Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания по-русски
Архитектурный шедевр, одно из самых прекрасных мест Испании, величайшее здание в мире – так называют музей Гуггенхайма в Бильбао. Сооружение из титана и стекла стало визитной карточкой Страны Басков. Ежегодно его посещают не менее миллиона человек – не только испанцев, но и иностранных туристов. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников.
Интересные факты о музее
- Музей в Бильбао – это третий зарубежный филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США). Еще два открыты в Венеции и Абу-Даби.
- Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании.
- Площадь музея составляет 24 000 кв. м, из которых 10 540 кв. м используется в качестве выставочных пространств, разделенных на 19 галерей.
Историческая справка
Переговоры о строительстве музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма начал вести с городскими властями в 1991 году. Спустя шесть лет, в октябре 1997 года, новый музей открыл свои двери для публики. О важности проекта для Испании в целом говорит тот факт, что на церемонии открытия присутствовал король Хуан Карлос I и его супруга королева София.
Новый культурный центр сильно улучшил имидж города и принес казне существенную прибыль, а сам музей вошел в списки мест, обязательных для посещения в Испании.
Тем не менее на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике. В частности, многие осуждали слишком высокую стоимость проекта (который, впрочем, уже в 2013 году окупился 37 раз).
Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса и вовсе назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что никогда не будет выставляться в его стенах. Правда, он быстро передумал, и сейчас его работы входят в постоянную коллекцию музея.«Величайшее здание нашего времени»
Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.
Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.
В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.
Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
В авангарде искусства
Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.
Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.
Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.
Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.
Временные экспозиции
Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.
А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.
Организационные моменты
Музей работает со вторника по воскресенье включительно с 10:00 до 20:00.
24 и 31 декабря музей будет работать до 17:00. 25 декабря и 1 января – выходной.
Стоимость билетов: взрослый – 10 евро, пенсионный – 6 евро, групповой (от 20 человек) – по 9 евро, студенческий (для людей моложе 26 лет) – 6 евро, дети и участники программы «Друзья музея» – бесплатно. В стоимость каждого билета входит аудиогид.
Официальный сайт музея: www.guggenheim-bilbao.es
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?
Да
(7)
Ваша критика помогает нам улучшать контент. Напишите, пожалуйста, что не так.
Отправить
Нет
(0)
Музей Гуггенхайма в Бильбао отметил 20-летие
№59
Материал из газеты
Как благодаря одной знаковой постройке невзрачный индустриальный город преобразился в туристический и культурный центр.
Подводим итоги «эффекта Бильбао»Ханна Макгиверн
07.12.2017
Музей Гуггенхайма в Бильбао.
Фото: Guggenheim museum Bilbao
Разговор, результатом которого стал будущий Музей Гуггенхайма в Бильбао, длился «не более получаса». Так, по крайней мере, утверждает Томас Кренс, директор нью-йоркского Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в 1988–2008 годах. Именно он выступал за мировую экспансию музейного бренда, предложив выйти за стены знаменитого здания, возведенного по проекту Фрэнка Ллойда Райта на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Музей Гуггенхайма в Бильбао, который в октябре отметил свое 20-летие, теперь неотделим от так называемого эффекта Бильбао — феномена, когда благодаря одной знаковой постройке невзрачный индустриальный город преображается в туристический и культурный центр. Однако многолетний директор музея Хуан Игнасио Видарте подчеркивает, что громадная, одетая в титановые пластины постройка по проекту Фрэнка Гери на самом деле была возведена в рамках серьезного плана по модернизации города, осуществляемого при поддержке муниципальных, провинциальных и региональных властей Бильбао.
После крупного наводнения 1983 года было принято решение очистить русло городской реки и восстановить обветшавшую набережную, где теперь находится музей. Средства из бюджета были выделены также на строительство метрополитена по замыслу Нормана Фостера (1995) и международного аэропорта, спроектированного Сантьяго Калатравой (2000).
Световое шоу в честь 20-летия музея в октябре.
Фото: Guggenheim museum Bilbao
«Для того чтобы культурный проект способствовал трансформации целого города, он должен обладать рядом составляющих, — заметил Видарте на пресс-брифинге, посвященном празднованию 20-летия музея, — а именно быть частью более крупного плана, он не может быть изолированным. Чтобы проект успешно реализовывался, необходим баланс между амбициями и ресурсами».
Статистика свидетельствует об устойчивом эффекте Гуггенхайма в Бильбао. Несмотря на небольшое снижение числа посетителей после финансового кризиса 2008 года, всего с момента открытия музей принял более 20 млн человек, причем две трети из них — иностранцы. Для города, где проживает всего около 350 тыс. человек, по первоначальным подсчетам требовалось около 400 тыс. посетителей в год, чтобы окупить расходы на строительство (по оценкам экономиста Беатрис Пласы, $228 млн) и получаемые гранты (которые сейчас составляют около €9 млн в год).
Затраты окупились с лихвой. Согласно ежегодным экономическим исследованиям, которые проводятся по заказу музея, к концу прошлого года он принес €4,3 млрд в ВВП Страны Басков и создал €659 млн дополнительных налоговых поступлений для региона, обладающего финансовой автономией от Испании. Внушительная коллекция, состоящая из 130 работ послевоенного и современного искусства, на которую за эти годы было потрачено €110 млн, в 2015 году была оценена аукционным домом Christie’s в €729 млн.
А в начале 1990-х сама мысль о Музее Гуггенхайма в Стране Басков казалась странной. В апреле 1991-го, когда состоялась первая встреча Кренса с баскским правительством, Бильбао был центром террористической деятельности сепаратистской организации ЭTA («Страна Басков и свобода»), и интерес Фонда Гуггенхайма к Испании ограничивался Мадридом. Двухлетнее мировое турне, которое совершали главные шедевры из нью-йоркской коллекции, пока основное здание было закрыто на реконструкцию, включало остановку в мадридском Центре искусств королевы Софии.
Фонду предлагали также открыть филиал музея в здании, высеченном в горах недалеко от Зальцбурга, и взять в долгосрочную аренду Центр современного искусства «Пунта делла Догана» (который в конце концов достался французскому коллекционеру Франсуа Пино) как вторую локацию в Венеции, в дополнение к Коллекции Пегги Гуггенхайм.
По словам Кренса, он ставил непременным условием, чтобы «все расходы, как текущие, так и основные, взяло на себя баскское правительство», в то время как ответственность за «эстетические решения», в том числе архитектуру, коллекцию и программу выставок, лежала бы на Фонде Гуггенхайма. «Мы не могли себе позволить, чтобы наши название и бренд были разбавлены больше, чем у Coca-Cola, когда она дает свое имя другому безалкогольному напитку или производителю газировки». Баски столкнулись с давлением Испанской социалистической партии, которая требовала заморозить проект, вспоминает Кренс, в то время как местные жители критиковали культурный империализм «Мак-Гуггенхайма», получившего аванс в размере €20 млн.
Несмотря на эти препятствия, в 1994 году был подписан 20-летний контракт с возможностью продления до 75 лет. В 2014-м его срок был увеличен еще на два десятилетия. Теперь музей платит нью-йоркскому фонду €1,9 млн в год (меньше, чем прежде, согласно информации газеты El País), но считается «равным» в партнерстве. Фонд каждые два года предоставляет на шесть месяцев для выставки в Бильбао подборку работ из США. А в самом Нью-Йорке в попечительском совете выделено место для представителя Бильбао, существует отдельная должность куратора музея в Бильбао, разработана программа для молодых баскских художников, проводятся стажировки студентов-басков.
«„Эффект Бильбао“ заключается не только в том, чтобы построить здание, но и в том, чтобы создать институцию, которая эффективно работает, — заявил Видарте минувшим летом. — Несмотря на то что это произносилось много раз, такая модель не была франшизой… Хотя мы и носим имя одной семьи, мы являемся отдельным музеем».
Подписаться на новости
Музей Гуггенхайма в Бильбао | Бильбао, Испания | Достопримечательности
Мерцающий титан Музей Гуггенхайма в Бильбао — одно из самых знаковых зданий современной архитектуры. Он сыграл важную роль в том, чтобы вывести Бильбао из постиндустриальной депрессии в 21 век – и сенсацией. Это вызвало вдохновенное возрождение города, стимулировало дальнейшее развитие и прочно поставило Бильбао в центр внимания международного искусства и туризма.
Кто-то может сказать, что здесь структура преобладает над функцией и что музей больше известен своей архитектурой, чем содержанием. Но вдохновенное использование канадским архитектором Фрэнком Гери плавных навесов, скал, мысов, форм кораблей, башен и плавников неотразимо.
Гери спроектировал музей с учетом исторического и географического контекста. Это место представляло собой промышленную пустошь, часть жалкого и загнивающего складского района Бильбао на берегу реки Риа-дель-Нервион. Исторические отрасли судостроения и рыболовства города отражали собственные интересы Гери, не в последнюю очередь его участие в промышленных материалах в предыдущих работах. Говорят, что титановая плитка, покрывающая большую часть здания, словно чешуя гигантской сельди, была вдохновлена детским увлечением архитектора рыбой.
Другие художники тоже добавили свои штрихи. Между стеклянными контрфорсами центрального атриума и Риа-дель-Нервион находится инсталляция Фудзико Накая: простой бассейн с водой, из которой исходит туман. Рядом с берегом реки находится Луиза Буржуа Maman, скелетоподобный навес, который, как говорят, символизирует защитные объятия. На открытой площадке к западу от музея любимая детьми скульптура фонтана случайным образом выпускает струи воды. Китчевая причуда Джеффа Кунса Puppy, , 12-метровый хайленд-терьер, состоящий из тысяч бегоний, находится на городской стороне музея. Бильбао держался за «Эль Пуп», который должен был стать мимолетной достопримечательностью в рамках мирового турне. Bilbainos расскажет вам, что El Poop появился первым, а затем им пришлось построить за ним конуру.
Направляясь внутрь, интерьер преднамеренно огромен. Похожий на собор атриум имеет высоту более 45 м, а свет льется сквозь стеклянные скалы. Постоянные выставки заполняют первый этаж, в том числе массивные лабиринтные скульптуры Ричарда Серры из выветренной стали и, достигающие неба, девять светодиодных колонок Дженни Хольцер с постоянно текущими фразами и текстовыми фрагментами (на английском, испанском и баскском языках).
Для многих главным развлечением являются временные показы – от ретроспектив новаторского современного видеохудожника Билла Виолы до масштабных выставок, посвященных Парижу конца века. Отличные самостоятельные аудиоэкскурсии на разных языках бесплатны при входе, также есть специальный детский аудиогид.
Бесплатные экскурсии на испанском языке проходят в 17:45 и 18:30; запишитесь за полчаса на стойке информации. Экскурсии могут проводиться на других языках, но вы должны заранее спросить об этом на стойке информации. Группы ограничены 20 (и их должно быть минимум восемь), так что приходите пораньше. Также возможно организовать частные групповые туры на испанском, английском, французском и немецком языках, среди прочих языков, по предварительной договоренности.
Музей оснащен специально адаптированными видеогидами для КПК с магнитной петлей для людей с нарушениями слуха и доступен для инвалидных колясок.
Очереди на входе могут быть ужасными, особенно в дождливые летние дни и во время праздников, таких как Пасха; в загруженное время вам лучше предварительно забронировать онлайн с выделенным временным интервалом.
Музей Гуггенхайма в Бильбао отмечает свое 25-летие0037
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,Музей отмечает свое 25-летие
Автор Гай Хеджко
BBC News, Бильбао Мулеро, турист с Канарских островов в Испании, объясняет, почему он восхищается этим зданием.
«Это потрясающе», — говорит он. «Его внешний вид напоминает корабль, плывущий по волнам, а внутри — бесконечные изгибы».
Он добавляет: «Я объездил весь мир, и это то, что я просто обязан увидеть в своей стране».
В связи с празднованием своего 25-летия об успехе музея свидетельствует количество посетителей, которых он привлекает: в среднем около миллиона человек в год. А за последнюю четверть века Гуггенхайм стал крупным центром современного искусства, где представлены работы художников из его родного баскского региона, а также международных гигантов, таких как Энди Уорхол, Джексон Поллок и Альберто Джакометти.
Но самым большим наследием музея, возможно, является более широкое влияние, которое он оказал на город на севере Испании, в котором он находится, явление, известное как «эффект Гуггенхайма».
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,В 1900-х годах железо с низким содержанием фосфора, добываемое на близлежащих холмах и транспортируемое вдоль реки Нервион, сделало Бильбао промышленным центром. В конце 19 века город снабжал Великобританию двумя третями железной руды, а в последующие десятилетия производил пятую часть мировой стали.
Но к концу 20-го века наступил упадок, и образ Бильбао превратился в один из промышленных пустырей и загрязнений, в то время как город и его окрестности стали частыми объектами террористических атак баскской группировки ЭТА.
Баскский писатель Джон Хуаристи назвал его «наименее гостеприимным городом во всей Испании».
Источник изображения, Getty Images
Image caption,Первоначально музей вызывал споры, отчасти из-за его огромной стоимости. Когда обсуждаемый проект в Венеции провалился, появился план нового музея в Бильбао.
«Ко мне подошли баски и спросили, как они могут изменить ошибочное представление о том, что они известны только терроризмом и гандболом хай-алай», — объяснил он автору Пэдди Вудворту. «Я сказал им, что они должны построить величайшее здание века».
Канадскому архитектору Фрэнку Гери было поручено спроектировать его на участке на берегу реки.
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,Франк Гери, канадский архитектор, спроектировал новое здание
С самого начала проект Гуггенхайма в Бильбао подвергся критике, в значительной степени из-за стоимости — 100 миллионов долларов только за здание, — которые были оплачены местными властями. Для Фонда Гуггенхайма, который просто предоставлял свое имя и произведения искусства, риск был значительно ниже.
Но игра окупилась.
«С точки зрения физической, буквальной очистки города, это произошло, когда они открыли этот музей», — говорит Леха Хилеман Вайтоллер, куратор Гуггенхайма в Бильбао, родившийся в США. «Это заставило жителей, правительство и всех, кто контролирует эти решения, посмотреть на реку».
Новое ультрамодернистское здание привлекало большое количество туристов. Новые доходы способствовали возрождению городской набережной и появлению новых модных баров, кафе и других предприятий, многие из которых были высокотехнологичными. В настоящее время в городе с населением всего 350 000 человек есть шесть ресторанов, отмеченных звездами Мишлен.
«За очень короткое время он действительно полностью изменил лицо Бильбао», — говорит Хайлеман Вайтоллер о музее.
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,Около 25 миллионов туристов посетили музей с момента его постройки.
Некоторые считают, что привлекающий внимание дизайн музея подрывает его роль дома искусства. Критик Хэл Фостер сказал, что Гери «дал своим клиентам слишком много того, что они хотят, возвышенное пространство, которое ошеломляет зрителя».
«Здание — невероятное событие, и я всегда хотела приехать и увидеть его», — говорит Ева Ванвас, приехавшая из Великобритании, на выходе из музея. «В нем много интересного искусства, но на самом деле мы пришли посмотреть на здание».
Музей посетили 25 миллионов человек с момента его открытия в 1997 году, поэтому местное правительство Бильбао и его жители, кажется, не жалуются, даже если их привлекает здание, а не искусство.