Поездка в Псково-Печерский монастырь. | Сайт Свято-Тихоновского храма
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь – один из трёх монастырей, которые никогда не закрывались. Во все времена притекали сюда богомольцы и паломники.
В 1959 году, после Пасхи, в мае впервые побывал здесь протоиерей А. Милов, автор известных сочинений «Духовные огоньки села Неверовского» и «Светящиеся и угасшие уголки священной реки Обноры», опубликованные в книге «По реке Обноре» (2005 г. Изд-во Александра Рутмана). Вот что пишет о. Адриан в письме к иеромонаху Никите о своём посещении монастыря. «Возлюбленный во Христе батюшка! Побывав под сенью Вашей святой обители, насладившись молитвенными звуками Вашего Христова стада, подкрепившись в вере у святых Ваших храмов, а больше всего у тех гробниц, в коих тихим неземным сном уснули наши земные подвижники и сейчас – небесные собеседники у Престола Всевышнего, я почувствовал в себе такую благодать, такой высокий подъём духа и духовное обновление сил, что, несмотря на весь преклонный уклад жизни, я как будто вновь возродился и как молодой вновь готов шествовать под грозными ударами жизни к тем небесным далям, которые всё ближе и ближе приближают нас к себе, ласкают нас своими небесными звуками и радуют теми блаженствами, которыми ублажал нас Терноносный Страдалец, завещавый нам взять иго Его на себя. Здесь, у себя дома, святые свои настроения я передал своим соотечественникам и у многих из них появились такие же чувства и желание побывать в Ваших священных пещерах – многие из них уже дали обещание съездить в Вашу обитель».
Вот в какие святые места по воле Божией и по благословению отца настоятеля поехали мы, прихожане храма «Нечаянная Радость», не переставая благодарить Господа за ту радость, за праздник души, которыми Он наградил нас.
Город Печёрск находится в 60-ти километрах от Пскова. Частная гостиница, в которой мы удобно разместились, расположена недалеко от монастыря, в 10 минутах ходьбы. Но сначала немного истории.
Пещеры были обнаружены звероловами Изборска, которые слышали церковное пение, исходящее из горы, но никого не видели. Некоторое время спустя хозяин здешних земель Иван Дементьев рубил лес на Святой горе у ручья Калинец и обнаружил устье пещеры и над входом надпись: «Богом зданная пещера». Эта надпись долго сохранялась и впоследствии. Обнаружение пещеры относится к 1392 году. Но сколько времени подвизались в ней ушедшие от мира сего и имена их – ведомо только единому Богу. Предание сохранило лишь имя одного из них – преподобный Марк (Соловецкая рукопись 1632 г.). Но кто он, откуда, когда подвизался в пещерах, неизвестно.
Первым устроителем монастыря был преподобный Иона, в миру священник Иоанн. Он сам начал копать в горе церковь. Ему помогала супруга его матушка Мария, но от суровой жизни и тяжких трудов она заболела, успев перед кончиной принять монашеский постриг с именем Васса. 15 августа 1473 года пещерный храм был освящён в честь Успения Божией Матери – эта дата считается основанием Псково-Печерского мужского монастыря. После смерти своей супруги священник Иоанн принял монашеский постриг с именем Иона. Преподобный Иона почил о Господе около 1480 года, его гроб был поставлен в Богом зданной пещере. Ныне его мощи почивают рядом с мощами преподобного Марка. Святая Православная Церковь причислила отца Иону и мать Вассу к лику святых угодников Божиих. Гроб инокини Вассы поместили с левой стороны при входе в пещеру в специально выкопанной нише. Какие-то безбожники пытались вскрыть гроб, но огонь, вышедший изнутри, попалил кощунников – на правой стороне гроба остался след пламени.
Со временем монастырь расстраивался. Обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. Особенно заметные изменения призошли при игумене Корнилии, который был избран на эту должность в 1529 году. При нём число братии увеличилось с 15 до 200 человек, и это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Преподобный Корнилий погиб мученической смертью 20 февраля 1570 года, когда вышел с крестом встречать Иоанна IV Грозного. Разгневанный ложными наветами на игумена царь собственноручно отсёк ему голову. Но тут же раскаявшись, поднял тело игумена и на руках отнёс его в монастырь, в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Дорожка, политая кровью преподобномученика Корнилия, называется с тех пор «кровавым путём». Тело святого положили в стене Богом зданной пещеры, где оно пребывало невредимо 120 лет. В 1690 году мощи преподобномученика Корнилия были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма. С 1954 года у раки с мощами святого Корнилия совершаются молебные пения и служения.
В Псково-Печерской обители и за её пределами свято чтут память о старце иеросхимонахе Симеоне, который 64 года подвизался здесь подвигом добрым. За великую любовь отца Симеона к Богу и людям и за великое смирение открылись в нём редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Своим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон и теперь подаёт чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление болезней. В 2003 году преподобный старец Симеон был причислен к лику местночтимых святых. Его мощи ныне покоятся в Сретенском храме обители, а рядом с Успенским храмом, как продолжение его, находится келия, где в неустанной молитве ко Господу подвизался отец Симеон.
Множество отцов и братий сей святой обители подвизались и в прошедшем XX веке. Они близки к нам по времени их земной жизни, но близки они и к святым по своему благочестию. Для своих последователей и потомков они оставили по себе вечную память. Таковым является архимандрит Алипий (Воронов) (1914 – 1975гг.). Он спас святую обитель от закрытия во времена хрущёвских гонений на Церковь, не только не подписав указ о закрытии монастыря, но на глазах у всех сжёг его в камине. И монастырь не был закрыт! Архимандрит Алипий – достойный последователь преподобномученика Конилия, был строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью. Он прибыл в обитель в июле 1959 года и был назначен наместником монастыря. В один из самых сложных периодов для Русской Православной Церкви сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель, произвёл многие другие восстановительные и реставрационные работы, сам писал иконы. Насельников в монастыре в то время было 120 человек – для советского периода много. До своей кончины отец Алипий прослужил Господу в монашеском звании 25 лет.
У всех на устах имя ещё одного известного насельника Псково-Печерского монастыря – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910 – 2006гг.). Без малого 39 лет подвизался батюшка Иоанн в Псково-Печерской обители. Главная цель его в жизни была богоугождение ради любви к Богу. Чувство благоговения в нём было развито до высочайшей степени, его при жизни называли «пасхальный батюшка». После себя отец Иоанн оставил проповеди и книги, которые продолжают открывать новый духовный мир для тысяч людей, приводя их к Богу. Архимандрит Иоанн преставился ко Господу в возрасте 95 лет через несколько минут после принятия Святых Христовых Тайн.
Все эти монахи – и есть живая история Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Её нужно хранить и хоть немного знать паломникам, приезжающим поклониться святыням обители.
На следующее по приезду утро мы поспешили в главный храм монастыря – Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас это не тот пещерный храм, который руками ископали священник Иоанн со своей матушкой. Он имеет современный вид, но не возносится высоко в небо, так как всё-таки выкопан в горе, которая служит ему стеной, но по фасаду имеются окна. Силуэты куполов у собора – малороссийские, они похожи на купола Киево-Печерской Лавры. Считается, что первые здешние насельники были оттуда – скрывались в Псковских пещерах от набега татар. В Успенском соборе есть придел преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Храм во имя их первоначально был устроен в пещере внутри горы.
Непривычно ощущать столь низко над собой своды храма. В таком небольшом, как кажется, пространстве вместилось столько святынь, к которым нескончаемым потоком идут люди. Здесь находится древняя икона Божией Матери «Умиление» и главная святыня Псково-Печерской обители – чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы XVI века. Перед ними молились многие поколения паломников и получали просимое. После празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси возобновились крестные ходы с этими иконами, которые идут столетиями сложившимися маршрутами, а дорожку от входа в монастырь до храма Успения на главный праздник обители – Успение Пресвятой Богородицы – выкладывают цветами. С благоговейным трепетом мы приложились к древним чудотворным иконам, от чистого сердца вознесли свои молитвы, попросили Царицу Небесную – неизменную Игумению сей святой обители заступления и спасения душ наших.
Помолились мы и преподобномученику Корнилию, приложились к раке его мощей, которая находится в храме в специально устроенной нише. На празднование 300-летия Дома Романовых Государь Император Николай II пожертвовал новую раку для мощей святого. 5 марта, в день памяти всех преподобных отцов, в подвигах просиявших, мощи крестным ходом выносятся в Михайловский собор, что на верхней площадке монастыря. В 1970 году была найдена керамида (специальная плита) преподобномученика Корнилия, рассказывающая о его жизни. Правда, только одна половина плиты, а другой половины, где, очевидно, прописана его фамилия, нет. Возможно, со временем Господь откроет и эту тайну, и люди узнают, из какого рода происходит святой.
Мы готовились к причастию, отстояв очередь на исповедь. Был будний день, потому мы и не слышали ни праздничного хора, ни особой торжественности службы, но ощутили какую-то простоту и задушевность. Пожалуй, чувство покоя – вот чего нам не хватает в нашей суетной жизни. Здесь, в обители, время как будто замедляет свой бег, и особенно это ощущаешь, когда попадаешь внутрь пещер.
Вход в пещеры находится рядом со входом в Успенский собор. Температура под сводами +5 С. Но в наш приезд погода стояла жаркая, потому и внутри горы при закрытых дверях воздух прогрелся до +10 С. В ближних пещерах (сразу у входа) открыто почивают мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы. Рядом, в своей убогой келейке, нашёл упокоение Лазарь прозорливый, при жизни принимавший здесь Государя Императора Александра I и имел с ним получасовую беседу. Мы помолились в их усыпальницах и попросили святых молитв за нас, грешных, перед Спасителем мира.
В Богом зданной пещере от её основания идёт 7 подземных галерей-улиц. В начале они укреплены кирпичной кладкой, а далее – своды из песка при 100% влажности крепко держатся и не осыпаются. 5-я и 6-я галереи – братские, здесь хоронят монахов. Никто не знает точно, сколько в пещерах за много веков захоронено. Называется цифра 10 тысяч и 12 тысяч, но точно – неизвестно. Нет ни одного именитого княжеского рода, чьи представители не покоились бы в Богом зданной пещере. Предки Суворова, Кутузова, Пушкина, Мусоргского, Ртищевы, Нащёкины, Буторлины, Апраксины и т.д. – об этом нам рассказывают керамиды.
Мы со свечами в руках проходим по пещерным «улицам», по обеим сторонам которых за керамидами находятся захоронения. Керамиды выполнены в разной технике: глазированный камень с позолотой, известковые, из глины и др. На них на всех есть надписи: кто здесь захоронен и когда. На стенах и сводах галерей видны мягкие глубокие бороздки – это паломники руками натирали себе влажного песка, чтобы как святыню унести его домой. Удивительно, но запах тления в пещерах отсутствует. Прикасаешься к холодным керамидам ладонью… а за ними – вечность.
Мы подходим к пещерному храму во имя Воскресения Христова, устроенного Иоанном Соломенцевым, который сам нашёл здесь упокоение и его родные. В алтаре храма похоронен преподобный Алипий, недалеко от него – более 20-ти монахов, участников Великой Отечественной войны, чьими усилиями не была закрыта обитель.
Слева от входа в Богом зданную пещеру стоит колокольня. Она интересно устроена. Колокола прикреплены к особым длинным коромыслам, к которым привязаны канаты, и монахи с земли ногой их раскачивают. Это северные колокола. Самый большой из них был подарен монастырю Иоанном Грозным. Рядом, чуть меньше – подарок Бориса Годунова. А вверху над всеми – колокол Петра I. Мы наблюдали, как управляются с колоколами монахи-звонари.
В Псково-Печерском монастыре чувствуется особая атмосфера доброжелательности и внимания, с которыми относятся к паломникам. Мы совсем не рассчитывали быть приглашёнными на трапезу после Литургии, но нас накормили самой простой монашеской постной пищей, и это поддержало нас, уставших с дороги путников. Потом в монастырской трапезной мы вместе с братией вкушали обед. Вот так в течение трёх дней паломников здесь могут и накормить, и упокоить. Удивительно то, что всё отопление в монастыре – дровяное, и пища готовится тоже на дровах.
После обеда мы поднялись по лестнице на Святую горку, где расположен дивный сад. Он находится на одном уровне с крышей Успенского собора. Здесь растут и фруктовые деревья, и кустарники. Приятно было ощутить запах чёрной смородины с уже чернеющими ягодами. Узенькие тропочки ведут в разные уголки сада. Одна из них привела нас к старому дубу, который по преданию посадил преподобный Корнилий. Ствол дуба скреплён металлическими обручами, чтобы не растреснулось старое дерево. Мы видели огромный замшелый валун, монастырское предание говорит, что на нём молился преподобный Марк.
Невозможно представить, что под садом – «Богом зданная пещера», где нашли вечный покой многие поколения устроителей, молитвенников обители и подвижников Божиих, а здесь наверху – цветёт жизнь. А какой замечательный вид открывается отсюда на весь монастырь! Жаль только, что старые деревья с густыми кронами закрывают храмы и постройки обители. В этом саду хорошо в любое время года, и каждое время имеет своих паломников. Лето здесь считается временем школьников и студентов, осень – поэтов, зима – архитекторов, когда открывается архитектура храмов, башен, стен. А весна, на которую приходится Великий пост, время покаяния, время обновления души через пост, покаяние, молитву – это время монахов.
На Успенской площади стоит небольшой храм Сретения Господня, где открыто почивают мощи преподобного Симеона, перенесённые сюда после канонизации из Богом зданной пещеры. Мы поклонились ему, и, наверное, каждый из нас попросил молитвенной помощи и духовной поддержки. Преподобне отче Симеоне, моли Христа Бога о нас, грешных!
Мы не попали в собор Архангела Михаила, расположенный на верхней площадке, — он сейчас на реставрации. В нём находится ещё одна святыня монастыря – десница (правая рука) святой мученицы Татианы. Среди нас было три Татианы, — конечно, хотелось бы прикоснуться к святыне, но мы помолились перед образом своей небесной покровительницы в Сретенском храме, где он лежал на аналое с частицей мощей святой. На верхней площадке находится ещё один храм – Благовещения Пресвятой Богородицы, но он тоже был закрыт.
Для того, чтобы попасть на территорию Псково-Печерского монастыря, надо пройти через Святые ворота, через Никольскую часовню, где перед взорами предстают иконы, написанные отцом Алипием: «Игумения Божия Матерь», «Умиление» (Псково-Печерский образ), «Радуйся, Невеста Неневестная», «Неопалимая Купина». Здесь же икона «Утоли моя печали» — родительское благословение отцу Алипию (Алипий – в переводе значит «беспечальный»), а икона «Споручница грешных» — московская святыня, которую отец Алипий принёс сюда из Москвы, где до войны реставрировал храмы.
В башне над часовней в год празднования 1000-летия Крещения Руси освящён храм во имя преподобномученика Корнилия. Никольский храм, построенный им, — рядом со входом в обитель и называется церковью Николы-вратаря. В ней находится древний резной образ Николая Чудотворца – можайский, или «вратарный», как называют его здесь. В правой руке у него меч, в левой изображение храма: Николай Чудотворец защищает монастырь от посягательств врагов.
На главной площади монастыря построено две часовни: Корнилиевская со святым источником, и часовня, возведённая в память генерала Ф.В.Ридигера, прославившегося в битве под Полоцком, освящённая в честь Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление». В святых источниках никогда не иссякает вода, утоляющая жажду приходящих к ним. Мы её пили – очень холодная и вкусная. Здесь много цветов, в северных широтах они особенно радуют глаз.
Днём мы побывали на словенских источниках около Изборской крепости, которая испокон веков защищала западные рубежи нашей Родины. Во время последних войн она была разрушена почти до основания, но теперь восстанавливается. На её территории действует храм Николая Чудотворца. Мы любовались озером, которое питают источники, семейством лебедей, живущих здесь, красотами окружающей природы. Сделали большой запас воды (холодной!), что было совсем не лишним – на обратном пути в сильную жару она нам очень пригодилась.
Вечером молились мы за всенощной в Успенском соборе. Народу было очень много. Чувствовалось, что многие паломники здесь уже не в первый раз. И лица у всех такие одухотворённые, благоговейные! В монастыре не утеряна связь времён, чувствуется особая духовность и в то же время, простота во всём. За стенами обители Божией Матери заключён мир, отличный от мира внешнего – здесь время как будто остановилось.
«Мы не ощущаем течение времени, ибо благодать Божия одинаково проникает в верующее сердце, как пять столетий назад, так и в продолжение тысячелетий, словно солнечный луч, одинаково светящийся в капле росы» (Иоанн Крестьянкин).
И душа, душа опять просится туда, в те святые намоленые места…
Преподобные отцы Псково-Печерские, молите Бога о нас!
Т.В.Б – ва, 2011г.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь празднует престольный праздник – Успение
РегистрацияВойти
16+
ГлавнаяНовости2006Август28Областные новости
Опубликовано: 28 августа 2006 г. в 18:04 17 0Нет комментариев0
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (город Печоры, Псковская область) празднует свой престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Как передаёт корреспондент ПАИ, ежегодно на торжества в Печоры съезжаются тысячи паломников, большинство из них пребывают 28 августа, чтобы поучаствовать в Крестном ходе вокруг монастыря.
Центральными событием празднования Успения в Печерском монастыре являются Крестный ход с иконой «Успение» от Успенского к Михайловскому храму, Крестный ход вокруг монастыря и Крестный ход с иконой от Михайловского к Успенскому собору.
Крестный ход с иконой «Успение» от Успенского к Михайловскому храму прошёл 27 августа после малой вечерни в Успенском соборе и чтения акафиста «Радуйся Невесто Неневестная» на Успенской площади.
Крестный ход с иконой вокруг монастыря прошёл сегодня, 28 августа, по завершению поздней Литургии в Михайловском храме, которая началась в 9:30.
В Успенский собор из Михайловского икону «Успение» перенесут 29 августа. В этот день в 18:00 в Михайловском храме состоится вечернее богослужение. Далее — чин Погребения Божией Матери: по дороге, устланной «ковром» из живых цветов, священнослужители с иконой «Успение» пройдут от Михайловского к Успенскому собору монастыря.
Традиционно, после того как по дороге пронесут икону, православные собирают цветы. Считается, что они обладают целебными свойствами. Дорогу из цветов выкладывают в монастыре дважды: первый раз, когда по ней проносят икону «Успение» от Успенского к Михайловскому храму, второй – когда икону возвращают в Успенский собор монастыря.
Добавим, что Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».
Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального инока» преподобного Марка.
Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту).
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).
С 1523 года икона стала прославляться многими чудесами: исцелила бесноватых — чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).