Глубина реки дон в ростове на дону: Глубина в границах Азово-Донского ФБУ с 26 июля по 5 августа 2020 года прогнозируется на уровне от 150 до 400 см

«В Дону скоро не то что леща — селедки не будет!»

Комсомольская правда

ОбществоКАРТИНА ДНЯ

Ольга ГОПАЛО

11 июля 2011 7:58

По просьбе корреспондента «КП» доктор биологических наук Валерий Приваленко порассуждал на тему экологического состояния реки Дон

— С Доном у нас все очень плохо, — сразу огорошил меня доктор биологических наук Валерий Приваленко, много лет изучающий экологические проблемы донского края. — Сам Тихий Дон — река длиной больше тысячи километров берет начало в Подмосковье и к нам в Ростов притекает из Цимлянского водохранилища. Для нас он — батюшка, то есть больше, чем река. Выполняет сразу несколько функций. Первая — это река, из которой пьет воду большая половина населения области. Вторая — место, где у нас когда-то было очень много рыбы. Третья — орошение, на которое тратилось очень много донской воды, и, наконец, четвертая — это транспортная функция.

Доктор биологических наук Валерий Приваленко

Вообще, жизнь Дона можно грубо разделить на два периода: весенний паводок и межень — когда река отдыхает после трудной работы.

Ведь зимой она спит, а началась весна — забурлила. Весной в реку собираются талые воды, скорость течения увеличивается в три — пять раз, мощный весенний поток промывает русло реки, причем без помощи земснарядов и экскаваторов. Во время паводка речные воды затапливали всю нижнедонскую пойму — 220 км от Волгодонска до Азова вниз по течению реки, 10 — 15 км по ширине — от Ростова до Батайска. Благодаря разливам в пойме Дона всегда были плодородные земли — потому что во время паводка здесь откладывались богатые органикой илы, почвы насыщались водой и промывались от солей. На пойменных землях в изобилии росли овощи-фрукты, которые не надо было даже поливать. А что теперь? Вот уже более полувека всю воду, которая и должна промывать реку и ее пойму, мы собираем в нашем Цимлянском водохранилище и не выпускаем ее весной — тогда, когда положено очищать реку. Но обо всем по порядку.

ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ЦИМЛЯНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА?

— Цимлянское водохранилище действует на Дону с пятидесятых годов, — продолжает Валерий Владимирович. — И в первые годы оно дало просто огромный взрыв рыбопродуктивности. А все потому, что под воду ушли плодородные земли — луга, сады и огороды,для рыбы были созданы великолепные кормовые угодья, в затопленных балках рыба получила огромные по площади нерестилища. Но проблема в том, что в этом режиме водохранилище живет не долгое время: уже в 60-70-х годах прошлого века из-за разрушения берегов оно начало заиливаться, была подорвана кормовая база, к тому же многочисленные рыболовецкие артели и просто ббраконьеры основательно «подчистили» богатые рыбные запасы. Основные черты химического и микробиологического состава реки закладываются в Цимлянском водохранилище. «благодаря» которому речная вода из-за синезеленых водорослей «цветет» не с середины июля до середины сентября (как было раньше), а с мая до ноября. Ведь в водохранилище созданы все условия для их развития: достаточно посмотреть на приплотинный плес города Цимлянска, когда нет волны. Жижа сине-зеленых плавает на поверхности воды слоем от 1 до 1, 5 метров.

Воду, конечно, пытаются очищать, отстаивать и «облагораживать» хлоркой. Но реальная опасность этих водорослей в том, что они забивают водозаборные сооружения, и могут возникать осложнения с подачей питьевой воды городам и селам. Вспомните, в Волгодонске была аналогичная ситуация несколько лет назад: жители на несколько месяцев остались без воды до тех пор, пока не расчистили водозаборы. Это большая и пока нерешенная проблема.

Помимо Цимлянского водохранилища на качество воды Тихого Дона оказывают влияние сбросы недостаточно очищенных и загрязненных вод промышленных предприятий, объектов ЖКХ, смыв минеральных удобрений, остаточного количества пестицидов, органических веществ, соединений тяжелых металлов с сельскохозяйственных угодий и животноводческих ферм, ливневых, шахтных и дренажных вод.

Существенный вклад в загрязнение Нижнего Дона вносят его притоки: Северский Донец, Сал, Маныч, Аксай, Тузлов и Темерник. А сколько в прибрежных лесополосах свалок, просроченных ядохимикатов, которые с поверхностным стоком попадают в Дон? Сегодня уже нет такой бурной аграрно деятельности, как в Советском Союзе. Парадокс: как только у колхозов не стало денег покупать пестициды — вода в реке стала чуть чище.

Тем не менее, донская вода сейчас не отвечает нормам по многим показателям: например, содержание нефтепродуктов там в 1,5 — 2 раза превышает показатели, почти на всем протяжении от плотины Цимлянского водохранилища до устья Дон загрязнен ионами меди и легко окисляемыми органическими веществами. Кстати, нефтепродукты встречаются в 45% проб, то есть загрязненность ими донских вод – обычное состояние. Наиболее загрязненными являются участки реки у городов Аксай, Ростов, Азов. Причем по органике и нефтепродуктам – независимо от сезона, по нитратам – зимой, а по фенолам – летом. Как в притоках, так и в русле Дона, в зимний период наблюдается наихудшее качество речной воды.

В последние десятилетия значительно снизилась возможность самоочищения Дона от загрязняющих веществ. Так, на месте промытых песчаных осадков стали преобладать илистые отложения, в которых концентрация загрязняющих веществ на некоторых участках увеличилась от 3 до 25 раз.

«Дон стал судоходным каналом»

«Нет паводков весной — нет условий для нереста»

На затопленной во время весенних паводков пойме с удовольствием метали икру сазаны, лещи, судаки, сомы и прочие ценные рыбы — на мелководье вода быстро прогревается, в ней бурно развиваются микроорганизмы, которые служат кормом для вылупившейся рыбной молоди. Затопленная пойма была для рыбы и роддомом, и яслями, и садиком. Через 1, 5 — 2 месяца вода из поймы начинала уходить в реку, вместе с ней уходила в Дон от нерестившаяся рыба и ее окрепшие «детки».

— Но весенних паводков на Дону нет уже лет 16, — рассказывает ростовский эколог, — а потому нет условий для нереста ценных видов рыб. Где рыбе метать икру, ведь теперь нет ни «садиков, ни роддомов, ни яслей»? В прошлом году в июне я ловил сазанов и видел ужасную картину: сазаниха полна икрой, но ей негде эту икру выметать! Поэтому со временем икра превращается в жир и рыбы болеют. Ведь рыба не может сделать аборт. Так их жалко! Вот почему уже и нет у нас в таком обилии ни сазанов, ни лещей, ни судаков. Просто-напросто им негде больше вывести свое потомство. Раньше в мае по «большой воде» на Нижнем Дону шел лещ на нерест. И мы гордились: вот сколько у нас леща. Москвичи завидовали: «Хорошо вы живете!» Сейчас прошли весенние праздники — а леща нет, сазана нет, самых ценных рыб нет. Судака не поймаешь. Ведь в последние годы постоянное уменьшение водного стока в Азовское море из-за забора донской воды на орошение, для промышленности и бытовых целей увеличивается соленость воды в Таганрогском заливе, а судак и лещ не приспособлены к жизни в воде с большим содержанием солей. Все это вместе с выловом молоди, гибелью ее при заборе воды на поля орошения и для иных целей, периодически повторяющимися заморами и привело рыбное хозяйство Азовского моря в состояние депрессии, выразившееся в резком снижении уловов ценных рыб: осетровых, леща, судака, сазана, сома, сельди и рыбца. Поддержание рыбных запасов бассейна Нижнего Дона осуществляется за счет искусственного воспроизводства и зарыбления реки.

Но этого явно недостаточно для поддержания численности популяций, особенно осетровых рыб, сокращение численности которых приобрело катастрофический характер.

Бычков и тех стало мало: даже им негде нереститься. В итоге осталась у нас только селедка. А это такая рыба, которой не нужны берега — она мечет икру прямо в воду. Но и селедки скоро не будет — для развития малькам селедки нужна определенная скорость течения. А ее нет, потому что нет весенней «большой воды».

«Мы сейчас и к своей земле, и к реке относимся как варвары»

— Кстати, Цимлянское водохранилище в свое время создавали и с целью орошения сельскохозяйственных угодий, — вспоминает Валерий Приваленко. — Думали, будем орошать и получать стабильные рекордные урожаи. Но к черноземам нужно относиться очень осторожно — они не любят строго дозированный полив. В первый год на орошаемых землях получают хороший урожай, но через 2 — 3 года начинается «борьба» за него с помощью огромных доз удобрений и пестицидов.

На орошаемых и удобренных естественным образом землях в пойме Дона от Цимлянского водохранилища до Азова было на 100 тысячах гектаров казаки издавна имели великолепные огороды, сенокосы и пастбища. А теперь овощи выращивают не на пересохшей, засоленной пойме, а на орошаемых надпойменных террасах. Правда, теперь на наших землях орудуют корейцы и китайцы, которые обильно удобряют огурчики-помидорчики чрезмерными дозами химикатов. Переувлажнение, набитые удобрениями и ядохимикатами наши лучшие в мире черноземы быстро разрушаются. А сколько в лесополосах ядохимикатов, которые, смываясь, идут в Дон? Ведь проблема в том, что они поработают на территории года три, потом бросают и арендуют следующую. Мы сейчас и к своей земле, и к реке относимся как варвары.

«ДОН СТАЛ СУДОХОДНЫМ КАНАЛОМ» — Дон слишком важен для нас, но сейчас получается, что мы из реки делаем некий судоходный канал, не более, — уверен Приваленко. — По крайней мере, такова обстановка на участке от Цимлянского водохранилища до Азова. К сожалению, на первый план у нас выходит не питьевая, не рыбная, не оросительная функции, а транспортная функция. Плюс в ближайшее время обещают сделать реконструкцию Кочетковского шлюза: грузооборот на Нижнем Дону должен увеличиться с 8 млн тонн до 17. Судовладельцы бы и сейчас с удовольствием пускали по реке огромные набитые под завязку корабли, но река не позволяет — она сильно обмелела. Глубина Дона — до 10 метров, но река состоит из перекатов в 3,5-4 м. А у груженных танкеров — 3,6 метра осадки, из-за чего они плывя скребут по дну на многочисленных перекатах. Поэтому, чтобы суда могли проходить по Дону с весны до поздней осени, пеку постоянно чистят земснарядами, при помощи которых высасывают песок для будущих строительных объектов. Для безаварийного прохода танкеров приходиться открывать шлюзы Цимлянского водохранилища, Николаевского, Константиновского, Кочетовского гидроузлов, чтобы воды шло больше, чем положено. Только благодаря этим мероприятиям танкеры и передвигаются по Дону.

Очередной гидроузел для подъема уровня воды проектируется под Багаевкой. А зачем нам эти корабли, если так подумать. Кто-то там решает свои частные задачи. Вот что меня возмущает больше всего! Для транспортировки нефти нужно строить трубопроводы, и грузить ее прямо в морские танкеры, а не перегружать из речных судов. Вспомните Керченскую нефтяную катастрофу…

В Дону встречается 71 вид рыб

ДО ЭКОКАТАСТРОФЫ — РУКОЙ ПОДАТЬ

— Танкеры ходят по Дону — у многих из них неизвестно, кто хозяин, нет страховки, — говорит ученый. — У владельцев кораблей нет сил даже покрасить борта… Просто обидно на все это смотреть. Не дай бог что-то произойдет на этих ржавых развалинах (помните аварию на Кочетовском гидроузле!), нефтепродукты или другие яды попадут в воду — и погиб Тихий Дон. Вопрос в том: что мы пить будем? У нас нет аварийного источника водоснабжения, и мы обречены на большие неприятности. А воду из Дона пьют три четверти населения области. Остальные — подземные воды на глубине 50 — 80 м, но их мало и не хватает на всех.

Нам хотя бы для Ростова надо иметь запасной водозабор, а у нас его нет. В городе существует новый водозабор в Александровке. Но из-за того, что не хватает воды, строят новый водозабор — в Дугино (это в 30 км от Ростова, — прим. Авт.). Сейчас там активно ведутся работы, и его обещают сдать уже в следующем году. Сейчас в этом месте берут воду Азов и Таганрог. Но проблема в том, что Дугино находится ниже сбросов городской канализации Ростова и устья рек Темерник, именно здесь наблюдается высокий уровень бактериального загрязнения речной воды. К слову, использование населением питьевой воды с бактериальным и вирусным загрязнением приводит к возникновению острых кишечных инфекций и вирусного гепатита А. И получается, что если случится авария на очистных сооружениях Ростова, Дугинский водозабор у нас тоже становится негожим: его надо закрывать сразу, как только узнаем о катастрофе.

Кстати, в свое время мы, экологи и гидрогеологи, предлагали для Ростова сделать запасной водозабор: в пойме между Багаевкой и Аксаем находится месторождение подземных пресных вод. Благодаря этому месторождению мы могли бы несколько дней продержаться. Но чтобы его построить, нужно лет пять. Да и денег у города нет. Думать, как всегда, будем, когда гром грянет.

А ВЫХОД ЕСТЬ?

— В идеале нужно было бы взорвать плотину и спустить Цимлянское водохранилище, чтобы река прочищалась и рыба нерестилась, — иронизирует доктор биологических наук Валерий Приваленко. — А через пять лет — снова заполнить его водой. Вот тогда бы рыбы у нас было! А еще нужно волевое решение — заставить речной флот эксплуатировать Тихий Дон по законам реки, а не как мелководный судоходный канал. А то получается, что питьевая вода у нас с большим трудом проходит санитарные нормы. Но, к сожалению, все это нереально и никто на это не пойдет. Поэтому нужен постоянный экологический мониторинг и необходимо контролировать все то, что попадает к нам в Дон. Сельскохозяйственные земли следует сдавать в аренду не «временщикам» на 1-2 года, а на десятки лет, чтобы человек отвечал за ее экологическое благополучие, в том числе и рублем. И сделать себе отступной путь — альтернативный водозабор на случай экокатастрофы. Не хочу пугать, но мой жизненный опыт подсказывает: если в Ростове что-то может случиться — оно обязательно случится.

[email protected]

НА КАРАНДАШ В Дону встречается 71 вид рыб

Осетровые: белуга, стерлядь, осетр, севрюга. Сельдевые: черноморская сельдь, азовский пузанок, тюлька, килька. Щуковые. Карповые: плотва, тарань, вырезуб, кутум, голавль, язь, елец, красноперка, жерех, белый амур, верховка, линь, подуст, пескарь, шемая, уклея, густера, лещ, белоглазка, синец, рыбец, чехонь, горчак, карась, сазан, толстолобик. Окуневые: судак, берш, окунь, ерш, бирючок. Бычковые: бычки, рыжик, песочник, гонец, цуцик, каспиозома, пуголовка, сомик. Вьюновые: голец, щиповка, вьюн. Сомовые, Миноговые, Тресковые, Колюшковые, Атериновые*. *Всего 11 видов. КОНКРЕТНО Вода по своему качеству оценивается донскими экологами как «грязная» ОФИЦИАЛЬНО

— Качество воды реки Дон в пределах Ростова оценивается как умеренно загрязненное, — сообщает комитет окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области. — С целью улучшения качества очистки сточных вод перед сбросом в реку Дон продолжается реконструкция очистных сооружений канализации первой и второй очередей с внедрением системы ультрафиолетового обеззараживания стоков, что позволит повысить его эффективность и полностью отказаться от использования хлора. В результате осуществления первой очереди реконструкции эффективность очистки сточных вод по отдельным загрязнителям увеличилась от 2,5 до 3 раз.

В целях обеспечения стабильной подачи сырой воды на очистные сооружения водопровода проложен водовод от водонапорной станции № 1 до проспекта 40-летия Победы протяженностью более 1,5 км. Построен участок Северного водовода по улице Орбитальной, от балки Темерник до водонапорной станции «Северные резервуары». Благодаря чему обеспечено бесперебойное водоснабжение РТЭЦ-2, поселков Каменка и Военвед, Северного и Западного жилых районов. Ведется строительство водозаборных сооружений и насосной станции в районе хутора Дугино.

Администрацией Ростова совместно с областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов разработаны планы мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций по подтоплению индивидуальной жилой застройки и улучшению санитарно-экологического состояния водоохранных зон ручьев балок Безымянной и Кизитериновской, а также реки Дон. В настоящее время проводятся подготовительные работы по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки вдоль правого и левого берегов ручья Безымянного и определению необходимых объемов финансирования по их содержанию. Предусмотренные планами мероприятия в руслах балок намечено выполнить за счет средств областного бюджета.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

«Воды в Дону становится все меньше»

ГлавнаяСобытияСМИ о ЮНЦ»Воды в Дону становится все …

Воды в Дону становится все меньше.
М.Гуренко

«Приазовье». Газета Азовского района. 28.04.20г

Марина ГУРЕНКО
Ученые Южного научного центра Российской академии наук бьют тревогу. Река Дон обмелела, и этим летом, скорее всего, нам придется столкнуться с перебоям в подаче воды.
О состоянии водных ресурсов рассказал заведующий лабораторией ЮНЦ РАН, кандидат биологических наук Олег Степаньян.

Природные циклы маловодья
Периоды маловодья для ученых не являются чем-то удивительным. Они отмечались и раньше. Маловодье фиксировалось с 1913 по 1920, с 1943 по 1947, с 1971 по 1979 годы. Климат цикличен, и такие циклы происходят примерно через каждые 20-25 лет.
Но то, с чем мы столкнулись в последние годы, заставляет задуматься. За 150 лет научных наблюдений такого продолжительного периода мелководья ученые еще не регистрировали. Ситуация не типичная, период малой воды длится очень долго. Вместо обычных 5-6 почти 15 лет. В режиме маловодья донской регион находится с 2007 года. Пик пришелся на 2015-й.
Но в этом году, говорят ученые, засуха может оказаться еще более печальной, чем в 2015-м. Нас ожидают перебои с водой. Рыба не зайдет на нерест. Через несколько лет посреди Дона появятся острова. Те половодья, которые были типичны для нашего региона, мы не увидим совсем.

Погодные условия
Одна из причин такого удручающего положения — теплые бесснежные зимы. Вода не приходит к нам из соседних регионов сверху по течению. В почве почти нет влаги. Большое количество ландшафтных пожаров подтверждает это. Раньше, когда камыш стоял в воде, он почти не горел. Сейчас по всей Ростовской области то и дело вспыхивают ландшафтные пожары.

г. Ростов-на-Дону, апрель 2020 г.

г. Азов, апрель 2020 г., горит камыш

г. Азов, апрель 2020 г., за Доном горит камыш


В мае синоптики обещают высокие температуры. Поэтому влага, которая сейчас есть в почве, быстро испарится.
По оценке академика Геннадия Матишова, возврат к прежнему уровню реки Дон и необходимому наполнению водой Цимлянского водохранилища возможно не менее, чем за десять очень снежных зим, которые будут идти подряд. Причем, снежными зимы должны быть не только у нас, но и на всей акватории Дона, которая включает порядка пяти областей.

Причины техногенные и человеческие
Помимо природных причин не меньшее воздействие на обмеления Дона оказали причины техногенные.

В 50-х годах прошлого столетия река была зарегулирована плотинами. На Дону и его притоках были построены Цимлянское водохранилище и еще три плотины. Одна из задач Цимлы — сдерживать весеннюю воду. До ее строительства Дон размывал всю пойму. Вал воды был такой, что уровень реки повышался на несколько метров. Водохранилище забирало «лишнюю» воду. Вторая задача водохранилища — накопление воды весной, когда ее слишком много, и постепенное спускание летом, когда воды мало. Регулирование реки, в первую очередь, было необходимо для судоходства. Транспортная составляющая ставилась во главу угла. Водные ресурсы, обеспечение людей водой, рыбные запасы — об этом думали в последнюю очередь.
Цимлянское водохранилище с одной стороны является аккумулятором воды, а с другой — ее испарителем. Чем меньше в нем воды, тем она быстрее испаряется. Раньше глубина Цимлы составляла 15 метров, сейчас — всего несколько метров. Этой весной водохранилище заполнено водой только на 30 процентов. Вероятно, скоро воды в нем станет еще меньше.

Еще одна причина обмеления Дона связана с увеличением водозабора. Увеличился он за счет роста промышленных предприятий и площадей орошаемых сельхозкультур. Кроме того значительно увеличилась численность населения донского региона. Если в 50-х годах население Ростова составляло не более 300 тысяч человек, а население области было чуть больше миллиона, то сейчас население одной донской столицы составляет миллион человек, а в области проживаете более трех миллионов. На водопотребление уходит намного больше ресурсов.
Водопотребление увеличилось не только у нас, но и в соседних областях, откуда к нам приходят талые воды. Причем водные ресурсы Дона разбирают еще до того, как они попадают в наш регион. Например, в 2010-2014 годах, когда в Ростовской области было уже мало воды, в средней полосе России имели место быть снежные зимы, водозапас был большой. Но вода до нас все равно не дошла.

Что нас ждет
В этом году мы можем столкнуться с ситуацией, которая возникла в 2009-м и 2015-м в Волгодонске и Ростове, когда по пять дней не было воды и людям ее привозили водовозы. Поэтому водой можно запасаться уже сейчас. Для производителей бутилированной воды этот год, скорее всего, будет прибыльным.
Но вот сельхозпроизводителям прибыли ждать не стоит. Из-за перебоев с водоснабжением в этом и последующих годах урожаи зерна и других культур, которые не находятся под орошением, будут низкими. Предприниматели не берут это в расчет. Недавно для азовского зернового терминала были закуплены суда по восемь тысяч тонн. Никто не учел, что глубина реки Дон четыре с половиной метра. Даже корабли весом в 5 тысяч тонн при полной загрузке погружаются на глубину до 4 метров и уже буквально черпают по дну.

Проблема маловодья имеет еще одну неприятную сторону, особенно ощутимую для жителей Азовского района.
Из-за того, что в Дону и Таганрогском заливе пресной воды становится все меньше, к нам начинает заходить из Черного моря соленая вода. Там, где она сталкивается с пресной, происходит гибель синезеленых микроводорослей. Водоросли начинают выделять специфические пахучие вещества — одоранты, из-за чего в воздухе появляется сильный неприятный запах, похожий на запах дуста.
В многоводные годы гидрофронт останавливался на уровне села Порт-Катон, сейчас он доходит до дельты Дона. Неприятный запах чувствуют жители Круглого, Кагальника, Узяка, Азова. В этом году соленая вода, вероятно, дойдет и до Ростова, поэтому ростовчане тоже ощутят все прелести этого аромата. Запах появится и в воде из крана. Рыба тоже пропитывается этим запахом, из-за чего есть ее будет невозможно.
Для всей живности, обитающей в наших водоемах, особенно для лещей, сазанов, судаков — соленая вода губительна. Эти виды рыб перестанут водиться в Дону.

Как спасти Дон
Призывы экономить воду, беречь реки и родники если и помогут, то не значительно, — считают в ЮНЦ РАН. Областное Министерство природы дает такую оценку — если очистить все малые реки, впадающие в Дон, — это поможет поднять уровень воды в реке всего на несколько процентов.
Ученые из Южного научного центра предлагают для начала определиться, чем для нас является Дон. Если река — просто транспортная артерия, по которой переправляются грузы, тогда нужно понимать, что нынешнее ее состояние мы будем наблюдать и дальше. Если же река необходима для обеспечения людей водой и важна как место обитания рыбы — тогда потребуются новые решения.
Слом плотин в ближайшие годы и даже десятилетия вряд ли произойдет. Если их убрать, судоходство на реке Дон умрет. Однако во многих странах Европы пришли именно к такому решению — отказу от зарегулирования рек.
К нам идут нефтетанкеры с Каспия. Не проще было бы проложить трубопровод, по которому будет перегоняться нефть?! Почему с советских времен считается, что речная перевозка самая дешевая? Это взгляды 40-50 годов прошлого века, когда не был развит железнодорожный транспорт и практически не было автомобильного транспорта. На сегодняшний день перевозка рекой самая дорогая.

Нам срочно нужна государственная программа спасения Дона, — утверждают ученые. Примерно такая как по спасению Волги. И так как Дон зарегулирован не только в Ростовской области, но и в других регионах — решать проблему необходимо на федеральном уровне.




Регуляторные барьеры препятствуют развитию морских портов на реке Дон

Внесение изменений в законодательную базу для обеспечения развития инфраструктуры морских портов Ростов-на-Дону и Азов: полученный в 2009 году статус морского обязывает их применять морские стандарты проектирования и строительства а условия типичны для рек.

Также отсутствие программы развития этих портов сдерживает строительство новых судов: компании, работающие в регионе, не уверены в будущих габаритах навигационного прохода. Вышеуказанные вопросы обсуждались на круглом столе, посвященном состоянию и проблемам морских портов Ростов-на-Дону и Азов, организованном специальной комиссией Законодательного собрания Ростовской области.

Порты Ростов-на-Дону и Азов функционируют как морские порты уже 10 лет. Летом 2009 г. получили статус морских портов. Распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2008 г. исключены из перечня внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ 19 декабря 2002 г. (№ 1800-р). . Новые границы портов Азов и Ростов-на-Дону установлены Постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. (№ 2122-р) и 14 июля 2010 г. (№ 1160-р) соответственно.

За этот период оба порта продемонстрировали значительный рост производительности. По словам начальника администрации Азовского морского порта Сергея Сафоничева, суммарная пропускная способность Ростова-на-Дону и Азова увеличилась более чем в два раза, количество заходов увеличилось в 2,8 раза. В 2008 году общий грузопоток через два порта чуть превысил 17 млн ​​тонн. В 2018 году он превысил 37 млн ​​тонн. Что касается количества звонков, то оно выросло с 4500 звонков в 2008 году до более 12 тысяч звонков в 2018 году9.0003

По словам капитана порта Владимира Брагина, количество проходов по Азово-Донскому каналу в 2018 году выросло на 70% до 18 963 единиц (без учета маломерных судов). Грузооборот порта Азов в 2018 году составил 12,909 млн тонн, что на 43% выше уровня 2008 года. Грузооборот порта Ростов-на-Дону составил 24,1 млн тонн против 8,8 млн тонн в 2008 году, сообщил исполняющий обязанности капитана Ростовского порта Даниил Бусленко. порт на Дону.

По словам Сергея Сафоничева, среднее количество прибытий, отправлений и транзитных проходов составляет от 110 до 120 в день, что делает частоту операций сравнимой с ведущими мировыми портами и аэропортами.

Сергей Сафоничев напомнил, что длина морской части реки Дон составляет около 62 метров, включая пять участков с регулируемым односторонним движением и глубиной от 3,6 до 13 метров. Еще одним фактором, ограничивающим судоходство, являются восточные ветры, а также сброс воды из Цимлянского водохранилища, Ростовский железнодорожный мост, поднимаемый три раза в сутки при скорости ветра не более 15 м/с и температуре выше 5 градусов мороза.

Порты Ростов-на-Дону и Азов — замерзающие порты со сложной ледовой обстановкой, добавил Сергей Сафоничев.

Что касается грузовых объемов и, соответственно, доходности для грузовладельцев и судовладельцев, то это зависит от разрешенной осадки судна, которая, в свою очередь, зависит от уровня воды. «Мы можем принимать суда с осадкой не более 3,5 метров», — сказал Даниил. Бусленко.

По его словам, ширина судоходного прохода уменьшилась со 170 метров в 2010 году до 75 метров в 2018 году. Бассейновое управление Азово-Донского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

Филиалом налажены работы по развитию нового проекта – ремонтных дноуглубительных работ на Азово-Донском канале в 2020-2030 годах, сообщил директор Азово-Донского бассейнового филиала Росморпорта Андрей Вахрушев.

Он сказал, что объем дноуглубительных работ составлял от 200 000 до 630 000 кубометров в год в 2011-2018 годах.

Однако дноуглубительные работы на речных участках морского порта не представлялись возможными из-за отсутствия проектной документации, находящейся в настоящее время на согласовании со временными органами.

«Эта документация позволит в дальнейшем проводить регулярные дноуглубительные работы для поддержания 4-метровой глубины между 3121 км и 3169 км.км по реке Дон», — пояснил Андрей Вахрушев.

Кроме того, флотоводческое сообщество Ростовской области внесло предложение об обеспечении глубины 4,5 метра на Азово-Донском канале для компенсации воздействия морских ветров, приводящих к значительному изменению глубины, что затрудняет как транзитное судоходство, так и транспортировку грузов грузится в Ростове и Азове. Перевозки местных грузов также останавливаются в этом случае, говорит Олег Сидоркин, директор ООО «Судоходное агентство «Интерагент».

Предложение подготовлено Донским объединением водного транспорта и направлено в Росморречфлот.

Поскольку данная инициатива предполагает значительные финансовые вложения, минимизация затрат на дноуглубительные и строительные работы может быть обеспечена за счет применения речных норм, так как до 2009 года этот участок входил в состав внутренних водных путей России.

Сергей Сафоничев подчеркнул, что существуют разные мнения экспертов о целесообразности глубины более 4 метров. По его словам, необходимы дополнительные исследования и опросы.

По словам начальника администрации Азовского морского порта, работу терминалов и судоходство в портах Азов и Ростов-на-Дону в настоящее время обеспечивают 34 буксира, 39судов-бункеровщиков, 5 водоналивных барж и судов, 20 единиц экологического флота, одна дноуглубительная установка и четыре линейных ледокола. Однако возраст упомянутых единиц составляет от 30 до 50 лет, при этом возраст некоторых судов составляет 60 лет. «Конечно, если мы планируем двигаться дальше, портовая инфраструктура должна быть перестроена и модернизирована, чтобы она соответствовала растущему из года в год грузопотоку», — подчеркнул Сергей Сафоничев.

Между тем, в региональном судоходном бизнес-сообществе заявляют, что строительство нового флота и развитие инфраструктуры портов Ростов-на-Дону и Азов невозможны без законодательных доработок.

«Новостройки будут эксплуатироваться десятилетиями — без четкой перспективы развития и комплексной программы новостройки не появятся», — сказал Олег Сидоркин.

По его словам, еще одним фактором, сдерживающим развитие портов, является необходимость применения норм проектирования, утвержденных для морских портов.

Олег Сидоркин рассказал о результатах исследования, проведенного по заказу Ассоциации и проведенного Stapel в 2016 году. Специалисты пришли к выводу, что применение более жестких по сравнению с речными стандартов морского проектирования не позволяет увеличить количество судов , количество грузов и развитие инфраструктуры в портах Азов и Ростов-на-Дону. «Учитывая необходимость сокращения времени простоя судов, увеличения грузопотока и транзита в портах Азов и Ростов-на-Дону и в устье реки, в условиях речного судоходства целесообразно применять нормативы проектирования порта МВП», – зачитал заключение Олег Сидоркин.

Он подчеркнул, что это не означает изменение статуса морских портов. Речь идет о внесении дополнений в законодательство о работе морских портов Ростов-на-Дону и Азов в речном режиме, так как они фактически расположены на реке Дон.

Ткачева Елена

Волго-Донской судоходный канал

Волго-Донской судоходный канал водных путей. Этот канал соединял Волгу и Дон и вдвое сокращал расстояния между портами северных и южных морей европейской части России по сравнению с существовавшим ранее обходом Европы. Волго-Донской канал венчал соединение пяти морей: Балтийского, Черного, Белого, Азовского и Каспийского; он соединял речные пути и пересекал засушливые степи. Волго-Донской канал имеет важное значение для региона, поскольку он обеспечивает водное судоходство из реки Волги в реку Дон, через Азовское море и в Черное море. Основным европейским водным путем является Волго-Донская система, которая соединяет крупные речные порты Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани и Ростова с Каспийским и Черным морями и ведет на север через каналы, соединяющие с Балтийским морем в Санкт-Петербурге. Система связывает реки Дон и Волгу 60-километровым Волго-Донским каналом. Расширению торговли по внутренним водным путям препятствуют мелководье и погодные условия. Волго-Донской канал зимой закрывается на несколько месяцев.

Петр Великий придавал большое значение осуществлению соединения Черного и Каспийского морей. Расстояние между этими двумя морскими путями составляет около 400 миль, и огромная торговля нефтью, которая была развита в Баку в конце 19-го века на Каспийском море, создала такой водный путь, о котором и не мечтали в то время. время этого царя. Ивановский канал был начат Петром в 1700 г. с целью соединения Дона через озеро Иван с рекой Шать, впадающей через Упу в Оку. Канал был проведен от Дона в долину Бобруцкого, к мысу Ивану, и было сделано двадцать четыре шлюза, как вдруг работа была остановлена, вероятно, потому, что средств не хватило для ее завершения; но в начале 19й век завершение канала было заказано правительством. В 1716 году Петр заложил Камишинский канал, призванный соединить Дон и Волгу и тем самым соединить Черное и Каспийское моря. Как и Ивановский канал, это предприятие было частично завершено, когда его пришлось прекратить, по-видимому, по инженерным, а также по финансовым причинам, и только в 1796 году его строительство было снова возобновлено.

Впоследствии Сталин использовал труд ГУЛАГа для осуществления многовековой мечты. Сталин использовал немецких военнопленных, а также российских граждан для работы над этим проектом, но так и не увидел его завершения. Сложная гидротехника Волго-Донского канала была построена в 1949-1952 г. в ускоренном порядке — на 3 года и 6 мес. Сталин умер в 1952 году, а Волго-Донской канал был открыт в 1953 году. Его завершение вдохновило советского композитора Сергея Прокофьева на создание тональной поэмы «Встреча Волги и Дона».

Больше нет волжских бурлаков, с трудом тянущих тяжелые баржи по бушующим порогам. Река Волга истощает большую часть промышленного региона западной России, поскольку течет на юг и впадает в Каспийское море. Река Волга — самая длинная река Европы, протекающая примерно на 3700 километров (2300 миль) от истока на Валдайских холмах на северо-западе России до Каспийского моря. Прокладывая свой путь через Россию, он проходит через несколько крупных городов и окружен сельским хозяйством. В ее бассейне проживает почти 25% всего населения СССР, а река и ее притоки несут около 2/3 всех речных грузов страны. Река Волга имеет низкий уклон и, следовательно, является относительно подвижной рекой. Большая часть реки и многие из сотен ее притоков судоходны, и это важный транспортный маршрут в этом районе. За тысячи лет река сформировала огромную дельту, которая образует северо-западную береговую линию Каспийского моря. Каналы дельты обеспечивают транспорт между сердцем России и богатым нефтью Каспийским морем.

Уровень Каспийского моря сильно колебался, и за последние 150 лет уровень воды колебался более чем на 6 метров; в период с 1930 по 1963 год уровень воды упал на 2,6 метра. С 1978 года уровень Каспийского моря поднялся более чем на 2 метра (немногим более 6 футов), что привело к затоплению мест обитания водно-болотных угодий, затоплению береговой линии, сельскохозяйственных угодий и промышленной инфраструктуры.

Река Дон является четвертой по длине рекой в ​​Европе. Его бассейн занимает площадь 425 600 км2 (87% в России и 13% в Украине). Крупнейший приток Дона – Донец. Другими важными притоками являются Воронеж, Хопер и Медведица. Исток реки находится в России, к юго-востоку от Москвы недалеко от Тулы. Затем он течет на расстояние около 1,950 км, через Воронеж, пересекая Ростов и входя в Таганрогский залив Азовского моря. Хотя большая часть реки судоходна, уровень воды в августе очень низкий, и река обычно закрыта льдом с ноября или декабря по март или апрель. В этом относительно засушливом районе юга России Волго-Донской канал имеет ограниченную емкость для хранения воды. Следовательно, приходится дорого качать воду из реки Дон, чтобы обеспечить работу шлюзов.

Волго-Донские водные пути являются частью более крупной сети внутренних водных путей России протяженностью 100 000 километров. В европейской части России эта система связывает не только Черное и Каспийское моря друг с другом, но и Балтийское море, Белое море и Северный Ледовитый океан. Объем грузов, перемещаемых по внутренним водным путям России, за последние годы резко сократился: с более чем 300 млн тонн в 19с 92 до 98,8 млн тонн в 1996 году. К 2000 году порты и внутренние водные пути, соединяющие Черное и Каспийское моря, работали лишь на долю своей пропускной способности, в отличие от сильно загруженного Новороссийска, главного российского черноморского порта.

Западным якорем Волго-Донской системы является порт Ростов, расположенный недалеко от устья реки Дон, и близлежащие порты Азов и Таганрог. Примерно в 350 км вверх по течению от Ростова проходит Волго-Донской канал, 60-километровый водный путь, соединяющий реки Дон и Волгу. Канал впадает в Волгу недалеко от Волгограда, который сам по себе является крупным внутренним портом. Восточным якорем является порт Астрахань, расположенный в 400 км вниз по течению от Волгограда, недалеко от места впадения Волги в Каспий.

Погода и мелководье накладывают ограничения. Зимы суровые из-за холодного континентального климата региона. Волго-Донской канал закрывается для коммерческого движения примерно первого ноября и не открывается до апреля. В то время как сообщение доступно вниз по течению от Волгограда до Астрахани, река вверх по течению также закрывается для навигации на зиму. Небольшая глубина фарватера обуславливает необходимость использования судов меньшего размера, как правило, водоизмещением 5000 тонн типа «река-море» при перевозках через волжско-донские порты. Габаритные размеры шлюзов на каналах меньше, чем на Волге. Размеры шлюзов в плане на нижнем Дону и Волго-Донском канале 145 м х 17-18 м, на Волге 29 м.0 м х 30 м. На Нижнем Дону между г. Калач и г. Азов имеются ограничения по глубине из-за уменьшения глубины у порога шлюза Кочетова (3,6 метра), а также на Волге, на участке Городец-Нижний Новгород, из-за недостаточной глубины (3,5 метра) в нижнем бьефе Городецкого шлюза.

Этот потенциально важный и обычно игнорируемый транспортный коридор предлагает важные возможности в качестве нового маршрута для доставки тяжелого оборудования в Каспийское море, для инвестиций в транспортную инфраструктуру и продажи погрузочно-разгрузочного оборудования и технологий. Приходящая в упадок инфраструктура и ограниченный доступ для иностранных грузоотправителей ограничили международное использование Волго-Донских водных путей, но изменения в российских транспортных правилах и приватизация портовых сооружений региона позволили им лучше конкурировать за иностранных клиентов и инвесторов.

Запрещен проход по внутренним водам России под иностранным флагом. Статья 5 Закона о внутренних водных путях России, принятого Сталиным в 1936 году, запрещает всем иностранным судам использовать внутренние водные пути. В 1994 году Москва ввела определенные ограничения на хождение иностранных судов по Волго-Донскому каналу.

Транспортные и коммуникационные препятствия и остановки серьезно повлияли на экономическое развитие на Южном Кавказе. С 1989 года Азербайджан блокирует железные дороги и трубопроводы, ведущие через его территорию в Армению. Россия препятствует использованию Азербайджаном Волго-Донского канала для выхода на мировые судоходные пути. Стоимость прохода одного азербайджанского судна во внутренние воды России составляет 20-25 тысяч долларов. Однако за ту же перевозку российские суда платят 5000-6000 долларов.

Встреча в Баку 28 августа 2002 года с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, Министром судоходства Турции Рамазаном Мирзаоглу о режиме неограниченного доступа к Волго-Донскому каналу. Мирзаоглу сказал, что если бы Турция имела неограниченный доступ к Волго-Донскому каналу, она могла бы ежегодно транспортировать 2 миллиона тонн казахстанского зерна на международные рынки вместе с хлопком, металлами и другими продуктами из государств Центральной Азии. Алиев выразил поддержку турецкой инициативе.

Республика Татарстан расположена на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух самых длинных рек России — Волги и Камы. Казань, столица Республики Татарстан, расположена в 800 км к востоку от Москвы. Республика Татарстан имеет богатое историческое и культурное наследие. В республике существуют три широкие культурные группы: тюркская, славянская и финно-угорская, а также две религиозные традиции: ислам и православие. Хотя Республика Татарстан географически окружена Российской Федерацией, Татарстан расположен на важных путях снабжения, таких как река Волга. Татарстан получил выход к морю благодаря договору с украинским регионом Крым. Нефть Татарстана может доставляться в порты на баржах, следующих по Волге к Волго-Донскому каналу, через канал в Азовское море, а оттуда в Черное море. Это также открывает для Татарстана новых торговых партнеров. Татарстан также имеет прямой выход к Каспийскому морю по баржевым путям на Волге.

20 сентября 2003 года в Азербайджане состоялось официальное посвящение бывшего корабля береговой охраны США Каттер Пойнт Брауэр. Point Brower, переименованный в S-201, стал третьим патрульным катером такого типа, переданным Азербайджану правительством США. Два небольших катера Береговой охраны США были переданы Азербайджану в 2000 году. Долгий путь корабля начался в Сан-Франциско, штат Калифорния, и продолжился, когда экипаж морской бригады провел судно через Черное и Азовское моря, через Волго-Донской канал в Каспийское море. Море и, наконец, в Баку. Основными задачами 27-метрового патрульного катера Point Brower были правоохранительные органы и поисково-спасательные операции. Катер несколько раз ремонтировался и модернизировался, в последний раз при подготовке к передаче в Азербайджан.

Президент Владимир Путин в своем обращении к нации в апреле 2007 года предложил, чтобы «Правительство также рассмотрело возможность создания международного консорциума для строительства второго участка Волго-Донского канала. Эта новая транспортная артерия будет иметь существенное влияние на улучшение судоходства между Каспийским и Черным морями, что не только дало бы прикаспийским странам выход в Черное и Средиземное моря, тем самым обеспечив им выход в Мировой океан, но и коренным образом изменило бы их геополитическую ситуацию, позволив им стать морскими державами. Я уже провел предварительные переговоры по этому вопросу с моими коллегами из прикаспийских стран».

Минтранс России обратился к министерствам транспорта стран Прикаспийского бассейна с приглашением принять участие в строительстве и эксплуатации второй ветки Волго-Донского канала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *