Святой Владимир и Крещение Руси — Татьянин день
Наша страна и Православие в сознании многих тесно связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский — то обязательно православный (кстати сказать, и по сей день, например, крымские татары отождествляют славянскую внешность с православной религией).
988 год — Крещение Руси. Эта дата есть во всех учебниках истории, а само событие часто воспринимается несколько примитивно: крестился князь Владимир — повелел окрестить русичей в Днепре — все окрестились и стали христианами.
Наверное, немногие смогут описать даже свой путь к вере так просто и определенно. Что уж говорить о целом народе?
Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Сложно сказать, насколько это повлияло на его выбор. Возможно, уже став взрослым, он вспоминал что-то из того, чему его учила бабушка. В юности же Владимир скорее подражал отцу — князю Святославу — и славным воинам — дружинникам, которые были язычниками.
Христианское мировоззрение было совершенно чуждо молодому княжичу. Запрещалось не только прелюбодействовать, но и только смотреть на женщину с вожделением, а это совершенно не соответствовало привычному Владимиру образу жизни (у князя было несколько сот наложниц!). Нельзя было убивать людей, мстить, даже гневаться — а как же иначе показать доблесть, как не на войне? Заметим, что Владимир, которого за справедливость ласково именовали Красным Солнышком, принимал активное участие в первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в 980 г. он занял киевский престол.
Пока Владимир воевал против старшего брата Ярополка, были потеряны многие русские земли. Естественно, князь решил вернуть эти территории. Перед крымским походом (987/988 г.), согласно «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Неизвестно, действительно ли все было так, как описано в «Повести».
Вероятнее всего, князь почувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрение. Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий.
Конечно, нельзя сказать, что религиозный выбор князя был полностью обусловлен этими прагматическими целями. Так или иначе, ему предстояло строить по религиозным канонам и свою собственную жизнь.
Как рассказывается в «Повести временных лет», магометан Владимир слушал с удовольствием, поскольку «был он такой же женолюбец, как и Соломон». Не очень понятно было князю обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», — сказал князь.
Католичество князь не принял, потому что эту религию не принимали его предки. В рассказе иудеев киевского правителя насторожил тот факт, что за грехи Бог отнял у евреев их землю ( «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»).
Византийский философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключение рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», — вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил. Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов — 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать.
Ни магометансткая, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее:
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
Надо полагать, русичей поразили и величественные храмы, и прекрасные священнические облачения, и иконы и знаменитые мозаики, и необычное, удивительно красивое византийское пение.
«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».
Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.
Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девиц объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.
Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.
Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.
Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.
Заметим, некоторые историки полагают, что князь крестился в Киеве, и получается, что рассказ из «Повести временных лет» не совсем правдив.
Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц.
Тогда же произошло знаменательное событие — Крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», — говорит предание.
Почему вдруг сотни людей без предварительной подготовки, фактически без осмысления сущности христианства, вдруг взяли и приняли эту веру. Не совсем ясно. Конечно, крещение очень важно. Вот только настоящие его причины были, думается, менее благочестивыми, чем может показаться. С одной стороны, исполняли княжий приказ. С другой (как замечал в своих лекциях Н.И. Либан) при крещении выдавали крестильную рубаху. А новая рубаха — вещь очень нужная. Вот люди и шли креститься. Кто по два. А кто и по три раза. Разве ж можно было это проконтролировать?
Крестики наши предки часто воспринимали как обереги (их даже не всегда клали в могилу, хотя при этом не забывали про языческих идолов). Необходимо было провести большую просветительскую работу, чтобы люди стали мыслить по-христиански.
Стали переводить книги, строить школы, обучать людей грамоте. Так крещение послужило началом просвещения Руси. Именно началом, а не завершением, великих перемен, которые не завершились и сегодня.
Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.
«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же… Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», — написано о Владимире в «Повести временных лет».
Как князь Владимир крестил Русь и почему он пировал с богатырями?. Тамара Эйдельман. Лекторий. Прямая речь.
О Владимире Святом мы много знаем, но таких разных вещей, что они с трудом складываются в единую историю. Он и злодей, совершивший до крещения много дурных дел. Он и святой князь, который даже разбойников наказывать отказывался. Он и тот самый Владимир Красно Солнышко, который в былинах вечно пирует с богатырями. Можем ли мы понять, каким он был на самом деле?
Продолжительность урока — 45 минут.
О билетах
- Как купить билеты
1. Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте.
2. Выберите нужное мероприятие.
3. Выберите места, и нажмите кнопку «Купить».
4. На странице оплаты проведите необходимые действия для осуществления платежа. Время на оплату – 30 минут, по истечении заказ автоматически аннулируется. Билеты снова поступают в продажу.
Билеты будут храниться на сайте в вашем личном кабинете в разделе «Билеты/Заказы». - Какие способы оплаты возможны?
Мы принимаем к оплате российские банковские карты VISA, MasterCard, Maestro, МИР и
электронные кошельки ЮMoney и QIWI Wallet.
Оплата происходит с помощью защищенной платежной системы Platron. - Есть ли дополнительные сборы?
При покупке взимается комиссия платежной системы в размере 5% от стоимости покупки.
- Промокоды и скидки
Промокоды имеют разный номинал и действуют в течение указанного времени на определенную группу мероприятий или выборочно на отдельное событие.
Скидки по промокодам не суммируются. - Правила использования и возврата билета
1. Покажите электронный билет с экрана телефона или предъявите распечатанный билет для прохода на мероприятие.
2. Штрих-код, указанный на билете, действителен только для однократного прохода на мероприятие.
3. Проверка электронных билетов и проход на мероприятие осуществляются в соответствии с правилами, установленными организатором.
4. Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные на билетах.
5. «Прямая речь» оставляет за собой право в исключительных случаях вносить изменения в даты мероприятий, программы и состав лекторов.Запрос на возврат билетов осуществляется путем обращения покупателя по адресу электронной почты [email protected] с приложением бланков билетов, подлежащих возврату.
- Пользовательское соглашение сервиса
Вы можете ознакомиться на сайте с условиями оферты
- Поддержка пользователей
Обратитесь к нашим специалистам на почту: [email protected] или по телефону +7 (495) 542 88 06
Подробнее о видео
- В чем разница между видео и онлайн-трансляцией
Онлайн-трансляция – это показ события (лекции/курса) в режиме реального времени с места проведения. Для просмотра нужен интернет.
Видео – это запись онлайн-трансляции лекции или курса. - Как оплатить просмотр
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте
Окно регистрации появится при попытке посмотреть контент, либо нажмите на кнопку входа в личный кабинет.
Вы можете оплатить просмотр с помощью банковской карты или активировать промокод. Кнопки оплаты: Оплатить в корзине — для покупок нескольких видеозаписей событий. Оплатить сразу — для покупок только одной видеозаписи российской картой. Pay Stripe — для оплаты банковской картой иностранного банка - Где смотреть
После оплаты вам станет доступен просмотр видео:
– на странице мероприятия;
– в личном кабинете в разделе «Видео»;
– по персональной ссылке, которая придет на ваш email;
Одновременный доступ к просмотру видео с разных устройств по одной ссылке невозможен. - Сколько времени доступен просмотр
Период доступа к видео указан на странице события: от 30 до 60 дней с даты оплаты видео. После оплаты информация о сроке доступа отображается на странице оплаченного события и в личном кабинете.
- Не хотите смотреть сейчас? Смотрите позже Добавляйте в избранное все, что не хотите потерять. Из раздела «Избранное» в личном кабинете есть быстрый доступ к видео, которые вас заинтересовали.
- На каких устройствах смотреть
На вашем компьютере, планшете или мобильном устройстве в актуальном браузере без установки дополнительных плагинов.
Смотреть видео онлайн можно неограниченное количество раз.
В плеере трансляции доступны пауза и перемотка.
Запись лекции нельзя будет скачать или скопировать. - Как проверить качество
Мы рекомендуем перед оплатой просмотреть тестовое видео. Если оно проигрывается в хорошем качестве, то и с просмотром архива будет все в порядке.
- В каких странах работает
Видеосервис работает без географических ограничений.
- Пользовательское соглашение сервиса
Вы можете ознакомиться на сайте с условиями оферты
- Поддержка пользователей
Обратитесь к нашим специалистам на почту: [email protected] или по телефону +7 (495) 542 88 06
Читать онлайн «Крещение Руси и Владимир Святой», Сергей Алексеев – ЛитРес
Предисловие
Как во стольном городе во Киеве
у ласкового князя у Владимира
начиналось пированье, почестный пир,
да про всех князей, про всех бояр,
про всех сильных могучих богатырей…
Так веками помнил киевского князя Владимира Святославича русский народ. Помнил «ласкового», помнил Красное Солнышко, воспевая щедрость пиров и блеск богатырского двора. Не прошло и шести столетий после его правления, как громкое отчество князя заместилось в народной памяти иным, вероятно, более говорящим – Всеславич.
Превыше же всех прославила Владимира на земле Русская Церковь, добавив своею властью, но не своею, надо думать, волею к имени крестителя Руси не прозвище, но нечто большее – Святой. Крещение Руси – поворотный акт во всей ее истории, с чем согласны и недоброжелатели. И имя Владимира по справедливости оказалось навечно связано с этим величайшим событием.
Значение совершенного Владимиром для Руси трудно переоценить. Даже человек, чуждый христианства, не может не видеть – изменилось многое в самых основах общественного бытия. Распространяется письменность, и появляются первые книги. Рождается древнерусское зодчество, и возводятся первые монументальные соборы. Вырастают и твердо стоят первые города – не просто торговые поселки и дружинные базы, а подлинные города, крупные, населенные посадским людом.
Можно восторгаться непритязательной красой языческих капищ под открытым небом, простыми и прямыми нравами разбросанных по лесам и полям древнеславянских «градов и весей». Можно отрицать положительные стороны восприятия кириллической грамотности и включения Руси в семью народов христианской культуры (не следует разве что подменять подлинную историю подлогами и вымыслами в угоду своим теориям). Так или иначе, богов каждый выбирает себе сам. Но несомненно одно. При Владимире уходит родоплеменная старина, которая как ни суди, но для многих – «варварство». Рождается цивилизация. Дальше – кому что нравится.
Было и еще одно. Именно при Владимире из конгломерата десятков племен, разбросанных по просторам Восточной Европы и скрепленных военной силой киевских князей, выстраивается целостное, управляемое одной династией и сознающее себя единым целым государство. Пока только выстраивается – не Владимиром строиться начало, и не им закончено. Завершит работу уже Ярослав Владимирович Мудрый, создатель первых сводов писаного, единого для всей страны права.
Но княжение Владимира – чрезвычайно важный этап в создании того, что современная наука называет Киевской Русью, единого государственного прошлого русских, украинцев и белорусов. Каждый из этих трех народов обязан ему, каждый хранит память о нем не только в ученых трудах, но в самом народном предании. Это – наше общее.Владимир был не одинок в свою эпоху. Рядом с ним – другие монументальные фигуры, в истории соседних стран. Мешко в Польше, Иштван в Венгрии, Харальд в Дании, Олав в Норвегии. На исходе Х века от Рождества Христова христианство властно и победительно шагнуло на восток и север Европы. И в каждом государстве находился правитель, отдававшийся новой вере всей душою и вверявший ей души своих подданных. Менявший строй жизни, творивший из племенного королевства государство цивилизованное. Но у Владимира было и отличие. Те, к западу от русских границ, при всем величии своих подвигов предпочли присоединиться к могучему целому. Польша и Дания, Венгрия и Норвегия друг за другом входят в пространство латинской культуры средневекового Запада, обретая веру из Рима.
Перечень государственных побед Владимира долог. Но не только государство, сам человек в такие века стоит на рубеже эпох. Сам Владимир, родившийся на временном изломе, одной ногой стоял в старом – не до конца, так первое время. Главной победой его явилась победа над собой, над прошлым в себе. Победа эта едва ли теряет в наш столь непохожий (может быть) век актуальность для христианина, ежедневно борющегося с грехом. Только ли для христианина?..
Да, путь Владимира был неровен. Кому-то сам этот факт покажется странным. И в советские, и в нынешние годы находилось немало охотников (надо полагать, людей безгрешных и совершенных во всех отношениях) позлорадствовать по этому поводу. Удивительно ли, что это порождает подчас ответную, не более справедливую реакцию у тех, кому Владимир дорог именно как Владимир Святой? Возникает желание отрицать, замолчать. Но подвижники русского православия, составлявшие первые жизнеописания Владимира, не отрицали и не замалчивали. Они показали князя таким, каким он был. Для них – победа над собой имела ценность. Те, кому такая победа кажется оскорбительной для святости, святости не понимают.
История, разумеется, пишется по источникам. Мы покажем Владимира таким, каким он в них предстает. Источников же у нас не так много. Об эпохе Владимира больше, чем о нем самом. И степень достоверности имеющегося очень различна.
Источники
От времен Владимира Святославича не сохранилось подлинных документов, за исключением княжеских имен на первых монетах и нескольких отрывочных надписей, мало что говорящих нам о событиях тех лет. Впрочем, недавнее обнаружение при археологических раскопках в Новгороде фрагмента Псалтыри на вощеных дощечках, относящейся еще к началу XI века (древнейшая на сегодняшний день русская «книга»!), указывает на то, что при Владимире могли уже существовать и более пространные, литературные тексты. В качестве древнейшего памятника древнерусской литературы обычно вспоминают «Речь философа» – краткое изложение основ христианской веры и священной истории, адресованное будто бы именно Владимиру. Одна редакция «Речи» вошла в большинство русских летописей, другая, обрывающаяся вначале, сохранилась в единственном небольшом летописце XV столетия. Вполне возможно, что «Речь» действительно была написана для обучения князя христианству каким-нибудь южнославянским или даже уже русским книжником.
Что касается так называемого Церковного устава князя Владимира, который мог бы быть древнейшим памятником русского писаного права, то это – по утвердившемуся в науке мнению – документ не подлинный. Его написали, впрочем, не думая о «подделке» в нашем понимании. В Церкви бытовало устойчивое предание о привилегиях, дарованных некогда святым князем, и кто-то вознамерился воссоздать перечень этих привилегий. Получилось довольно убедительно, и Устав вошел во многие сводки церковного законодательства. Однако – повторим – к эпохе Владимира он (по крайней мере, большинство его редакций) имеет малое отношение.
Сомнительно и единственное относимое иногда к эпохе Владимира богословское сочинение – «Послание митрополита Леона об опресноках». Принадлежность его митрополиту по имени Леон особых сомнений не вызывает, но современником Владимира признают этого иерарха не многие специалисты. Тем не менее для отнесения этого труда к временам Владимира оснований больше. В любом случае написан он греком и на греческом языке. Даже славянский перевод его отсутствует.
Всего поколение спустя случившееся на памяти стариков крещение Руси описал митрополит Киевский Иларион, первый русский на митрополичьем престоле и первый древнерусский писатель. Однако его «Слово о Законе и Благодати» с «похвалой кагану нашему Владимиру» – не исторический труд. Иларион описывал хорошо известные события, не видя нужды вдаваться в подробности. Жаль для нас, поскольку его сведения, пусть риторически украшенные, практически свободны и от легендарных наслоений, и от разного рода временных искажений.
Русское летописание началось спустя десятилетия после кончины Владимира. Однако уже в первой половине XI века, при Ярославе Владимировиче Мудром, существовал в записанном виде свод сказаний о первых князьях-христианах – Ольге и Владимире. Из этого свода, перерабатывая его в соответствии со своими знаниями и представлениями, черпали сведения позднейшие летописцы. Основной объем доставшейся нам информации о Владимире содержался уже в Начальной летописи 70—80-х годов XI века. Авторы и редакторы знаменитой Повести временных лет в начале XII века дополнили его лишь немногими сохранившимися в народе или при дворе преданиями. Начальная летопись дошла до нас в составе Новгородской первой летописи младшего извода, а Повесть временных лет – как начальная часть Ипатьевской, Радзивилловской и Лаврентьевской летописей.
Из того же свода преданий, а также из устных рассказов современников черпал и Иаков Мних, живший в XI веке автор первого жизнеописания Владимира – «Памяти и похвалы». Сведения этого агиографа для нас особенно ценны. Над Иаковом еще не довлел летописный текст. Он пользовался теми сказаниями, которые легли в основу летописей, непосредственно. Именно Иаков сообщает, к примеру, точную дату вокняжения Владимира в Киеве, восходящую к современным ему записям киевских христиан. Его же сообщения о крещении Руси гораздо лучше согласуются с Иларионом и с иностранными свидетельствами, чем общеизвестная летописная легенда – историчная во многом, но не во всем. Иакову иногда приписывают и древнейшее краткое житие – однако оно скорее создано на основе Повести временных лет и церковных преданий уже в XII веке.
Естественно, что сообщают о Владимире и его времени жития других первых русских святых – княгини Ольги, сыновей Владимира князей-мучеников Бориса и Глеба, погибших в языческую пору его правления варягов-христиан Феодора и Иоанна. Новые, в том числе пространные, жития Владимира были созданы в XIII веке, когда наконец завершился долгий спор о причислении крестителя Руси к лику святых. Эти жития сообщают немало любопытных и ценных деталей – верное доказательство того, что устная память о князе еще не исчезла в среде духовенства и в знатных родах Руси.
Доказывают это и летописи начала XIII века, создававшиеся на северо-востоке Руси, во Владимиро-Суздальском княжестве, – Радзивилловская и Летописец Переславля-Суздальского, которым следует летописный свод начала XIV века, сохраненный Лаврентьевской летописью. Радзивилловская и Лаврентьевская летописи включают целиком текст Повести временных лет в редакции игумена Сильвестра, созданной в 1116 году. Но и в них, и в Переславльском летописце также имеется ряд рассказов и деталей, отсутствующих в более ранних памятниках. Более того, такие детали встречаются еще и в сочинениях XV века, созданных уже после разорительного монгольского нашествия и после создания Московского государства. Впрочем, это предания уже не боярские, придворные, а скорее чисто церковные.
В XVI же веке на страницы летописей решительно, хоть на первый взгляд и отрывочно вступают простонародные предания и былины. Здесь для историка много ценного материала по вопросу о том, каким помнили Владимира в народной толще. Но материала по эпохе самого князя гораздо меньше. Народный эпос свободно смещает временные пласты, создавая вневременной, фантастический мир древних героев. Так, «храбр» начала XIII столетия Александр Попович оказывается современником и сподвижником святого князя, а богатыри Владимира сражаются не только против печенегов, но и против пришедших к границам Руси спустя целый век половцев. К тому же поздние летописцы, склонные уже к более свободному литературному творчеству, не менее вольно заполняют пробелы в источниках собственными домыслами. Так что работа с ними – труд кропотливый и не допускающий скоропалительных суждений.
О том, какие ловушки для историка и тем более для непрофессионального читателя скрывает позднее летописание, свидетельствует история так называемой Иоакимовской летописи. Это сочинение (на самом деле не летопись, а сказание о ранней истории Руси и ее обращении в христианство) сохранилось только в окончательной редакции «Истории Российской» В.Н. Татищева, виднейшего русского историка XVIII века. Кое-кто и сейчас допускает, что Иоакимовская летопись – подлинные записки Иоакима, первого епископа Новгородского и современника князя Владимира. Однако автор с первых строк отнюдь не выдает себя за Иоакима, а лишь ссылается на него как на осведомленный источник. Среди специалистов-историков особых разногласий нет – «летопись» по языку и содержанию является памятником второй половины XVII или даже первой половины XVIII века. Её составитель использовал как русские, так и печатные польские и немецкие источники того времени. Причем среди русских источников за записи Иоакима «летописец» принял нечто намного более позднее. Достаточно сказать, что крещение Руси связывается нашим Псевдо-Иоакимом с именем болгарского царя Симеона, каковой почил за полвека до этого события.
Историки много спорят об источниках и степени достоверности Иоакимовской летописи. Спорят и о творческом вкладе самого В.Н. Татищева. Вклад этот несомненен – текст летописи в черновой и беловой рукописях Татищева не совпадает. Под пером историка появились новые, более «литературные» обороты и целые фразы. Однако в советские годы господствовало признание Иоакимовской летописи – единственного источника, нарисовавшего картину крещения Новгорода «огнем и мечом». При этом не обращалось много внимания на показания самого Татищева о происхождении «летописи».
После написания первоначального текста первого тома «Истории» Татищев пришел к выводу, что Несторова летопись «полной и ясной древней истории» обеспечить не может, и стал искать дополнительные источники. Среди тех, к кому он обратился за помощью, был его свойственник, архимандрит Мельхиседек Борщов. Через некоторое время Борщов прислал Татищеву письмо, в котором поведал о «монахе Вениамине, которой о собрании русской истории трудится, по многим монастырям и домам ездя». Тот «немало книг русских и польских собрал» и, неохотно сдавшись на уговоры Борщова, подарил ему один текст. Это и был утерянный ныне оригинал Иоакимовской «летописи». История, рассказанная Борщовым, не вызывала бы сомнений, но сам Татищев выдает подлинного автора с головой. «Вениамин монах, – замечает историк в примечании к письму Борщова, – токмо для закрытия вымышлен».
Иными словами, единственным поставщиком «летописи» и ее очевидным автором являлся сам Борщов. Татищев отнесся к полученному сочинению соответственно. Он почти совсем не прибегал к нему в новой редакции тома и только привел текст почти целиком в источниковом обзоре. При этом Татищев отметил, что составлена «летопись» с использованием поздних польских хроник. Таким образом, прав был первый критик Псевдо-Иоакима, знаменитый русский историк начала XIX века Н.М. Карамзин: сам Татищев «не мыслил обманывать». Иоакимовская летопись, к созданию которой он невольно побудил Борщова, была для него ценна лишь как способ изложения своих «догадок». На время – пока, в чем был уверен Татищев, не отыщется «полнейшая история». Другое дело, что и в XVIII, и в ХХ веках нашлось немало охотников обмануться.
Возможно, впрочем, что при создании своей «летописи» Борщов использовал в том числе и недошедшие до нас источники, среди них и довольно древние (скажем, новгородские сказания XIII–XV веков). Однако разбираться в этом – труд длительный и кропотливый. Далее мы попытаемся рассмотреть, есть ли в уникальных свидетельствах Иоакимовской летописи (особенно в рассказе о крещении Новгорода) хоть какое-то историческое зерно. Сейчас отметим одно – даже источники ее не могут восходить к Х веку. Это не записки современника, а поздний памятник, почти мистификация. И хороший пример того, с какой осторожностью следует относиться к историческим сочинениям позднейших эпох, особенно тогда, когда их подлинные источники мы установить не в силах. Потому и говорилось об этом столь подробно.
О Владимире немало повествуется в иностранных хрониках. Прежде всего, это хроники немецкие. Две великие европейские державы того времени, Священная Римская империя и Русь, находились в тесных дипломатических связях. В Германии внимательно следили за происходящим на востоке Европы. Западная церковь отправляла туда своих миссионеров – другое дело, что они не слишком преуспели. Основной массой свидетельств современников о Владимире мы обязаны именно немецким хронистам и церковным писателям. Западная и Восточная церкви в ту пору еще не порвали друг с другом, и свидетельства «западных» о Руси и ее крестителе подчас весьма доброжелательны.
Любопытные, хотя сильно искаженные свидетельства о Владимире сохранились у историков мусульманского мира. Они, помимо прочего, однозначно подтверждают достоверность русского летописного рассказа о выборе вер – правда, вопреки ясной исторической истине и всем другим источникам, решают исход этого выбора в пользу ислама. Зато труды арабских хронистов-христиан не только излагают события верно, но и существенно дополняют скупые замечания византийских писателей и легендарное повествование русской летописи.
Парадоксально, но факт – среди византийских источников о Руси Владимира повествуют очень и очень немногие. Вскользь упоминаются лишь отдельные факты русско-византийских отношений. И это во времена крещения Руси, как будто важнейшего для этих отношений события! Сам Владимир упоминается только четырежды в двух византийских хрониках XI–XII веков. Причем в половине случаев лишь при описании событий после своей смерти, в связи с деяниями наследников. Уже в позднее Средневековье, в канун османского завоевания Византии, какой-то греческий писатель на основе русских летописей и житий составил сказание о крещении Руси. Там Владимир, разумеется, фигурировал. Но ценность этого обильного на ошибки и путаницу памятника как самостоятельного источника стремится к нулю. Похоже, что, дав Руси христианство, Византия сама не оценила значимости этого события. О том, почему так произошло, еще пойдет речь. Здесь же хотелось бы отметить, что важность византийских свидетельств, пусть отрывочных, все равно очень велика. Как бы то ни было, они опираются на прочную базу записанных показаний современников, способны поправить ошибки и заполнить пробелы русских летописей.
Наконец, в нашем распоряжении есть скандинавские саги. Материал благодатный в том смысле, что позволяет увидеть события так, как видели их сами люди Средневековья. Во всех деталях, в живых красках и речах. Однако записывались саги, даже самые древние, спустя века после кончины Владимира. Уже то, что его имя и вообще сведения о родословии русских князей сохранились в сагах, указывает на их общую достоверность. Но о поздней записи саг, о веках устного предания за любым саговым текстом следует помнить всегда, когда мы читаем их живописные свидетельства. В целом же саги и другие скандинавские памятники – источник по истории Руси ценнейший. Связи между соседями через Балтику были весьма тесны, и влияние Руси на норманнов было не меньшим, а то и большим, чем воздействие самих северных мореходов на Русь. Имя же Владимира оказалось в исторической памяти скандинавов неразрывно связано с его современником, крестителем Норвегии Олавом I. Разные версии «Саги об Олаве Трюггвасоне» и есть основной скандинавский источник о временах русского князя.
При таком состоянии источников неудивительно, что изложение эпохи Владимира порою переходит в разгадывание исторических головоломок. Что же, занятие это увлекательное и полезное для любого читателя, любящего историю. Поэтому не станем избегать и этого, по необходимости. Пусть читатель вместе с автором и сам судит, какие из расходящихся подчас довольно далеко исторических версий выглядят более убедительно и достоверно.
Итак, вот источники наших знаний о Владимире и его времени. Ниже указываются использованные автором их издания. Все цитаты даются по этим изданиям. Древнерусские тексты везде даются в переводе автора этой книги.
Полное собрание русских летописей:
Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997.
Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1998.
Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000.
Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. М., 2000.
Т. 6. Вып. 1. Софийская первая летопись старшего извода. М., 2000.
Т. 15. Рогожская летопись. Тверской сборник. М., 2000.
Т. 27. Сокращенный летописный свод 1495 года. М., 1962.
Т. 38. Радзивилловская летопись. Л., 1989.
Т. 41. Летописец Переяславля-Суздальского. М., 1995.
Т. 42. Новгородско-Карамзинская летопись. М., 2002.
Татищев В.Н. История Российская. Т. 1–2, 4. М., 1994–1995.
Древнерусские княжеские жития. М., 2001.
Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008.
Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006.
Слово о Законе и Благодати // Памятники литературы Древней Руси. Т. 12. М., 1994.
Бенешевич В.Н. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 2. Пг., 1920.
Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976.
Высоцкий С.А. Древнерусские граффити Софии Киевской. Вып. 1. Киев, 1966.
Зализняк А.А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 г. // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Любляна, 2003 г. Доклады российской делегации. М., 2003. С. 190–212.
Сотникова М.П. Древнейшие русские монеты X–XI вв. М., 1995.
Ioannes Scylitzae Synopsis historiarum. Berlin – New York, 1973 (научное издание текста «Обзора историй» Иоанна Скилицы).
Ioannis Zonarae Epitome historiarum. Bonnae, 1897 (научное издание текста «Краткой истории» Иоанна Зонары).
Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. Т. 2. М., 2009.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и комм. А.В. Назаренко. М., 2010.
Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1993. Серия «Древнейшие источники по истории народов Восточной Европы» (ДИ).
Свердлов М.Б. Латиноязычные средневековые источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. 1–3. М.—Л., 1989–1990.
Щавелева Н.В. Польские латиноязычные средневековые источники. М., 1990. (ДИ).
Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. М., 2004. (ДИ).
Глазырина Т.В. Сага об Ингваре Путешественнике. М., 2002. (ДИ).
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Т. 1. М., 1993. (ДИ).
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009.
Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 2001. (ДИ).
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 3. Восточные источники / Сост. Т.М. Калинина, И.Г. Коновалова, В.Я. Петрухин. М., 2009.
Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о народах Восточной Европы. Вып. 1–2. М., 1964–1967.
Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X–XI вв. М., 1963.
Духовная защита войны? Патриарх Путина пытается
В хрустящих оливково-зеленых одеждах и высоком белом головном уборе с вышитым мрачным ликом Иисуса глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл обратился к верующим из богато украшенного собора на 10 000 мест в Москва.
В течение нескольких недель религиозные лидеры по всему миру умоляли бородатого патриарха высказаться против российского вторжения в Украину. Но в еженедельных проповедях, которые транслируются в прямом эфире российского телевидения, 75-летний Кирилл делает прямо противоположное, изображая войну как апокалиптическую битву против злых сил, стремящихся разрушить данное Богом единство Святой Руси.
За день до похода русских на Украину он поздравил русских солдат как защитников отечества и сказал, что у них «не может быть никаких сомнений в том, что они выбрали очень правильный путь в своей жизни ». Менее чем через две недели после начала вторжения он охарактеризовал конфликт как имеющий «метафизическое значение» и предупредил свою паству, что цена входа в счастливый мир западного потребления и свободы столь же проста, сколь и ужасна: согласиться на владение гей-парады .
«Мы говорим о чем-то другом и гораздо более важном, чем политика», — сказал он. «Мы говорим о спасении человека».
На прошлой неделе патриарх сказал, что это «истина Божья», что народы России, Украины и Беларуси имеют общее духовное и национальное наследие и должны быть едины как один народ — прямое эхо защиты президента России Владимира Путина войны .
«Кто-то должен молиться за наш единый народ», — сказал Кирилл, держа в руках позолоченный посох, символизирующий его роль духовного пастыря более 90 миллионов членов его церкви. «Кто-то должен защищать Божью истину о том, что мы на самом деле один народ».
В тот же день украинские власти обвинили российские войска в бомбардировке художественной школы, где укрылись более 400 человек.
В стране, где более 71% населения идентифицируют себя как православные, Кирилл является влиятельным религиозным и политическим деятелем, который в своих частых публичных заявлениях последовательно отказывается признавать разрушения, разрушения и растущее число жертв войны.
«Он живет в параллельной вселенной», — сказал профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Георг Михелс, специализирующийся на истории России и Украины. «Он описывает нынешнюю ситуацию на Украине как оборону россиян от иностранного вторжения, а не как украинцев, борющихся за демократию и свою жизнь против российского самодержавия».
Президент России Владимир Путин (слева) поздравляет Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла с 11-летием интронизации в Москве в феврале 2020 года.
(Алексей Дружинин/Sputnik)
Эксперты считают Кирилла сложной фигурой в российской политике: умной, харизматичной и амбициозной. Он поднялся в рядах Русской православной церкви в советский период, когда коммунистическое правительство рассматривало религию как архаичный пережиток угнетения, и стал первым патриархом Русской православной церкви, встретившимся с папой-католиком почти за 1000 лет. Также ходят слухи, что он был связан с КГБ, главным аппаратом безопасности бывшего Советского Союза.
«Честно говоря, чтобы стать церковным лидером в Советском Союзе и добиться чего-либо в то время, нужно было быть связанным с КГБ, — сказал Михелс.
Кирилл спровоцировал скандал через несколько лет после того, как стал патриархом, когда его сфотографировали в часах за 30 000 долларов , которые впоследствии были отфотошоплены из официального изображения, выпущенного церковью. (На снимке видно отражение часов.)
Он и Путин давно близкие союзники. Кирилл однажды назвал первые 12 лет правления Путина «чудом Божьим». Путин рассказал, что отец Кирилла, работавший священником в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), тайно крестил его в 1952. Двое мужчин часто появляются вместе на публике: на пасхальных службах, в монастырях и в местах паломничества.
В последние годы Путин все чаще подчеркивал собственную религиозность: носил серебряный крест на шее, целовал иконы и лихо погружался в ледяные воды озера перед телекамерами. Ледяное купание было наглой демонстрацией мужественности и православным ритуалом, приуроченным к празднику Богоявления.
Но является ли это настоящим духовным пробуждением Путина или политическим театром, сказать трудно.
«Он считает, что религия помогает русским гордиться своей идентичностью», — сказал Джон П. Берджесс, профессор богословия Питтсбургской духовной семинарии и автор книги «Святая Русь: возрождение православия в новой России». «Когда Путин совершает паломничество по основным православным святыням России и поощряет их восстановление, он говорит: «Это то, чем мы можем гордиться; это красиво и исторически».
Путин и Кирилл также разделяют националистическую идеологию, которая, по их мнению, оправдывает войну в Украине.
По их мнению, происхождение России и Русской православной церкви датируется 988 годом. Именно тогда Владимир I, правитель Киевской Руси, в которую входили части современной Украины и России, обратился в восточное православие.
«В том, как разворачивается этот нарратив, есть органическая целостность отношений русского и украинского народов, и если украинцы видят это по-другому, то только потому, что их сбил с пути и развратил Запад», — сказала Виктория Смолькина. , исследователь коммунизма и холодной войны в Уэслианском университете.
Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл принимает участие в богослужении в Бухаресте, Румыния, в октябре 2017 года. ; это восстановление естественных отношений между двумя странами.
— Им нужно спасение, — сказал Смолкин. «Не только украинцев, но и самих себя. Они видят свою миссию в установлении единства».
Раскол между двумя странами не только геополитический; это разыгрывалось и в церкви. Более 300 лет Украинская Православная Церковь была официально связана с Русской Православной Церковью и находилась под надзором Московского патриарха, но это уже не так. В 2019 году Константинопольский патриарх разрешил Украинской православной церкви отделиться от Москвы и стать автономией. Поскольку по состоянию на 2015 год 78% украинцев идентифицировали себя как православных, это сократило паству Кирилла на одну треть.
— Это было большое и значимое событие, — сказал Смолкин.
Кирилл отказался признать, что за расколом стоят православные христиане Украины, и в проповеди 13 марта обвинил в расколе политическое давление внешних сил.
«Нужно помнить, что все мы принадлежим к Единой Святой Соборной Апостольской Церкви — той же церкви, что и в Москве, и в Киеве», — сказал он. «И дай Бог всем нам сохранить единство, невзирая ни на какое внешнее давление и ни на какие чуждые церкви усилия разрушить духовное единство наших народов».
На протяжении десятилетий российские церковные лидеры сотрудничали с правительством для продвижения интересов церкви, сказал Стивен Баталден, почетный профессор истории Аризонского государственного университета. Но теперь это молчаливое quid quo pro подвергается новым испытаниям, поскольку российское государство участвует в том, что США объявили военными преступлениями, совершенными Путиным против Украины.
«Кириллу катастрофически не удалось защитить целостность Русской православной церкви, и это имеет всевозможные последствия для раскола церкви», — сказал Батальден.
В первые дни после вторжения некоторые православные приходы в Украине перестали поминать Московского патриарха в своих молитвах во время богослужений, открыто пренебрегая его властью. А некоторые русские православные церкви в других странах осуждают Московский патриархат или вообще разрывают связи.
«Чем больше церквей и религиозных связей теряет Московский патриархат, тем слабее его претензии в так называемом русском мире», — сказал Смолкин.
Однако неясно, сколько сил у Кирилла есть, чтобы осудить войну. Почти 300 православных священников в России подписали открытое письмо с призывом к миру, но это малая часть из 35 000 священников.
«Я думаю, есть все признаки того, что интересы Кирилла и Путина пересекаются, но также трудно представить, что Кирилл занимает другую позицию, чем Кремль», — сказал Смолкин.
Соединенные Штаты и другие западные страны также видели связи между политическими и религиозными лидерами. Во время правления Франсиско Франко в Испании Римско-католическая церковь получила юридический статус и другие финансовые льготы в сговоре с фашистской диктатурой. Евангелист Билли Грэм был другом и советником процессии президентов США. Когда президент Трамп был у власти, евангелисты лидеров возложили на него руки, чтобы помолиться. Но эксперты говорят, что отношения между Путиным и Кириллом разные.
«В политике США религиозные институты очень важны, но они являются автономными действующими лицами. Они сами могут лоббировать и вести переговоры», — сказал Смолкин. «Трудно рассматривать Русскую Православную Церковь как полностью автономного актора, независимого от российского государства».
И все же, считают ученые, США не застрахованы от религиозных и политических идеологий, которые Путин и Кирилл используют для оправдания войны. По словам Баталдена, оба мужчины изображают из себя защитников традиционных христианских ценностей от эксцессов аморального и декадентского Запада, символом которого являются гей-парады, однополые браки и феминизм.
«Правые политики в Америке, которые манипулируют этими же вопросами в своих интересах, поют из того же хора, что Владимир Путин и Кирилл», — сказал он.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА — 8 января 2023 г.
Праздник Крещения Господня отмечается ежегодно. Он выпадает на воскресенье после 6 января, поэтому в этом году эта дата — 8 января. Он посвящен крещению Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Он также известен как «Теофания». Это событие представляет собой особый праздник, отмечаемый в Римско-католической церкви, англиканской или епископальной церкви, а также в Восточной православной церкви. Верующим предлагается подумать не только о крещении Господа Иисуса, но и о своем собственном крещении.
История Крещения Господня
Крещение не является исключительно христианским — месопотамская, египетская и восточная религии практиковали формы крещения в древности. Это центральный религиозный обряд в индуизме, различных коренных американских народах и иудаизме. Различные виды омовения и очищения водой практикуются почти во всех других религиях мира, включая ислам, буддизм и синтоизм. Это центральный религиозный обряд в индуизме, различных коренных американских народах и иудаизме.
Крещение Господне увековечивает крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем в начале Его служения. Хотя изначально это было одно из трех евангельских событий, отмеченных Богоявлением, праздник Крещения Господня был объявлен отдельным от двух других событий — пришествия волхвов и венчания в Кане. Это было сделано в 1955 году тогдашним папой Пием XII.
Этот праздник завершает цикл Рождества в римско-католическом календаре. Праздник Крещения Господня считается одним из важнейших христианских праздников, его хорошо знают и ждут с нетерпением. Это рассматривается как Бог, открывающий Себя человеку, когда люди отождествляют себя с Иисусом. Это напоминает верующим, что так же, как Иисус перешел из вод крещения в служение, они должны двигаться как Его ученики в своей жизни. В праздник Крещения Господня они возвращаются к своей христианской идентичности. Воскресная школа и церковные уроки подготовлены на эту тему, чтобы помочь прихожанам в этом.
Хронология Крещения Господня
30 г. н.э.
Крещение Иисуса
Иоанн крестит Иисуса в Вифании на восточном берегу реки Иордан, недалеко от Иерихона.
1955
Учреждено как отдельное празднование
Крещение Господне теперь отмечается отдельно от трех других празднований Богоявления.
1960
Римско-католическое усыновление
Праздник принят для всеобщего празднования по римскому календарю в 1960 и зафиксировано 13 января.
Август 2019
Массовые крещения
В России православная церковь совершает массовые крещения в реках, чтобы прославить христианство в стране.
Крещение Господне
Часто задаваемые вопросы sЧто означает крещение Господне?
Праздник Крещения Господня знаменует смерть и воскресение Христа и верующего. Он также исследует послушание Слову Божьему.
Что верно в отношении Крещения Господня?
Хотя христианство уделяет больше внимания крещению, чем другие религии, эта практика не уникальна для христианства. То, как это практикуется церковью, зависит от веры, и разные деноминации имеют разные ритуалы крещения.
Когда было написано Крещение Господне?
Пожалуй, самая успешная картина Крещения Господня была написана Бартоломе Эстебаном Мурильо. Картина была завершена в 1655 году и относится к группе произведений, изображающих жизнь Иоанна Крестителя.
Как отпраздновать Крещение Господне
Принять крещение
Это лучший способ отпраздновать праздник Крещения Господня. Посвятите себя и подготовьтесь к крещению, чтобы отметить праздник. Эта подготовка должна была произойти незадолго до января.
Изучайте интересные традиции крещения
Различные источники информации описывают различные виды традиций крещения. Потратьте время на их изучение и расскажите родным и друзьям о наиболее интересных.
Поощряйте людей
Поощряйте людей, заинтересованных в крещении, делать это, а затем документируйте их путешествие, чтобы вдохновлять других. Иногда люди, особенно интроверты, нуждаются в поощрении, чтобы делать то, о чем они думали.
5 вещей, которые вы должны знать о крещении
Незаконно крестить
В странах, где проповедь Евангелия незаконна, крещение также запрещено.
Крещение не всегда происходит в церкви
Крестят в реках, озерах, бассейнах и даже ваннах, а не только церковных зданиях.
Экстренное крещение
В католической церкви экстренное крещение может совершаться мирянами, а любой член общины может крестить в харизматических кругах.
Валлийское крещение
В Уэльсе при крещении ребенка частично погружают в святую воду, и если ребенок держит голову над водой, его или ее ждет долгая жизнь.
Крещение больше не понимают должным образом
В опросе 2013 года в США большинство людей признались, что не понимают крещения.
Почему важно Крещение Господне
Напоминает нам, что крещение драгоценно
Крещение считается одним из самых драгоценных таинств. Это привилегия, которой не следует заниматься легкомысленно.
Это побуждает нас отстаивать то, во что мы верим
Новый Завет дает людям заповедь креститься. Если мы исповедуем веру, нам нужно твердо стоять на своем и делать то, что говорит Библия, а для этого требуется мужество.
Это напоминает нам о том, что означает крещение
Слова таинства крещения напоминают нам, что мы крещены во Христа и можем следовать Его примеру здесь, на земле. Это большое поощрение.
Даты Крещения Господня
Год | Date | Day |
---|---|---|
2023 | January 8 | Sunday |
2024 | January 7 | Sunday |
2025 | January 12 | Sunday |
2026 | 11 января | Воскресенье |
2027 | 10 января | Воскресенье |
Информация о крещении | Монастырь Святых Архангелов
Свято-Архангельский монастырь
Русская Православная Церковь Заграницей
House Springs, MO
Информация о Крещении
Младенцы и дети
- Перед назначением крещения требуется личная встреча со священником.
Родители: По крайней мере, один из родителей ребенка, подлежащего крещению, должен быть практикующим православным христианином с хорошей репутацией, регулярно посещающим службы и намеревающимся воспитать ребенка в вере.
Крестные родители: При крещении в православной церкви у них должен быть хотя бы один спонсор (крестный родитель) того же пола, что и ребенок. У них также может быть спонсор противоположного пола, но оба спонсора должны быть православными христианами. Вы должны выбрать для своего ребенка покровителя, который был бы благочестив, и который мог бы, при необходимости, воспитать вашего ребенка в Вере, если это стало необходимо в связи со смертью или неспособностью православного родителя (родителей).
Крестильным крестом для ребенка обычно занимается спонсор.
Вы можете принести специально украшенные свечи для спонсора(ов), но в противном случае их предоставит приход.
При подготовке к крещению вам понадобится простая одежда, которую можно будет легко снять перед тем, как ребенка окунут в купель для крещения. Перед этим священнику нужно будет помазать ребенка елеем, при этом одежда должна быть свободной на шее, а на ребенке не должно быть ни обуви, ни носков.
Если ребенок младенец, то фактическое погружение будет производиться без какой-либо одежды, но нужно будет иметь под рукой пеленку, чтобы одеть ребенка, как только он высохнет, а затем сухой бой, который также не подходит плотно вокруг шеи, а ребенок должен оставаться босиком. В приходе есть полотенца, которыми можно вытирать ребенка.
Дети старшего возраста должны быть одеты в шорты и футболку перед погружением, а затем иметь сухую сменную одежду, не застегнутую на шее, и оставаться босиком.
Крестильное одеяние и нательный крестик надевает на ребенка священник.
Поговорите со священником о крестильных одеждах, даже если вы планируете сделать их сами, чтобы мы могли быть уверены, что они будут соответствовать православной традиции. Крестильные платья для младенцев можно купить во многих универмагах. Просто убедитесь, что вы надели белую одежду и что ноги можно легко достать, когда придет время их помазать.
Дата и время Крещения должны быть обговорены со священником как можно раньше.
Как и в случае любого Таинства, за эту услугу плата не взимается. Если вы хотите сделать пожертвование, добро пожаловать, и это приветствуется!
Форма соглашения о крещении
Крещение взрослых
Взрослые крестятся после первого оглашения. Продолжительность оглашения зависит от того, насколько они уже знают о Православной Вере, и решение о том, когда они будут крещены, принимается только со священником, и только тогда, когда оба человека уверены, что крестящийся готов продолжить.
Крестные родители: Лицо, которое должно креститься, должно иметь хотя бы одного спонсора (крестного родителя) того же пола. У них также может быть спонсор противоположного пола, но оба спонсора должны быть православными христианами. Это следует обсудить со священником.
Поручитель обычно предоставляет крестильный крест, но если у человека уже есть крест, который он хочет использовать, это приемлемо.
Перед Крещением совершается прижизненная исповедь. Это следует обсудить со священником заранее.
Вы можете принести специально украшенные свечи для спонсора(ов) и крестящегося (по одной на каждого), но в противном случае их предоставит приход.
Крестящийся перед погружением должен быть одет в шорты и футболку, босиком, иметь сухую сменную одежду, не застегнутую на шее, и оставаться босиком. В приходе есть банные полотенца для сушки.
Крестильное одеяние и нательный крест надеваются священником.
Поговорите со священником о крестильных одеждах, даже если вы планируете сделать их сами, чтобы мы могли быть уверены, что они будут соответствовать православной традиции.
Как и при любом таинстве, за эту услугу плата не взимается.