действительно помогает найти время для изучения краеведческого материала, решает проблему обеспечения учебными пособиями и атласами, а кроме того, дистанционный курс позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М. , 2013.

Количество просмотров: 5426  

Новосибирская область, Россия путеводитель

История Новосибирской области

На протяжении тысячелетий территория Новосибирской области, благодаря расположению на границе природных зон и культурных регионов (сибирской тайги и евразийской степи), играла роль буферной зоны или пограничной зоны разных народов.

В 13-15 веках эта земля была восточной окраиной Золотой Орды. Позже, до конца 16 века, он входил в состав Сибирского ханства. В 18 веке территория нынешней Новосибирской области вошла в состав Российской империи.

Несмотря на относительно благоприятный климат, русские начали здесь селиться относительно поздно. Барабинские татары были коренным народом. Сегодня их общая численность составляет около 10 000 человек, проживающих в основном в западных частях области.

Еще исторические факты…

Барабинские татары подвергались постоянным нападениям калмыков (ойратов и телеутов). Под угрозой оказались и русские деревни. Поэтому люди предпочитали селиться на севере, под Томском. Лишь в конце XVII века Новосибирская губерния стала привлекательной для переселенцев.

Первое поселение было основано боярским сыном Алексеем Кругликом в 1695 году. Позже это поселение стало деревней Кругликово. Сегодня он находится в Болотнинском районе. В начале 18 века был построен Бердский острог. Со временем угроза со стороны кочевников уменьшилась, а количество поселенцев увеличилось.

В 1722 году была построена Сибирская линия крепостей по реке Иртыш. Местные жители в основном занимались земледелием, рыболовством и охотой. В начале 19ХХ века известный уральский промышленник Акинфий Демидов построил здесь два медеплавильных завода — Колыванский и Барнаульский.

В 1893 г. в связи со строительством Транссибирской магистрали и железнодорожного моста через реку Обь была построена Александровская слобода (с 1895 г. — Новониколаевская). Благодаря удобному географическому положению (транссибирская магистраль, пересекающая Обь, транспортные пути, связывающие Сибирь с европейской частью Российской империи), его торговое значение быстро росло. В 1909 Новониколаевск стал городом. В 1925 году он был переименован в Новосибирск.

До 1921 года территория Новосибирской области входила в состав Томской губернии, с 1921 по 1925 год — Новониколаевской губернии, с 1925 по 1930 год — Сибирского края, с 1930 по 1937 год — Западно-Сибирского края. 28 сентября 1937 года Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Эта дата считается официальной датой образования области.

Новосибирская область природа

Novosibirsk Ollast Nature

Автор: Klemeshev

Новосибирский регион. юго-восток Восточно-Сибирской равнины, в степной, лесостепной и таежной зонах, в междуречье Оби и Иртыша. Протяженность района с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км.

Южная часть Васюганского болота, самого большого болота в мире, занимает территорию на севере и северо-западе области. На юго-западе граничит с Павлодарской областью Казахстана.

На территории Новосибирской области около 3000 озер. Крупнейшие озера — Чаны, Убинское, Сартлан. Новосибирское водохранилище, также известное как «Обское море» (1082 кв. км), создано для Новосибирской ГЭС.

Климат континентальный. Средняя температура января колеблется от минус 16 градусов по Цельсию на юге до минус 20 градусов по Цельсию на севере. Средняя температура июля — плюс 18-20 градусов тепла.

Крупнейшие города: Новосибирск (1 567 000), Бердск (103 000), Искитим (57 400), Куйбышев (44 600). Новосибирск — один из крупнейших промышленных, транспортных, научных и культурных центров России, третий по численности населения город страны после Москвы и Санкт-Петербурга. Это также столица Сибирского федерального округа.

В исторической части Новосибирска можно найти множество сохранившихся памятников времен Российской империи. Советская эпоха представлена ​​многочисленными научными и культурными достопримечательностями, а также красивыми парками.

В Новосибирской области насчитывается более 500 месторождений различных полезных ископаемых (уголь, огнеупорная глина, торф, антрацит). Месторождения природного газа и нефти расположены в северо-западной части области. Имеются значительные запасы подземных термальных и минеральных вод. Леса занимают около 4 млн га, более 20% территории.

Новосибирская область — один из наиболее промышленно развитых регионов Сибири (металлообработка и машиностроение, пищевая промышленность, энергетика, цветная металлургия). Тяжелая промышленность сосредоточена в Новосибирске, Искитиме и Бердске.

Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерна, картофеля и овощей. Развиты молочное скотоводство, птицеводство и пчеловодство. Производство льна также играет важную роль. Сельскохозяйственная освоенность территории невысока (около 48%). В целом на него приходится около 25% всех сельскохозяйственных угодий Западной Сибири.

новосибирская_область

Карта предоставлена к Карты и мир Атлас

 

Это наш край: степи, леса;
Летом хорошо и когда холодно.
 
  Три тысячи озер в том числе,
‘Голубые глаза’ Сибири так и называются.

Новосибирск регион расположен в центральной части континента на юго-востоке Западно-Сибирской низменности, его площадь составляет 178 кв. км. Регион простирается с запада на восток около 600 км и с севера на юг около 400 км; от северной тайги до предгорий р. Горный Алтай, от благодатной Барабинской степи до отрогов Салаирского хребта. Уникально наличие трех природных зон: леса, лесостепи и степи. Так, регион иногда описывают как «Сибирское зеркало», ибо выглядит как масштабная модель этого часть мира.

   Река Обь делит территорию на две части: правобережную и левый берег. Левобережье занимает около 80% территории. Левый часть в основном низменная с горными хребтами около 3-10 м высокий. Правая часть немного холмистая. Географическое положение вызывает климат. Ясно видны четыре времени года. Лето жарко (+20-+25 градусов С), но очень недолго, около 90-100 дней. Зима продолжительная, иногда ветреная (150 дней) с низкой температурой. (-20 — -30 градусов С) и снег. Весна и осень короткие с дождями и неустойчивой погодой.

Основной реки Обь, Омь, Чулим. На территории около 3000 озёр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта