Ханский дворец: Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – Информация для посетителей

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – Чуфут-Кале

Чуфут-Кале – один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай.  Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI – VII вв. и принадлежала готоаланам — федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы — Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале – «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая — в XVIII вв. Здесь собирались старейшины  караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена.

Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно  датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от  ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена  1346 г.,  во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал  первый крымский хан  Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной — Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская.

Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей — А.С. Фирковича.

Бахчисарай: Чуфут-Кале. Мавзолей дочери Тохтамыша

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – История музея

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник является преемником Национального музея крымских татар, который официально был провозглашен в 1917 г. Инициатива создания первого крымскотатарского музея принадлежит художнику, историку-краеведу, этнографу Усеину Боданинскому.

Музей размещался в знаменитом памятнике архитектуры XVI-XVIII вв. – Ханском дворце, бывшей резиденции правителей Крымского ханства. История создания музея берет свое начало еще в дореволюционное время. 31 марта 1916 г. Петроградское общество защиты и сохранении в России памятников искусства и старины  открыло Бахчисарайский отдел (кружок), инициатором и председателем которого стал У.А. Боданинский. Членами кружка был создан и татарский художественно-исторический музей, однако официального статуса он еще не имел.После Февральской революции, 25 сентября 1917 г. решением Крымского Временного Мусульманского Исполнительного комитета Усеин Боданинский был назначен директором дворца, а 4-го (17) октября 1917 г. приказом Таврического Губернского комиссара Временного Российского правительства он был утвержден комиссаром (заведующим) Бахчисарайского ханского дворца.

Первоначальную коллекцию музея составили остатки собственно ханского имущества, предметы внутреннего убранства комнат, приобретенные для прибывавших во дворец российских царственных особ и небольшая коллекция декоративно-прикладного искусства крымских татар, собранная А. Г. Котовым, Н.П. Кондаковым и А. Иваненко.За короткое время работы музея, его фонды пополнились с 200 единиц до одной тысячи предметов. Первоначально музей содержался на средства крымскотатарской Директории.В ноябре 1920 г. власть в Крыму была вновь взята большевиками. Несмотря на то, что Дворец-музей официально существовал с октября 1917 г., документальное оформление при большевистской власти крымскотатарский музей получил лишь 18 марта 1922 г.

С этого времени он получил название «Государственный Дворец и Музей Тюрко-татарской культуры». Были образованы филиалы: Музей Гаспринского (до 1928 г.), Коккозкий дворец (до 1924 г.) и развалины городов-крепостей Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Черкез-Кермен.
У. Боданинский развернул широкую деятельность по популяризации музея не только в Крыму, и в целом по стране, но и на международном уровне (в фондах ГБУ РК БИКАМЗ сохранились письма У. Боданинскому из Британского музея и посла Японии).
Стремительно растет пополнение фондов музея. Согласно Книгам поступлений, в 1922 г. в музее насчитывалось 1835 единиц хранения, а к концу 1934 г. – 2715 предметов, не учитывая старинных рукописных и печатных книг, а также предметов из археологических экспедиций. Формирование фондов музея с самого его основания имело не случайный характер. Целенаправленно закупались или передавались в дар предметы, относящиеся к истории и этнографии крымских татар, к культуре Ислама.

Книги поступили главным образом из библиотек Зынджирлы медресе, Буюк Хан Джами (Большой ханской мечети) и личной библиотеки Исмаила Гаспринского. Всего старинных книг насчитывалось более полутора тысяч единиц, из них 600 наиболее ценных рукописных. Основу коллекции составляли старинные предметы XVI-XIX вв. декоративно-прикладного искусства крымских татар (вышивки, ювелирные украшения, изделия из дерева, металла, кожи и др.), коллекция восточного, в том числе крымского оружия, монеты золотоордынского периода и Крымского ханства, предметы из личного имущества крымских ханов.
В помещениях дворца размещались экспозиции, отражающие историю и культуру крымских татар. Для этого были изготовлены манекены, по эскизам У. Боданинского. Действовала экспозиция, отражающая культуру крымских караимов.
Разработанный музеем в 1926 г. маршрут экскурсий включал в себя показ построек средневекового города, его древних промыслов, кустарного производства, знакомство с ремеслами и бытом Бахчисарая. В СССР это был первый этнографический музей «под открытым небом».
Успешно развивалась и научная деятельность музея. Сотрудники принимали участие в ряде этнографических экспедиций по Крыму. Были организованы и археологические экспедиции, с привлечением ведущих археологов и востоковедов страны. Это И.Н. Бороздин, Г.А. Бонч-Осмоловский, А.С. Башкиров, Б.Н. Засыпкин, Н.Л. Эрнст, А.Н. Самойлович и др. Исследованиям подверглись Кырк-Азизлер, Эски-Юрт, Старый Крым, Чуфут-Кале, Эски-Кермен. В ходе экспедиций был собран богатейший материал.
К сожалению, с начала 1930-х гг. все исследовательские работы по археологии и этнографии в музее были приостановлены, часть сотрудников музея была репрессирована.
Первый директор и основатель музея У. Боданинский в 1934 г. был уволен, затем арестован и расстрелян 17 апреля 1938 г.
18 мая 1944 г. в результате депортации крымскотатарского народа, музей крымских татар перестал существовать, а его этнографическая коллекция была, частью разграблена, частью перемещена в другие музеи. Сегодня эти предметы находятся в музеях Украины, России, Германии и в частных коллекциях. Уцелевшие экспонаты составляют сейчас основу нынешних экспозиций Музея истории и культуры крымских татар, созданного в 1996 г. и являющегося филиалом Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

В 1944 г. директором Бахчисарайского музея была назначена Кустова Мария Георгиевна. Это были не простые годы для музея. Благодаря усилиям и убедительности М.Г. Кустовой Ханский дворец был спасен от разрушения и полного забвения. Не считаясь с трудностями, лишениями послевоенных лет, эта удивительная женщина возродила к жизни Бахчисарайский музей. Своим упорным трудом она добилась восстановления многих памятников, по ее инициативе была продолжена реставрация дворца.
Огромная заслуга М.Г. Кустовой состоит в сохранении этнографических коллекций и пополнении фондов музея. Так, в 1951 и 1957 гг. М.Г. Кустова побывала в командировке в Артиллерийском и Этнографическом музеях Ленинграда и Эрмитаже, благодаря чему фонды музея пополнились старинным оружием, посудой известных фарфоровых заводов, восточными тканями, вышивками, салфетками XVII-XVIII столетий. В этот период продолжается работа по собиранию и приобретению экспонатов, характеризующих ремесленное производство крымских татар. Музей обладает уникальной коллекцией золотного шитья крымских мастеров XVIII вв.
Археологические коллекции поступали в фонды музея с момента его основания. Планомерная и целенаправленная работа по научному комплектованию археологических фондов началась с момента создания в Бахчисарае Музея «Пещерных городов» в октябре 1937 г. С этого времени музей состоял из музея «Пещерных городов» и Дворца-музея. Экспозиция музея «Пещерных городов», тематико-экспозиционный план которой был составлен известными археологами: Е. В. Веймарном, Д.А. Крайновым и Н.Н. Смирновым, размещалась в Большой Ханской мечете.

При музее была создана археологическая станция по приему и консервации археологического материала. В ведении музея находилось 14 филиалов. Начальником станции долгие годы работал Е.В. Веймарн, который внес неоценимый вклад в создание археологической коллекции музея. Создание музея «Пещерных городов» сыграло значительную роль в деле охраны «пещерных городов». В 1955 г. Дворец-музей и музей «Пещерных городов» были объединены в Бахчисарайский историко-археологический музей с двумя отделами: археологическим и историческим. В это время во Дворце начали работать сотрудники Киевских реставрационных мастерских.
В Фонтанном дворике Ханского дворца, на северной и южной стенах, они расчистили росписи XVI века в виде черно-красного «рустика», а Золотой фонтан отмыли от масляной краски и обновили отделку сусальным золотом, сделав его вид первоначальным. С этого времени работы по реставрации дворцовых построек велись постоянно. Так, в 1970-80-х гг. было отреставрировано помещение бывшей Ханской канцелярии, Посольский зал, зал Дивана, Свитский корпус, здание Гарема, бани Сары Гузель.

Киевскими реставраторами были произведены не только ремонтные работы этих построек, но расчищены и восстановлены старинные росписи под руководством П.Я. Редько. С 1960 по 1981 гг. директором музея был Иван Иванович Чурилов.
В 1957 г. в музей пришел И.И. Лобода, его трудовая деятельность продолжалась 55 лет. Он внес огромный вклад в развитие археологической науки Крыма, вместе с В.Н. Хоменко создавал экспозицию археологического отдела Бахчисарайского музея, которая была лучшей в Крыму, многие годы участвовал и руководил раскопками музея, из них 25 лет работал на Усть-Альме.
В 1970-80-х гг. экспозиция археологического отдела располагалась в Большой Ханской мечете, где освещалась история Крыма и Бахчисарайского района от эпохи палеолита до средневековья. Непосредственно в Ханском дворце была развернута экспозиция исторического отдела, рассказывающая об истории Крымского ханства и Ханском дворце – памятнике архитектуры XVI-XVIII столетий. Свитский корпус дворца использовался в качестве помещения для выставочных залов.

В этот же период в нартексе Большой Ханской мечети функционировала первая в Крыму голографическая выставка крымских археологических находок, созданная В.Н. Хоменко, заместителем директора по научной работе. Экскурсия по дворцу длилась 2,5 часа и охватывала экспозиции обоих отделов. Так же проводились экскурсии по Успенскому монастырю и «пещерным городам» – Чуфут-Кале, Мангупу и др. Директором музея с 1981-1987 гг. был Виктор Денисович Касьяненко. В это время в музее продолжались ремонтно-реставрационные работы, создавались новые экспозиции в Ханском дворце. Большой вклад в развитие экспозиционной концепции, создание экспозиций, экскурсионных рассказов и экскурсионной деятельности музея внесли: В.Б. Кочетов, Л.Н. Малиновская, Г.Д. Остапенко, З.А. Табурина, Г.А. Попова. В 1980-90-х гг. археологи Бахчисарайского музея продолжали участвовать в археологических экспедициях по Бахчисарайскому району и пополняли коллекции музея новыми экспонатами. Они так же вели научно-методическую работу, фондовую по обработке поступивших коллекций, публиковали научные статьи в археологических сборниках. В археологических фондах сосредоточен огромный материал, представляющий большую научную ценность. Ежегодно фонды пополняются новыми коллекциями. Более 30 лет фондовую работу музея возглавляла Г.И. Золотова.

Бахчисарайский историко-археологический музей был переименован в историко-архитектурный музей в январе 1978 г. На базе историко-архитектурного музея был создан Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник в 1990 г.
С 1987 по 2011 гг. заповедником руководил Евгений Владимирович Петров. В эти годы проводились объемные ремонтно-реставрационные работы в бане Сары Гузель, Зинджырлы медресе, в Соколиной башне. В это время был создан Художественный музей, музей И. Гаспринского, сектор «Военно-исторический мемориал» «Поле Альминского сражения», этнографический отдел в Ханском дворце. Большой вклад в создание экспозиции этнографического отдела внесли О. А. Желтухина и Н.М. Эбубекирова. Большая личная заслуга С.У. Эбубекирова, который около 20 лет возглавлял работу Ханского дворца, состоит в создании «Музея истории и культуры крымских татар». Инициатива и идея создания мемориала «Поле Альминского сражения» принадлежала С.Ф. Сундукову, энтузиазм и творческая деятельность которого воплотили эту идею в жизнь. Художественный музей Бахчисарайского музея-заповедника был открыт 8 июля 1996 г. в отреставрированных залах бывшего дома смотрителя Ханского дворца, перестроенного в 1820 г. по проекту архитектора Колодина. Экспозиция музея была создана под руководством И.Б. Арбитайло, проработавшей в Музее более 30 лет. В коллекции Художественного музея собраны произведения знаменитых отечественных и зарубежных мастеров живописи XVIII-XIX веков: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина, Гюне, В.Ф. Тимма и др. Музей располагает крупными монографическими коллекциями художников, жизнь и творчество которых тесно связаны с Бахчисараем: Б.В. Смирнова, П. А. Шиллинговского, К.Ф. Богаевского, А.П. Могилевского, А.П. Яновского, Я.А. Басова и других. Мемориальный музей Исмаила Гаспринского был открыт в 1921 г. При музее была и библиотека, где были собраны уникальные книги и журналы. Музей и библиотека просуществовали ровно 10 лет. В начале 1930 г. он был закрыт. Новая жизнь музея начинается 21 марта 2001 г. Много энергии для этого приложил заведующий музеем Я.А. Аппазов. Сегодня в экспозиции музея представлены сохранившиеся личные вещи И. Гаспринского, его награды и книги из его библиотеки. Коллекция музея постоянно пополняется, и тематика экспонируемого материала становится разносторонней и обширней.

С 1992 г. выходит серия сборников научных трудов, издаваемых Бахчисарайским заповедником, в которых ученые, в том числе и сотрудники заповедника, поднимают актуальные вопросы и публикуют свои труды.
В 1997 г., к 80-летию Бахчисарайского музея, А. Демираяк передал заповеднику коллекцию монет Крымского ханства, Золотой Орды и медалей Европы (195 ед. ), которые он собирал в течение 40 лет. В 2007 г. Львовский музей истории религии положил начало реституции: Бахчисарайскому заповеднику было возвращено 13 старинных мусульманских и караимских книг. В 2009 г. Венский музей этнографии передал заповеднику 68 единиц декоративно-прикладного искусства, вывезенных во время Великой Отечественной войны.

Ханский дворец – Украинский институт

Перейти к содержимому

О

Открытки

История

Ханский дворец был основной резиденцией крымских ханов династии Гераев, правителей Крымского ханства (XV-XVIII). Кроме того, он был административным и политическим центром этого государства с первой трети 16 века.
Это единственный сохранившийся образец крымскотатарской дворцовой архитектуры и уникальный для Европы архитектурный комплекс исламской средиземноморской и черноморской культуры. Ханский дворец также является свидетельством многовековой истории становления государства и политической активности крымских татар, одного из коренных народов Украины.
История Ханского дворца начинается с основания города Бахчисарая, что в переводе с крымскотатарского означает «дворец-сад» (bağça — «сад», saray — «дворец»). Хан Сахиб I Герай начал строительство дворца. Он был великим реформатором, правителем Казанского и Крымского ханств, основателем новой столицы Крымского ханства, а именно города Бахчисарая. Старейшими объектами комплекса являются Портал Алевизо де Монтаньяно или Демир-Капу («Железный портал»), созданный в 1503 г. известным итальянским мастером Алевизо де Монтаньяно, баня «Сары Гюзель» (1533 г.) и Ханская мечеть. (1532).
Дворец строился не как укрепленная резиденция, а как воплощение райского сада, пронизанного светом, утопающего в цветах и ​​листве, с многочисленными двориками и фонтанами. Дворец с арками и колоннадой доминирует в композиции сада. Со временем дворец рос и расширялся, и каждый последующий правитель вносил свою лепту в его рост.
В 1736 году во время русско-турецкой войны русские войска захватили Бахчисарай, и дворец был сожжен. После присоединения Крымского полуострова к Российской империи в 1783 году комплекс несколько раз перестраивался. В результате это место постепенно утратило единство стиля, а интерьеры и экстерьеры бывшей ханской резиденции стали более эклектичными. По прихоти русских императорских зодчих были уничтожены подлинные картины и фрески. Более того, многие помещения были снесены между 179 г.6 и 1822 г.: комплекс ханского гарема, персидский двор, зимний дворец, банный комплекс.
В ХХ веке реставрации, проводимые советскими властями, продолжали стирать аутентичный стиль памятника. А после депортации крымских татар в 1944 году все упоминания об этой нации на полуострове были искоренены. В Крыму советские власти занимались «топонимическими репрессиями», уничтожали памятники крымскотатарам, сжигали книги и рукописи, открывали кинотеатры и магазины в мечетях. После такого почти полного разрушения чудом сохранившийся комплекс Бахчисарайского ханского дворца стал для крымских татар не только символом зарождения, развития и государственности на этой территории, но и напоминанием о возвращении из изгнания и процветании на родной земле.

О

Открытки

Перейти к началу

Русские оккупанты уничтожили Золотой кабинет в Ханском дворце в оккупированном Крыму

Русские оккупанты уничтожили Золотой кабинет в Ханском дворце в оккупированном Крыму

ЕН

  • АР
  • Великобритания

ЕН

  • АР
  • Великобритания

Война на Украине

Российские оккупанты демонтировали крышу и ансамбль цветных витражей Золотого кабинета в Ханском дворце в Бахчисарае, оккупированный Крым.

«Российские оккупанты продолжают разрушать уникальную культурную жемчужину моего народа — Ханский дворец в Бахчисарае. У нас есть сведения о разрушении удивительного Золотого кабинета Кирим-Герай-хана, в котором оккупанты разобрали крышу и ансамбль цветных витражей. Российские террористы не умеют ничего другого, кроме как убивать, уничтожать все прекрасное, стирать национальную память и идентичность моего народа», — написала на странице https://twitter.com/EmineDzheppar/status/ первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джеппар. 1603734166599860225 от 16 декабря.

Дипломат как председатель Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО призвал ЮНЕСКО адекватно реагировать на преступления России против культурного наследия в оккупированном Крыму.

Как сообщалось, в сентябре 2021 года ЮНЕСКО опубликовала отчет, в котором говорится, что «реставрационные» работы в Ханском дворце в Бахчисарае «создают реальную угрозу уничтожения историко-культурной ценности памятника».

Чтобы предложить исправление или уточнение, напишите нам здесь
Вы также можете выделить текст и нажать Ctrl + Enter

СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ

Рекламный контент

Подробнее по этой теме

Бывший представитель США считает, что контрнаступление Украины будет успешным, но это еще не конец

Курт Волкер считает, что украинское контрнаступление будет успешным, и это принесет больше поддержки со стороны Америки перед президентскими выборами в США в следующем году.

Подробнее по этой теме

«Мы милитаризовали Украину!» — разъяренный Вагнер-шеф о том, как аукнулась путинская «спецоперация»

В своем последнем интервью Евгений Пригожин затронул множество тем, в том числе то, что, по его мнению, «Россия должна жить по образу Северной Кореи определенное количество лет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *