Музей Айя София (Собор Святой Софии) в Стамбуле
Собор Святой Софии в СтамбулеНаиболее часто посещаемой туристами достопримечательностью не только Стамбула, но и Турции в целом является музей Айя-София. Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет). Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.
Айя София – шедевр византийской архитектурыИстория Собора Святой СофииЕще до строительства нынешнего здания Святой Софии, в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г. Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан). Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор Григория Богослова (Назианзин), вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году. В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.
Собор Святой Софии в Стамбуле — Айя-София“Церковь Премудрости Божией”История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан, подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников. Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.
Айя-София, вид со стороны Мраморного моряСтроительство собораСтроительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из Иераполиса в Памуккале. Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного храма Артемиды в Эфесе, а порфировые колонны из храма Солнца в Риме. Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз. А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя, Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.
Святая София в Стамбуле ночьюМечеть Айя СофияПосле турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).
Панорама интерьера Святой СофииМузей Айя-СофияC 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем, а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.
Время работы музея Айя София:- Зимой: с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
- Весной, Летом и Осенью: с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)
- Входная плата составляет 60 лир (2019 год).
- Отели рядом
- Экскурсии по Айя-Софии
С 10 июля 2020 года Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о присвоении мечети Айя Софии статуса музея. Великий храм снова стал мечетью. С 24 июля 2020 года в соборе начались богослужения. Возможность посещения мечети для всех желающих как всегда есть, но учитывая время намазов. Входная плата, как и во всех мечетях Турции, взиматься не будет. Единственное условие для посещения это «подобающий вид одежды».
Айя-София в Стамбуле снова стала мечетьюФото Айя Софии в Стамбуле Фото Айя-СофииПланируем самостоятельное путешествие в Стамбул ↑ ПОХОЖИЕ СТАТЬИХрам Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). 100 великих храмов
Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)
Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам известного русского византиниста Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.
История храма началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь – новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. Император Констанций, сын и наследник Константина, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Восстановленный императором Аркадием, храм снова был разрушен, на этот раз дотла, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек.
Храм Святой Софии
После этого император Юстиниан I заложил новый собор – беспримерный в истории. В ту эпоху в Константинополе уже существовало около тридцати церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал еще построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире.
Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они – выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был, вдобавок, выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работало еще сто архитекторов.
Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из красного порфира, из Эфеса – колонны из зеленого мрамора. Строительство продолжалось пять лет – с 532 по 537 год. Освящен был собор 26 декабря 538 года.
Когда строительство завершилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в храм чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя». Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!»
Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» – треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина здания составляет 81 м, ширина – 72 м, высота – 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.
Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно изготовлена из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка.
Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенную мозаиками внутренность храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг, подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.
В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи – 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, однако силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город.
«В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли», – пишет очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина и нашли его под грудой убитых – императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами.
Султан приказал отрубить голову императора и водрузить ее на высокой колонне посреди завоеванной столицы Византийской империи.Существует легенда, что, когда турки ворвались в собор, служивший там священник исчез за таинственной дверью в стене храма, захватив с собой святые реликвии. Турки не сумели его догнать: стена внезапно закрылась за ним. Во время реставрации 1850-х годов эта дверь была впервые за четыреста лет вскрыта – за ней оказалась крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница, заваленная мусором…
Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. В царствование султана Селима II внешние стены храма укрепили грубыми контрфорсами, совершенно изменившими первоначальные пропорции собора. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и лишь в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке к храму была устроена султанская усыпальница – здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.
Святая София за свою долгую жизнь пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX столетия собор находился под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью. Но великое искусство нельзя убить. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.
Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена, и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров.
«Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – писал известный искусствовед Л. Д. Любимов. – Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».
Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашел такого полного, совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.
Православный собор в Стамбуле был музеем, а теперь станет мечетью. Это вообще как? И что это изменит на практике? | Громадское телевидение
Главный административный суд Турции в пятницу, 10 июля, отменил решение 1934 года о преобразовании собора Святой Софии в Стамбуле в музей. Теперь это здание, которое долгое время было самым большим христианским храмом мира, станет мечетью. Об этом говорил ранее и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который подписал соответствующий указ. Теперь, по его словам, Святая София станет бесплатной для туристов. Константинопольский Патриархат — главный в православии — такие намерения неоднократно критиковал. А в Греции решение Анкары назвали «открытой провокацией для цивилизованного мира».
fullscreenСвятая София в Стамбуле, Турция, 11 апреля 2020 года. 10 июля Государственный совет Турции своим решением позволила превратить ее из музея в мечеть
Фото:EPA-EFE / TOLGA BOZOGLU
Святую Софию построили в 532-537 годах ещё во времена Юстиниана I — правителя Византийской империи, центра православия в Средневековье. Её считают одним из величайших архитектурных памятников этого государства и православия в целом. Кроме того, построили Святую Софию за довольно короткие на то время сроки — шесть лет, на месте храма Константина и Феодосия, который до этого сгорел в пожаре.
Архитектурное решение собора является уникальным для своего времени: в нем сочетается удлиненная и 32-метровый просторный купол, который поддерживается двумя полукуполами. За счет большого количества окон в солнечный день у посетителей создается впечатление, что здание будто бы висит в воздухе. При этом по плану фундамент собора — квадратный. А мозаика храма ныне считается одним из немногих источников изучения тогдашнего изобразительного искусства.
В 1985 году Святую Софию вместе с историческим районом Стамбула отнесли ко Всемирному культурному наследию ЮНЕСКО. Это означает, что собор имеет специальный статус, и государство, где он расположен (то есть Турция), обязуется хранить его вид и защищать от актов вандализма.
Именно в Святой Софии, по преданию, в 1054 году посланник Папы Римского кардинал Гумберт вручил Константинопольскому патриарху Михаилу Келуралию грамоту об отлучении от церкви. Это стало началом так называемой схизмы — раскола христианства на восточную (православие) и западную (католицизм) ветви.
Причастна Святая София и к украинской истории. Считается, что именно в ней крестился Владимир Великий вместе с окружением. А позже — принес христианство на Русь.
Более 900 лет Святая София считалась одним из главных христианских, а впоследствии — и православных храмов мира, разве за исключением недолгого периода в XIII веке. Тогда во время Четвертого крестового похода Константинополь ненадолго захватили, а собор превратили в католический.
В 1453 году Османская империя завоевала Константинополь. В мировой истории это событие считается завершением Средневековья и началом Новой эпохи. А в истории Святой Софии — завершением ее официального 916-летнего христианского периода и преобразованием, по приказу тогдашнего турецкого императора Мехмеда II, в мечеть Айя-София.
Османские архитекторы достраивали Святую Софию на мусульманский лад: её мраморный пол застелили коврами, появились два и
С 1908 по 1923 год Османская империя распалась и с религиозного государства превратилась в светское. Архитектором этих преобразований называют первого президента только что созданной Турецкой республики Кемаля Ататюрка. Именно он в 1934 году декретом ликвидировал статус Святой Софии как мечети и превратил её в музей.
Своим решением Ататюрк запретил использовать Святую Софию для проведения любых религиозных обрядов. Впрочем, в 2006 году одну из комнат собора позволили использовать христианам и мусульманам для молитвы. После этого стали раздаваться призывы к восстановлению религиозного назначения здания — как для православных христиан, так и для мусульман.
В июле 2016 года в Святой Софии впервые за 85 лет провели чтение мусульманских молитв. Религиозную службу транслировали в прямом эфире по турецкому телевидению — в программе, одним из гостей которой был Мехмет Гормез — тогдашний глава Директората по делам религий Турции. Однако в том самом году суд, рассмотрев иск одной из неправительственных религиозных организаций Турции, постановил, что Святая София должна остаться музеем.
Константинопольский патриарх Варфоломей неоднократно говорил, что Святая София — если и превращать её из музея в религиозное сооружение — должна стать церковью, а не мечетью.
«Святая София в Константинополе, я полагаю, не будет превращена в мечеть, здравый смысл и настоящий интерес Турции будет господствовать, то есть сохранит святую Софию как музей. Я говорил об этом публично, в своих заявлениях, в своих интервью… Сегодня София — музей, открытый для всех посетителей. И сотни, если не тысячи, посещают его ежедневно. А Турция имеет большой доход от продажи билетов», — говорил Варфоломей.
fullscreenПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (на экране справа) принимает участие в видеозвонке с министром культуры и туризма Мехметом Нури Эрсоя (слева) и имамом Феррухи Мустуером (в центре) в Святой Софии, 29 мая 2020
Фото:EPA-EFE / TURKISH CULTURE AND TOURSIM MINISTRY
В последние годы о превращении Святой Софии в мечеть говорил действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В 2018 году он прочитал первую суру Корана в соборе, посвятив её «душам всех, кто оставил нам эту работу (собор — ред.) как наследство, особенно — завоевателю Стамбула». А накануне местных выборов в Турции в марте 2019-го Эрдоган сказал: статус Святой Софии изменится, и она станет мечетью. Помешать тогдашним планам турецкого президента, который в то время значительно увеличил полномочия, смог разве что проигрыш на выборах в Стамбуле.
В конце концов, в мае 2020 года Турция провела в Святой Софии мусульманскую религиозную службу. Так страна отметила 567-ю годовщину завоевания Константинополя. Этот шаг вызвал критику уже и светской власти других стран, прежде всего Греции. Аргументы Анкары — простые: она ничего не нарушает, а наличие Святой Софии в списке наследия ЮНЕСКО лишь обязывает её сохранять целостность сооружения.
«Святая София — это мировое культурное наследие… Это отмечают многие страны, в том числе Государственный департамент США. И они просят Турцию не прибегать к шагам, которые бы привели к огромной эмоциональной схизме между христианами мира и Турцией», — заявил представитель правительства Греции Стелиос Петсас .
fullscreenЖенщины в турецких флагах стоят возле входа в Святую Софию, ожидая решения Государственного совета Турции о её статусе, Стамбул, Турция, 10 июля 2020
Фото:EPA-EFE / ERDEM SAHIN
Впрочем, 2 июля Государственный совет Турции — высший административный суд страны — объявил, что решение о преобразовании Святой Софии в мечеть объявят в течение двух с лишним недель. Это произошло даже быстрее — 10 июля. Если быть точным, суд постановил, что решение Ататюрка о превращении Святой Софии в музей от 1934 года было незаконным.
Эрдоган уже подписал соответствующий указ. Теперь уже бывший музей станет мечетью Айя-София и перейдет под ведение Директората по вопросам религий. Турецкий президент пообещал, что туристов продолжат туда пускать — и к тому же бесплатно. Поэтому для иностранных посетителей страны вряд ли что-то существенно изменится. А вот на отношения Турции с Грецией и США (где планы Эрдогана так же критиковали) — и без того не самые лучшие — превращение Святой Софии в мечеть может повлиять резко отрицательно.
В 2019 году суд в Турции уже выносил аналогичное решение в отношении другого музея — Церкви Хора, постановив превратить её в мечеть. Эта история в общих чертах похожа на Святую Софию: в начале XVI века православный храм превратили в мечеть, а в 1945 году — в музей. И аргументы турецкого Государственного совета похожи: то решение было незаконным, потому что «не может мечеть использоваться для чего-то, что не соответствует её первоначальному замыслу».
Арслан Хане, Стамбул — Википедия
Share
Pin
Tweet
Send
Share
Send
Византийская церковь в Стамбуле
Карта византийского Константинополя. Арслан Хане (не показан на карте) расположен в самой восточной части города, окруженного стеной, к югу от Собор Святой Софии и слева от Chalke.Арслан Хане (турецкий за Приют льва; также Арсланхане) был византийский Восточно-православный церковь преобразована в светское здание Османы в Стамбул, Индюк. Церковь была посвящена Христос из мела (Греческий: Χριστὸς τῆς Χαλκῆς),[1] по обрамлению Спасителя («Христос Халкитов») над главным входом в ближайший Меловые ворота. [1] Это здание, название которого, возможно, связано с его дверьми или плиткой из бронзы (по-гречески Chálkeos), был монументальным вестибюлем Большой дворец из Константинополь. Оскверненная церковь, уже сильно пострадавшая от пожара, была снесена в 1804 году. [2]
Место расположения
Строение располагалось в Стамбуле, в районе г. Фатих, по соседству с Султанахмет, примерно в 200 м к югу от Собор Святой Софии, недалеко от Колонна Юстиниана и слева от Меловых ворот Большого дворца оба исчезли.[2]
История
Византийский век
Миниатюра из Ипподром Константинополя Османского миниатюриста Матракчи Насуха, появился в 1536 году. Арслан Хане — это большое красно-оранжевое куполообразное здание с террасой, расположенное слева от цветущего луга (бывшее место ипподрома) и справа от собора Святой Софии.В X веке император Романос Лекапенос воздвиг возле Чалки часовню, посвященную Христос Халкиты, имя образа Иисуса, украшавшего главный вход в Халк. Этот образ — один из главных религиозных символов города — имел большое значение в Иконоборческий период.[1][3] Святилище было настолько маленьким, что вмещало не более пятнадцати человек.[1] В 971 году император Иоанн I Цимискес увеличил часовню, построив двухэтажную церковь, чтобы отпраздновать его победу над Киевская Русь, и наделил его духовенством из 50 человек. [1] Новое здание, возведенное частично из материалов близлежащих дворцовых бань «tou oikonomíou», которые уже лежали в руинах, было щедро украшено.[2] Иоанн I был похоронен в склепе церкви в 976 году.[1][2] В 1183 г. Андроникос Комненос был провозглашен здесь императором вместе с молодым императором Алексиос II Комнин, который был казнен сразу после этого.[1] По словам одного русского паломника, во второй четверти пятнадцатого века храм все еще использовался.[1]
Османский век
После Падение Константинополя османам в 1453 г., общежитие саперов (турецкий: Cebehane) был поставлен возле церкви, а церковь была заброшена.[2] Впоследствии, как и близлежащая церковь Св. Иоанна на Дихиппион,[4] первый этаж здания использовался для размещения диких животных (львов — отсюда и его турецкое название, Арслан хане — тигры, слоны и т. д.), предназначенные для двора султана в ближайшем Дворец Топкапы.[5] В то же время на верхнем этаже окна были обнесены стеной и использовались для размещения фреска художники и миниатюристы действующий во Дворце султана (турецкий: Наккаш хане).[2] В 1741 году пожар в районе Святой Софии повредил здание, а также близлежащие Хасеки Хюррем Султан Бани.[2][6][7] В 1802 году загорелся верхний этаж, а в 1804 году здание снесли.[2] В последующие годы в новых зданиях, построенных на этом месте, возникли многочисленные пожары, пока в 1846-48 гг. Швейцарский итальянский архитектор Гаспаре Фоссати построил основное сиденье нового Стамбульский университет на том же сайте.[2]
Описание
О первой часовне известно только то, что две мраморные колонны, использованные для ее строительства, были привезены из Салоники.[8] Изображение города 1493 г. Нюрнбергская хроника, еще один из 1532 года, написанный Насух аль-Матракчи, [9] и гравюра в книге по географии, изданной в Венеция в 1804 г.
Примечания
- Бальби, Адриано (1824). Compendio di Geografia Universale (на итальянском языке) (3-е изд.). Венеция: Глауко Мази.
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул. Стамбул: Читури Бирадерлер Басымеви.
- Джанин, Раймонд (1953). La Géographie Ecclésiastique de l’Empire Byzantin. 1. Часть: Le Siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. 3-й том. : Les Églises et les Monastères (На французском). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Джанин, Раймонд (1964). Константинополь Византийский (на французском языке) (2-е изд.). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Джч (на немецком). Тюбинген: Васмут. ISBN 9783803010223.
- Рончи, Сильвия; Браччини, Томмазо (2010). Il romanzo di Costantinopoli. Guida letteraria alla Roma d’Oriente (на итальянском). Турин: Эйнауди. ISBN 978-88-06-18921-1.
- Брубейкер, Лесли; Халдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-05-21-43093-7.
Share
Pin
Tweet
Send
Share
Send
храм, мечеть, музей… и снова мечеть?
Запах жареных каштанов смешивается с тягучим карамельным запахом турецкого мороженого. Тридцатилетний продавец Ахмет в красных национальных шальварах и феске раздает вафельные стаканчики, причмокивая языком, не скрывая своего удовольствия как от процесса, так и от большого количества покупателей, среди которых, в основном, иностранные туристы. Некогда главная рыночная площадь Константинополя, ныне площадь Султана Ахмета – в годы его правления была создана резиденция турецких султанов, дворец Топкапы. Лавочки продавцов сувениров и ковров, бойкая торговля каталогами, в поисках клиентов снуют «рехберы», гиды, говорящие на всех языках мира приблизительно одно и то же более пятисот лет. Музей Святой Софии, построенный тоже более пятисот лет назад, издали напоминает гигантскую старинную перевернутую медную чашу. Заплатив около двадцати евро, проходишь строгий полицейский контроль с рентгеновскими аппаратам и камерами слежения. Но об этом неудобстве забываешь, как только попадаешь внутрь. «Это похоже на рай», — так писали в десятом веке посланники князю Владимиру, который определился со своим решением крестить Русь, пораженный богатством и великолепием этого храма.Этот величайший в мире византийский храм стамбульцы считают таким же символом города, как москвичи здание Кремля или парижане собор Нотр-Дам де Пари. У стен Святой Софии традиционно отмечают «День великой победы». Именно так турецкие историки называют захват Константинополя и гибель Византийской империи. К минаретам, которые были пристроены после того, как храм превратили в мечеть, привязывают яркую иллюминированную растяжку с надписью «Освобождение». Пышные торжества проходят с участием военных оркестров, мехтеров. Музыканты с барабанами, бубнами, литаврами, в национальных одеждах символизируют былую мощь и силу Османской империи.
«Странный американец» в Стамбуле
Музей был основан в 1934 году специальным постановлением турецкого правительства. Поскольку вся полнота власти в то время принадлежала одному лицу, а именно, основателю турецкого государства Кемалю Ататюрку, естественно предположить, что решение о прекращении богослужений в мечети принял именно он. Надо сказать, что в этом не было ничего удивительного. Ататюрк довольно прохладно относился к религии, говорят даже, называл себя атеистом, проводил вестернизацию страны и пытался превратить Турцию в светское европейское государство. Возможно, он в каком-то смысле решил выплатить давний долг христианской Европе, которая не могла смириться с тем, что эта некогда самая главная церковь христианского православного мира после взятия Константинополя превратилась в мечеть. Подпись Ататюрка об открытии в здании музея красуется при входе.
После образования светской республики в страну потянулись европейские археологи, благодаря которым были восстановлены десятки византийских церквей. В те годы в Стамбуле появился «странный американец» Томас Виттемор, который приехал в страну с надеждой восстановить мозаики Айя-Софии и пытался добиться от правительства разрешения для проведения реставрационных работ. Виттемор, возможно, сыграл главную роль в организации музея Айя-Софья. Он не оставил после себя писем и дневников и т
Раскопки в Амарне, Египет, в 1923-1924 гг. Общество изучения Египта. Слева направо: С.К.Р. Гланвиль, Томас Виттемор, Уолтер Байран Эмери. щательно скрывавал ото всех свою личную жизнь, возможно, потому, что был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. В Википедии о нем сказано всего несколько слов: «Американский археолог. Работал над изучением и восстановлением фресок Софийского собора в Константинополе, оказывал финансовую помощь русским эмигрантам». Однако его личность настолько интересна, что стоит остановиться на нем подробнее. Томас Генри Виттемор преподавал в Нью-Йоркском университете, был профессором Гарвардского университета, заядлым путешественником. Он умудрился побывать даже в Советской России, где выкупил колокола Свято-Даниловского монастыря, которые 80 лет находились на территории Гарвардского университета, но позже были возвращены на Родину. Виттемор имел обширные связи в турецком правительстве и, говорят, был дружен с Ататюрком. Ряд турецких исследователей считают, что именно он в ходе тайных переговоров при содействии американского посольства убедил турецкого лидера закрыть мечеть и превратить Айя-Софию в музей.А была ли подпись Ататюрка?
Надо сказать, что после завоевания Константинополя турки по-хозяйски отнеслись к доставшемуся наследству. Здание не стали разрушать, как это часто случалось в истории, а просто приспособили для своих нужд. Исследователи утверждают, что султан завоеватель Мехмет сокрушался, что позволил своим воинам грабить город и лично разогнал бесчинствующих в соборе солдат. Совершив в храме пятничный намаз, он приказал перестроить Музей Айя-Софьи церковь в мечеть, создав для этих целей специальный фонд, который существует до сих пор и ведет активную общественную деятельность по возобновлению исламских богослужений в музее. Гид музея Ахмед рассказывает, что крест заменили полумесяцем и добавили минареты. Замазали мозаики, смыли фрески, повесили щиты из кожи с изречениями из Корана, соскоблили кресты и настенные росписи. Мозаичные плиты с изображением святых были покрыты известковым слоем, а лики святых закрыты металлическими накладками, которые висят до сих пор. Старинные фрески не были уничтожены, а просто замазаны. «Сделано это было из-за элементарной турецкой лени», — добавляет гид.
На протяжении всей истории существования самой Турецкой республики продолжались дискуссии статусе Айя-Софии, которая в глазах обычных турок была и остается мечетью, главным символом покорения Константинополя турецким султаном. При каждом удобном случае, обычно накануне религиозных исламских праздников малочисленные консервативные группы верующих проводят акции протеста с требованием возвратить храм верующим и
Музей Айя-Софьи возобновить исламские богослужения. Манифестанты проникали в здание музея под видом обычных туристов и совершали в помещении намаз, что запрещено законом. Сотрудники турецкого спецназа выдворяли и арестовывали демонстрантов. Независимый журналист Айдын Полак говорит, что в Турции не раз вспыхивали скандалы о краже раритетов, последний из которых, пару лет назад, повлек за собой отставку более десяти сотрудников музея. Была разоблачена преступная группировка, которая занимались кражей экспонатов из хранилища и переправляла их за границу иностранным покупателям. «Сколько было продано вещей — никто не знает, — рассказывает Айдын Полак. — Все, что удалось потом найти, находилось в ужасающем состоянии. Были представлены старинные украшения, церковная утварь, позолоченные кубки, древние византийские церковные книги, которые не успели переправить за границу».Политик и бывший президент исторического общества Юсуф Халачоглу не так давно заявил, что подпись Мустафы Кемаля Ататюрка об открытии музея Айя-София могли подделать. По мнению турецкого историка, подпись создателя государства в этом документе отличается от других, якобы, буква «К» выглядит более угловато. Ложность подписи, по его мнению, доказывает тот факт, что свою фамилию Ататюрк, «отец всех турок», получил через три дня после подписания указа, а само постановление не было опубликовано в официальной прессе. Однако далеко не все верят подобным заявлениям, ранее историк был уволен за угрозу разоблачить всех живущих в Турции армян и провокационные заявления о геноциде. Журналист Айдын Полак также замечает, что, зная сильный характер турецкого лидера и то, что он единолично управлял страной, в это мало верится, что кто-то мог подделать его подись: «Публикуют репортажи о том, что подпись второго президента Турции Исмета тоже поддельная. Якобы он хотел, чтобы в здании Софии была мечеть. Говорят, что Ататюрк был в ярости, когда узнал о том, что это своего рода свершившийся факт. Не думаю, что это так».
Чтобы успокоить общественное мнение, ряд исламских ученых призывали разрешить в музее проводить совместные богослужения для мусульман и христиан, по образцу Большой мечети Омейядов в Дамаске, где до начала военных действий в Сирии молились мусульмане, и христиане, почитающие могилу Иоанна Предтечи, пророка Яхьи. Существовало и более консервативное мнение, например, о том, что в самом сердце страны, население которой на почти девяносто процентов состоит из мусульман, вряд ли нужен памятник византийской истории, с которой турки покончили в 1453 году.
«Теперь Турция стала другой»
Турецкие суды завалены исками с требованием отменить декрет о создании в здании мечети музея. В интернете организован сбор подписей в поддержку открытия мечети. Имамы соседних мечетей в один голос говорят, что верующим негде молиться, особенно в периоды больших мусульманских праздников, когда возникает особенно большой наплыв людей. Не так давно «Комитет по сохранению памятников культуры» в очередной раз обратился за поддержкой к премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану, лидеру правящей исламистской партии. И хотя сам премьер Эрдоган пока сохраняет нейтралитет, вице-премьер Турции Бюлент Арынч открыто поддержал идею восстановления мечети. На минувшей неделе политик заявил, что если раньше было возможно, чтобы бывшие мечети становились музеями, то «теперь Турция стала другой». В своем выступлении Арынч также сказал, что счастлив недавним открытием мечетей еще в двух зданиях, носивших название Святой Софии, в городах Изник и Трабзон. Как ни странно, но его поддержало руководство музея. Бывший директор музея Халук Дерсун говорил, что открытие музея противоречит указу султана о том, что здесь вечно будет мечеть. Нынешний директор — Хайруллах Ченгиз и вовсе выпускник религиозной школы.
Правящая Партия справедливости и развития, которая уже более десяти лет находится у власти, готовится к выборам в следующем году.Так что встает вопрос о дополнительном электорате. Партия опирается, в основном, на консервативное большинство, жителей бедной Анатолии и провинциальных сельских районов. В преддверии будущих выборов премьер-министр Реджеп Эрдоган утверждает, что хотел бы «вырастить новое религиозное поколение турок». Он открывает религиозные школы, предлагает ввести раздельное обучение студентов. На прошлой неделе вопрос о возвращении собора в лоно ислама официально подняли депутаты турецкого парламента. Этот факт вызвал негодование со стороны соседней Греции, большинство населения которой христиане. Греческий МИД направил официальную ноту протеста турецким властям. Турки в ответ заявили, что Афины — единстенный город в мире, где нет ни одной мечети, поэтому не стоит учить их толерантности.
Завоевание 1453
Житель Стамбула, тридцатилетний Ахмет вспоминает, что в 2007 году, когда активно шли переговоры о ступлении Турции в ЕС, ряд влиятельных американских политиков создали движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии и превращение ее в действующий собор, центр православного мира. Движение возглавил этнический грек, преподаватель университета Спиру, который был вхож во многие дома, дружил с Кеннеди, общался с Хилари Клинтон, активно переписывался с турецким руководством. Спиру инициировал слушание по этому делу в Комиссии по правам человека Конгресса США, однако, к 2010 году переговоры Турции с ЕС зашли в тупик…
Турки поняли, что в Европе их не ждут, правительсто резко поменяло курс на Восток. С этого времени все чаще стали звучать призывы восстановить историческую справедливость и вернуть верующим мечеть. В минувшем году на экраны вышел самый дорогой фильм в истории турецкого кинематографа, исторический блокбастер о взятии Константинополя турками «Завоевание 1453».
Выход на экраны картины называли «важным политическим событием». По мнению местных экспертов, фильм появился вовремя, потому что пришло время пересмотреть традиционный взгляд на историю. Самые видные турецкие эксперты считают, что завоевание Константинополя было прогрессивным событием, о чем, как считают здесь, сознательно умалчивают европейские историки. Турки выступили в роли спасителей раздираемой религиозными распрями Византийской империи, принесли на эти земли спокойствие, экономическую стабильность, процветание, мир. Эти факты, как считают многие в Анкаре и Стамбуле, становятся актуальны именно сейчас, когда Турция пытается утвердиться в мире в качестве независимого сильного государства.
Как сообщает турецкая пресса, пока власти Стамбула выступают против возвращения собора мусульманам – это отпугнет от музея поток туристов и может нанести городской казне непоправимый урон. Однако многолетние споры о статусе здания сказываются на таких незначительных хозяйственных вопросах, как прокраска стен. Специалисты до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос, в какой же цвет красить здание музея. В ходе многочисленных реконструкций цвет здания неоднократно менялся. Здание выкрашено в грязно-розовый цвет, как выглядели все византийские храмы после постройки. Однако власти намереваются выкрасить стены в зеленый, символизирующий религию ислама. Тем временем по великим религиозным праздникам власти разрешили имамам читать в музее эзан, призы к молитве, который много веков назад разносился со стен мечети.
Собор Святой Софии снова станет мечетью – Газета.uz
Фото: Агентство «Анадолу»
Власти Турции лишили Собор Святой Софии в Стамбуле статуса музея, он вновь будет использоваться как мечеть. С 1985 года храм входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
11 июля 2020, 11:05 МирПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о присвоении собору Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле статуса мечети, сообщает РИА Новости.
Ранее госсовет Турции аннулировал решение правительства страны от 1934 года о музейном статусе собора.
Госсовет постановил, что собор находится на балансе Фонда имени Султана Мехмета Хана, в документах фонда указан как мечеть, и его использование «в любых иных целях с юридической точки зрения неправомочно», уточняет агентство «Анадолу».
Собор Святой Софии в Стамбуле — знаменитый памятник византийской архитектуры, крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. После падения Византийской империи в 1453 году его перестроили в мечеть. В 1934 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. В 1985 году здание музея было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Решение об утрате собором статуса музея вызвало большой резонанс, отмечает РИА Новости. Обеспокоенность происходящим выразили в ЮНЕСКО, Греции, Франции и ряде других стран и организаций.
Подпишитесь на наш Telegram «Газета.uz» 12 562Святая София: музей vs. мечеть
Храм Святой Софии в Стамбуле собираются превратить из музея в действующую мечеть. Зачем? Турции предстоит лишиться многомиллионных доходов, которые приносит главная туристическая достопримечательность страны, а сам памятник, утратив музейный статус, останется без надлежащей охраны. «Артгид» публикует открытое письмо международных специалистов в области османского и византийского искусства и комментарии подписавших его российских византинистов — Алексея Лидова и Сергея Иванова.
Своды храма Святой Софии, Стамбул. Источник: kozbey.com
Религиозные деятели и культурные организации всего мира высказывают тревогу в связи с намерением президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана пересмотреть статус храма Святой Софии в Стамбуле. Построенный в VI веке как патриарший собор, ставший самым величественным памятником византийской архитектуры, он на протяжении девяти веков был одной из главных святынь христианского мира. В частности, именно Святая София, согласно Лаврентьевской летописи, послужила причиной принятия православной веры на Руси, кода великий князь Владимир отправил в разные земли послов для сравнения богослужений: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать», — докладывали послы.
После захвата Константинополя османами в 1453 году Святая София была превращена в мечеть и оставалась таковой до 1934 года, когда основатель современной Турции Кемаль Ататюрк специальным декретом постановил, что собор является музеем. В 1985 году храм Святой Софии был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 2 июля 2020 года Государственный совет Турецкой Республики, который является высшим административным судом в стране, рассмотрел вопрос об изменении статуса собора Святой Софии и решил, что президент Эрдоган имеет право превратить ее обратно в мечеть, отменив постановление Ататюрка 1934 года. Со дня на день ждут окончательного решения. По этому поводу выражают беспокойство многие страны, не осталась в стороне и Государственная дума РФ, составившая проект обращения «К Великому Национальному Собранию Турции в связи с рассмотрением вопроса об изменении статуса храма-музея Святой Софии в Стамбуле»: «Просим наших коллег, депутатов Великого национального собрания Турции, всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию и призвать при принятии решения о статусе храма-музея Святой Софии в Стамбуле проявить мудрость и не подвергать ревизии решение основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которое на долгие годы превратило Святую Софию в символ мира и межрелигиозного согласия».
Храм Святой Софии, Стамбул. Фото: Екатерина Алленова/Артгид
1 июля 2020 года было опубликовано открытое письмо против изменения статуса музея, подписанное крупнейшими международными специалистами в области османского и византийского искусства. «Артгид» публикует перевод этого письма и приводит комментарии двух подписавших его российских византинистов — Алексея Лидова и Сергея Иванова.
Открытое письмо о статусе Святой Софии
Дорогие коллеги, 2 июля Государственный совет Турции вынесет свое решение касательно статуса Собора Святой Софии в Стамбуле. Несколько научных организаций выразили обеспокоенность по данному вопросу. От лица исследователей византийского и османского искусства и культуры мы обращаемся с данным письмом не для того чтобы противостоять еще не свершившемуся действию, а чтобы поделиться своими коллективными соображениями на основании имеющейся у нас информации.
По нашему общему мнению, основной вопрос состоит не в том, должен ли Софийский собор быть музеем или мечетью. Вопрос в том, как нам лучше позаботиться о Софийском соборе. Другими словами, мы четко разделяем понятия функции и управления. Мы обеспокоены, что идущее обсуждение функций здания препятствует разработке стратегий управления, соразмерных масштабу имеющихся проблем: сохранение исторической структуры и доступности для обозрения произведений искусства всех периодов, византийского и османского; ответственное управление массовым туризмом; защита от угрозы землетрясений.
С 1453 по 1934 год собор Святой Софии служил соборной мечетью в статусе религиозного имущества (вакуф). После учреждения Турецкой Республики (1923) юрисдикция в отношении всех подобных институций перешла к новому государственному министерству — Главному управлению фондов. Софийский собор использовался в качестве мечети на протяжении 1920-х годов, пока в 1931 году реставраторы не обнаружили в его интерьерах старые мозаики. Впечатляющая работа реставраторов убедила Совет министров Турции в 1934 году передать здание храма в юрисдикцию Министерства образования.
Деисус. Мозаика южной галереи хор Святой Софии. XIII век. Фото: Екатерина Алленова/Артгид
Смена юрисдикции совпала со сменой функции, после чего здание было закрыто для богослужений. Тем не менее юрисдикция и функции здания продолжали меняться. Сегодня храм Святой Софии управляется Министерством культуры и туризма, которое перехватило бразды правления у Министерства образования. В то же время функции здания расширились, пополнившись более явными признаками мусульманского благочестия. С 1991 года внутри комплекса присутствует молитвенная комната. С 2016 года в Софийском соборе проповедует имам, с минаретов звучат призывы к молитве; в Ночь аль-Кадр проводятся чтения Корана и мусульманские религиозные обряды.
Таким образом, собор Святой Софии в настоящее время используется одновременно и как музей, и как мечеть. Насколько нам известно, использование здания в качестве мечети не привело к его повреждению и не препятствует доступности произведений искусства для обозрения. Министерство культуры и туризма подходит к управлению со всей ответственностью.
В то же время видные деятели Турции давно спорят о том, что передача здания в юрисдикцию Министерства является незаконной. Утверждается, что Турецкое государство не имело право «секуляризировать» храм Святой Софии в 1934 году, так как религиозное имущество неприкосновенно. Согласно данному заявлению, законным попечителем здания является Главное управление фондов.
Некоторое время назад Главное управление фондов получило в управление и другие византийские памятники, открыв их для проведения мусульманских религиозных обрядов. Ярким примером служит другой Софийский собор — в Трабзоне на берегу Черного моря, — управление которым оспаривается с 2013 года. Попытка открыть собор для богослужений включила в себя сооружение системы занавесов, закрывавших византийские фрески. Менее известной, но куда более разрушительной была кампания реставрации Софийского собора в Визе (Фракия), проведенная Главным управлением в 2006 году и приведшая к серьезным повреждениям структуры здания.
Храм Святой Софии в Визе. Фото: © Byzantine Legacy, 2019
Мы обеспокоены тем, что нынешний конфликт, являвшийся до недавнего времени лишь «словесной войной», может привести к столь же небрежному отношению к храму Святой Софии в Стамбуле: исторические и археологические находки будут повреждены, а произведения искусства — скрыты.
Храм Святой Софии — слишком красивый памятник и слишком драгоценный исторический документ, чтобы стать пешкой в региональной политике. Правительствам Византии, Османской империи и Турции до сих пор удавалось защищать его от разрушительного воздействия времени и сохранять его важность не только для своих поколений, но и для потомков — включая всех нас. Нам, исследователям византийского и османского искусства и культуры, жизненно важно, чтобы нынешнее руководство Турции продолжило традицию ответственного управления.
Комментарии
Как мы видим, главный вопрос, который задают исследователи в открытом письме, состоит не в том, должна ли Святая София быть музеем или мечетью, а в том, какова будет ее дальнейшая судьба в качестве памятника архитектуры и культуры. Кто будет о ней заботиться, заниматься ее охраной, реставрацией, отвечать за сохранность мозаик и мраморов и за доступность храма для изучения и туристического посещения? Как поступят с христианскими изображениями, которым не положено находиться в мечети? Как быть с охранным статусом храма в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО? И, в конце концов, зачем превращать в мечеть главный музейный и туристический объект Турции, лишая тем самым страну миллионных доходов? «Артгид» задал эти вопросы и попросил прокомментировать ситуацию историка искусства и византолога, академика РАХ, заведующего отделом Института мировой культуры МГУ, директора Научного центра восточнохристианской культуры Алексея Лидова и византиниста, доктора исторических наук, профессора Высшей школы экономики Сергея Иванова.
Алексей Лидов: Я не знаю нюансов турецкого законодательства, но полагаю, что де-юре храм передается в собственность мусульманского духовенства. Однако, думаю, государство будет играть свою роль. София — огромный комплекс, и обеспечение его функционирования требует огромных денег. Кто будет давать эти деньги? В случае с Россией, когда исторические памятники передаются Русской православной церкви, государство сохраняет существенную долю финансирования, оплачивает реставрацию и тому подобное, то есть продолжает нести основную часть расходов по охране и содержанию памятников. Вполне возможно, в Турции будет так же: существенную часть расходов будет нести государство. Более того, я даже предполагаю, что оно поначалу будет продолжать брать плату за вход и покрывать расходы из доходов от туристов, которых будут пускать в Софию в свободное от служб время, — нельзя же просто так потерять те огромные деньги, которые ежегодно приносят несколько миллионов музейных посетителей.
Очередь на вход в Музей Святой Софии. Апрель 2018. Источник: hagiasophiatourguides.com
По поводу мозаик: с 1453 года, когда Константинополь был завоеван войсками Мехмеда II, по 1934 год, когда Ататюрк превратил Софию из мечети в музей, они были заштукатурены. Фактически София перестала быть мечетью немного раньше, поскольку в 1931 году крупный американский археолог и византинист Томас Уиттмор, пользовавшийся особым расположением Ататюрка, начал реставрационные работы и снял с этих мозаик штукатурку, а затем и опубликовал их описание. С большой долей вероятности можно предположить, что и сейчас эти замечательные мозаики будут закрыты тем или иным образом.
Яркий пример — упомянутая в открытом письме София Трапезундская, где я бывал после того, как ее в 2013 году переделали из музея в мечеть. Это грустное и жалкое зрелище: византийский храм с фресками XIII века, полностью закрытыми натяжным потолком, так что рассмотреть их нельзя. Слава богу, они не сбиты и не закрашены, просто занавешены. Это, кстати, не рядовой храм — это был главный храм Трапезундской империи, возникшей в начале XIII века после захвата Константинополя крестоносцами. Думаю, что и мозаики Софии могут занавесить или заштукатурить, а в худшем случае — просто снять их со стен и перенести в археологический музей, и даже получить под это какой-нибудь европейский грант. С технической точки зрения это сравнительно нетрудно сделать, это отработанная технология.
Главный культурно-исторический вопрос со Святой Софией, особенно в якобы просвещенном XXI веке, — это вопрос о том, почему именно величайший христианский храм всех времен и народов (а София имеет именно такой статус) превращают в мечеть с очевидными культурно-художественными утратами для людей, которые захотят с ним ознакомиться. Эта ситуация абсолютно скандальна. Не относительно, а абсолютно. Это вызов всему цивилизованному миру и всем христианам — и западным, и восточным, любым. Я думаю, что те, кто эту акцию задумал, в первую очередь президент Эрдоган, прекрасно понимают, что делают. София изначально была символом, и ее историческая роль с веками только возрастала. Какой месседж в данном случае посылает Эрдоган городу и миру? Всё, игры с Западом и вступлением в ЕС окончены, происходит переориентация страны на мусульманский мир, где Эрдоган предполагает стать своего рода новым османским султаном, который контролирует весь этот регион и утверждает доминанту мусульманской компоненты по всему Средиземноморью. Политика «отца нации» Ататюрка, который изображен на всех турецких банкнотах, как у нас в свое время Ленин, концептуально отменяется, и страна разворачивается на 180 градусов. Это очень крупная ставка. А у Эрдогана скоро выборы. И как он проиграл Стамбул и еще несколько больших городов, где к власти пришла оппозиция, так он теоретически может проиграть и всю страну. У него есть главный идейный оппонент, мусульманский проповедник Фетхуллах Гюлен, который живет в США и пользуется большим авторитетом именно в мусульманской среде. Для внутренней политики жест передачи Софии должен обозначать победу над гюленистами и поддержку значительной части мусульманского электората. Так что Эрдоган достает из рукава козырь в виде Святой Софии и пытается разыграть его максимально эффектно. И всякие судьбы мозаик на этом фоне — мелочь, и на ЮНЕСКО ему наплевать.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в храме Святой Софии. Март 2018. Фото: Kayhan Ozer/Turkish Presidential Press Office
Но для культуры, естественно, это не мелочь. Это культурная катастрофа. Кроме того, это, если хотите, повод к глобальной христианско-мусульманской войне. И Эрдоган это прекрасно понимает. Понимает, что ситуация конфронтации на этом поле ему выгодна для сохранения власти. Чем сильнее конфронтация, тем он крепче. В данном случае, по известной формуле Мао Цзэдуна, «чем хуже, тем лучше» для него политически. Более того, зная обычную реакцию европейских государств, можно предположить, что эта форма культурного шантажа способна оказаться вполне эффективной и приведет, наоборот, к максимальному смягчению антитурецкой риторики — все будут умиротворять агрессора по давно известной в Европе схеме.
Сергей Иванов: Верховный административный суд Турции, Даныштай, предоставил президенту Эрдогану право решить судьбу Софии, и нет оснований сомневаться, каким именно будет это решение. К сожалению, список находящихся в Турции византийских памятников, которые превращаются обратно в мечети, уже довольно велик. В прошлом году было объявлено об отзыве музейного статуса у двух бесценных жемчужин Стамбула — храма монастыря Хоры (Кахрие-джами) и церкви Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами). Насколько я знаю, в этих памятниках пока что ничего не было сделано для практического превращения их в мечети (правда, Фетхие-джами до сих пор на ремонте). На мой взгляд, Кахрие-джами гораздо труднее снова сделать мечетью, чем Святую Софию. В конце концов, в Софии христианских изображений не очень много, и, наверное, их будут на время намаза закрывать какими-то занавесками, а Кахрие-джами вся состоит из таких изображений, и как их закрыть — совершенно непонятно. Разве что просто известкой, но все-таки, надеюсь, до этого не дойдет.
Если говорить о практической стороне посещения туристами Святой Софии в ее качестве мечети, то, наверное, будут перекрывать туристический поток на время намаза, еще, должно быть, мраморные византийские полы опять покроют коврами и заставят посетителей снимать обувь — это, в конце концов, терпимые вещи. Однако я боюсь, что остановится дальнейшее исследование памятника. Я езжу в Стамбул с 1993 года, и всегда под сводами этого гигантского здания стоят огромные леса, которые очень медленно передвигаются. И на этих лесах все время идет работа по исследованию того, что там под штукатуркой, каково состояние мозаик, кладки, разных архитектурных швов и так далее. Я опасаюсь, что эта реставрационно-восстановительная и исследовательская деятельность будет если не прервана вовсе, то значительно затруднена при переводе памятника в другой статус.
Интерьер храма Святой Софии с лесами. Фото: Екатерина Алленова/Артгид
Кстати говоря, за вход в мечеть не положено взимать плату — неужели Турция откажется от доходов с самого посещаемого туристического объекта страны? (В прошлом году Софию осмотрело 3,7 миллиона человек, входной билет в Музей Святой Софии стоит 100 турецких лир, или €12,9. — Артгид). А если откажется — на какие деньги будет осуществляться поддержание этой постройки, в реальности весьма капризной?
Выведение памятника из-под научной опеки чревато несогласованными новшествами. Возьмем, к примеру, Текфур-сарай — единственный сохранившийся на значительную высоту византийский дворец Стамбула: он подвергся варварскому, я бы сказал, евроремонту изнутри, а снаружи на него, на фасад XIV века, повешен лифт.
Текфур-сарай. Источник: choramuseum.com
Сейчас Эрдоган борется не на жизнь, а на смерть со своим главным конкурентом, секуляристским кандидатом на будущих президентских выборах, мэром Стамбула Экремом Имамоглу, которого он пытался не допустить к власти. Президент аннулировал результаты первых выборов мэра, на которых Имамоглу победил с незначительным преимуществом, провел вторые выборы, и на них Имамоглу победил уже с разгромным счетом. Теперь все, что принадлежит на территории Стамбула государству, а не городу, становится как бы оплотом Эрдогана в этой борьбе. Ее предметом, например, только что стала знаменитая Галатская башня, один из туристических символов Стамбула. Министерство отнимает этот памятник у муниципальных властей, видимо, чтобы насолить Имамоглу. Эта борьба раскалывает сегодняшнее турецкое общество практически пополам: исламисты и секуляристы почти поровну делят общественный спектр. Разумеется, такой могучий символ, как София, Эрдогану очень нужен для мобилизации исламистского электората. Нынешний президент Турции взялся за нешуточное дело: пересмотреть наследие Ататюрка, то есть изменить самую суть турецкой государственности. Мы являемся свидетелями тектонического сдвига, в котором Святая София — просто заложница. Что ж, Великая Церковь повидала за свою историю немало землетрясений.
История здания и здание в истории — Думбартон-Оукс