☦Колокольня «Иван Великий»: история и фото.
Колокольню «Иван Великий» строили постепенно. В 1329 году Иван Калита в честь рождения сына заложил церковь Иоанна Лествичника «под колоколами».
Путеводитель по архитектурным стилямЗатем в 1505 архитектор Бон Фрязин построил на месте обветшавшей церкви восьмигранную колокольню по типу итальянской кампанилы. Она предназначалась одновременно для трех соборов (Успенского, Архангельского и Благовещенского), так как у них не было своих звонниц. Колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.
Тогда под куполом появилась надпись: Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их
. Лжедмитрий I ее уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.
До строительства храма Христа Спасителя Иван Великий оставался самым высоким зданием в Москве. Колокольня неизменно удивляла иностранных гостей.
Церковь святого Иоанна, находящаяся почти среди замка Кремля), замечательна по высокой каменной колокольне, с которой далеко видно во все стороны столицы. На ней 22 больших колокола, в числе их многие не уступают величиною нашему Краковскому «Сигизмунду», висят в три ряда, один над другим; меньших же колоколов более 30. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть.
В XVI-XVII веках к Ивановской колокольне пристроили Успенскую церковь-звонницу, а в 1624 году — Филаретовскую пристройку с шатровым завершением.
На самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий, глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне — множество колоколов. Рядом с этой стоит другая колокольня, для которой вылит самый большой колокол, весом в 356 центнеров, при великом князе Борисе Годунове. В этот колокол звонят только во время больших торжеств или в праздники, как называют их русские, а также при встрече великих послов и при шествии их на торжественное представление. Для звона употребляется двадцать четыре человека и даже более, которые стоят на площади внизу и, ухватившись за небольшие веревки, привязанные к двум длинным канатам, висящим по обеим сторонам колокольни, звонят таким образом все вместе, то с одной стороны, то с другой… Но при этом нужно звонить осторожно, чтобы избегнуть сильного сотрясения колокольни и возможной опасности от ее падения; для этого наверху, у самого колокола, тоже стоят несколько человек, которые помогают приводить в движение язык колокола…
На колокольне Иван Великий 22 колокола весом от 123 кг до 7 тонн — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна московская церковь.
Колокола распределяются по ярусам. Большинство из них имеет собственные имена — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный. А в центре звонницы размещается самый главный и самый большой в России Успенский колокол, весом 65,5 тонны. Весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».
Звук колокола зависел не только от массы, но и от состава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорции меди, серебра и золота в сплаве устанавливали по наитию. Московские колокольные заводы в XIX веке были лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — за Сухаревой башней (современные Балканские переулки).
Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки…
…Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого и сложилась известная поговорка «колокола льют», когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе.
Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола. Хозяева колокольных заводов верили в это, поэтому платили хороший гонорар изобретателям слухов. Если получался хороший колокол, слух опровергали: это на таком-то заводе колокол лили — звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались. Так появлялись легенды.
Один из «колокольных» рассказов гласил, что в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, с голов сорвались брачные венцы и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Их разлучили в детстве, и, когда они случайно встретились, приняли родственное влечение за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак.
А однажды вся Москва обсуждала происшествие накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, но в разгар танцев ударил колокол на Иване Великом. В тот же миг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и повеяло леденящим холодом. Гости бросились к дверям, но они не открывались. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных. Погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор. И хотя газеты объявили, что генерал-губернатор жив, слухи о замерзших еще долго ходили по городу.
Московская полиция иногда добиралась до источника слухов. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов, но они продолжали придумывать новые нелепости. А в словаре Даля появилась поговорка Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести
.
Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921, этот запрет нарушили.
Кремль: мини-путеводитель по территорииЗатем Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 на Христово Воскресение с главной московской колокольни раздался благовест. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.
Известно, что Иван Великий в старой Москве был еще и главной дозорной сигнальной башней. Оттуда хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км. Сейчас в колокольне музей, а на вершине — смотровая площадка. Но придется преодолеть 329 ступеней, что не всем под силу.
Говорят, что……в Москве долго нельзя было строить выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах и подожгла ее, пожар назвали карой строителю за то, что возвел храм выше Ивановской колокольни.
…Наполеон хотел снять крест с колокольни Иван Великий, думая, что он отлит из чистого золота. Но когда один из храбрецов отважился достать святыню, оказалась, что она медная. Наполеон разозлился и велел казнить несчастного.
…о прочности колокольни ходили легенды. Верили, что пока стоит Иван Великий, будет стоять Москва. После бегства Наполеона из горящего города, многие приходили смотреть, стоит ли колокольня. Тогда от взрыва заложенного французами заряда пострадали Успенская звонница и Филаретова пристройка. Иван Великий остался непоколебим.Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,Исследования реставраторов показали, что основание колокольни имеет глубину всего 4,3 метра. Это опровергает легенду, что фундамент сильно углублен. Строение покоится на восьмигранном каменном основании, а его прочность — результат мастерства архитекторов: внутри кирпичных стен вмонтированы железные сваи, а раствор замешан на яичном желтке. Стены у основания Ивана Великого имеют толщину 5 метров, и 2,5 метра на втором ярусе
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
…в 1993 году Банк России выпустил монету с изображением колокольни Ивана Великого номиналом 3 рубля. Но она не пошла в обращение.
…в Успенской звоннице была церковь Николы Гостунского. А в Москве был обычай приходить с дочерьми к древней иконе святителя Николая, чтобы устроить замужество. Он появился из-за легенды, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. С тех пор бесприданницы спешили помолиться Николе-обручнику. Сейчас в помещении бывшей церкви хранилище музеев Кремля, а икону можно увидеть в церкви Ризположения на Соборной площади.
Колокольня «Иван Великий» на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить к рассказу об истории колокольни «Иван Великий»? liveinmsk.ruИван III 1440 — 1505: биография кратко, годы жизни, деятельность — История России
Иван III Васильевич Великий (Правосуд, Грозный) — великий князь Московский и фактический создатель Московского государства. Возможно, самый недооцененный правитель России.
Старший сын Василия II Васильевича Темного принимал участие в междоусобной войне 1452 года. Из-за ослепления отца Василием Косым Иван III рано включился в процесс управления государством (с 1456 года). Великий князь московский с 1462 года. Продолжая политику по расширению территорий Московского княжества, Иван III огнем и мечом, а иногда и путем дипломатических переговоров подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1471 году совершил поход на Новгород и разбил противников в Шелонской битве, а затем в 1478 году окончательно уничтожил независимость Новгородской республики, подчинив ее Москве. Во время правления его Казань также стала лояльна Московскому князю, что было важным достижением его внешней политики.
Иван III, вступив на великое княжение, впервые со времен Батыева нашествия отказался ехать в Орду для получения ярлыка. В попытке вновь подчинить себе Русь, не платившую дань с 1476 года, хан Ахмат в 1480 году двинул на Московское княжество большое войско. В этот момент силы Москвы были ослаблены войной с Ливонским орденом и феодальным мятежом младших братьев Великого князя. К тому же Ахмат заручился поддержкой польско-литовского короля Казимира. Однако силы поляков удалось нейтрализовать благодаря мирному договору Ивана III с крымским ханом Менгли-Гиреем. После попытки Ахмата форсировать р. Угру в октябре 1480 года, сопровождавшейся 4-дневной битвой, началось «стояние на Угре». «Угорщина», в ходе которой силы сторон располагались на разных берегах притока Оки, закончилась 9-11 ноября 1480 года бегством противника. Таким образом, победа на р. Угре ознаменовала окончание 240-летнего монголо-татарского ига.
Не менее важным был успех в войнах с Великим княжеством литовским (1487-1494; 1500-1503), благодаря которому к Руси отошли многие западные земли.
В результате побед над внешними врагами Иван III смог уничтожить большинство уделов и тем самым сильно укрепить центральную власть и роль Москвы.
Москва как столица нового большого государства сильно преобразилась во время правления Ивана III: был возведен новый Успенский собор и заложен новый Архангельский собор, началось строительство нового Кремля, Грановитой палаты, Благовещенского собора. Важную роль в строительстве обновленной столицы сыграли итальянские иностранные мастера. К примеру, Алевиз Новый, Аристотель Фиораванти.
Новое большое государство, каким стало Московское княжество при Иване III, нуждалось в новой идеологии. Москва как новый центр христианства была представлена в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы (1492). Монахом Филофеем была предложена формула «Москва — третий Рим» (уже после смерти Ивана III). Основой этой теории явился тот факт, что Московское государство (после захвата Константинополя турками в 1453 году) осталось единственным независимым православным государством в мире, а возглавивший его государь — единственным заступником всех православных христиан на земле. Иван III имел и формальные причины считать себя наследником Византии, поскольку был женат вторым браком на племяннице последнего Византийского императора Софье (Зое) Палеолог.
Усиление центральной власти сделало необходимым создание новых органов государственного управления — приказов. В это же время появляется и законодательный кодекс объединенной Руси — Судебник 1497 года, дошедший до нас, к сожалению, лишь в одном экземпляре. Дабы заручиться поддержкой служилых людей, Великий князь гарантировал им экономическое благосостояние путем регламентации перехода крестьян от одного хозяина другому: крестьяне получили право перехода только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после.
Правление Ивана III современные историки связывают также с началом процесса европеизации, обеспечившего обороноспособность и экономическое процветание страны.
histrf.ru
Я узнаю Москву — Территории
Колокольня Ивана Великого
(«Кричать во всю Ивановскую»)
Иван Великий – старейшая московская колокольня. Первую на этом месте церковь «Иоанн святый Лествичник, иже под колоколы» (то есть с колокольней над собственно церковью) поставил в 1340-е годы Иван Калита. При Иване III в 1502 – 1508 годах старую церковь разобрали и построили новую более высокую. Во времена Ивана Грозного на колокольне – тогда ее называли Иван Святый – уже было много колоколов. Опричник-немец Генрих Штаден пишет о ней: «Посреди Кремля стоит церковь с круглой красной (кирпичной) башней, на этой башне висят все большие колокола, что великий князь привез из Лифляндии».
Царь Борис Годунов повелел надстроить – «надделати верх выше первого и позлати» — колокольню Ивана Лествичника, что и было осуществлено в 1598 – 1600 годы. Надстроены были два яруса и купол. Это еще более выделило колокольню из всех кремлевских построек, превознеся над ними ее золотую главу, под которой, опоясывая барабан, шла надпись славянской вязью. Как писал современник, Борис Годунов здесь «обозначил свое имя, положив его как некое чудо на подставке, чтобы всякий мог, смотря, прочитать крупные буквы, как будто имея их у себя в руках». После смерти царя Бориса и убийства его сына и наследника Федора надпись замазали. Петр I приказал ее возобновить. Надпись сохранилась до сих пор.
После надстройки колокольня Иван Святый стала называться Иваном Великим. На сделанном около 1605 года и изданном в Амстердаме плане Кремля, где она показана уже надстроенной, изображение снабжено подписью (на латинском языке): «Иван Великий; большой храм св.Иоанна, крыша башни которого позолочена и башня изобилует колоколами».
Голштинский дипломат Адам Олеарий в своем сочинении «Описание путешествия в Московию» (1630-е годы), рассказывая о различных сторонах русской жизни и быта, обратил внимание на московские колокола и колокольный звон и, конечно, не мог не сказать об Иване Великом: «На самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий, глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне – множество колоколов».
Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы XVIII – XIX веков. Возносясь своей золотой могучей главою над всем городом, он был виден отовсюду. Уже само название колокольни – не официальное, а народное – Иван Великий – определяло ее место и значение в сознании москвича и всякого русского человека. Она был символом Москвы и тем самым – России.
Давнее и широко распространенное московское присловье утверждает: «Иван Великий – повыше высокого». Бытовал неизвестно кем и когда объявленный запрет возводить в Москве здания выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль новопостроенной светлейшим князем А.Д.Меншиковым церкви Михаила Архангела на Чистых прудах, более известной под названием Меншиковой башни, и подожгла ее, в Москве объясняли пожар как кару строителю за то, что он возвел свою церковь выше главной московской колокольни.
В народе было распространено поверье, что, пока стоит Иван Великий, будет стоять и Россия. В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню. Была разрушена пристройка, взрывной волной сорвало колокола, но сама колокольня уцелела. В этом москвичи видели счастливый знак, и когда в 1813 году вновь зазвонили колокола на Ивановской колокольне, то в Москве был праздник: звон Ивана Великого возвещал возрождение города.
В своей книге «Седая старина Москвы», изданной в 1897 году, поэт, романист и большой знаток простонародной России И.К.Кондратьев пишет о достопримечательностях, которые «известны в отдаленных губерниях России» и стали национальными символами: «Почти всякий приезжий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, взойти на колокольню Ивана Великого, помолиться в Храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни…»
Иван Великий – главная колокольня Москвы.
На колокольне, как правило, бывает несколько колоколов. Конечно, количество и размеры их зависят от богатства церкви (вернее, ее прихода), но пополнение колоколами не является простым умножением их числа. Существует несколько родов церковных колоколов, различающихся по назначению и размерам.
Самый большой колокол называется праздничным, он звучит во время важнейших церковных праздников, по поводу крупных государственных событий. Праздничные колокола бывают весом до 2000 пудов и более.
Затем идет воскресный колокол, по величине он меньше праздничного и весит до 10000 и более пудов. В него благовестят в воскресенье.
Следующий колокол – полиелейный – весом до 600 – 700 пудов служит для благовеста в праздники апостольские и святительские.
Вседневный колокол, весом от 100 до 500 пудов, звонит каждый день.
Таковы большие колокола, малые же носили общее название – зазвонные.
Кроме того, у наиболее замечательных по своему происхождению – по имени дарителя, историческим обстоятельствам (например, взятых как военные трофеи) – бывали еще и собственные имена.
Конечно, далеко не на каждой колокольне был полный и именно таких весовых категорий набор, и звонари обходились тем, что есть. Весь же комплект имеющихся на колокольне колоколов исстари назывался, как объясняет С.В.Максимов, «колокольной фамилией». (Максимовское «исстари» относится ко времени петровских реформ – концу XVII – началу XVIII века, когда в русский язык массово внедрялась иностранная лексика: «род», «семья» заменяли словом «фамилия»; тогда же колокола называли на итальянский лад – «кампаны»). Говоря же о колоколах конкретной церкви или колокольни, прибавляли ее название – такая-то колокольная фамилия.
Обычно звонили лишь в часть колоколов, и лишь в особо важных случаях в звоне участвовала вся фамилия, как говорили в таких случаях, звон во все колокола или во всю фамилию.
Ивановская колокольная фамилия славилась в России.
Поэт пушкинской эпохи М.А.Дмитриев, автор сборника «Московские элегии», посвятил одну из них Кремлю и его колокольне:
Где благовестный звон Руси, во дни ее ликований,
Царских, народных торжеств, звонче кремлевского звона?
Где в дни былые созывный набат на Руси был слышнее?
Чуть железным своим языком и литыми из меди устами
Наш Великий Иван взговорит – Русь ту речь разумеет!
В начале ХХ века на самой колокольне Ивана Великого и в пристройке-звоннице находилось около 40 колоколов. Большие: «Успенский», «Реут, или Ревун», «Семисотный», «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Свободный», «Немчин», «Корсунский», «Марьинский», «Безымянный» и другие – всего около пятнадцати; остальные – маленькие, зазвонные. Сейчас Ивановская колокольная фамилия состоит из 24 колоколов, но большие сохранились все.
Пятьсот лет ударом большого Успенского колокола начинался в Москве колокольный звон в Великие праздники, вызывая у москвичей радостный подъем духа.
Велик Господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух Московский,
Гуди во все колокола!..
Этими строками заканчивает свое стихотворение «Иван Великий» А.И.Полежаев.
Звон во всю Ивановскую фамилию, приобретя всеобщую известность, вошел в поговорку – «Кричать во всю Ивановскую», которая распространилась по всей Руси. Со временем слово «фамилия» выпало, как это случилось и со словом «улица» в песенной строке «по Тверской-Ямской», по причине общеизвестности, что такое «Ивановская» и «Тверская-Ямская», и вообще по стремлению народных речений к максимальной краткости.
Так возникло в русской живой речи выражение «Во всю Ивановскую». Но с широтой распространения начала теряться, забываться его связь со звоном Ивановской колокольни, и, в конце концов, выражение приобрело общий, абстрактный смысл. Недаром и Гоголь, и Достоевский, и Григорович пишут «ивановскую» не с пропиской буквы, как следовало бы писать имя собственное, а со строчной как нарицательное.
Колокольный звон в Кремле был запрещен в 1918 году, и лишь единожды, в 1921 году на Пасху, этот запрет был нарушен. Об этом случае в то время ходили разные слухи, а сорок лет спустя вологодский писатель К.Коничев написал о нем рассказ «Последняя симфония Ивана Великого».
В том году накануне Пасхи к председателю ВЦИК М.И.Калинину в его приемную пришел Иван Дмитриевич Сытин, известный и всеми уважаемый издатель. Калинин встретил его приветливо.
«- С чем пожаловали, с какой докукой, Иван Дмитриевич? Садитесь, рассказывайте.
— Да рассказывать-то особенно нечего. Думаю, вы меня, Михаил Иванович, сразу поймете и, надеюсь, откликнетесь на мою просьбицу. Вот вы, всероссийский староста, у вас дела большого плавания, высокого полета, а я староста церкви Пресвятой Богородицы в Путинках. Я вот о чем: церкви в Москве убывают… Кремлевские храмы совсем заглохли, доступа нет. А ведь известно, какой порядок был, скажем, на Пасху: грянет большой колокол на Иване Великом и – вся пасхальная Москва затрезвонит. Душа радуется. Сейчас вот конец Великого поста. Христово Воскресение у нас на носу. Дозвольте, Михаил Иванович, в нынешнюю пасхальную ночь начать в Москве звон с Ивана Великого? Может, это в последний раз…»
Сытин убедил Калинина, и тот выхлопотал разрешение в пасхальную ночь допустить звонарей на Ивана Великого и начать праздничный московский благовест его колоколами. Сытин, по словам Коничева, потом признавался, что шел к Калинину, загадав: «Если Москва ныне не услышит Ивана Великого, то больше ей никогда его не слыхать».
После этого звона Иван Великий замолк на долгие годы, почти на три четверти века, и лишь семьдесят один год спустя, в 1992 году, на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Был он не так громок, звонили лишь пять колоколов второго яруса: «Корсунский», «Немчин» и три малых, зазвонных. Но главное – он звонил! На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии…
Но что такое звон во всю Ивановскую, призвав на помощь воображение, можно представить по замечательному описанию Н.И.Оловянишникова:
«Звон на Ивановской колокольне представляется необыкновенно торжественными, особенно когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях; он называется «красным звоном» и имеет свою особую мелодию.
В ночь под Христово Воскресение красный звон совершается по особому, исстари существующему в Москве, обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для вящего благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.
На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто бы по мановению капельмейстера, начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей.
Еще только не успели пробить полночи часы на Спасской башне, как задребезжал сигнальный колокольчик «кандия» Успенского собора, и, как всегда бывает, многотысячная толпа на площади Кремля стихла; и – вдруг ударили… Дрогнул воздух, рассеченный густым, но мягким ударом Успенского колокола! Торжественно понеслась, разрастаясь, широкая звуковая волна; перекатилась она с Кремлевского холма за Москву-реку и разлилась далеко вокруг.
Как хороша, как торжественно потрясает ночной, остывший воздух это густое «бархатное» la bemol! Второй удар еще сильнее, еще могучее. А в отклик ему перекатный звон тысячи колоколов всех церквей слился в один протяжный гул.
Растут все больше и больше радостные звуки, переливаясь, дробясь среди торжественной тишины ночи! Чудится, будто бы не землею порождены они, будто с темного свода небес льется этот могучий, стройный звон колоколов на безмолвную землю, оцепеневшую в немом благоговении.
Этот величавый «красный звон» московский, этот «язык неба» — лучше всего слушать с высоты Воробьевых гор, особенно если ветер на Москву. Тогда масса звуков борется с течением воздуха и не сразу, а постепенно наступает на вас, наполняя собою огромное пространство, раскинувшееся между «Воробьевкой» и городом».
Описание, согласитесь, впечатляющее. Может быть, когда-нибудь и нам собственными ушами доведется услышать настоящий московский красный звон – во всю ивановскую и наконец-то получить точное представление о том, что же означает известнейшее русское выражение…
Источники
Муравьев В.Б. «История Москвы в пословицах и поговорках»., М.: Алгоритм, 2007.Автор статьи
Букина Марианна, Лаврухина Елена, ГБОУ СОШ № 1174, 8 А
um.mos.ru
Иван III Васильевич. Великий князь московский
Иоанн III Васильевич Великий (1440-1506), Великий князь Московский и всея Руси (1462 — 1506). Фактический создатель Московского государства. Возможно, самый недооцененный правитель России. Правление Ивана 3 длилось более 40 лет с 1462 по 1505 годы. Это время вошло в историю России как начало объединения земель удельной Руси вокруг Москвы, что создавало основы единого государства.
Родился 22 января 1440, сын Василия II Васильевича Темного и княжны Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.
4 июня 1452 года обвенчался с великой княжной Марией, дочерью великого князя Тверского Бориса Александровича, у них родился сын Иван Молодой.
Желая узаконить новый порядок престолонаследия и отнять у враждебных князей всякий предлог к смуте, Василий II еще при жизни своей в 1448 году назвал Ивана Великим князем. Все грамоты писались от имени двух великих князей.
В 1459 году Иван III осуществил свой первый самостоятельный поход на татар.
К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван был уже человек много повидавший, со сложившимся характером, готовый к решению трудных государственных вопросов. Он имел крутой нрав и холодное сердце, отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к избранной цели. Престол к нему перешел по завещанию от Василия 2.
Правление Ивана III
После смерти отца Иван III унаследовал самый большой и значимый удел, в который входили часть Москвы и самые крупные города: Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород. Братьям Ивана Андрею Большому, Андрею Меньшому и Борису попали в управление Углич, Вологда и Волоколамск.
Иван III, как и завещал отец, продолжил политику собирательства. Он консолидировал государство Российское всеми возможными средствами: где дипломатией и уговорами, а где и силой.
В плане иерархии управления следует отметить, что на том момент князь, конечно, возносился над всеми, но церковь и боярская дума совсем немного уступали по значимости. Достаточно отметить, что:
- Власть князя не распространяется на церковные земли и боярские вотчины.
- Церковь и бояре имеют право чеканить собственную монету.
При Иване 3 впервые была реализована система передачи власти, когда князь назначал себе приемника. Так же именно в эту эпоху начали формироваться первые Приказы. Были основаны приказ Казна и Дворец, которые ведали поступлением налогов и распределением земли дворянам за службу.
Война с Казанским ханством 1467 — 1469 гг.
Война с Казанским ханством началась осенью 1467 года.
Сохранилось послание митрополита Филиппа к великому князю, написанное в начале войны. В нем он сулит мученический венец всем, кто прольет свою кровь «за святыя Божиа церкви и за православное хрестияньство».
В понедельник 14 сентября 1467 года, на праздник Воздвижения Креста Господня, московское войско выступило в поход на Казань. Старшими воеводами были назначены князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский и князь Данила Дмитриевич Холмский. Помимо собственно московских сил, на Казань пошли полки удельных братьев Ивана III и татары царевича Касима.
При первой же встрече с головным казанским войском русские не только не решились начать сражение, но и не сделали даже попытки переправиться через Волгу на другой берег, где стояла татарская рать, и потому просто повернули обратно; так, даже не начавшись, «поход» окончился позором и неудачей.
Хан Ибрагим не стал преследовать русских, но совершил карательную вылазку на лежавший близко от казанских границ в костромской земле русский город Галич-Мерьский и разграбил его окрестности, хотя самого укрепленного острога взять не смог.
Позиционные сражения
Иван III приказал направить сильные гарнизоны во все пограничные города: Нижний Новгород, Муром, Кострому, Галич и совершить ответное карательное нападение. Из костромских пределов татарские войска выгнал воевода князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский, а нападение на земли марийцев — с севера и запада осуществили отряды под командованием князя Даниила Холмского, дошедшие даже до самой Казани.
Тогда казанский хан отправил ответное войско в направлениях: галичском (татары дошли до р.Юга и взяли Кичменский городок и оккупировали две костромские волости) и нижегородско-мурманском (под Нижним Новгородом русские разбили татарское войско и взяли в плен предводителя казанского отряда мурзу Ходжу-Берды).
Весной 1469 года были предприняты крупные и заранее специально разработанные военные операции, цель которых состояла в том, чтобы война не только не утихала, но и приняла серьезный, затяжной и необратимый характер. Был разработан план взятия Казани «в клещи» — путем наступления на нее двух отрядов — с севера и юга, т.е. с тыла — по Волге. Нападение с двух сторон при полной неожиданности должно было, по мысли разработчиков этого грандиозного плана (а его автором был сам Иван III), привести к быстрому и неминуемому падению ханской столицы.
В результате из «гениального плана» ничего не получилось. Русские отряды прибыли к Казани в разное время и легко были разбиты каждый в отдельности.
Новое наступление началось в конце августа — начале сентября 1469 года. 1 сентября начался штурм Казани русским войском. Озадаченный упорством московского монарха, упрямо, несмотря на поражения, вновь и вновь совершавшего, казалось бы, бесцельные наскоки на татарскую столицу, хан Ибрагим предложил начать мирные переговоры, чтобы выяснить, чем объясняется непримиримая позиция русской стороны. Неожиданно Иван III, у которого в это время назревал крупный конфликт с Литвой и Новгородом Великим, легко пошел на договоренность с ханом: война была немедленно прекращена на условиях, не зафиксированных письменно.
С Казанью на этом не все
В 1478 году Иван III снова предпринял попытку взятия Казани. Однако из этого ничего не вышло. Отряд почему-то быстро вернулся назад под предлогом непогоды (будто бы сильная буря помешала взятию города). Никаких достоверных фактов о причинах поражения или отступления русских войск в источниках не сохранилось.
Следующий военный поход на Казань начался 12 апреля 1487 года. Выйдя из Владимира в середине апреля, русское войско 18 мая 1487 года подошло к Казани и приступило к осаде города. Татары пытались оказать сопротивление и снять осаду путем частых вылазок из города и нападения с тыла на русское войско татарской конницы под командованием Али-Газы. Но русским удалось уничтожит
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
Колокольня Ивана Великого — это… Что такое Колокольня Ивана Великого?
Координаты: 55°45′03″ с. ш. 37°37′05″ в. д. / 55.750833° с. ш. 37.618056° в. д. (G) (O) (Я)55.750833, 37.618056
Колоко́льня «Ива́н Вели́кий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века.
История
В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». Согласно материалам раскопок рубежа XIX—XX веков, опубликованным В. В. Кавельмахером, здание храма повторяло аналогичные более ранние армянские храмы «под колоколы»: оно было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, восточный рукав креста завершался полукруглой апсидой, не выступавшей за контур «восьмерика», во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей
В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 году:
Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин[1] |
В 1532—1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века.
В 1600 году при царе Борисе Годунове, предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид и была названа современниками как Идеопатический храм. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:
Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃[2]. |
В 1635-36 годах с северной стороны к звоннице была пристроена т. н. Филаретова пристройка, увенчанная шатром (мастер — Бажен Огурцов). Существует мнение, что она послужила прообразом множества шатровых колоколен XVII века.
В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили. В 1812 году, когда Москва была захвачена французами, колокольня пострадала от мародёров. Здесь находился штаб генерала Лористона и телеграф. Наполеон приказал снять с колокольни позолоченный крест, но французы не смогли снять крест, и он рухнул на землю. Во время этой операции французским саперам, забравшимся на колокольню, мешала огромная стая ворон, летавших вокруг креста[3]. Сейчас на позолоченной главе Ивана Великого находится восьмиконечный крест, сделанный из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы». Этот крест был установлен после 1812 г., поскольку предыдущий был снят по приказу Наполеона[4].
Вид колокольни и звонницы (1805) до взрыва французамиФранцузы взорвали северные пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии (1819—1819) были восстановлены архитектором Д. Жилярди, но с изменением пропорций и с элементами архитектурного стиля начала XIX в. В 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация колокольни.[5]
Колокола
На иконе XVIII века колокольня покрашена в красный цветВсего на колокольне находятся 34 колокола.
- Основные — Успенский (самый большой). Другие названия — Праздничный, Царь-колокол. Весит 65320 кг. Он перелит в 1817-19 годах из колокола весом 58165 кг, изготовленного К. М. Слизовым в 1760 году.
- далее — Реут, или Ревун. Весит — 32760 кг. Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым. Во время взрыва французами уши отвалились, но их так искусно приделали, что даже звон не изменился. В 1855 году он упал пробив пять этажей и убив несколько человек. Колокол подняли и поставили на место.
- Другие колокола:
- Медведь — древнейший (1501). Весит 7223 кг. Отлит Иваном Алексеевым в 1501 году и перелит в 1775 году Семеном Можжухиным.
- Татарин,
- Лебедь. Весит 7371 кг перелит из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи. Назван так из-за того, что его звон напоминает лебединый крик.
- Голодарь,
- Корсунский. Весит 655 кг. Перелит из старого Корсунского колокола Нестором Ивановым в 1554 году.
- и прочие.
Литература
- Н.Захаров. «Кремлёвские колокола». Московский рабочий. 1980.
- Васькин А. А. «Иван Великий и французы»//Тверская, 13, № 90, 2012.
См. также
Примечания
dic.academic.ru
Иван Великий | Историк
«Россия нынешняя образована Иоанном», – писал великий русский историк Николай Карамзин. Иван III был правителем, которого по размаху деятельности можно сравнить только с Петром I…
Иван III, родившийся 22 января 1440 года, правил страной беспрецедентно долго – целых сорок три года, с 1462-го до своей смерти 27 октября 1505 года. Он был последним московским князем и первым государем всея Руси.
Иван III Васильевич. Гравюра из книги «Всеобщая космография» Андре Теве, изданной в Париже в 1575 году
«Собирание Руси»
Детство и отрочество будущего государя всея Руси прошли в тяжелой обстановке междоусобной войны. В 1446 году его отец, московский князь Василий II, был взят в плен и ослеплен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой. После жестокой борьбы Василий II в полной мере восстановил свою власть. Восьмилетний Иван в 1448 году был объявлен соправителем своего слепого отца. Он повсюду сопровождал его, был посвящен во все тайны московского двора, знал людей и механизмы власти.
После кончины отца Иван твердой рукой взял бразды правления. Кнутом и пряником он добился от московской знати беспрекословного повиновения. И результат не заставил себя ждать. Вскоре началась череда его блестящих успехов в деле «собирания Руси».
Присоединяя новые земли, Иван в то же время укреплял монолитность самого Московского государства. Он не стал делиться добытыми землями со своими удельными братьями, хотя этого требовала традиция. Возмущенные братья устраивали заговоры и мятежи. Ответом были репрессии. Самый амбициозный из младших братьев Ивана, князь Андрей Угличский, осенью 1491 года был брошен в темницу, где и умер от голода.
Венцом правления Ивана III стал Судебник 1497 года – первый общерусский свод законов, сменивший пестрые и противоречивые правовые акты отдельных земель и княжеств. Именно в этом Судебнике содержалась знаменитая 57-я статья – «О крестьянском отказе». Она ограничивала свободу перехода крестьян от одного землевладельца к другому, устанавливая для этого только один срок – осенний Юрьев день. Некоторые историки полагают, что отсюда берет свое начало система крепостного права в России, и, соответственно, считают Ивана III изобретателем той социальной системы (государство – дворяне – крепостные крестьяне), которая просуществовала в стране долгие столетия, принеся ей и много славы, и много позора.
Символом нового могущества Руси, ее уверенной «европеизации» стал обновленный Иваном Московский Кремль. Многие соборы, а также дворцы, стены и башни были построены тогда итальянскими архитекторами во главе с Аристотелем Фиораванти. Над воротами красовались гербы Москвы: старый – святой Георгий Победоносец, убивающий дракона, и новый – двуглавый орел.
Против внешней угрозы
Внешняя политика Ивана III была не менее успешной, чем внутренняя. В 1480 году, после Великого стояния на Угре, была окончательно ликвидирована тягостная зависимость русских земель от татаро-монголов. Хан Большой Орды Ахмат не решился вступить в битву с многочисленным и хорошо вооруженным московским войском и ушел обратно в степь.
В 1487 году московские войска взяли Казань. Казанское ханство наряду с Крымским, Сибирским и Астраханским (Большая Орда) было осколком распавшейся в середине XV века Золотой Орды. Иван сохранил Казанское ханство как особое государство, но посадил на казанский трон своего ставленника, воспитанного в Москве татарского «царевича».
Успехи были достигнуты и на направлении Литвы. Две победоносные войны (1487–1494 и 1500–1503) принесли Ивану III земли Верховских княжеств (в верховьях реки Оки) и Северскую Украину. Благодаря удачным действиям своих войск он отнял у Великого княжества Литовского около трети всей его территории. Это были земли, входившие прежде в состав Киевской Руси. Приняв титул «государь всея Руси», Иван тем самым заявил свои права на эти территории как представитель династии Рюриковичей.
Поддерживая дружеские, союзнические отношения с крымским ханом Менгли-Гиреем, великий князь московский высвободил силы для наступления в Прибалтике. Основной военной структурой там был образованный немецкими рыцарями Ливонский орден. Целью войны Ивана III с Ливонским орденом в 1501–1503 годах, как и войны со Швецией в 1496-м, был не столько захват городов и земель, сколько обретение права для русских купцов свободно (без обязательного посредничества иностранных купцов) торговать на Балтике. Этому намерению государя всея Руси препятствовало созданное немецкими купцами могущественное объединение – Ганзейский союз. Оно держало под контролем всю балтийскую торговлю. За спиной Ганзы стояли правительства балтийских стран. Справиться с этой мощной коалицией оказалось не под силу даже Ивану III. Решить балтийскую проблему смог только Петр Великий два века спустя.
Осторожность и настойчивость
Внушительный перечень достижений Ивана III отчасти объясняется его исключительным для того времени долголетием. Он скончался в 65 лет – по меркам XVI века это очень солидный возраст.
Великие люди прошлого всегда вызывают интерес не только своими деяниями, но и как яркие личности. По характеру князь был человеком крайне противоречивым. В нем уживались самые противоположные качества.
Трагическая судьба отца учила его осторожности. Обычно он действовал медленно, но с железной настойчивостью. Однако были ему свойственны и горячность, вспыльчивость, любовь к риску. Порой с опасностью для жизни Иван командовал тушением пожаров, вспыхивавших в Москве. Он был любознателен, открыт для общения с иностранцами, имел весьма широкие взгляды в религиозных вопросах. Тонкий ценитель всяческой красоты, великий князь собирал драгоценные камни, и ему нравилось подолгу любоваться ими.
Выглядел Иван III весьма примечательно. Это был человек огромного роста, худощавый, сутулившийся так сильно, что даже получил прозвище Горбатый. С годами он отрастил большую бороду, которая рано поседела. На его губах часто можно было видеть саркастическую усмешку. Пронзительный взгляд его был строгим, а в ярости – устрашающим.
Он достиг небывалых успехов в деле объединения страны, наметил основные задачи ее внутренней и внешней политики на несколько поколений вперед. По достоинству оценивая заслуги Ивана III, современники называли его Иван Великий.
Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук
Расширение территории
При Иване III происходит формирование основной государственной территории тогдашней России. Уже в первые годы его правления к Московскому княжеству было присоединено Ярославское. В 1471 году князь совершил поход на Великий Новгород, и новгородское войско было разбито московским в сражении на реке Шелони. Однако на Новгородской земле еще несколько лет сохранялось самоуправление. Окончательно оно было ликвидировано в 1478-м, и с того времени Новгородское государство вошло в состав Московской Руси на правах других административно-территориальных единиц. В 1474 году Иван III купил у борисоглебской ветви ростовских князей их половину Ростова и Ростовского княжества (первая половина – Сретенская сторона – «к Москве соединися» еще при предшественниках Ивана). В это же время, вероятно, было включено в состав Московского государства и Устюжское княжество.
В 1485 году Иван III подчинил себе Великое княжество Тверское, правитель которого Михаил Борисович бежал в Литву. В результате нескольких походов на северо-восток власть московского государя простерлась также на земли Югры (населенной финно-угорскими народами вогулами и остяками – ханты и манси), в 1489 году была окончательно присоединена Вятская земля, а в начале XVI века, незадолго до смерти Ивана III, весь Пермский край стал частью Московского государства.
В 1487 году великий князь предпринял большой поход на Казань. После осады город сдался, и на казанский престол был посажен покорный Москве хан, а над самим ханством был установлен русский протекторат (что отразилось в титульном наименовании Ивана III «Болгарский»). Наконец, в результате двух войн с Литвой в состав Московской Руси вошли территории Верховских княжеств и около трети земель самого Великого княжества Литовского (70 волостей), включая Чернигов, Новгород-Северский, Гомель и Брянск.
Таким образом, по объему территориальных приобретений Иван III явился одним из наиболее успешных правителей нашей страны. Именно со времени его правления мы можем говорить о существовании единого Русского государства как такового – России.
При Иване III произошли кардинальные изменения в великокняжеском титуле. Во-первых, появилось принципиально новое титулование, отражающее новый статус князя, – «государь всея Руси». Во-вторых, сформировалась новая структура титула, состоящего из нескольких частей (в том числе теперь он включал указание на божественное происхождение власти государя всея Руси и великого князя). И в-третьих, происходило постепенное увеличение территориальной (или объектной) части титула в процессе расширения территории государства.
Титул Ивана III в заключительный период его правления получил такой вид: «Божиею милостию государь всеа Русии и великий князь Володимерский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных».
Брак с Софьей Палеолог
Выдающимся событием династического, политического и культурного характера стала вторая женитьба Ивана III – на представительнице византийской императорской династии Палеологов.
Палеологи были последним правящим родом в Византийской империи. Император Константин XI погиб в 1453 году при взятии Константинополя турецкой армией. Его брат Фома был наместником на греческом Пелопоннесе (деспотом Мореи), но и он вскоре утратил эти владения. Наследниками императорского престола уже несуществующего государства стали затем дети Фомы – прежде всего его старший сын Андрей. Семья перебралась в Италию. Там, при папском дворе, воспитывалась сестра Андрея принцесса Зоя Палеолог. Она-то и стала супругой Ивана III.
Переговоры о браке длились три года и сопровождались даже привозом в Москву портрета невесты. Наконец в 1472 году Зоя сама приехала на Русь и вышла замуж за великого князя, став великой княгиней Софьей Фоминичной.
Софья Палеолог отличалась властолюбием и весьма сильным и твердым характером. Однако ее влияние на русскую культуру и русскую жизнь нельзя не признать благотворным. Во многом благодаря этому браку московский двор установил прочные связи с Италией, результатом чего стал великолепный ансамбль Московского Кремля, построенный итальянскими архитекторами по образцу североитальянских (преимущественно миланских) крепостей. Впрочем, важнее всего то, что женитьба на родственнице византийских императоров придавала совершенно новый статус великому князю и в конечном итоге позволила ему претендовать на царский титул, подобный титулу византийских василевсов (которых на Руси именовали царями). Москва становилась наследницей Византии, что со всей полнотой затем вылилось в создание знаменитой концепции «Москва – Третий Рим».
xn--h1aagokeh.xn--p1ai
Иван III – биография, фото, личная жизнь, правление
Биография
«Собирателем земель русских» и Иваном Великим назвали благодарные потомки своего правителя Ивана III Васильевича. А Николай Карамзин превозносил этого государственного деятеля даже выше, чем Петра I. Он, великий князь Московский, правил страной с 1462 по 1505 годы, сумев увеличить территорию государства с 24 тысяч километров квадратных до 64 тысяч. Но главное – он, наконец, сумел избавить Русь от обязанности каждый год выплачивать Золотой Орде огромный оброк.
Родился Иван Третий в январе 1440 года. Мальчик стал старшим сыном великого Московского князя Василия II Васильевича и Марии Ярославны, внучки князя Владимира Храброго. Когда Ивану было 5 лет, отец попал в плен к татарам. В Московском княжестве немедленно был поставлен на престол старший из рода потомков Ивана Калиты – князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Для своего освобождения Василий II вынужден был пообещать татарам выкуп, после чего князя отпустили на свободу. Прибыв в Москву, отец Ивана вновь занял престол, а Шемяка отправился в Углич.
«Собирателем земель русских» Иван IIIМногие современники оказались недовольны действиями князя, который только ухудшил положение народа, увеличив дань для Орды. Дмитрий Юрьевич стал организатором заговора против великого князя, вместе с соратниками взял Василия II в плен и ослепил его. Приближенные Василия II и его дети сумели скрыться в Муроме. Но вскоре освобожденный князь, к тому времени получивший прозвище Темный из-за слепоты, отправился в Тверь. Там он заручился поддержкой великого князя Бориса Тверского, обручив шестилетнего Ивана с его дочерью Марией Борисовной.
Вскоре Василию удалось восстановить власть в Москве, а после смерти Шемяки междоусобицы окончательно прекратились. Обвенчавшись в 1452 году с невестой, Иван стал соправителем отца. В его подчинении оказался город Переславль-Залесский, а в 15 лет Иван уже совершил первый поход против татар. К 20-ти годам молодой князь возглавил войско Московского княжества.
В 22 года Ивану пришлось взяться за правление самостоятельно: Василий II преставился.
Правление
После смерти отца Иван Третий унаследовал самый большой и значимый удел, в который входили часть Москвы и самые крупные города: Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород. Братьям Ивана Андрею Большому, Андрею Меньшому и Борису попали в управление Углич, Вологда и Волоколамск.
Иван III, как и завещал отец, продолжил политику собирательства. Он консолидировал государство Российское всеми возможными средствами: где дипломатией и уговорами, а где и силой. В 1463 году Иван III сумел присоединить Ярославское княжество, в 1474-ом государство увеличилось за счет земель Ростовских.
Иван IIIНо это было только началом. Русь продолжала шириться, обрастая огромными просторами Новгородских земель. Потом на милость победителя сдалась Тверь, а за ней постепенно перешли во владение Ивана Великого Вятка и Псков.
Великий князь сумел победить в двух войнах с Литвой, взяв во владение немалую часть Смоленского и Черниговского княжеств. Дань Ивану III платил Ливонский орден.
Значимым событием во время княжения Ивана III стало присоединение Новгорода. Великое Московское княжество пыталось присоединить Новгород еще со времен Ивана Калиты, но удавалось только обложить город данью. Новгородцы стремились сохранить независимость от Москвы и даже искали поддержки у Литовского княжества. От конечного шага их удерживало только то, что православие в этом случае подвергалось опасности.
Иван III разрывает ханскую грамотуОднако с водворением литовского ставленника, князя Михаила Олельковича, в 1470 году Новгород подписал договор с королем Каземиром. Узнав об этом, Иван III отправил в северный город послов, а после неподчинения через год начал войну. Во время Шелонской битвы новгородцы были разбиты, но от Литвы никакой помощи не последовало. В результате переговоров Новгород был объявлен вотчиной московского князя.
Спустя шесть лет Иван III предпринял еще один поход на Новгород, после того как бояре города отказались признавать его государем. Два года великий князь вел изнурительную для новгородцев осаду, в конечном счете окончательно подчинив себе город. В 1480 году началось переселение новгородцев в земли Московского княжества, а московских бояр и купцов – в Новгород.
Но главное – с 1480 года великий князь Московский прекратил платить дань ордынцам. Русь, наконец, вздохнула от 250-летнего ига. Примечательно, что добиться освобождения удалось без кровопролития. Целое лето войска Ивана Великого и хана Ахмата простояли друг против друга. Их разделяла только река Угра (знаменитое стояние на Угре). Но битва так и не состоялась – ордынцы ушли ни с чем. В игре нервов победило войско русского князя.
Правитель Иван III ВасильевичА еще во время правления Ивана III появился нынешний Московский Кремль, возведенный из кирпича на месте старой деревянной постройки. Был написан и принят свод государственных законов – Судебник, сцементировавший молодую державу. Также появились зачатки дипломатии и передовая для своего времени поместная землевладельческая система. Начало формироваться крепостное право. Крестьяне, которые раньше переходили от одного хозяина к другому свободно, теперь были ограничены сроком Юрьева дня. На переход крестьянам выделялось определенное время года – неделя до и после осеннего праздника Георгия Победоносца.
Благодаря Ивану Третьему Великое княжество Московское превратилось в крепкое государство, о котором узнали в Европе. А сам Иван Великий оказался первым российским правителем, назвавшимся «государем всея Руси». Историки утверждают, что нынешняя Россия в своей основе имеет тот фундамент, который своей деятельностью заложил именно Иван III Васильевич. Даже двуглавый орел – и тот перекочевал на герб державы после правления Великого князя Московского. Еще одним заимствованным у Византии символом Московского княжества стало изображение Георгия Победоносца, поражающего змия копьем.
Иван IIIУтверждают, что доктрина «Москва – Третий Рим» взяла начало во времена правления Ивана Васильевича. Что и неудивительно, ведь при нем размеры государства увеличились почти в 3 раза.
Личная жизнь Ивана III
Первой супругой Ивана Великого была княжна Тверская Мария. Но она умерла, родив мужу единственного сына Ивана Молодого.
Личная жизнь Ивана III изменилась спустя 3 года после смерти жены. Брак на просвещенной греческой принцессе, племяннице и крестнице последнего императора Византии Зое Палеолог, оказался судьбоносным как для самого государя, так и для всей Руси. Крещенная в православии София Палеолог привнесла в архаичную жизнь государства много нового и полезного.
Венчание Ивана III с Софьей ПалеологПри дворе появился этикет. Софья Фоминична Палеолог настояла на перестройке столицы, «выписав» из Европы знаменитых римских зодчих. Но главное, что именно она упросила мужа решиться на отказ платить дань Золотой Орде, ведь бояре чрезвычайно боялись такого радикального шага. Поддержанный верной супругой, государь разорвал очередную ханскую грамоту, которую ему принесли татарские послы.
Наверное, Иван и Софья действительно любили друг друга. Муж прислушивался к мудрым советам своей просвещенной жены, хотя это не нравилось его боярам, ранее имевшим безраздельное влияние на князя. В этом браке, ставшем первым династическим, появилось многочисленное потомство – 5 сыновей и 4 дочери. К одному из сыновей, Василию III, перешла государственная власть.
Смерть Ивана III
Иван III пережил свою любимую жену только на 2 года. Его не стало 27 октября 1505 года. Великого князя похоронили в Архангельском соборе.
Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского КремляПозже, в 1929 году, в подвальную палату этого храма были перенесены мощи обеих жен Ивана Великого – Марии Борисовны и Софии Палеолог.
Память
Память об Иване III увековечена в ряде скульптурных монументов, которые находятся в Калуге, Нарьян-Маре, в Москве, в Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России». Биографии великого князя посвящены несколько документальных фильмов, в том числе и из серии «Правители Руси». История любви Ивана Васильевича и Софьи Палеолог легла в основу сюжета российского сериала Алексея Андрианова «София», где главные роли сыграли Евгений Цыганов и Мария Андреева.
24smi.org