Храмы и церкви древней руси: Архитектура храмов и церквей Древней Руси

Содержание

Архитектура храмов и церквей Древней Руси

Монументальное каменное зодчество отсчитывает своё летоисчисление с 989 года, со времён правления князя Владимира. По византийской системе осуществляется строительство соборного храма Успения Богородицы и продолжается вплоть до 996 года.

Князь понимал концептуальную идею и значимость каменного храма для Киева, поэтому выделил десятую часть от своих доходов на его постройку. Этот факт стал решающим при определении его наименования — Десятинная церковь. Образцом послужила Фаросская церковь  Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе.

Красота Десятинной церкви поражала воображение современников. Но в 1240 году она была разрушена в ходе наступления армий Батыя на Русь. Изучение сохранившегося фундамента показало, что это была трехнефная крестово-купольная постройка, основным помещением которой, был западный отсек. Светло-жёлтый тонкий кирпич использовался в качестве строительного материала.

Галереи заполняли убранство церкви с севера на юг, внутренний образ представлял из себя сложное многоплановое пространство с элементами богатой отделки. Фрагменты мозаичного пола, остатки штукатурки с фресковой росписью, мраморные резные детали, осколки глазурированных керамических плиток, — всё это, найденное при раскопках, позволяет судить о богатстве и красоте Десятинной церкви, не уступающей византийским храмам.

Сохранившийся до наших дней самый древний храм Киевской Руси — это  Преображенский собор в Чернигове. Приказ князя Мстислава Владимировича явился первым шагом к началу строительства храма в середине XI века. Система постройки включала в себя способы вкрапления необработанного камня в основной строительный материал — плинфу. В своём расположении кирпичи визуально образовывали полосы, путём утопления рядов, покрытых розовым раствором. Не оштукатуренные стены придавали храму лёгкость и своеобразную нарядность. Своим внешним видом храм напоминал вписанный крест с развитой алтарной частью и нартексом, что делало его вытянутым и прямоугольным.

Тройные аркады являются самым красивым элементом в церковной архитектуре Спасо-Преображенского собора. Это древний архитектурный приём, позаимствованный русскими мастерами у византийских зодчих. Нижние аркады были оснащены не характерными для Руси византийскими колоннами. Данный храм является поистине самым удачным примером наследия византийского искусства.

Новым этапом храмовой архитектуры Древней Руси считается правление Ярослава Мудрого. Собором Святой Софии, построенным в его правление в 1037 году, великий князь подчёркивает своё равенство с византийскими правителями. Величественный пятинефный собор был наделён огромными светлыми просторными палатами, центральным куполом перед алтарём, на котором переливаются древнейшие мозаики золотым отливом.

Изначально Софийский собор был возведен 30-купольным, но впоследствии подвергся изменениям и количество куполов уменьшилось.13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Пролёт у главного купола представляет из себя огромный крест.

Внутреннее убранство представлено фресками и иконами, изображающими Христа и фигуры Богоматери Оранты. В качестве технических художественных приёмов использовались мозаика и смальта. Мозаики храма очень хорошо сохранились и до наших дней, что нельзя сказать про фрески, изображения которых едва проступают на стенах. Мудро продуманное освещение здания в дневное время от рассвета и до заката ярко рисует сияющий образ Богородицы.

Храм перенёс множество изменений. Сначала его разрушили и разграбили монголо-татарские воины, реконструировали представители греко-римской церкви. Затем идеей восстановления храма увлёкся митрополит Петр Могила в XVIII веке. Но, несмотря на все уроны и изменения, которым подвергся храм, в его убранстве сияют золотом мозаики, расстилается цветной ковёр фресок, блестят каменные облицовочные плиты.

Намного хуже представлен современный внешний облик храма. Реконструкция губительно сказалась на первоначальной его композиции, которая искажена до неузнаваемости; штукатурка, применённая в XVIII веке при восстановлении храма, нарушила первоначальное цветовое решение; сулуэт храма накренился под сложной формой тяжёлых куполов. Сегодня храм находится по охраной и ведении государства и представляет из себя музей.

На протяжении XI-XII веков неподалёку от храма Святой Софии был сооружен собор, посвящённый архистратигу Михаилу, который в исторической летописи именуется Златоверхим. Древняя церковь разделила печальную участь Михайловского собора, который перенёс все пожары и войны своего исторического периода, а так же взрывы, целью которых стало освобождение места под монумент, который так и не был воздвигнут. Остатки фресок и мозаик в будущем перенесли в храм Святой Софии.

XI-XIII века стали периодом строения Пятницкой церкви в Чернигове. Храм, походивший на свечу, стал символом новых веяний в церковной архитектуре  Древней Руси. Его отличает высоко поднятая центральная часть и высокий барабан, которые создают иллюзию полёта вверх. Прямоугольное основание постепенно переходит к круглому барабану и кажется, что храм растёт на глазах. Безупречный облик храма объясняется автором его воздвижения — зодчим Петром Милонегом. Подвергшийся разрушениям храм Параскевы Пятницы в Чернигове в годы Великой Отечественной войны, был отреставрирован в своём первоначальном облике.

Отличительные особенности храмовой и церковной архитектуры Древней Руси  выражаются в монументальном характере строительной кампании, игре красок в мозаиках и фресках, нарядных живых узорах, вызывающих радостные чувства красоты, лёгкости и умиротворения. Храмово-церковная архитектура Древней Руси явилась основой для развития зодчества в последующие годы.


Особенности русской бани

Старинные женские имена славянского происхождения

Колыбельные песни

Строительство храмов на Руси — история, застывшая в камне и дереве

  • org/Breadcrumb»>Главная
  • Информация
  • Статьи

Задать вопрос

Хотите узнать подробности? — спросите нас! 

Древние каменные соборы и классические деревянные церкви — уникальные сооружения, возведение которых началось ещё в X веке после принятия христианства, впечатляют мастерством и искусством умельцев, их создавших. Простоявшие несколько столетий и существующие по сей день во многом благодаря реставрации, храмы не только дают возможность познакомиться с разными школами русского зодчества, но и продолжают олицетворять своим видом силу и мощь православной Руси.

В разные исторические периоды преобладали отдельные архитектурные направления, для каждого из которых были характерны свои формы и внешнее оформление. Но вне зависимости от того, в каком стиле велось строительство храма, любой из них содержал в себе что-то от предшествующего и будущего.

Архитектура древних соборов

К широко распространенным типам культовых сооружений, относятся:

  • Крестово-купольные храмы в византийском стиле, прочно укоренившиеся на православном Востоке и появившиеся после крещения Руси. Прямоугольные в плане, они могли быть как скромно оформленными, так и поражающими воображение своей пышностью. Их характерной особенностью является пирамидальная композиция, где главная роль отводится центральному куполу, высоко поднятому на барабане;

  • Шатровые и многошатровые храмы, появившиеся в XV-XVI веках и имеющие практически одинаковую основу — восьмерик на четверике. Не имеют аналогов в европейской архитектуре, однако перестали строиться после никоновских церковных реформ. Кровля храмов (облицовка шатров и глав) могла выполняться лемехом из осины, что придавало им особую нарядность;

  • Ярусные храмы, характеризующиеся нарастанием восьмериков или четвериков, постепенно уменьшающихся в размерах.
    Как и шатровые сооружения, могли выполняться из камня или дерева, и изобиловать внешним декором;

  • Храмы-ротонды эпохи классицизма и барокко, круглые в основании, доставшиеся в наследство от античности. Символ вечности, они смело могут называться драгоценными жемчужинами среди сохранившихся зданий XVIII-XIX веков. Воссоздание и реставрация храмов этого типа особенно важно ввиду их малочисленности;

  • Храмы-корабли, которые стали строиться в XVII веке. Кубические сооружения, соединяемые со звонницей прямоугольным зданием. Образ корабля, на котором можно отправиться в плавание по житейскому морю, является символом спасения верующих;

  • Храмы «иже под колоколы» или «под звоном», возводимые с XV века. Ажурные столпообразные или пирамидальные строения, где ярус звона расположен под главой, над основным объемом. Были распространены в эпоху московского барокко, но появлялись и при классицизме, о чем свидетельствует восстановление храмов в Московской области;

  • Клетские храмы, небольшие простые постройки с одной маленькой главкой и двускатной кровлей, которые в последствие развивались и получали все более сложные формы. Самые поздние из известных строений датируются началом XVIII века.

Реставрация храмов

Все перечисленные виды храмовой архитектуры существуют и в наше время. Одни из соборов и церквей, построенные уже в начале XXI века, продолжают собой традиции древней Руси. Другие являются памятниками зодчества и сохранились до наших дней только благодаря реставрации храмов.

Строительно-реставрационная компания «Искон» принимает непосредственное участие в возведении и восстановлении храмов, занимаясь

изготовлением элементов наружного убранства и кровельными работами. Мастерство и накопленный опыт дают нам возможность возвращать народу России религиозные сооружения, разрушенные в результате влияния времени, исторических ошибок или военных


Галерея

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте. Мы свяжемся с вами для уточнения деталей. 

Поделиться ссылкой:

Вернуться к списку

Храмовая диалектика: святыня и претензия на православную идентичность | Русское православие накануне революции

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусское православие накануне революцииИстория христианстваПравославные и восточные церквиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусское православие накануне революцииИстория христианстваПравославные и восточные церквиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Шевзов, Вера,

‘Temple Dialectics: Sacred Place и претензия на ортодоксальную идентичность’

,

Российская ортодоксация на Еве революции

(

, Нью -Йорк,

2004;

(

, Нью -Йорк,

2004;

(

, Нью -Йорк,

2004;

(

, Нью -Йорк,

2004; онлайн-издание,

Oxford Academic

, 20 января 2005 г.

), https://doi.org/10.1093/0195154657.003.0003,

, по состоянию на 29 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусское православие накануне революцииИстория христианстваПравославные и восточные церквиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусское православие накануне революцииИстория христианстваПравославные и восточные церквиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Храм играл ключевую роль в формировании православной идентичности в позднеимперской сельской России. Он выполнял три основные функции. Сначала как «официальное» жреческое сооружение, которое своим присутствием придавало значимость местности. Во-вторых, он служил повествовательным хранилищем как личного, так и общего религиозного опыта мирян. В-третьих, это был устойчивый форум диалектики отношений в отношении как внутренней жизни религиозного сообщества, так и мира за его пределами.

Ключевые слова: храм, русское православие, идентичность, царское село Россия

Предмет

История христианстваПравославная и Восточная Церкви

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Какой храм первый каменный храм Древней Руси?

Символом православной культуры Древней Руси всегда были храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни – православных храмов.

От дерева к камню

Обилие лесов в России повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, да и сложность добычи строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что почти все строения были деревянными: теремы, дворцы, крестьянские дома, церкви. Бревно было главным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто отваживался на отчаянные эксперименты, чтобы тратить деньги на поиски альтернативного материала. Классические проекты крестьянских изб представляли собой четырехугольные бревенчатые постройки. Более сложными композициями были княжеские дома, шатровые церкви.

Именно из-за хрупкости строительного материала большая часть древнерусского зодчества утрачена.

Каменное строительство

Каменное строительство связано с Крещением Руси. Первый каменный храм Древней Руси – это тот, который был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Датой этого события историки считают 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянные постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996 году, тогда произошло торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было в православии особым. Часто строительство новой церкви происходило на пожертвования.

Его корни уходят во времена Ветхого Завета. По летописям установлено, что первой каменной церковью Древней Руси является церковь Пресвятой Богородицы, или, другими словами, Десятинная церковь. После Крещения Руси в ранние годы началось строительство церковного великолепия по традициям византийского и болгарского зодчества. Основоположником благородного дела был князь Владимир, отдавший десятую часть своего дохода.

До сих пор первый каменный храм Древней Руси не сохранился в первозданном виде. Был разрушен монголо-татарами при взятии Киева. Реставрационные работы начались в XIX веке. Однако конструкция этой церкви существенно повлияла на архитектуру храмов всей России.

О первой каменной церкви

Первая каменная церковь древней Руси получила свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение — Десятинная церковь.

Несомненно, первая каменная церковь Древней Руси — это сооружение, которое можно считать дворцовым храмом. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали вывод, что рядом возводились дворцовые постройки. Значительные разрушения не позволяют восстановить их первоначальный архитектурный вид, но по мнению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения представляли собой деревянную часть вторых этажей каменных дворцов, либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Исторический факт, что Киев выделялся среди других городов каменно-кирпичной архитектурой. Столица государства отличалась монументальной застройкой.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном решении Спасо-Преображенского собора.

При Мстиславе и Ярославе страна была разделена. Затем начался следующий этап строительства. В городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил Спасский собор.

Точная дата начала строительства в письменных источниках не прослеживается. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «как бы стоящими на коне рукой», что означает «весьма высокие». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

В Киеве Софийский собор возведен по образцу Черниговского Спасского собора. Анализируя политическую ситуацию и некоторые исторические данные, периодом, когда была построена каменная церковь, можно считать 1037 год. Собор Святой Софии отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец в качестве крестово-купольного сооружения при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году был заложен Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Этот храм сыграл значительную роль в развитии русского зодчества. В «Печерском патерике» есть примечание: «…хозяев храма 4 человека», — так описывается приезд зодчих на строительство этого здания из Константинополя. На композицию церковного здания Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. В силе веры православных убеждает непростая история Успенского собора – собора, взорванного в 1942, реконструирован в 1990-х годах.

В конце XI века крупный старинный город Переяславль приобретает военное и политическое значение. За его стенами Киевская земля и все Среднее Поднепровье нашли укрытие от нашествия половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» — церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились ворота с надвратной церковью Федора. В 1098 начинается строительство церкви Богородицы на княжеском дворе.

Согласно упоминанию летописей, за городом были следы небольшой церкви на реке Лет. К сожалению православных людей и историков, памятники Переяславля не сохранились до наших дней.

Значение церкви — от учебы к царскому титулу

Храмы Древней Руси повлияли на определения названий, улиц, дорог, городов. Все предметы, которые были связаны со святым местом, быстро приняли название церкви, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом единения. Новое поселение началось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали почти всех жителей села. Важными событиями для каждой семьи были обряды: свадьбы, крещения, похороны, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство комнат, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение души. Кроме того, все желающие могли насладиться красотой храма.

Немалый толчок Православию дало становление искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и богослужения. Именно поэтому некоторые важные события, не связанные с церковной жизнью, проходили под куполом святыни. К ним относятся: миропомазание царей на престол, соборство, оглашение царского указа. Не забывайте о значении храмов в обучении людей грамоте.

Выступая социальным явлением в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом организации обучения, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Несколько позже, начиная с XIX века, стали утверждаться первые в то время школы, церковно-приходские училища.

Красивое убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были невысокие алтарные перегородки, позволяющие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Все молящиеся визуально приблизились к центру поклонения. Для православного человека было важно увидеть божественное пространство, объединяющее земную и небесную церкви.

Внутренняя отделка храмов под мозаичный стиль восходит к византийской традиции. Украшение яркой и легкой конструкции символизирует единство земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии, имеющие историческую ценность. Сюда передавались на сохранение старинные рукописи и важные документы. Благодаря труду священников и служителей церкви история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открывались современникам в виде неопровержимых доказательств, собранных в церкви.

Благословение на защиту земли русской

Церковь провожала воинов на службу или в бой. Иногда поводом для строительства служило почитание памяти погибших в боях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак благодарности воинам за победу.

В мирное время возводились церкви и храмы в честь великих праздников, святителей. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитание святых — для твоего же блага

Для верующего человека церковь всегда была важна в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера и архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания горожан проходили возле церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не стоило строить без вложений больших денег. Для создания было принесено в жертву только самое лучшее: материалы, земля. Учитывая то, что церковь была построена на холме или, как говорили предки, «на красном пятне», она служила ориентиром, по которому составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взгляд архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменному зодчеству оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми сооружениями. Крыши продолжали делать двускатными и двускатными.

В небольших поселениях, где строились скромные храмы, кладка велась как крестьянская изба, когда клали венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге из определенного количества венков получилась конструкция — каркас.

Более сложная конструкция, но по заданному принципу строились церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *