Иерархия в гареме султана: Недопустимое название | Великолепный Век вики

Вертикаль страсти. Как выглядела иерархия в гареме султана — ЖЖ

У каждой женщины в гареме султана Османской империи был свой статус, были строго определенные права и обязанности. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. OLGA74RU подробно рассказзывает обо всех статусах.

— Редактор LJ Media

За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.

Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.

Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.

В гареме (Художник мне неизвестен)

Итак, возможные статусы женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме — «бикеч») — считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет. Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять. В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам. Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа…

Калфа — так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус. Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было. Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена. Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы. Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки… У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар, о чем — позже.

Уста — этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой. Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической… Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном. Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык — это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы… Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.

Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо — евнух гарема, у дверей две калфы, одалык держит шкатулку и Хасеки Хюррем Султан)

Пейк — это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки… Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде — этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической). После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели. Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана. К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал — это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

Хазнедар — это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема. Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один. Хазнедар — это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк. Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности — это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи. Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков. Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура. Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Кадын — так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) — этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы — у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки. Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом. В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.

Кадр из сериала «Великолепный век». Кёсем (1 часть)«(Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо — Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Кёсем ещё в статусе гёзде, Халиме Султан (мать брата султана)

Хасеки — является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи. Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например). Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.

Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо — Махидевран Султан (мать старшего сына султана), Валиде Айша Хафса Султан, сестра султана — Хатидже Султан и Хасеки Хюррем Султан)

Валиде (Валиде Султан) — в Османской империи не было более высокого титула для женщины. Впервые он был присвоен Айше Хафсе Султан — матери Сулеймана Великолепного. Такой титул наложница могла получить только когда ее сын получал титул Султана. Данный титул присваивали бывшей наложнице пожизненно или до той поры, пока действующим Султаном был ее сын. В ведении Валиде было управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. Этот титул имели все великие наложницы знаменитого Женский Султаната. Это небезызвестные — Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан. Эти четыре женщины были самыми известными носительницами данного титула. Всего же данный титул во времена османской империи присваивали двадцати трем женщинам. Валиде-султан имели доход (башмалык) с султанских земель в различных частях империи, владели летними и зимними поместьями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султан за пределами дворца управляли Бабюссааде агалары (главы белых евнухов). Валиде-султан вкладывали значительные капиталы в вакуфы(фонды), учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил Дарюссааде агасы (глава чёрных евнухов).

Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.

Если говорить о хронологической последовательности, в которой управляли в 16-ом веке гаремом Султана, то выглядит она так:

Валиде Айше Хафса Султан — годы правления: 1520-1534

Хасеки Хюррем Султан — годы правления: 1534-1558

Михримах Султан — годы правления: 1558-1566

Хасеки (в 1574 получила титул Валиде) Нурбану Султан — годы правления: 1566-1583

Хасеки (в 1595 году получила титул Валиде) Сафие Султан — годы правления: 1583-1603

Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.

Кадр из сериала «Великолепный век. Кёсем» (Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо — Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Хасеки Кёсем Султан, Халиме Султан (мать брата султана)

Источник: http://olga74ru.livejournal.com/441305.html

Хатун, калфа, хасеки, баш хасеки и прочие. Значение титулов в гареме

Время прочтения: 3 минуты

Дата публикации: 8 ноября 2020

В контакте Telegram OK

Иерархия в гареме османских султанов была гораздо сложнее и многступенчатее, чем это было показано в самом «Великолепном веке». Но сегодня мы поговорим именно о тех приставках к именам, которые были озвучены в нем.

Первое, что слышит зрители – это хатун. Во время правления султана Сулеймана так называли любых девушек и женщин, которые имели принадлежность к дворцу султана. Но мало кто знает о том, что до восхождения на трон султана Селима Грозного – отца султана, такую приставку к имени получали лишь жены и фаворитками падишаха. Обычных же обитательниц гарема называли просто по именам. Например,

Эсма-хатун Назлы-хатун, Эфсун-хатун.

Эфсун-хатун и Хюррем. Фото: кадр из фильма

Калфа – это главная служанка гарема, молодая женщина, которая управляла простыми девушками, попавшими в него. Калфы проводили уроки и следили за порядком. Старшую калфу называли ункяр-калфа. Она несла ответственно за весь гарем и непосредственно подчинялась хазнадеру гарема и Валиде. Калфы могли быть выданы замуж и имели право получить свободу. Но многие из них до кона дней так и оставались работать в гареме, имея за его пределами семью. В частности Нигяр-калфа была выдана замуж за Матракчи, а вот Фидан-калфа всю жизнь просто прожила рядом с Махидевран

.

Нигяр-калфа. Фото: кадр из фильма

Султан — приставка к имени для женщин, родивших от правящего повелителя детей. При этом пол ребенка был не важен. Примечательно является и то, что если ребенок погибал, то женщина вновь становилась простой хатун. Если говорить о сериале «Великолепный век», то ярким тому примером может служить Гюльфем-хатун. Махидевран-султан после казни Мустафы и своего изгнания также утратила титул султанши.

Гюльфем-хатун и Махидевран-султан. Фото: кадр из фильма

Хасеки – законная жена султана. Некоторые считают, что хасеки – любимая, но это не совсем верно. Такой титул получала та женщина, с которой повелитель заключал никях, то есть вступал в официальный брак. А вот старшая или первая жена носила титул Баш хасеки, как например Турхан-султан из «Империи Кёсем».

Хюррем-султан же была просто хасеки-султан.

Хюррем-султан же была просто хасеки-султан. Фото: кадр из фильма

Султанша, чей сын становился новым правителем Османской империи, получала титул Валиде. Первой женщиной Валиде стала айше Хафсамать Сулеймана. А вот если новоиспеченный падишах был слишком мал, чтобы самостоятельно править империей, Валиде становилась и его регентом.

Первой женщиной Валиде стала айше Хафса – мать Сулеймана. Фото: кадр из фильма

Был в Османской империи и еще один титул, который переводился как бабушка султана и его регент. Его обладательницей была только Кёсем-султан, а называли ее бюйюк Валиде-султан.

Подпишись на нас в Дзене!

Османская

 


3 ИЗ 6

ГАРЕМ И ОСМАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Одалиски находились в самом низу гаремной иерархии. Они считались быть главными слугами в гареме. Их обычно не видели быть достаточно красивой, чтобы ее представили султану. Одалиски которые рассматривались как потенциальные кандидаты на сожительство, прошли обучение стать талантливыми артистами. Величайшая честь, которую султан мог даровать гостю мужского пола было подарить ему одалиску из его двор, который еще не стал его наложницей. Эти женщины были очень желанными, поскольку они были красивы и талантливы, и что что более важно, имели связи с иерархией гарема.

Наложницы можно считать эквивалентом современной версии «свидание на одну ночь». Это были одалиски, представлены султану, и после той ночи они, возможно, уже никогда не увидеть султана снова, если девушка не забеременела мужчиной ребенок. Если ей удалось родить ребенка мужского пола, то она станет икбалом (фаворитом) султана. Женская иерархия следовали образцу одалисок (девственниц), наложниц («одна ночные притоны»), икбалы (любимые) и кадины (любимые «жены»).
гаремные женщины составляли лишь половину гаремной иерархии. Евнухи были неотъемлемая вторая половина гарема. Евнухи считались быть ниже мужчин и, таким образом, не поддаваться «искушению» со стороны женщины гарема и останутся исключительно верными султану. Евнухи были кастрированными мужчинами и, следовательно, не представляли угрозы святости из гарема.

Согласно Согласно мусульманской традиции, ни один человек не мог смотреть на чужое гарем, поэтому на роль бдительная опека над женщинами гарема. Евнухи, как правило, были военнопленные или рабы мужского пола, кастрированные до достижения половой зрелости и осужденные к жизни рабства.
Белые евнухи были впервые предоставлены из завоеванных христианских областей. Черкесии, Грузии и Армении. Они также были отобраны из венгерского, славянских и немецких военнопленных. Эти белые евнухи были захвачен во время конфликтов, возникших между Османской империей и балканских странах. Черных евнухов захватили из Египта, Абиссиния и Судан. Черные рабы были захвачены в верховьях Нила и перевозили на рынки Средиземного моря — Мекку, Медина, Бейрут, Измир и Стамбул. Все евнухи были кастрированы в пути на рынки египетскими христианами или евреями, поскольку ислам запрещал практика кастрации, но не использование кастрированных рабов.

3 ИЗ 6

султанат женщин

Здесь столько всего нужно распаковать, я постараюсь (хотя, кажется, уже ответил на все эти вопросы)

Боюсь, это будет очень долго.

Султан хасеки занимал место сразу после султана валиде, поскольку она была единственной супругой, получившей титул султана, зарезервированный для членов династии. В Османской империи валиде-султан была первой женщиной в империи, потому что она была матерью самого султана. Ее титулы действительно включали такие вещи, как великая колыбель или перламутр жемчуга султаната .

Я не думаю, что султан хасеки когда-либо сможет заменить султана валиде, но пребывание Нурбану на посту хасеки, безусловно, интересно в этом отношении: высший эшелон, которого могла достичь османская королевская женщина, — Валиде. Нурбану придумала гениальное решение для создания этого эффекта, которое заключалось в передаче ее двоякой идентичности, как Хасеки Селима и Валиде Мурада, pari passu. Это можно вспомнить из упомянутого выше relazione Кавалли в Cronaca Lippomano, в котором он подчеркивал, что Нурбану выставляет напоказ два своих титула на одном дыхании: «Жена синьора» и «Мать султана Мурата».

Она продолжала эту практику в течение некоторого времени, в конце концов отказавшись от первого компонента, Хасеки, и сохранив только второй элемент составного названия, Валиде. Об этой трансформации свидетельствует запись mühimme, датированная 23 рамадана 9 г.73 (1570 г.) о закупке мрамора для строительства благочестивого архитектурного проекта Нурбану, Атик Валиде. В этом документе Нурбану называет себя исключительно «матерью моего сына, достопочтенного сына Мурада», тогда как во время строительства в качестве падишаха правил ее муж, а не ее потомство. Что касается Селима, действующий от имени султана Валиде, приказывает кади Сабанджи и Изникмида без промедления собрать весь мрамор с полей, лугов и ветхих зданий их округов, полностью компенсируя их законным владельцам, воздерживаясь при этом от любого вреда. занятых жилых домов. […] Нечипоглу обнаружил ряд имперских указов, изданных Селимом II, касающихся строительства комплекса мечетей Атик Валиде, в которых Нурбану упоминается как Валиде Султан, хотя правящим монархом является ее муж, а не ее сын.
. — Пинар Каяалп-Актан, Комплекс мечети Атик Валиде: свидетельство престижа, могущества и благочестия Нурбану напротив, она действовала как европейская королева-супруга и более или менее походила на Хюррем: что она начала строить свою мечеть во время правления Селима II (как это сделала Хюррем) и что она была известна как мать сына султана… думаю, что у Нурбану больше общего с Хюррем, чем мы обычно думаем.

С другой стороны, нельзя забывать, что Михримах была еще жива и что она была точкой отсчета для Селима:

Новые султаны пробирались в гарем при первой же возможности после прибытия в столицу : Селим II разыскал свою сестру Михримах (его мать Хюррем умерла восемью годами ранее), и Мурад и Мехмед посовещались со своими матерями. Эта срочность, несомненно, отражала потребность новых султанов в информировании о политической ситуации в столице через доверенного союзника, а также их желание воссоединиться с близкими. Это также отражает важность женщин-старейшин в иерархии императорского дома. Лесли П. Пирс, Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи мир и вера».

Итак, пока Нурбану жила в Топкапы с Селимом и начала строить свою мечеть Атик Валиде; Михримах находилась в Старом дворце, присматривая за гаремом своего брата.

Так что я лично считаю, что обязанности валиде-султана были разделены между Михримах и Нурбану.

kadın отличаются от хасеки. Во-первых, они не носят султанского титула, а во-вторых, они не такие особенные, потому что их как минимум 4 (правда, поначалу их количество не ограничивалось). Конечно, здесь мы говорим о великих хасеки: Хюррем, Нурбану, Сафие, Косем… и Эметуллах Рабиа Гюльнюш тоже).

Наличие более чем одного хасеки было значительным изменением в правлении Мурада и Ибрагима, сигнализирующим о том, что эпоха фаворита подходит к концу. В этот период значение титула хасеки начинает меняться от единственного «фаворитка» к чему-то более общему, например, «королевская супруга». похож на более раннюю хатун. Это понижение титула было признаком возвращения более раннего принципа королевского воспроизводства, когда количество наложниц было примерно равного по статусу. О том, что другим наложницам больше не приходилось томиться в тени фаворита, свидетельствует не только тот факт, что каждая из них была наделена титулом хасэки, но и то, что их жалованье было в целом равным. В то время как контраст между стипендией Нурбану, хасеки Селима II, и стипендией матерей других его сыновей был огромен (в конце правления Селима Нурхану получал одиннадцать сотен асперов в день, а остальные всего лишь сорок асперов), два хасеки Мурада а восемь хасеки Ибрагима получали примерно равные стипендии на уровне тысячи аспер и выше.

К концу семнадцатого века титул хасэки вышел из официального употребления и был заменен менее возвышенным титулом кадин. Возникала установленная иерархия, согласно которой первая наложница султана (или мать его первого ребенка, но не обязательно его первого сына) была известна как «главная супруга» (baş kadın), а последующие наложницы — как «вторая супруга» (ikinci kadın). ) и так далее. Отличительной чертой этой устоявшейся модели конца XVII и XVIII веков является то, что принцип «одна мать — один сын» продолжает соблюдаться практически без исключений. — Лесли П. Пирс, Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи

строгий старшинство. Супруга султана больше не нуждалась в том, чтобы быть такой могущественной, чтобы влиять на государственных деятелей в открытой преемственности, потому что ее сын никогда не станет преемником своего отца — во всяком случае, напрямую.

Озтуна говорит, что титул kadın появился в 1703 году, во время правления Ахмеда III, но Пирс смог найти гаремные документы времен правления Сулеймана II, в которых все его супруги имеют титул kadın . Супруга Ахмеда II Хасеки Рабиа Султан действительно является последним хасеки султаном империи.

Для простоты проанализируем гаремную иерархию Баязида II периода досултаната женщин, во время правления которого принцессы получили титул султанши.

  • Мать султана : до правления Сулеймана I мать султана не имела определенного титула. Просто она занимала более высокое положение, чем другие члены гарема, потому что она была матерью султана и, конечно же, управляющей гаремом.
  • Имперские принцессы : они были единственными женщинами, носившими титул султана (данный им самим Баязидом II)
  • Наложницы с детьми / бездетные наложницы : они носили титул хатун , что можно примерно перевести как леди.
  • Простые наложницы : под этим я подразумевал, что они жили в гареме, но султан их не ложил. Мы называем их cariyes : рабыни без статуса

гарем во времена Султаната женщин :

  • Валиде Султан 90 013 : мать султана, она присматривала за гаремом и была высшей -женщина в империи
  • Хасеки Султан : любимая супруга. Она была либо матерью старшего сына (как Эметулла Рабиа Гюльнюш, Нурбану и Сафие), либо просто самой любимой супругой султана (как Хюррем, Кёсем и Рабиа). Обычно у нее было несколько детей, потому что с ней султан не следовал правилу «одна мать — один сын»
  • Имперские принцессы : они стояли ниже султана хасеки, потому что хасеки была матерью потенциального султана
  • Наложницы не-хасэки ранга, которые являются матерями детей : их титул был хатун (женщина), и их содержание было смехотворно ниже, чем у хасэки. Обычно они не могли позволить себе строительные проекты, но иногда они могли финансировать молитвы в мечетях или небольшие благотворительные организации.
  • Бездетные наложницы не-хасэки ранга : их титул также был хатун , но, конечно, поскольку они не были матерями имперских детей, их ранг в гареме был ниже.
  • Гёзде s : наложницы в постели. Они проживали во дворце Топкапы, потому что были «в глазах султана», как означают их имена. Либо они забеременели и поэтому вернулись в Старый дворец, либо продолжали делить постель султана, пока он а) не устал от них или б) не забеременел.
  • Простые наложницы : карие с. Они без титула и без статуса.

гарем в XIX веке :

Для простоты будем рассматривать гарем поздней Османской империи, когда иерархия более-менее утвердилась.

  • Валиде Султан : мать султана, она носила титул султана, и ее титул в европейском контексте был Ее Императорское Величество . Она считается единственной императрицей в империи
  • Имперские принцессы : дочери султана или дочери принцев. Они ранжировались по старшинству, и их европейский титул был 9.0055 Их Императорские Высочества .
  • Старшая супруга ( baş kadın ) : обычно первая супруга, с которой спал султан, или мать старшего ребенка. Ее европейский титул был Ее Величество , и она считалась королевой-консортом. Она сохраняла титул на всю жизнь, если только не развелась с султаном.
  • Остальные три кадина : они были пронумерованы по старшинству (то есть, когда они вышли замуж за султана), их европейские титулы были Их Величества , как и Старшая Супруга — хотя, конечно, Старшая Супруга занимала более высокое положение, чем они, и если валиде-султан не была жива, она управляла бы гаремом вместо нее. В XVIII веке их могло быть больше 4: у нас есть случаи пятого кадына или шестого кадына . Накшидил Кадын была восьмой имперской супругой Абдулхамида I
  • Дочери имперских принцесс ( Ханим-Султан ) : они оценивались по старшинству, и их титул означал, что их отец был подданным, но их мать была членом династии. Когда они поженились, их мужья не могли использовать титул damad , а их дети не имели никаких титулов или привилегий.
  • Первый Икбал ( baş ikba l ) : 5-я супруга султана. Если 4-й кадин умирает, она может получить свой титул и, следовательно, перейти в класс. Ее европейский титул был Ее Высочество , поэтому она считалась супругой «принцессы».
  • Остальные 3 икбал с : они были пронумерованы по старшинству и названы Их Высочества . Технически их количество не ограничивалось, на самом деле редко когда было больше 4 икбалов.
  • супруги принцев : первые 4 были названы hanımefendi , а первая имела титул Başhanımefendi и обращалась по ее титулу, а не по имени. Başhanımefendi старшего из ныне живущих принцев была самой высокопоставленной супругой среди супруг принцев. К остальным трем супругам обращались по имени + Hanımefendi ». После четвертой супруги другие женщины, с которыми спал принц, считались одалисками и не имели статуса. Их европейский титул был Их Высочества .
  • Первое гёзде ( баш гёзде ) + остальные 3 гёзде с : супруги султана с 9-го по 12-е. Их титул означает «в глазах султана», и они самые последние фавориты султана. Они не ограничивались числом и не ранжировались по старшинству. К ним обратились Ханимефенди .
  • Первый Peyk ( Baş Peyk ) + Остальные Peyk S : последний класс супругов, они не очень обычные, потому что у сультана больше 12 конпортов в то же время. . К ним обращались Hanımefendi , и они занимают самое низкое место среди супругов с титулом hanımefendi . Обычно они не являются матерями детей.
  • Простые наложницы : также называемые одалисками или горничными. У них нет титулов и привилегий. Они точно такие же, как cariye s предыдущих периодов.

Как видите, иерархия гарема со временем становилась все более сложной и жесткой. Необходимость такой сложной иерархии, как в поздней Османской империи, возникла из-за того, что супруги султана все чаще забирались иностранными дворянскими семьями, поэтому они фактически были принцессами до брака с султаном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *