Гоголь о петербурге – Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Содержание

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом


Впервые, когда юный писатель только приехал в Санкт-Петербург он жил мечтами о большем, что когда-нибудь придет время, когда он позволит себе снять квартиру с видом на красавицу Неву. Он уверен в том, что здесь-то его жизнь кардинально изменится и мечтает об этом все больше. Тем не менее, пока ему это не удается, ему приходится поселиться в скромном районе дома аптекаря Трута, а потом он переехал на известную Мещанскую улицу. Как сам писатель отзывается о ней, она была: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф».

Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима. В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др.
В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину. Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

Петербург и Гоголь


В творчестве Гоголя Петербург появляется регулярно. Это, пожалуй, один из самых ярких, важных мотивов в его произведениях. Николай Васильевич упоминает о Петербурге: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей. Неплохое впечатление писателя о Петербурге можно увидеть в произведении «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, окна обратили на него свои бесчисленные очи…». Таким образом писатель как бы говорит нам о городе-сказке, обладающим неведанными чудесами, неповторимыми красотами, с дворцами и различными садами. Вместе с этой красотой писатель рассказывает о Петербурге, как о некоем призрачном городе, где все довольно зыбко, люди, не замечают друг друга.

Можно сказать, что этот город для него одновременно обладает какой-то притягательной красотой, но и безобразием, имеет в себе что-то величественное и в то же время низкое. Писатель совершенно уверен в том, что в этом городе с легкостью может происходить что-либо невероятное и удивительное, в частности, например, нос майора Ковалева, который живет своей жизнью, отдельно от своего владельца и чувствует себя вполне неплохо.

Писатель не упускает возможность рассказать читателям и о бюрократической «машине», но, конечно, использует для этого сугубо сатирическую форму. На секрет, что сам основатель Петербурга – Петр Первый предпринял первые шаги, создав табель о рангах. У Гоголя по красочным и шикарным улочкам Петербурга ходит несчастный, обделенный самой жизнью чиновник по имени Акакий Башмачкин. Именно бюрократия и чиновники доводят героя до состояния полнейшего отупления. Герой знакомится с оборотной стороной города, которая, как можно догадаться, совсем ему не по вкусу. Петербург – город контрастов, где каждому намного тяжелее будет голодать, нежели чем заработать себе денег на шинель. Башмачкин же и погибает от рук этой самой бюрократической машины, после встречи с неким значительным лицом. Таким образом писатель ставит окончательную точку над самым страшным, что происходит в Петербурге – здесь все его красоты выставлены на показ, зато вот его грязь скрыта далеко, но абсолютно каждый может с легкостью познакомиться с нею поближе и устрашиться от этого.

Собственно, тема контрастов Петербурга раскрывается и в другом произведении Гоголя – повести «Невский проспект». Этот аспект в повести рассказывается еще лучше, глубже. Писатель, в самом начале произведения восхищается величественностью Петербурга, его красотами. Он буквально восклицает, что нет ничего лучшего, нежели чем Невский проспект, как минимум в самом этом городе. Гоголь рассказывает, что герой повести видит только мелькающие усы, различные шляпки, рукава и сюртуки, зато за всем этим не заметно ни одного лица. Писатель пытается подчеркнуть отсутствие души в этом мире, в городе, что остались только те «шляпки», а сам живой человек где-то пропал, бесследно исчез.

Великолепие города, красота самих людей, все самое хорошее, что есть в городе – оно выставлено на показ и это заметит каждый, причем невооруженным глазом. За всем этим прячутся грязные дворы, подвалы, беднота, множество публичных домов. В конце произведения мысли героя изменяются на прямопротивоположные. Если раньше Невский проспект для него олицетворял нечто красивое, даже в какой-то мере благородное, о теперь он просто старается получше укутаться в собственном плаще, когда прогуливается по нему. Он старается не взирать даже глазком на окружающие его здесь предметы, ибо все, что есть вкруг – ложь, фарс, обман и обычная мечта, которая, скорее всего, никогда не сбудется. В произведении «Шинель» нам рассказывают о простом человеке, который имеет лишь одну, простую мечту и именно ради нее он идет наперекор самому себе – служит в департаменте. Конечно, ему удалось добиться своей мечты, благодаря своему терпению, но и порадоваться приобретению долго ему не получилось. Виноваты во всем те же чиновники – «люди с усами» отобрали его мечту и именно таким образом Петербург на своих беспредельных просторах погубил еще одного «маленького» человека.

Как ни было бы это странно, но Гоголь нашел свой «приют» далеко не в Петербурге. Он нашел его в Риме и именно здесь он понял, что вот – это город его мечта, тот, о котором он так много думал. В Риме же он проводит большую часть своего времени, начиная с 1836 года. Здесь же он по большей части пишет свои самые популярные и известные произведения. В Петербург же он возвращается лишь за тем, чтобы представит миру свои детища, и вновь понять то, как он был раньше не прав, что Петербург – иллюзия. Сам же Гоголь, после поездки в Рим, говорил: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». Только в Риме он смог по-настоящему проснуться, нашел свою мечту и наконец-таки перестал гоняться за призраком.

Заключение


Петербург для писателя, в течение всей его жизни менял свои обличия. Сначала, когда н только там появился, то это был для него красивый, душевный и притягательный город, но со временем его мнение начало изменяться. Во многом это стало связано с занимаемыми им должностями, особенно его мнение насчет Петербурга начало меняться в то время, когда он находился на государственной службе, был на близкой руке с чиновниками и понял, ощутил на себе всю мерзость Петербурга.

Под конец своей жизни, Гоголь считал этот город неким отождествлением власти мертвого над живым, омертвлением человека, его личности и духовной составляющей. Особенно заметно это по «Мертвым душам», где сам город изображается вроде самой настоящей преисподней на земле. Писатель говорит, что все вокруг человека здесь кусается, настроено против человека: «Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей.» Главой всего этого выступают начальники, они и есть полноправные правители, которые могут все, что только захотят, причем в их «рукавах» находятся не только бедные слои населения, но также и «эполеты», «аксельбанты».

Даже к концу своей жизни Гоголь не изменил сложившего впечатления, а лишь убедился в своей собственной правоте, да и Петербург не изменился ни капли, он остался все таким же мрачным, призрачным, иллюзорным, но одновременно с этим манящим, словно бес искуситель, который манит человека в свои «сети», чтобы поработить или уничтожить вовсе.

gfom.ru

Жизнь Н. В. Гоголя в Петербурге

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, — писал Гоголь, — в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

mirznanii.com

Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя

Значительную часть своей жизни Н.В. Гоголь провёл в Петербурге. Н.В. Гоголь приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 года, а покинул его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 года. Впоследствии он приезжал сюда лишь очень ненадолго в 1838г, 1841, 1842 и 1848 гг.

Н.В.Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по отзыву В.Г. Белинского.

В Санкт-Петербург юный Н.Гоголь страстно стремится. Мечтает, конечно, о новой интересной жизни, которая непременно именно здесь должна начаться. Он мечтает о съёмной квартире с видом на красавицу Неву. Но поселиться приходиться сначала в скромном районе доме аптекаря Трута у Кокушкина моста, рядом с Вознесенским собором; вскоре на четвертом этаже дома № 39 на Большой Мещанской улице, в дом каретного мастера Йохима. О Мещанской улице от Гоголь отозвался так: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф». Любопытно, что эвфемизм «чухонские нимфы» придуман Гоголем. Как и все доходные дома, «Дом Иохима» был густо населен людьми самых различных сословий. В одном из писем домой Гоголь сообщает: «…дом, в котором я обретаюсь, содержит в себе 2-х портных, одну маршанд де мод, сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и, наконец, привилегированную повивальную бабку». Возможно, что впеатлентя

К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца ХVIII – начала ХIХ вв. – К.И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова. Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный вид», который был воспет А.С. Пушкиным.  «Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н.В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались. Нарвские ворота, воздвигнутые Д.Кваренги для торжественной встречи русской гвардии, вызывали в памяти победы Отечественной войны 1812-1814 гг., Сенатская площадь – подавление «декабрьского бунта» 1825 года.

Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А.С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города. В Александринском театре впервые были поставлены комедии «Ревизор» и «Женитьба». В статьях и письмах писателя, посвящённых вопросам искусства и архитектуре в особенности, в «Петербургских записках 1836 года»

Н.В. Гоголь через образ Петербурга размышляет о судьбе России, о возможном пути её развития.

Санкт-Петербург на юного Н.В, Гоголя произвёл ошеломляющее впечатление своей величественной холодной красотой. Конечно, город не мог не найти отражения в его произведениях. Более того, Санкт-Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В. Гоголя, а самостоятельным литературным персонажем, литературным героем.

Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив. Если в «Ночи перед Рожеством» город выглядит скорее сказочным, волшебным, то в «Шинели» и «Ревизоре» образ города предстаёт вполне реалистичным, полным контрастов. Во многом таким, каким увидел его ранее и  А.С, Пушкин:  

«Город пышный, город бедный,  
Дух неволи, стройный вид,  
Свод небес зелено-бледный,  
Скука, холод и гранит».

Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в «Мертвых душах». Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. От всего этого создается впечатление, что Петербург — это дьявольский город, в котором «начальник» — полноправный правитель, хотя и существует «высшее начальство». У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и «эполеты» и «аксельбанты»

Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы. Петербург представляется Вакуле чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней — просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло».

Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург — яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге: рассказ Осипа и рассказ Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!»

Иной Петербург рисует нам Хлестаков. Это Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают «башмачкины».

Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников. Если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники.

В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с ростом Петербурга, Невский, его главная коммуникация, в начале ХIХ века окончательно утверждается как парадная часть города, как излюбленное место гуляний петербургских жителей. Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов  Невского проспекта относится известная панорама    В.С. Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 году, приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, стаффажных фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи. Известно, что в 1836 году Н.В. Гоголь послал это изображение проспекта своей матери на Украину.

Панораму жизни Невского проспекта и его обитателей создал и Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект». Главная улица Николаевской империи была воспринята Н.В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» — восклицает писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — заключал он. Внешнее великолепие проспекта не заслонило от острого

взгляда писателя противоречий «во всякое время»заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой, лакейской толпы». Не случайно здесь завязывается трагедия мечтательного художника Пискарёва, не выдержавшего столкновения своего представления об идеале со страшной действительностью. По Невскому проспекту в странном окружении реального и фантастического мечется отставной майор Ковалёв в погоне за собственным носом.

В патетику повествования, изобилующего восторженными эмоциональными восклицаниями, все время включаются насмешливо-иронические размышления автора о «чудных», «никаким пером, никакою кистью не изобразимых» усах, о дамских талиях, «никак не толще бутылочной шейки». «Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» — казалось бы, в полном восторге восклицает автор по поводу чиновников, которые служат в иностранной коллегии и «отличаются благородством своих занятий и привычек». Однако автор тотчас прибавляет: «Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников». Эта авторская ирония становится все откровеннее, его восхищение приобретает язвительный характер. Говоря о «необыкновенном благородстве» и «чувстве собственного достоинства» людей, прохаживающих по Невскому проспекту, автор заключает: «Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений. Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте! Есть множество таких людей, которые, встретившись с вами, непременно посмотрят на сапоги ваши, и если вы пройдете, они оборотятся назад, чтобы посмотреть на ваши фалды. Я до сих пор не могу понять, отчего это бывает. Сначала я думал, что они сапожники, но, однако же, ничуть не бывало: они большею частию служат в разных департаментах, многие из них превосходным образом могут написать отношение из одного казенного места в другое; или, же люди, занимающиеся прогулками, чтением газет по кондитерским, — словом, большею частию все порядочные люди». Эти «порядочные люди» на самом деле являются праздными бездельниками и лицемерами!

Маленький, робкий чиновник Акакий Акакиевич, главный герой повести «Шинель», имел в своей жизни мечту, ради которой он ревностно служил в одном департаменте. Его мечта — приобрести шинель. Это ему удалось. Но недолго пришлось ему порадоваться своему счастью. «Какие-то люди с усами» отняли его сокровище на бесконечной площади. Темная ночь Петербурга на его беспредельных просторах погубила маленького человека.

«Бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание». У Калинина моста мертвец, в виде чиновника, искал утащенную шинель, и отбирал у прохожих. Это и на правду похоже; можно и в газете прочесть — в дневнике происшествий. Однако робкий Акакий Акакиевич превращен этим окончанием в призрак. Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким радостям и страданиям своих обитателей.

Уже Пушкин поставил эту проблему. Но он утвердил правду «нечеловеческой личности», ее великой миссии — возглавлять Империю. Ничтожен перед ней «взбунтовавшийся раб», поднявший дерзко руку на Медного Всадника: «Ужо строитель чудотворный!»

У Гоголя мы, таким образом, находим ту же тему, но мотив «бунта» отсутствует. Здесь показано полное смирение маленького человечка. И симпатии его склонились всецело в сторону жертвы. Гоголю нет дела до большой жизни провиденциального города, который ради своих неведомых целей обезличивает своих обитателей, губит их, как власть имущий. Тема, выдвинутая Пушкиным, пересмотрена Гоголем, и осужденным оказался город.

В середине XIX века между Петербургом и Москвой возникла полемика о роли и значении этих городов в жизни России. Спор был по своему существу о путях развития страны в целом. В полемике участвовал и Н.В. Гоголь. В «Петербургских записках 1836 года», написанных специально для пушкинского «Современника», есть целый ряд высказываний, которые вошли в золотой фонд питерской фразеологии. Например:  

«Москва женского рода, Петербург — мужского»,  
«В Москве всё невесты, в Петербурге — женихи»,  
«Москва нужна России, для Петербурга нужна Россия»,

«А какая разница между ними двумя! Она еще русская борода, а он уже аккуратный немец». И все здесь с восклицательными знаками, и «немец» здесь понятие не уничижительное, а, напротив, комплиментарное. «Аккуратный немец» для XIX, да и XX века — синоним аккуратности, добротности, солидности, правильности, работоспособности, благополучия. У Пушкина:

«И хлебник, немец аккуратный,  
В бумажном колпаке, не раз  
Уж отворял свой васисдас».

В статьях и письмах писателя, посвящённых вопросам искусства и архитектуре (сборник «Арабески») Н.В. Гоголь через образ Петербурга размышляет о судьбе России, о возможных путях её развития. В статьях Н.В. Гоголя, посвящённых вопросам архитектуры, очень узнаваем облик города николаевской эпохи.

Гоголь любит эпоху средних веков, словно тоскует о ее минувшей красоте, которую не понимают его современники. Современную ему классическую архитектуру считает скучной и восклицает в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени»: «Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы – и мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую» .

Архитектура классицизма Гоголю не нравилась, никакое архитектурное строение этого стиля не вызвало у Гоголя не только восхищенной, но даже положительной оценки. «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Дома старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей».

Н.В. Гоголь подчеркивает утилитарность современной ему архитектуры. По мнению писателя, в облике зданий должно быть горение, свет, выраженный в самой архитектуре здания, как средневековый храм, здание которого «летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними».

Современным « храмостроительством» писатель тоже не был доволен. Особенно обвинял зодчих в мелочном подражании античности и западному искусству, когда они не могут ухватить всей идеи, но хватаются лишь за частности.

«Архитектор-творец должен иметь глубокое познание во всех родах зодчества. Он менее всего должен пренебрегать вкусом тех народов, которым мы в отношении художеств оказываем презрение. Он должен быть всеобъемлющ, изучить и вместить в себе все бесчисленные изменения их. Но самое главное – должен изучать все в идее, а не в мелочной наружной форме и частях. Но для того чтобы изучить в идее, нужно быть ему гением и поэтом», — вот кредо писателя.

Петербург Н.В. Гоголя во многом отличен от пушкинского Петербурга, «Медного всадника» и «Пиковой дамы», с его строгой прямолинейностью улиц и площадей, величием и красотой города, построенного дерзкой волей преобразователя России Петра I.

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая выставка» Невского проспекта. Это город «кипящей меркантильности», парадов, чиновников.

В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал о чуждом ему безнациональном характере столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, — на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».

Вот против этого внутреннего мира Петербурга Петербурга, уродующего человеческие души, бюрократически-безнационального, холодно-бесстрастного, подчинявшего все жизненные функции чину, «меркантильности» и выступил писатель в своих произведениях, написанных в защиту «простого» маленького человека от ничтожной, бесплодной жизни, на которую обрекал город департаментов и власти денег.

Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь. Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

www.ipetersburg.ru

«Петербургские повести»: места Гоголя в Петербурге

Квартира на Гороховой

 

Дом №46 по Гороховой улице стал первым местом обитания Гоголя в Петербурге, когда он переехал в столицу в 1828 году.

Писатель был недоволен небольшой однокомнатной квартирой, которую он снимал с другом, корреспондентом Александром Данилевским.

«Скажу ещё, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы», – писал Гоголь своей матери.

Где: Гороховая улица, 46

Фото: citywalls.ru
 

Квартира на Казанской

 

На Казанскую улицу Гоголь переехал вскоре после квартиры на Гороховой. Там он провёл пару месяцев.

«Я живу на четвёртом этаже, но чувствую, что и здесь мне не очень выгодно. Когда ещё стоял я вместе с Данилевским, тогда ничего, а теперь очень ощутительно для кармана: что тогда платили пополам, за то самое я плачу теперь один», – жаловался писатель.

По слухам, в доме Иохима обитали приведения. Разговоры местных жителей стали частью известной городской легенды.

Где: Казанская улица, 39

Фото: citywalls.ru
 

Квартира на Грибоедова

 

Гоголь жил в доходном доме Зверкова с 1829 по 1831 год. В этот период он делал наброски книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Дом на Грибоедова, который был самой высокой жилой постройкой Петербурга, упоминается в «Записках сумасшедшего».

В первоначальном виде здание существовало до начала XX века. Затем его перестроили.

Где: набережная канала Грибоедова, 69

Фото: citywalls.ru
 

«Палкинъ»

 

Ресторан на углу Невского и Владимирского проспектов был одним из самых популярных в истории Петербурга. Здесь собиралась творческая и научная интеллигенция, в том числе Гоголь, Достоевский, Менделеев, Чайковский.

В эпоху Николая Васильевича «Палкинъ» находился в доме на противоположной стороне Невского проспекта. В место, где он располагается и сейчас, ресторан переехал в 1874 году.

Где: Невский проспект, 47

1901-1902 год. Фото: ателье Карла Буллы / pastvu.com
 

Петрикирхе

 

В прошлом в лютеранской церкви на Невском находилась книжная лавка. Её владельцем был известный книгоиздатель Александр Смирдин.

За литературой в Петрикирхе заходил не только Гоголь, но и другие знаменитые авторы XIX века. Здесь можно было встретить Пушкина или Жуковского.

Лавка также работала как литературный клуб, популярное место среди интеллектуалов города.

Где: Невский проспект, 22-24

1957-1960 годы. Фото: Н.Н.Баранов / pastvu.com
 

Квартира на Малой Морской

 

В доме Кюзеля Гоголь провёл 1833-1836 годы. Его квартира состояла из двух небольших комнат. Одно из помещений, отделённое перегородкой от прихожей, было спальней. Более большая комната служила кабинетом.

В здании на Малой Морской (которая некоторая время называлась в честь Гоголя) Николай Васильевич написал несколько произведений. Здесь он работал над «Ревизором» и «Невским проспектом».

К себе домой Гоголь нередко приводил знакомых. Среди гостей был Александр Сергеевич Пушкин.

Где: Малая Морская улица, 17

1950-1951 год. Фото: М. Альперт
 

Александринский театр

 

В 1836 году в театре на площади Островского впервые поставили пьесу «Ревизор». В подготовке постановки участвовал сам Гоголь, который когда-то мечтал выйти на эту сцену в качестве актёра.

Сейчас в Александринском театре есть Гоголевский зал. В нём частично воссоздан сценический мир писателя.

В зале можно увидеть экспозицию с костюмами и другими предметами из спектаклей по мотивам произведений Гоголя.

Где: площадь Островского, 6

1869-1873 годы. Фото: Agence Rol / gallica.bnf.fr
 

Невский проспект

 

В честь главной улицы Петербурге у Гоголя была названа повесть. Для писателя Невский проспект был отражением всего города.

«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде», – писал Гоголь в повести.

1865-1870 годы. Фото: А. Лоренс / babs71.livejournal.com
 

Памятник Гоголю

 

Монумент в память о писателе хотели установить в Петербурге ещё в середине XX века. Предполагалось, что он появится на Манежной площади.

Однако памятник поставили лишь в 1997 году, когда Малая Конюшенная улица стала пешеходной зоной.

Автором скульптуры стал Михаил Белов. Он был учеником Михаила Аникушкина, создавшего памятник Пушкину на станции метро «Чёрная речка».

Где: Малая Конюшенная улица, 9

Фото: Instagram / @olechka_yn, @marina_akhfil
 

Нос майора Ковалёва

 

Памятник персонажу одного из самых известных произведений Гоголя появился на Вознесенском проспекте в 1995 году. 

Однажды табличка, словно в повести Николая Васильевича, «ушла гулять» по Петербургу. Она пропала в 2002 году.

Найти «Нос» удалось через год. Его нашли в парадной одного из домов неподалёку.

Где: Вознесенский проспект, 36

Фото: Instagram / @rozhkovanadejda
 

saint-petersburg.ru

Николай Гоголь не любил Петербург за холод и туманы

1 апреля исполняется 205 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, одного из самых загадочных русских писателей.

Люди без характера

Из прожитых 43 лет восемь Гоголь провел в Петербурге, снимая квартиры в различных частях нашего города. Здесь началась его литературная деятельность, здесь были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба», «Невский проспект», «Ревизор», а также задумана и напечатана поэма «Мертвые души».

В бывшей столице Российской империи разворачиваются и действия знаменитых «Петербургских повестей», тут живут их герои: мелкие чиновники Акакий Акакиевич Башмачкин, Поприщин, майор Ковалев.

Но между тем сам Николай Васильевич не очень любил Петербург, причем с годами неприязнь усиливалась.

«При виде, то есть при мысли о Петербурге, мороз проходит по моей коже, и кожа моя проникается насквозь страшною сыростью и туманною атмосферою», — писал Гоголь.

Как говорят литературоведы, ничто не приносило ему радости в нашем городе, одиночество и болезни все сильнее давали о себе знать.

Едва приехав в столицу, двадцатилетний Гоголь написал матери:

«Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, — на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем, ни другим». В Москве великий писатель чувствовал себя гораздо лучше.

По этой ли причине или по какой-то другой, но в Москве есть Музей Гоголя, а в Петербурге нет.

Гоголевский центр проработал недолго

Впрочем, в Петербурге одно время работал Гоголевский центр, но совсем недолго. Меньше семи лет назад жильцы дома 1/3 по Малой Конюшенной улице, где неподалеку стоит памятник писателю, создали ТСЖ, которое открыло в одном из помещений Гоголевский центр.

— Мы посчитали, что это подходящее место, — рассказал «Комсомолке» один из организаторов центра Валерий Егиазаров.

Помещение отремонтировали, создали в нем гоголевскую атмосферу. Расставили по полкам книги писателя, закупили аппаратуру, с помощью которой можно было смотреть фильмы, снятые по его произведениям, повесили на стены картины.

Тот самый дом на Малой Морской, где жил Гоголь.Фото: Тимур ХАНОВ

Но вскоре ТСЖ распустили, а центр чуть позже закрыли. Сейчас на его дверях висит замок.

Судебные тяжбы, которые тянутся уже несколько лет, пока не дали положительного результата. Согласитесь, эта история достойна пера Николая Васильевича.

Памятник ждали почти полвека

Монумент знаменитому писателю в Северной столице есть, и находится он, как уже говорилось, на Малой Конюшенной. Его открыли в 1997 году по инициативе ассоциации «Клуб «Невский проспект». Автор — Михаил Белов, ученик знаменитого Михаила Аникушина.

Памятник стоит практически на Невском. Что и неудивительно: проспект воспет в произведениях писателя. Сам монумент словно служит иллюстрацией к строкам из повести «Невский проспект»:

«…О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Но что любопытно. Памятник Гоголю в Ленинграде планировали установить еще в 1952-м, к 100-летию со дня смерти писателя. На Манежной площади в торжественной обстановке заложили камень с соответствующей надписью. Он простоял почти полвека, однако монумент на площади так и не появился. То предложенные на конкурс проекты не отвечали пожеланиям городских властей, то в казне не было денег.

Еще один памятник — бронзовый бюст писателя — установлен в Александровском саду. Решение об этом Городская Дума приняла еще в 1891-м. Бюст выполнен скульптором Василием Крейтаном. Его открыли 17 июня 1896 года.

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Среди петербургских зданий, связанных с Николаем Гоголем, следует выделить Александринский театр. Здесь 19 апреля (по новому стилю 1 мая) 1836 года состоялась премьера бессмертной комедии «Ревизор», которую написал 26-летний автор.

На спектакле присутствовал император Николай I c наследником. После премьеры император воскликнул: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» При этом мудрый монарх высоко оценил комедию, что спасло ее в дальнейшем от цензурных нападок. А вот сам автор был не очень доволен постановкой.

Нравы российского чиновничества не меняются веками. И фраза городничего: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!» — уже давно стала крылатой.

www.spb.kp.ru

Петербург Гоголя | Маршруты

Проект дома был составлен французским архитектором Адрианом Робеном и, как полагается, утвержден Николаем I 

Однако проект Робена сумели воплотить в жизнь с отступлением от утвержденного плана: как показало обследование построенного здания, уровень карниза оказался поднят «на 12 вершков выше, а самая крыша на два аршина 12 вершков», — соответственно, приподнятыми оказались все окна и подоконники. Император был возмущен (новый дом стоял рядом с дворцом его дочери Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского) и потребовал наказать виновных.

По распоряжению императора главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П. А. Клейнмихель, ответственный за строительство в Петербурге, издал грозный приказ. Начальник округа инженер-полковник-генерал-майор Романов и его помощник инженер-полковник Энгельгардт получили по строгому выговору, а отвечавших за строительство в 1-м отделении Первого округа (инженер-майора Палибина и титулярного советника архитектора Федотова) было предписано «арестовать и отправить немедленно к С.-Петербургскому коменданту, для содержания их на гауптвахте в течение двух недель». Главного виновника произошедшего — арх. Робена, «который этот дом строил, за то, что осмелился возвести оный не по плану, Высочайше утвержденному, Высочайше повелено арестовать на гауптвахте на две недели и потом выслать за границу»; «почетную гражданку Якунчикову, дозволившую построить сей дом, ей принадлежащий, не по выданному ей Высочайше утвержденному в 10 день ноября 1849 года фасаду, Высочайше повелено обязать привести этот дом непременно в вид Высочайше утвержденного фасада» (Приказ по Министерству путей сообщения №191 от 3 ноября 1850 года).

Для переделки злополучного дома арх. Н. Е. Ефимов разработал новый проект, снова высочайше утвержденный императором 15 марта 1851 года. Ефимов снизил высоту здания и сделал фасад более дробным, введя графичный руст: в таком виде дом купчихи Якунчиковой стал более тактично сочетаться с главной архитектурной доминантой площади — Мариинским дворцом.

Первый адрес в Петербурге, где Гоголь снимал квартиру – это набережная реки Мойки, д. 66, где  располагался департамент государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел, в котором служил Гоголь.

В 2009 г. к 200-летию установления дипломатических отношений России и США на здании на набережной реки Мойки, выходящем и на Исаакиевскую площадь, была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1810-1811 годах жил первый посланник США в России Джон Квинси Адамс, шестой президент Соединённых Штатов Америки».

В 2014 году были начаты работы по реставрации и реконструкции здания.

www.visit-petersburg.ru

Петербургские повести Гоголя

Все труды, которые объединило название «Петербургские повести», были написаны Николаем Васильевичем Гоголем в 1830-1840 годах.

Все истории, рассказанные писателем, имели много общего. Во-первых, место действия — это Петербург. Во-вторых, главный герой — это всегда «маленький человек».

В-третьих, каждый главный герой — это исключительный персонаж, который выбивается из общей толпы и совсем непохож на других. В-четвёртых, всех ведущих героев ждёт один конец — смерть или исчезновение.

Это философский сборник. Каждый гоголевский персонаж переживает трагедию, порой несовместимую с жизнью. Но именно раскрывая надежды, переживания и показывая жестокую реальность, рассказчик всё расставляет на свои места.

Своё место в сборнике «Петербургские повести» нашли пять историй:

■     Невский проспект (1833-1834)
■     Портрет (1833-1834)
■     Записки сумасшедшего (1834)
■     Нос (1832-1833)
■     Шинель (1836-1842)    

Это те произведения, которые можно считать мостом, проложенным Гоголем, от классической русской литературы к русскому реализму. В этом случае работа классика — это работа стилиста.

Как рождались Петербургские повести


В Петербург Николай Васильевич приехал, будучи совсем молодым человеком, мечтающем о переустройстве мира. Здесь он и столкнулся со столичной реальностью.

Он собирался стать юристом и служить на благо людям. Попав в чиновничью среду юноша понял, что это не то место, где кто-то желает служить высокими идеями. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не заладилось, хотя все его лекции имели большой успех. Не удались попытки стать актёром.

Но эти мытарства дали молодому человеку большую порцию жизненного опыта, и помогли определиться с истинным призванием, хотя на этом поприще тоже были разочарования и неудачи. Природа столичного сопротивления стала основой будущих творений зрелого Гоголя, которую писатель описал очень подробно.

О Петербурге в сатирическом русле писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но задал тон, конечно, Гоголь. Причём та языковая игра слов, которую использовал Гоголь, часто не позволяет выделить наиболее яркие места. Приходится зачитывать целые отрывки, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь помнил, как он столкнулся с проблемой несправедливого отношения, неравенством, сложившимся в обществе большого города. Он помнил то бедственное положение молодёжи, самостоятельно прокладывающей себе путь в нечеловеческих условиях. О постоянной нехватке денег на самые необходимые вещи. О некрасивом поведении вышестоящих чинов, для которых «маленького человека» просто не существует.

Всё это нашло отражение в Петербургских повестях.

Невский проспект


В этой работе писатель ярче всего описал атмосферу Петербургской жизни. Всё великолепие светской повседневности, мужицкие заботы, и даже порочность, как спутницу этого роскошества.

Литератор провёл своего читателя по Невскому и не оставил никаких секретов. Рассказчик предупреждает, что не нужно сразу верить в эту красоту и богатство, здесь всё пропитано обманом.

Вот гуляющий господин в дорогом сюртучке, он производит впечатление богача, а на самом деле «сам состоит из сюртучка». И так всё вокруг. Лучше гуляя по проспекту, вообще, не прислушиваться, о чём говорят остановившиеся господа, не заглядывать под шляпку даме, не останавливаться у витрин. Просто не поддаваться никакому соблазну.

Доказательством неоправданного соблазна является трагедия Пискарева. Бедный художник, соблазнённый ослепительной красотой молодой брюнетки, поплатился за своё увлечение жизнью. Художник не смог сопоставить в своём неиспорченном мире, ту прелестницу, к которой он воспылал романтической влюблённостью и ту реальность, в которую его привела девушка, оказавшаяся проституткой. Высшая степень трагической любви показана в этой части повести.

Соблазн второго героя — нахала Пирогова, имел менее фатальные последствия, и выглядел как комический эпизод. Непринципиальный и готовый приспосабливаться ко всем вокруг поручик, просто был физически наказан мужем хорошенькой блондинки, к которой Пирогов долго заигрывал. Отделавшись лёгким испугом, Пирогов быстро смерился со своим наказанием.

«Невский проспект» условно можно разделить на три части. В первой части описывается сам проспект, причём описывается как живой организм. Можно сказать, что это такой же главный герой, как одушевлённые персонажи. Во второй части рассказана история несчастной любви художника Пискарева, а в третьей изложены похождения поручика Пирогова.

Объединяет эти три части одно — обман, клевета, фальшь. Это и есть обратная сторона красивой жизни. Рассказчик, словно стараясь спрятаться от этой лжи, так и говорит: «Я когда иду по Невскому проспекту стараюсь закутаться в плащ» и делает вывод: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Явный контраст, полное разочарование. Так радужная картинка великолепной светской жизни сменяется на тёмные полутона, где сам демон зажигает свечи.

Портрет


Несмотря на то что рассказ о роковой картине был завершён и прошла публикация этого сочинения, Николай Васильевич решил подправить свой труд. Он непросто внёс небольшие правки, а значительно переработал текст и изменил фамилию героя, Чертков стал именоваться Чартков.

Литератор затронул тему подлинного искусства и отношения художника к искусству. Он решил показать, что явления материального мира поддаются объяснению, с точки зрения мистических законов. Зловещая картина с изображением ростовщика в азиатской одежде, как образ зла, в полной мере влияет на окружающую действительность.

Произведение состоит из двух частей, где в первой части автор акцентирует внимание на служении настоящему искусству. Он рассказывает о бедном художнике, способном отдать последние деньги за понравившуюся картину и высмеивает светскую толпу, готовую воспринимать модные однообразные тенденции.

Портрет мистическим образом помог художнику разбогатеть и теперь перед героем становится серьёзная дилемма. С одной стороны, он хочет развиваться, а с другой, согласен поступиться принципами и рисовать однообразные картины, ради денег.

Жестокое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает возобновить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается, кисти, привыкшие к фальши, больше не слушаются его. В отчаянии живописец скупает картины своего ученика и уничтожает их, тем самым ухудшая своё положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Итог печален — художник сошёл сума и умер.

Вторая часть сочинения повествует о другом искушении. Здесь Гоголь объясняет, на примере своих героев, что если художник соприкоснулся со злом, он навсегда становится заметным, словно человек в белой загрязнённой одежде.

Нет ничего удивительного, что вложив в картину свои эмоции, изображая духа тьмы, даже незаконченная работа приносит каждому новому владельцу несчастья. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественной расположенностью. Писатель делает вывод, что простого копирования с натуры недостаточно. Живописец вкладывает в изображение душу, переживание, настроение, и важно, чтобы эти чувства носили божественный, а не дьявольский оттенок.

Записки сумасшедшего


Дав своему герою говорящую фамилию Поприщев, автор сразу показывает, что идея поиска неведомого поприща витает над произведением постоянно. Это поприще — цель, дело, путь, судьба.

Поприщев живёт в своём мире, в котором происходят разные события: чтение собачьей переписки, подглядывание за понравившейся девушкой. В итоге все окружающие воспринимают его каким-то ничтожным чиновником, в то время как Поприщев точно знает, что он человек царских кровей.

На глазах читателя происходит разложение личности, где есть свой отсчёт времени, своя реальность, причём иногда встаёт вопрос, а какая же реальность более объективна. Не та ли, в которой живёт главный герой.

Вся повесть состоит из дневниковых записей, которые ведёт Поприщев. Такой жанр позволяет литератору выразить художественный реализм и показать социальную действительность. Композиционное напряжение растёт с каждой новой записью главного героя.

Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», пусть и дворянина, но совсем обедневшего. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен ни работой, ни своим окружением.

Но вдруг в его жизнь врывается чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время и появляются первые записи с зачатками сумасшедших мыслей. А вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его воспалённом сознании смешалось всё и он совершает безумные поступки.

Вскоре болезнь Поприщева принимает маниакальную форму. Он считает себя наследником испанского престола. Погружение в мир собственных иллюзий приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращается, но с готовностью и христианской повинностью принимает все испытания, выпавшие на его долю. Бурлеска, гротеска, пафосный переход к уничтожающей иронии — всё собрал Гоголь в итоговом монологе Поприщева.

Все проблемы, затронутые автором в «Записках сумасшедшего», остались актуальными до наших дней. Это и протест против несправедливых устоев, и трудности, связанные с бедностью, и отсутствие разума, способного создать справедливое общество.

Нельзя не обратить внимание на одиночество, в котором прибывает Аксентий Иванович. Несмотря на то что он живёт в огромном городе и его ежедневно окружают сотни человек, он в свои сорок два года абсолютно одинок. Трудно разобраться кто в этом виноват, общество, наплевательским образом относящееся к своим членам, или сам «маленький человек» не желающий ничего менять в своей жизни.

Нос


Несмотря на то что произведение «Нос» написано было в период творческого расцвета Гоголя, оно не нашло быстрого признания. Журнал «Московский наблюдатель» сразу отказал литератору в публикации, назвав повесть плохой.

Особый стиль — литература абсурда — это характерное отсутствие причинно-следственных связей, сюжетная нелепость и парадоксальная бессмысленность не всегда бывает понята с первого раза. В сочинение есть такие места, которые остаются непонятными даже при глубоком изучении, но удовольствие доставляет весёлый, оригинальный сюжет.

Принято считать, что сюжет автор нашёл в популярном французском анекдоте. Но работа, проделанная над «Носом», не была простой. Труд неоднократно правился самим классиком и цензурой, был изменён финал, расширилась сатирическая часть.

С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа — это настоящая трагедия для главного героя, который считает его отсутствие большим препятствием для продвижения по службе. Внешность, а не внутренние качества ставит превыше всего Ковалёв. А очеловеченный Нос автономно гуляет отдельно от своего хозяина, и даже желает убежать от него как можно дальше — за границу.

Абсурдность ситуации заключается не только в том, что нос убежал от своего хозяина, но и в отношении к происшествию. Майор Ковалёв «маленький человек», который расставляет приоритеты. Находясь в своём звании, он точно знает с кем он может держаться надменно, а где без излишеств с умеренной скромностью. Это видно по сценам с извозчиком, цирюльником и уважаемыми чиновниками.

Встреча с собственной частью тела, которая оказалась выше на три чина, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего хозяина — вот оно социальное неравенство в разрезе одной личности. Как теперь находиться в социальной идиллии, если собственные части тела такое вытворяют?

Описывая абсурдную ситуацию Ковалёва, Гоголь поднял несколько проблем социума: лицемерие, корысть, фальшь, безнравственность. Нос не желает общаться с тем, кто находится ниже рангом, он отказывается соединяться со своим хозяином.

Многие современники Николая Васильевича узнали в повести своих товарищей, руководителей и даже себя. Тщеславные желания накрыли общество и не оставили места для великодушия, благородства, нравственного величия.

Закончилось, однако, это странное происшествие для главного героя благополучно — нос вернулся к нему так же неожиданно, как исчез.

Шинель


Мысль о «Шинели» возникла у литератора ещё в 1834 году, а толчком послужил анекдот. Байка, призванная развеселить, заставила задуматься классика, и через несколько лет легла в основу новой рукописи.

Тема «маленького человека», поднятая в «Шинели», рассматривает социальные и нравственные вопросы. Писатель критикует и беспринципность человека, и общество, «сделавшее» этого человека. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела. Но даже в этом есть положительный аспект. Герой ради своей цели готов на отказ от жизненных благ. Безропотность, самоограничение, смирение делают его тверже духом.

Этот шедевр разбирало не одно поколение литературоведов. Выдающейся советский лингвист Борис Михайлович Эйхенбаум, анализируя «Шинель», обратил внимание на то, что изначально первая часть «Шинели» написана как житие святого. Акакий — значит беззлобный, а Акакий Акакиевич — это нужно понимать, как тихий, безобидный, благодушный. Когда коллеги обижают Башмачкина и он говорит: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?», читатель может услышать библейское: «Я брат твой».

В черновиках Николая Васильевича этот персонаж имел говорящую фамилию — Тишкевич. Но после писатель решил, что это перебор, и сменил фамилию Тишкевич сначала на Башмакевич, потом на Башмаков, и уже в конце, опираясь на созвучность, «вышел» Башмачкин.

Выбор имени тоже был непрост, что нашло отражение в самой повести, где автор, словно пропустив вперёд матушку своего персонажа, дал её возможность самой выбирать имя сыну. Из того, что ей предложили — Моккия, Сессия, Хоздазата, Трифилий, Дула, Варахасий — ничего не понравилось. Тогда матушка решила дать сыну имя его отца. Так и появился Акакий Акакиевич.

Акакий Акакиевич живёт блаженной жизнью. Он нашёл своё призвание и занимается любимым делом — перепиской. Этот процесс он довёл до совершенства. Недаром рассказчик «даёт» ему эту работу, ведь этим делом занимались монахи испокон веков. Но думать он не может. И когда представляется такая возможность, Башмачкин прямо заявляет, что лучше он что-нибудь перепишет.

Обнаружив, что его шинель больше не подлежит ремонту, он, отказывая себе во всём, копит деньги на новую. А когда новая вещь пошита, герой тут же её лишается. Его страдания сопоставимы со страданиями царей и повелителей мира. Для Башмачкина это настоящая катастрофа и он умирает. После смерти его душа не находит покоя.

Из глубоко порядочного человека Акакий Акакиевич превращается в потенциального призрака. Его посмертная тень у Калинкина моста останавливает прохожих, и вместо своей стащенной шинели снимает все подряд, шинели и шубы.

Финал произведения — это утопическое осуществление идеи справедливости. Теперь вместо покорного Башмачкина появляется грозный мститель. И такой финал неутешителен. Бессмертная душа, вынужденная мстить, сама творит суд.

«Маленькому человеку» негде искать правды и защиты. Чиновничий бездушный оплот несправедлив, жесток и беспощаден.

Вот так видел Николай Васильевич Гоголь Петербург. Город контрастов, безумств, утопической фантастики и абсолютной исключительности. Его произведения — это экскурс не только в литературные шедевры — это экскурс в саму нашу историю.

albery.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *