Города вдоль Шелкового пути | Программа Шёлковый путь
Города вдоль Шелкового пути служили пристанищем для купцов, путешественников и их скота, а также местом торговли товаром. Так начинался процесс обмена и торговли: от Сианя в Китае до Бухары в Узбекистане, от Джидда в Саудовской Аравии до Венеции в Италии. В городах устанавливались порты и рынки с пересекающими их торговыми путями, что придавало им особый импульс. Проходя через негостеприимные пустыни и опасные океаны целыми неделями, у купцов была возможность отдохнуть, благодаря таким городам, а также что-то продать или купить, и даже встретиться с другими путешественниками. Вовремя такого путешествия, люди обменивались не только материальными ценностями, но и навыками, обычаями, языками и идеями. Многие города Шелкового пути со временем привлекли учёных, учителей, богословов и философов, что послужило развитию основных центров для интеллектуального и культурного обменов, а также стало фундаментом в развитии цивилизаций на протяжении всей истории.
Онлайн-платформа приводит пример крупных городов вдоль Шелкового пути, а также краткое описание их истории и значения в развитии этого маршрута. Воспользуйтесь кнопкой Поиск слева.
Country — Любой -AfghanistanArmeniaAzerbaijanBrunei DarussalamCambodiaChinaDemocratic People’s Republic of KoreaEgyptFranceGeorgiaGermanyGreeceIndiaIndonesiaIran (Islamic Republic of)IraqItalyJapanJordanKenyaKuwaitKyrgyzstanLebanonMadagascarMalaysiaMongoliaMozambiqueMyanmarNepalOmanPakistanPhilippinesPortugalQatarRepublic of KoreaSaudi ArabiaSingaporeSomaliaSpainSri LankaSudanSyrian Arab RepublicTajikistanThailandTurkmenistanTürkiyeUnited Arab EmiratesUnited Kingdom of Great Britain and Northern IrelandUnited Republic of TanzaniaViet NamYemenКазахстанРоссийская ФедерацияУзбекистанTitle Sort descending | Country |
---|---|
Beijing | China |
Ganja | Azerbaijan |
Granada | Spain |
Hamedan | Iran |
China | |
Khiva | Uzbekistan |
Moscow | Russian Federation |
Paris | France |
Singapore | Singapore |
Tbilisi | Georgia |
Tehran | Iran |
Александрия | Egypt |
Алеппо | Syrian Arab Republic |
Алматы | Казахстан |
Баку (Bakı) | Azerbaijan |
Балх | Afghanistan |
Бам | Iran |
Бамиан | Afghanistan |
Бурса | Türkiye |
Бухара | Узбекистан |
«Великий Шёлковый путь.
Cтраницы из истории Шёлкового пути» | Западная ЕвропаГлавная > Проекты «ЗЕ-ЗК» > Новый путь в Европу > «Великий Шёлковый путь. Cтраницы из истории Шёлкового пути»
Версия для печати
ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ!
СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ТАКАЯ ДОРОГА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГДЕ ОНА ПРОХОДИЛА?
Дороги… Дороги, объединяющие судьбы, культуры, цивилизации. Чья стопа впервые оставила свой отпечаток на тех безымянных караванных тропах, которые потом влились в бурное русло «Великого шелкового пути»?
Великий Шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.
Уходили с исторической арены целые народы, гибли города, заносились песком старые караванные тропы.
Но на бескрайних пустынных и степных просторах южной части евразийского континента появлялись новые торговые пути. Бесперебойно функционировал южный морской путь по прибрежным морям Индийского и Тихого океанов.Письменные источники периода античности ( 5-6 в.до н.э.) свидетельствуют о торговых поездках древних греков и римлян в Среднюю Азию. Сохранились интинерарии — дорожники, в которые заносились описания путей, дорожных станций (стафмы), указывались расстояния между населенными пунктами. В этих «путеводителях» упоминаются престижные «царские дороги» и не менее значимые местные маршруты, ведущие от городов греко-римского мира к отдаленным восточным народам.
С XY века интенсивность транзитной торговли на Великом шелковом пути постепенно смещается на южные морские трассы.
Средневековая цивилизация обязана «Великому шелковому пути» не только знаниями об изготовлении шелка, но и распространением основополагающих технологий производства бумаги, фарфора, стекла, книгопечатания.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СУПЕР КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ТРАССЫ ДРЕВНОСТИ
Чем же интересна для нас эта древняя торговая трасса? Прежде всего, тем, что через обмен материальными и духовными ценностями она в течение двадцати веков связывала своеобразные и неповторимые цивилизации Востока и Запада.
Глобальные тенденции современной цивилизации характеризуются мощным движением стран и народов к интеграции. И даже распад некоторых искусственных наднациональных образований, в основе которого борьба за равноправие и суверенитет, приводит в дальнейшем к сближению и взаимному сотрудничеству.
Сохранение и обогащение культурной самобытности народов является и основой, и результатом общемирового прогресса.
В мире укрепляется понимание того, что основы этого прогресса заложены не в Европе, не в Средиземноморье и не на азиатском континенте — они создавались усилиями всего человечества.
Опыт прошлого позволяет лучше понять друг друга, ощутить преемственность развития цивилизации, непреходящую связь времен и судеб народов. Великий Шёлковый путь, таким образом, выступает как одна из древнейших интеграционных моделей развития человеческого сообщества.
ХХIY сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО по инициативе десяти стран, включая Советский Союз, приняла резолюцию об организации и осуществлении крупномасштабного гуманитарного проекта «ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ — ПУТЬ ДИАЛОГА».
Это придало новый импульс в развитии культурного диалога между странами и народами, принадлежащими к различным культурам и общественно-экономическим системам, исповедующим разные религии. Одновременно с организацией научных исторических, археологических и экологических исследований в проекте ЮНЕСКО уделено большое внимание развитию торговли, культурно-туристическому освоению современных трасс древних караванных путей: строительство отелей, создание фольклорно-этнографических центров, музеев, возрождение народных промыслов и ремесел, сотрудничества молодежных организаций, издательско-просветительской деятельности.
В рамках проекта было проведено несколько больших комфортабельных экспедиций с интернациональным составом участников( учёные и представители общественности) по ключевым городам маршрутов Великого шёлкового пути: «МОРСКАЯ» — из Венеции (Италия) в ОСАКА (Япония) по Средиземному и южно-азиатским морям; «ПУСТЫННАЯ» по территории Китая; «СТЕПНАЯ»: Одесса-Баку и Ашхабад-Алма-Ата.
В общем контексте восстановления исторических традиций древних торговых путей ЮНЕСКО организовало морскую экспедицию «ПУТЬ КОЛУМБА. 500 лет открытия Америки».
ЮНЕСКО утвердило также маршрут практически не известного в современной Европе Великого торгового пути «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» (Скандинавия — Древняя Русь — Византия). В IХ — XI веках он связывал весь Балтийский регион, многочисленные земли Древней Руси со Средиземноморьем. Название этого торгового пути впервые упоминается в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (XII в.).
Великий «Шёлковый путь» во всех его древних проявлениях возродился сегодня к новой жизни и вновь появился на карте мира. Молодое энергичное поколение начала 3-го тысячелетия, развивая традиции своих далеких предков, активно осваивает огромный потенциал международного общения.
32 евроазиатских государства, среди которых Россия, Япония, Южная Корея, Китай, Индия уже подписали соглашение о строительстве Транс азиатской дороги протяженностью более 14 тыс.км. Она свяжет страны бассейнов Атлантического и Тихого океанов.
По данным Всемирной Торговой Организации и ЮНЕСКО, Великий шелковый путь к 2020 г. превратится в самый привлекательный маршрут для туристов, способный принять на свои просторы треть всех путешественников мира.
КАЗАХСТАН НА ВЕЛИКОМ ШЁЛКОВОМ ПУТИ
За свою долгую историю человечество совершило много крупных достижений. Одним из плодов коллективных усилий представителей разных стран и народов можно назвать Великий Шелковый путь. Шелковый путь — это не что-то застывшее, как, например, египетские пирамиды, он был живым мостом, протянувшимся на тысячи и тысячи километров от одних цивилизаций к другим. И хотя мы не можем прикоснуться к нему так, как к Тадж-Махалу или Великой Китайской стене, мы наблюдаем его воздействие и влияние так же ощутимо.
Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.
Шелковый путь как торговая магистраль возник в III веке до нашей эры и просуществовал до XVI века нашего столетия. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние торговые города, расположенные вдоль Шелкового пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и погибали, но возрождались вновь, чтобы поразить мир богатством, синевой куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.
Веками шумели разноязычные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли для продажи европейцам драгоценные камни и шелка, пряности и красители, золото и серебро, южных экзотических птиц и зверей. Шелковому пути суждено было стать не только дорогой торговли, здесь встретились две различные цивилизации – Восток и Запад с совершенно особыми культурными традициями, религиозными убеждениями, научными и техническими достижениями.
Центральная Азия, расположенная между Китаем и Индией на востоке, европейским миром на западе, Волгой и Сибирью на севере, Персией и Аравией на юге, почти два тысячелетия стояла на пересечении великих торговых путей, мировых цивилизаций и культур. Многого не сохранила для нас история. Пыль веков занесла древние города, но бережные руки археологов и реставраторов сумели отыскать и восстановить для нас редкостные сокровища древних культур – Семиречья и Средней Азии.
Маршрут Шелкового пути не был чем-то застывшим. В течение столетий он менялся в зависимости от различных причин, наибольшую значимость приобретали те или иные его участки и ответвления, другие же, напротив отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. В VI-VII веках наиболее оживленным становится путь, который пролегал из Китая на запад, через Семиречье и Южный Казахстан. А особого расцвета Шелковый путь, проходивший по территории Средней Азии и Казахстана, достиг в VIII-XII веках.
Огромная территория до сих пор вспоминает неторопливые шаги верблюжьих караванов, веками передвигавшихся по этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства.
Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару.
Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». На протяжении многих веков Тараз оставался одним из важнейших центров цветной металлургии. Медные изделия мастерских Тараза – кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежды и конской сбруи, многое другое расходилось по всему свету.
Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане, по размеру не имеющий себе равных. Его диаметр – 2,2 метра, вес – две тонны. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде казахские браслеты блезики – из черненого серебра вызвали настоящую сенсацию и были отмечены золотыми медалями. Как и полторы тысячи лет назад на том же самом месте шумит современные зеленый базар. И когда в наши дни идешь вдоль его торговых рядов, чувствуешь под ногами пыль тысячелетий…
Отрар. «Путник! Перед тобой развалины города-крепости, задержавшего на полгода у своих стен полчища Чингисхана от наступления на Среднюю Азию и Закавказье, Великую Русь и восточно-европейские страны, оказывавшего героическое сопротивление иноземным захватчикам и в последующие века», — такая надпись гласит на чугунной плите, установленной у въезда на территорию Отрарского археологического музея-заповедника. Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути.
В пору его расцвета проживало около четверти миллиона человек. Первое городское поселение на месте Отрар датируется II веком до нашей эры. Его основателями были кангюйцы – потомки саков. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби. Этот мыслитель родился в 870 и умер в 950 году. За философскую глубину и энциклопедичность познаний Аль-Фараби еще при жизни прозвали вторым после Аристотеля учителем человечества.
Его трактат о классификации наук открывал путь к познанию на века вперед. Недаром все пришедшие после него великие ученые – Авиценна, Аль-Бируни, Аш-Ширази, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Улугбек, Ибн Аль-Фараби – считали себя его учениками.
Туркестан (Яссы). Город насчитывает 1500 лет своего существования. Возник город в 490 году до нашей эры. Наибольшего расцвета город достиг в VII веке. В ту пору он был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмета ибн Ибрагима аль Яссави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа. Его стихи, едва успев обличиться в рифму, становились народными, его пламенные проповеди привлекали массы паломников. Именно тогда о Яссах начинают говорить как о «второй Мекке».
Суфизм – религиозное своеобразное учение, соединяющего в себе ортодоксальный ислам с народными верованиями. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмет Яссави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию. После смерти Ахмеда Яссави слава его не померкла. К его могиле стекались тысячи паломников. Первоначально сооруженный мавзолей над могилой шейха был весьма скромным и с течение времени сильно обветшал. Новый мавзолей Ахмеда Ясави был, воздвигнут 233 года спустя, после его смерти, по приказу Тимура. В настоящее время мавзолей Ахмеда Ясави восстановлен в первозданном виде и охраняется государством. Каждый может полюбоваться жемчужиной Средневекового Востока. Город начинает превращаться в крупный центр мирового туризма.
В эпоху караванной торговли велико было значение другого древнего города – Испиджаба, или Сайрама. В исторических хрониках XI-X веков Испиджаб назывался первоклассной военной крепостью. За независимость и достоинство арабы величали Испиджаб одним из лучших городов Востока, почтительно именуя его Белым городом. Много бедствий выпало на долю Испиджаба после опустошительных войн с Хорезм-шахом Мухаммедом и каракитиями. Ничего не осталось от прекрасных садов и укреплений, кроме разрушительных стен, погубленных деревьев и исчезнувшего народа. В XV веке город вновь возродился под новым названием Сайрам и снова опоясался мощными крепостными стенами, окопался рвом. После разрушения джунгарским нашествием в 1684 году Сайрам больше уже не смог вернуть своего величия.
И теперь о минувшей славе Белого города напоминают разве что оплывшие обводы мощных когда-то крепостных стен и бастионов, чудом уцелевший минарет разрушенной мечети Базалак-ата (XII век) с винтовой лестницей внутри, да полуобрушившийся вход в подземелье, ведущее неизвестно куда. О прошлом Сайрама напоминают некоторые культовые сооружения, построенные после джунгарского разорения, да два мазара, связанные с именем Ходжа Ахмеда Ясави.
В Испиджабе были похоронены его родители. После возведения в Туркестане величественной усыпальницы в честь Ходжа Ахмеда Ясави в Сайраме были построены мазары его родителям – Ибрагим-ата и Карачач-ана.
Суяб и Баласагун. Суяб был первой столицей образовавшегося в 581 году на территории современного Семиречья Западно-Тюркского каганата и служил центром оживленной торговли. Сюда ежегодно съезжались на большую ярмарку купцы из разных стран, где обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали товары. Суяб – древняя столица семиреченских тюрков, прародителей казахского этноса, а Баласагун – первый город, где тюрки взяли в руки Коран.
Города фигурируют во многих исторических хрониках, однако точного географического местонахождения городов установить достаточно трудно.
Почти два тысячелетия функционировал Великий Шелковый путь. Ничто не могло остановить мерную поступь его караванов. Мир потрясали кровавые войны и опустошительные эпидемии. Появлялись и исчезали целые народы и государства. Даже Амударья меняла свои истоки, а Аральское море – свои очертания, и только великий караванный путь оставался вечным и неизменным.
Если же значительная часть отрезка Великого Шелкового пути пролегала по территории вышеперечисленных городов, исторических памятников южных регионов нашей республики, то и сегодня, Международный трансконтинентальный коридор «Западная Европа -Западный Китай», строительство которого уже начато, будет пролегать через те же древние города и исторические земли Республики Казахстан.
Вот 10 крупнейших городов Шелкового пути
Шелковый путь, пересекавший Азию и Европу, был великим каналом культурного и торгового обмена между цивилизациями Востока и Запада. На пути возникло большое количество городов, ставших плавильными котлами, где встретились разные цивилизации.
Этот легендарный древний торговый путь соединял Азию и Европу через бескрайние просторы Центральной Азии. Путешественники и торговцы прибыли из таких регионов, как современный Китай, Иран, Турция, Греция и Италия, которые были частью Шелкового пути. Корни Шелкового пути восходят к династии Западная Хань (202 г. до н.э. – 9 г. н.э.). Однако именно во времена династии Тан (618–907 гг. Н. Э.) Шелковый путь стал местом наибольшей международной активности.
Археологические находки и сохранившиеся тексты, особенно обнаруженные за последние два десятилетия, свидетельствуют о почти непрекращающемся потоке товаров и идей через Евразию. Фарфор, шелк, бумага и порох путешествовали с Востока на Запад, а в Китай поступали колесницы, шерсть, стекло и вино. Даже страусы и носороги попадали к китайскому императорскому двору в Чанъань. Соединение разных чужих земель сделало Шелковый путь плавильным котлом культурного слияния, и это было не более очевидно, чем в городах, которые развивались вдоль древних торговых путей.
1. Чанъань (возле Сианя)
Древний город Чанъань, расположенный недалеко от современного Сианя в провинции Шэньси, считается восточной отправной точкой Шелкового пути. На пике своего процветания Чанъань с населением более миллиона человек был одним из крупнейших городов мира. Как политический, экономический и культурный центр древнего Китая, он был популярным местом для иностранцев, большинство из которых приехали в Чанъань по Шелковому пути.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Во времена династии Тан в Чанъане было два основных рынка — западный и восточный. Восточный рынок был в основном предназначен для членов императорской семьи и аристократов, тогда как западный рынок был открыт для простых людей и был известен прежде всего своей торговлей иностранными товарами. Западный рынок превратился в процветающий торговый центр, где были доступны товары со всего мира — драгоценности, шелк, чай, экзотические травы и редкие лекарства. Культурные и художественные влияния также достигали Чанъань через торговые связи с другими странами вдоль Шелкового пути, влияя на местные вкусы во всем, от еды до моды.
Более тысячи лет Дуньхуан был важным торговым, культурным и военным центром на Шелковом пути. Дуньхуан расположен в самом западном конце коридора Хэси в Китае, где сходятся три провинции Ганьсу, Цинхай и Синьцзян. Это небольшой оазис, окруженный пустыней Гоби. Дуньхуан занимал стратегическое положение, соединяя Центральные равнины Китая на востоке с Синьцзяном и Средней Азией на западе.
На втором году правления императора У из династии Хань (121 г. до н.э.) армия хунну потерпела поражение от армии ханьцев. Дуньхуан стал центром имперской военной, коммерческой, культурной, политической и транспортной деятельности на пути от Центральных равнин к западным регионам. В условиях медленного движения, трудностей со связью и суровых природных условий Дуньхуан стал убежищем для людей и животных и перевалочным пунктом для обмена товарами в дальнем путешествии.
Дуньхуан стал первым местом распространения буддизма на Востоке. Чжу Фаху и его ученики переводили буддийские писания и распространяли доктрины в Дуньхуане во времена династии Цзинь (266–420 гг. Н. Э.). Вскоре после этого в Дуньхуан приехал монах по имени Лецзунь и раскопал первый из великолепных гротов Могао. Самая ранняя датированная печатная книга, буддийская рукопись династии Тан, известная как Алмазная сутра, была найдена в Дуньхуане в 1907 году.
3. Кашгар
Кашгар, самый западный город Китая, на протяжении веков был центром Шелкового пути. Географически Кашгар — это «Дикий Запад» Китая, на крайнем западе, недалеко от границ с Киргизией, Казахстаном и Пакистаном. Город процветал как связующее звено между Центральной Азией и Китаем, являясь местом сбора караванов, направлявшихся на запад в сторону Самарканда или на восток через устрашающую пустыню Такла-Макан.
Согласно легенде, китайский император У Хань узнал, что здешние люди владеют особыми лошадьми, которые спустились с небес и облились потом кровью. Он хотел этих лошадей для своей армии и послал эмиссара. Эта миссия открыла Китаю дорогу в западные районы за пределами пустыни. С тех пор китайцы заявили о своей власти над Кашгарским оазисом и его жителями. Однако у них никогда не было полного контроля над территорией, и за последние два тысячелетия они правили Кашгаром менее 500 лет с многочисленными перерывами. В древнем городе-оазисе уйгурское меньшинство по-прежнему составляет большинство населения.
В прошлом веке Кашгар стал центром интриг и заговоров, яблоком раздора между тремя великими мировыми империями: Англией, Россией и Китаем. Вместе они играли в «Большую игру», как называлась борьба за господство над Средней Азией и ее богатствами. Кашгар стал плавильным котлом дипломатов и шпионов, офицеров и археологов, исследователей и авантюристов со всего мира.
Источник богатства Китая во времена династии Тан, а именно трансконтинентальная торговля предметами роскоши, в значительной степени был организован народом, который сейчас почти забыт: согдийцами. К концу 1-го тысячелетия до нашей эры согдийцы имели высокоразвитую цивилизацию с большими укрепленными городами, такими как Самарканд (известный грекам как Мараканда). Расположенный на плато на самой западной оконечности Алайских гор, Самарканд во многом выиграл от своего расположения в самом сердце Шелкового пути. Основанный около 2750 лет назад, город за свою долгую историю был завоеван несколькими известными и могущественными правителями. К ним относятся Александр Македонский, Чингисхан и Тимур (также известный как Тамерлан).
С 6 по 8 века согдийцы правили крупнейшей торговой империей в Азии. Предпосылкой их успеха в самых разных азиатских странах была, помимо обширной языковой подготовки, непредубежденность в религиозных вопросах. Хотя многие согдийские общины исповедовали формы зороастризма, они были открыты для других религий, таких как буддизм, христианство и манихейство. Другой опорой их успеха была их гибкость в адаптации своего бизнеса к новым политическим обстоятельствам.
5. Балх
Древний город Балх был известен как «Мать городов», но был полностью разрушен армией Чингисхана в 1220-х годах. Афганистан когда-то был политическим, экономическим, социальным и религиозным центром Азии. Шелковый путь когда-то привлекал бесчисленных кочевников, воинов, поселенцев, авантюристов и миссионеров по всему региону, и все они оставили свой след. Балх расположен в 22 км к западу от столицы провинции Мазари-Шариф, на берегу реки Балх.
Именно здесь Александр Македонский повел армию, чтобы сразиться и убить царя Балха, прежде чем жениться на прекрасной принцессе Роксане. В начале 7 века, до арабского вторжения в Персию, странствующий китайский буддийский монах Сюаньцзан обнаружил, что в Балхе живет много буддистов. Зороастр, философ, создавший первую монотеистическую религию 3500 лет назад, родился здесь и, возможно, умер здесь. Балх был также местом рождения Руми, великого персидского поэта 13 века, и многие афганцы предпочитают верить, что Руми был похоронен здесь после его смерти.
Древний город Мерв расположен в 30 км от восточной окраины Мары, города в пустыне Каракумы в Туркменистане. Это одно из важнейших исторических мест в Туркменистане и Центральной Азии, ставшее свидетелем процветания и славы древнего Шелкового пути. Первое упоминание о древнем городе Мерве появилось в древнеперсидских книгах 8-6 веков до нашей эры. На пике своего развития в XII веке н.э. Мерв сравнялся с Дамаском, Багдадом и Каиром как крупный исламский центр и оказал глубокое влияние на исламскую цивилизацию региона.
В качестве узла, соединяющего Среднюю Азию и Персию, древний город Мерв был этапом, на котором в истории столкнулись несколько империй. Город постоянно расширялся и демонстрировал большое разнообразие архитектурных стилей и культурных особенностей. Самая высокая точка древнего города занята его старейшим сохранившимся строением, Эль-Кекара, замком, построенным в 6 веке до нашей эры персидской династией Ахеменидов. Парфяне, Сасаниды и турки-сельджуки оставили свой след, и в городе были обнаружены буддийские, зороастрийские и христианские храмы.
В 13 веке древний город Мерв был опустошен. В 1218 году прибыли монголы и потребовали уплаты дани великому Чингисхану. Однако посланник был убит, а в 1221 году сын Чингисхана Толуй повел войско в город, сравнял его с землей, вырезал сотни тысяч людей и мгновенно обратил в пепел процветающий Мерв.
Ктесифон был великим городом в древней Месопотамии, столицей Парфянской империи и ее преемницы, династии Сасанидов. Он расположен на берегу реки Тигр к юго-востоку от Багдада, столицы Ирака. Первоначально это место было гарнизоном Митридата I из Парфии против династии Селевкидов, позже было оккупировано римлянами и в конечном итоге перешло под контроль Сасанидской империи. Когда второй исламский халиф Умар был у власти, он послал войска для завоевания Ирака. В 637 г. н.э. арабская армия разгромила армию Сасанидов и захватила город, используя его как базу для завоевания всей Персии на востоке.
После сотен лет оккупации Ктесифон стал важным политическим и экономическим центром Шелкового пути. В то время люди считали город раем на земле, но все, что осталось от руин Ктесифона сегодня, — это множество высоких стен из сырцового кирпича и дворцов. Среди них самым известным является огромный сводчатый дворец сасанидского царя Хосрова I, известный как Так Касра. Он может похвастаться неармированной кирпичной аркой высотой 100 футов в главном зале, самым высоким однопролетным кирпичным сводом в мире.
8. Пальмира
Древний город Пальмира в центральной Сирии — известный город на Шелковом пути. Пальмира расположена в оазисе на краю Сирийской пустыни, к северо-востоку от Дамаска, между восточным берегом Средиземного моря и рекой Евфрат. С I века н.э. это был торговый центр, соединявший Персидский залив и Азию со Средиземноморьем и Европой. Торговцы везли через Сирию китайский шелк, глиняную посуду и травы в обмен на изделия из стекла, красители и жемчуг.
Пальмиру часто называют «жемчужиной пустыни» Сирии. Разрушенный город занимает 6 квадратных километров (2,3 квадратных мили) с разбросанными колоннами, башнями, барьерами, гробницами, храмами и другими сооружениями. Во времена Римской империи Пальмира быстро росла и достигла своего пика во 2 веке нашей эры, став самым большим и процветающим городом в восточной части Римской империи. В 1957 году во время строительства нефтепровода в сирийской пустыне строители обнаружили на этом месте катакомбы. Это был мавзолей Зенобии (ок. 240–274 гг. н. э.), самой знатной и красивой восточной царицы древней Сирии, которая порвала с римским правлением и основала империю Пальмирена. Однако Пальмира была разрушена римлянами в 273 году нашей эры.
Дамаск, столица Сирии, красивый и элегантный город с более чем 4500-летней историей. Он расположен у подножия величественной горы Касиун. Семь притоков реки Барада днем и ночью текут по городу, принося жизненную силу и процветание этому знаменитому западноазиатскому городу. Согласно историческим записям, китайский шелк был завезен в Дамаск еще в 115 году нашей эры. Китайские шелка и керамика доставлялись в Финикийское царство (на восточном побережье Средиземного моря, сегодняшней Сирии и Ливане) через Петру (на территории современной Иордании). Шелк обрабатывали и окрашивали в соответствии с потребностями римлян. Затем его перевезли на рынки Рима и Дамаска для продажи.
В Дамаске до сих пор можно увидеть остатки нескольких древних караван-сараев. Эти монументальные здания из дерева и камня в основном находятся недалеко от базаров (рынков) в Старом городе. Они были разделены на верхний и нижний этажи с открытым центральным двором. На нижнем этаже поста привязывали верблюдов и лошадей, а на верхнем этаже были комнаты, где останавливались торговцы шелком. Центральный двор использовался для торговли шелком. Подобные караван-сараи когда-то можно было найти вдоль всего Шелкового пути, предоставляя путешественникам столь необходимые места для отдыха.
10. Константинополь
За свою долгую историю Стамбул был столицей Римской империи, Византийской империи, Османской империи и Турецкой Республики в первые дни основания страны. Он долгое время был политическим и религиозным центром Ближнего Востока. Известный в прошлом как Константинополь, этот город соединил в себе квинтэссенцию идеологии, культуры и искусства всех этносов Европы, Азии и Африки, став таким образом важным перекрестком восточной и западной идеологии и культуры.
В 7 веке до нашей эры, после того как греки впервые построили этот город, он стал столицей Восточной Римской империи. Он был переименован в Константинополь в 330 году н.э. и стал называться Стамбулом только после того, как турки-османы захватили город в 1453 году. После этого Стамбул стал столицей Турецкой империи. В 1923 году Турецкая Республика перенесла столицу в Анкару, но Стамбул по-прежнему остается крупнейшим городом Турции. Исторически Константинополь был торговым центром и единственным путем для торговых судов из причерноморских стран. Город был построен на стыке между Азией и Европой и часто классифицируется как конец азиатской части Шелкового пути.
В последние годы Китай возродил Шелковый путь древних времен с помощью амбициозной программы развития, известной как «Один пояс, один путь» или «Инициатива пояса и пути». Это грандиозное мероприятие: создаются два торговых пути, чтобы лучше связать Китай с другими странами, один по суше, а другой по морю. Маршруты проходят через более чем 60 стран Азии, Европы и Африки. Некоторые из городов, которые претерпевают серьезные изменения на Шелковом пути в наше время, включают Новый Ланьчжоу (Китай), Увэй (Китай), Хоргас (Китай), Актау (Казахстан), Гвадар (Пакистан), Анаклия (Грузия), Стамбул ( Турция), Дуйсбург (Германия) и Роттердам (Нидерланды).
Шелковый путь в Центральной Азии
Что такое Шелковый путь?
Наверное, все мы слышали о Шелковом пути, но кто из нас действительно знает, что это такое? Шелковый путь состоит из разветвленной сети торговых путей, которые существуют уже более 2000 лет и соединяют Запад с Востоком. Древний шелковый путь вызывает в воображении множество романтических образов: экзотические королевские дворы, украшенные в роскошном стиле, поезда верблюдов, пересекающие бескрайние пустыни, и торговцы, торгующиеся на многолюдных и атмосферных базарах. Представьте себе сцену, и вы почти почувствуете запах духов, увидите пыль и почувствуете ветерок. От Италии до Китая и всех мест между ними Шелковый путь постоянно развивался, привлекая путешественников и переплетая жизни самых разных групп людей. Многочисленные цивилизации, культуры и религии были вовлечены и затронуты событиями, происходящими на этом пути. Хотя однозначного ответа на вопрос, что (и кто) составляет Шелковый путь, нет, Центральная Азия лежит в его основе.
Краткая история Шелкового пути
Уже в 1000 г. до н.э. существуют записи, подтверждающие, что шелк был обнаружен среди погребального инвентаря египетских мумий, что позволяет предположить, что к тому времени торговцы Шелкового пути уже были активны. Однако обычно считается, что установление стабильных торговых моделей и дипломатических связей можно отнести к Чжан Цяню во 2 веке до нашей эры. Он путешествовал далеко за пределы Китая, возвращаясь с информацией и возможностями. Одной из величайших его находок было обнаружение высоких, сильных и «потеющих кровью небесных коней» из Ферганской долины, поскольку лошади были статусным символом для царского двора. К счастью, китайский шелк был столь желан для правителей Средней Азии, и поэтому торговля была не только возможна, но и очень поощрялась с обеих сторон. Богатые римляне тоже были увлечены шелком, что еще больше повысило значение Шелкового пути.
Каково происхождение шелка?
Археологические находки, приписываемые китайским источникам, позволяют предположить, что шелк производили уже 6000 лет назад. Если верить легендам, то, скорее всего, вы считаете, что именно жена Желтого императора была ответственна за разработку этой мягкой и роскошной ткани. История гласит, что она пила чай под тутовым деревом, но ее отвлек кокон, упавший с дерева. Когда она подняла его, шелковая нить начала распутываться. Потянув за нее, она поняла, что нить крепкая, но гладкая — идеальная для плетения. Это внезапное открытие оставалось тщательно охраняемым секретом, и шелковичных червей разводили в частном порядке. Тем, кто занимался выращиванием, угрожали смертью, если секрет ускользнет. К 6 веку нашей эры два монаха выпустили кошку из мешка, и шелководство распространилось по всему Китаю. С тех пор он распространился дальше, и сегодня Индия и Узбекистан являются крупнейшими производителями шелка после Китая.
Как производится шелк?
Традиционные методы производства шелка используются и по сей день. Шелкопряды образуют коконы, которые пропаривают в воде, а затем снимают, чтобы можно было размотать нить. Шелковые фермы выращивают миллиарды гусениц, известных как Bombyx mori. Для производства всего 500 граммов шелка требуется около 3000 коконов. Каждый одомашненный тутовый шелкопряд может откладывать тысячи яиц, из которых вылупляются гусеницы, питающиеся листьями тутового дерева. Полностью выросшая гусеница плетет кокон примерно за два-три дня. Эти коконы сортируются по размеру и цвету. Их нить образует шелк-сырец, который затем окрашивают натуральными красителями. Желтый традиционно был зарезервирован для китайской королевской семьи. В 1880-х годах был изобретен искусственный шелк или вискоза, но даже сегодня они не считаются настоящими.
Чем еще торговали на Шелковом пути?
Несмотря на свое название, шелк был не единственным товаром, продаваемым на Шелковом пути. Само название было придумано в 19 веке немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном и вошло в широкое употребление только в 20 веке. Китай экспортировал шелк, фарфор, лак, нефрит и бронзу, тогда как он жаждал среднеазиатских лошадей, верблюдов, ковров, драгоценных камней, римской стеклянной посуды и золотого шитья. Индия торговала слоновой костью, драгоценностями, хлопком, специями и красителями. Восточная и Северная Европа торговали мехом, шкурами диких животных, рабами, золотом и серебром. Персия экспортировала финики, шафран и фисташки. По сути, можно было торговать чем угодно и чем угодно, и это была ранняя форма глобального рынка, так как множество различных небольших маршрутов выходили на главную магистраль.
Почему Шелковый путь был важен?
Помимо торговли товарами, Шелковый путь выполнял еще одну жизненно важную функцию – облегчал общение между различными культурами и народами. По мере того, как маршрут стабилизировался, пересекались и идеи, связывая мысли и идеалы зороастризма, буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Революционные идеи математики, алгоритмов, изготовления бумаги, книгопечатания и даже пороха путешествовали по Шелковому пути. Идеи, порожденные в одной части мира, шлифовались и совершенствовались в другой. Но Шелковый путь имел и разрушительную силу — разные цивилизации вступали в войну за торговые преимущества, знания и территории. Также распространялись болезни, переносимые торговцами. Та же самая дорога, по которой шли шелк и специи, принесла в Европу бубонную чуму и позволила монголам использовать зараженные тела в качестве грубой формы химического оружия, когда их бросали в укрепленные города. Но многие разбогатели благодаря возможностям дороги, а богатство больше не требовало роли короля, воина или религиозного лидера.
Какие основные маршруты и города на Шелковом пути
Большинство согласны с тем, что отправной точкой Шелкового пути является Чанъань, древняя столица Китая или Сиань в современном Китае, оттуда берут начало три основных маршрута. Северный маршрут пролегал через пустыню Такла-Макан в Кашгар в современном Китае, пересекая Тянь-Шань или Памирские горы в Центральной Азии, а затем шел либо в Балх, Термез, либо в Коканд, Самарканд и Бухару в Узбекистане, а затем в Мерв в Туркменистане, Багдад, Пальмира, Турция и, наконец, Италия. Южный маршрут шел из Китая по Каракорумскому тракту в Мерв, современный Иран, а затем через Египет, Турцию, Иорданию и заканчивался в Европе. Юго-западный маршрут также известен как Дорога Чайной Лошади и простирается до Гималаев и Южной Азии. Он шел из Сианя в Чэнду, затем в Лхасу и Катманду, прежде чем повернуть на юг, направляясь в Бирму, Бангладеш и Индию. Морской путь был известен как Путь специй.
Карта Шелкового пути, ЮНЕСКО
Когда был Золотой век Шелкового пути и когда он пришел в упадок?
Торговля между Востоком и Западом естественным образом менялась в масштабах и темпах каждый раз, когда появлялась важная новая идея или происходила смена власти в одной из наций по пути. Когда политика обеспечивала безопасность купцов, торговля процветала. Со 2 века до н.э. по 1 век нашей эры были прочны связи между Китаем, Средней Азией, Парфией и Римской империей. С 7-го по 10-й век ислам распространился, и с ним пришло завоевание арабов, которые до этого момента контролировали большую часть Шелкового пути. Еще позже Шелковый путь был защищен и контролировался монголами, преемниками Чингисхана. Но с 16-го века сухопутная торговля постепенно пришла в упадок с ростом морской торговли, и Шелковый путь был отодвинут на второй план.
Золотой интерьер в Самарканде
Шелковый путь Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Центральной Азии
Благодаря Шелковому пути сотни городов нажили свое состояние на торговле, но по мере того, как происходили изменения, они не только создавались, но и разрушались. Центральная Азия полна такого наследия, и есть множество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, которые можно исследовать. Узбекистан лидирует, сохраняя прекрасную атмосферу Шелкового пути с его богато украшенными мечетями, медресе и многолюдными базарами, наполненными вышивкой из шелка и шарфами. И кочевники, и оседлые люди узнали Среднюю Азию по ее плодородным долинам и выращиваемым ими винограду, персикам, гранатам, арбузам и дыням. Выдающиеся города Шелкового пути, расположенные в современной Центральной Азии, включают Алматы, Андижан, Баласагун, Бухару, Истаравшан, Хиву, Худжанд, Коканд, Мерв, Нису, Отрар, Шахрисабз, Самарканд, Ташкент, Термез и Ургенч. В 2014 году ЮНЕСКО включила часть этого обширного древнего маршрута в список Всемирного наследия под названием «Шелковые пути: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тянь-Шань». Этот маршрут из центрального Китая в Киргизию и Казахстан включает 33 объекта, которые когда-то связывали и облегчали сеть торговцев, растянувшуюся на 5000 километров.
Кем были путешественники по Шелковому пути?
Первые путешественники по Шелковому пути были авантюристами, буквально рискуя своей жизнью, совершая путешествия, которые могли длиться годы или даже десятилетия. Мотивом таких путешествий могло быть что угодно: от военного завоевания до распространения религиозных идей, поиска богатства или просто любопытства. На самом деле, самым известным путешественником, возможно, прототипом современного тревел-блогера, был Марко Поло в 13 веке. Говоря современным языком, его рассказы за прошедшие века стали вирусными, и ясно, что он был настоящим влиятельным лицом, вдохновляя таких, как Колумб. Другим известным путешественником был марокканец Ибн Баттута в 14 веке, которого теперь цитируют почти в каждом блоге о путешествиях с цитатой «Путешествие — оно лишает вас дара речи, а затем превращает вас в рассказчика».
Книги о Шелковом пути
Конечно, о Шелковом пути написано множество книг. Погуглите, и вы увидите список из 43 миллионов результатов! Amazon перечисляет 2788 книжных результатов, не считая подробных исследований в каждой стране, которая когда-то была частью Шелкового пути. Мы рекомендуем начать с Xinru Liu «The Silk Road in World History (New Oxford World History). В настоящее время в тренде книга Питера Франкопана «Шелковые пути: новая история мира», которая стала международным бестселлером и дает краткий обзор этих сложных маршрутов. Еще одна прекрасная книга называется «Утраченное просвещение» Фредерика Старра, где он пишет об ученых из Средней Азии.
Возрождение Шелкового пути?
С 1970-х годов ЮНЕСКО занимается исследованием и популяризацией Шелкового пути и цивилизаций, расположенных вдоль него. В 1993 году была создана Программа ЮНВТО «Шелковый путь» для сохранения наследия Шелкового пути при одновременном развитии туризма путем продвижения концепций устойчивого развития. Кроме того, платформа ЮНЕСКО «Шелковый путь» была создана для возрождения межкультурной коммуникации, связанной с древним маршрутом. В этой платформе участвуют более 50 государств-членов, а также многие компании частного сектора и НПО. Проект «Шелковый путь» был создан в 1998 для продвижения искусства и облегчения диалога между континентами, как это когда-то делал Шелковый путь. Действительно, музыка, театр, архитектура и декоративно-прикладное искусство были важной частью древнего маршрута, который диктовал тенденции и соединял культуры. В 2013 году была объявлена инициатива «Новый пояс и путь», которая буквально возродит морскую и сухопутную торговлю между Китаем и Европой. Идея была выдвинута компанией HP, доставившей компьютеры по железной дороге из Китая в Германию всего за 2 недели. В современном Казахстане был создан новый центральный шлюз Хоргос, чтобы решить проблему несовместимости китайских и западных железных дорог.
Зачем сегодня путешествовать по Шелковому пути?
Это путешествие на всю жизнь! Путешествие по Шелковому пути по-прежнему такое же экзотическое, полное приключений и разнообразия, как и тысячелетия назад. Если вы путешествуете из Европы в Китай, вы познакомитесь со множеством разных культур и в то же время найдете много общего. В настоящее время легко, быстро и безопасно путешествовать по основным маршрутам Шелкового пути. Однако, как и первые торговцы Шелкового пути, немногие проходят весь маршрут. Скорее, они выбирают ту часть, которую хотели бы изучить более полно.
Если вам нужно введение в Шелковый путь, но у вас нет времени читать, вот отличное объяснение Шелкового пути Джона Грина в серии «Ускоренный курс мировой истории» ЭД.