Готический храм во франции: Топ 30 — готические соборы Франции

Содержание

Готическая архитектура во Франции — особенности, примеры, фото

Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке,  произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но французские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

  • 10 лучших памятников готики во Франции

 

Готическая архитектура во Франции

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг.  Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Clermont-Ferrand

 

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции. 

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор.  

Реймский собор

 

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль во Франции возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от позднероманской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Базилика Сен-Дени

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Шартрский собор

Районнант 

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Руанский собор

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

 

Основные элементы готической архитектуры Франции:

 

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

10 лучших памятников готики во Франции

  1. Кафедральный собор Страсбурга
  2. Реймсский собор
  3. Нотр-Дам Лаона
  4. Кафедральный собор Амьена
  5. St-Pierre, Beauvais
  6. Аббатство Сен-Дени
  7. Sainte-Chapelle, Paris
  8. Нотр-Дам в Париже
  9. Нотр-Дам в Шатре
  10. Собор Сен-Этьен в Бурже

Кафедральный собор Амьена

 

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

собор Анже

 

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.  

 

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой  и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Chalon-sur-Saone

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Свод якобинской церкви в Тулузе

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта. 

Palais des Papes (Папский дворец Авиньона)

 

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались. 

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

 

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

 

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

«… безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественной эпохи, порожденные потоками варварства». «..

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Руанский собор

 

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Замки были окружены глубоким рвом с одним разводным мостом. Вход был также защищен железным грилем, который можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и были защищены земляными барьерами. Одним из хороших сохранившихся примеров является замок Дурдан (Château de Dourdan) в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией. 

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Carcassonne

 


 

Важные примеры готической архитектуры Франции:

Ранняя готика:
  • Восточная сторона базилики Сен-Дени (начало 1135)
  • Кафедральный собор города Noyon (1145–1235)
  • Кафедральный собор города  Sens (1135–1534)
  • Кафедральный собор города Lyon
  • Кафедральный собор города Туль
  • Западный фасад собора Шартра
  • Notre-Dame de Paris (started 1163)
  • Notre-Dame de Laon (1160–1230)
Высокая готика:
  • Главное здание собора Шартра (1194–1260)
  • Кафедральный собор Амьена (неф построен 1220–1269)
  • Notre-Dame de Paris
  • Кафедральный собор Буржа
Rayonnant:
  • Неф базилики Сен-Дени
  • Реймсский собор
  • Sainte-Chapelle
Пламенеющая готика:
  • Северная башня кафедрального собора Шартра
  • Окно-роза Амьенского собора
  • Западный фасад руанского собора
  • Церковь Saint-Maclou, Руан
  • Северный и южный фасады, южгын ворта церкви Notre-Dame de Louviers
  • Южный трансепт кафедрального собора Beauvais
  • Notre-Dame de Caudebec-en-Caux
  • Северный трансепт кафедрального собора Évreux
  • Notre-Dame de l’Épine

Южно-французская готика:

  • Notre-Dame-de-Lamourguier в Нарбонне
  • Sainte-Marie в Saint-Bertrand-de-Comminges
  • Якобинская церковь в Тулузе

 

 


 

Полезные ссылки:

  • Французская архитектура — гид по стилям
  • Французская архитектура — типы домов
  • Романская архитектура во Франции
  • Архитектурный маршрут по Парижу
  • «Романская» дорога Эльзаса
  • 10 самых архитектурно интересных городов Франции
  • Фахверковые дома Франции
  • Маршрут по Лиллю: современная архитектура
  • Замки долины Луары
  • Замки Луары для детей

Топ 10 церквей Франции

 

 

1.

Буржский собор (Bourges Cathedral)

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри. Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов. Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

 

 

2. Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.  

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий. 

 

 

3. Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов. 

 

 

4. Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, это римско — католический готический собор в Руане, Нормандия.  Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции. 

Строительство нынешнего здания началось в 12-м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов, Ролло, основатель герцогства Нормандии, он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.

 

 

5. Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей во Франции, расположена в Париже, на холме Монмартр, который является самой высокой точкой в Париже. Она была построена в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей базилики Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса. Тройной арочный портик, увенчан двумя бронзовыми конными статуями французских национальных святых, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX святого, разработанный Ипполитом Лефевром. Колокол собора является одним из самых тяжелых в мире, его вес составляет 19 тонн. С купола открывается превосходный панорамный вид на Париж.

Место где стоит базилика традиционно ассоциируется с обезглавливанием покровителя города, Сен-Дени в 3-м веке. 

 

 

6. Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde)

Портовый город Марсель является местом расположения невероятной Нотр-Дам-де-ла-гард. Собор возведен в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древней крепости в 19-м веке, и он был создан в византийском стиле Возрождения. Внутри собора вы будете впечатлены статуей Мадонны с младенцем, а также впечатляющей колокольней и каменными сводами.

 

 

7. Аббатство Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel Abbey)

Своей популярности у туристов аббатство Мон-Сен-Мишель обязано своему расположению на острове. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья недалеко от Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Здесь до сих пор проживают монахи-бенедиктинцы, аббатство находится в окружении причудливых улиц, магазинов, кафе и музеев, посвященных острову и его истории.

С более чем 1,7 миллиона посетителей в 2014 году аббатство является одним из самых посещаемых культурных объектов во Франции. Внесено в список всемирного наследия Юнеско.

 

 

8. Собор Реймса (Reims Cathedral)

Более 800 лет назад началось строительство собора Реймса, он заменил старую церковь, разрушенную в результате пожара в 1211 году, которая была построена на месте базилики, где Хлодвиг был крещен епископом Реймса в 496 году. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и служит главной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом самом соборе, короновались многие французские короли и записи показывают, что даже Жанна д’Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15-м веке. Собор является резиденцией архиепископа Реймса.

 

 

9.

Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)

Самым известным собором Франции является Нотр-Дам де Пари, который был построен в середине 12-го века, во время правления Людовика VII. Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже и во всей Франции, переигрывая даже Эйфелеву башню, каждый год собор посещают более 15 миллионов туристов. 

Но знаменитый собор также является действующей католической церковью, местом паломничества, и координационным центром католицизма во Франции. Жемчужина парижской архитектуры, Нотр-Дам де Пари, возведен в готическом стиле, и он может похвастаться своими невероятными размерами. Его контрфорсы были одними из первых в мире, и многие горгульи использованы не только для украшения, но и для опоры колонн. 

Нотр-Дам де Пари стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Сент-Этьен, которая сама была построена на месте римского храма Юпитера.

 

 

10. Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор является готический по архитектуре, латинской церковью, расположенной в Шартре в  80 километрах к юго — западу от Парижа. Возведение собора в Шартре началось в 11-м веке. Это невероятное здание, построенное в готическом стиле, считается одним из самых важных частей архитектуры во Франции. Красочные витражи сохранились хорошо, а два разных шпиля конкурируют за внимание туристов. Хотя внешний вид является феноменальным, не пропустите реликвии находящиеся внутри, такие как платье, которое якобы носила Мария, когда она родила Иисуса.

Собор находится в исключительном хорошем состоянии для своих лет. Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми, в то время как в архитектуру внесены лишь незначительные изменения с начала 13-го века. Во внешнем виде здания преобладают тяжелые контрфорсы, что позволило архитекторам значительно увеличить размер окна, в  западной части доминируют два контрастных шпиля высотой 105 метров.

Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который называет Шартрский собор «высокой точкой французского готического искусства » и «шедевром». 

 

 

Путеводитель: Топ 10 городов для туризма

Пять самых впечатляющих готических соборов во Франции – The French Desk

Французские готические соборы, расположенные по всей стране и отнюдь не ограничивающиеся Парижем, являются одними из величайших в Европе. Эти здания являются отличительными чертами готического архитектурного стиля, который развился из романского периода. Они делают акцент на высоте и естественном освещении, обычно включая в свой дизайн стрельчатые арки, ребристые своды, пышную каменную кладку и контрфорсы.

Будучи великим достижением средневековья и неотъемлемой частью французского наследия, эти соборы также являются священными местами для христиан, живущих как во Франции, так и за ее пределами.

Вот наш список из пяти лучших готических соборов Франции, а также немного их истории.


Реймский собор

Реймский собор (Собор Нотр-Дам в Реймсе)

Реймский собор, также известный как собор Нотр-Дам в Реймсе, расположен в городе Реймс, в районе Гранд-Эст регион . Точно неизвестно, в каком году началось строительство собора. Историки традиционно считали, что он был построен сразу после пожара 1210 года, уничтожившего более раннюю церковь, но недавний археологический анализ показал, что строительство началось за несколько лет до этого.

Реймский собор, пожалуй, наиболее известен как место коронации французских королей. От Людовика VIII в 1223 году до Карла X в 1825 году в Реймском соборе состоялось 25 коронаций, в том числе коронация Карла VII в присутствии Жанны д’Арк.

Во время Первой мировой войны Реймский собор сильно пострадал от обстрелов и превратился в руины. Собор (и сам Реймс) впервые подверглись бомбардировке 4 сентября 1914 года, незадолго до того, как немецкая армия осадила город. После того, как французы вернули Реймс, немецкие обстрелы возобновились. 19 сентября на северную башню Реймского собора упал снаряд, в результате чего вспыхнул пожар, охвативший все здание.

Среди повреждений расплавилась свинцовая крыша, в результате чего расплавленный свинец вылился через устья горгулий собора. (Их можно посмотреть в музее Пале-дю-Тау по соседству с собором). Это нападение также обезглавило статую Улыбающегося Ангела, которая стояла у главного входа, и разрушило множество стеклянных окон. После долгих споров о том, следует ли оставлять собор в руинах, в 19 в.19, а собор был вновь открыт для посещения в 1938 году. Улыбающийся ангел также был отремонтирован и возвращен на свое место.


Амьенский собор

Амьенский собор (Собор Нотр-Дам в Амьене)

Строительство Амьенского собора было заказано епископом Эдвардом де Фуйуа для замены меньшего романского собора, который был разрушен пожаром в 1218 году. неф начался в 1220 году, а примерно к 1270 году основное строительство собора было почти завершено.

Из-за того, что Амьенский собор был построен так быстро, он имеет чистую высокую готику, которая также была достигнута благодаря связям между мастерами-каменщиками собора. Первым мастером-каменщиком был Робер де Люзарш; его сменил в 1235 году его помощник Томас де Кормон; Затем в 1240 году де Кормону наследовал его сын Рено де Кормон.

Естественно, были и последующие дополнения, в том числе строительство ряда часовен между 1292-1375 годами и строительство 112-метрового шпиля в 16 веке. Собор также был капитально отреставрирован в XIX в.века Эжен-Эммануэль Виолле-ле-Дюк. Однако стилистическая гармония архитектуры всегда сохранялась.

Собор оставался удивительно нетронутым на протяжении веков, даже во время Религиозных войн и двух мировых войн. Самый существенный ущерб, который он понес, это его витражи. Значительная часть этого произошла во время французских религиозных войн, когда их уничтожили гугеноты. Окна также были повреждены ураганами в 1627 и 1705 годах и взрывом пороховой мельницы в этом районе в 1675 году. Последний значительный ущерб был нанесен во время Первой мировой войны: окна были вынесены из собора и помещены в мастерскую на случай обстрелов, но, к сожалению, позже в этой студии вспыхнул пожар.


Шартрский собор

Шартрский собор (Собор Нотр-Дам в Шартре)

Как и многие другие знаменитые готические соборы, Шартрский собор расположен на месте, где были построены (и разрушены) более ранние соборы. Нынешний Шартрский собор (завершен в 1220 году) был построен на фундаменте романского собора, построенного в 11-м и 12-м веках, который сильно пострадал от пожара в 1194 году. Нынешний западный портал и склеп являются остатками этого собора.

В средние века Шартрский собор был популярным местом паломничества, потому что в его сокровищнице хранится вуаль или ткань, известная как Sancta Camisia , которую, как полагают, носила Дева Мария, когда она родила Иисуса. Эту завесу подарил один из внуков Карла Великого, Карл Лысый, в IX веке другому бывшему собору на этом месте.

Собор также известен тем, что в нем находится самая полная в мире группа средневековых витражей. В этих окнах изображены различные фигуры и сцены, многие из которых взяты из Библии. В окне «Добрый самаритянин» показаны сцены из этой конкретной притчи, например, ограбление одинокого еврейского путешественника; окно Ноя изображает сцены из истории Ноя, такие как прибытие животных перед тем, как их поместили в Ковчег; окно Голубой Богородицы изображает Марию на троне с младенцем Иисусом; а в окне «Страсти и воскресение» показаны события из жизни Иисуса, такие как Тайная вечеря и Распятие.

В соборе также есть три окна-розетки; Окно West Rose — самое большое из них диаметром 15,4 м и иллюстрирует сцены Страшного суда. Библейские сцены также изображены в готических скульптурах, украшающих собор, которые известны своим тонким балансом реализма и идеализма.


Руанский собор

Руанский собор (Собор Нотр-Дам в Руане)

Наряду с пляжами высадки в день высадки, Руанский собор является одним из самых исторических мест в Нормандии, знаменитым изображением Клода Моне в культовой серии. . Нынешний собор расположен на месте, где в 4 веке под надзором святого Виктриция (бывшего в то время епископом Руана) был построен каменный собор. Этот собор был разрушен столетия спустя вторгшимися норманнами, которые заменили его романским собором, освященным в 1063 году в присутствии Вильгельма Завоевателя.

Этот романский собор был перестроен в 1145 году под руководством епископа Юга Амьенского, который восхищался готическим стилем базилики Сен-Дени в Париже. Однако пожар 1200 года уничтожил большую часть основной конструкции этого перестроенного собора, пощадив только аркады нефа, башню Сен-Ромен и левый портал. Реконструкция началась немедленно и завершилась в середине 13 века. Несмотря на все эти потрясения, различные более поздние изменения и дополнения к собору и ущерб от Религиозных войн, Первой и Второй мировых войн и шторма 1999, романский свод сохранился и по сей день.

Руанский собор также содержит мумифицированное сердце средневекового английского короля Ричарда Львиное Сердце, который также был герцогом Нормандии. После его смерти в 1199 году его сердце было забальзамировано и погребено отдельно в небольшом свинцовом ящике с надписью «Вот сердце Ричарда, короля Англии». Однако этот ящик всплыл на поверхность только в 19 веке во время раскопок и подвергся судебно-медицинской экспертизе только в 2013 году. Некоторые из других основных особенностей Руанского собора включают его витражи и чугунный шпиль.


Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери

Строительство Собора Парижской Богоматери началось в 12 веке после того, как епископ Парижа Морис де Сюлли решил создать во французской столице новый собор. Он сам был свидетелем строительства базилики Сен-Дени и восхищался ее готическим стилем, характеризующимся главным образом высокими потолками и акцентом на естественное освещение. Первый камень Нотр-Дама был заложен в 1163 году, и только в 1300-х годах были завершены основные конструкции здания.

В более поздние века Нотр-Дам пережил войны. Во время правления Людовика XIV он претерпел некоторые противоречивые изменения, которые сейчас обычно считаются достойными сожаления, в том числе убрали решетку и витражи, относящиеся к 1100-м и 1200-м годам. Более серьезный и преднамеренный ущерб был нанесен во время Французской революции. Революционеры, которые видели в соборе символ несправедливой монархической и церковной власти, разрушили его статуи и окна, украли свинец с крыши для пуль и переплавили его бронзовые колокола (за исключением колокола Эммануэля) для пушек. Однако после его возвращения католической церкви в 1801 году начался ремонт.

Однако обширная реставрация началась только в 1840-х годах, после публикации романа Виктора Гюго «Горбун из Нотр-Дама» , действие которого происходит в соборе и вокруг него. Книга и ее поэтические описания здания побудили общественность и гражданские власти провести кампанию за его спасение. Реставрацией руководил архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, который, в частности, добавил высокий шпиль, скульптуры, изображающие 12 апостолов, а также статуи горгулий и химер.

В апреле 2019 года в соборе произошел сильный пожар, который привел к обрушению шпиля Виолле-ле-Дюк и разрушению покрытой свинцом деревянной крыши. К счастью, каменная конструкция здания не пострадала, а средневековые окна-розетки и Большой орган уцелели. Хотя некоторые реликвии были утеряны, Терновый венец был спасен.



Нравится:

Нравится Загрузка…

Непреходящие готические соборы Франции Рик Стивс

Несмотря на многолетнее путешествие по Франции, я до сих пор не могу не восхищаться высокими готическими церквями, которые отмечают сердце многих французских городов.

Готический стиль в архитектуре, в основном используемый в церквях, возник в средневековой Франции как способ придать внутренним помещениям более освещенный и устремленный вверх вид, чем предшествовавшая ему темная, тяжелая романская архитектура. По мере того, как французская городская жизнь становилась более стабильной, церквям не нужно было быть такими крепоподобными, а инженерные инновации позволили архитекторам строить более воздушные, вертикальные церкви, которые, казалось, простирались к небесам, а их стены были отданы под окна, чтобы обеспечить максимальное освещение. Новые стрельчатые арки позволили церквям стать выше и эффектнее снаружи, освободив место для красочных витражей внутри. Противовесные «парящие контрфорсы» — каменные арки, которые возвышаются над землей и отталкиваются внутрь относительно слабых внешних стен, тем самым поддерживая крышу, — делают интерьер гигантских каменных зданий почти невесомым.

Хотя пройдет некоторое время, прежде чем посетители снова смогут осмотреть самое известное готическое чудо Франции, парижский собор Нотр-Дам, множество других великолепных готических соборов разбросаны по всей стране, как булавки с драгоценными камнями на карте.

Мне нравится представлять, каково было быть пилигримом 600 лет назад, идти в течение нескольких дней в определенную церковь в определенный святой день — и испытывать благоговение, когда парящий шпиль собора наконец появился на горизонте.

В настоящее время вы можете сесть на поезд в Париже и, например, всего за час прибыть в Шартр, где находится собор, который, возможно, является лучшим образцом чистой готики в Европе. Официально известная как собор Нотр-Дам де Шартр, это одна из более чем сотни церквей, посвященных «Богоматери» («Нотр-Дам»), разбросанных по Франции. Пожар.

Большинство готических церквей сделаны из камня, но многие готические церкви имеют деревянную крышу и/или шпиль, что делает их уязвимыми для пожаров. Удивительно, но после того, как Шартрский собор сгорел дотла в 1194 году, его восстановление заняло всего 30 лет — удивительно, если учесть, что на строительство таких соборов, как парижский Нотр-Дам, ушли столетия. То, что посетители видят сейчас, — это единство архитектуры, скульптуры и витража, которое, как никакая другая церковь, отражает дух «Эпохи веры» 13-го века.

Во время пожара в Шартре церковь владела покрывалом, которое предположительно носила Мария, когда она родила Иисуса, что сделало этот маленький городок важным игроком в кругу паломников.

Хотя опасались, что завеса потеряется в огне, через несколько дней она была «найдена» невредимой в склепе. Это чудо (или маркетинговый ход) стало толчком к быстрому восстановлению. Вы все еще можете увидеть завесу вместе со многими статуями, посвященными Марии, но для меня изюминкой церкви является центральное окно за алтарем: окно «Голубая Богородица». На нем изображена Мэри, одетая в знаменитый «Шартрский синий», роскошный цвет, полученный путем смешивания оксида кобальта со стеклом.

Два моих любимых готических собора находятся к северу от Шартра, в соседней Нормандии.

В отличие от маленького городка Шартр, Руан в средние века был вторым по величине городом Франции. Его собор, также посвященный Марии, прежде всего известен как памятник истории искусства. Посетив сегодня, вы можете увидеть, по сути, то, что видел Клод Моне, когда он нарисовал 30 различных этюдов этого фасада в яркой готике (середина 14 века) в разное время года и в разное время дня, запечатлев свои «впечатления», когда свет играл на его изысканно детализированной кладке.

.

Руанский собор был построен между 12-м и 14-м веками, хотя удары молнии, войны (собор был случайно разбомблен во время Второй мировой войны) и другие разрушительные силы вынуждали его постоянно восстанавливать. Внутри находится часовня, посвященная Жанне д’Арк (она была осуждена за ересь в Руане и сожжена там на костре в 1431 году) и несколько каменных гробниц, датируемых временем, когда Руан был столицей герцогов Нормандии (в том числе одна с сердцем английского короля Ричарда Львиное Сердце).

В двух часах езды к западу от Руана собор Байё — такой же большой, как парижский Нотр-Дам, — возвышается над маленьким городком. Его две башни и западный фасад изначально были романскими, но позже башни были увенчаны высокими готическими шпилями, а фасад украшен декоративным готическим «занавесом» из архитектурных деталей. Его интерьер также представляет собой смесь стилей: сплошные круглые арки на уровне земли нефа поддерживают изящные готические верхние этажи, которые парят высоко над головой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *