Хабаровск | Планета талантов | Города
До середины XIX века территория нынешнего Хабаровска, в соответствии с Нерчинским договором, находилась на нейтральной территории, не разграниченной между Цинской империей и Россией[8]. В 1858 году в китайском городе Айгунь между представителями империи Цин и Российской империи начались переговоры об определении принадлежности спорных территорий. С российской стороны их вёл генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв, с китайской — амурский главнокомандующий Ишань (англ.)русск.[9]. 16 мая (28 мая по новому стилю) 1858 года был подписан договор, в соответствии с которым весь левый берег Амура переходил во владение Российской империи, правый берег до реки Уссури переходил во владение Китая, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря был объявлен пребывающим «в общем владении» до определения границ[9].
После подписания договора, по приказу Муравьёва для основания поселений по Амуру был отправлен 13-й Сибирский линейный батальон под командованием капитана Якова Дьяченко.
В мае 1858 солдаты высадились на берегу Амура и основали военный пост, назвав его Хабаровка — в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Пост был основан 31 мая 1858 года — эта дата считается датой основания Хабаровска, на месте, указанном Муравьёву-Амурскому в феврале 1854 года Г. И. Невельским[11]. К августу в Хабаровке были отведены земельные участки под постройку зданий[12]. Тогда же, через три месяца после закладки поста, его посетил путешественник и военный географ Михаил Венюков[13].
12 июля Муравьёв передал 13-й линейный батальон в полное распоряжение генерал-губернатора Приморской области. Но вместе с тем Дьяченко сохранил за собой верховную власть над амурскими поселениями, ибо именно ему 6 октября 1858 года Муравьёв поручил «главное заведование вновь поселившимися Уссурийского батальона Амурского казачьего войска»[14].
[править]Хабаровка
В 1859 году чиновник особых поручений в штабе Муравьёва Бронислав Кукель довёл до Хабаровки навербованных переселенцев и штрафованных солдат.
В 1860—1861 годах в ходе исследования недавно приобретенной Амурской области в Хабаровке побывал Сергей Максимов.
В 1864 году военным топографом Михаилом Любенским был сделан первый план застройки будущего города, по которому центральной улицей стала Береговая (ныне ул. Шевченко)[11][15]. К 1865 году в Хабаровке насчитывалось 1294 жителя — в основном солдаты и офицеры 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Исторической частью городской застройки, где появились первые улицы, первые кварталы, стали три гряды дальних отрогов Сихотэ-Алиня. Первые жители называли их «горами» — Военная гора (ныне улица Серышева), Артиллерийская гора (ныне улица Ленина) и Средняя гора (ныне улица Муравьёва-Амурского)[11].
Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения. Уже через пять лет с момента основания в Хабаровке было 167 строений, среди них — дом военачальника, казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки[16]. Благодаря очень удобному расположению в месте слияния рек Амур и Уссури, Хабаровка начала очень быстро развиваться. Вслед за военными поселенцами, начали прибывать и гражданские — среди них были уроженцы Забайкалья, Сибири, Оренбургской, Пермской, Казанской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний, Москвы и Петербурга. Военные и чиновники обычно приезжали в Хабаровку на несколько лет за льготной выслугой и повышением в чине. Солдаты, казаки, купцы, ремесленники и крестьяне оставались надолго или навсегда[11]. Основными занятиями в это время были пушной и рыбный промыслы и неэквивалентный обмен с коренными жителями; эти занятия считались очень прибыльными делами, привлекавшими многих людей. Переселенцам бесплатно предоставлялись плодородные земли, что также способствовало переезду в Хабаровку новых жителей.
В составе Амурская духовная миссия, центр которой находился в Благовещенске, был образован Среднеамурский стан для обращения в христианство нанайцев (гольдов, как их тогда называли), проживавших по Амуру от Хабаровки до Софийска[17].
В административном отношении Хабаровка подчинялась Софийскому округу с центром в городе Софийск (ныне село), входившему в Приморскую область Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. В конце 1860-х годов в Хабаровке размещается Амурская инженерная дистанция, в 1870-е годы туда переводится артиллерийское хозяйство, чьи здания до сих пор сохранились в городе[11].
Хабаровск в 1890-х годах.
Самый первый базар возник в 1877 году в устье реки Плюснинки, где сейчас находится Речной вокзал и назывался «нижний базар». Он просуществовал вплоть до 1960-х годов. Русско-китайский договор от 1881 года разрешал беспошлинную торговлю в зоне 50-вёрстной сухопутной границы и товары китайских и английских мануфактур можно было купить наполовину дешевле, чем в магазинах Кунста и Альберса[18].
В том же году областным землемером Поповым разрабатывается генеральный план города.
В 1890 году в Хабаровке проездом на Сахалин сделал кратковременную остановку Антон Чехов.
10 июня (29 мая по старому стилю) 1891 года в Хабаровку во время своего кругосветного путешествия прибывает наследник российского престола Цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, который пробыл в городе до утра 31 мая. К его приезду было приурочено торжественное открытие памятника Н. Н. Муравьёву-Амурскому работы скульптора А.Опекушина, впоследствии снесённого при советской власти, которое состоялось 11 июня (30 мая по старому стилю)[11][21][22].
В 1892 году организована крупная акционерная компания — «Амурское общество пароходства и торговли».
[править]Хабаровск
Хабаровск на карте 1905 года. Отмечена железная дорога до Владивостока.
2 ноября (21 октября по старому стилю) 1893 года город был переименован в Хабаровск[23].
14 января (2 января по старому стилю) 1894 года — в Хабаровске начали выходить «Приамурские ведомости» — одна из старейших газет Дальнего Востока[24].
22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1894 года создан Приамурский (Хабаровский) отдел Русского Географического общества[25] с музеем (ныне, Хабаровский краевой краеведческий музей[26]) и библиотекой. 14 мая (2 мая по старому стилю) император Николай II утвердил мнение Государственного совета об учреждении Приамурского отдела императорского Русского географического общества[27].
1 мая (19 апреля по старому стилю) 1894 года открыт музей Приамурского отдела ИРГО, ныне Хабаровский краевой краеведческий музей[28].
11 мая (29 апреля по старому стилю) 1896 года Софийская округа переименована в Хабаровскую округу, административный центр Хабаровской округи и окружное полицейское управление переведены из Софийска в Хабаровск[30].
13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1897 года с Хабаровской железнодорожной станции отправился первый поезд — до Хабаровска вдоль реки Уссури была доведена Уссурийская железная дорога, соединив его с Владивостоком[31]. Население города к тому времени составляло 14 900 человек.
1899 г. — начало строительства оружейного завода «Арсенал». Сооружением завода руководил офицер болгарского происхождения С. Н. Ванков, сыгравший в дальнейшем важную роль в развитии городской инфраструктуры.
13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1899 года — в Хабаровске открылась Амурско-Приморская выставка, на которой были представлены достижения края за 15 лет существования Приамурского генерал-губернаторства[32].
14 сентября (27 сентября) 1900 год — открыто Хабаровское реальное училище[33].
21 ноября (4 декабря) 1902 год — основаны артиллерийские мастерские, с 1908 года — военный завод «Арсенал» (в настоящее время — завод «Дальдизель»)[34].
Вид на хабаровский утёс в 1900-х годах.
11 ноября (29 октября по старому стилю) 1905 года — первая стачка на военном заводе «Арсенал», поддержанная солдатами гарнизона[35].
15 ноября (2 ноября по старому стилю) 1905 года — митинг солдат Хабаровского гарнизона с требованием отправки домой[35].
11 декабря (28 ноября по старому стилю) 1905 года — железнодорожники Хабаровска присоединились к всероссийской политической стачке[35].
26 января (10 января по старому стилю) 1906 года — солдаты, в том числе и уволенные в запас, захватывают Народный дом им. Пушкина и выдвигают требования отмены военного положения и их быстрейшей отправки домой. Через несколько часов Народный дом очищен верными правительству войсками[36].
14 июля (1 июля по старому стилю) 1907 года — разогнан нелегальный митинг в окрестностях Хабаровска, последний в период Первой русской революции[37].
В 1908 году началось создание базы Амурской флотилии.
21 апреля (8 апреля по старому стилю) 1912 года в Хабаровске учреждён отдел Императорского общества востоковедения[38].
В 1913 году, во время путешествия по Сибири, через Хабаровск проезжал Фритьоф Нансен.
28 июля (15 июля по старому стилю) 1913 года в Хабаровске открылась Выставка Приамурского края, посвящённая 300-летию Дома Романовых[39].
12 августа (30 июля по старому стилю) 1913 года близ Хабаровска торжественно заложено строительство Моста наследника Цесаревича Алексея Николаевича через реку Амур[40].
18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года — торжественным открытием было завершено строительство железнодорожного моста через Амур — Хабаровск соединился
Фотографий нет
Хабаровск.
День города: От военного поста до одного из крупнейших городов РоссииНакануне 163-летия со дня образования краевого центра редакция ИА AmurMedia перелистала хронику прошедших лет (ФОТО)
Сто шестьдесят три года тому назад на берегу могучего Амура появились первые строения Хабаровска. И хотя по сравнению с поселениями западной части России наш краевой центр можно считать молодым, его история оказалось достаточно насыщенной. ИА AmurMedia предлагает перелистать хронику прошедших лет и посмотреть, как военный пост превратился в один из 25 крупнейших городов страны.
Хабаровка была основана в 1858 году по инициативе графа Муравьёва-Амурского, человека, чьими усилиями Россия приросла югом Дальнего Востока.
Это был один из многих военных постов, поставленных генерал-губернатором на новой границе с Китаем, и, первоначально, ничем особым не выделялся среди прочих. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что никто не потрудился зафиксировать точную дату основания поселения. Есть несколько версий, варьирующихся от 19 мая до 21 июня. В итоге сегодня мы компромиссно отмечаем День города в последнее воскресение мая.
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Военно-пограничное значение поселения отражалось буквально во всём. Первыми строениями стали казармы, военные склады, дома для офицеров. На первом генеральном плане развития посёлка появились широкие прямые улицы — они были удобны для быстрого перемещения войсковых отрядов, в том числе кавалерии и артиллерии, если в том возникнет необходимость. Характерной оказалась и топонимика: холмы, по которым сегодня проходят улицы Ленина и Серышева, были названы соответственно Артиллерийской и Военной горами.
Однако удачное расположение Хабаровки на пересечении двух крупных рек, Амура и Уссури, с первого десятилетия её существования превратило пост в перекрёсток транспортных путей и привлекло сюда гражданских поселенцев: торговцев, ремесленников, крестьян, чиновников. К концу 1868 года здесь проживало без малого полторы тысячи человек, и уже располагался ряд ведомств, переехавших в военный пост из считавшегося административным центром города Софийска (современное село Софийск Ульчского района).
Во время второго десятилетия существования Хабаровки её значение только росло.
Теперь было очевидно, что это самое быстро развивающееся поселение региона — за исключением разве что Владивостока. Внимание к посёлку проявляли на самом высоком уровне: в 1873 году его посетил один из сыновей правящего императора Александра II, великий князь Алексей Александрович. Это событие произвело большое впечатление на местных жителей, и в честь члена императорской фамилии назвали не только одну из улиц, но и открывшуюся вскоре первую школу, впоследствии ставшую Алексеевской прогимназией.
В конце концов, в 1880 году бывшему военному посту официально присвоили статус города и перевели ещё остававшиеся в Софийске ведомства. Когда в 1884 году в Санкт-Петербурге было принято решение о создании самостоятельного Приамурского генерал-губернаторства, особых сомнений в том, какой населённый пункт выбрать его столицей, не возникало. Юный город стал административным центром обширной территории от Байкала до Владивостока.
Перевалив рубеж в тридцать лет, город и не думал останавливаться в развитии.
К концу XIX века его население выросло до 15 тысяч человек. Хабаровск — такое название было закреплено за губернской столицей с 1893 года — превратился в крупный культурный и экономический центр региона. Здесь имелась библиотека, театр, с 1894 года выходило регулярное печатное издание — «Приамурские ведомости».
В поселении, основанном как военный пост, теперь важную роль играли купцы, такие как Плюснины, Чердымовы, Пьянковы, крещёный китаец Тифонтай. К слову, выходцы из Поднебесной составляли весьма заметную часть населения города, в Хабаровске существовали настоящие «чайна-тауны». Один из них располагался в районе Казачьей горы, другой — за нынешней улицей Ухтомского, рядом с железнодорожным вокзалом, где китайцы находили работу грузчиками и чернорабочими.
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Заселение Хабаровского края 1850-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Военная гора ул. Артиллерийская (Истомина) 1896-1897 гг.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Четная сторона ул. Поповская (Калинина) 1896-1897. Фото: Архив ИА AmurMedia
e. Фото: Архив ИА AmurMedia
Железная дорога вообще стала играть заметную роль в городской жизни с момента, когда через губернскую столицу решено было проложить ветку Транссибирской магистрали. Её строительство началось с 1891 года, и в том же самом году Хабаровск посетил наследник престола, будущий император Николай Второй. Цесаревич присутствовал на открытии монумента Муравьёву-Амурскому, подарил более четырёхсот книг для публичной библиотеки и в целом оставил у горожан очень приятное впечатление о себе.
В 1897 году между Владивостоком и Хабаровском было открыто движение поездов.
Однако предполагавшееся строительство моста через Амур было отсрочено более чем на десять лет в связи с тем, что Россия, принявшаяся активно отторгать от Китая Северную Маньчжурию, начала строительство Китайско-Восточной железной дороги как более быстрого пути к Тихому океану.
Полувековой юбилей Хабаровск встретил, пройдя через непростой период.
1898-1908 годы оказались противоречивыми, насыщенными событиями, о которых не получится рассказать в двух словах. С одной стороны, происходил заметный рост промышленного производства, возник целый ряд предприятий, в том числе завод «Арсенал» (будущий «Дальдизель»), появилась телефонная связь. С другой, городу пришлось взвалить на себя роль тыловой базы во время Русско-японской войны 1904-1905 годов (что, например, разорило Тифонтая, занимавшегося снабжением войск) и пережить несколько тревожных моментов в годы первой русской революции 1905-1907 годов.
Базар, ныне речной вокзал. Хабаровск, 1904 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Большая улица (Муравьева-Амурского). 1915 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Вокзал и привокзальная площадь. Хабаровск, 1904 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Группа корейских рабочих на строительстве Уссурийской железной дороги, 1900 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Гуляние в городском саду. Хабаровск, начало ХХ в.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Гулянье учащихся учебных заведений на левом берегу Амура. Хабаровск, 1900 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Иннокентьевская церковь 1904 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Однако, в конце концов, всё обернулось в пользу города. Поражение в Русско-японской войне поставило под вопрос перспективы использования КВЖД, так что царское правительство снова обратило внимание на столицу Приамурья и проходящую через неё железную дорогу. С 1906 года начались изыскания места под строительство мостового перехода, в Хабаровск потекли деньги, стимулировавшие развитие города. В 1908 подготовили проект, получивший Большую золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Строительство началось в 1913 году, а закончилось в 1916 год. К тому моменту мост являлся самым длинным в Старом Свете.
Другим знаменательным событием начала ХХ века стала «Выставка Приамурского края», приуроченная к 55-летию города.
Она была призвана продемонстрировать достижения региона в сфере промышленности и сельского хозяйства за прошедшие полвека, и оказалась беспрецедентной по масштабам Дальнего Востока. Сердце выставки находилось на месте современного парка Динамо, общая же площадь павильонов и открытых пространств достигала 26 гектаров.
Накануне Октябрьской революции в Хабаровске проживало больше пятидесяти тысяч человек, принадлежавших к самым разным социальным группам. Не удивительно, что Гражданская война не обошла город стороной. Более того, на Дальнем Востоке она шла дольше, чем в остальной части страны — вплоть до 1922 года. За это время Хабаровск несколько раз переходил из рук в руки, видел на своих улицах американских военных, участвовавших в интервенции, пережил артиллерийский обстрел и штурм японскими войсками. Если знать, где искать, на некоторых старых зданиях до сих пор можно найти выбоины от пуль.
Общий вид завода Арсенал со стороны Казачьей горы. Хабаровск, 1914 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Общий вид станции Муравьев-Амурский Южно-Уссурийской железной дороги, 1900 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Открытие движение на железнодородном мосту через Амур. Хабаровск, 1916 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Строители завода Арсенал Хабаровск, 1901 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Триумфальная арка 1904 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
ул. Алексеевская (ныне ул. Шевченко), дом Генерал-губернатора. Хабаровск, начало ХХ века. Фото: Архив ИА AmurMedia
Успенский собор 1904 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
По окончании боевых действий началось восстановление города, не всегда проходившее гладко. Скажем, железнодорожный мост, повреждённый в годы войны, отремонтировали только в 1925 году. Рост населения на несколько лет практически остановился. Тем не менее, облик краевой столицы — а своё значение Хабаровск не потерял — постепенно менялся. Сняли с постамента памятник Муравьёву-Амурскому, зато поставили монумент Ленину. Хотя он несколько раз менял своё местоположение на одноимённой площади, скульптуру мы видим и сегодня. Надо отметить, что, в отличие от большинства изваяний Ильича, наводнивших СССР, это имеет историческую ценность, поскольку является одним из первых в стране, установленным через год после смерти вождя мирового пролетариата.
Более быстрыми темпами развитие Хабаровска пошло в конце 1920-х годов.
И снова, как говорится, не было бы счастья — да несчастье помогло. Осложнение международной обстановки, а затем и конфликт на КВЖД 1929 года привели к тому, что советское правительство задумалось об укреплении обороны на Дальнем Востоке. Самым масштабным шагом в этом направлении стало начало строительства Комсомольска-на-Амуре, однако и нашему городу перепало финансирование, поскольку он оставался важнейшим транспортным узлом и административным центром региона, где, помимо прочего, размещался штаб военного округа.
1930-е годы стали временем бурного роста. Восьмидесятый день рождения отмечало уже без малого двести тысяч горожан — почти в четыре раза больше, чем за десятилетие до того.
Дом-коммуна работников НКВД.. Фото: kulturnoe-nasledie.ru
Дом-коммуна работников НКВД.. Фото: kulturnoe-nasledie.ru
Дом-коммуна работников НКВД.. Фото: kulturnoe-nasledie.ru
Дом-коммуна работников НКВД.. Фото: kulturnoe-nasledie.ru
Появилось множество новых строений, которые до сих пор создают облик Хабаровска. Например, дом-коммуна, в одном из крыльев которого сегодня размещается Театр Драмы, Дом Советов (нынешнее здание краевой Законодательной думы на углу улиц Муравьёва-Амурского и Фрунзе), Окружной дом офицеров Советской Армии, стадион «Динамо» и многое другое. Индустриальный район и поныне хранит следы «сталинского ампира». Когда вы сегодня видите в нашем голоде здание с колоннами или гипсовой лепниной, то велика вероятность, что это сооружение возвели в те далёкие годы. Новые постройки должны были стать своеобразным символом наступления новой эпохи, победы социализма и наглядной демонстрацией преимуществ советской власти перед «кровавым царизмом». К концу 1930-х годов Хабаровск превратился в крупный промышленный центр Дальнего Востока.
С началом второй мировой войны он приобретает ещё и значение передового пограничного форпоста, наблюдающего за территорией захваченной японцами Северной Маньчжурии.
Когда в августе 1945 года СССР, в соответствии с достигнутыми договорённостями, присоединился к войне США против Японии, Хабаровск стал прифронтовым городом. Впрочем, Маньчжурская операция прошла стремительно и победоносно, и очень скоро краевая столица в очередной раз сменила роль.
Активисты Хабаровского крайкома МОПР вручают подарки морякам подшефного корабля Амурской речной военной флотилии, Хабаровск, 1944. Фото: Архив ИА AmurMedia
Продукция военных лет (танки) завода Энергомаш, Хабаровск, 1941 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Продукция военных лет завода Дальэнергомаш. Хабаровск, 1941 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Револьверный станок завода Дальэнергомаш. Хабаровск, 1943 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Упаковка подарков активистами Хабаровского МОПР для бойцов действующей армии. Хабаровск, 1943 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Цех авторемонтного завода — изготовление мин. (ныне завод Дальэнергомаш) Хабаровск, 1942 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Цех завода имени Горького. Хабаровск, 1942 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Цех по изготовлению тяжелых танков завода Дальэнергомаш. Хабаровск, 1941 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
В послевоенный период в окрестностях Хабаровска некоторое время жил под арестом Пу И — последний император Китая и номинальный правитель марионеточного государства Маньчжоу-Го, а в 1949 году прошел Хабаровский процесс над японскими военными преступниками. Приговор получил целый ряд высокопоставленных японских офицеров, в том числе руководителей печально известного своими опытами на людях «отряда 713». Кроме них в окрестностях краевой столицы находилось немало военнопленных Квантунской армии, которых нередко использовали на строительстве новых зданий — например, Высшей партийной школы, где ныне располагается дальневосточный филиал РАНХиГС.
Когда ужасы войны ушли в прошлое город снова начал расти, словно на дрожжах. В свой столетний юбилей Хабаровск мог похвастаться уже тремя сотнями жителей и множеством мест, хорошо известных нам и сегодня.
В строительстве трамвайных линий участие принимают железнодорожники. Хабаровск, 1956 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Выступление моряков-амурцев на стадионе им. Ленина.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Городской Дворец спорта. Хабаровск, 1959 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Колонна юных участников спортивного праздника. Хабаровск, 1958 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Одна из улиц частного сектора в Хабаровске (1960). Фото: Архив ИА AmurMedia
Одна из улиц частного сектора в Хабаровске (1960). Фото: Архив ИА AmurMedia
Был построен стадион имени В.И. Ленина, начал работу Хабаровский автомобильно-дорожный институт — будущий ТОГУ. На привокзальной площади торжественно открыли памятник Ерофею Хабарову, землепроходцу, первым побывавшим у слияния Амура и Уссури. С 1956 года началось движение городского трамвая. Чердымовку и Плюснинку заключили в бетон и спрятали под землю, проложив на месте речных падей два широких бульвара — Амурский и Уссурийский.
Рубероидный завод. Хабаровск, 1958 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Сельский магазин. Колхоз Новая жизнь. Хабаровский район (1950-е годы). Фото: Архив ИА AmurMedia
Строительство швейной фабрики, ныне ТЦ Сингапур. Хабаровск, 1956 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Улица Карла Маркса, ныне ул. Муравьева-Амурского. Хабаровск, 50-е годы XX века.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Центральный парк культыры и отдыха. Хабаровск, 1950-е годы. Фото: Архив ИА AmurMedia
Юные железнодорожники детской железной дороги. Хабаровск, 1958 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Одними из самых памятных событий 1960-х годов для хабаровчан стали визиты Юрия Гагарина, трижды побывавшего в краевой столице. Однако не только это достойно упоминания.
Юрий Гагарин в аэропорту. Хабаровск, май 1962 года. Фото: Архив ИА AmurMedia
Юрий Гагарин в Хабаровске, 1962 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
В 1960-1970 годах во внешней политике советского государства произошли некоторые перемены, связанные пересмотром принципов отношений со странами «капиталистического мира».
От мысли о неизбежной конфронтации советское руководство перешло к концепции мирного сосуществования. Иначе говоря, к пониманию, что с «буржуями» вполне можно налаживать взаимовыгодные отношения.
Амурский бульвар, благоустройство. Хабаровск 1965 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Амурский бульвар, благоустройство. Хабаровск, 1965 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Благоустройство Амурского бульвара в Хабаровске, 1965 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Благоустройство Амурского бульвара в Хабаровске, 1965. Фото: Архив ИА AmurMedia
Благоустройство бульвара, 1965 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Стремясь по возможности более широко использовать имеющийся торговый потенциал, СССР обратил взгляд на слабо заселённые пространства Дальнего Востока с его протяженной береговой линией, открывающей доступ к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Начался новый этап освоения восточных областей страны, при этом, если раньше оно шло в первую очередь для укрепления военного присутствия, то теперь речь шла о создании мощной экономической базы. И, поскольку Владивосток был закрытым городом из-за размещенной в нём базы Тихоокеанского флота, то Хабаровску предстояло стать своеобразным лицом Дальнего Востока в отношениях с азиатскими странами.
Железнодорожная больница. Хабаровск, 1967 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Парк культуры и отдыха. Хабаровск, 1967 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Площадь Ленина, парад 1 мая.Хабаровск, 1964 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Сборная молодежная команда Швеции по хоккею с мячом на стадионе имени В.И. Ленина, 1968 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Строительство набережной. Хабаровск, 1965 г.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Несмотря на то, что СССР в целом был страной закрытой, в этот период устанавливались связи нашего года с заграницей. Например, в 1965 году были установлены побратимские связи с городом Ниигата, и со второй половины 60-х годов нередкими стали выставки японских товаров. Хабаровск стали посещать иностранные делегации, а хабаровчане, пусть и ограниченно, выезжали за границу.
В брежневские времена в краевой столице стали проходить мероприятия по-настоящему международного уровня.
С 1977 года шла подготовка к проведению XIV Тихоокеанского научного конгресса, в организации которого участвовали такие международные структуры, как ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕП (проект по охране окружающей среды) и другие. В 1979 году, когда конгресс начал свою работы, в Хабаровск съехалось более 2000 учёных из 46 стран, на некоторое время превратив город в научную столицу АТР.
Директор Хабаровской бройлерной фабрики перерезает ленточку. Хабаровск, 1977 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Железнодорожный вокзал. Хабаровск, 1970 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Животноводческий комплекс Краснореченского совхоза. Хабаровск, 1976 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Кроме проведения секций по различным наукам и научным проблемам, для гостей организовали экскурсии, проводились различные выставки и культурные мероприятия. Продемонстрировав способность организовывать столь масштабные предприятия, в 1981 году город впервые принял чемпионат мира по хоккею с мячом. За год до того завершили реконструкцию хабаровского аэропорта, который получил возможность принимать любые пассажирские авиалайнеры.
Планы по развитию города были большие. В середине 1970-х годов предполагалось к началу нового, XXI века, довести численность населения до миллиона человек.
Планировалось превратить краевую столицу в центр производства бытовой техники и потребительских товаров, в том числе за счёт сотрудничества с иностранными компаниями. Уж обсуждалась целесообразность разработки хабаровского метрополитена и начали формировать новый облик «города будущего». Не всегда при этом принимаемые решения были однозначны по своим последствиям: с конца 1970-х годов с городских улиц стали исчезать старинные деревянные и каменные здания, в том числе те, что представляли историческую и архитектурную ценность.
Площадь Ленина. Хабаровск, 1970 год. . Фото: Архив ИА AmurMedia
Играют сборная Японии и СКА Хабаровск, 1971. Фото: Архив ИА AmurMedia
Комсомольская площадь. Хабаровск, 1970 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Первый прилет самолета ТУ-144 в Хабаровск, 1977.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Это тем более обидно, если учесть, что жизнь внесла свои коррективы в планы превращения дальневосточной столицы в город-миллионер.
Начавшийся в 1980-х годах кризис и очередное обострение отношений с иностранными государствами свели на нет планы развития региона с ориентацией на экспорт ресурсов и продукции в АТР.
Слева направо: городская больница №3 им.С. К. Нечепаева, гостиница «Центральная», на нижнем этаже—магазин «Берёзка».. Фото: Музейный архив
Здание Правительства Хабаровского края ещё не построено, здание Центрального телеграфа без фальшстены.. Фото: Музейный архив
Старый фонтан и Хабаровский дом моды (в XXI веке здание Далькомбанка, затем МТС-Банка). На здании — первая в городе «световая газета». . Фото: Музейный архив
А очень скоро правительству стало вообще не до происходящего на Дальнем Востоке. Тем не менее, город жил своей достаточно спокойной и размеренной жизнью. К 125-летию построили городские пруды. В 1986 году появилось хорошо известное хабаровчанам здание Центрального продовольственного рынка, который, хотя и существовал на одном и том же месте с 1912 года, большую часть времени являлся просто скопищем разномастных ларьков и павильонов. В 1980-е даже росло население, хотя и не такими темпами, как некогда планировалось.
Непростые времена начались, когда город перевалил за 130-летний возраст.
СССР всё ближе подходил к концу своего существования, дефицит достиг катастрофических значений, в Хабаровске начались перебой с поставками продуктов питания, в магазинах выстраивались длинные очереди на получение товаров по карточкам. Когда в 1991 году в Москве произошла попытка переворота ГКЧП, хабаровчане живо отреагировали на это событие — на площади Ленина собрался многотысячный протестный митинг, вероятно, самый масштабный за историю города.
Как и для всей страны, для Хабаровска 1990-е годы стали непростыми.
Закрылись или сократили объёмы производства многие предприятия, прежде составлявшие лицо экономики города. С другой стороны, близость к границе после её открытия худо-бедно позволяла жить за счёт трансграничной торговли. Весь город ходил в китайском ширпотребе, многие люди ушли в сферу торговли. Городские улицы быстро заполнились автомобилями японского производства.
В итоге, надо признать, наш пережил «лихие девяностые» легче многих городов. Хабаровск даже умудрился развиваться. Была проведена реконструкция площади Ленина, начата модернизация моста через Амур, старинным зданиям возвращался исторический облик, восстановили на прежнем постаменте памятник Муравьёву-Амурскому.
В начале нового тысячелетия и почти до конца 2018 года Хабаровск был административным центром Дальневосточного федерального округа, и с тех пор сделано немало для предания ему облика, соответственного столь значимому статусу.
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт поздравляет хабаровских следователей с новосельем, 2012 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Олимпийские часы в Хабаровске, 2014 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Эстафета Олимпийского огня. Хабаровск, 2014 год. Фото: Архив ИА AmurMedia
Сроительство Арены Ерофей. Хабаровск, 2012 год.. Фото: Архив ИА AmurMedia
Строительство арены Ерофей, 2012. Фото: Архив ИА AmurMedia
Новые автомобильные развязки и дороги, торговые центры и парки, строительство целых микрорайонов и масштабная реконструкция улиц в центре — всё это позволило краевой столице четырежды становиться победителем в конкурсе на звания самого благоустроенного города России. Сегодня, на пороге своего 163-летия, Хабаровск входит в число крупнейших городов России и продолжает динамично развиваться, смело глядя в будущее, которое, можно быть уверенным, будет счастливым.
Антон Корчевский.
Тихоокеанский национальный университет (Хабаровск, Россия) — поступление, цены, отзывы
- org/ListItem»>
smapse.com
- Каталог
- Россия
- Хабаровск org/ListItem»> Тихоокеанский национальный университет
Программы и цены, стоимость обучения в Тихоокеанском национальном университете Проживание, питание, цены Деятельность Тихоокеанского национального университета Преимущества Помещения и оборудование Тихоокеанского национального университета Даты приема и доплаты
Вступительные требования, как подать заявку, что требуется для поступления Стипендии Тихоокеанского национального университета Учреждение на карте Вид на жительство, гражданство и другие услуги Отзыв о Тихоокеанский национальный университет Рекомендации по применению
Описание Тихоокеанского национального университета
- Местонахождение: Хабаровск, Россия
- Год основания: 1958
- Язык обучения: русский
- Формы обучения: очная, заочная, заочная
- Количество студентов: более 17 000
- Тип обучения: смешанное.
Тихоокеанский государственный университет (ПГУ) — крупнейший вуз Хабаровского края. Учреждение было основано в 1958 как Хабаровский автомобильно-дорожный институт. В отдельные годы количество студентов достигало 22 000 человек, в последние — не превышает 17 000. Педагогический состав ПГУ насчитывает около 900 профессоров, штатных преподавателей, кандидатов наук.
Узкопрофильные институты в составе ПГУ:
- Машиностроение, строительство
- Социально-политические технологии, коммуникации
- Архитектура, дизайн
- Юриспруденция.
Факультеты:
- Транспорт, энергетика
- Автоматизация, информационные технологии
- Компьютер, фундаментальные науки
- Природопользование, экология
- Экономика, Менеджмент
- Востоковедение, История
- Искусство, реклама, дизайн
- Филология, Переводоведение, Межкультурная коммуникация
- Наука, математика, информационные технологии
- Физкультура
- Психология, социальные и гуманитарные технологии
- Начальное, дошкольное, дефектологическое образование
- Дополнительное профессиональное образование.
Программы и цены, стоимость обучения в Тихоокеанском национальном университете
Название программы
Дата
Возраст
Стоимость
Запросить расчет
Программа специальности на русском языке
Круглогодично
от 159100,00 ₽/год
от 159100,00 ₽/год
Программа бакалавриата на русском языке
Круглогодично
от 159100,00 ₽/год
от 159100,00 ₽/год
Магистерская программа на русском языке
Круглый год
от 170200,00 ₽/год
от 170200,00 ₽/год
Программа магистратуры на русском языке
Круглогодично
от 212400,00 ₽/год
от 212400,00 ₽/год
Показать все курсы (4)
Проживание, питание, цены
Кампус представляет собой девять жилых домов секционно-коридорного типа на двух территориях.
В корпусах оборудованы помещения общего пользования: кабинеты для самоподготовки, спортивные залы, душевые и туалеты, прачечные. Студенты обеспечиваются постельным бельем со сменой 1 раз в неделю.
На территории кампуса также расположены:
- Поликлиника, стоматологический кабинет
- Санаторий-профилакторий
- Спорткомплекс с бассейном
- Несколько кафе
- Магазины, парикмахерские, ремонтные мастерские
- Атм
- Открытые спортивные площадки
- Шахматные, туристические клубы, творческие студии.
Деятельность Тихоокеанского национального университета
В ПГУ работает автошкола, которая помогает студентам получить водительские права категорий А, В, С.
Спортивные секции:
- Виды игр: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, хоккей
- Беговые лыжи
- Спортивное ориентирование, туризм
- Легкая атлетика
- Стрельба в тире
- Шахматы
- Плавание
- Автокросс, мотокросс
- Черлидинг
- Пауэрлифтинг
- Самбо, дзюдо
- Фитнес
- Танцы: аэробика, гимнастика, йога, эстрада.
Регулярно проводятся местные, межвузовские спартакиады, турниры по всем видам спорта:
- Турнир на Кубок Ректора
- Турнир памяти первого ректора М.П. Даниловский
- Спартакиада «Первокурсник»
- Спартакиада студенческого городка.
Студенты ПГУ могут участвовать в конкурсах на получение миллионных грантов по номинациям:
- Волонтерство
- Инициативы творческой молодежи
- Молодежные СМИ
- Патриотическое воспитание
- Профилактика негативных проявлений в молодежной среде и межнациональном взаимодействии
- Развитие студенческих клубов
- Спорт, здоровый образ жизни, туризм
- Студенческие отряды.
Преимущества
- Международное сотрудничество с зарубежными организациями, университетами из 14 стран
- Программы обмена
- Автошкола в составе университета.
Помещения и оборудование Тихоокеанского национального университета
Обучение проходит в 11 корпусах. Из них:
- Факультетские корпуса с аудиториями, компьютерными классами
- Лабораторные здания
- Спортивный комплекс: тренажерные залы, игровые залы, бассейн, открытые площадки с беговыми дорожками, полоса препятствий
- Столовые, буфеты, торговые автоматы
- Медицинские центры
- Лыжная база
- Издательство, типография
- Университетский музей
- Агробиологическая станция
- Библиотеки с читальными залами.
В санатории проводятся профилактические процедуры:
- Терапия
- Физиотерапия
- Сестринское дело
- Физиотерапия, спортивная медицина
- Лечебный массаж.
Даты приема и доплаты
В учебном году два семестра, в конце каждого организуется сессия — зимой и в начале лета. Занятия проходят с понедельника по пятницу или субботу в зависимости от расписания. Пары проходят с 8:30 до 22:00, одна пара — 1,5 часа.
Студенты отдыхают в праздничные дни, на каникулах — зимой, летом.
Дополнительные расходы:
- Проживание, питание
- Книги, расходные материалы
- Медицинская помощь
- Дополнительное образование
- Личные расходы
- Транспорт.
Вступительные требования, как подать заявку, что требуется для зачисления
Абитуриенты могут посещать подготовительные курсы, участвовать в олимпиадах до поступления.
Даты приема документов:
- Очная, очная и заочная формы: июнь-август
- Заочная форма: июнь-октябрь.
Требования к поступающим на бакалавриат, специалитет:
- Заявление о приеме, согласие на обработку данных
- Копии личных документов (паспорт, СНИЛС, медицинская справка и др. )
- Копия аттестата о среднем образовании, оценочная карта
- Индивидуальные достижения
- Результаты ЕГЭ.
Будущим магистрам, аспирантам необходимо предоставить:
- Заявление о приеме, согласие на обработку данных
- Копии личных документов (паспорт, СНИЛС, медицинская справка и др.)
- Диплом о предыдущем уровне образования, транскрипты пройденных курсов
- Индивидуальные достижения: публикации, исследования и др.
Перед зачислением поступающие проходят вступительные испытания.
Стипендии Тихоокеанского национального университета
Виды стипендиальных программ:
- Государственные: академические, социальные, повышенные и дополнительные выплаты
- Гранты за научные, спортивные, общественные заслуги
- Стипендии М.П. Фонд Даниловского.
Учреждение на карте
Вид на жительство, гражданство и другие услуги
- Опекунские услуги во время учебы
- Студенческий надзор
Отзыв о Тихоокеанский национальный университет
Здесь пока нет комментариев
Официальные представители. Поддержка бесплатного приема
Аналогичные образовательные учреждения
Хотите учиться в Тихоокеанском национальном университете
?
Планируете учиться в другой стране? SMAPSE поможет вам на протяжении всего процесса и поможет минимизировать административные и финансовые риски, исполнив вашу мечту о качественном образовании.
Изучите больше
, чем просто язык
Любой может учиться за границей с помощью Smapse Education.
Это подтверждают сотни рекомендаций и отзывов наших клиентов.
Заполнить заявку
Мы поможем выбрать лучшие программы
Великобритания
США
Швейцария
Канада
Испания
Австрия
Нидерланды
Германия
Ирландия
Объединенные Арабские Эмираты
Франция
Италия
Шотландия
Португалия
5 Уэльс 90 Я согласен с политикой конфиденциальности
Присоединяйтесь к нам и будьте в курсе последних новостей и акций!
история Хабаровска · История Хабаровска
История Хабаровска · История Хабаровска Все направления | Европа | Азия | Северная Америка | Африка | Южная Америка | Океания | Отели