Ханский дворец: Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Home admin 2012-07-30T23:32:32+04:00

Памятники

ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК – ВЫХОДНЫЕ ДНИ!

Цены и информация для посетителей

Комплекс БИКАМЗ Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник насчитывает 119 памятников истории и архитектуры, ознакомиться с которыми вы сможете в 4 разделах нашего сайта внизу:

Ханский дворецИсторический квартал СалачикПещерные городаМемориалы Крымской войны

Новости

  • Тематическое мероприятие «Дни культуры крымских караимов»

  • День народного единства в Бахчисарайском музее-заповеднике

  • Состоялось тематическое мероприятие «Бахчисарай — дворец садов»

  • Состоялась презентация уникальных находок по итогам археологических исследований Усть-Альминского некрополя в 2022 году

  • Ночь искусств в Мемориальном музее Исмаила Гаспринского

  • Тематическая беседа «250 лет со дня подписания Карасубазарского трактата»

  • Состоялось открытие иллюстративной выставки «110-летие со времени издания книги Л. П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство»

  • Состоялся научно-практический семинар «Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке»

  • Проведены тематические мероприятия на территории «пещерного города» Чуфут-Кале

  • Состоялось тематическое мероприятие «350 лет со дня рождения Петра I»

  • Тематическое мероприятие «Бахчисарай – дворец садов»

  • Состоялось открытие выставки «Рисунки Усеина Боданинского в собрании Бахчисарайского музея»

  • Тематические мероприятия на территории «пещерного города» Чуфут-Кале»

  • Тематическое мероприятие «350 лет со дня рождения Петра I»

  • Научно-практический семинар «Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке»

 

 

ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи

 

 

 

 

Схема прохода на территорию Ханского дворца

 

Спецпредложения

Карта событий музея-заповедника
  • 19. 09.2016

Уважаемые посетители и гости музея-заповедника! Для удобства пользования нашим сайтом мы разместили данный сервис, предоставленный порталом Культура.РФ
Используя эту карту событий, вы легко найдете для себя нужную информацию о предстоящих мероприятиях, их месте проведения и […]

Социальные медиа

                                                                                                                           

 

Учредитель – Министерство культуры Республики Крым

 

Организатор экскурсий + 7 (978) 139 02 94

Уважаемые посетители сайта Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, просим Вас оценить качество оказания услуг: 

ОЦЕНИТЬ

 

 

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – Чуфут-Кале

Чуфут-Кале – один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай.  Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI – VII вв. и принадлежала готоаланам — федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы — Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале – «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая — в XVIII вв. Здесь собирались старейшины  караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно  датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана»

(1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от  ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена  1346 г.,  во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал  первый крымский хан  Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной — Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей — А.С. Фирковича.

Бахчисарай: Чуфут-Кале. Мавзолей дочери Тохтамыша

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Багчесарайский дворец крымских ханов

Багчесарайский дворец крымских ханов — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.

настроить фильтр

Предварительные списки Багчесарайский дворец Крымского…

Дата подачи: 07.07.2003

Критерии: (i)(iii)(v)(vi)

Категория: Культурный

Представлено:
Постоянная делегация Украины по делам ЮНЕСКО

Координаты: 44°45′ северной широты / 33°53′ восточной долготы

Код: 1820

Экспорт

Файл Word . doc

Отказ от ответственности

Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.

Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.

Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником

Описание

Багчесарайский дворец крымских ханов представляет собой компактный архитектурный ансамбль, состоящий из 17 зданий и 9 внутренних закрытых дворов. Общая площадь ансамбля составляет около 500 000 кв. м (в том числе 7 190 м застроенной площади). Багчесарайский дворец крымских ханов был построен в третьем-четвертом десятилетиях XVI века. Самая старая датированная постройка первоначального ансамбля датируется 1532 годом, а в письменных источниках дворец упоминается под 1539 годом.. Дворец, построенный как главная резиденция крымских ханов (монарей Крымского ханства — государства крымскотатарского народа), сохранял это значение на протяжении примерно 250 лет — с 1530-х годов до распада крымскотатарской государственности в 1783 году. В архитектурный ансамбль входят два культовых сооружения (Большая и Малая дворцовые мечети), официальные залы (Зал Дивана или Государственного Совета, Зал Посольств), жилые постройки ханов, их свиты и семей (Жилой и Свитовый корпуса, Гарем), помещения для отдыха (Летняя беседка, Соколиная башня), подсобные помещения (камеры для караула, бани, конюшни, огород и др.), малые архитектурные формы (порталы, фонтаны и бассейны) и замкнутые внутренние дворы с садами и парками.

В основном архитектура Дворца принадлежит к общей культурной традиции Ближнего Востока, гармонично переплетающейся с самобытной местной крымскотатарской традицией. Убранство дворцовых построек и интерьеров представляет различные архитектурно-художественные стили, распространенные в Крымском ханстве в XVI-XVIII веках. Играющий роль главной резиденции крымских монархов дворец Багчесарай. (наряду с соседней столицей) был политическим, религиозным и культурным центром Крымскотатарский народ во времена Крымского ханства.

Исторический центр Шеки с Ханским дворцом

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Исторический город Шеки, лежащий в лесистой долине гор Восточного Кавказа, имеет древнее происхождение, восходящее к VI веку до н.э. . Нынешний исторический центр является результатом его реконструкции после селевого паводка 1772 года на возвышенности в горной долине к востоку от предыдущего места. Из-за естественных ограничений долины исторический район сохранил свою общую городскую форму, но расширился в пределах первоначальных участков застройки в соответствии с традиционными типологическими схемами. Традиционные здания с типичными высокими двускатными крышами, глубокими верандами и садами являются ключевыми характеристиками исторического городского ландшафта в живописном окружении лесистых горных склонов.

Находясь в контакте с важными торговыми путями, район Шеки подвергался разнообразным культурным влияниям. Христианство было введено здесь еще в I веке нашей эры, а ислам — в VII веке. В течение своей недавней истории он находился под властью различных царств, включая Сефевидов, Османов и Каджаров, до 18 века. В 1743 году было основано Шеки как первое и самое могущественное из ряда ханств на Кавказе, представлявших новую административную систему в регионе. За этим последовало русское правление в 19 в.век. Эти различные культуры также повлияли на особенности архитектуры, выдающимся примером которой является Ханский дворец, также отраженный во многих интерьерах богатых купеческих домов, таких как камины (бухары), украшения и народный тип окон ( шабака) и др. Крепость, Ханский дворец и караван-сараи отражают важную административную и торговую роль города.

Как торговый центр, находящийся в контакте с Азией и Европой, а также как часть маршрута Шелкового пути, основная экономика Шеки с древних времен была основана на разведении тутового шелкопряда, торговле коконами и шелком-сырцом, и развитие различных ремесел, которые продолжаются в регионе. Эти виды деятельности были одобрены из-за особенно подходящих климатических условий. В то же время морфология городской ткани и модели ее роста были прямым результатом топографии местности, а также экономического развития и деятельности, связанной с торговлей шелком. Дома строились с высокими скатными крышами для разведения тутового шелкопряда на просторных просторных чердаках. Широкие торговые отношения с другими регионами, которые в основном включали торговлю шелковыми изделиями, привели к строительству новых караван-сараев, магазинов, общественных фонтанов, мечетей, общественных бань и складских помещений в очень короткий период времени после 1772 года. Один караван-сарай и несколько магазинов до сих пор используется местными жителями для различных торговых целей.

Городская структура города Шеки определяется сбором и управлением водой. Город находится в водосборном бассейне реки Киш на пространстве, дренируемом ручьями, которые со временем были перехвачены и превращены в сеть каналов. К этому источнику воды добавляются воды горных ледников и метеоритных ледников. Гидравлическая сеть диверсифицирована, различая пресные и малопитьевые воды по разному происхождению: родниковые, дождевые и речные. Продуманная система распределения управляет водопроводной сетью до жилых домов и продуктивных садов, структурируя городской участок и разделяя его на соседние районы. Обработанные участки, на каждом из которых стоит дом, являются отличительной чертой города Шеки.

Сады, частично состоящие из тутовых деревьев в сочетании с их жилыми домами, представляли собой производственную систему, основанную на ряде операций, связанных с кормлением и разведением тутового шелкопряда и его переработкой. Таким образом, был создан тип «города-сада», в котором элементы эстетической и символической ценности были объединены с функциональными и утилитарными персонажами.

Критерий (ii): Исторический центр Шеки, являющийся крупным культурным и торговым центром в регионе, представляет собой важную взаимосвязь множества культурных влияний, которые берут свое начало в его истории на протяжении двух тысячелетий, но особенно развились в период Влияние Сефевидов, Османской империи и Каджаров, а также более позднее влияние российского правления. Шеки, в свою очередь, оказал влияние на более широкую территорию Кавказа и за его пределами. Нынешняя городская форма, восходящая к новому строительству после наводнения 1772 года, продолжила прежние строительные традиции, отвечающие местным климатическим условиям, требованиям традиционного хозяйства и ремесел. как балконы, двери, арки и заборы отражают восточные особенности, которые позже развились под русским влиянием.

Шеки также является исключительным свидетельством феодального строя кавказских ханств, сложившегося с 1743 по 1819 годы, что выразилось в архитектуре ханских дворцов, интерьерах богатых купеческих домов, оборонительных сооружениях.

Критерий (v): Исторический центр Шеки, полностью реализованный в соответствии с древними правилами, представляет собой выдающийся пример спланированного производительного «города-сада», примером которого является его гидравлическая система для привода мельниц и ирригации, а также связанные с ними производственные сооружения. к шелководству и своеобразной организации домов, выровненных с возделываемыми полями, и все это в окружении лесного ландшафта.

Целостность

Исторический центр Шеки содержит все элементы, оправдывающие его выдающуюся универсальную ценность. Вместе с обстановкой поселение образует целостный ансамбль, сохранивший при этом свою визуальную целостность. В границах собственности находится весь спланированный исторический город с его продуктивными садовыми домиками, укреплениями и памятниками, такими как крепость, Ханский дворец и караван-сараи, которые в совокупности отражают жилую, административную и коммерческую роль города. Система водоснабжения, перераспределение по кварталам (мехелле) и многие традиционные виды деятельности в основном все еще не повреждены и эффективны. Они представляют собой полный спектр атрибутов собственности, отражающих запланированный производительный «город-сад» столицы Шекинского ханства и последующего российского правления.

Целостность объекта уязвима из-за нового строительства на территории и отсутствия консервации некоторых исторических зданий. Некоторые недавно построенные дома, реконструированные жилые дома и здания, находящиеся в критическом состоянии, требуют в той или иной степени немедленного вмешательства. Стратегия сохранения, основанная на Руководстве по восстановлению, в ближайшем будущем устранит существующие недостатки.

Подлинность

Исторический центр Шеки сохранил свою историческую аутентичность в отношении сохранности его городской типологии и общей формы, а большинство частных жилых домов и некоторых общественных зданий все еще отражают их прежнее традиционное использование и функции. Шеки также сохранил свои традиционные механизмы содержания собственности и участия населения через представителей района и совет старейшин.

Основная часть монументальных комплексов не повреждена и является частью обширных программ консервации и реставрации, которые выполняются и продолжаются. Несмотря на наличие некоторых неуместных вмешательств и использование современных материалов, которые влияют на подлинность, в Руководстве по реставрации будут установлены необходимые стандарты и использование традиционных материалов.

Жилые дома Шеки постепенно реставрировались, многие из них следовали традиционным типологическим схемам роста, но не во всех вмешательствах учитывалась аутентичность традиционных материалов, процессов и дизайна. 1,933 дома (71,6%) из 2755 жилых домов на территории объекта и его буферной зоны сохраняют свою аутентичность, эволюционировав с течением времени в соответствии с функциональными преобразованиями, которые не затрагивают архитектурную типологию или материалы, или претерпевают незначительные изменения, такие как пристройки. Все дома подлежат консервации в соответствии с Планом консервации и Руководством по реставрации.

Требования к охране и управлению

Исторический центр Шеки и Ханский дворец (120,5 га) находятся под охраной с 1967 в составе Государственного историко-архитектурного заповедника «Юхари Баш» (283 га) в соответствии с Законом об охране памятников истории и культуры. Он также находится под строгой охраной в рамках генерального генерального плана города как заповедная зона.

Территория охраняется на двух уровнях, буферная зона (146 га) окружает объект на высоте до 200 метров, а за ней находится гораздо большая зона контроля местности. Буферная зона юридически входит в состав архитектурного заповедника «Юхари Баш», а зона контроля местности остается в пределах охранной зоны заповедника, которая также охраняется законом. Лесное окружение объекта необходимо охранять не только из-за его экологической ценности, но и из-за его визуальной и культурной ценности в качестве поддержки выдающейся универсальной ценности объекта.

Исторический центр Шеки находится под управлением Государственного агентства по туризму и его недавно созданного Центра управления заповедниками вместе с другими соответствующими заинтересованными сторонами.

План действий по сохранению и восстановлению исторического центра Шеки и Руководство по реставрации являются как справочными, так и руководящими документами, которые лягут в основу разработки руководств по планированию и усилению защиты отдельных зданий. Этот процесс должен осуществляться с привлечением частных лиц и населения путем поощрения реставрации, проводимой с учетом исторического и архитектурного характера места и атрибутов выдающейся универсальной ценности. Также необходимо разработать общий генеральный план сохранения.

План управления, составленный на английском языке, будет принят, реализован и переведен, как это предусмотрено в Плане действий, и это будет включать укрепление мандата и ресурсов группы управления. Будущее управление должно усилить роль традиционных структур управления, таких как Совет старейшин и представителей района, в процессах принятия решений и управления, а также разработать туристическую стратегию для ограничения развития туристических объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *