Кавказский Узел | Канжальская битва
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ночное сражение 1708 года у горы Канжал в верховьях реки Малки, в ходе которого черкесы под предводительством князя Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея, состоявшим из турок и крымских татар. По мнению российских ученых, битва у горы Канжал «имеет важнейшее значение в национальной истории кабардинцев, балкарцев и осетин» 1.
Исторические документы
Круг известных на сей день и введенных в научный оборот исторических источников, содержащих сведения о Канжальской битве, сравнительно невелик. О победе кабардинцев над крымским ханом 1708 года писали османские авторы Сейид Риза и Мехмет Фундуклу, современники-европейцы Э. Кемпфер, К.Главани, М.Гербер и А. де ла Мотрэ, молдавские господари Михайло Раковица и Дмитрий Кантемир, кабардинский князь Татархан Бекмурзович и ряд других. Свидетельства этих авторов отчасти согласуются между собой, отчасти — сильно расходятся 2.
«Крымский хан … хотел обязать провинцию Кабарта, самую значительную из всех, давать ему большее число рабов, чем было установлено. Народ взялся за оружие, произошло кровопролитное сражение, татары были разбиты наголову, сам хан едва успел спастись и потерял свои сапоги; в битве легло более 5000 татар, в том числе многие мирзы или дворяне» 3.
Расхождения в цифрах
Основное расхождение связано с количеством «крымских» сил: называют от 20 до 100 тысяч войска. Критики сходятся на том, что даже 30 000 конных «крымцев» не могли бы разместиться в данном месте из-за ландшафта, а их и их лошадей надо было еще чем-то кормить.
Соответственно запутаны и данные о потерях, которые составили подавляющую часть ханской армии. Так, современник битвы кабардинский князь Татархан Бекмурзович писал: «А побито войска у крымцев одиннадцать тысяч. Сам хан ушел в одном кафтане с малыми людьми, а иные без бою с гор убивались. Солтана [наследника-калгу] взяли в плен и многих их мурз и простых крымцев, четыре тысячи коней и панцырей множество, 14 пушек, 5 бомб, много пищалей и всю их пороховую взяли. И шатры, которые у них, все взяты» 4.
В письме кабардинских князей астраханскому губернатору утверждается, что «… в жизнь покойного Кургука бека наши кабардинцы с отчаянием своего живота и со всею ревностью сорок тысяч крымского войска, встретя при горе Канжал… получе совершенную победу оное предали посечению» 5.
Ход битвы
Большая часть источников сходится в том, что исход Канжальской битвы и всего похода крымского войска в Кабарду был решен внезапным ночным нападением кабардинцев, вызвавшим панику и резню татар 6. Якобы кабардинцы усыпили внимание крымцев изъявлениями покорности и затем внезапно напали на лагерь при Канжале. После этого, видимо, и велось в течение некоторого времени преследование и уничтожение остатков крымского войска 7.
Народные предания, записанные Шорой Ногмовым 8, рассказывают о применении кабардинцами военной хитрости — о направлении на крымский лагерь 300 ослов с подожженными вязанками сена на спинах. Современные историки предпочитают не заострять внимание на этом полумифическом эпизоде, причем отнюдь не из недоверия к кабардинскому преданию, а потому, что ночная паника татар, вызванная стадом ослов с горящим сеном, мало вписывается в героическую картину эпической битвы кабардинцев с десятикратно превосходящим противником.
Политическое значение
Большая Кабарда во второй половине XVII века была разделена между тремя братьями, ставшими патриархами трёх (позднее четырёх) княжеских домов. На протяжении XVI-XVII вв. крымские ханы брали с Кабарды дань людьми, лошадьми, доспехами и оружием. Также кабардинские князья регулярно давали Крыму аманатов-заложников 9.
Таким образом, война уменьшила зависимость Кабарды от Крымского ханства, подорвав военную мощь последнего. Однако, зависимость осталась, ведь за ближайшее десятилетие после Канжальской битвы источники отразили целый ряд случаев выплаты кабардинцами дани и выдачи аманатов в Крым 10.
Для черкесов, кабардинцев и других адыгоязычных народов оно является одним из символов национального героизма. Тюркские народы — включая балкарцев — негативно относятся к этой теме: среди них распространен лозунг «Канжальской битвы не было». Есть и третья версия — что сражение было эпизодом феодальной войны, а не национально-освободительной. Ее сторонники указывают, что черкесы воевали по обе стороны конфликта 11.
Примечания
- РАН о Канжальской битве: «В отношении ее достоверности нет никаких сомнений» // ИАА Натпресс, 18 февраля 2014 года
- Некоторые аспекты Кабардинско-крымской войны 1707-1708 гг. // Канжальская битва и политическая история Кабарды первой половины XVIII века. Нальчик, 2008.
- Ксаверио Главани, Описание Черкесии. 1724 год
- Рыжов К. В. Гиреи // Все монархи мира. Мусульманский Восток. XV-XX вв.. — М.: «Вече», 2004
- В.Сокуров, “Канжальская битва и её отражение в кабардинском фольклоре”, опубликована в сборнике «Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения»
- Остахов А.А. Тактика полевых сражений у черкесов (XVII–XIX вв.) // Археология и этнология Северного Кавказа: Сборник научных трудов. ‒ Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. ‒ Вып. 5. ‒ С. 71-78.
- Освобождение Кабарды от крымско-турецкой зависимости (1670–1708 гг.) // Сайт «Научного Общества Кавказоведов», 15 ноября 2012 года
- Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1994
- Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы социально-политической истории // Сост. к. и. н. А. С. Мирзоев. – Нальчик: ООО «Печатный двор», 2015.
- Некоторые аспекты Кабардинско-крымской войны 1707-1708 гг. // Канжальская битва и политическая история Кабарды первой половины XVIII века. Нальчик, 2008. С. 175-185.
- Горы и предубеждения// “Коммерсант”, 19 сентября 2018 года
Канжальская битва, дубль два
На Северном Кавказе событием недели стала стычка кабардинских и балкарских активистов у селения Кенделен. В срочном порядке к селению были стянуты силы Нацгвардии республики и соседних субъектов: Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии и Чечни. Между силовиками и активистами произошли столкновения. Около сорока участников беспорядков были задержаны, большинство из них получили административные аресты. В прессе появилось множество версий о причинах этих событий.
По публикациям в прессе причиной конфликта послужил запрет жителей балкарского Кенделена на проезд через селение кабардинской конной группы к горе Канжал, в память о 310-летии Канжальской битвы.
Собственно, запрет был излишним, потому что конная группа изначально проложила маршрут в обход селения, и в Кенделене не могли об этом не знать. Но тем не менее каким-то странным образом это заявление о запрете было донесено до соседнего кабардинского села Зеюково, и вскоре оттуда к окраине Кенделена поднялась группа возмущенных людей, всего около 200 человек. К эпицентру событий быстро подтянулись силовики…
Формальная мотивация скандала – различное отношение сторон к битве начала XVIII века. В 1708 году у горы Канжал произошло ночное сражение, в ходе которого черкесы под предводительством князя-валия Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея, состоявшим из турок и крымских татар.
По словам черкесского общественника Аслана Бешто, в этой истории нет ничего обидного для балкарцев, тем более что они считают себя потомками алан, а не крымских татар. Каждый год в России происходят десятки подобных действий, военных реконструкций – на Куликовом или Бородинском поле и во многих других местах, и никого никогда они не возмущали, не оскорбляли. На самом деле, убежден Аслан Бешто, и в республике это действие никого не возмутило. На его взгляд, жители Кенделена наложили запрет не на памятное мероприятие. Это демонстративный запрет на проезд к Зольским общественным пастбищам, в центре которых находится гора Канжал, говорит Аслан Бешто:
«Ситуация на самом деле намного серьезнее. Лет десять назад возник конфликт вокруг земель отгонного животноводства. Они примыкают к трем балкарским селениям: Кенделен, Кичмалка и Хабаз. По этой причине, считают они, все эти земли должны быть поделены между этими тремя селениями, а это 225 тысяч гектаров.
– Это так называемые межселенные территории.
– Да, межселенные территории, которыми пользовалось все население республики. У каждого колхоза, у каждого населенного пункта в советское время были очерчены границы. Карта отгонного животноводства сейчас висит в офисе Координационного совета адыгских общественных организаций, где каждый участок промаркирован и так далее.
И вдруг было заявлено, что это все балкарская территория, и только они должны распоряжаться этой землей. Тогда это наложилось на празднование Канжальской битвы, и балкарские активисты, в первую очередь руководители ССБН (Совет старейшин балкарского народа), отставные полковники милиции, пошли против власти, заявив, что это этническая балкарская территория и они никому не дадут ставить здесь какие бы то ни было памятники».
То есть цена вопроса – не битва трехсотлетней давности, а общественные пастбища или межселенные территории Зольского района – это 225 тысяч гектаров лучших пастбищ республики. Их еще называют молочными. Пастбища на ровном плато, туда проложены асфальтированные дороги, подведено электричество, то есть созданы все условия для механизированного доения и вывоза молока.
Есть и другие пастбища отгонного животноводства – в Черекском, Эльбрусском и Баксанском районах, они считаются более труднодоступными, поэтому там пасут овец, коней и нетель.
Практика общественного использования этих пастбищ началась еще до революции, после окончания Кавказской войны, после того, как кабардинское население было уплотнено в результате земельной реформы 1865 года.
С одной стороны, кабардинские аулы принудительно переселяли с гор на равнину, чтобы таким образом сократить ресурсы к сопротивлению новой имперской власти, а с другой стороны, сократили и равнинные территории, которые до войны занимали кабардинцы. В результате уплотнения, например, семь кабардинских селений согнали в малоземельную резервацию, где сейчас находится населенный пункт Нартан.
Общественные пастбища в этих условиях малоземелья имеют для сельских людей жизненно важное значение, и правила пользования ими – предмет пристального внимания. Они были нарушены лишь однажды в 1913 году, когда Зольские пастбища передали в аренду конезаводчикам и у крестьян от бескормицы начался падеж скота. В результате вспыхнуло Зольское восстание, в котором приняли участие крестьяне 10 кабардинских аулов. Примечательный факт: конезаводчиков тогда поддержало духовенство, и с тех пор в Кабарде оно влиянием не пользуется.
Кстати, в том же году было Черекское восстание балкарских крестьян по той же причине, когда балкарские князья Жанхотовы решили захватить тамошние общественные пастбища.
Сейчас, говорит черкесский общественник Ибрагим Яганов (он возглавлял конный поход к горе Канжал в этом году), мы являемся свидетелями второй попытки изменения этих правил. С одной стороны, возможность претендовать на общественные земли дает 131 федеральный закон «О местном самоуправлении», принятый в 2003 году, по которому территория населенного пункта должна быть непрерывна и не может состоять из анклавов. С другой стороны, робость руководства республики, которое за прошедшие 15 лет так и не решилось установить статус этих территорий, говорит Ибрагим Яганов:
«Балкарцы, в принципе, имеют право бороться за свое место под солнцем. Они все делают правильно: пытаются разделить республику на два субъекта – на Балкарию и Кабардино-Балкарию. Недавний конфликт, как иллюстрация к этим планам. То есть у них есть Балкария, куда кабардинцы не имеют права верхом въезжать, – это около 70% территории. На этих 70% территории живет около 40% балкарцев. Остальные 60% балкарцев будут жить в Кабардино-Балкарии на 30% территории нынешней республики. А Балкарию они пытаются отделить, обособить как свою собственность и сдать нам в аренду. В этом участвует элита, все, кто ближе к власти. У простого народа нет желания этим заниматься».
В контексте курса на раздел республики, говорит Аслан Бешто, проводится маркировка территорий: за каждым клочком земли устанавливается приоритетное историческое право. Проблема в том, считает Бешто, что эта маркировка неизбежно приводит к конфликтным установкам, на которые отзывается молодежь:
«Это четко прослеживается по всем публикациям, по всем выпускаемым картам и книгам. Например, три года назад вышла книга Магомета Абшаева ‘Исторические и культурные памятники Балкарии’. По этой книге все, что находится к горам от федеральной трассы ‘Кавказ’ – абсолютно все постройки, находки, культурные объекты, курганы, – вдруг стало балкарским. Книга вызвала возмущение. Мы пытались довести до руководства республики и компетентных органов, что данные публикации – это продолжение маркировки территорий. Это опасно. Убеждать соплеменников, будто бы все было нашим, но коварные пришельцы это все отобрали и теперь пришло время вернуть, – это может привести к непоправимым последствиям».
Есть еще одна версия недавних событий у селения Кенделен. Впрочем, она не противоречит первой. Десять лет назад произошло то же самое в том же месте, когда конная группа кабардинцев на трехсотлетние Канжальской битвы впервые решила подняться к горе. Тогда стычка между кабардинцами и балкарцами у селения Кенделен стоила главе республики Арсену Канокову кресла главы республики. В многонациональных республиках одним из главных критериев компетентности руководителя является его способность поддерживать межнациональный мир. Не можешь, значит, уходи. Сейчас история повторилась, причем как раз в конце срока полномочий нынешнего главы республики Юрия Кокова, говорит Аслан Бешто:
«Сейчас усилиями провокаторов Юрия Кокова привели в ту же ситуацию, из-за которой его предшественник наряду с другими причинами вынужден был покинуть должность. Тогда Арсен Каноков упрекал в случившемся команду нынешнего главы. По Нальчику даже расклеивали листовки, в которых прямо обвиняли генерал-полковника МВД Юрия Кокова в провокации на Кенделене. Кто теперь организовал эту провокацию уже против него самого – пока не известно».
Мурат Гукемухов, «Эхо Кавказа»
Кумано Кодо%2c Префектура Ки%2c Фотографии Нати
Кодо Кумано%2c Префектура Ки%2c Фотографии Нати | Скачать Free Images на Unsplash- ФотоФотографии 827
- Стопка фотографийКоллекции 172
- Группа людейПользователи 0
природа
япония
дерево 900 11
открытый
растительность
вода
земля
кумано кодо
лес
пейзаж
лес
вакаяма
Линия НакахаруJapanmie Prefecturehd Голубые обои
Амандин L.KI Prefecturekumano Kodohd Серые обои
––––––––– – –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Derin Cagkiwacho kogawaguchidorokyoboat
Derin Cagmie 519-5417gorgetotsukawa
Kelly SikkemaHd обои из дерева Люди изображения и фотографиифотограф
Дино Йоханнесwakayamavegetationnachisan
Derin CagkumanoNature imagesvalley
Киран Тейлорnachikatsuurakumano kodo — nakahechi daimon-saka маршрут паломника
900 34 Киран Тейлорпаломнический маршрут кумано кодоЯмагутинишибуддийский
Том Винингпрефектура Вакаямапагодадампл
машинное обучениепрефектура КиотоЛюди изображения и фотографии
Антонио Рулль1 nachisanjapónprefectura de wakayama
Атитан ВиньякаранНациональный парк Флиндерс Чейз Австралия Флиндерс Чейз Са
Йоханнес ХюбнерИталия
Матеус Кампос ФелипеЭрехиммэрия brazil
Valdhy Mbembapefaco hoteltrois martyresaeroport
Kieran Taylorhongucho hongutoriioutdoors
Kieran Taylortanabehonguview
Baatcheet Filmsрекаглавная достопримечательностьориентир 9Нацуки Такада 0 nachikatsuurakumano kodo — nakahechi daimon-saka маршрут паломников
префектура вакаямаpagodatemple
1 nachisanjapónprefectura de wakayama
italienratschingsessen
pefaco отельтройа martyresaeroport
tanabehonguview
planttrailpath
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
ki префектураkumano kodoHd серые обои
kiwacho kogawaguchidorokyoboat
Hd дерево картинкиЛюди фото и фотографиифотограф
kumanoПрирода фотодолина routeyamaguchinishibuddhist
машинное обучениепрефектура КиотоЛюди изображения и картинки
Национальный парк Флиндерс ЧейзАвстралияФлиндерс Чейз
erechimcity hallbrazil
hongucho hongutoriioutdoors
Похожие коллекции
2C
87 фото · Куратор sarah kruludn 2C 901 58 136 фото · Куратор Чиу Патти
2C
9 фото · Куратор Honan Marketingрекаглавная достопримечательностьориентир
япония префектура hd синие обои0010 Национальный парк Флиндерс Чейз АвстралияФлиндерс Чейз Са
Пефако ОтельТруа МучениковАэропорт
рекаГлавная достопримечательностьориентир
заводтропатропа
Ки префектураКумано кодоHd серые обои
ми 519-5417gorgetotsukawa
kumanoNature imagesvalley
префектура вакаямапагодатемпл
1 nachisanjapónпрефектура де вакаяма
erechimcity hallbrazil
танабехонгувью
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
kiwacho kogawaguchidorokyoboat
HD обои из дереваЛюди изображения и фотографиифотограф 011
Связанные коллекции
2C
87 фотографий · Куратор Сара Крулudn 2C
136 фото · Куратор Чиу Патти2C
9 фото · Куратор Honan Marketingitalienratschingsessen
hongucho hongutoriioutdoors
Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип UnsplashСделай что-нибудь потрясающее
парень в горах JayreyAF
ЧЕЛОВЕК В ГОРЕ «РАСКРЫТ». #ньюфаундленд #корнербрук #maninthemountain #раскрыто
1,1 тыс. лайков, 54 комментария. Видео TikTok от JayreyAF (@jayrey_nl): «ЧЕЛОВЕК В ГОРАХ «РАСКРЫТ». #ньюфаундленд #cornerbrook #maninthemountain #revealed». ЧЕЛОВЕК В ГОРЕ 😳РАСКРЫТО😳 Загадочное — Андреас Шеррен.
38,4 тыс. просмотров|
Mysterious — Andreas Scherren
drmannyking
MannyBanjii
#Man fr🥶🥶🥶zen on A #mountain
9 0233 #extreme #fyp #fypシ゚viral #страшно #scarystories #follow
Видео TikTok от MannyBanjii (@drmannyking): «#Man fr🥶🥶🥶zen on A #mountain #extreme #fyp #fypシ゚viral #scary #scarystories #f следи». 😁 | Man Fr🥶🥶🥶zen On A Mountain Suspense, ужасы, пианино и музыкальная шкатулка — такая.
404 просмотра|
Саспенс, ужас, пианино и музыкальная шкатулка — такая
yourbestiegab
It’s ya boi gab
Два мокрых парня на горе в Турции #yourbestiegab #fyp
6K лайков, 26 комментариев. Видео TikTok от It’s ya boi gab (@yourbestiegab): «Два мокрых парня на горе в Турции #yourbestiegab #fyp». «Ребята, мы накосячили» | «Мы на вершине горы» | «А там буря» | … Эй, любовник — Дочери Евы.
36,9 тыс. просмотров|
Hey Lover — Дочери Евы
mindhackz
Mindhackz
#greenscreen IG @grantlannin Follow me♥️
4K лайков, 37 комментариев. Видео TikTok от Mindhackz (@mindhackz): «#greenscreen IG @grantlannin следуй за мной♥️».
40,8 тыс. просмотров|
оригинальный звук — Mindhackz
ragedhamstieofficial
Halt Says: Turn Around
Scp-096 #fyp #scary #mountain 9 0234 #альпинист #scp #096 #scpfoundation #страшно #кто знает #кто не знает #fypppppppppppppppppppppp #ужас
261 лайков, 29 комментариев. Видео TikTok от Halt Says: Turn Around (@ragedhamstieofficial): «Scp-096#fyp#scary#mountain#mountainclimber#scp#096#scpfoundation#scary#whoknows#whodontknow#fypppppppppppppppppppppppp #horror». оригинальный звук — Halt Says:Turn Around.
12,4 тыс. просмотров|
оригинальный звук — Halt Says: Turn Around
Third.eye33
Third Eye
The Mountain Man Richard Proenneke ⛰️ #mountain #mountainlife #fyp #motivation 902 34 #любопытство #тайна
107,4 тыс. лайков, 1,1 тыс. комментариев. Видео TikTok от Third Eye (@ Third.eye33): «The Mountain Man Richard Proenneke ⛰️ #mountain #mountainlife #fyp #motivation #curiousity #mistery». Париж — Еще.
2,8 млн просмотров|
Париж — Еще
jaypalfreytravel
jaypalfreytravel
мальчик счастлив в горах 🏔 #fyp
1,5 тыс. лайков, 21 комментарий. Видео в TikTok от jaypalfreytravel (@jaypalfreytravel): «мальчик счастлив в горах 🏔 #fyp». хорошо 4 ты — Оливия Родриго.
40,5 тыс. просмотров|
good 4 u — Оливия Родриго
user3012474831403
user3012474831403
#movie #fyp 90 233 #viral
177 лайков, видео в TikTok от пользователя 3012474831403 (@user3012474831403): «#movie #fyp #viral» . Мужчина едет по горам, не обращая внимания на погребенных под селевым потоком Не подведи меня — Курильщики.
22,6 тыс. просмотров|
Не подведи меня — Курильщики
itsnotiqbruh
itsnotiqbruh
Здоровые мужчины, идущие в горы к водопаду. 📍Горы Голубого хребта, штат Джорджия, , 288 комментариев. Видео TikTok от itsnotiqbruh (@itsnotiqbruh): «Здоровые мужчины, идущие в горы к водопаду. Застрял посередине — Тай Вердес.
24,8 тыс.