Гробница короля теодориха: Архитектура Раннего Средневековья Западной Европы

Мавзолей Теодориха в Равенне, Италия. Стиль, история

Содержание

Италия славится своими достопримечательностями и привлекает туристов в разные ее города. Одним из культурных и исторических наследий Италии является мавзолей Теодориха, который находится в городе Равенна.

Основан мавзолей в 520 г. королем остготов, варваром. Учитывая то, что на сегодняшнее время он является единственным памятником остготского зодчества, мавзолей Теодориха заслуживает особого внимания.

Где находится в Равенне

В настоящее время мавзолей имеет статус музея. Он находится в 1,5 км на северо-восток от главной площади города – Пьяцца дель Пополо на улице Индустриальной. При правлении короля, усыпальница строилась за городом, вблизи готского кладбища. Но сегодня город стал больше прежнего, и гробница относится к территории Равенны.

Мавзолей Теодориха, Равенна, Италия

Здание находится недалеко от шоссе, около 100 м от него в сторону кипарисовой аллеи. Оно является заключительным пунктом аллеи. С трассы хорошо виден купол мавзолея.

Вблизи мавзолея Теодориха находятся также руины крепости ХVІ в. Рокка Бранкалеоне, которая была возведена для защиты города, но вскоре была разрушена. К сегодняшнему времени сохранились только стены крепости.

Мавзолей Теодориха расположен недалеко от железнодорожных путей Равенны, следуя на северо-восток около 20 мин. пешком.

Стиль, архитектурные особенности

Мавзолей Теодориха в Равенне возведен в готическом стиле.

Хотя в архитектуре музея различают черты искусств разных направлений, таких как:

  • римское;
  • готическое;
  • ближневосточное.

Его проект выглядит очень просто. Но возведен он не из кирпича, как большинство других достопримечательностей, а из плит, которые крепились одна к другой без использования раствора. Методику строительства такого образа называют «сухой» технологией. Для плит использовали исключительно серый и белый истрийский камень.

Материалы для строительства доставлялись с полуострова Истрия и пещеры Ауризина по Адриатическому морю, которое в то время находилось гораздо ближе.

Он состоит из двух ярусов и монолитного купола.

Часть мавзолеяВнешний и внутренний видОсобенности
КуполКупол здания вытесан из 230-тонного камня и установлен на верхний ярус сооружения в виде «крышки». Диаметр крыши составляет около 11 м, а ее высота 3 м. Вокруг крыши от ее центра к краю в виде лучей отходят 12 возвышений. В конце каждого «луча» имеется дыра, которая служила петлей для закрепления тросов при транспортировании и установке купола на место.

Изнутри на крыше высечен крест, который находится точно по центру купола.

В те времена для установления купола таких размеров и такого веса не было удобных приспособлений. Поэтому было принято решение засыпать полностью 2 яруса сооружения, чтобы поднять купол наверх.
Верхний ярусВерхний ярус круглый, является продолжением купола. Вокруг находится ограждение, которое переходит в небольшой мостик и заканчивается лестницей, ведущей вниз. Стены глухие, только под куполом находятся небольшие окна и высечены кресты. На западе находится отверстие – вход в гробницу Теодориха. Внутри верхний ярус без украшений.Его круглая форма нехарактерна для гробниц того времени. Возможно, правитель при постройке мавзолея руководствовался планами гробниц римских императоров Адриана и Августа или Константина Великого.
Нижний ярусНижний ярус больше верхнего в диаметре и имеет форму десятиугольника. Вход в нижний этаж находится на западе здания точно под входом на верхнем ярусе. Во всех остальных гранях десятиугольного сооружения находятся ниши в виде арок. Связаны они между собой колонами с небольшими выступами.

Внутри нижний ярус крестообразной формы, пустой.

Существует несколько теорий предназначения нижнего яруса. По одной из них, здесь должны были бить захоронены родные Теодориха Великого. По другой версии, в помещении должны были проходить заупокойные богослужения. Но ни одна теория не доказана, поэтому достоверно нельзя утверждать никакую из них.

История мавзолея

Мавзолей Теодориха в Равенне построен в 520 г. и предназначался гробницей для короля. До его вторжения, на территории правил Одоакр, который оставался на троне 16 лет. На протяжении 3 лет Теодорих полностью отбил земли в Одоакра и к 493 г. завоевал Сицилию и Аппенинский полуостров.

В детстве отец Теодориха отправил его в Константинополь в виде заложника при подписании готско-римской сделки. Но относились к нему там с уважением, он получал хорошее образование, учился в самых лучших учителей. Его персонаж хорошо изображено в «Песне о Нибелунгов», как Дитрих Бернский.

В 470 г. его отпустили на родные земли. Он возглавил готов в Паннонии, где до него правил его дядя, но при этом остался под властью своего отца. На протяжении десятилетия Теодорих заслужил славы, добился перемирия в готско-римской войне и удостоился нескольких титулов.

Хронология главных событий жизни Теодориха:

  • 482 г. – знаменная победа над ханом Бабаем. Вторжение в Грецию.
  • 486 г. – вторжение во Фракию.
  • 487 г. – нападение на Константинополь.
  • 489-493 гг. – победа над Одоакром, завоевание Италии.
  • 507-509 гг. – Вестготофранкская война.
  • 511 г – Завоевание Вестготского королевства.

Теодорих был христианином, поэтому его верование повлияло на стиль гробницы. Он правил мудро и воссоединил всю Италию в королевство остготов. Равенна же была столицей Италии в то время, что немало повлияло на выбор места для будущего палаца короля, а также мавзолея.

Теодорих Великий хотел создать союз остготов и римлян. Он считал Рим лучшей моделью государства, восхищался им и всячески способствовал развитию здесь культуры и архитектуры. Во время его правительства остготы были равными римлянам по законам, они платили такие же взносы за землю, но, в отличие от римлян, могли носить оружие, что римлянам было категорически запрещено.

Теодорих поддерживал все проявления искусства.

В королевском дворе проводились литературные вечера, здесь постоянно выступали:

  • поэты;
  • писатели;
  • философы;
  • музыканты.

На площади Равенны систематически проводились развлекательные мероприятия, раздавались бесплатная еда и напитки. Король поощрял распространение религии и развитие храмов. Все это укрепило его позиции в роли главнокомандующего и склонило многих граждан на его сторону.

Но не все итальянцы разделяли верование и поддерживали короля остготов. Население Италии разделилось на 2 враждующие стороны, и со временем негодование не ослабевало, а только усиливалось. В связи с этим Теодорих Великий был обязан прибегнуть к радикальным методам. Он казнил нескольких знатных римлян, чтобы остановить протестующих граждан.

На переговоры с Византией, которая была центром негодования против веры и традиций остгота, было отправлено папу Иоанна І. Но желаемого результата от переговоров не было получено, поэтому папу было заперто в тюрьме, где он и умер через некоторое время.

Теодорих Великий умер в 526 г. 30 августа. Его погребли в саркофаге в мавзолее на втором ярусе. Его правление перешло к дочери.

После смерти правителя в стране начались восстания и вздоры вокруг христианской веры. Этой ситуацией воспользовался византийский Император – Юстиниан. Около 15 лет он пытался завоевать Равенну, и в 540 г ее все-таки было захвачено Византией. Останки короля выбросили из гробницы, местонахождение их до сих пор неизвестно.

Саму усыпальницу было превращено в церковь, здесь проводились богослужения долгое время. Сейчас музей реставрирован, некоторые внешние элементы убрали, некоторые достроили. Но в целом мавзолей имеет тот самый вид, которым был построен изначально.

В 1996 г. усыпальница была отнесена к списку объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

При правлении Теодориха было возведено множество церквей, которые сейчас называют раннехристианскими церквями. Период его правления считается готским возрождением.

Внешнее и внутреннее убранство

Мавзолей Теодориха в Равенне не отличается особыми украшениями. К зданию ведет подходная дорожка, которая подсвечивается в темный период суток фонарями в виде факелов. Дорожка продолжается вокруг гробницы, что позволяет обходить и разглядывать ее со всех сторон. С обеих сторон тропинки на небольшом расстоянии растут деревья.

Территория мавзолея напоминает парк и имеет особую приятную атмосферу.

Общая высота мавзолея составляет 16 м снаружи и 3.5 м под землей, так как со временем он углубился в землю. Чтобы открыть часть стен, которая очутилась под землей, необходимо было вырыть ров вокруг. Также во время реставрации здания были демонтированы лестницы, сооруженные в XVI-XVII вв.

Первый ярус

Первый ярус окружен 9 нишами с арочным сводом. Внутри помещение пустое, крестообразной формы.

В нишах находятся небольшие окна, украшенные по бокам лепниной в виде больших ракушек. Других украшений на первом ярусе больше нет.

Второй ярус

Второй ярус меньше первого в диаметре, он круглой формы. Его внешняя стена разделена на верхнюю и нижнюю части. В верхней части насквозь прорублены отверстия в виде крестов и маленьких окон. Нижняя часть больше верхней. Здесь находятся небольшие каменные выступы, которые напоминают рамы для картин. Предназначение их достоверно неизвестно.

На стыке верхнего яруса и купола находится выступ стены, который идет вокруг здания в виде кольца, непосредственно на котором крепится купол. Его украшает простой незатейливый, но в то же время изысканный узор.

Железная ограда, которая находится вокруг также без украшений. По проекту, на ее месте должны были находиться колоны, достигавшие купола, объединённые между собой в одну цельную конструкцию. Но их так и не успели построить.

Саркофаг

Внутри находится красная порфировая ванна – саркофаг Теодориха Великого. Он очень пострадал из-за многочисленных переездов. Ванна была изготовлена во времена поздней Римской империи из единственного цельного куска красного порфира, имеет несколько украшений на своей внешней стороне. Толщина ванны имеет около 20 см.

Сейчас она сложена с нескольких уцелевших частей, склеенных между собой. Некоторые части саркофага так и не сохранились к сегодняшнему времени. После победы Византии, ее выбросили из мавзолея, после чего она находилась в нескольких музеях и личных коллекциях много лет. И только в 1913 г. ее вернули в усыпальницу Теодориха.

Второй ярус изнутри также аскетичен, как и снаружи, единственным украшением здесь является крест на внутренней части купола. Он находится ровно по центру помещения. Сейчас сохранились только его контуры, но исследования указывают на факт того, что крест был изготовлен из мозаики.

Во время правления Теодориха Великого было построено много храмов, которые славятся своими мозаиками на весь мир. А его гробница имеет всего один элемент из произведений этого искусства.

Купол

Купол мавзолея массивный, он удивляет туристов своим видом и размерами. Он дополняет здание своей простотой. На каждой петле, которой заканчиваются «лучи» купола высечены имена 4 евангелистов и 8 апостолов.

Существует мнения, что на петлях также должны были крепиться и сами статуи апостолов и евангелистов.

Сколько стоит посещение

Мавзолей открыт для посещений туристами круглый год. Летом его открывают с 8:00, зимой с 8:30, закрывают в 19:00 в летний период, и 16:30 – зимний.

Билет стоит около 5 евро, но существует программа лояльности для пенсионеров и студентов. Добраться сюда можно разными путями. Доехать поездом к Равенне и пройти пешком 15-20 мин, автобусом или машиной.

Мавзолей Теодориха не удивит туристов роскошью и разнообразием украшений. В сравнении с другими раннехристианскими храмами Равенны он выглядит очень просто и даже аскетично. Но усыпальница Теодориха уникальна не только в городе или стране, она уникальна во всем мире. Ее строительство восхищает, окунает в историю не только Италии, но и соседних стран.

Архитектура здания совмещает несколько направлений, что не может не привлекать внимания. А тот факт, что мавзолей является единственным памятным захоронением остготов, а также внесен в реестр объектов, охраняемых ЮНЕСКО, все больше интригует и притягивает туристов.

Видео о мавзолее

Равенна. Мавзолей Теодориха:

Мавзолей Теодориха в Равенне

Содержание

  1. Мавзолей Теодориха в Равенне — Архитектура
  2. Еще пара загадочных особенностей мавзолея
  3. Как добраться и сколько стоит посещение Мавзолея Теодориха

Для обычного наблюдателя мавзолей Теодериха и близко не является одним из самых впечатляющих памятников в Италии. Но потом вы узнаете, что крыша сделана из одной каменной плиты весом 230 тонн. Вдобавок, никто точно не знает, как строители подняли ее туда. Тогда все становится гораздо интереснее.

Ко времени своей смерти в 526 году нашей эры Теодерих Великий имел внушительное количество титулов. Король остготов, правитель Италии, регент вестготов, патриций Римской империи и это только часть. С таким количеством почестей было не удивительно, что он хотел построить себе гробницу, которая была бы его достойна.

В отличие от большинства зданий в Равенне, мавзолей Теодориха был построен из резных каменных блоков, привезенных из Истрии. Они были использованы для создания двух десятиугольных уровней структуры, при этом, нижний уровень был заметно уже верхнего. Интерьер первого этажа был крестообразным и сводчатым, в то время как второй этаж был круглым, с выступающей прямоугольной нишей.

Нижний уровень мавзолея

Второй этаж отодвинут назад и является спорным. Будучи одновременно сложным и незавершенным он имел карликовую галерею с радиальными сводами снаружи, как Сан-Лоренцо в Милане. Каждая сторона галереи была отмечена триадой пилястр и парой ниш, увенчанных люнетами с резными гребешками. Карниз наверху украшен резным «язычковым фризом» или мотивом клешни. Получен он был либо из устаревшего классического или остготского орнамента.

Читайте также: Церковь Сан-Витале в Равенне — архитектура и символизм

Крыша около 10.5 метров в диаметре вырезана из цельного куска Истрийского камня. Камень обрамлен 12 пронзенными, выступающими шпорами, каждая из которых написана на латыни с именем апостола. Треугольные отверстия вокруг крыши придают ей вид короны. Некоторые историки утверждают, что через эти отверстия были пропущены тяжелые веревки, позволяющие строителям транспортировать массивный камень. Это, однако, остается открытым вопросом, и не единственной тайной, окружающей Мавзолей Теодериха.

Круглая крыша мавзолея Теодориха весом 230 тонн

Еще пара загадочных особенностей мавзолея

Археоастрономические исследования с использованием 3D — моделирования показали, что ориентация мавзолея, включая его 17 окон различной формы и размера, вполне может быть связана с важными моментами астрологического года. В день Благовещения, например, восходящее солнце льется через крестообразное окно на стену гробницы. А на закате в дни равноденствий солнечный свет освещает написанные по сценарию полосы внутри мавзолея.

Среди других загадочных особенностей в почти голом интерьере мавзолея — небольшая апсида и саркофаг. Функция апсиды на верхнем уровне долгое время ставила в тупик историков. Он слишком мал, чтобы вместить алтарь или другую значительную часть, но тем не менее, является важным элементом внутри гробницы. Является ее краеугольным камнем, несущим большой латинский крест, который является единственным скульптурным элементом в интерьере.

Читайте также: Арка Октавиана Августа в Римини

Между тем в похожем на ванну саркофаге когда-то покоились останки короля Теодориха. Саркофаг, выполненный из красного порфира, имеет четыре кольца, вырезанные по бокам, а также две львиные головы. Что касается Теодориха, то его кости были разбросаны, а мавзолей превращен в христианскую молельню. Это произошло когда византийский полководец Флавий Велизарий завоевал город в 540 году.

Как добраться и сколько стоит посещение Мавзолея Теодориха

Мавзолей Теодориха расположен недалеко от центра города Равенна, и до него легко добраться пешком. Вход стоит 4 евро, а билеты можно приобрести в небольшом здании рядом со входом.

Мавзолей Теодориха | мавзолей, Равенна, Италия

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха

СТРАНИЦА В КОНСТРУКЦИИ

Возможно, только в последний год своей жизни (526 г. Правление Амаласунты закончилось в 534 году, здание осталось незавершенным. Построенный из больших блоков известняка, привезенных морем из Истрии и уложенных без раствора, он имел десятиугольную форму в плане и был двухэтажным. Интерьер первого этажа был крестообразным и крестово-сводчатым, а второй этаж был круглым, с выступающей прямоугольной нишей. Порфировая ванна (возможно, царский саркофаг) теперь находится в верхней камере. На внешней стороне нижних стен расположены десять глубоких арочных ниш с волнообразными вуссуарами. Второй этаж отодвинут назад и вызывает споры, будучи одновременно сложным и незавершенным, и, возможно, имел карликовую галерею с радиальными цилиндрическими сводами снаружи, как Сан-Лоренцо в Милане. Каждая сторона галереи могла быть отмечена триадой пилястр и парой ниш, увенчанных люнетами с резными фестонами. Карниз наверху украшен «языковым фризом» или мотивом клещей, заимствованным либо из испорченного классического орнамента, либо из остготского орнамента, который встречается в германских металлических изделиях шестого века.

Крыша представляет собой монолитную крышку, вырезанную в виде неглубокого купола. Его вес оценивается более чем в 230 тонн, он обрамлен двенадцатью выступающими шпорами, на каждой из которых на латыни написано имя апостола.
Многие вопросы о здании остаются без ответа: был ли верхний этаж недоступен или туда можно было попасть по внешней лестнице или пандусу? Какова была функция двух палат? Почему шпоры на куполе пробиты? Были ли они предназначены для веревок, чтобы поднять монолит на место? Мавзолей — единственное здание в Равенне, построенное из известняка. На Западе традиция каменного строительства закончилась с дворцом Диоклетиана в Сплите. Если мавзолей не представляет собой возрождение этой традиции, он должен представлять собой современную версию методов строительства в Малой Азии и Сирии, где традиция сохранилась до шестого века. Бегущие вуссуары появляются в Сплите и повсюду на Западе, но они также сохранились до шестого века в восточном Средиземноморье. Возможно, мавзолей был возведен восточными мастерами, возможно, исаврийскими строителями, которые, как известно, работали во Фракии, Константинополе, Сирии и Святой Земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *