Грузинская перегородчатая эмаль — тбилисская мастерица показывает, как это делать пошагово — Friend in Georgia
БЛОГ
Интересные истории, новости, фото и видео о туризме и не только — из Грузии
Friend in Georgia
Если вы однажды заглянете в мастерскую эмальера, вы больше никогда не скажете, что грузинская перегородчатая эмаль стоит дорого.
Заниматься эмалью может не каждый художник — для этого дела годятся только самые усидчивые, терпеливые и вдумчивые ювелиры.
На одно изделие может уйти до нескольких дней кропотливой работы — ну, по крайней мере, если считать с момента, когда отливается серебряная форма — то есть, появляется прототип вашего кольца или другого украшения.
О том, как делается грузинская перегородчатая эмаль и как выглядят будни грузинского эмальера мы попросили рассказать мастерицу Тамар Карумидзе.
Мастерская Тамуны — у нее дома, на старинной улице в центре Тбилиси. Здесь шумно с самого утра — уже в десять, когда я прихожу в залитый тбилисским солнцем двор, из квартирки Тамуны раздается гудение станка и слышатся женские голоса. Тамуна гнет перегородки для пока еще несуществующего кольца, ее помощницы шлифуют уже законченные изделия. Котенок Снуппи гоняется за мухой, потом с восторгом отвлекается на подол хозяйкиной юбки, развеваемый сквозняком.
В открытую дверь то и дело слышны выкрики тбилисских разносчиков:
— Мацони!
— Зелень!
— Аба, базари! Фрукты, картошка!
Это все очень колоритно и уютно.
Во время работы Тамуна часто что-нибудь напевает, иногда включает музыку. Выглядит всегда веселой и радостной — как будто села за любимое дело только что и ненадолго,
а не работала над своими эмалями ночь напролет.
Летом такое — работа чуть ли не сутками — случается нередко. Сезон — объясняет Тамар.
— Почему, — спрашиваю, — туристы раскупают?
— Да нет, просто по-настоящему актуальны украшения летом: их хочется носить в открытом декольте, на загорелой коже.
Сама Тамуна украшения носит редко — я видела на ней только крестик собственной работы.
Кольца в работе мешают и могут испортиться, объясняет мастер.
Например, во время шлифовки готового изделия — здесь просто необходимо снять с рук все лишнее.
Но давайте наконец расскажем пошагово, как изготавливают ювелирные изделия в технике грузинской перегородчатой эмали.
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
Сначала автор выбирает форму изделия — покупает у ювелира готовую, или заказывает ему по индивидуальному дизайну. У каждой заготовки под перегородчатую эмаль есть специальные углубления, эмальеры называют их “бассейнами”. Предназначены они для как раз для заполнения эмалью. Делается это так. На дно бассейна выкладывают перегородки — тончайшие полоски из серебра, из которых эмальер, мастерски сгибая их пинцетом, делает затейливые узоры. Иногда это национальный орнамент, иногда абстракция, иногда — рисунок с сюжетом.
Ой! Технология настолько сложна, что мы успели забыть первые два шага! Прежде чем перейти к перегородкам, нужно аккуратно отшлифовать дно бассейна, а потом выложить его первым слоем эмали. Этот первый слой — прозрачный, на языке профессионалов он называется “фондон”. Перегородки на обожженный фондон крепятся обычно клеем, но для экономии времени некоторые эмальеры аккуратно вставляют их во влажный слой эмали и вместе с ней обжигают в муфельной печи на высокой температуре. Перегородки впаиваются в эмаль, которая при комнатной температуре быстро превращается в тонкий слой стекла.
Итак, перегородки есть. Теперь мастер заполняет их цветной эмалью. Цвет — это, в общем, самая соль перегородчатой эмали. Эмальер хорошо чувствует цвет, любит его, смело с ним экспериментирует и не боится неудач.
Тамар не просто не боится неудач, она в них просто не верит. Пробы и ошибки — основной двигатель творческого процесса, — считает она.
— Из случайно ошибки может получиться новая неожиданная техника, — говорит Тамар. И показывает примеры своих некогда “ошибок”. Несведущий, скорее всего, и не поймет, в чем именно разница, а заметит только необычную глубину стеклянной поверхности, или на удивление яркое сверкание серебра из-под нее.
В общем, не надо бояться ошибки, но тем более, не нужно говорить себе, что уже все знаешь.
Эмаль — это сложный творческий процесс, и каждое новое украшение заставляет эмальера сделать какое-нибудь новое открытие. Именно поэтому не существует двух одинаковых изделий, выполненных в этой технике.
View fullsize
View fullsize
View fullsize
Серебряные и золотые украшения с перегородчатой эмалью, которые вы видите на полках магазинов в Грузии — это полностью ручная работа. Даже если у кого-нибудь появится желание автоматизировать процесс, это просто не получится — очень уж тонкая это работа. Судите сами, мы сейчас продолжим знакомство с этой техникой.
Заготовку, покрытую фондоном с припаянными перегородками заполняют цветной эмалью постепенно. Сначала наносят темные тона, потом более светлые. Технике смешивания цветов невозможно научиться теоретически, каждый эмальер находит собственные миксы интуитивно и исключительно на практике. Заполнив углубления эмалью (а мы уже сказали, что она выглядит как цветной песок?), изделие снова помещают в печь. И снова извлекают из нее а потом наносят те же (или чуть-чуть другие) цвета поверх первого слоя цветной эмали. Затем снова печь, а потом, вполне возможно, и третий слой цвета. Когда углубления между перегородками почти заполнены, бассейн снова покрывают фондоном — прямо так, поверх цветного фона.
После того, как и этот, верхний, слой расплавится в печи, изделие начинают шлифовать. Убирают неровности и шероховатости с серебра, выравнивают остекленевший эмалевый слой. Каждое изделие проходит по крайней мере три цикла шлифовки, а потом его полируют. Мы сняли небольшое видео о том, как это делается.
А какой из этих шагов — самый сложный? — спрашиваю я Тамуну.
— Для меня они все одинаково любимы, — отвечает она, и я понимаю, что она не преувеличивает, потому что выглядит она как человек, занятый любимым делом. Такие люди вдохновляют, у них хочется спрашивать — как им удалось его найти, свое дело?
Тамар говорит, что все произошло случайно и довольно спонтанно.
— У меня была одна очень активная соседка, однажды я ее спросила про эмаль, просто так, на всякий случай. И оказалось, что она знает, где этому можно учиться.
Тамуна стала учиться и довольно быстро почувствовала, что попала в точку. Тогда она поднакопила денег, заручилась поддержкой родных и купила все необходимое оборудование. То есть муфельную печь для обжига, шлифовальный станок и “бормашину” для обработки серебра. Сначала работала на один из тбилисских брендов, но вскоре поняла, что хочет быть самой себе хозяйкой. И стала свободных художником-эмальером.
— Первый успех эмальера — это когда тебе начинают платить предоплату, — объясняет Тамуна, — ведь конкуренция в Грузии огромная, большинство ювелиров сдают свои изделия в магазины, а деньги получают только после того, как украшение продастся.
Сейчас украшения Тамар Карумидзе уже узнают — по почерку и по ее любимым цветам. Тамар любит синие, зеленые тона, мастерски смешивает розовые, коричневые и темно-красные композиции. Успела обучить несколько десятков учеников — эмали в Грузии учатся, в основном частно, хотя в последние годы появились профессиональные училища, которые предлагают класс по этому предмету.
Учиться эмали могут и ненадолго приехавшие в Грузию гости — Тамар Карумидзе будет рада провести для вас мастер-класс, во время которого вы сами сделаете собственное авторское украшение из серебра в технике грузинской перегородчатой эмали. Хотите? Напишите нам!
— Я очень хочу работать и верю, что у меня все получится. У меня всегда так бывает: если по-настоящему захотеть и вложиться душой, все получается, как нужно.
Текст и фотографии: shupaka
Украшения на фото: Тамар Карумидзе
© Friend in Georgia
один час в мастерской эмальера
мастерица Тамуна Карумидзе расскажет и покажет, как делаются эти украшения
Грузинская перегородчатая эмаль — тбилисская мастерица показывает, как это делать пошагово
Здесь все, что вы хотели узнать о грузинской перегородчатой эмали
Грузинская перегородчатая эмаль — как ее делают?
Приблизительно вот так выглядит процесс изготовления ювелирного изделия в технике перегородчатой эмали
Перегородчатая эмаль — 7 грузинских художников, работающих в этой технике
Это просто кладезь! Чудесные картины и украшения от грузинских художников, которые работают с перегородчатой эмалью. С контактами — пользуйтесь на здоровье!
TagsТамар Карумидзе, художник, ювелир, перегородчатая эмаль, встречи, shupaka, фото
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА
AaВерсия для слабовидящих |
Календарь событий
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
Грузинская эмаль — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Грузинская перегородчатая эмаль Минанкари — Арт Калейдоскоп
« Реалистичные бумажные птицы Дианы Белтран Эррера
Краказябра Арт Марьяны Копыловой »
Икона выполнена в технике грузинской перегородчатой эмали Минанкари
Грузинская перегородчатая эмаль Минанкари
Грузия славится своим искусством цвета и безграничной энергией. На протяжении многих веков это был удивительный симбиоз грузинского, европейского и восточного влияний. В XIX веке произошло восстановление и развитие грузинской культуры с воссозданием уникальных технологий прошлого и разработкой новых. Так произошло и со знаменитым украшением – грузинской перегородчатой эмалью Минанкари. Это удивительной красоты украшение поражает невероятной тонкостью цветовых решений. Кроме того, сам метод остается неизменным вот уже двенадцать столетий. А стоимость его не меньше, чем украшений из драгоценных металлов и камней. Перегородчатая эмаль – трудоемкая и сложная техника эмали, не поддающаяся механизации.
Красочная грузинская перегородчатая эмаль
Деталь триптиха Хахули
Согласно самым ранним сохранившимся образцам, искусство грузинской перегородчатой эмали насчитывает не менее 1200 лет существования. Сегодня некогда забытые традиции приобретают огромное значение, и люди снова и снова обращаются к старинным произведениям. Без сомнения, старые технологии и новые способы в конечном итоге определят свое достойное место в развитии грузинской культуры.
Хахулинский триптих Гелати
Расцвет ювелирной эмали приходится на Средневековье. Центром этой технологии становится Византия. Но Грузия, как соседка, находящаяся под сильным влиянием византийской культуры, переняла этот удивительный прием. Уже тогда мастера эмалевых изделий придают неповторимый грузинский подчерк, который мы видим сегодня.
Чаша
Веками земля Грузии была опустошена войнами, разрушены памятники раннехристианского искусства, в том числе выдающиеся шедевры перегородчатой эмали. А то, что удалось уцелеть, находится в золотом фонде Государственного музея изобразительных искусств, а некоторые старинные работы можно увидеть и в Западной Грузии (Сванетия, Кутаиси). Но все же основная коллекция, состоящая из более чем 200 предметов, находится в Государственном художественном музее в Тбилиси.
Традиционный минанкари
Конечно, это совсем не та сумма, которая описывает производство изысканных изделий на протяжении веков. Образцы финифти были разбросаны по разным церквям и монастырям Грузии, но многое-многое бесследно исчезло. Некоторые образцы находятся в Эрмитаже, Метрополитен-музее и частных коллекциях.
Большинство существующих памятников перегородчатой эмали датируются восьмым-двенадцатым веками, но, несмотря на столь почтенный возраст, они не утратили своего очарования. Благодаря своей невероятно высокой художественной ценности грузинская перегородчатая перегородка занимает достойное место среди мировых сокровищ. По мнению исследователей, грузинская перегородчатая перегородка — достойный конкурент Пала д’Оро, золотого алтаря в базилике Святого Марка (Венеция).
Портрет святого
Икона Божией Матери, выполненная в синтезе нескольких видов ювелирных техник – чеканки золота, ювелирных украшений и финифти. Однако от образа Богоматери уцелели лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали иконы драгоценными камнями. Кроме того, этот шедевр является самой большой перегородчатой перегородкой в мире (116 × 95 см) и создан в золотой век истории Грузии.
Триптих Хахули остался в монастыре Гелати, ограбленном в 1859 году. И как предполагалось, не без помощи кутаисского губернатора. Большая часть драгоценностей и золота исчезла из триптиха и продана в России. Позднее бывший губернатор Кутаиси Левашов уполномочил московского ювелира переделать металлический триптих для передачи Гелатскому монастырю в 1863 году. а затем в Эрмитаже. Лишь в 1923 году триптих вернулся в Грузию, правда, в разрозненном состоянии. Триптих Хахули является исключительным образцом золотого века грузинской истории и культуры, представляющим собой эпоху богатства и величия. Медальоны (115 медальонов) небольшие, за исключением центрального образа Богородицы, очень сильно поврежденного (кроме рук и лика святого). Кроме того, триптих Хахули является величайшим образцом эмали (116 см x 9 см).5 см).
Создание иконы
По сути, эмаль представляет собой тонкое стекловидное покрытие, полученное путем сплавления стеклянных порошков различных металлов с примесями, придающими различную окраску самому изделию.
Эмалевая краска чрезвычайно сложна в использовании, так как каждый цвет требует определенной температуры. Грузинская эмаль всегда отличалась традиционным красочным орнаментом. Часто в грузинской эмали используются такие цвета, как болотный и винный, а также оттенки зеленого и красного цветов.
Приятно, что современные ювелиры возрождают столь прекрасное и необычное искусство наших предков. Существует большое количество художников, продолжающих это благородное искусство, и грузинская эмаль становится чрезвычайно популярной и признанной во всем мире.
Тбилисские художественные галереи и сувенирные базары, такие как этот, на ступенях Президиума Академии наук на проспекте Шота Руставели
Одно из лучших мест в Тбилиси, где можно купить эмаль и другие украшения и аксессуары из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней, антиквариат – Субботний блошиный рынок – Рынок у Сухого моста и его окрестностей. Одна из причин, по которой иностранные туристы приезжают в Грузию – это уникальные, очень оригинальные украшения высочайшего качества, продаваемые по низкой цене.