Качи кальон вино: Вино Бахчисарай Качи-Кальон купить Вино Бахчисарай Качи-Кальон цена

Кальон — винзавод прошлых тысячелетий

27 Январь 2021 645

Так выглядят тарапаны в Качи-Кальоне.

177 тарапанов — ёмкостей для производства вина. Пять внушительных по размерам гротов. Два древних пещерных храма и целебный источник. Это один из самых посещаемых пещерных городов Крыма — Качи-Кальон.

Считается, что название этой части полуострова переводится как «крестовый корабль», но это утверждение нельзя считать на 100% верным. Хотя поверить в него легко. Во внутренней гряде Крымских гор вода много тысячелетий назад пробила каньон. С обеих сторон он окружён скалами, сложенными из известняка. Склоны и плато покрыты лесами, зарослями боярышника, шиповника, тёрна и кизила. А издалека Качи-Кальон и правда похож на огромный корабль, на одной из сторон которого виден крест. Он появился исключительно благодаря природе. Но люди оценили её шедевр, они давно присмотрели эту местность. Так тут появился пещерный город, в котором учёные обнаружили два
храма.


Качи-Кальон — второй по количеству пещер в Крыму, на первом месте Эски-Кермен. Но примечательно другое — количество тарапанов в пещерах. Этим странным словом называют специальные выемки, которые создавались для производства вина. В Качи-Кальоне их нашли около 120 штук. Для сравнения: на Мангупе — 3, на Чуфут-Кале — 1, на Эски-Кермене — 2. Разница ощутимая.
Тарапаны — это тщательно вытесанные в скальных массивах ванны. Заметить их легко благодаря правильной геометрической форме. Скальные винодавильни состоят из двух выемок. Первая обычно считается давильней, в неё складывали виноградные ягоды. Вторая выемка округ-лая, в неё попадало сусло, которое сливали через жёлоб, соединяющий две конструкции. Эксперты считают, что из одного тарапана можно добыть в сезон 10-12 тысяч литров вина. То есть хозяйство Качи-Кальона могло в сезон давать около одного миллиона литров вина. Цифра более чем внушительная. К примеру, в наши дни винзавод «Массанд-ра» производит около 19-20 млн. бутылок вина в год.
Конечно, существенно больше древних виноделов, но только задумайтесь — сейчас всё делают машины, а раньше…
По предположениям учёных, древние виноделы жили в Качинской долине. Там они выращивали виноград, собирали его, а потом несли на свой «винзавод». Так можно назвать пещеры с тарапанами. И после этого начинался тяжёлый труд. Вино делали, скорее всего, и для своих нужд, и на продажу. Причём ошибочно думать, что жители Качи-Кальона пили, как самые запойные алкоголики. В те времена вино зачастую разбавляли водой. И в таком количестве, что скорее пили воду с каплями вина. Делали так для того, чтобы обеззаразить живительную влагу.
И ещё одно существенное отличие Качи-Кальона — христианские символы. Их тут довольно много. Всего насчитывается около десяти изображений креста, при этом сохранились остатки двух старинных церквей: святой Анастасии и святой Софии. Первая расположена у самого шоссе, немного западнее Большого грота. Предполагается, что церковь появилась в XI веке, но потом была заброшена, хотя её могли разрушить и татаро-монголы.
Позже, в 1851 году был создан скит Святой Анастасии, потом он также прекратил своё существование. Теперь на вершине Качи-Кальона есть уникальный и очень красивый бисерный храм, также посвящённый святой Анастасии.
Церковь святой Софии находится у пешеходной тропы на крайнем выступе Качи-Кальона. Исследователи считают, что появился храм в XI-XIV веках. Хотя надгробия тут датируются XVI-XVII веками. Окончательно церковь закрыли в 1920 году, после прихода Советской власти.
Церковные тайны пещерного города пока не разгаданы. Исследователи не могут назвать точные даты появления храмов, расходятся во мнениях об их форме. Возникают воп-
росы и о тарапанах, ведь выхо-дит, что Качи-Кальон был крупным винодельческим центром Крыма того периода. Так что путешественники, возможно, смогут найти тут немало интересного.

Как добраться

На общественном транспорте доехать до Бахчисарая. От автостанции Бахчисарая сесть на маршрутку, которая идёт в направлении села Синапного. На ней следует доехать до остановки «село Предущельное» или «село Баштановка». Ехать недалеко, около 20 минут. Далее ориентироваться на туристические указатели и саму скалу, которую хорошо видно с дороги. На автомобиле двигаться до села Предущельного, от него до тропы на Качи-Кальон около 1,5 км.

Необычная форма двух, словно зеркальных, пещер говорит о том, что это могло быть помещение для неизвестных технологических операций.

Валентина БУЙЛОВА.
Фото автора.

Качи-Кальон: igorsamusenko — LiveJournal

Поговорка англичан «Мой дом — моя крепость» ярко иллюстрируется в пещерных городах Крыма. Жилища древних людей селения
Качи-Кальон,  что  в  Качинской  долине,  в  полной  мере  были  теми  местами,  где  они  могли  чувствовать  себя в  абсолютной
безопасности.  Правда,  ситуация  осложнялась  тем,  что  войти  в  дом  можно  было  только  по  веревочной лестнице,  но  это
неудобство  в  полной  мере  компенсировалось  чувством  защищенности  и покоя,  которые всегда составляли одну из главных
ценностей человеческого жития.

Игорь Самусенко · Ascension

В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием, и, находясь на
древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, которые со временем разрослись в крупные винодельческие

центры. Из одного такого поселения и выросло городище Качи-Кальон.

Качи-Кальон стоял на бойком и веселом перекрестке торговых дорог, соединяя через перевал Кибит-богаз юго-западную
часть полуострова с Южным берегом Крыма. Для обслуживания купеческих караванов обычно при поселениях была торгово-
ремесленная прослойка кузнецов, хлебопеков, содержателей харчевен. Здесь утомленные путники могли найти ночлег, купить
пищу, подковать лошадей, починить повозки, приобрести оружие и нанять проводников.

Расцвет Качи-Кальона приходится на VI – XVIII века. Плодородные наносные почвы, мягкая зима, обилие источников воды,
близость к торговым путям сделали селение главным виноделом Крыма.

Со временем винная привилегия переместилась на южный берег, но обилие археологических находок говорит о том, что качи-

кальонцы в средние века имели громадный успех в деле производства солнечного напитка.

Технология приготовления вина в общих чертах выглядела так. Собранный виноград давили на специальных каменных площадках —
тарапанах. На первой площадке сок давили ногами, на второй — легким прессом, на третьей — тяжелым прессом. Отжатый сок
(сусло) из тарапанов стекал в прямоугольные ёмкости. Здесь вино зрело, набирало кондиции. Соответственно вино первой
выжимки было самым дорогим, а напиток из-под тяжелого пресса — самым дешевым, «вином для рабов».

На складах, примыкавших к винодельням, хранили готовое вино в пифосах — огромных глиняных сосудах с заостренным дном.
Пифосы обычно зарывали в землю. А транспортировали вино в трюмах кораблей в амфорах — двуручных кувшинах, тоже с
острым дном, на специальных подставках или зарытыми в песок.

Для экономной транспортировки вино сгущали, уваривая его. Только вот это мне непонятно. Ведь при уваривании удаляется

один из главных компонентов вина — этиловый спирт. Но может быть у древних были свои требования к качеству этого продукта
и спирт не являлся определяющим? Или технология была такова, что спирт собирался отдельно, а потом добавлялся в уже
упаренное вино.

На стол вино подавалось в специальных сосудах. Их было несколько видов — пелика (разновидность амфоры с плоским дном),
стамнос (сосуд с широким горлом, из него наливали вино ковшиком), ойнохоя (она позволяла лить вино сразу в три сосуда).
И это далеко не всё. Большие выдумщики были древние по части сосудов для вина.

В те времена вино всегда разбавляли водой.Пить вино неразбавленным считалось варварским, «скифским», обычаем. Сосуд
«для смешивания воды и вина назывался кратер, наливали эту смесь специальным черпачком под названием «киаф».

Непосредственно для питья использовались тоже разные сосуды: канфар — специальный кубок с двумя ручками, ритон —

ритуальный рог, килик — плоская чаша с ручками и ещё много чего. Греческие мужчины пили вино, возлежа на просторных
ложах, устланных шкурами животных или тканями. Женщины на пиры не допускались.

Монастыри в средние века были сравнительно спокойными местами, разбойники все же опасались гнева божьего и редко
тревожили монахов. Поэтому монастыри стали центрами винного производства по всей Таврике. Некоторые из них производили
до 300 тыс. литров вина в год. Крупными оптовыми покупателями крымского вина были хазары. Часть полуострова к VI веку
отошла к ним.

Вполне возможно, что и монахи Качи-Кальона, по традиции освобожденные от налогов, зарабатывали на хлеб насущный
производством вина. Не зря же здесь на относительно небольшой площади устроено аж 120 тарапан-виноградодавилен.

К тому же вино в средневековье использовали как лечебное и антисептическое средство. Вином промывали раны, давали
вино выздоравливающим, как лекарство.

250 тонн винограда или фруктов могли сразу обрабатывать качи-кальонские каменные тарапаны, заливая вино в керамическую
тару и продавая, обменивая у соседей и приезжих купцов.

Свою выгоду с этого дела имели и крымские ханы, взимавшие немалые пошлины с торговли вином — до 20% от его цены. Вся эта
идиллия была нарушена, как ни странно, с присоединением Крыма к России. Основные производители вина в Крыму — христиане
были переселены с полуострова на Азовское побережье. Виноградники пришли в запустение, стали вырождаться. Земли в Крыму
стали раздаваться новым хозяевам, мало понимающим в виноградарстве и виноделии (равно как и их крестьяне)

Титанические попытки князя Потемкина по посадке в Крыму виноградных лоз из венгерской провинции Токай, островов Эгейского
моря ни к чему не привели. Более того, многие аборигенные сорта лоз были при этом уничтожены. Виноградарство требует опыта
и многолетних традиций, знания местных особенностей и условий. А их не было у новых обитателей Крыма. И только в начале XIX
века виноделие в Крыму возродил Александр I, открывший учебные заведения по подготовке виноделов. Флагманом виноделия стал
Никитский ботанический сад, собравший коллекцию винограда в 300 сортов.

Несколько лет назад в Качи-Кальоне был образован монашеский скит святой Анастасии, относящийся к ведению Успенского
бахчисарайского монастыря. В самом низу над трассой в скале, некогда отвалившейся от горы, наши древние предки выбили
часовенку, которой дали имя Святой Софии.

В этом случае София это премудрость Божья. ХРАМ имеет две части (не три, как обычно) ввиду своего ограниченного размера.
Отсутствует лишь притвор. Наос (помещение для молящихся) невелик и может вмещать в себя не более 10 верующих. По подобию
греческих церквей раннего средневековья, эта часть храма оборудована скамьей для молящихся, вырубленной в скале. В южной
стороне сооружена могила с гробницей. Стены содержат ниши, в которых устанавливали образа. Найдены остатки двух надписей
на греческом языке.

Один из родников на северо-восточном склоне горы был освящен и теперь каждый имеет возможность не только духовно,
но и телесно приложиться к таинствам этих святых мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *