«Ты» или «вы»: как взрослые должны обращаться к детям?
Человек среди людейРодителямПодростки
Кажется, нет ничего удивительного в том, чтобы спросить у восьмилетнего мальчика, стоящего в очереди: «А ты последний?». Или подсказать маленькому прохожему: «У тебя кепка упала!». Но правильно ли это? Ведь чаще всего мы этих детей видим в первый раз и точно не можем назвать наши отношения дружескими. К взрослым в подобных ситуациях мы даже не подумаем обратиться на «ты» — это невежливо.
На эту тему высказался и мальчик Артур, чьи рассуждения мама записала на видео и опубликовала на днях в Instagram: (запрещенная в России экстремистская организация) «Почему они (вероятно, кассиры в фаст-фуд кафе) обращаются ко мне на «ты». Я тебе друг? Я тебе сын? Кто я тебе? Почему не на «вы»? Действительно, почему взрослые люди считают, что с менее взрослыми людьми можно обращаться на «ты»? Это унижение…».
За сутки видео набрало больше 25 тысяч просмотров и разделило комментаторов на два лагеря. Одни согласились с мнением Артура, отметив, что обращаться на «вы» надо ко всем, вне зависимости от возраста человека: «Молодец, с детства уважает себя!»
Но большинство взрослых его слова возмутили. Кто-то сослался на правила речевого этикета: «Принято, что до 12 лет к детям обращаются на «ты». Другой пользователь указал на то, что «выкать» детям невозможно. Видимо, в силу привычки и традиций. А может и потому, что они, по его мнению, этого еще не заслужили: «Вообще-то «вы» — это обращение ко взрослым и дань уважения».
Были и те, кто вообще считает размышления ребенка на такую тему вредными: «Потом мама от грамотея в старости будет получать умные рассудительные ответы и, естественно, ноль уважения. Потому что они слишком много знают о своих правах».
Так как нужно обращаться к детям? Существует ли правильный ответ на этот вопрос?
По мнению Анны Уткиной, детского и подросткового психолога, мы легко его найдем, если абстрагируемся от культурных особенностей, правила этикета и педагогики и просто логически порассуждаем: «Как с новым знакомым взрослым мы начинаем общение на «вы», так желательно начинать беседу и с детьми. А затем спрашивать, как им комфортнее общаться».
Ребенок должен чувствовать ситуацию и собеседника
Почему это так важно? Не все ли равно ребенку, как с ним разговаривают? Оказывается, нет. «Называя собеседника на «вы», мы сохраняем некую дистанцию, тем самым, проявляя к нему уважение. Таким образом, и с ребенком мы сохраняем безопасное для него расстояние в коммуникации, — объясняет эксперт. — Да, обращение на «ты» упрощает установление контакта с собеседником. Но мы фактически притворяемся его другом, самовольно занимаем место в его близком окружении. А готов ли он к этому?»
Психолог отмечает, что многие дети любят, когда с ними общаются как со взрослыми, а не как с малышами. Поэтому им особенно приятно, что их статус «повышают». Тем более, что так мы подаем им прекрасный пример: ко всякому собеседнику надо относиться уважительно.
«Важнее не привить ребенку некие нормы этикета, а научить его гибко подходить к этому вопросу. Например, распознавать ситуации, когда можно перейти на «ты», и это не будет каким-то страшным проступком. Нередко взрослым нравится такое обращение, — рассказывает Анна Уткина. — Ребенок должен чувствовать ситуацию и собеседника. И там, где это уместно, общаться сдержанно, на расстоянии, а где-то вести беседу более демократично».
Об эксперте
Анна Уткина — детский и подростковый психолог, выпускница программ Института Ньюфелда (Канада). Ведет блог и канал в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация).
Текст:Сабина ШмаковаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Критика, неуверенность и недоверие: 7 знаков, что отношения повернули не туда, — проверьте себя
«Будь theGirl»: итоги конкурса и истории победительниц — вдохновитесь вместе с нами
Отношения на расстоянии: почему мы в них оказываемся и можно ли сделать их счастливыми
«Не могу ночевать у друзей — начинается паника и хочется домой»
«Сердце разрывается»: что происходит с организмом после смерти близкого
Неочевидные причины эмоционального выгорания, которым вы вряд ли придаете значение
«Будь здоров!»: 16 элементов психического и эмоционального здоровья — чек-лист психоаналитика
«Муж не хочет заводить ребенка в ближайшие два года. Вдруг он потом уйдет к другой?»
Ты же леди: когда можно переходить на «ты»
В тренде
Вопрос перехода с «вы» на «ты» — один из важнейших пунктов этикета общения. Давай разберемся, кому, а главное когда можно пересекать эту грань.
Любой ребенок знает, что «вы» — это официальное обращение, подчеркивание уважение. А еще обозначение того, что между людьми существует дистанция (например, речь идет о незнакомцах или людях разного возраста). Поэтому когда кто-то решает перейти на «ты», это значит, что он готов сократить дистанцию между собой и собеседником, сделать общение ближе и неформальнее.
Чаще всего в молодежной среде общения на «вы» не возникает вовсе. Если друзья знакомят тебя со своими приятелями, они обычно представляют вас друг другу довольно неформально. Это позволительно в неофициальных ситуациях. Но когда речь идет не о подростковой тусовке, правила игры приобретают новый оттенок.
К кому можно обращаться на «ты» сразу после знакомства?
По-хорошему, ни к кому. Согласно строгому классическому этикету, на «вы» принято обращаться даже к школьникам старше пятого класса. Так что если тебе нужно как-то обратиться к незнакомому человеку (даже если видно, что вы — ровесники), используй вежливую форму «вы». Этикет советует: лучше немного переборщить с обходительностью, чем совершенно забыть про нее.
Кто может предложить перейти на «ты»?
По правилам хорошего тона, инициатором перехода в обращении с «вы» на «ты» выступает тот, кто обладает правилом этикетного старшинства. Сейчас объясним, у кого оно есть. Например, при равных условиях возраста и социального статуса в отношениях «мужчина-женщина», предложить перейти с «вы» на «ты» может только женщина, потому что в этом контексте именно она обладает статусом этикетного старшинства. В общении старший-младший эта «привилегия» принадлежит старшему. В деловой сфере перейти на «ты» может предложить только начальник.
Резюмируем. Согласно этикету, инициаторами перехода на «ты» могут выступать:
женщина — при общении мужчины и женщины;
старший — при общении младшего и старшего по возрасту;
старший по статусу — при общении людей разного социального/профессионального положения.
Когда переходить на «ты»?
Единственно верный ответ — это когда ты поняла, что хочешь более близкого общения, что формальное «вы» тебя очень напрягает (да и твоего собеседника, кажется, тоже).
Конечно, для такого решения нужно время. Все зависит от того, насколько близко ты узнала человека.
Интересный факт: согласно строгому (и немного старомодному) этикету, с парнем можно переходить на «ты» после ночи любви 😉 Мы, конечно, живем в современную эпоху, поэтому не видим ничего невоспитанного в том, чтобы перейти на «ты» уже после (или даже во время) первого свидания.
Как переходить на «ты»?
Прежде чем просто начать обращаться к человеку на «ты», лучше задать ему вопрос, намекнуть, сделать предложение: «Давайте обращаться друг к другу на „ты“, вы не против?»
Если другой человек не против, все произойдет естественно. Если же собеседник продолжает обращаться на «вы», не обижайся: у всех есть право на коммуникативную дистанцию.
Кому нельзя предлагать перейти на «ты»
Что делать если собеседник перешел с тобой на «ты», не спросив разрешения?
Ты вправе акцентировать на этом внимание и сказать, что тебе удобнее оставаться с собеседником на «вы». Можно добавить, что ваши отношения на данный момент не столь доверительны, чтобы это было возможно сейчас, но ты не исключаешь этой вероятности в будущем.
Если после небольшого замечания собеседник продолжит обращение на «ты», то… Просто делай выводы о его уровне воспитания и культуры.
Опрос
Признавайся, ты чаще обращаешься к незнакомым ровесникам на «вы» или на «ты»?
Всегда на «вы»
%
Всегда на «ты»
%
Как придется… Зависит от ситуации
%
Алиса Карпенко
Теги
- этикет
- Ты же леди
Обратитесь в Отдел гражданских прав
Были ли вы жертвой преступления на почве ненависти или торговли людьми? Получите помощь СЕЙЧАС!
Отдел гражданских прав обеспечивает соблюдение федеральных законов, защищающих вас от дискриминации по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, инвалидности, пола, религии, семейного положения или утраты других конституционных прав.
Если вы считаете, что ваши гражданские права или чьи-либо права были нарушены, отправьте сообщение, используя нашу онлайн-форму.
Начать отчет
или узнать больше о своих правах
Если вам или кому-то еще угрожает непосредственная опасность, позвоните по номеру 911 или в местную полицию.
Если вы сообщаете о неправомерных действиях правоохранительных органов или считаете, что стали жертвой преступления на почве ненависти, обратитесь в ФБР.
Об отделе гражданских прав
Мы защищаем ваши права по телефону:
Мы предъявляем иски или преследуем отдельных лиц и организации, которые нарушают законы о гражданских правах.
Вы можете помочь нам в выполнении этой работы, сообщив о возможном нарушении гражданских прав через нашу онлайн-форму.
Мы помогаем людям понять, как соблюдать эти законы.
Мы делаем это с помощью публичных выступлений, технической помощи и т. д.
Мы помогаем всему федеральному правительству работать вместе для обеспечения соблюдения этих законов.
Наши команды работают с другими агентствами, чтобы продвигать последовательный подход к законам о гражданских правах.
Понимание ваших прав
Законы о гражданских правах могут защитить вас от незаконной дискриминации, домогательств или злоупотреблений в различных условиях, таких как жилье, рабочее место, школа, голосование, бизнес, здравоохранение, общественные места и многое другое.
Если вы подверглись жестокому обращению со стороны правоохранительных органов (в том числе во время нахождения в заключении), считаете, что стали жертвой преступления на почве ненависти или жертвой торговли людьми, мы можем помочь вам добраться до нужного места.
Выберите из этого списка, чтобы увидеть примеры нарушений гражданских прав:
Уволен, не принят на работу или понижен в должности по причинам, не связанным с работой или квалификацией
Репрессии за сообщение о дискриминации или уволен по призыву на военную службу
Отказано в размещении в связи с инвалидностью, в том числе в запрете иметь служебное животное на рабочем месте
Если вы считаете, что сталкивались с похожей ситуацией, узнайте, как сообщить о нарушении гражданских прав.
Это наиболее распространенные характеристики, которые охраняются законом.
- Раса/цвет
- Инвалидность, в том числе временная или находящаяся в стадии восстановления
- Религия
- Пол, гендерная идентичность и сексуальная ориентация
- Статус иммиграции/гражданства
- Язык и национальное происхождение, включая родословную и этническую принадлежность
- Семейное, супружеское или родительское положение, включая беременность
- Возраст
- Генетическая идентификация
- Статус военнослужащего
Как сообщить о нарушении гражданских прав
Если вы считаете, что вы или кто-то другой подверглись незаконной дискриминации, вы можете сообщить о нарушении гражданских прав.
1
Сообщите, используя нашу онлайн-форму.
Заполнив онлайн-форму, вы можете указать детали, необходимые нам для понимания того, что произошло. Вы получите номер подтверждения, и ваш отчет будет немедленно отправлен нашим сотрудникам для рассмотрения.
2
Мы рассматриваем ваш отчет.
Команды, специализирующиеся на решении вашего типа проблемы, рассмотрят ее. Если ее необходимо передать другой команде или агентству, мы постараемся связать вашу жалобу с нужной группой.
3
Мы определяем дальнейшие действия и свяжемся с вами.
Возможные результаты включают: получение дополнительной информации, начало посредничества или расследования, направление вас в другую организацию для получения дополнительной помощи или информирование вас о том, что мы не можем помочь.
Сталкивались ли вы или ваши знакомые с нарушением гражданских прав?
Начать отчет Если вы не можете получить доступ к онлайн-форме, вы можете позвонить, чтобы сообщить о нарушении, или сообщить о нарушении по почте.
Уже отправили отчет?
Вот чего ожидать.
Спасибо за отчет. Мы внимательно читаем каждое из них, чтобы определить, имеем ли мы право помочь. Мы делаем все возможное, чтобы сообщить вам о результатах нашей проверки. Однако мы не всегда можем предоставить вам обновления, потому что:
- Мы активно работаем над расследованием или делом, связанным с вашим сообщением.
- Мы получаем и активно проверяем множество отчетов одновременно.
Если мы сможем ответить, мы свяжемся с вами, используя контактную информацию, которую вы указали в этом отчете. В зависимости от типа отчета время ответа может варьироваться. Если вам нужно связаться с нами по поводу вашего отчета, пожалуйста, укажите номер вашего отчета при обращении к нам. Вот как мы отслеживаем вашу заявку.
Из-за большого количества получаемых нами отчетов нам может потребоваться несколько недель, чтобы ответить на ваш вопрос.
Местные бюро юридической помощи или юристы в вашем районе могут быстро ответить или помочь в решении вашей проблемыСвяжитесь с Legal Services Corporation, чтобы помочь вам найти адвоката по оказанию юридической помощи в вашем районе, или позвоните по телефону (202) 295-1500.
Или посетите или позвоните по телефону (800) 285-2221, чтобы найти адвоката через Американскую ассоциацию юристов.
Найдите своего представителя | house.gov
Не знаете, какой у вас избирательный округ или кто ваш член? Эта служба поможет вам сопоставить ваш почтовый индекс с вашим избирательным округом, со ссылками на веб-сайт вашего члена и контактную страницу.
Пожалуйста, ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами, если у вас возникли проблемы с использованием этой службы.
Введите ваш почтовый индекс:
Где я могу найти список общедоступных адресов электронной почты для членов Конгресса?
Нет централизованного списка общедоступных адресов электронной почты офисов участников. Каждый член Конгресса устанавливает политику своего офиса в отношении обработки и управления электронной почтой. Как правило, если у участника есть общедоступный адрес электронной почты, его можно найти на веб-сайте участника. Офис может указать общедоступный адрес электронной почты или предоставить форму непосредственно на веб-сайте члена. Палата представителей США не предоставляет список общедоступных адресов электронной почты избранных представителей.
Что мне делать, если я ввожу информацию о своем почтовом индексе и получаю неверного избранного представителя?
Служба «Найти своего представителя» сопоставляет информацию о почтовом индексе, которую вы предоставляете, со списком округов Конгресса. Если вы получили сообщение об ошибке из-за отсутствия почтового индекса или неверной информации об участнике, воспользуйтесь формой «Связаться с веб-мастером», чтобы сообщить о проблеме. Выберите соответствующую категорию ошибки (Сообщите об ошибке в службе «Найти представителя») и предоставьте как можно больше информации, чтобы помочь нам в исследовании проблемы.
Пожалуйста, не забудьте указать: Ваш почтовый адрес, город, штат и почтовый индекс, информацию о члене или избирательном округе, с которой вы пытаетесь связаться, а также о члене или избирательном округе, о котором служба сообщает, что вы считаете это ошибкой.Могу ли я переслать свое сообщение через почтовый ящик Contact Webmaster?
Нет. Веб-мастер не будет пересылать сообщения в офисы Конгресса. Если у вас возникли проблемы со связью со своим представителем, вы можете сообщить о проблеме, используя форму «Связаться с веб-мастером», написать или позвонить своему избранному представителю или посетить веб-сайт участника для получения альтернативной контактной информации.
Есть ли альтернативные способы связаться с моим избранным представителем?
Если вы знаете, кто ваш представитель, но не можете связаться с ним, используя контактную форму, клерк палаты хранит адреса и номера телефонов всех членов палаты и комитетов, или вы можете позвонить по номеру (202) 224-3121 для США.