«ОТСЮДА ПРЯМО В РАЙ» Милостиво-Богородицкий женский монастырь Касимовской епархии
Леонид Виноградов
Вышел мартовский номер журнала «Монастырский вестник». Его тема – «Молитва и труд: стройка души». Один из материалов посвящен возрождению Милостиво-Богородицкого женского монастыря в поселке Кадом.
«Отсюда прямо в рай»
Поселок Кадом в Рязанской области – удивительное место, где перекрещиваются дороги, ведущие к известным паломническим пунктам: 90 километров до Дивеева, 60 – до Санаксар, да и Выша недалеко. С 1997 года в Кадоме восстанавливается закрытый в 1920-м Милостиво-Богородицкий женский монастырь. До речки Мокши отсюда минут пять ходу, там можно пройти не один километр вдоль берега, наслаждаясь тишиной и красотой природы, но вряд ли у монахинь есть время для таких прогулок. Сама же обитель граничит с миром: рядом проезжают машины, по выходным, особенно летом, слышны крики гуляющих. Есть в русской глубинке монастыри, где легче забыть о мирской суете, но насельницам Кадомской обители отсутствие таких тепличных условий не мешает проводить время в трудах и молитве. Гостей и паломников здесь встречают с любовью, поэтому и тянутся сюда верующие.
Отмеченный Богородицей
Я приехал в Милостиво-Богородицкую обитель в Светлую субботу. В этот день Божественную литургию в монастыре совершал епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
– Я всегда стараюсь постом или в пасхальные дни посетить Кадомский монастырь, послужить здесь, пообщаться с матушкой-игуменией, с сестрами, – сказал владыка Дионисий в кратком интервью уже после литургии, трапезы и детского праздничного концерта.
– Не знаю, каков эффект от моих приездов для монастыря, но я всегда уезжаю отсюда с новыми силами.
Епископ Дионисий вспоминает, что еще в первый свой приезд в Кадомский монастырь (он управляет Касимовской епархией с момента ее основания и своей архиерейской хиротонии – с ноября 2011 года) почувствовал себя как в детстве: «Детская безбрежная вера, что все будет хорошо и все твои грехи будут Богом прощены».Его самого такие чувства удивили, потому что здесь для них, на первый взгляд, не было оснований: ни великолепной природы, как в Иоанно-Богословском монастыре (куда он до монашеского пострига не раз приезжал к архимандриту Авелю (Македонову) (1927–2006), а потом четыре года был там наместником), ни тишины. Конечно, по сравнению с Москвой в Кадоме очень даже тихо, но и почувствовать себя совсем уж оторванным от жизненной суеты не получится.
Причину своего радостного, но труднообъяснимого переживания владыка Дионисий понял, когда наткнулся на цитату из «Описания Кадомского монастыря» священника Иоанна Кобякова: «Город Кадом – чисто православный город, его жители набожны и усердны к храмам Божьим. Город Кадом – счастливый город. Батюшка Серафим Саровский говорил, что Матерь Божия однажды видимым образом являлась в этом городе – благословила Кадом и доселе хранит его. Для поддержания благочестия основала здесь женский монастырь».
Чувствуешь, что Матерь Божия рядом и всем, что вокруг, управляет, все благословляет
– И я вспомнил свою церковную юность, – продолжает владыка (воцерковляться он начал в середине 1990-х на первых курсах института). – Такой же опыт я пережил, когда впервые побывал на Святой Горе. Там чувствуешь, что Матерь Божия рядом и всем, что вокруг, управляет, все благословляет. Тогда я понял, откуда у меня это чувство в Кадоме. Уверен, что и многие другие паломники ощущают присутствие здесь Царицы Небесной. Сказать, что это удел Пресвятой Богородицы, было бы самонадеянно, но то, что это место отмечено Ее милостью, несомненно.
Преподобный Серафим Саровский, действительно, окормлял не только Дивеевскую, но и Кадомскую общину, и до сих пор сохраняется связь между двумя обителями: нынешняя настоятельница монастыря игумения Иустина перед своим назначением «проходила стажировку» в Дивееве.
Но и сегодня, по словам епископа Дионисия, у монахинь есть живой пример – духовник обители, 79-летний архимандрит Афанасий (Культинов).
В Кадом, к отцу Афанасию
Я потому и приехал в Кадом, что еще несколько лет назад протоиерей Сергий Правдолюбов рассказал мне об отце Афанасии.
В 1961 году, когда Сергею Правдолюбову было 11 лет, плыли они с отцом, протоиереем Анатолием Правдолюбовым (1914–1981), исповедником, отсидевшим за веру на Соловках, участником Великой Отечественной войны, на теплоходе по реке Оке по маршруту Касимов–Муром, и второй помощник капитана, увидев священника, пригласил его к себе в каюту, где они долго беседовали.
Помощника капитана звали Анатолий Культинов. Ему было 24 года, его уже тогда интересовали вопросы веры, и через несколько лет он ушел с речного флота, чтобы служить в Церкви. Это и был будущий архимандрит Афанасий.О приезде к нему в Кадом я договаривался с сыном отца Афанасия, протоиереем Димитрием Культиновым, старшим священником Милостиво-Богородицкого монастыря. Отец Димитрий сказал, что несколько лет назад отец Афанасий попал в аварию, получил травмы, сейчас не всегда у него есть силы служить, но он по-прежнему окормляет сестер обители и с утра до вечера принимает в храме многочисленных паломников, специально приезжающих к батюшке за духовным советом, поддержкой и утешением.
На архиерейской службе в монастыре отец Афанасий молился в алтаре, на вечернем богослужении – тоже. После службы отец Димитрий отвез нас в батюшкину келью, где мы больше часа беседовали.
Первым делом я, конечно, рассказал архимандриту Афанасию, что слышал от отца Сергия Правдолюбова об их давней встрече на теплоходе. Саму встречу батюшка помнит, а вот о чем они говорили с отцом Анатолием – нет, 55 лет прошло…Не знал он тогда, что почти вся последующая его жизнь будет тесно связана с удивительной семьей Правдолюбовых. Семьей, где уже в пяти поколениях все мужчины становятся священниками и где шесть новомучеников. Особенно много общался он с отцом Владимиром Правдолюбовым, родным братом протоиерея Анатолия, дядей протоиерея Сергия, ныне, слава Богу, здравствующим.
Сегодня отец Владимир Правдолюбов – почетный настоятель Никольского храма в Касимове. А в 1966 году в Никольский храм в Касимове, где жил Анатолий, назначили настоятелем священника Иоанна Крестьянкина.
Исповедник, отсидевший пять лет за веру, отец Иоанн раздражал сильных мира сего своей активностью и авторитетом, которым он заслуженно пользовался не только у верующих. Поэтому его постоянно переводили с одного прихода на другой, но Никольский храм стал последним приходским храмом, где он служил. В июне 1966 года батюшка был пострижен в монашество, а еще через год указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен в Псково-Печерский монастырь, где служил и проживал до своей кончины (без малого 40 лет) и где стал одним из самых авторитетных духовников. Многие считали его старцем, и в этом, наверное, не было преувеличения.
http://www.pravoslavie.ru/102203.html
Милостиво-Богородицкий женский монастырь | Паломники Руси
Принадлежит Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий. Находится монастырь в поселке городского типа Кадом Кадомского района Рязанской области. Основана Кадомская женская обитель в конце XVIII века, а точнее, в 1797 году. В 1868 году Кадомская община была переименована в общежительный Кадомский монастырь. Первой игуменией стала Екатерина Варфоломеевна Горская (ранеее она находилась в Рязанском женском монастыре). Несколько раз хотела покинуть монастырь Екатерина Варфоломеевна, ей очень не хотелось быть начальствующей, на старец Серафим из Саровской пустыни велел ей не огорчать сестер и остаться. Сестры зарабатывали на нужды обители своими трудами: пряли и ткали, фольгою отделывали образа, некоторые вышивали золотом, шили простые одежды и белье. Так же круглосуточно читалась псалтирь с поминовением усопших благодетелей и родственников. Наставниками в иноческой жизни у них были Саровские старцы: иеромонах Серафим, игумен Назарий, иеромонах Илларион. Среди других наставлений старец Серафим передал Екатерине Варфоломеевне наставление по воскресным дням перед Литургией петь параклис Божией Матери: если будут выполнять, то никакие беды не постигнут, а если не будут, то беду наживут.
В устройстве монашеской жизни больше всех потрудился иеромонах Иллариолн. Перед первой мировой войной у монастыря было 622 десятины земли и 365 насельниц. Главный храм монастыря в честь иконы Милостивой Божией Матери каменный построен в 1856 году на пожертвования, освящен 20 августа 1857 года Преосвященным Макарием Епископом Тамбовским. В 1860 году были пристроены два предела: с южной стороны — во имя Преображения Господня, с северной — во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
Второй храм – деревянный теплый, на кирпичном фундаменте, покрытый железом. Он был без купола, в виде одноэтажного дома. Храм построен в 1865 году. Два престола: во имя Рождества св. Пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, второй — во имя св. Пророка Божия Илии. В этом храме службы совершались зимой.Третий храм заложен в 1882 году. Храм каменный трех престольный: главный – в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, правый – во имя Архистратига Божия Михаила, левый – во имя Святого Евангелиста Иоанна Богослова. Четвертый храм находился в деревне Никиткине, в 12 верстах от Кадома. Был построен в 1866 году, деревянный двухэтажный, с пятью куполами, двумя престолами: внизу – в честь Казанской иконы Божией Матери, вверху: в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Этот храм был построен для сестер, чтобы они находясь на земледельческих работах, могли посещать богослужение и тем самым поддерживать свое молитвенное настроение.
Все храмы обители имели высокохудожественную утварь и старинные иконы, а после 1917 года были либо расхищены, либо бесследно исчезли, либо незаконно находятся в частных коллекциях. Все здания монастыря (внутри и вне обители) – деревянные, кроме одного двухэтажного корпуса. Внутри обители они расположены в четыре линии и образуют почти правильный квадрат. С 1920 года началось целенаправленное разрушение монастыря, и только в 1997 году монастырь вновь был открыт. В это время настоятельницей монастыря была монахиня Любовь (Доронина), на которую легла вся тяжесть возрождения обители. В этом же году был освящен северный предел в честь Преподобного Сергия Радонежского. Позже восстановлен южный предел – в честь Серафима Саровского. И в 2004 году главный предел в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Настоящее время игуменией монастыря является Иустина (Свиряева). Неоценимый вклад в возрождение монастыря внес духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов).
Святыни
Икона Божией матери «Неувядаемый цвет».
Эта икона досталась монастырю вместе с домом госпожи Богдановой. Ее отец был военным, продолжительное время жил в Грузии. После службы он приехал в Кадом и привез эту икону. В семье икона считалась чудотворной. Госпожа Богданова рассказывала такой случай: когда ее отец стал тонуть в реке Терек, он взмолился Пресвятой Богородице ( икона эта всегда была с ним), и был выброшен на берег, а товарищи его утонули. Многократно черкесы стреляли в него, но пули летели мимо.
До постройки храма икона находилась в трапезной, и перед ней, можно сказать, постоянно горела лампада. Но случилось, что в целях экономии масла не стали зажигать лампаду перед этой иконой. И вот однажды, среди белого дня, когда сестры обедали, послушница Пелагея Алексеевна, которую считали помешанной, вдруг увидела, что голубой лентой огонь спустился сверху и упал на лампаду, и лампада зажглась. Видение привело ее в ужас и она воскликнула: «Лампада зажглась!». Сестры, увидев очень ярко горящую лампаду, перестали обедать и стали усердно молиться. После чего перед иконой снова стала гореть неугасимая лампада. Когда был освящен храм, икону перенесли в него, а в 1872 году над ней устроили очень красивый резной балдахин. Эта икона особым уважение пользовалась у старца Саровской пустыни Серафима (Он говорил, что она чудотворная и присылал для нее свечи и масло). Особо ее почитают и жители Кадома.
Икона Божией Матери «Милостивая» (Кикская)
Храмовая икона, на которой Божия Матерь изображена наклоненной к Сыну своему и умоляет Его о помиловании рода человеческого. В 1870 году была сделана сребропозлащенная риза чеканной работы, украшенная разноцветными камнями и жемчугом. Икона во время революции была утеряна.
В 2003 году по благословению архимандрита Афанасия (Культинова), стараниями Евгения (ныне иерей Евгений) и Татианы в монастыре на острове Кипр был написан и освящен список с «Киккской» иконы Божией Матери, и привезен в Милостиво-Богородицкий женский монастырь.
Предыдущая запись Следующая запись
ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Письмо 53 (Афанасий)
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки.
Второе письмо монахам.
Афанасий, архиепископ Александрийский, к отшельникам.
Афанасий к уединенно живущим, и в вере в Бога утвердившимся, братия возлюбленнейшие, приветствующие о Господе.
Благодарю Господа, давшего вам веру в Него, чтобы и вы имели со святыми жизнь вечную. Но так как есть некоторые люди, которые держатся за Ария и ходят по монастырям только для того, чтобы под предлогом посещения вас и возвращения от нас обмануть простодушных; тогда как есть некоторые, которые, хотя и утверждают, что не придерживаются Ария, но компрометируют себя и поклоняются вместе с его партией; Вынужден был, по настоянию некоторых искреннейших братьев, написать тотчас же, дабы храня верно и без лукавства благочестивую веру, которую производит в вас благодать Божия, вы не доставили повода к соблазну братии. Ибо когда кто-нибудь увидит, что вы, верные во Христе, общаетесь и общаетесь с такими людьми [или поклоняетесь вместе с ними], конечно, они сочтут это безразличным и впадут в трясину безбожия.
Итак, чтобы этого не случилось, любезничайте, возлюбленные, сторониться тех, кто придерживается нечестия [Ария], и, более того, избегать тех, которые, хотя и притворяются, что не придерживаются Ария, но поклоняются вместе с нечестивыми. И мы особенно обязаны избегать общения с людьми, мнения которых мы ненавидим. [Итак, если кто приходит к вам и, как говорит блаженный Иоанн 2 Иоанна 10, приносит с собою правильное учение, скажите ему: здравствуйте, и примите такого как брата.] Но если кто притворяется, что исповедует правду веры, но, по-видимому, общается с теми другими, увещевай его воздерживаться от такого общения, и если он обещает это сделать, обращайся с ним как с братом, но если он упорствует в спорном духе, избегай его. [Я мог бы значительно удлинить свое письмо, добавив из Божественных Писаний план этого учения. Но так как вы, будучи мудрыми людьми, можете предвосхищать тех, кто пишет, и, скорее, стремясь к самоотречению, способны также наставлять и других, я продиктовал короткое письмо, как от одного любящего друга к другим, в конфиденциальном порядке.