10 интересных фактов о Кунсткамере
Назадв закладки
Фото: peterburg.centerВот уже на протяжении 300 лет уникальные коллекции Кунсткамеры продолжают привлекать посетителей. Об интересных фактах о не менее интересном музее — в нашем материале
1Кабинеты кунштов
Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр I так заинтересовался «кабинетами кунштов» (то есть чудес) в богатых домах, что он решил и у себя собрать подобную коллекцию. Для этого правитель отвел отдельное помещение и стал активно закупать экспонаты.
Фото: cityguidespb.ru 2Расширение коллекции
В 1718 году царь подписал указ, которым велел приносить всё, что «зело старо и необыкновенно», так что коллекция очень стремительно начала расти, и в результате было решено построить для нее отдельное здание.
Штраф
Тогда как в обмен на доставленных в Петербург уродов Петр I обещал большое вознаграждение, тех, кто скрывал от государства «подарки природы», ждал штраф, превышающий размер награды в несколько раз.
Фото: wildwildworld.net.ua 4Выбор места
Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее.
5Затяжное строительство
Однако новое здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» Петру І так и не судилось увидеть: строительство музея продолжалось шестнадцать лет, и к моменту смерти царя (1725 год) были возведены лишь стены.
К 1726 году в еще незаконченное здание, возведенное в стиле петровского барокко, перевезли коллекции. Фото: cityguidespb.ru 6Царское поощрение
Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение — чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем.
7Живые экспонаты
«Жуткая» особенность музея — зал живых экспонатов. Это были люди с нестандартной внешностью и разного вида уродствами. «Монстры» жили при Кунсткамере. Одним из самых известных был коротышка Фома, проживший в стенах музея 16 лет. Его рост составлял 126 см, а на ногах и руках было всего по два пальца, так что конечности напоминали клешни краба.
Коллекция Рюйша
Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша — одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов.
9Готторпский глобус
Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри — звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры.
Фото: kolibri31.ru 10Разделы музея
В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.
Читайте также: ТОП-10 экспонатов Эрмитажа, которые нужно увидеть.
Смотрите также:
Еще 0 ответов комментарии
Надо знать: 10 малоизвестных фактов о Кунсткамере
«Дерево-монстр»
Как-то Пётр прогуливался по острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо.
Император восхитился сосной, прозвал её «деревом-монстром» и, повелев срубить её, решил построить на её месте здание для музея.
Кто строил здание для музея
Строительство здания продолжалось на протяжении 16 лет. Изначально им занимался архитектор Маттарнови, а после — Гербель, Киавери и Земцов, при котором здание обрело свой окончательный барочный облик.
Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Когда коллекция музея располагалась в Кикиных палатах (в доме опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора), Пётр повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов.
Мало того, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства» большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
Удивительный глобус
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на третьем этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около трёх метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.
Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. Увы, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.
В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на четвёртом этаже.
Флейта из человеческой кости
Ещё одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, сделанная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.
Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях — для вызова потусторонних сил.
Человек-гигант
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см, который наряду с другими «заморскими гостинцами» заслужил небывалый интерес со стороны двора и простого люда.
Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе семь лет, после чего скончался от апоплексического удара. Однако Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга остаётся уникальной и ни на что не похожей диковинкой, и передал его тело Кунсткамере.
До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла. Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый череп (интересно знать, чей?), а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.
Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в послепетровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.
Как оно водится, в происшествии обвинили главного русского врага — пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.
Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры три мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения «сделки» столичные власти не имели.
Зловещие часы
Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача — механизм у них нерабочий.
Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они останавливаются.
Поговаривают, что это дурной знак: если таковое происходит, то одного из сотрудников ожидает скорая смерть.
Живые экспонаты музея
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими костями находились люди, выполнявшие роль живых экспонатов.
Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было по два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных… рук.
Награда за «уродов»
Реформатор Пётр I в 1718 году, когда свирепствовало мракобесие и предрассудки, издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен на них император обещал большое вознаграждение.
Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.
Санкт-Петербургская «Кунсткамера»
В 2019 году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, или Кунсткамера, давний партнер Университета ИТМО, отмечает свое 305-летие. Среди мероприятий, проведенных по этому случаю, была лекция экскурсовода Натальи Риктер «Кунсткамера — первый русский музей: 305 лет традиции». Вот некоторые из основных моментов из истории первого в России музея.
Дитя десяти архитекторов
Кунсткамера, первый публичный музей России, была основана в 1714 году, когда Петр I приказал перевезти свою коллекцию редкостей и редкостей из Москвы в только что основанный Санкт-Петербург. Предметы были помещены в помещение, получившее название Кунсткамера – «кабинет редкостей». В 1718 году началось строительство специального здания.
Однако проекту не повезло. Его первый архитектор, Андреас Шлютер , умер до того, как был заложен фундамент, успев только создать первоначальный проект. Его помощник, Георг Иоганн Маттарнови , взял на себя проект своего наставника, которым он руководил всего за год до своей смерти в 1719 году. За ним последовал Николаус Хербель , который также не дожил до завершения проекта и умер в 1724 году. , Четвертым архитектором здания был Гаэтано Кьявери ; как сообщается, Петр Великий лично принимал участие в его работе.
Музей антропологии и этнографии Кунсткамеры. Кредит: Shutterstock.com
«В некоторых залах Кунсткамеры есть такие большие окна, подарок самого Петра. Когда Кьявери представил свои эскизы, окна были меньше, на что император сказал, что здесь, на севере, где пасмурно и сумрачно, большие окна дадут больше света», — поясняет Наталья Риктер.
Кьявери тоже не смог закончить свою работу: после него здание достроили архитекторы Земцов , Шумахер и Трезини . В 1747 году, после того как здание сильно пострадало от пожара и его башня частично разрушилась, реконструкцию провел Савва Чевакинский , архитектор и друг Михаила Ломоносова . По словам Риктера, когда великий ученый увидел эскизы нового большого зала, где будут собираться ученые, он пошутил, что в нем «пахнет не столько академическими дискуссиями, сколько ужином».
Но башню так и не восстановили. Более 200 лет здание простояло «обезглавленным», и только после Великой Отечественной войны было принято решение о восстановлении его верхней части башни и купола по проекту архитектора и историка Роберт Каплан-Ингель .
Обсерватория Санкт-Петербургской Академии Наук. Фото: kunstkamera.ru
Коллекция
Петр Великий приложил немало усилий для пополнения своей коллекции, заставляя других привозить ему редкие и любопытные предметы: от необычных животных до камней с древними письменами. Иногда желание знати угодить императору и внести особо ценный вклад в его коллекцию приводило к забавным последствиям.
«Газета «Санкт-Петербургские ведомости», которая выходит практически с момента основания города, сообщила, что «гетман Малороссии Скоропадский прислал двух «чудовищ» (архаичный термин для детей, рожденных с тяжелыми генетическими мутациями — Ред.), один самец и одна самка, сросшиеся, и двуглавый теленок.
Князь Голицын тем временем прислал двух обычных собак, которые, согласно справке, родились от 60-летней старой девы», — делится Риктер.
Наталья Риктер
Дом науки
Кунсткамера известна не только как музей, но и как один из важнейших научных центров страны. Его сотрудники сделали несколько открытий мирового уровня. Например, Юрий Кнорозов совершил прорыв в лингвистике, расшифровав письменность майя.
Его исследования по истории и языку народов майя принесли ему не только национальную, но и всемирную известность. Во время защиты диссертации коллегия решила немедленно присвоить ему высшую степень доктора наук, хотя он претендовал на меньшую степень кандидата наук.
Кнорозов основывал свои исследования на сборе и анализе большого количества данных, которые позволили ему выделить около 355 неповторяющихся символов в письме майя. Затем он выделял корневые слова в виде общих групп символов, а затем – другие группы символов, связанные с этими корнями. Все это позволило ему раскрыть значение этих древних символов.
Юрий Кнорозов в 1954 году. Фото: tass.ru
«Его будут приглашать на международные конференции и даже не знать об этом — в КГБ от его имени ответили, что Кнорозов очень занят и не может приехать», — говорит Риктер. «Он только один раз был за границей, на конгрессе в Копенгагене. После этого ему не разрешили покинуть страну. Кнорозов был человеком суровым, быстро высказывал свое мнение, и даже его кураторы не знали, чего от него ожидать».
Творческое наследие Юрия Кнорозова живет в Кунсткамере и сегодня. Летом 2019 года в музее был открыт сборник лучших работ ученого.
«Кунсткамера продолжает выполнять возложенную на нее Петром Великим миссию: не только показывать и просвещать, не только учить, но и учиться. Наш музей продолжает заниматься всем этим и по сей день», — заключает Риктер.
Вернуться к началу
Кунсткамера (1728), Санкт-Петербург
- Дом
- Россия
- Санкт-Петербург
- Достопримечательности
- Кунсткамера4 33
Странное для русского уха слово «Кунсткамера», что в переводе с немецкого означает «комната редкостей», использовал Петр I, основатель Санкт-Петербурга, для названия своей коллекции редкостей. Идея открыть дома такую «комнату» пришла Петру в Европу, где он нашел не только обилие таких дисплеев, но и открыл для себя новую науку — анатомию. В то же время Петр покупал все, что его удивляло: книги, инструменты, образцы аномалий и т.д. На основе всего привезенного, Петр создал свою личную коллекцию раритетов. Для его пополнения он использовал материалы, привезенные из отечественных экспедиций, зарубежных закупок и пожертвований частных лиц. Знаменитые путешественники со всего мира дарили Петру любопытные вещи, которые привозили из разных посещенных ими стран. Для пополнения коллекций требовалось больше места, поэтому в 1714 г. личная коллекция Петра I, а также коллекция редкостей, принадлежавшая Министерству здравоохранения, была перевезена из Москвы в Петербург и помещена в Летнем дворце. В 1719 г.коллекция «Кунсткамеры» была перевезена в «Кикины дома» у Смольного двора. С этого времени Кунсткамера стала публичной; по указу Петра I он был открыт для всех.
Такое грандиозное собрание раритетов со всего мира заслуживало того, чтобы иметь собственное здание, поэтому в 1718 году на Стрелке Васильевского острова было построено здание для необычных предметов, прекрасно сохранившееся до наших дней. Современное здание «Кунсткамеры» было заложено в 1718 году и стало образцом архитектуры так называемого «петровского барокко». Здание состоит из двух частей, украшенных фасадами, соединенных многоярусной башней. Восточная часть представляет собой библиотеку, в западной хранятся коллекции. Башня и центральное пространство использовались как первая обсерватория и анатомический театр. Украшение фасада представлено круглыми неглубокими нишами под окнами, двухцветными стенами, лепным декором сводов; для интерьеров использованы аллегорические скульптурные группы, бюсты и медальоны ученых.
В 1728 году «Кунсткамера» была официально открыта для привлечения толп зевак. В 1747 году Кунсткамера пострадала от пожара.
Сегодня в «Кунсткамере» находится Музей антропологии и этнографии Российской академии наук имени Петра Великого. Он является одним из самых полных и интересных в мире. Музей является хранилищем большого количества древних артефактов, но самыми популярными в его коллекции являются анатомические аномалии.