«Ты» или «Вы» – правила субординации на работе
Культура речи считается показателем общей культуры человека. Неудивительно, что для специалистов, настроенных на карьерный рост, умение вежливо общаться на хорошем русском языке превращается в один из ключевых показателей компетентности. А вопрос о том, как обращаться к коллегам – на «ты» или на «вы», и вовсе приобретает особое значение, ведь он связан не только с нормами языка, но и с правилами этикета.
Немного истории
История обращения на «вы» в русском языке насчитывает не так уж много времени – всего около трех столетий. В допетровские времена на Руси все обращались друг к другу на «ты». «Ты» говорили и царю-батюшке, и знатному боярину, и даже Богу («Да святится имя Твое…»). Петр I, ориентируясь на западные традиции, ввел в 1722 году «Табель о рангах», в которой, помимо прочего, закрепил правило обращаться на «вы» ко всем, кто стоит выше говорящего по рангу. Нижестоящим же по-прежнему нужно было говорить «ты». При этом за несоблюдение новых правил наказывали штрафами. Историки языка говорят, что приживалась эта норма с трудом, однако уже в XIX веке, судя по литературе этого периода, обращение на «вы» стало повсеместным среди дворянства.
Выбор местоимения зависит от близости отношений
Сегодня правила, регламентирующие, к кому следует обращаться на «ты», а к кому – на «вы», сформулированы лишь в общих чертах. «Вы» традиционно говорят людям старшим, незнакомым или малознакомым, а также руководителям, коллегам, педагогам и т. д. «Ты» – членам семьи (впрочем, во многих семьях сохраняется традиция обращаться на «вы» к родителям), друзьям, приятелям. Связано ли это с социальными различиями, как во времена Петра I? Очевидно, что нет. Не прослеживается и тенденция обращаться на «вы» только к особо уважаемым людям: говоря матери или отцу «ты», мы уважаем их никак не меньше, чем своего начальника.
Психологи считают, что «ты-общение» носит более близкий, более личностный характер, а потому уместно лишь в отношениях между близкими людьми. «Вы-общение» предполагает определенную дистанцию между собеседниками (то, что называется субординацией), а потому «вы» принято говорить тем, с кем мы общаемся менее личностно.
Зачем на работе субординация?
С этих позиций к коллегам (и к руководителям, и к равным по положению), казалось бы, следует обращаться только на «вы», ведь сослуживцы – это не близкие люди, не друзья и не родственники. Однако жизнь сложнее правил этикета: сотрудники, проводя вместе много рабочих часов, объединенные одной целью, зачастую становятся если и не друзьями, то уж точно не чужими друг другу людьми. А если они еще и близки по возрасту, то часто переходят на «ты».
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, более четверти экономически активных россиян (28%) считают нормальным на работе обращение к себе по имени и на «ты». Однако тех, кто все же предпочитает обращение на «вы», хоть и просто по имени, без отчества, намного больше – 44%. Еще 20% опрошенных выбрали вариант на «вы» и по имени-отчеству, и только 1% считает уместным обращение «господин» или «госпожа».
Исходя из результатов исследования торопиться переходить с сослуживцами на «ты» все же не стоит – слишком многих коробит нарушение субординации. Психологи рекомендуют в новом коллективе придерживаться делового этикета – говорить «вы» как руководителю (даже если он на десяток лет моложе вас), так и равным по положению коллегам. Позже, когда вы узнаете друг друга лучше, станет ясно, как вам удобнее общаться – на «ты» или на «вы».
Обращаться к сотрудникам по имени или по имени и отчеству? Это зависит от особенностей и традиций коллектива. Строго говоря, правила делового общения подразумевают полное имя и отчество, однако в последние годы эта традиция активно пересматривается в пользу обращения лишь по полному имени. Впрочем, это едва ли применимо к людям старшего поколения.
Если через какое-то время работы в коллективе вы почувствовали, что общаться с коллегой вам удобнее на «ты», поинтересуйтесь его отношением к этому: «Вы не против, если мы перейдем на ты?» При этом инициатива должна исходить от старшего по возрасту и по положению. Недопустимо предлагать перейти на «ты» коллеге, который намного старше вас, даже если он равен вам или ниже в корпоративной иерархии.
Помните: называя человека на «ты», вы тем самым показываете близость ваших отношений, их неофициальный характер. Поэтому будьте чрезвычайно осторожны, пытаясь перейти на «ты» с руководителем. Лучше дождитесь такой инициативы от начальника.
Как правило, в организациях с демократичной корпоративной культурой руководитель сам всячески способствует тому, чтобы все (или почти все) были друг с другом на «ты» – это сокращает дистанцию между сотрудниками и, по мнению многих, помогает сформировать более сплоченную команду. В коллективах более традиционной формации (в государственных или окологосударственных структурах, многих крупных компаниях с вертикальной структурой управления), напротив, требование субординации остается незыблемым.
Когда обращаться на «ты» неудобно
Общение с коллегами на «ты», конечно, имеет свои преимущества, но все же это не всегда удобно. Так, какими бы неформальными ни были ваши отношения с сотрудниками, на публичных мероприятиях вроде собраний, конференций, совещаний, семинаров и т. д. следует общаться друг с другом на «вы», иначе вы рискуете грубо (и публично!) нарушить правила этикета.
Другой пример: в момент, когда вы получаете выговор от руководителя или слышите критику в свой адрес из уст коллег, обращение на «ты» может даже эмоционально травмировать вас, ведь слова руководителя вы воспримете уже не отстраненно, а как слова достаточно близкого человека. А критика из уст близких, как известно, воспринимается болезненнее. Непросто бывает в этой ситуации и руководителю: подвергнуть критике близкого человека (подчиненного, с которым на «ты») непросто. Именно поэтому стоит задуматься, нужно ли торопиться переходить границу, отделяющую официальное «вы» от личного «ты».
Организационный отдел ЦК Профавиа (на основе материалов сайта рекрутингового портала Superjob.ru)
«Ты» или «Вы»? Основы этикета | Культура
Мало того, в последнее время среди молодёжи распространяется убеждённость в том, что «Вы» — это пережиток позапрошлого века, архаизм, анахронизм и свидетельство «чинопоклонства и иерархичности».
Не углубляясь в размышления об иерархичности любого общества, попробуем взглянуть на проблему.
В русской разговорной и письменной речи до XVIII века традиционным было обращение на «ты», которое употреблялось без различия возрастов, сословий и отношений между людьми. После реформ Петра I в русский язык перекочевало немецкое «Вы», встреченное весьма и весьма неодобрительно. Но со временем «вы» как форма обращения привилось у нас, как и многое другое, пришедшее с Запада, и стало частью и нашей культуры.
«Обращение на „ты“ сближает, стирает границы в общении между людьми», — отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Лично мне очень сложно представить человека, одинаково свободно пускающего всех встречных в свой дом. Так неужели пустить любого и каждого в свою жизнь — проще?
Во времена Петра и раньше в России было принято обращение «ты», но именно Петр все изменил
Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что Интернет всех уравнивает: все — один социальный слой и класс. Возможно, какая-то логика в этом есть. Но вот лично мне очень сложно обратиться к незнакомому человеку на «ты» даже в виртуальном мире.
Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.
Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:
- Независимо от возраста и социального происхождения — в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 — чаще всего только полной формой имени.
- При общении с человеком, встреченным впервые.
- В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.
- Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.
- К коллегам во время конференции, симпозиума и т. п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.
- При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.
- Журналистам во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.
- При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.
- По отношению к людям старшего возраста — вместе с именем и отчеством.
- В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.
Фото: Depositphotos
Обращение «ты» допустимо:
1. В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».
2. В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.
3. В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.
Жестких правил поведения, регулирующих переход с «Вы» на «ты», нет, но практика общения с людьми выработала определённые ориентиры. Так:
- Нельзя принимать одностороннее решение о переходе на «ты», особенно касательно зависимого человека (например, подчинённого), так как это может быть воспринято как фамильярность.
- Старший может предложить младшему перейти на «ты», однако это ни в коей мере не обязывает младшего согласиться на такой переход, невзирая на возрастную разницу.
- Переход на «ты» с человеком, с которым существует большая разница в возрасте и социальном положении, недопустим.
- В отношениях между мужчиной и женщиной предложение о переходе на «ты» должно исходить исключительно от женщины. Данное правило общения не так строго соблюдается при деловых отношениях.
Фото: Depositphotos
Как бы там ни было, каждый делает выбор для себя, ориентируется в общении самостоятельно, тем более что жизненные ситуации бывают разнообразнейшими, а на все вопросы правила этикета и вежливости ответов не дают. И вместе с тем следует помнить, что этикет как элемент внешней культуры помогает решать в повседневных ситуациях множество проблем, часто даже пресекать их до возникновения.
Теги: правила поведения, вежливость, этикет, правила общения, общение с людьми, обращение на ты
К кому я могу обратиться?
У всех время от времени возникают проблемы. В это время многие из нас обращаются за помощью к другим — друзьям, коллегам, семье. Возможно, у вас конфликт с соседом или семейные проблемы. Возможно, вас беспокоит кризис на работе или проблемы со здоровьем. Или, может быть, вы оказались в долгах, или ваши взрослые дети продолжают просить у вас денег……. Есть множество обычных, бытовых вопросов, в которых не помешал бы здравый, беспристрастный совет. Но кому вы можете доверять, чтобы дать вам лучшие ответы?
Обращение за советом имеет социальную ценность
Есть много веских причин, по которым вам следует обращаться к другим в трудную минуту:
- Чтобы получить моральную и социальную поддержку, чтобы вы чувствовали себя немного менее одиноким.
- Чтобы получить разъяснения по вопросам, обсудив их.
- Чтобы укрепить отношения, понять друг друга и поделиться чем-то.
- Чтобы облегчить бремя беспокойства; общая проблема может быть проблемой вдвое.
- Чтобы получить подтверждение, чтобы вы чувствовали себя лучше в отношении принятого решения.
- Получить альтернативную точку зрения от людей, чей подход и опыт отличаются от ваших собственных.
Но обратите внимание, что эти причины не включают «потому что совет правильный».
Не относитесь к советам слишком серьезно, вам нужно решить:
Стоит ли серьезно относиться к советам других? Должны ли вы действовать в соответствии с тем, что они говорят вам?
На мой взгляд, обычно ответом является большое «Нет». А причина проста – мы живем в своих уникальных психологических мирах.
Другие люди живут в другом от вас «мире». Это означает, что их решения часто не имеют отношения к вашей ситуации. Их предложения и решения отражают то, что было бы правильным для них. Это не обязательно означает, что это правильно для вас.
Так что, получить беспристрастный совет невозможно? Вероятно. У людей, которых вы спрашиваете, есть угол или точка зрения, которые отражают их, а не вас. Они никогда не бывают беспристрастными.
Почему это? Мы все живем в своих собственных мирах, но у нас есть иллюзия, что мы живем в том же мире, что и другие. Да, физический мир во многом одинаков для всех нас, но мы воспринимаем вещи со своего собственного уникального «ракурса». Чтобы проверить это, попросите друзей описать событие, которое произошло с вами обоими. Вы можете ожидать, что ваши учетные записи совпадут. Но вы удивитесь, насколько по-разному они видят вещи. Мы никогда не смотрим на мир через призму другого человека. Это вызывает хаос в судебной системе, потому что показания двух очевидцев одного и того же события никогда не совпадают.
Итак, попросите совета у друга, и он даст вам совет со своей точки зрения, с точки зрения мира, как он его видит. У них будут благие намерения, они будут думать, что «знают» вас и вашу ситуацию, но тонкие различия между людьми могут свести на нет совет, который они предлагают.
Тем не менее, большинство людей любят давать советы другим. Причины этого психологически сложные, такие как:
- Некоторые люди получают чувство самоудовлетворения, слушая о проблемах других. Это может уменьшить их собственные проблемы.
- Людям нравится внушать другим свое мнение. Не потому, что они правы, а потому, что это повышает их собственную воспринимаемую ценность или чувство собственного достоинства.
- Другие могут захотеть, чтобы вы выбрали курс действий, который им подходит. Например, если вы расстались с партнером и вдвоем провели время с друзьями — возможно, вместе отправились в отпуск, — советы друзей будут испорчены, часто неосознанно, негативными последствиями для них вашего разрыва.
- Поведение, помогающее, имеет высокое социальное одобрение. Людям часто нравятся люди, которые предлагают совет или помощь.
- Люди хотят, чтобы вы делали то же, что и они. Это подтверждает их собственный выбор; ваши потребности могут быть на втором месте.
Часто советы, которые дают люди, помогают понять их собственные проблемы. Поскольку они хорошо знают себя и имеют привилегированный доступ к своей ситуации, их советы будут отражать их самих, а не человека, который является объектом их совета.
В общем, лучше посоветоваться с теми, у кого другое мнение. Они могли бы дать точку зрения на ваше решение, которое вы иначе не имели бы. В «Сделай что-нибудь другое» мы ценим небольшие новые модели поведения, потому что они помогают отвлечь вас от инерции ваших собственных привычек мышления и поведения.
Но будьте осторожны. Советы, которые дают другие, часто могут звучать убедительно и апеллировать к тому, что мы думаем (см. мой блог о высокомерии мышления), а не к тому, что нам нужно ДЕЛАТЬ. Часто «здравый совет» препятствует нашему прогрессу, а не способствует ему, потому что мы верим, что он применим к нам, хотя на самом деле это не так. Решения, которые работают для других, могут отличаться от тех, которые нужны вам.
Некоторые советы применимы, потому что они применимы ко всем – и вы это уже знаете!
Это правда, что некоторые советы полезны для всех. Мы все должны поддерживать себя в форме, правильно питаться, вести активный образ жизни, следить за своими жизненными показателями, иметь хорошие отношения и управлять своими финансами. Большинство из нас знает это. Но многим до сих пор это не удается. Ни по недостатку знаний, ни по недостатку силы воли. Но из-за того, что личные привычки слишком сильны, люди не могут осознать их силу, и это препятствует изменениям (см. предыдущие блоги).
На мой взгляд, многие проблемы в мире существуют из-за того, что мы не видим собственной уникальности — нам кажется, что мы живем в том же мире, что и другие. Вы знаете, что ваш мир отличается от мира кого-то в Эфиопии. Но вы и ваш ближайший сосед или ваш партнер можете так же сильно различаться. Понимание этой разницы может помочь лучше понять себя и улучшить отношения. Предполагайте, что вы отличаетесь от других, а не принимаете одинаковость как должное, и это может стать мощной отправной точкой.
А как насчет профессионального совета?
Многое из того, что я сказал, относится к профессиональным советам, будь то медики, дизайнеры интерьеров или финансовые консультанты. Причины могут быть немного другими, потому что у них есть услуга, которую нужно «продать», или из-за их обучения или опыта. Но многие из них (возможно, сами того не зная) все же будут иметь частичные интересы.
Это не значит, что профессиональным консультантам не хватает честности. Но и они исходят из точки зрения, которая вряд ли может быть по-настоящему беспристрастной или универсальной. Само существование многих видов психологической терапии или консультирования по одной и той же проблеме иллюстрирует необходимость осторожности. Даже медицинские консультанты видят вещи со своей собственной специальности, и вам может потребоваться более широкий вклад, чтобы поставить лучший диагноз и лечение.
У вас есть ответы
Часто нет «правильного» ответа на любой вопрос. Спросите десять разных людей, и вы получите десять разных решений. Профессиональные люди всех видов обучены смотреть на проблему, которая у вас есть, и систематически рассматривать проблему, но даже в этих профессиональных сферах может потребоваться второе мнение.
Итак, мой совет (независимо от того, решите вы его принять или нет) заключается в том, что ВЫ можете решать сами, а не позволять другим решать за вас.
Когда начинается покрытие Medicare?
Избегайте штрафа
Если вы пропустите 7-месячный период первоначальной регистрации, вам, возможно, придется подождать, чтобы зарегистрироваться и оплатить ежемесячный штраф за позднюю регистрацию, пока у вас есть страховое покрытие по Части B. Чем дольше вы ждете, тем выше штраф. Возможно, вам также придется заплатить штраф, если вы должны заплатить страховой взнос за Часть A, также называемый «Премиум-Часть A». Узнайте больше о том, как избежать штрафов за позднюю регистрацию.
Когда начинается страховое покрытие
Дата начала действия вашей страховки зависит от того, в каком месяце вы зарегистрируетесь в течение первоначального периода регистрации. Покрытие всегда начинается первого числа месяца.
Если вы имеете право на участие в программе Part A без Premium: Ваша страховка по части A начинается в месяц, когда вам исполняется 65 лет. (Если ваш день рождения приходится на первое число месяца, страховое покрытие начинается за месяц до того, как вам исполнится 65 лет.)
Часть B (и Premium-Часть A): Покрытие начинается в зависимости от месяца регистрации:
Если вы зарегистрируетесь: | Начало покрытия: |
---|---|
До того месяца, когда вам исполнится 65 лет | Месяц, в который вам исполняется 65 лет |
В месяц, когда вам исполняется 65 лет, или в течение 3 месяцев после | В следующем месяце |
Подписка на бесплатную часть A позже
Вы можете подписаться на часть A в любое время после того, как вам исполнится 65 лет. Действие вашей страховки по части A начинается через 6 месяцев после регистрации или подачи заявления на получение пособий в Социальное обеспечение (или в Совет по пенсионному обеспечению железных дорог). Покрытие не может начаться раньше месяца, когда вам исполнится 65 лет.
У меня есть сберегательный счет здоровья (HSA)
После окончания первоначального периода регистрации вы можете подписаться на часть B и премиум-часть A только в течение одного из других периодов регистрации.
С 1 января по 31 марта каждого года (общий период регистрации)
Вы можете зарегистрироваться в период с 1 января по 31 марта каждого года. Это называется общим регистрационным периодом. Ваше покрытие начинается через месяц после регистрации. Вы можете ежемесячно платить штраф за позднюю регистрацию, если не соответствуете критериям для участия в специальном периоде регистрации.
Подробная информация о штрафах за позднюю регистрацию.
Особые ситуации (особый период регистрации)
Существуют определенные ситуации, когда вы можете подписаться на Часть B (и Премиум-Часть A) в течение Особого периода регистрации без уплаты штрафа за позднюю регистрацию. Специальный период регистрации доступен только в течение ограниченного времени. Если вы не зарегистрируетесь в течение вашего Специального периода регистрации, вам придется дождаться следующего Общего периода регистрации и, возможно, вам придется ежемесячно платить штраф за просрочку регистрации.
Чтобы подписаться на один из этих специальных периодов регистрации, заполните форму CMS-10797 (заявка на специальный период регистрации Medicare, часть A и часть B). Отправьте заполненную форму в местный отдел социального обеспечения по факсу или по почте.
Особые периоды регистрации в рамках частей A и B
Если вы: | Ваш специальный период регистрации: | Ваша страховка начинается: |
---|---|---|
Потеря страхового покрытия Medicaid 01.01.2023 или позже | Начало: День, когда вы получили уведомление о прекращении действия вашего покрытия Medicaid. Окончание: через 6 месяцев после окончания срока действия вашего покрытия Medicaid. | Месяц после регистрации или дата окончания действия вашего страхового покрытия Medicaid, в зависимости от того, что вы выберете. |
Упустили возможность зарегистрироваться, потому что вы пострадали от стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации, объявленной или начавшейся 01.01.2023 или после этой даты (или если ваш уполномоченный представитель, законный опекун или опекун пострадал от стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации) | Начало: День, когда федеральное правительство, правительство штата или местное правительство объявляют чрезвычайное положение или стихийное бедствие, или дата в этом объявлении (в зависимости от того, что наступит раньше). Окончание: Через 6 месяцев после того, что произойдет позже:
| Через месяц после регистрации. |
Упустили возможность зарегистрироваться, потому что вы получили неточную или вводящую в заблуждение информацию от вашего плана медицинского страхования или от работодателя 01.01.2023 или позже | Начало: День, когда вы уведомите Администрацию социального обеспечения о том, что ваш план медицинского страхования или работодатель исказили или предоставили вам неверную информацию. Окончание: 6 месяцев спустя. | Через месяц после регистрации. |
Были освобождены из-под стражи 01.01.2023 или позже (и упустили возможность зарегистрироваться, пока находились в заключении) | Начало: День, когда тебя освободят из-под стражи. Окончание: Последний день 12-го месяца после месяца вашего освобождения. | Через месяц после регистрации. В некоторых ситуациях вы можете начать страховое покрытие не позднее 6 месяцев назад. |
Вы упустили возможность зарегистрироваться, потому что столкнулись с другими исключительными условиями Примечание: Вы должны обратиться в Службу социального обеспечения, чтобы запросить этот специальный период регистрации | Начало: Как только Служба социального обеспечения решит, что вы имеете право на специальный период регистрации. Окончание: Минимум через 6 месяцев. | Месяц после регистрации. |
Иметь медицинскую страховку на работе, на работе вашего супруга (или на работе члена семьи, если вы инвалид) и этот человек все еще работает | Начало: Когда вы перестанете работать (даже если вы выберете COBRA или другую страховку, не являющуюся Medicare). Окончание: 8 месяцев спустя. | Через месяц после регистрации. |
Получите медицинскую страховку на работе, на работе вашего супруга (или на работе члена семьи, если вы инвалид) и потеряйте страховое покрытие группового плана медицинского страхования | Начало: Когда вы теряете страховое покрытие группового плана медицинского страхования. Окончание: 8 месяцев спустя. | Через месяц после регистрации. |
Волонтерство и служба в другой стране | Для получения более подробной информации обратитесь в Службу социального обеспечения. | Для получения более подробной информации обратитесь в Службу социального обеспечения. |
Есть TRICARE | Свяжитесь с TRICARE для получения более подробной информации. | Свяжитесь с TRICARE для получения более подробной информации. |
Проверьте мою конкретную ситуацию, чтобы узнать когда зарегистрироваться.