Священное место для армянского народа: гора Арарат в живописи Ильи Занковского и Григория Гагарина
Кавказские горные пейзажи вдохновляют художников уже не одно столетие. Так, библейскую гору Арарат, священное место для армянского народа, на своих полотнах изображали как армянские, так и зарубежные живописцы. Русские мастера не стали исключением. Сегодняшние «герои» — пейзажи Занковского и князя Гагарина — художников, которых искусствоведение причисляет к мастерам второго ряда. Но при этом нельзя сказать, что их техника хуже, чем у широко известных живописцев.
Российский художник Илья Занковский (1832–1919) был вольнослушателем Императорской академии художеств, но профессионального образования так и не получил. Он посвятил Арарату несколько пейзажей, написанных с разных ракурсов. Позже они стали одними из самых узнаваемых работ художника. Первый из них — «В горах. Вид на Арарат». На переднем плане Занковский изобразил отдыхающих путников и лошадей. При общем рассеянном свете картины одна группа людей и животные будто нарочито высвечены, в то время как другая расположена в тени чуть поодаль. На заднем плане мы видим снежные шапки вершин Арарата, на которые падают лучи солнца. Они словно отделены туманной голубой дымкой, точно стеной, от событий, происходящих на переднем плане. Эту работу Занковского от двух остальных отличает цветовая палитра, построенная преимущественно на различных оттенках коричневого. Изображённые художником люди вносят живость в немного скудный по колориту пейзаж, однако выступают в роли стаффажных фигур.
В горах. Вид на Арарат. Илья Занковский, 1894 год
В следующей картине — «Арарат. На Кавказе» — чувствуется влияние традиций академического пейзажа. Вода убегающей вдаль реки будто вобрала в себя все цвета радуги. Пейзаж в целом выглядит довольно цветистым, активный, броский колорит успокаивает лишь сиреневая дымка тумана. На переднем плане также изображены люди, но на этот раз художник не высвечивает их так активно. Частичный отказ от такого приёма делает картину менее театральной, а освещение выглядит более естественным. Теперь наш взгляд не задерживается на путниках. Очертания вершин Арарата теряются в воздухе, на них падают лучи рассветного солнца. Занковский уделяет большое внимание световоздушной перспективе и мягким переходам цветов.
Арарат. На Кавказе. Илья Занковский, 1897 год. Из коллекции Приморской государственной картинной галереи
«Вид на Арарат» наиболее ярко иллюстрирует пейзажные традиции, появившиеся ещё в эпоху классицизма. Мы чётко видим три разноцветных плана: первый, более коричневатый, второй, более зелёный, и третий — голубоватый. Также ясно ощущается контраст между тёплым передним планом и между холодным задним. Идущий извилистой тропинкой караван располагается практически по центру композиции. Выходящая на первый план слева дорога словно приглашает зрителя пойти им навстречу. Этот пейзаж Занковского, пожалуй, самый богатый с точки зрения колорита. Лазурно-голубой цвет неба незаметно переходит в холодно-розовый.
Вид на Арарат. Илья Занковский, 1910-е годы
Григорий Гагарин — один из самых знаменитых художников-любителей в русском искусстве, который, пожалуй, по уровню не уступал профессионалам. В картине «Джигитовка курдов и татар перед крепостью Сардарапат в Армении» Арарат не сразу обращает на себя внимание. Его белые снежные шапки словно парят в бледно-голубом небе, они словно призраки, наблюдающие за занятиями всадников. Композиция картины построена как на горизонтальных линиях, повторяющих траекторию бегущих лошадей, так и на диагональных, которые сформированы линиями крепостной стены и рядами всадников. Палитра и сюжет навевают ассоциации с работами Василия Верещагина, но воздух у Гагарина не такой прозрачный, сдерживаемый им свет не такой яркий, а цветовая гамма более спокойная. Герои картины выглядят полностью изолированными от внешнего мира, причём отгораживает их от цивилизации не только крепость, но и гора Арарат.
Курды и персы атакуют Вагаршапат. Григорий Гагарин, год создания неизвестен
Произведение «Курды и персы атакуют Вагаршапат» можно назвать одним из шедевров батального жанра в области графики. Драматизм происходящих событий усиливает христианский храм, изображённый на втором плане. Ни одна из мировых религий, к которым также относится христианство, не поощряет войны и сопровождающие их убийства, но, тем не менее, религиозных войн и конфликтов в истории было довольно много. Сводам храма словно вторят силуэты вершин Арарата, практически теряющиеся в туманной дали. Однако в то же время Гагарин усиливает религиозную символику этого священного места.
Курды переходят реку Аракс. Григорий Гагарин, 1847 год
«Курды переходят реку Аракс» — ещё один графический пейзаж князя Гагарина, на котором он изображает Арарат. Сначала взгляд зрителя привлекают два персонажа на первом плане. Старик погружён в свои думы, он не смотрит на чуть склонившегося к нему молодого человека. Потом художник уводит его назад по диагонали. И мы видим довольно многочисленное войско курдов. Человек, расположенный на заднем плане справа, выглядящий, как маленькая точка, привлёк внимание некоторых курдов. Они уже мчатся ему навстречу. Гора Арарат окружена облаками, что усиливает тревожность атмосферы.
Джигитовка курдов и татар перед крепостью Сардар-Аббат в Армении. Григорий Гагарин, 1840-е
При взгляде на картины двух живописцев удивительно, как одно и то же место может выглядеть столь по-разному. Пейзажи Занковского ассоциируются с тем романтичным Кавказом, о котором писали русские поэты, куда можно убежать и больше не возвращаться. Арарат занимает у него центральное место. Произведения Гагарина же воинственные, но князь практически избегает жестокой стороны войны как таковой. Арарат выступает как безмолвный наблюдатель.
Источник – armmuseum.
Пряничный домик. Отважный народ суровых гор
Пряничный домик. Отважный народ суровых горПрофиль
Избранное
9 февраля 2023, 14:20 9 февраля 2023, 15:20 9 февраля 2023, 16:20 9 февраля 2023, 17:20 9 февраля 2023, 18:20 9 февраля 2023, 19:20 9 февраля 2023, 20:20 9 февраля 2023, 21:20 9 февраля 2023, 22:20 9 февраля 2023, 23:20 10 февраля 2023, 00:20
Издавна самым ярким украшением в домах чеченцев были «истанги» – знаменитые войлочные ковры, однотонные или украшенные необычным орнаментом.
Программа расскажет о традиционных ремёслах Республики Чечня: кузнечном и гончарном деле, резьбе по дереву, валянии из шерсти и др. Ведущий Максим Виноградов.
- документалистика
- ремесла
- цикл
- история
- культура
- передача/программа
- телеканал «Культура»
- документальные проекты
- Научно-популярная передача
Авто-геолокация
Захват «Горных людей» Аппалачей | Путешествие
Эстер Рене Адамс, «Мамау», похоронена в собственном доме. В горах восточного Кентукки такие «сельские поминки» могли длиться днями. Шелби Ли АдамсЭстер Рене Адамс родилась в день рождения своей бабушки, 2 июня, и была названа в ее честь, хотя в конце концов, после того, как «Мамау» стала называть ее «Нет Баг» (потому что она боялась божьих коровок), все остальные тоже стали это делать. Ни одна внучка так не любила свою бабушку. Бабушка могла выжать из осы укус и постоять за себя в состязаниях по надуванию жевательной резинки. Она всегда была готова нарезать арбуз в честь Четвертого июля на несколько дней раньше.
Мамау умерла от эмфиземы в июле 1990 года, когда Най Баг было 7 лет. «Половина меня тоже умерла», — говорит она.
Мамау лежала в собственном доме. В горах восточного Кентукки такие «сельские поминки» могли длиться днями, пока скорбящие выходили из угольных шахт или выезжали с заводов. Иногда приходило так много людей, что пол в гостиной приходилось укреплять. Гости отдали дань уважения усопшим, затем ушли в другую комнату за бутербродами, кофе и долгим свиданием.
Нет, ошибка. Пока люди говорили снаружи, «вы знаете, где я был?» она спрашивает. «Прямо там с моей мамой. Я не спал с ней всю ночь».
А когда пришел мужчина с фотоаппаратом и попросил ее сфотографировать, она сказала, что хочет положить розу на грудь бабушки. «Он сказал: «Конечно, если ты хочешь этим заниматься», — вспоминает Нэй Баг. Затем он сделал снимок.
Домашние похороны станет одним из самых известных портретов жизни Аппалачей Шелби Ли Адамс.
Адамс не увидит Най Бага 18 лет. Он нашел ее летом 2008 года в начале Улей-Холлоу, вверх по извилистой дороге, живущей в доме без водопровода и электричества. У уголка ее глаза была вытатуирована угольно-черная слеза. Адамс снова начал ее фотографировать.
В течение 36 лет Адамс проводил лето в нескольких сельских округах Кентукки, наблюдая, как растут дети, расцветают или распадаются семьи, а зеленые горы рушатся после многих лет добычи угля. Угольная пыль кажется вездесущей на фотографиях Адамса, которые он снимает почти исключительно в черно-белых тонах.
Его портреты «горцев», как он их называет, интимны, прямолинейны, а иногда и мрачны. Некоторые критики, в том числе те, кто снялся в документальном фильме 2002 года о работе Адамса « Истинное значение картинок », говорят, что он эксплуатирует регион, уже обремененный стереотипами о бедности и насилии. Адамс говорит, что снимает угасающую культуру — например, домашние поминки в горах стали реже — и лица старых друзей. «Когда [критиков] выводят из их зоны комфорта среднего класса, они сталкиваются с человечностью другого человека», — говорит он. «И они винят фотографа».
59-летний Адамс имеет корни как в горах, так и в среднем классе. Он живет в западном Массачусетсе, но родился в Хазарде, штат Кентукки, недалеко от того места, где он снимает свои портреты. Он дальний родственник Хобарта Айсона, жителя Аппалачей, который в 1967 году смертельно застрелил кинорежиссера на своей земле, но отец Адамса был начальником газовой компании с контрактами по всей стране, и его семья часто жила в городах, включая Нью-Йорк.
Однажды летом дядя, сельский врач, познакомил его с одним из самых изолированных горных семей. Когда позже Адамс вернулся, он говорит, что был очарован их открытостью перед его объективом; их фотографирование станет делом всей его жизни. Сегодня он знает, как меняются акценты от глухого к глухому, у кого сернистый колодец, кто ждет ребенка.
Темнота, которую он иногда видел в Аппалачах, только заставляет его хотеть посмотреть поближе. «В тенях скрывается глубина и красота человеческих существ», — говорит он. «Пока мы не поймем нашу собственную тьму, мы не поймем свою красоту».
Его подданные ценят его подарки в виде консервированной ветчины и одежды на Рождество, а иногда и ящик пива; они также хотят увидеть его фотографии. «Деревенские жители любят картинки, — говорит Адамс. Почти в каждом доме или трейлере выставлены некоторые из них: церковные и выпускные портреты, сонограммы, а иногда и работы Адамса.
Но не всем нравятся его образы.
«Пожалуй, я не вижу смысла замораживать себя во времени», — говорит Кристофер Холбрук, младенец на руках у матери в 9 лет.0013 Домашние похороны и теперь 20-летний парень с ямочками в пыльных джинсах. «Прошлое должно быть прошлым». Крис — первый человек в своей семье, окончивший среднюю школу; он также прошел курсы дизельной механики в Общественном колледже Хазарда. Он недавно женился и сейчас работает охранником. Никакая картина, говорит он, не может сказать ему, что уготовано ему в будущем.
Уолтер Холбрук, отец Криса и сын Мамау, придерживается другого мнения. Home Funeral — это «то, что я могу показать своим детям, и, возможно, позже они смогут сохранить, чтобы показать своим детям, какая у них была семья», — говорит он.
«Кто-то сказал, что Шелби делает эти фотографии, чтобы посмеяться над людьми», — говорит Нэй Баг. «Ты знаешь о чем я думаю? Это не для того, чтобы они выглядели плохо. Это то, как вы на это смотрите. Он не хочет высмеивать бедняков. Он показывает, как тяжело нам жить».
Она никогда не видела Домашние похороны , пока Адамс не посетил ее прошлым летом. Она долго смотрела на фотографию. «А теперь, Джейми, я хочу, чтобы ты кое-что посмотрел», — сказала она своему бывшему мужу. — Просто посмотри сюда. Настоящая слезинка проскользнула мимо татуированной возле глаза. «Это я.»
Штатный автор Эбигейл Такер также пишет в этом выпуске о мустангах.
«Nay Bug» (с бывшим мужем Джейми в 2008 году) была классно сфотографирована Шелби Ли Адамс в 1990 году и не видела Home Funeral , неизгладимый ее портрет в течение 19 лет. Шелби Ли Адамс Эстер Рене Адамс, «Мамау», похоронена в собственном доме. В горах восточного Кентукки такие «сельские поминки» могли длиться днями.