Храм в тибете: Джоканг. Большая российская энциклопедия

Содержание

Джоканг. Большая российская энциклопедия

Джока́нг (тибет. ཇོ་ཁང, кит. 大昭寺, пиньинь dàzhāosì), важнейший буддийский храм Тибета. Основан в 639 г. Одно из древнейших святилищ г. Лхаса наряду с храмом Рамоче, расположен в центре Старого города. Джоканг – святыня для всех тибетцев, независимо от приверженности той или иной школе тибетского буддизма. В храме Джоканг находится статуя Будды Шакьямуни (Джово), привезённая в Тибет в 7 в. китайской женой тибетского царя Сонцзен Гампо – принцессой Вэнь Чэн. В 2000 г. храм добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 631 г. тибетский царь Сонцзен Гампо перенёс столицу в Лхасу и построил дворец на вершине холма Марпори (буквально – Красная гора). Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого статуи Будды. Китайская принцесса Вэнь Чэн привезла статую Будды Шакьямуни (Джово), непальская принцесса Брикхути – статую Будды Акшобхьи Ваджры (Микьёд Дордже). Каждая принцесса построила для своей статуи специальный храм, однако впоследствии статуи поменялись местами в храмах (Джоканг первоначально предназначался для статуи Акшобхьи Ваджры, привезённой непальской женой Брикхути).

Легенда о строительстве храма

Непальская принцесса Брикхути решила построить храм для своей статуи, на что царь дал согласие. По преданию, когда непальская принцесса получила у мужа разрешение построить храм, китайская принцесса Вэнь Чэн, которая разбиралась в китайской астрологии и геомантии, указала служанке, где следует возвести храм. Однако служанка неверно поняла инструкции китайской принцессы и неправильно передала их, поэтому по ночам демоны разрушали постройки. Тогда царь обратился с молитвой к бодхисаттве Авалокитешваре, который ответил следующее: «Тибетская земля подобна лежащей на спине дьяволице, и для того, чтобы её подавить, необходимо на месте её главных органов построить буддийские храмы». Царь начал одновременно возводить 12 храмов, которые приходились на плечи, бёдра, локти, колени, ладони и ступни дьяволицы (4 храма для «подавления крайностей» – Тадюл, 4 храма для «нейтрализации негативных сил» – Яндюл, 4 храма геомантии для защиты Тибета – Рунон). Ещё 2 храма были построены жёнами царя: непальская царица построила храм Джоканг, который приходился прямо на сердце дьяволицы, китайская принцесса – храм Рамоче (его место не уточняется).

История храма

Привезённая китайской принцессой статуя Будды изначально была установлена в храме Рамоче. Согласно тибетской летописи «Светлое зерцало царских родословных», китайский император, узнав о смерти царя Сонцзен Гампо, послал в Тибет 500-тысячную армию, намереваясь покорить Тибет и увезти статую Будды из храма Рамоче обратно в Китай. Чтобы уберечь статую, её вынесли из Рамоче и замуровали в храме Джоканг, в выступе за его южной стеной («Зеркальной» стеной, тибет. Мелонгчан). Стену покрыли штукатуркой и нарисовали на ней изображение Манджушри. В Рамоче же установили непальскую статую Будды Акшобхьи Ваджры.

По одной из версий, китайские войска увезли непальскую статую, а китайская оставалась замурованной в Джоканге в течение правления 3 царей Тибета. При царе Тидэ Цугтене, или Меагцоме (правил в 704–755), в Тибет отправилась китайская принцесса Цзинь Чэн, чтобы выйти замуж за его сына, однако принц скоропостижно скончался. Принцесса тем не менее прибыла в Тибет и вышла замуж за самого царя Меагцома. Она изъявила желание увидеть китайскую статую Будды. В Рамоче статуи не оказалось, и принцесса обнаружила её запертой в Джоканге. Она извлекла статую из стены, поместила её в главный зал Джоканга и учредила ритуал её почитания.

Сын Меагцома и китайской принцессы Цзинь Чэн – Тисонг Дэцэн (правил в 755–797) прославился как покровитель буддизма. Однако в первые годы его царствования, пока он не достиг совершеннолетия, страной управляли министры (сторонники религии бон), которые боролись с буддизмом. По преданию, министр Машанг решил отправить китайскую статую Будды в Индию, однако это ему не удалось, т. к. даже тысяча человек не могли сдвинуть статую с места. Тогда её закопали в землю, но в стране начались голод и эпидемии. Было решено отправить статую в Индию, но вновь безуспешно, т. к. статуя перемещалась из одного места в другое. Царь, достигнув совершеннолетия, замуровал Машанга живьём в гробницу и установил статую в храм Джоканг, где она находится и поныне. Реформатор буддизма, основатель школы гелугпа – Цонкапа – изготовил для этой статуи корону из золота.

Джоканг неоднократно разрушался и восстанавливался. Самые большие разрушения храм претерпел во время монгольских нашествий 13–14 вв. и в период «культурной революции» 1966–1976 гг. Крупнейшие реставрационные работы были произведены в 17 в., в период правления Далай-ламы V (храмовый комплекс был расширен), и затем в 1980-е гг. (отдельные работы велись с 1970-х гг.)

Ранее в храме Джоканг располагались некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг.

Территория храма

Перед входом в храм находятся 3 каменные стелы. На одной из них выгравирован тибетско-китайский мирный договор, заключённый в 821–822 гг. (стела установлена в 823). За стелой видно засохшее дерево, которое, по преданию, было посажено китайской принцессой Вэнь Чэн.

Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. Перед главными воротами находятся 2 больших молитвенных барабана. Рядом с ними и на прилегающем к храму участке паломники совершают простирания. За воротами, на территории храма, слева и справа расположены обычные для тибетских храмов статуи 4 царей – хранителей учения (дхармарадж), по 2 на каждой стороне.

На территории храма, на стене по левую руку от ворот, расположена фреска, изображающая покорителя Тибета – Гуши-хана, беседующего с Панчен-ламой I, далее следуют изображения тысячи будд. Во дворе по традиции рассаживаются монахи на богослужение во время праздника Монлам (Монлам Ченмо). Наверху слева виден балкон, примыкающий к личным апартаментам Далай-ламы, в которых он останавливался во время праздника. В дальней стороне двора находится длинный алтарь с масляными светильниками, за которым расположена дверь, ведущая в храм Джоканг.

Архитектурные особенности храма

Храм обращён фасадом на запад – в сторону Непала. Первоначально его стены были кирпичными. Поперечные балки, опорные столбы и карнизы отражают смешение тибетского и непальского стилей. Покрытая черепицей крыша сооружена под влиянием китайской архитектуры. Впоследствии крыши над святилищами Будды Шакьямуни и Авалокитешвары позолотили, а позднее, в период правления Далай-ламы V (1617–1682), и остальные крыши храма стали позолоченными.

В 1409 г. наставник школы сакьяпа Дракпа Гьялцен расширил здание перед воротами. Новые постройки были добавлены регентом Далай-ламы V – Сангье Гьяцо (1653–1705), затем Далай-ламой VII (1708–1757) и Далай-ламой VIII (1758–1804). Так храм постепенно приобрёл свой современный вид.

Храм выглядит как 2-этажный, но в нём 4 этажа. Его площадь составляет более 16 700 м2. В нём находится более 30 святилищ, общая площадь всех построек – 25 100 м2. В храме сохранено более 300 буддийских статуй, фрески общей площадью более 2 600 м2, а также огромное количество рукописей, ксилографов, стел, танка, ритуальных предметов и музыкальных инструментов.

Главное помещение 1-го этажа – квадратное в плане. Центральная его часть, огороженная невысокой деревянной решёткой, включает несколько статуй, главные из которых – статуи Падмасамбхавы, Майтреи и тысячерукого Авалокитешвары. В стенах помещения расположено более 30 ниш – небольших комнат-святилищ, в которых установлены многочисленные статуи божеств тибетского пантеона. Комнаты-святилища устроены схожим между собой образом: по стенам на возвышении находятся статуи божеств, а в центре – столб, вокруг которого размещены светильники.

Статуя Будды Шакьямуни

Главная статуя Джоканга – привезённая из Китая статуя Будды Шакьямуни – находится в восточной части храма, в специально отведённом для неё святилище, размером около 5 × 5 м. Статуя установлена в центре на возвышении, к которому ведут ступеньки. Ныне статуя чаще всего закрыта железной решёткой, через которую паломники прикладываются головой к ноге статуи.

Тибетцы называют статую «драгоценным господином Буддой» и «драгоценностью, исполняющей желания». Они верят в то, что статуя сделана при жизни Будды Шакьямуни и лично освящена им. Как гласит предание, её изготовил небесный скульптор Вишвакарман (творец Вселенной в индуистской мифологии) под руководством повелителя индуистских богов Индры из 10 драгоценностей мира богов и людей. Потом драгоценности были переплавлены и статуя отлита в окончательную форму. Долгое время она находилась в обители богов, затем в Уддияне (на севере Индии), а позднее в Магадхе. Царь Магадхи подарил статую китайскому императору Тай-цзуну, после чего она попала в Тибет в качестве приданого его дочери – принцессы Вэнь Чэн.

Будда Шакьямуни (Джово). Храм Джоканг, Лхас, Тибет. 7 в.Будда Шакьямуни (Джово). Храм Джоканг, Лхас, Тибет. 7 в.Высота статуи 1,5 м. Она отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, при этом традиционно именуется золотой. Статуя изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12 лет в позе ваджры (сидя на коленях). Руки статуи скрыты под покрывающей тело мантией из жёлтого китайского шёлка. Правая рука лежит на колене в жесте «прикосновения к земле» (бхумиспарша-мудра), левая – в жесте медитации (дхьяна-мудра). На левой руке Будды стоит чаша; перед ним, на особой подставке, – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с насыпанными на неё зёрнами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесённое с собой масло.

Статуя роскошно украшена: индийская причёска закрыта короной из кованого золота с драгоценными камнями (бриллиантами, рубинами, сапфирами, кораллами, бирюзой и др.). В зубцы короны вставлены изображения божеств. На груди статуи – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов, а также большая белая раковина. Ранее на шее статуи висели также крупные чётки, некогда принадлежавшие китайскому императору эпохи Мин (1368–1644) (ныне утрачены).

За статуей Будды Шакьямуни находится ещё одна статуя – Будды Дипанкары (один из будд прошлого, предшествовавший Будде Шакьямуни). Согласно преданию, она была главной статуей святилища до установки привезённой из Китая статуи. Вокруг стен святилища расположены 12 статуй стоящих бодхисаттв, за ним – статуи Далай-ламы VII, Далай-ламы XIII, Цонкапы и ещё одна статуя Будды Шакьямуни.

Другие реликвии

Вторая по значимости – статуя одиннадцатиликого и тысячерукого Авалокитешвары, установленная у северной стены храма. По одному из преданий, эта статуя появилась чудесным образом во времена царствования Сонцзен Гампо. По другой версии, она была слеплена из смеси благовонных трав по приказу царя. Считается, что внутрь неё помещена ещё одна, сандаловая, статуя Авалокитешвары, привезённая из Индии. Существует предание о том, что царь со своими жёнами – непальской и китайской принцессами – слились с этой статуей в момент смерти. Поэтому статую также называют «5-составной» – состоящей из главной статуи Авалокитешвары, сандаловой статуи Авалокитешвары внутри неё, царя Сонцзен Гампо и двух его жён. По не подтверждённым документально сведениям, оригинальная статуя 5-составного Авалокитешвары была утрачена в период «культурной революции», а ныне находящаяся в храме статуя – её копия, сделанная в недавнее время.

В углу храма, на антресольном ярусе, находится статуя Цонкапы. Согласно одной из легенд, она была сделана в 7 в. по приказу царя Сонцзен Гампо, предвидевшего появление Цонкапы на свет в 14 в. Сам Цонкапа, увидев статую, признал в ней себя и сообщил об этом своим приближённым. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести Цонкапе и статуе.

На 2-м этаже, в зале над главным входом, расположены статуи царя Сонцзен Гампо, китайской и непальской принцесс.

На 3-м этаже находится святилище покровительствующей Тибету богини Палден Лхамо. Она почитается приверженцами школы гелугпа, в особенности женщинами. В комнате помещены две статуи богини: правая – в мирном облике, левая – в гневном. Гневная богиня держит в руках меч, а лицо её закрыто тканью. Перед статуей проходит обряд «сержем», во время которого богине преподносят ячменное вино или водку.

За святилищем Палден Лхамо расположено ещё одно помещение – святилище Пелчок-дуган. В нём нет статуй; стены роскошно украшены фресками защитников школы гелугпа – Ямантаки, Махакалы и Палден Лхамо, изображённых в белых, золотых и красных тонах на чёрном фоне. Обычно это помещение закрыто, дальнейший путь ведёт на крышу.

На крыше храма, представляющей собой открытую площадку (она образует 4-й этаж здания), находятся 4 симметрично расположенных относительно друг друга золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, статуями божеств и животных. Драконы и колокольчики на карнизах отражают влияние китайской архитектуры. С крыши храма открывается вид на главную площадь Лхасы и дворец Потала.

Вне стен храма расположено святилище особо почитаемой богини Тары. Её статуя установлена в центре помещения, за ней изображена 21 манифестация Тары (формы богини, воплощающие тот или иной аспект сострадания). По преданию, статуя Тары находилась ранее внутри храма, но Гуши-хан повелел вынести её из здания, разгневавшись на её молчание в ответ на его вопросы. Когда статую донесли до её нынешнего местонахождения, она вдруг промолвила: «Я останусь здесь». Её оставили на этом месте, воздали ей почести и соорудили святилище.

Религиозные практики

Внутри храма поток паломников движется по часовой стрелке вдоль стены, посещая комнаты-святилища для поклонений и подношений.

За пределами храма паломники совершают обход вокруг здания (внутренний обход, нангкхор) и обход вокруг территории храма по прилегающей улице (внешний обход, бакхор). Внутренний обход происходит под навесом, под которым по всему внешнему периметру храма расположены молитвенные барабаны. Стены храма украшены изображениями 108 историй из многочисленных рождений Будды Шакьямуни. Внешний обход храма проходит по одноимённой улице, на которой торгуют товарами религиозного назначения. Это самая многолюдная улица Лхасы, особенно в утренние и вечерние часы. Паломники быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают чётки, крутят молитвенные барабаны, начитывают мантры. Немалое количество паломников совершает внешний обход, простираясь по земле (ползком).

В первый лунный месяц по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в храме для проведения праздника Монлам (Монлам Ченмо). В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

Гарри Ирина Регбиевна Дата публикации:  11 января 2023 г. в 19:15 (GMT+3)

Храм Джоканг и площадь Баркхор

Храм Джоканг (Jokhang, тиб. : ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) – «сердце Лхасы»,  «Великий Храм Лхасы» – является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ. Храм Джоканг обязательно стоит в программе любого тура в Тибет. А для многих туристов-буддистов именно Джоканг является главным местом паломничества в Тибет, наряду со священным Кайласом.

История храма Джоканг

Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн – китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.

В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.

Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из священного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».

Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.

Архитектура храма Джоканг

Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма,  но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей – тремя телами Будды: Дхармакая,  Самбхогакая и  Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.

Святыни храма Джоканг

В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Цамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.

Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.

Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушачьим лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары – бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.

Джоканг сегодня

В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношения мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.

Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев – как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус. В вашей поездке в Тибет вы сможете не только насладиться Тибетом, но и увезти его частичку домой.

В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.

«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» – Джамьянг Кхьенце Вангпо

 

самых красивых мест Тибета, которые стоит посетить

Тибет, одна из самых красивых стран мира, широко известна как «Крыша мира». Дом красивых тибетских монастырей, потрясающих пейзажей, высочайших гор и чудес природы, Тибет предлагает одни из самых экзотических туристических направлений в мире. От горы Кайлаш до дворца Потала и монастыря Сера, Тибет имеет все элементы, чтобы вызвать страсть к путешествиям в путешественнике. И каждый год тысячи туристов посещают Тибет, чтобы познакомиться с его красотами. Посещаете ли вы объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, отправляетесь в духовное путешествие в монастыри или предаетесь высокогорным походам, Тибет, несомненно, вызовет у вас восторг. Вот 10 обязательных к посещению тибетских монастырей и храмов в Тибете, которые вы должны посетить:


Содержание

  • 1. Дворец Потала
  • 2. Храм Джоканг
  • 3. Монастырь Таши Лхунпо
  • 4. Монастырь Дрепунг
  • 5. Монастырь Сера
  • 6. Монастырь Ронгбук
  • 7. Норбулингха
  • 8. Монастырь Ганден
  • 9. Монастырь Самья
  • 10. Монастырь Сакья
  • Заключение

1. Дворец Потала

Дворец Потала является одним из трех объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Тибете и самым высоким дворцом в мире. Дворец Потала, расположенный на стороне Ри Марпо в центре Лхасы, является величайшим монументальным сооружением во всем Тибете. 13-этажное здание дворца занимает площадь более 100 000 квадратных метров и включает в себя храмы, дворцы, общежития, офисные помещения и более 1000 комнат. В 1994 этот объект был объявлен ЮНЕСКО одним из объектов Всемирного культурного наследия. Благодаря своему расположению, физической красоте и тибетской истории этот дворец также считается одним из чудес света. Строение дворца возвышается над скалистым основанием, а позолоченная крыша касается неба.

Дворец Потала — одна из самых священных достопримечательностей Тибета и самый высокий замок в мире. Первый царь Тибета Сонгцен Гампо построил дворец в 631 году нашей эры. История гласит, что первый дворец был построен для военных целей. Через 200 лет после завершения строительства дворец был разрушен из-за ударов молнии и ряда других причин. Дворец имеет два крыла: Красный дворец на востоке и западе и Белый дворец посередине. Внутри дворца находятся фрески, тханки, ступы Далай-ламы, священные писания и скульптуры 7-го века. Незадолго до того, как правительство превратило его в музей, он был зимним дворцом Далай-ламы. Сегодня это главное место паломничества тибетских буддистов и главная туристическая достопримечательность для путешественников.

2. Храм Джоканг

Джоканг, также известный как монастырь Джоканг или храм Джоканг, является самым священным храмом в Тибете. Джокханг, управляемый школой буддизма гелуг, был основан в 7 веке. Это место, расположенное на площади Бархор в Лхасе, считается самым священным и «духовным сердцем города». Первоначально храм был построен для размещения важных буддийских статуй и изображений — двух статуй Будды Джово Шакьямуни и Будды Акшобхьи — привезенных из Китая и Непала в Тибет женами короля Сонгцена Гампо. После его смерти в 649 г.н.э. обе статуи были перенесены в какие-то другие места. В 2000 году Джокханг был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и внесен в первую группу государственных объектов культурной защиты.

Будучи одной из жемчужин Тибета, Джокханг является главной туристической достопримечательностью Тибета. Вы можете посещать это место круглый год, но лучшее время для посещения — лето и осень. Изображение 12-летнего Джово Шакьямуни в натуральную величину является изюминкой Джоканга. Священный Будда Джово Шакьямуни в храме считается первостепенной реликвией, почитаемой миллионами паломников. На оживленной улице на каждом углу представлена ​​тибетская культура, искусство и религия. В общем, путешественники, которые посещают дворец Потала, обязательно исследуют этот храм. Некоторые путешественники называют этот храм «СКАЗОЧНЫМ ЗДАНИЕМ», и вы почувствуете то же самое, посетив это прекрасное место в Лхасе.

3. Монастырь Таши Лунпо

Монастырь Таши Лунпо — один из немногих монастырей в Тибете, построенный Гьялвой Гедун Друпой, 1-м Далай-ламой. Этот монастырь, расположенный на холме в центре города, является традиционной монашеской резиденцией Панчен-ламы, второго по высоте воплощения Тибета. Одной из замечательных достопримечательностей этого монастыря является то, что в нем находится самая высокая и самая большая бронзовая (26,2 м в высоту) статуя Будды Джампа в мире. Статуя украшена более чем 1400 драгоценными украшениями. Дом для более чем 900 монахов, этот монастырь приобрел репутацию одного из крупнейших действующих религиозных учреждений в Тибете.

Этот монастырь также является одним из Великих шести монастырей Гелугпа тибетского буддизма. Возможно, это самая популярная достопримечательность Шигадзе и Тибета. Занимая площадь в 300 000 квадратных километров, монастырь состоит из возвышающегося здания с золотыми крышами и белыми стенами, замечательной часовни Майтрейи, храма Келсанг, дворца Панчен-ламы, впечатляющей гробницы ступы десятого Панчен-ламы и многого другого. Расположение самого монастыря, открывающего потрясающие пейзажи, уникальную архитектуру, настенные росписи и исторические места, несомненно, поразит любого путешественника.

4. Монастырь Дрепунг

Монастырь Дрепунг, также называемый одним из «трех столпов тибетского государства» наряду с монастырями Сера и Ганден, является крупнейшим из всех тибетских монастырей. Он расположен у подножия горы Гепхел, примерно в 5 километрах от западного пригорода Лхасы. Он был основан в 1416 году Джамьянгом Чоге Таши Палденом и был известен высокими стандартами академического обучения. В настоящее время монастырь разделен на семь великих колледжей: Гоманг, Деянг, Лоселинг, Шагкор, Гьелва, Дулва и Нгагпа. Давным-давно монастырь был домом для 10 000 монахов на пике своего развития, но сейчас, по некоторым данным, в монастыре проживает 300 монахов.

Монастырь Дрепунг также называют «Наландой Тибета», поскольку на протяжении веков он был выдающимся буддийским университетом в Лхасе. В нем находятся Ганден Пходранг, четыре основных колледжа, Кокен-холл, двор для дискуссий и множество камкунов. Кокен-холл — главный актовый зал храма Дрепунг. Есть много резиденций с белыми крышами, и по этой причине монастырь также был назван монастырем рисовой кучи. В отчете о последних событиях указано, что монастырь открылся в 2013 году после того, как был закрыт 5 лет.

5. Монастырь Сера

Монастырь Сера – еще одно из самых красивых и обязательных к посещению мест в Тибете. Расположенный в красивом месте, примерно в 2 км к северу от Лхасы, монастырь Сера является одним из трех университетских монастырей гелуг в Тибете. Он был основан Джамченом Чодже Сакья Еше из Зел Гунгтанга в 1419 году. Этот монастырь сильно пострадал во время восстания 1959 года в Лхасе. В комплексе Сера находится Большой зал собраний и три колледжа: Сера Дже Драцанг, Сера Ме Драцанг и Нгакпа Драцанг. История этого монастыря приписывается Учителю Ламе Цонкапе в начале 15 века.

Монастырь славится тем, что многие ученые стали духовными учителями и святыми. Согласно своей истории, он привлекал множество студентов со всего Тибета и других стран, таких как Япония, Китай, Монголия и Индия. Обратите внимание, что есть два монастыря Сера, один в Тибете, а другой в Индии. Давным-давно, до Культурной революции, в монастыре проживало более 5000 монахов, но сейчас их насчитывается, вероятно, несколько сотен. Прения монаха во дворе — красивое и интересное зрелище. Они обсуждают с помощью конкретных жестов рук в группе из двух или трех человек.

6. Монастырь Ронгбук

Монастырь Ронгбук, также известный как Дзаронгпу, представляет собой тибетский буддийский монастырь, расположенный недалеко от северной стороны базового лагеря Эвереста, в конце долины Дзакар Чу. Этот монастырь высотой 4980 м считается самым высокогорным монастырем в мире. В свое время этот монастырь служил важным местом паломничества шерпов, живущих на южных склонах Эвереста в Непале. Этот монастырь часто посещали первые экспедиции на Эверест в 19 веке.20-е-1930-е годы. Сегодня до монастыря легко добраться по дороге от шоссе Дружбы, соединяющего Лхасу с границей Непала и Китая.

Этот монастырь был основан в 1902 году ламой Ньингмапа Нгавангом Тензином Норбу. Территория монастыря уже более 400 лет используется отшельниками и монахами. В настоящее время в монастыре проживает несколько монахов и монахинь. Монахи и монахини в монастыре вместе отмечают фестиваль в апреле месяце, буддийскую танцевальную церемонию. В непосредственной близости от этого монастыря находится знаменитый ледник Ронгбук. Путешественники могут наблюдать потрясающий вид на Эверест из монастыря, помимо впитывания красоты монастыря. Для красивой прогулки от монастыря следуйте по тропе на юг к руинам Ронг Чонг.

7. Норбулингка

Построенный в 1755 году (завершен в 1783 году), Норбулингка расположен на западной стороне столицы Лхасы, в нескольких минутах ходьбы от дворца Потала. Он считается самым большим рукотворным садом в Тибете. На тибетском языке Норбулинка означает «Сад сокровищ». В Норбулингке 374 комнаты, четыре дворца, монастырь, многочисленные залы, 30 000 культурных реликвий и павильонов, а также прекрасный цветочный сад, полный роскошных растений, которые редко встречаются в Тибете. Летом и осенью парк в Норбулингке служит центром фестивалей и развлечений. Возможно, Норбулинка является самым популярным садом в Лхасе и заслужил прозвище «самый высокий, самый большой и лучше всего сохранившийся древний искусственный сад в мире». Он также широко известен как «Ботанический сад Плато».

14 декабря 2001 года Норбулинка была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Норбулинка вместе с дворцом Потала и храмовым монастырем Джокханг представляет собой исторический ансамбль, который охватывает три памятника в Тибете. Норбулинка была построена примерно через 100 лет после завершения строительства дворца Потала. Он был построен с великой целью служить Далай-ламе в летний сезон; этот дворец служил летней резиденцией Далай-ламы с 1780-х годов до его изгнания в 1959 году. Калсанг Подранг, старейший дворец, построенный для 8-го Далай-ламы, является одной из главных достопримечательностей Норбулингки

8. Монастырь Ганден

Монастырь Ганден — один из трех университетских монастырей гелуг в Тибете, особенно популярный благодаря своей непревзойденной красоте. Дже Цонкапа Лосанг-драгпа основал этот монастырь в 1409 году. Расположенный примерно в 40 км к северо-востоку от центра Лхасы, на вершине горы Вангбур, монастырь Ганден является популярным местом и исторической достопримечательностью Тибета. Слово Ганден переводится как «радостный». Во время тибетского восстания 1959 года этот монастырь был полностью разрушен, а восстановление этого места продолжалось с 19 века.80-е годы. Как и в других монастырях, в этом монастыре также есть актовый зал, часовни, гостевой дом для посетителей и артефакты, принадлежащие Цонкапе. Из монастыря Ганден открывается захватывающий вид на Лхасу и сельскую местность Шаннана.

В прошлом в монастыре проживало более 5000 монахов, а по состоянию на 2012 год количество монахов значительно сократилось примерно до 400 монахов. Монастырь с колледжами Джангце и Шарце был восстановлен в штате Карнатака, Индия. Путешественники в Лхасе могут быстро осмотреть этот монастырь, чтобы оценить его величие и вид на долину, которую он может предложить. Кроме того, путешественники могут стать свидетелями дебатов монахов, увидеть прекрасную архитектуру монастыря и получить представление об исторических событиях и значении. Обратите внимание на часы посещения этого монастыря: 9утра до 4 вечера. Поскольку многие часовни закрываются после 12 часов дня, рекомендуется посетить монастырь утром.

9. Монастырь Самья

Монастырь Самья – первый тибетский буддийский монастырь, где были посвящены первые тибетские монахи. Этот монастырь, расположенный в предгорьях, к югу от Лхасы, был построен между 787 и 791 годами; в 8 веке. Этот монастырь популярен своим священным дизайном мандалы; главный Зал представляет гору Меру, а внешние храмы представляют особенности буддийской космологии. Географически монастырь Самья расположен примерно в 170 км от центра Лхасы, среди потрясающих пейзажей. Примечательной изюминкой этого монастыря является то, что он окружен стеной, увенчанной 108 крошечными чортенами. С момента своего основания он был главной туристической достопримечательностью Тибета. Каждый год сотни набожных и путешественников стекаются в Тибет, чтобы исследовать и насладиться величием этого монастыря. Историческое и религиозное значение, связанное с этим монастырем, поистине волшебно.

Монастырь Самья уже давно привлекает тибетских буддистов; некоторые посещают, чтобы отдать дань уважения, некоторые, чтобы исследовать, а некоторые, чтобы поклоняться. Проходя по монастырю, вы можете увидеть четыре больших одинаковых, но красочных чортена на углу главного храма или уце. Вы будете поражены, обнаружив исторические фигуры Падмасамбхавы, Трисонга Децена, Шантаракшиты и Сонгстена Гампо. Есть часовня Джово Кханг, в которой хранится впечатляющая статуя Будды. Несколько часов езды от Лхасы приведут вас к этому красивому монастырю. Чтобы войти в монастырь, вам нужно будет купить входной билет.

10. Монастырь Сакья

И последнее, но не менее важное: монастырь Сакья входит в наш список 15 самых красивых мест Тибета. Монастырь Сакья, также известный как Пел Сакья, является буддийским монастырем, основанным в 1073 году Кончоком Гьелпо. В монастыре хранятся важные артефакты, реликвии настоятелей Сакья и огромная библиотека с 84 000 свитков, большинство из которых, как полагают, являются буддийскими писаниями. Люди верили, что эти свитки оставались нетронутыми сотни лет. Монастырь обнесен стенами черного цвета со сторожевыми башнями со всех сторон. Согласно историческим данным, монастырь служил центром политической жизни Тибета. Посетители могут увидеть древние тханки и фрески, встроенные в стены актового зала. Росписи мандал считаются самыми важными.

В монастырском комплексе Сакья есть несколько колледжей, в которых учатся сотни тибетских монахов. По оценкам, в монастыре около 300 монахов. Поэтому он также считается одной из четырех основных школ тибетского буддизма. Каждый год во дворе этого монастыря проходит знаменитый фестиваль танцев чам, и это лучшее время года для посещения монастыря. Монахи исполняют священные танцы и религиозные церемонии. Поскольку монастырь находится всего в 30 км от шоссе Дружбы, монастырь является обязательным местом для посещения в Тибете. Для тех, кто хочет поехать в Лхасу, этот монастырь является идеальным местом для посещения и изучения.

Заключение

Вышеупомянутые места, несомненно, обязательны к посещению в Тибете. От дворца Потала до Гранд-Каньона Ярлунг Цангпо, все 15 мест привлекают тысячи туристов со всего мира. Некоторые из мест, зачисленных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Тибете. Соблазнительные культуры, интересный повседневный образ жизни местных жителей, красочные монастыри, священные озера и потрясающие пейзажи действительно волшебны, чтобы пробудить в вас страсть к путешествиям.

Храм Джоканг в Лхасе, буддийский духовный центр Тибета

Храм Джокханг — тибетский буддийский храм, расположенный в центре старого города Лхаса. Первоначально он был построен в 647 году нашей эры. Название «Джокханг» означает «Дом Будды».

Храм Джокханг — духовный центр Тибета и одно из самых священных мест для буддийских паломников. Днем и ночью перед храмом молится множество паломников.

  • Китайский: 大昭寺 Dàzhāo Sì /daa-jaoww srr/
  • Расположение: центральная часть Лхасы, 2 км (1,5 мили) к востоку от дворца Потала, посреди улицы Баркхор.
  • Высота: 3650 м (12000 футов)
  • Популярные занятия: полюбоваться архитектурой, статуями Будды, резьбой и фресками
  • Открыто: 09:00-18:00
  • Время, необходимое для посещения: 1½ часа

Чем заняться в храме Джоканг

1. Полюбуйтесь величественным архитектурным комплексом

Храм Джокханг имеет архитектурные особенности, созданные тибетскими, китайскими, непальскими и индийскими архитекторами и мастерами времен династии Тан.

С крыши храма открывается великолепный вид на Бархор (круг паломников) и дворец Потала. Золотые крыши великолепно украшены множеством птиц, зверей, колокольчиков и других замысловатых фигур.

2. Посетите сидящую статую Шакьямуни в натуральную величину

В центральном зале находится старейший и самый ценный объект Джоканга, сидящая статуя Шакьямуни в натуральную величину, когда ему было 12 лет. Его привезла в Тибет принцесса Вэнь Чэн из своего дома в Чанъане в 700 году нашей эры.0003

Это позолоченная статуя, украшенная множеством драгоценных камней, в сложной оправе. Паломники кланялись ниц перед этой статуей на протяжении веков. Это самая священная статуя в глазах тибетского народа.

3. Увидеть резные фигурки 7-го века

В храме Джокханг до сих пор сохранились дверные рамы из сандалового дерева с изысканной резьбой, созданные в 7 веке. Перед залом Шакьямуни также есть восемь деревянных колонн, украшенных красивыми узорами.

4. Узнайте об истории храма Джоканг из его фресок

В храме Джоканг есть тибетские фрески протяженностью почти 1 километр, на которых изображена принцесса династии Тан, выходящая замуж за короля Тибета, а также рассказана история строительства храма Джоканг.

5. Совершите религиозную прогулку по храму Джоканг

Местные жители верят, что религиозная прогулка вокруг храма Джоканг по часовой стрелке приносит им благословение от Шакьямуни. Если вы интересуетесь буддийской культурой, советуем заняться этим самостоятельно.

6. Посетите фестиваль Палден Лхамо

Палден Лхамо считается богиней защиты женщин и детей. Каждый год на 15-й день 10-го лунного месяца по тибетскому календарю в храме Джокханг и его окрестностях проводится оживленный праздник в честь поклонения богине. В 2020 году фестиваль пройдет 30 ноября.

В этот день статую Палден Лхамо выносят из храма Джоканг и проносят вокруг него на параде. Это также «Женский день» в Тибете. Местные женщины наряжаются и молятся богине на удачу.

Узнайте больше о тибетских фестивалях.

История строительства храма Джоканг

Храм Джокханг был впервые построен в 7 веке, когда Тибетом правил мудрый и способный царь по имени Сонгцен Гампо. Место для храма Джоканг было выбрано его женой, принцессой Вэньчэн из династии Тан в Центральном Китае.

Храм Джоканг в истории

Принцесса восприняла озеро в Тибетском королевстве как «сердце дьявола» и велела его засыпать, а затем на этом месте построили храм для противодействия злым силам.

Храм строился 3 года. Первоначально он назывался «Реса». На тибетском языке «ре» означает «козлы», а «са» — «земля». Храм был назван так в знак благодарности козам, которые несли все материалы, использованные для строительства храма.

В последующие века здесь было построено больше буддийских залов и пагод, чтобы храм становился все больше и больше. Примерно в 15 веке храм получил свое нынешнее название «Джокханг» в связи с проводимыми в храме великими молитвенными собраниями.

Экскурсия по храму Джоканг с достопримечательностями Китая

Если вы планируете отправиться в Тибет, просмотрите наши самые популярные туры для вдохновения.

  • 5-дневный классический тур по Лхасе и тур по озеру Ямдрок: осмотрите основные достопримечательности Лхасы и насладитесь видом на озеро Йомдрок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *