Гогланд: Остров Гогланд

Содержание

Остров Гогланд

Остров Гогланд распложен в центральной части Финского залива. Входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. Является одним из самых известных островов Финского залива. Не смотря на то, что это не самый большой остров в Финском заливе, с ним связано не мало интересных исторических событий.

Содержание

Общее описание

История острова

Достопримечательности

Экскурсии, как добраться

Общее описание

Площадь острова Гогланд – 21 квадратный километр. Его наибольшая длина – 11 километров, ширина достигает 2,5 километров. Самая высокая точка – гора Лоунаткоркия, которая имеет высоту 176 метров. Также на острове есть еще три холма, высотой от 106 до 142 метров. Благодаря этому в хорошую погоду остров Гогланд виден на расстоянии 70-75 километров – над водами Финского залива возвышаются его холмы. Например, его хорошо видно из финского города Котка, до которого более 40 километров.

Основу острова составляет гранитная плита, на ней довольно тонкий слой почвы. Сам остров Гогланд практически весь порос хвойным лесом. Есть несколько очень маленьких внутренних озер, крупнейшее имеет размеры всего лишь 510 на 160 метров.

Береговая линия сильно изрезана, есть большое количество бухт и мысов. Две бухты особенно часто используются для стоянок яхт и катеров. Первая – Суркюля (Суурюлян-Лахти), подходит для судов с осадкой до четырех метров. Здесь сохранилось два пирса, которые находятся в плохом состоянии. Вторая – бухта Лимонникова, которая находится на западной стороне острова Гогланд. Глубины здесь достигают 17 метров и она также используется для стоянок.

В непосредственной близости от острова много подводных камней, банок и небольших островов. Эти места считаются одними из самых опасных для судоходства в Финском заливе.

У острова Гогланд достаточно интересный рельеф: это сопки которые чередуются с долинами. Пешие походы по территории острова также могут быть довольно интересны, однако нужно учитывать, что часть острова сегодня недоступна. Еще в 2007 Россия приняла решение построить на острове радарную станцию, а сейчас там установлено и оборудование для электронной разведки.

В состав Кингисеппского района остров Гогланд входит как деревня Суур-Саари. Население острова, по данным последней переписи – 47 человек. Есть две разрушенные финские деревни, подробнее о которых можно прочитать в следующем разделе.

История острова Гогланд

На острове Гогланд были обнаружены стоянки людей каменного века, очевидно, они добирались сюда на лодках или по льду. Также здесь были обнаружены сейды, которые имеют возраст до 7 тысяч лет. Ну а первые документальные упоминания датированы XV веком – это данные об уплате налогов.

В 1768 году была возведена церковь. В состав Российской Империи остров вошел в 1743 году, а в 1788 произошло известное Гогландское сражение, в котором русские одержали победу над шведами (в стратегическом плане). В 1826 на острове создали два пункта Дуги Струве (это сеть из 265 пунктов, которая создавалась для определения параметров нашей планеты).

Во времена Крымской войны четыре британских корабля атаковали форт на острове Гогланд. В 1856 здесь потерпел кораблекрушение транспортный корабль «Америка». В 1899 году рядом с островом на подводную скалу напоролся броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».

К 1918 году на острове Гогланд был гарнизон из 20 моряков-артиллеристов, которые служили на береговой батареи. Однако в марте 1918 они покинули остров, а в 1920 году остров Гогланд вошел в состав Финляндии (Тартуский мирный договор).

К тому времени на острове было две финские деревни – Кискинкюля и Суркюля. К концу ХIX в них проживало более 1100 человек. Далее, в советский период, они обезлюдели и разрушились, так как финское население покинуло остров Гогланд.

В ходе советско-финской войны 1939 года остров захватила Красная армия. В 1941 году люди с острова были эвакуированы. В ходе Великой Отечественной войны в районе острова (как и на его территории) неоднократно происходили сражения, собственно, это было характерно для большей части акватории Финского залива. В 1944 году на остров высадился немецкий десант в 1500 человек. Этот десант стал началом Лапландской войны, к тому времени Финляндия стала противником Германии и фактически союзником СССР. Любопытно, что десант в 1,5 тысячи человек был отбит финнами, которые потеряли всего 37 человек. Их поддерживала советская авиация. В конце сентября 1944 года финны передали остров Гогланд советским войскам.

Достопримечательности

На острове сохранилось два маяка. Южный был построен в 1906 году, а Северный в 1807 году  (перестраивался в 1965). Также сохранились два пункта Дуги Струве, о которых мы уже упоминали выше. Они, кстати, входят в реестр (не список) Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранились сейды, а также жертвенные камни, возраст 5-7 тысяч лет. Стоят памятный камень и стела в честь первого сеанса радиосвязи в 1900 году, который был осуществлен именно с острова Гогланд.

Также сохранились остатки финских деревень с финским кладбищем. К достопримечательностям можно отнести памятник на могиле русского адмирала Ивана Святова. Он завещал похоронить себя именно на этом острове и его воля была выполнена.

У западного берега острова Гогланд сохраняется исследовательское судно «Леонид Демин». Оно было продано латвийской компании, которая планировала разобрать его на металлолом. Однако в 2003 при буксировке произошел обрыв троса и судно село на мель рядом с берегом.

Экскурсии, как добраться до острова Гогланд

Добраться до острова Гогланд можно только водным путем. Также есть вариант попасть туда на вертолете, но это явно не самый распространенный и дешевый вариант. Посещение острова Гогланд требует разрешения у пограничной службы ФСБ России в Санкт-Петербурге. Официальную информацию можно найти на сайтах ФСБ. В целом, получить разрешение вполне реально, главное обратиться за ним заранее, желательно как минимум за месяц до посещения острова.

Проще всего добраться до острова Гогланд в составе организованной группы. Организаторы сами обратятся за разрешением в ФСБ, от вас потребуются лишь необходимые документы. Предложения о подобных экскурсиях можно самостоятельно найти в социальных сетях, обычно они появляются в середине мая. Отметим, что обычно в ходе подобных экскурсий посещают сразу несколько островов, а не только Гогланд. Также нужно самостоятельно сравнивать цены, у некоторых организаторов они мягко говоря завышены.

Иногда и турфирмы арендуют теплоходы и организовывают экскурсии по Финскому заливу, в программу посещения входит и остров Гогланд. Подобные предложения также стоит искать самостоятельно. Отправление обычно из Санкт-Петербурга. Расстояние по воде от Санкт-Петербурга до острова Гогланд около 180 километров.

Самостоятельно добраться также возможно, но для этого вам нужен свой катер или яхта. Разрешение также нужно оформлять самостоятельно.

Видео:

На карте:

 

Остров Гогланд в Финском заливе — где находится, как добраться из Санкт-Петербурга

Сталкером называют человека, который исследует заброшенные места. В Финском заливе есть место, идеальное для таких людей. Это остров Гогланд. На нем имеются безлюдные поселения, маяки, старые военные укрепления и затонувшие корабли. Его название образовалось благодаря сложению двух шведских слов – «hog» (высокий) и «land» (земля).

Гогланд затерян на просторах Балтики

Гранитный форпост

Если через Финский залив провести линию, соединяющую эстонский городок Кохтла-Ярве и финский порт Котка, на ее середине как раз окажется Гогланд. Гранитный остров имеет узкую вытянутую форму. Над водой возвышаются четыре холма высотой от 106 до 175 м. Его размеры 11х2,5 км. Немного. Между тем, он считается одним из крупнейших островов в акватории залива.

Люди в этих местах жили еще 9 тыс. лет назад

Яблоко раздора

Находки археологов подтверждают, что люди на острове жили еще в каменном веке. Об этом, в частности, свидетельствуют сейды – священные сооружения из камня. Они представляют собой огромный валун, установленный на трех небольших камешках. Ученые оценивают их возраст в 7 тысяч лет до нашей эры! Трудно представить, почему люди облюбовали для жизни это не очень уж уютное место.

Первые летописные упоминания Гогланда относятся к XV веку. В 1635 году эти места описал немецкий географ Адам Олеарий. Он оказался здесь по воли судьбы, когда его корабль потерпел крушение. В те времена на острове стояли часовенка и пять домиков. В них жили рыбаки из Лифляндии.

Российским Гогланд стал в 1743 году. Это случилось после очередной русско-шведской войны. Спустя некоторое время началась новая война. Возле острова состоялось известное Гогландское морское сражение, которое закончилось ничьей. В середине XIX века, во время Крымской войны, на острове стояла русская батарея, которую яростно бомбардировали британские корабли. Из-за своего стратегического положения – в центре Финского залива — Гогланд постоянно оказывался в гуще военных событий.

Первая радиостанция Попова

Радио для спасения

У моряков Гогланд всегда считался небезопасным местом. В ненастную погоду его плохо видно. Еще большую опасность представляют окружающие его подводные скалы. В 1856 году о них разбился русский военный транспортный корабль «Америка». Тогда погибли 38 моряков. Как известно, если температура воды в Балтике не превышает +3ОС, человек может продержаться в ней на плаву не более 10 минут. Погибших похоронили на острове.

Следующей жертвой стал броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». К счастью, он не затонул, а сел на мель. Это случилось в ноябре 1899 года. И здесь пригодилось новое изобретение Александра Попова. Для координации действий по спасению транспорта на Гогланде была установлена радиостанция. Связь с Петербургом поддерживалась через Котку. Рекордно длинная радиограмма содержала 115 слов! Это произошло весной 1900 года. Так впервые в мире была налажена радиосвязь.

Эхо ушедшей войны

Между молотом и наковальней

В начале 1920 года Гогланд оказался в составе Финляндии. Правительство СССР делало попытки выменять стратегический остров на территории в Карелии, но безуспешно. В период Зимней войны на него высадились советские морпехи. В 1940 году он официально стал частью СССР. В самом начале Великой Отечественной войны на острове была оборудована береговая батарея. Так на Гогланд попали корабельные пушки с «Авроры».

Зимой 1941 года из-за больших потерь, вызванных бомбардировками немецкой авиации, остров пришлось оставить. Технику и часть укреплений взорвали. В течение войны этот кусочек суши несколько раз переходил из рук в руки – от финских к советским частям. Каждая сторона тут же размещала на нем свою артиллерию.

Потом на Гогланде обосновались немцы. И только в 1944 году остров заняли советские войска, а спустя три года, по Парижскому договору, он снова официально стал территорией СССР. Артиллерийский дивизион оставался здесь до 1960 года.

Кораблекрушение возле Гогланда из книги Адама Олеария

Вехи бурной истории

Столь бурная история не могла не оставить материальных следов на острове. Поскольку Гогланд представлял опасность для судоходства, на нем установили два маяка – Южный и Северный. Маяк на южной оконечности действует с 1861 года. Его обслуживает смотритель. В поселении при маяке проживает несколько семей специалистов. Действует небольшая погранзастава. Вся остальная часть острова необитаема.

До наших дней сохранились древние сейды и жертвенные камни. Есть остатки финских хуторов и лютеранское кладбище. На берегу стоит памятник советскому контр-адмиралу Ивану Святову. По его завещанию урну с прахом опустили на дно моря рядом с островом.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» на камнях у острова Гогланд, апрель 1900

Есть и географическая достопримечательность. Дуга Струве это сеть из 265 триангуляционных пунктов. Ее создали, чтобы определить параметры Земли. Два таких пункта — «Мякипяллюс» и «Точка Z» — установлены на Гогланде. Туристы обязательно посещают обелиск, установленный в честь первого сеанса радиосвязи, который организовал Попов.

Наследие войны

Но самым лакомым кусочком для любителей приключений является исследовательское судно «Леонид Демин». В 2003 годуоно было продано на металлолом, но село на мель при буксировке, да так и осталось там. Судно известно тем, что принимало участие в съемках фильма «Титаник». «Леонид Демин» лежит у самого берега, поэтому попасть на него может любой желающий.

Берега изрезаны тихими бухтами

Убежище для яхт

Берега Гогланда изрезаны многочисленными бухтами. Они перспективны для устройства в них марин – стоянок для яхт. Самой большой считается бухта Сууркюлян-Лахти. В нее могут заходить суда осадкой до 4 м. Она расположена на восточном побережье неподалеку от мыса Северный. От волн гавань защищена молом. Дно и берега здесь песчаные. Дорога из бухты ведет к погранзаставе и маякам.

На западном побережье расположена бухта Лимонникова. Берег здесь высокий и скалистый. Глубина достигает 17 м. Гавань также защищена от ветра и может служить убежищем для яхт и катеров. В перспективе бухта может одновременно принимать до 150 маломерных судов.

До острова добираются на катере

Не забудьте оформить пропуск

До Гогланда добираются на катере из Соснового Бора или Приморска. Для посещения острова требуется оформить пропуск в погранзону. Участники тура должны быть старше 14 лет и иметь российский паспорт.

2013–2015 гг. – работы на о. Гогланд в Финском заливе (Ингерманландская археологическая экспедиция, ИИМК РАН и РГО)

Внешние острова Финского залива – Гогланд, Соммерс, Сейскар Тюттерс, Нерва, Виргины и Мощный, расположенные в Кингисеппском районе Ленинградской области, являются составной частью географического, природного и историко-культурного пространства Восточной Балтики.


Остров Гогланд

Их уникальное расположение, особенности их геологического строения и природного ландшафта повлияли на характер их заселения и формы их хозяйственного освоения древним населением, а также определили роль островов в формировании исторического и культурного пространства Восточно-Балтийского региона.

В 2013 году стартовал совместный проект ИИМК РАН и Русского географического общества по изучению островов Финского залива – Ингерманландская археологическая экспедиция ИИМК РАН. Программа комплексного археологического изучения островов рассчитана на многолетнюю работу и включает в себя несколько хронологических и тематических компонентов.


Карта о. Гогланд с выявленными памятниками археологии. Топооснова: Merikarttalaitos, 1942 г.

Ожидаемый результат текущего проекта может существенно дополнить картину культурно-исторического развития населения и раскрыть многотысячелетнюю историю культурных связей на берегах Финского залива, разнообразных типов взаимодействия культур, связанных с Балтийским морем. Следует также отметить, что в изучаемом археологическом материале находит отражение и более поздняя история островов, связанная с большими историческими процессами и событиями в регионе, непосредственное участие в которых принимало Российское государство.


Вид на бухту Сюркюлялахти и кременевое орудие, найденное в ходе разведок на берегах бухты. 2014 г.

Первостепенный интерес в плане междисциплинарных исследований островов в контексте их археологического изучения представляет Гогланд – наиболее крупный и древний по своему геологическому «возрасту».

В 2013–2015 гг. на острове провела масштабные работы совместная экспедиция РГО и ИИМК РАН. Была обследована большая часть острова, выявлены перспективные с точки зрения археологии места и проведены раскопки финской деревни Сюркюлялахти XVIII–XX вв.


Подготовка к снятию слепков с петроглифа XVIII в. на скалах мыса Каппельниеми. 2013 г.

На Гогланде зафиксированы следы пребывания человека в каменном веке (неолит – находки кремневых и кварцитовых изделий), бронзовом (находка заготовки топора культуры боевых топоров – ок.

2500 г. до н.э., каменные насыпи) и железном веках (каменные насыпи, «чашачные» камни), а также в Средние века (письменные источники, культурный слой более поздних деревень).

Геополитическое значение этого района Балтики трудно переоценить, а историко-археологические исследования памятников в территориальных водах России в этой части Балтийского моря исключительно важны для разных областей российской науки и культуры.


Каменные конструкции на берегу бухты Варислахти. 2014 г.

Разгром немецкого десанта на Гогланд


Остров Гогланд

15 сентября 1944 года — разгром немецкого десанта на Гогланд, который пытался захватить остров в рамках операции «Tanne Ost» («Восточная ель»).. Это был первый опыт боевой взаимопомощи Балтийского флота с Оборонительными силами Финляндии, которые всего 12 дней назад выступали на стороне Германии. Об особенностях советско-финляндской войны на море Читайте подробнее.

Парадоксальность ситуации заключалась в том, что немцы продолжали считать финнов братьями по оружию, ведь активное и многоплановое военно-политическое сотрудничество между этими странами началось еще в 1918 году. На этом основании немцы полагали, что финны сдадут им остров без боя. Однако финны решительно отклонили это предложение. Тогда немцы высадили на остров морской десант, финны упорно оборонялись. Этот инцидент стал началом войны между Финляндией и Германией. Авиация Балтийского флота оказала финнам помощь в обороне Гогланда, в результате чего десант был разгромлен.

Финляндия выходит из войны

Летом 1944 года Красная армия провела ряд мощных наступательных операций на Карельском перешейке, в результате которых финские войска понесли большие потери и были отброшены за пределы государственной границы СССР. Фронт временно стабилизировался, но военно-политическое руководство Финляндии понимало, что пора выходить из войны. В результате переговоров по дипломатическим каналам 4 сентября 1944 года было подписано соглашение о прекращении огня. За два дня до начала перемирия Финляндия разорвала дипломатические отношения с Германией и проинформировала ее об условиях перемирия. А всего за три недели до этого авиация Балтийского флота потопила в порту Котка крупный корабль, а потом оказалось, что совсем не тот, за которым охотились. Подробности читайте здесь.

Немецкое командование еще в начале 1944 года понимало, что Финляндия может выйти из войны, и использовало все средства давления, чтобы не допустить этого. Тогда же Гитлер приказал разработать план боевых действий с целью захвата стратегически важных позиций на территории Финляндии. В апреле 1944 года этот план был утвержден и получил название «Tanne Ost». Одним из его центральных положений был захват острова Гогланд, который находится в центральной части Финского залива, в 35 километрах к югу от финского города Котка и в 180 километрах от Санкт-Петербурга. С территории Гогланда можно было контролировать обстановку в Финском заливе и противодействовать операциям советского Балтийского флота.

Финны захватили Гогланд зимой в начале 1942 года и превратили его в важный опорный пункт минно-артиллерийской позиции, которая закрывала выход из Финского залива. Здесь постоянно находился крупный гарнизон финских войск, были установлены мощные береговые батареи, а также радиолокационная станция и пост радиосвязи немцев. По условиям перемирия, между СССР и Финляндией, которое вступило в силу 4 сентября 1944 года, финны должны были до 14 сентября передать остров советскому командованию.

С началом перемирия немцы стали покидать свои базы на юге Финляндии. Одновременно Гитлер отдал приказ о реализации плана «Tanne Ost». Приступить к захвату острова Гогланд решили 15 сентября в 02.00. Днем 14 сентября немецкие корабли без какого-либо противодействия с финской стороны минировали фарватеры на подходах к порту города Котка. На следующий день здесь подорвался финский тральщик, который был буквально разнесен на куски. Это минное заграждение имело целью не только затруднить использование порта советскими кораблями, но и изолировать гарнизон Гогланда, перерезать его транспортную связь с материком.

Подготовка

Для участия в десантной операции из разных частей и подразделений было набрано 2300 солдат и офицеров. Отряд высадки в составе 10 тральщиков, 15 сторожевых катеров и 20 быстроходных десантно-артиллерийских барж вечером 14 сентября вышел из базы на побережье Эстонии и направился к Гогланду.


Быстроходная немецкая десантно-артиллерийская баржа AF 9

Положение гарнизона острова в эти дни было весьма сложным. Через несколько дней остров надо было передать советскому командованию. Началась эвакуация тяжелой артиллерии, вооружения и имущества. Командовал гарнизоном подполковник Марти Миеттинен. В его распоряжении было 1700 солдат и офицеров. Миеттинен знал о возможном нападении немцев и в 19 часов 14 сентября привел гарнизон в полную боевую готовность, твердо решив оборонять Гогланд.

Около 24 часов в порт острова вошли три немецких сторожевых катера. Их командир предложил Миеттинену сдаться без боя. Тот отказался и потребовал, чтобы немцы покинули остров. Тогда немец предложил финнам в течение какого-то времени имитировать жесткую оборону, а затем сдать Гогланд без ненужных жертв. Это предложение тоже было отвергнуто. Немцам дали 15 минут, чтобы уйти с острова. По истечении этого срока с катеров на пирс высадилось около 40 немецких морских пехотинцев, которые начали бой за высадку десанта.

Разгром десанта на Гогланд

Основная высадка происходила в восточной части острова у поселка Сюркюля, где был удобный песчаный берег и волнолом, защищавший порт от непогоды. Вторая партия десанта высаживалась на самой северной оконечности острова. К утру 15 сентября удалось высадить на берег до 1400 человек. Немцы стали постепенно расширять плацдарм, но встретили упорное сопротивление финнов и не смогли продвинуться более, чем на один километр в глубь острова. Финская артиллерия открыла эффективный огонь по кораблям, в результате чего высадку десанта пришлось прекратить. На кораблях осталась примерно одна треть десанта.


Разбитая немецкая и финская военная техника

Командир высадившегося отряда пытался вызвать по радио авиацию и крупные корабли для оказания артиллерийской поддержки, но радиосвязь не действовала. Немецкое командование не имело информации о положении на острове и опасалось, что с рассветом отряд высадки может подвергнуться атакам советских торпедных катеров и авиации. В связи с этим всем кораблям было приказано возвращаться в базу. Как только начало светать корабли оставили десант на произвол судьбы и взяли курс на запад, обходя остров с севера.

Наши действия

Разведка Балтфлота своевременно обнаружила десантную операцию немцев. Наше командование понимало, что даже временный захват острова позволил бы немцам прикрывать отход своих сил из Финского залива, а главное — мог затормозить наше боевое траление и вывод подводных лодок в Балтийское море. В связи с этим к Гогланду была немедленно направлена штурмовая авиация флота, чтобы разгромить десант немцев.

Дальнейший ход этого боя наши и финские источники описывают по-разному. Адмирал В.Ф. Трибуц в книге «Балтийцы сражаются» описывает его так.

На рассвете 15 сентября, когда фашисты заканчивали высадку своего десанта, над островом появился первый эшелон «илов». Они атаковали группу быстроходных десантных барж, выходившую из бухты, и другую группу, находившуюся еще у причала. К 18 часам 15 сентября авиация флота, совершив более пятисот вылетов, потопила у побережья острова несколько десантных барж, тральщик и сбила 15 фашистских истребителей. Уцелевшие корабли бросили свой десант на Гогланде и скрылись в сумерках в юго-западном направлении. Об истории и боевых традициях наших морских летчиков читайте в статье «День морской авиации – важнейшей составляющей сил флота».


Советский штурмовик ИЛ-2

Финны сообщают, что немецкие корабли покинули район высадки по приказу своего командования на рассвете 15 сентября. Только последние 12 десантных барж в 7.45 утра подверглись атакам советских самолетов. При этом одна баржа была потоплена. Оставшийся на острове десант в 17.30 15 сентября объявил о капитуляции. По сообщениям финнов, на острове было взято в плен 1231 человек, погибло 153 человека. Большие потери понес и отряд высадки. Было потоплено 5 десантных барж, буксир и несколько катеров. Многие корабли получили серьезные повреждения. Количество людей, погибших на кораблях от огня береговых батарей, и утонувших во время высадки осталось неизвестным.

Десантная операция немцев по захвату Гогланда полностью провалилась. Это был первый опыт боевого сотрудничества вооруженных сил СССР и Финляндии.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Энциклопедия. 1985 г.
  • Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются. 1985 год
  • Ekman P.O. Meririntama. 1983 год.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.

А что Вы думаете об этом интересном эпизоде Великой Отечественной войны? Жду Ваших сообщений в комментариях. Это будет интересно всем!

Каменные насыпи на острове Гогланд оказались не курганами, а культовыми комплексами, установила экспедиция ИИМК РАН

 

Исследования, проведенные экспедицией, изменили представления ученых о назначении каменных насыпей на Гогланде. Считавшиеся ранее погребальными памятниками насыпи в действительности оказались культовыми комплексами раннего Средневековья.

Группа каменных насыпей в заливе Варислахти была повторно выявлена Ингерманландской экспедицией летом 2013 года. Специалисты отмечают, что подобные сооружения широко распространены на территории Финляндии и Карелии, в финском фольклоре их часто называют «ятули» /jatulit/ или «огороды-гиганты».

Егор Блохин, начальник экспедиции:

«В ходе работ на Гогланде специалисты ИИМК уточнили топографическое положение насыпей и на основе сделанных находок скорректировали интерпретацию функционального назначения этих объектов. Их первооткрыватели полагали, что речь идет о погребальных памятниках, но последние исследования показывают, что, вероятнее всего, в раннесредневековую эпоху ятули служили культовыми комплексами. Точная датировка таких сооружений затруднительна, поскольку отсутствует связанный с ними культурный слой, а в составе насыпей не встречается вещевой материал».

Основной задачей трехлетнего проекта археологических исследований на Гогланде было определение состояния, границ и координат археологических памятников, выявленных ранее, а также поиск новых памятников на тех участках, где исследования раньше не проводились. Обследованные памятники относятся к периоду от поздней эпохи бронзы (границы бронзового века определяются учеными IV-I тыс до н.э.) до раннего Средневековья, когда, по предположениям ряда ученых, Гогланд был пристанищем для скандинавских мореплавателей, совершавших набеги на побережье Эстонии.

Разведочные шурфы были заложены на мысе Каппельниеми и на берегу бухты Каппельлахти, на береговой террасе в бухтах Лиивалахти и Варислахти. Были осмотрены и те места, которые указывали в качестве древних объектов местные жители и краеведы. При исследовании использовались уникальные документы начала ХХ века — письма местных жителей в Археологическое ведомство Финляндии. На основании этих данных экспедиция обследовала как вероятные памятники археологии залив Лапинлахти, вершина горы Лоунаткоркиа.

Егор Блохин:

«Больше всего шурфов — 15 было заложено экспедицией 2013 года. В ходе пробных раскопок в районе деревни Сюркюля было сделано 166 находок, 32 из них отобраны в коллекцию ИИМК. В целом найденные вещи отражают материальную культуру рыбачьей деревни в Финляндии конца XIX – начала XX вв – много фаянсовых изделий, в том числе сосуды с разнообразным кобальтовым орнаментом, фарфоровая и стеклянная посуда, красно- и белоглиняная керамика, значительное количество железных изделий, из которых около 80% кованые гвозди, встречаются элементы железного декора».

Интересная находка, относящаяся к Новейшему времени, была сделана на вершине горы Хауккавуори (Соколиная гора), где экспедиция обнаружила памятник времен Крымской войны 1853-56 гг – остатки сооружения военного назначения, вероятнее всего, порохового погреба. Строительный раствор, использованный при возведении этого сооружения, позволяет датировать погреб первой половиной – серединой XIX в. Специалисты полагают, что этот погреб могла использовать русская артиллерийская батарея, стоявшая на Гогланде в годы Крымской войны и вступившая летом 1854 года в бой с четырьмя английскими кораблями. Местонахождение укреплений этой батареи до сих пор остается неизвестным.

В июле 2013 года на Гогланде побывал президент РФ Владимир Путин, который ознакомился с работой экспедиции и осмотрел затонувший фрегат XIX века.

Экспедиция 2014 года заложила небольшую серию шурфов на месте находки кремневого орудия, подтверждавшей наличие на острове стоянки эпохи неолита (нового каменного века, от VIII до III тысячелетия до н.э.), а также зафиксировала 3 жертвенных «чашечных» камня в районе деревни Киискинкюля. «Впервые эти объекты были описаны не краеведами, а археологами», — отмечает Егор Блохин. Был составлен также подробный инструментальный план группы каменных строений, открытых в 2001 году.

Экспедиция 2015 года не обнаружила новых значительных находок, однако за время ее работы были закреплены результаты двух предыдущих сезонов, составлены подробные инструментальные планы археологических памятников разных эпох. «Мы надеемся, что проекты с Российским Географическим обществом в этом районе будут продолжены, но, возможно, они затронут другие острова Финского залива», — говорит руководитель Ингерманландской экспедиции ИИМК РАН.

Справка

Остров Гогланд входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. На его территории представлены памятники разных эпох – от каменного века до Средневековья и Нового времени.

Люди пришли на эту территорию около 9600 лет назад, во время отступления ледника и прорыва вод Балтийского ледникового озера, когда в течение достаточно короткого времени на поверхности оказались значительные участки суши.

В письменных источниках Гогланд впервые упоминается в XV веке, когда Выборгские писцовые книги сообщают об уплате церковной десятины жителями этого острова.

Первое подробное описание острова и его жителей сделал немецкий путешественник Адам Олеарий в 1636 г. Во время своего путешествия в Московию Олеарий со своими спутниками был вынужден высадиться на остров после того, как их корабль потерпел крушение на соседних скалах. По сведениям Олеария, остров не имел в то время постоянного населения.

В годы Северной войны остров был предметом ожесточенных споров между Россией и Швецией, и, несмотря на то, что официально он оставался под шведской юрисдикцией, в 1723 г. Петр I приказал построить первый маяк на северном мысу. По Абосскому миру 1743 года остров отошел к России, в это время на нем были две финских рыбачьих деревни – Сюркюля («Большая деревня») в заливе Сюркюлялахти и Киискинсюля («Ершовая деревня») – в бухтах Порканранта и Мустанюркенлахти на восточном берегу.

В 1788 г. западнее острова состоялось Гогландское морское сражение, значительно повлиявшее на ход Русско-Шведской войны 1788-1790 гг.

Пресс-служба ИИМК РАН

Гогланд — это.

.. Что такое Гогланд?

Го́гланд (швед. Hogland, также прежнее швед. Högeland,[1]фин. Suursaari, эст. Suursaar, также прежнее Гохланд[2]) — остров в Финском заливе, в 180 км к западу от Санкт-Петербурга, в 120 км к юго-западу от Выборга, в 55 километрах от эстонского побережья и в 40 километрах от финской Котки.[1] Площадь около 21 км², высота до 176 м. Административно входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. Ближайшие острова: финский Лупи в 15 км к северу, российские — Острова Виргины в 10 км к юго-западу, Родшер в 17 км к юго-западу-зпаду и Большой Тютерс в 18 км к юго-юго-востоку.[1]

География

Расположен в восточной части Финского залива и вытянут с севера на юг примерно на 11 км. Шириною до 2,5 км.[3] В ясную погоду виден за 70 вёрст и визуально воспринимается, как четыре холма, южный из которых — Лоунаткоркия (фин. Lounatkorkia)[1] — несколько выше остальных и достигает 158 м (74 сажени). [2] По официальным современным данным — 175 м.[3] Три других вершины — с юга на север — носят названия: Соколиная гора (фин. Haukkavuori) — 142 м, Мякипяллюс (фин. Mäkiinpäällys) — 126 м, Похьойскоркия (фин. Pohjoiskorkia) — 106 м.[1]

В основе острова — гранит,[2][3] покрытый тонким слоем почвы, с произрастающем на ней хвойным лесом. Побережье изрезано множеством бухт, две из которых представляют особенный интерес, как места яхтенных стоянок. Первая расположена на северо-востоке острова и носит название Сууркюлян-Лахти[3] или гавань Суркюля[4] (Сюркюля)[5] Бухта проходима для судов осадкой менее 4 м.[3][6] У входа в неё, в 1,3 кабельтовых юго-восточнее, за Церковным мысом[5] (фин. Kappelniemi), расположен небольшой островок Вяхяхелли.[3] Прежде на берегу бухты размещадась деревня Суркюля (фин. Suurkylä), ныне не существующая. Гавань оборудована двумя полуразрушенными пирсами. Вторая бухта, интересная с точки зрения стоянок — бухта Лимонникова — располагается с западной стороны острова и обладает глубинами 16-17 м.[3]

Соколиная гора в 1936 г. Северный Гогландский маяк

Прежде, до 1940 г., на острове проживало значительное население финского происхождния — на 1890 г. 1154 чел.[2] Теперь «остров практически необитаем»[3] — обе деревни: северная Суркюля и южная Кискинкюля (фин. Kiiskinkylä),— в советские времена были разрушены. Улицы в деревнях были узки и извилисты, дома — деревянные, небольшие, кварталы — плотной застройки. Промышляли жители острова морским извозом, рыбной ловлей и охотой на нерпу. Торговали прежде всего с Коткой, основным же товаром были рыба и жир.[1]

Поверхность Гогланда образована множеством скальных массивов (сопок)[7] с многочисленными долинами (падями),[7] в которых расположены озёра: Первое, Второе, Купальное, Дальнее.[3] На вершине куполообразной скалы Мякипяллюс (пережнее рус. : Мегги-Пелус, Мэкипелюс, швед. Mäggi-Pälüs[7] — 143 м над ур. моря) находится геодезический пункт гогландского участка «русской дуги меридиана» или дуги Струве. На острове два маяка: Южный Гогландский, расположенный возле самой воды на юге острова, и Северный (Верхний) Гогландский, рядом с которым находится вспомогательная точка L дуги Струве.[7] Южный маяк построен в 1906 г. (станция основана в 1726 г.)[8], а Северный — первоначально в 1807 г. (станция основана в 1723 г.)[7] и перестроен в 1965 г.[8]

Рядом с Гогландом лежит множество небольших островов и банок — с западной стороны и, частично, с восточной. По этой причине для судоходства остров «считается одним из наиболее опасных мест в восточной части Балтики».[5] В флористическом отношении Гогланд принадлежит к Кольско-Карельской ландшафтной провинции, но располагается на её стыке с Северо-Западной ландшафтной областью Русской равнины, что обусловливает значительное разнообразие местных видов. [9]

История

На острове, в районе Церковного мыса, обнаружены следы стоянок времён каменного века.[5] Примерно к этому же времени (5-7 тыс. лет до Р. Х.)[10] относятся многочисленные гогландские сейды.

Кораблекрушение возле Гогланда из книги Адама Олеария.

Впервые об острове упомянуто в XV в.: существуют данные об уплате церковного налога в казну Выборга.[5] Описан остров впервые Адамом Олеарием в 1635 г. Олеарий, оказавшийся здесь со спутниками 9 ноября, когда их корабль разбило о камни, обнаружил на Гогланде «пять рыбачьих хижин, в которых жили ненемецкие лифляндские крестьяне, запоздавшие здесь из-за рыбной ловли и продолжительной непогоды» и осмотрел местную часовню.[11] Церковь же, заменившая упомянутую часовню и простоявшая до 1939 г., была возведена в 1768 г. — уже в русское время — чуть восточнее деревни Суркюль.[7] По рассказу Олеария островные скалы были покрыты лесом, который был полон белыми «лифляндскими» зайцами. [11]

В состав России Гогланд вошёл в 1743 г. по Абоскому миру.[2] В 1788 г. западнее острова — между Стеншером и Кольбодегрундом[12] — произошло Гогландское сражение между русским и шведским флотами. В 1826 г. Василием Струве на острове заложен астрономо-геодезический пункт, который стал завершением измерения дуги меридиана на её прибалтийском участке. В 1833 и 1843 гг. на Гогланде вновь велись геодезические работы, продолжавшие измерение на север.[7]

Во время Крымской войны Великобритания сообщила, что её военно-морской флот заставил 21 июля 1855 г. замолчать батареи русского форта на Гогланде.[13] Остров бомбардировали четыре корабля: «Arrogant», «Cossack», «Magicienne» и «Ruby», которые затем отправились к Свеаборгу.[13] Археологическая разведка 2001 г. зафиксировала на острове только финские укрепления времён Второй мировой войны.[5] В 1856 г. о скалы Гогланда разбился русский военный транспорт «Америка», шедший с грузом в порт Ревеля. Погибшие моряки: 4 офицера и 34 матроса, все православные, — были похоронены на островном лютеранском кладбище.[14]

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» на камнях у острова Гогланд, апрель 1900. Гогландская рыбачья лодка. Ранее 1926 г.

13 ноября 1899 г. на подводную скалу юго-восточнее острова сел броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», следовавший из Кронштадта в Либаву. Для связи между Гогландом и Кронштадтом, где готовились взрывные мероприятия для снятия корабля со скалы, на острове устроили радиостанцию. Она поддерживала связь со станцией на острове Кутсало, которая, в свою очередь, соединялась телефоном с Коткой, а оттуда — с С.-Петербургом. Научным руководителем группы специалистов, наладивших первую в мире практическую радиолинию, стал Александр Степанович Попов. 25 января 1900 г. радиолиния обеспечила спасение 27 рыбаков. 14 апреля 1900 г. с острова была отправлена самая длинная телеграмма — в 115 слов — о снятии броненосца со скалы, после чего гогландские радиостанция и мачта были разобраны и сданы на хранение. [15]

Местные жители считались хорошими моряками и их охотно нанимали матросами на парусные суда.[6] До событий 1917 г. остров посещали яхтсмены из С.-Петербурга и других яхт-клубов Финского залива.

К 1918 г. русский гарнизон Гогланда состоял из 20 комендоров, обслуживавших береговую батарею. 22 марта 1918 г. они покинули остров.[16] По Тартускому мирному договору 1920 г. Гогланд вошёл в состав Финляндии.

Во время советско-финской войны остров был занят морской пехотой РККФ 3 декабря 1939 г.[17] и в согласии с Московским мирным договором 1940 г. передан Советскому Союзу. С началом Великой Отечественной войны, уже в июне 1941 г., на Гогланде начинают устанавливать советскую береговую артиллерию:[18] три батареи, частью состоящие из корабельных орудий крейсера «Авроры».[19] 29 августа 1941 г. на остров было высажено 5450 человек, эвакуированных из Таллина, которые подверглись длительному обстрелу германскими ВВС, а также бомбардировке с самолётов ручными гранатами. Оставшихся в живых соединениям морской пехоты РККФ удалось к утру 30 августа либо спрятать, либо переправить в Кронштадт.[19]

В конце октября 1941 г. началась эвакуация Гогланда:[19][20] к 5 ноября отправили 3 конвоя,[19] но затем эвакуацию приостановили, оставив на острове гарнизон в 150 человек с артиллерией[19] и превратив его базу для эвакуации Ханко.[20] Окончательно Гогланд оставили 7 декабря с предварительным уничтожением боевой техники и некоторых укреплений.[19]

Обратно Гогланд у финнов морская пехота РККФ под командою полковника Баринова отобрала утром 2 января 1942 г. 17 марта Баринов отбил первый штурм острова. 27 марта три батальона финнов под командой генерала-майора Паяри предприняли второй штурм Гогланда, который защищали 488 краснофлотцев. К вечеру того же числа защитников с острова выбили и 28 марта оставшиеся в живых 191 человек добрались до Лавенсаари. Финны рапортовали об общих потерях в 161 человек, Баринов сообщил об уничтожении 800—900 солдат противника. [19]

8 и 13 апреля 1942 г. РККФ предпринял попытки вернуть острова Гогланд и Большой Тютерс: до Гогланда морская пехота не дошла, а оба фронтальных штурма Большого Тютерса по тающему льду закончились неудачей. Во время первого из них с Гогланда к финнам подходило подкрепление. Больше попыток знять Гогланд советские войска не предпринимали,[19] и финны 1 апреля 1942 г. расположили на острове свою береговую артиллерию — 12-й её полк под началом майора Миеттанена,[21] включив Гогланд в свою минно-артиллерийскую позицию.[19][22] Возле Восточного Гогландского плёса находились точки погружения подводных лодок РККФ, выходивших из Кронштадта, здесь же начиналась основная линия германского минного заграждения Гогланд — Большой Тютерс — Нарвский залив, расчитанного прежде всего против этих подводных лодок.[23]

15 сентября 1944 г. немецкий корабельный отряд в 39 вымпелов[19] произвёл высадку десанта на Гогланд в ходе операции «Tanne Ost», начавшей Лапландскаую войну. Десант, числом в 1500 человек, был отбит майором Миеттаненом с потерей 37 солдат убитыми с финской стороны.[21] Финнов в этом бою поддержала бомбометанием советская авиация.[19] Германцы, потеряв транспорт и девять быстроходных десантных барж,[19] отошли к Большому Тютерсу.[21] Оставшиеся при этом на Гогланде немецкие десантники сдались 16 сентября.[19] С 24 по 30 сентября 1944 г. финны поэтапно и в полном порядке передали Гогланд советским войскам.[19] Принадлежность Гогланда Советскому Союзу была подтверждена Парижским договором 1947 г.

В 1952 г. расположенные на острове береговые батареи стали отдельным артиллерийским дивизионом, который в 1957 г. был передан из флотского в армейское ведомство, а в 1960 г. — расформирован.[19]

Достопримечательности

Карта Гогланда
  • На острове расположено два маяка: Южный (постройки 1905 года) и Северный.
  • Два пункта Дуги Струве, входящей в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО — «Пункт Мякипяллюс» и «Точка Z».
  • Дохристианские жертвенные камни и сейды.
  • Обелиск, памятный камень и стелла в честь осуществления в 1900 году изобретателем Поповым первого практического сеанса радиосвязи. «Беспроволочная связь» была налажена между островами Гогланд и Кутсало (около 45 км) для обслуживания спасательной экспедиции по снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у южного берега острова.
  • Памятник на могиле адмирала Ивана Святова, завещавшего похоронить себя на Гогланде.
  • Остатки финских поселений и финское кладбище. На этом кладбище похоронены также жертвы кораблекрушения судна «Америка» в 1856 году.
  • Севшее на мель у западного побережья судно «Леонид Дёмин».

Радар на острове

В октябре 2007 года Россия объявила о решении построить на острове радарную станцию и центр управления полётами, чтобы уменьшить число нарушений границы в этом регионе с Эстонией и Финляндией. В настоящее время на острове находится российская станция по наблюдению за территориальными водами; по сообщениям ряда источников на острове находится также оборудование для электронной разведки. [24][25][26]

Будущее

Должен войти в Ингерманландский заповедник.

См. также

Примечания

Топографические карты

  • Лист карты P-35-XXXIII,XXXIV Котка. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.

Литература

  • Мизин В. Остров Гогланд. — Центр Сохранения Культурного Наследия, 2011. — ISBN 978-5-91882-007-0
  • Беляев А. Загадка острова Гогланд. — Санкт-Петербургский Государственный университет. — 300 экз. — ISBN 978-5-9637-0037-2

Ссылки

остров Гогланд (Ленинградская область) / Военное

Остров Го́гланд (швед. Hogland, финск. Suursaari) является крупнейшим и наиболее высоким в российской акватории Финского залива. Длина острова: 11 км. Ширина: не более 3 км. Наивысшая точка: г. Лоунаткоркия – 175,7 м.
Первое, что бросается в глаза на относительно небольшом острове, – множество военных укреплений, строительство которых началось больше ста лет назад. Человеческие руки сделали и без того труднодоступный остров и вовсе неприступным. До сих пор Гогланд по периметру окружает колючая проволока. Столбы, на которых она висела, давно рухнули, а убрать ржавую «колючку» просто некому. Скалистые берега буквально пронизаны километрами выдолбленных в камне окопов, которые окружают центр острова несколькими кольцами. Там же стоят прекрасно сохранившиеся блиндажи и доты, которые хоть сейчас можно использовать по прямому назначению.
До недавнего времени военная жизнь на острове била ключом. Кроме погранзаставы, тут располагалась военно-морская часть, части ПВО и ВВС. Следы их пребывания отчетливо видны – по всему острову можно найти брошенную военную технику.
Но остров Гогланд вошел в историю не только благодаря военным и войнам. Именно здесь Александр Попов проводил свои опыты с радио. Впервые в мире он применил радиосвязь в ходе спасательной операции на броненосце «Генерал-адмирал Апраксин», севшем на камни. Тогда же прошла и первая в мире операция по спасению рыбаков с использованием радио. 23 января 1900 года Попов послал информацию о 26 рыбаках, находившихся на оторвавшейся льдине, на ледокол «Ермак», который и спас людей.
Память Попова на острове увековечена сразу тремя памятниками. Да и сама гора, на которой работал изобретатель радио, носит его имя. Правда, дойти до нее нелегко: по лесной дороге от пристани необходимо пройти пешком 10 километров.
Первый обелиск в честь Попова поставили в 1954 году военные. Второй, более масштабный монумент от пяти крупнейших радиозаводов СССР появился в 1968-м. Последними Попова увековечили петербургские радиолюбители, повесившие на монумент металлическую табличку. Тут же, как своеобразные памятники советскому милитаризму, стоят брошенные машины с гигантскими антеннами.
Весьма символично, что именно часть ПВО, расположенная на Гогланде, пропустила в свое время в СССР Матиаса Руста.

От себя. Был там три года назад. Посмотреть действительно есть на что. Заброшенные маяки, военные укрепления, казармы, склады, пещеры в горе, наблюдательные вышки, да и просто красивая природа. Плюс в море много разбившихся кораблей — возле одного из берегов стоит прекрасно сохранившаяся баржа.
Добраться до острова можно от Приморска — кораблик идет с большой земли примерно 4-5 часов.
К сожалению, с недавнего времени на остров снова пожаловали вояки — территория стала относиться к пограничной. Однако из гугления становиться ясно, что и сейчас есть возможность попадать на остров, просто, вероятно, не везде можно будет ходить.

Умная IDE от JetBrains

Strong Code Insight

GoLand упрощает чтение, запись и изменение кода Go

Обнаружение ошибок на лету и предложения по исправлению, быстрый и безопасный рефакторинг с одношаговой отменой, интеллектуальное завершение кода, обнаружение мертвого кода и подсказки по документации помогают всем разработчикам Go, от новичков до опытных профессионалов, создавать быстрые и эффективные , и надежный код.

Навигация и поиск

Переход между типами, файлами и другими символами

Изучение и понимание командных, унаследованных или зарубежных проектов требует много времени и усилий. Навигация по коду GoLand помогает вам мгновенно переключаться на теневые методы, реализации, использования, объявления или интерфейсы, реализованные по типам. Переключайтесь между типами, файлами или любыми другими символами или найдите их использование и изучите их с помощью удобной группировки по типу использования.

Запуск и отладка

Мощные встроенные инструменты помогают запускать и отлаживать ваши приложения

Мощные встроенные инструменты помогают запускать и отлаживать ваши приложения. Вы можете писать и отлаживать тесты без каких-либо дополнительных плагинов или усилий по настройке, а также тестировать свои приложения прямо в IDE. Встроенный инструмент Code Coverage позаботится о том, чтобы ваши тесты не пропустили ничего важного.

Интеграция с VCS

Готовая поддержка Git, GitHub и Mercurial

GoLand предоставляет готовую поддержку Git, GitHub и Mercurial. Perforce, ClearCase и другие поддерживаются подключаемыми модулями, устанавливаемыми пользователем.

Больше, чем просто Go IDE

GoLand не была бы настоящей IDE без богатого набора инструментов

GoLand не была бы настоящей IDE без богатого набора инструментов, которые, помимо базовой разработки Go, поддерживают JavaScript, TypeScript, NodeJS, SQL, базы данных, Docker, Kubernetes и Terraform.Все вместе эти возможности делают его идеальным для работы над любой задачей, будь то современное веб-приложение или инструменты DevOps.

Расширяемость

Настраивайте, расширяйте и меняйте все на свой вкус

Богатая экосистема

GoLand включает более 1000 плагинов, которые можно использовать для адаптации IDE к вашим конкретным потребностям. Настраивайте, расширяйте и изменяйте все на свой вкус: от добавления поддержки Angular и Vue.js или получить индикатор выполнения Nyan Cat, чтобы установить совершенно другую тему IDE.

Gogland Go IDE

JetBrains анонсировала коммерческую среду IDE, которая расширяет платформу IntelliJ за счет помощи в кодировании и интеграции инструментов для языка Go.

Новая среда IDE под кодовым названием Gogland представляет собой частную программу раннего доступа (EAP), к которой могут присоединиться разработчики. JetBrains перестроила плагин go-lang-idea-plugin, инициативу с открытым исходным кодом, с нуля, чтобы обеспечить:

« — более стабильная, расширяемая и многофункциональная среда разработки».

согласно сообщению в блоге JetBrains. Тот факт, что сейчас число активных пользователей составляет 30 тысяч в месяц, было достаточно, чтобы убедить JetBrains создать плагин и представить свою собственную IDE для Go. Результат — Гогланд.

Gogland использует анализ кода для обеспечения автозавершения кода, быстрой навигации, анализа ошибок, форматирования и рефакторинга. Инструменты, доступные для IDE, включают средство запуска, средство покрытия, отладчик и интеграцию управления версиями.

Следующие функции доступны в Gogland, но не в go-lang-idea-plugin:

  • Навигация
  • Перейти к наследственным структурам
  • Перейти к супер интерфейсам
  • Завершение с учетом типа (также известное как интеллектуальное завершение)
  • Рефакторинг функции извлечения
  • Тип агрегата
  • Проверки и быстрые исправления
  • Ввести метод
  • Введите поле
  • Удалить неиспользуемый параметр
  • Показать дубликаты символов
  • Добавить / удалить отсутствующие / избыточные выражения в случае несоответствия количества присваиваний
  • Правильно реализовано Проверка дублированных символов
  • Обнаружение рекурсивного типа
  • Неверная инициализация константы
  • Тесты и покрытие
  • Поддержка подтестов (бегун, навигация, желоба)
  • Отладчик
  • Отладчик
  • Выйти
  • Производительность в 100 раз выше
  • Общие
  • Выделение go: создание комментариев
  • Краткая документация по полям структуры
  • Выделение семантики
  • Подсказки по названию параметра
  • Автоинъекция SQL

Плагин планируется только для IntellIJ IDEA Ultimate и других платных IDE, поэтому он не будет доступен в бесплатных версиях IntelliJ.JetBrains заявляет, что цены будут аналогичны ценам на PhpStorm, PyCharm, RubyMine, DataGrip и AppCode.

Дополнительная информация

Участок Гогланд

Статьи по теме

Кросс-платформенная среда разработки JetBrain Project Rider

Intellij IDEA добавляет поддержку JUnit 5

Go Язык года с Dart догоняет

Руководство программиста

Чтобы быть в курсе новых статей на I Programmer, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку новостей, подпишитесь на RSS-канал и подпишитесь на нас в Twitter, Facebook или Linkedin.

Комментарии


Добавление комментариев или просмотр существующих комментариев с помощью Disqus

или отправьте свой комментарий по адресу: [email protected]

Анонс Gogland — Совершенно новая IDE Go от JetBrains: golang

Привет всем,

Я очень рад объявить о новом эпизоде ​​из жизни Go плагин для IntelliJ.

Около трех лет назад Сергей Игнатов и Александр Золотов (в то время работавшие в JetBrains) начали серьезную переработку плагина, которая вернула его в рабочее состояние.С тех пор они сделали более 3000 коммитов, работая днем ​​и ночью и даже по выходным, чтобы программисты Go имели хороший опыт работы с существующим плагином.

В то время у плагина было чуть более 80 тысяч загрузок. Теперь у него более 640 тысяч загрузок, сообщество Go растет впечатляющими темпами, и существует высокий спрос на более удобные для разработчиков возможности по сравнению со всем остальным. Отметив все это, JetBrains решила полностью поддержать его и создать редактор мирового класса, который будет обеспечивать такое же качество и функциональность, с которыми вы, возможно, знакомы в других их IDE, таких как IntelliJ IDEA, PyCharm и т. Д.

Сегодня они только что анонсировали свою новую выделенную Go IDE под кодовым названием Gogland, которая продолжает работу с того места, где остановился плагин с открытым исходным кодом, и вносит ряд изменений, и многие другие будут в будущем.

Чтобы назвать некоторые из этих захватывающих новых функций:

  • функции сравнения типов

  • рефакторинг функции извлечения

  • встроенный форматтер, эквивалентный gofmt

  • Поддержка

    подтестов (запуск, навигация, желобов)

  • отладка тестов

  • семантическая подсветка и подсказки имен параметров

  • дополнительные проверки и быстрые исправления

IDE в настоящее время находится в частной бета-версии и, хотя она находится в стадии интенсивной разработки, она уже в очень хорошем состоянии форма.В моей текущей настройке, когда GOPATH содержит только более 7 ГБ исходных файлов Go, для его полной индексации требуется около 5 минут (одноразовая операция). IDE запускается менее чем за 10 секунд, и проект готов к редактированию.

Если вы хотите одним из первых внедрить среду IDE или получить дополнительную информацию о ней, перейдите на соответствующую страницу https://www.jetbrains.com/go/. У вас также есть шанс дать окончательное название IDE, поэтому я призываю вас присоединиться.

Наконец, я хотел бы поблагодарить Сергея, Александра и всех других участников за их усердную работу.Было замечательно работать с ними над этим проектом.

Edit: список отличий плагина с открытым исходным кодом от Gogland: https://www.jetbrains.com/help/go/1.0/faq.html#d3e52

С уважением,

Florin

gogland photos на Flickr | Flickr

Я полагаю, что если люди могут научиться играть на пианино, при достаточном обучении и практике люди также смогут научиться работать с этим лесом клапанов. Разница в том, что в отличие от пианино, которое в случае ошибки оператора просто выберет неправильную ноту, ошибка с этими клапанами может привести к застреванию сабвуфера на дне моря.

================================================ ========

Весикко — подводная лодка (одиночный корабль своего класса), спущенная на воду 10 мая 1933 года в доке Крайтон-Вулкан в Турку, Финляндия.

До 1936 года она носила производственное кодовое имя CV 707.

Весикко был заказан голландской инженерной компанией Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (немецкая подставная компания) в 1930 году в качестве прототипа коммерческой подводной лодки.

Приобретенная финнами перед войной, она участвовала в Зимней войне и во Второй мировой войне, потопив советское торговое судно «Выборг» как свою единственную победу.

После прекращения огня с союзниками в 1944 году Весикко ушел в отставку. Финляндии запретили эксплуатировать подводные лодки после войны, и она хранилась на хранении, пока не превратилась в корабль-музей.

«Весикко» была одной из пяти подводных лодок, служивших в финском флоте. Остальные четыре были тремя более крупными лодками класса Vetehinen Vetehinen, Vesihiisi, Iku-Turso и малой Saukko.

Слово vesikko — это финское название европейской норки.

Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS) — немецкая подставная рота в Нидерландах, созданная для тайного проектирования нового немецкого подводного флота.

Согласно условиям Версальского мирного договора после Первой мировой войны Германии было запрещено строить и эксплуатировать подводные лодки среди прочего «наступательного» вооружения.

Это привело к перемещению исследований в области вооружений в зарубежные страны. Например, немецкие танки и самолеты испытывались и разрабатывались в Советском Союзе. Таким образом, в отличие от других подводных лодок финского военно-морского флота, Весикко не участвовал в военно-морском акте.

Вместо этого он был частью секретной перестройки германского флота — Reichsmarine.Задача немцев состояла в том, чтобы разработать современный тип подводной лодки для использования во время общей мобилизации; технологии и стандарты должны были быть новыми и не основанными на проектах Первой мировой войны.

Для этого были построены два прототипа: E1 в Испании и CV 707 в Финляндии.

Последняя впоследствии была выбрана в качестве первой подводной лодки нового флота. Строительство обеих этих экспериментальных подводных лодок финансировалось Рейхсмариной.

Командир Карл Бартенбах, оставивший действительную службу в Рейхсмарине, работал секретным офицером связи в Финляндии.

Его официальное звание было военно-морским экспертом Сил обороны Финляндии, и именно под его руководством в Финляндии были построены 496-тонные модели Vetehinen и 100-тонные Saukko. Оба типа подводных лодок были спроектированы компанией IvS.

Для ВМС Германии его задачей было наблюдение за разработкой и постройкой подводной лодки массой 200–250 тонн, которая по боевой эффективности все еще не уступала бы классу Vetehinen.

Вся задача называлась «Лилипутский проект». Официальное решение о строительстве Весикко в Финляндии было принято в 1930 году после нескольких встреч с правительством Финляндии.

Поскольку «Лилипутский проект» нарушил условия Версальского мирного договора, в соглашении не было упоминания о Германии, и было решено, что новая подводная лодка может быть продана только странам, входящим в Лигу Наций.

Потенциальные покупатели также должны были иметь право владеть таким оружием. Правительство Финляндии получило преимущественные права на покупку подводной лодки. Строительство CV 707 началось в 1931 году в доке Крайтон-Вулкан в Турку.

На момент постройки CV 707 была одной из самых современных подводных лодок.Например, максимальная глубина была вдвое больше, чем у более ранних немецких подводных лодок, а ее корпус можно было построить полностью электросваркой. За счет отказа от заклепок было увеличено сопротивление давлению воды, уменьшились утечки масла, и процесс строительства стал быстрее.

Немцы испытали CV 707 на архипелаге Турку в 1933–1934 годах. Весикко был прототипом немецких подводных лодок типа II. Шесть подводных лодок типа IIA (от U-1 до U-6), которые были почти идентичны Vesikko, были построены в доке Deutsche Werke в Киле, а после них было построено 44 подводных лодки типов IIB, IIC и IID до и во время Второй мировой войны. .

В соответствии с соглашением между Министерством обороны Финляндии и компанией Crichton-Vulcan, Финляндия имела право преимущественной покупки до 1937 года, а правительство Финляндии приняло на себя управление подводной лодкой в ​​августе 1934 года.

После того, как финский парламент одобрил приобретение В 1936 году подводная лодка вошла в состав ВМС Финляндии под именем Весикко.

Весикко был переброшен с Весихииси в район Ханко 30 ноября 1939 года, когда несколько советских надводных боевиков направлялись в этот район.

Однако подлодка не успела прибыть на перехват «Кирова» и сопровождающих его лиц. Весикко смог подойти достаточно близко, чтобы увидеть крейсер, но не смог выйти на огневую позицию, так как ему пришлось уклоняться от артиллерийского огня.

Когда 17 декабря и в два следующих дня Советы послали линкор «Октябрьская революция» для бомбардировки финских позиций в Койвисто, финские военно-морские силы решили отправить Весикко на охоту.

Однако к тому времени, когда подводная лодка достигла этого района днем ​​позже, советский линкор «Марат», бомбивший в тот день, уже ушел, и температура упала до -15 ° C (5 ° F), что не позволяло подводной лодке нырять.

Летом 1941 года все финские подводные лодки были вновь готовы к боевым действиям и вышли на плацдарм в Финском заливе.

Базой операций Весикко должен был стать остров Вахтерпяя недалеко от города Ловииса. Когда 25 июня началась война-продолжение, всем подводным лодкам было приказано патрулировать восточную часть Финского залива.

3 июля 1941 г. Весикко потопил советское торговое судно «Выборг» к востоку от острова Гогланд.

Атака была произведена на расстоянии 700 метров (770 ярдов) от цели; Первая торпеда была выпущена в 13:25 и попала в корму цели.Мишень остановилась, но, похоже, не тонула, поэтому Весикко выпустил еще одну торпеду, которая не взорвалась.

Вскоре после удара три советских патрульных катера начали преследовать Весикко и попытались уничтожить его глубинными бомбами и спасти поврежденный корабль, но не смогли выполнить ни одну из задач. Выборг затонул 3 июля в 14:15.

Позднее советская историография преуменьшила значение гибели Выборга, настаивая на том, что несколько подводных лодок и немецкие военно-морские бомбардировщики атаковали корабль одновременно и что по нему было выпущено более двадцати торпед.

Осенью 1941 г. Весикко действовал из Хельсинки и трижды патрулировал побережье Эстонии. В 1942 году, оснащенный стойкой для глубинных бомб, он действовал в качестве эскорта конвоев в Аландском море и охотился на подводные лодки, подозреваемые в вражеских действиях, недалеко от Хельсинки.

В начале июня 1944 года Весикко сопровождал колонны, эвакуировавшие людей с Карельского перешейка.

Из-за перемирия между Финляндией и Советским Союзом Весикко получил приказ вернуться в порт 19 сентября 1944 года.Последний раз Весикко выступал в качестве боевого корабля ВМС Финляндии в декабре 1944 года.

В военное время командирами подводной лодки были несколько офицеров: Ltn. Кауко Пекканен (1939), капитан-лейтенант. Олави Аиттола (1940 и 1941), капитан-лейтенант. Антти Лейно (1942 г.), капитан-лейтенант. Пентти Айраксинен (1942 г.), капитан-лейтенант. Ээро Паккала (1943), капитан-лейтенант. Олави Сюрьянен (1943 г.) и капитан-лейтенант. Лаури Парма (1944).

В январе 1945 года Комиссия союзников, ответственная за наблюдение за соблюдением Мирного договора, приказала разоружить финские подводные лодки, а в 1947 году по условиям Парижского мирного договора Силам обороны Финляндии было запрещено иметь какие-либо подводные лодки. .

Финские подводные лодки Vetehinen, Vesihiisi, Iku-Turso и Saukko были проданы Бельгии для утилизации в 1953 году.

Весикко был спасен, потому что силы обороны Финляндии надеялись, что Финляндия сможет в будущем снова получить разрешение на использование подводных лодок, и Весикко тогда предназначалась для использования в учебных целях.

Весикко хранился на доке Valmet Oy в районе Катаянокка в Хельсинки. В 1959 году финский военно-морской флот решил продать Vesikko, потому что Финляндия не смогла снова получить право на использование подводных лодок, а также потому, что Valmet Oy пожаловалась на то, что старая подводная лодка мешает работе в доке.

Благодаря Институту военной истории и бывшим офицерам подводной лодки продажа была отменена, и Весикко был передан в Военный музей.

Военный музей перевез Весикко на остров Сусисаари в Суоменлинне, на берегу Артиллерийской бухты, и отреставрировал подводную лодку. Реставрация длилась более десяти лет и была очень сложной; большая часть оборудования была снята после войны и переведена на другое использование. Кроме того, Весикко подвергся вандализму на скамье подсудимых.Однако на пожертвования и добровольную работу реставрация была завершена, и Весикко открылся как музей к годовщине финского флота 9 июля 1973 года.

en.wikipedia.org/wiki/Finnish_submarine_Vesikko

Морская крепость Суоменлинна, Хельсинки, Финляндия .

Доступ к Весикко виртуально здесь: www.thinglink.com/video/913675598549745665

эстонских экспертов: вертолетная площадка России на Гогланде — демонстрация силы | Новости

Недавно построенная вертолетная площадка включает в себя пять вертолетных площадок и, как сообщается, будет оборудована для приема всех видов транспортных и боевых вертолетов, находящихся в настоящее время в эксплуатации в Западном военном округе России.Тем не менее, эксперты в Таллинне в настоящее время не видят большего повода для беспокойства.

«Эксперты Министерства обороны постоянно следят за местонахождением и передвижением воинских частей в окрестностях Эстонии, в том числе за деятельностью, о которой идет речь, на острове Гогланд», — сообщил Postimees официальный представитель министерства Андрес Сааг. «В настоящее время для Эстонии нет непосредственной военной угрозы».

Владимир Юшкин, директор Балтийского центра русских исследований, а также генерал в отставке.Член комитета национальной обороны Рийгикогу Антс Лаанеотс сказал, что они также считают, что новый вертолетный порт России, расположенный недалеко от берегов Финляндии или Эстонии, не представляет военной угрозы для Эстонии.

«Скорее, это демонстрация силы России на Балтийском море», — сказал Юшкин. «Мы хотим показать, что Балтийское море — это наше внутреннее море, и мы будем делать все, что захотим, а вы просто посмотрите на него». Я не верю, что это подготовка к чему-то большему.«

Он подчеркнул, что Балтийское море, включая Финский залив, имеет стратегическое значение для России. Остров Гогланд играет в этом ключевую роль, поскольку, с точки зрения Москвы, это форпост для Санкт-Петербурга, поскольку а также Кронштадт, где расположены элементы российского военного флота.

Лаанеотс: Россия защищает Санкт-Петербург

По мнению Лаанеотса, решение русских следует рассматривать прежде всего как их стремление усилить защиту и безопасность зона безопасности России, граничащая с Балтийским морем.

«Просто чтобы посмотреть, что происходит здесь в море», — добавил он, имея в виду привычку крупных держав шпионить друг за другом вблизи границ своего противника.

Тем не менее Лаанеотс добавил, что нельзя исключать грандиозный, дальновидный план России на предмет возможной войны с Западом.

«Точно так же, как они не возвращают эти четыре несчастных Курильских острова японцам из опасения, что в случае необходимости весь Тихоокеанский флот России может быть заблокирован, то же самое касается Гогланда», — сказал он.«Благодаря этой вертолетной площадке они могут гарантировать, что ни подводные лодки, ни корабли, ни авиация НАТО не смогут получить доступ к стратегически важному Санкт-Петербургу».

Загрузите ERR News ap для Android и iOS прямо сейчас и никогда не пропустите обновления!

JetBrains формулирует IDE для Go под названием Gogland — новый стек

JetBrains, компания, стоящая за бешено популярной интегрированной средой разработки IntelliJ IDEA для Java, официально заметила, что многие разработчики и администраторы используют язык программирования Go в производственной среде, и поэтому предприняла шаги по созданию специальной IDE для Go.Не говоря уже о его причудливом кодовом имени, Gogland совершает грандиозный скачок для Go и его сообщества, предлагая Go полный опыт разработки JetBrains.

По данным компании, спрос на опыт разработки, подобный IntelliJ, рос в последние несколько лет. В декабре 2013 года члены сообщества Go начали работу над плагином IntelliJ для Go под названием go-lang-idea-plugin. JetBrains проявила инициативу, став одним из основных участников проекта, и сыграла большую роль в развитии плагинов за последние три года, одновременно отслеживая их использование.

«В прошлом году мы начали отслеживать количество уникальных пользователей плагина. Это число удвоилось только за последний год и составило 30 000 активных пользователей в месяц. Этот факт, наряду с множеством пользователей, просивших нас перенести на Go опыт программирования в стиле IntelliJ, убедил нас, наконец, полгода назад развить проект и представить нашу собственную IDE для Go », — написал менеджер по маркетингу продуктов JetBrains Андрей Чепцов. Эл. адрес.

Из-за такого высокого спроса JetBrains предсказал, что выделенная IDE для Go будет почти неизбежной (хотя ее интенсивное использование для облачных приложений также гарантирует, что большая часть работы на Go выполняется из командной строки или с текстовыми редакторами).Однако приверженность созданию нового продукта — это не то, к чему компания относилась легкомысленно. Он хотел быть абсолютно уверен в том, что пользователи получат наилучшие возможности для разработчиков.

«Этот инструмент не может быть просто плагином к существующей среде IDE. Вся среда должна быть спроектирована под конкретные задачи и способы настройки проектов », — написал Чепцов.

Gogland включает в себя основы своей платформы IntelliJ с такими функциями, как помощь в коде, анализ ошибок и авторефакторинг.Однако, прежде всего, он учитывает эргономичный опыт разработки, основанный на принципе «каждый момент, который разработчик проводит в потоке, — это хороший момент, в то время как вещи, которые вырывают вас из этого потока, являются плохими, и их следует избегать, — написал Чепцов.

В настоящее время Gogland все еще находится на стадии бета-тестирования и доступен для загрузки только по приглашению. Компания планирует предложить Gogland в качестве платного продукта и не планирует открывать исходный код IDE. Вы можете подписаться на программу раннего доступа JetBrains, чтобы оставаться в курсе и зарезервировать место для общедоступного EAP.Полный список различий между плагином go-lang-idea-plugin и Gogland, а также другую информацию можно найти в FAQ по Gogland.

По данным TIOBE, который оценивает использование языков программирования в мире в своем ежемесячном индексе TIOBE, в 2016 году

Go «стал самым популярным» из всех языков программирования.

«Основными факторами успеха Go являются простота обучения и прагматичный характер. Речь идет не о теоретических концепциях, таких как виртуальное наследование и монады, а о практическом опыте », — отмечает TIOBE.

Gogland Class

903

Сведения о классе
Тип корабля: эсминец
Верфь Ziegraben-Mühft эксплуатации: не введен в эксплуатацию
Кол-во: 9
Технические характеристики
Длинный: 99,3 м
Ширина: 9,5 м
Осадка: 3,1 м
Водоизмещение: Строительство: 1350 т
максимум ок.1500 т
Привод:
Скорость: 35,0 кН
Диапазон: 1480 морских миль при 21 узле 90 151 350 морских миль при 32 узлах
Запас топлива:
Вооружение:
  • 4 × 102-мм орудия L / 60
  • 1 × 37-мм-Flak L / 67
  • 2 × 7,62-мм пулеметы
  • 9 × Торпедорохре (3 × 3) Ø 457 мм
  • 80 Минен
Экипаж: 147 Манн

Класс Гогланд Финский залив) был классом русских эсминцев Балтийского флота царской России, который был основан на проекте прототипа лодки Новик , после утверждения для Балтийского моря в июне 1912 года Программа малого судостроения, заказанная в 1912 г. на Балтийских верфях и должен быть там построен.

черновик

Дизайн этого класса несколько противоречив. Судостроительный завод Schichau в Гданьске получил заказ на заказанные лодки из-за самого дешевого предложения (примерно на ¼ дешевле, то есть на 0,5 миллиона рублей, чем предложения российских верфей). Однако с этим было связано создание верфи на территории России. Владелец Schichau Карл Цизе выбрал место в Риге и основал там верфь Ziese-Mühlgraben с перспективой получения новых заказов для прибыльного российского рынка вооружений.Большая часть оборудования, такого как котлы, турбины, литые детали и т. Д., Должна быть изготовлена ​​предварительно на главном заводе в Гданьске.

В начале рассмотрения проект предусматривал только две 102-мм пушки и двенадцать 457-мм торпедных аппаратов. Однако после переоценки было решено увеличить артиллерийскую составляющую до четырех 102-мм орудий с одновременным сокращением торпедного оборудования до трех тройных комплектов торпедных аппаратов.

Модифицированный проект

После начала Первой мировой войны начатые работы над лодками можно было продолжать очень медленно, так как многие единицы оборудования, которые работали на главной компании в Данциге, отсутствовали. теперь враждебный Германский Рейх.Уже летом 1915 года ухудшение военного положения в Российской империи привело к оккупации значительной части Балтийского региона немецкими войсками, так что верфь в Риге вскоре оказалась в непосредственной близости от фронта. Кроме того, в июне 1915 года верфь была передана под государственное управление. В связи с этими обстоятельствами и угрозой корпуса четырех самых современных лодок 6 июня 1916 года были переданы в Петроград на Усть-Искорский судостроительный завод Петроградского металлургического завода. фабрика.По предложению штаба адмирала головное управление кораблестроения перепроектировало лодки в быстроходные тральщики. Внешняя форма и двигательная установка остались без изменений, но водоизмещение увеличилось до 1550 тонн, а скорость упала до 32 узлов. Кроме того, на борту находилась дополнительная 102-мм пушка, а 37-мм орудие было заменено на две 57-мм зенитные установки, а комплект торпедных аппаратов был исключен. Остальные пять лодок только строились. В этом случае заказ был аннулирован, а уже обработанный материал был передан на Русско-Балтийский завод в Ревеле (Таллинн) в декабре 1916 года.Они получили приказ использовать их для постройки пяти лодок по проекту строящегося там класса Gawriil.

Сразу после начала войны судостроительная верфь Schichau по контракту, такая как Blohm & Voss в Гамбурге и AG Vulcan в Штеттине, предложила Reichsmarineamt девять эсминцев для торпедных катеров на основе планов для класса Gogland с уже готовыми или находящимися в обработке частями оборудования. . В отличие от двух других верфей, эта была отклонена в 1915 году по неизвестным причинам.Однако турбины и котлы, которые производились до сих пор, были встроены во вторую серию эсминцев, построенных Blohm & Voss, лодки от B 109 до B 112. [1]

Обозначение

Лодки этого класса были названы в честь знаменитых боевых побед, имевших важное значение для истории России.

Лодки и судьбы

Schiff Запрет Запуск в эксплуатации комментарий
Gogland 02.12.1913 ? Когда все строительные работы были остановлены в июле 1915 года, корпус был готов на 21,6%. Материал был перевезен в Петроград 6 июня 1916 г., где по доработанной чертеже был переработан в качестве тральщика.
Гренгамн 02.12.1913 ? Когда все строительные работы были остановлены в июле 1915 года, корпус был готов на 35%. Материал был перевезен в Петроград 6 июня 1916 года, где по доработанной чертеже был переработан в качестве тральщика.
Кульм 12.1914 ? Когда все строительные работы были остановлены в июле 1915 года, корпус был готов на 16,8%. Материал был перевезен в Петроград 6 июня 1916 года, где по доработанной чертеже был переработан в качестве тральщика.
Патры 12.1914 ? Когда все строительные работы были остановлены в июле 1915 года, корпус был готов на 8%.Материал был перевезен в Петроград 6 июня 1916 года, где по доработанной чертеже был переработан в качестве тральщика.
Rhyme 1915 Строительство лодки было остановлено во время войны. Недостроенный корпус был разрушен 2 сентября 1917 года.
Хиос 1915 Строительство лодки было остановлено во время войны.Недостроенный корпус был разрушен 2 сентября 1917 года.
Смоленск 1915 Строительство лодки было остановлено во время войны. Недостроенный корпус был разрушен 2 сентября 1917 года.
Stirs 1915 Строительство лодки было остановлено во время войны. Недостроенный корпус был разрушен 2 сентября 1917 года.
Tenedos 1915 Строительство лодки было остановлено во время войны. Незавершенный корпус разрушен 2 сентября 1917 года.

литература

  • Харальд Фок: черных подмастерьев. Vol. 2 эсминца до 1914 года. Koehlers Verlagsgesellschaft mbH, Херфорд 1981, ISBN 3-7822-0206-6.
  • Харальд Фок: Z-раньше! Vol.1 Международные разработки и военные миссии эсминцев и торпедных катеров с 1914 по 1939 год. Koehlers Verlagsgesellschaft mbH, Herford 1998, ISBN 3-7822-0207-4.
  • Роберт Гардинер: Боевые корабли Конвея «Все мировые боевые корабли» 1906–1921 гг. Naval Institute Press, Аннаполис / Мэриленд 1985. ISBN 0-85177-245-5.
  • Роберт Гардинер: «Боевые корабли всего мира» Конвея, 1922–1946. Naval Institute Press, Лондон 1980. ISBN 0-85177-146-7.
  • Рене Грегер: Русский флот в Первой мировой войне 1914–1917 гг. JF Lehmanns, Мюнхен 1970, ISBN
  • Майкл Дж. Уитли: эсминец во Второй мировой войне. Motorbuch Verlag, Штутгарт 1997, ISBN 3-613-01426-2.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Gomm, Bernhard: The Russian Warships 1856-1917. Vol. IV. Торпедные крейсеры, эсминцы, подводные лодки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.