Кадом отец афанасий адрес: Кадомский Милостиво Богородицкий монастырь.Паломническая служба Божья благодать

За духовным советом – к отцу Афанасию в Кадом

За духовным советом – к отцу Афанасию в Кадом

Автор: Богородская Марина Николаевна
Источник: gorod21veka.ru

 

С 1997 года в Кадоме в рязанской области восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь, духовником которого уже много лет является архимандрит Афанасий (Культинов). Он внес огромный вклад в духовное возрождение монастыря.

0тец Афанасий принимает всех желающих побеседовать с ним, решить насущные вопросы в наше нелегкое время, ему также можно оставить записки с просьбой для его келейной молитвы.

Отцу Афанасию уже за семьдесят, он очень прост в общении, но очень много знает. Сам прошел путь к монашеству тяжелый и сложный. При рукоположении его в священство по левой стороне стояли протоиереи, по правой – монашествующие.

Был и архимандрит, будущий митрополит Смоленский, Кирилл (Гундяев) – нынешний Святейший патриарх Кирилл. Рядом с ним стоял архимандрит Авель (Македонов).

Архимандрит Авель был сначала настоятелем русского Свято-Пантелеймонова монастыря на святой горе Афон, потом Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью, мы туда уже ездили и еще поедем.

Духовными учителями и примером для о. Афанасия были прозорливые старцы двадцатого века о. Иоанн Крестьянкин, архимандрит о. Алипий – наместник Псково-Печерской лавры. Так что отец Афанасий набирался мудрости и учился состраданию у больших подвижников нашего времени.

Ведь старчество передается именно личным примером.

Сам, будучи очень больным, сострадает нам грешным и старается и словом и молитвой утешить и подбодрить каждого. Вот уже тридцать лет у него язвы на ногах.

Лимфа периодически выходит. «Были такие моменты, — рассказывает о. Афанасий, — думал, что не буду жить, скоро умру, а жить хочется. А я все равно служил, и если тяжело было, на табуретку клал ногу и дальше служил… а уйти не ушел. После пострига афонского пять лет ежедневно совершал литургию, требы.

Но и к болезни людям свойственно привыкать. Жить можно – ага, значит, я жить буду, люди живут с такой болезнью – и я буду жить. Вдобавок, у меня очень сильная аллергия на лекарства. Даже мазь ни одна не подходит, только святая вода, масло и терпение.

Господь меня щадил и щадит по сей день. Бог милостив, я год, наверное, или даже больше, и гриппом не болею… Надо вырабатывать смирение и сострадание к людям, никого не презирать, за каждого молиться. Я сострадаю душе человеческой и с любовью, где можно, поминаю ее всегда.

Я считаю, что горе другого человека нужно воспринимать как свое горе. Но это не сразу дается…».

Для сильно болящих у отца Афанасия есть особое освященное маслице, которым он помазывает больные места и по вере и молитвам отца Афанасия люди получают облегчение в своих недугах.

Свято-Милостиво Богородицкий монастырь ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу.

Игумения прислала к ним свою послушницу Еатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим Саровский посетил обитель.

До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель.

Предание говорит, что эту икону написал сам святой евангелист Лука. И чудеса от нее столь велики, что не только православные люди, но даже иноверцы обращаются к ней за помощью.

В наши дни Матерь Божия охраняет Кадом и монастырь именно через свою чудотворную Киккскую икону Божией Матери. Когда монастырь стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая».

Многие прихожане получали благодатную помощь от иконы.

Настоятельница Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря матушка Евгения. Матушке нет еще и тридцати лет. Матушка Евгения получилиа свое высокое назначение в 24 года. Обитель маленькая – 15 сестер.

Возраст у многих почтенный. Самой старшей сестре — 92 года. Самая младшая – матушка Евгения. Вот такая судьба…

Матушка говорит: «Во всех монастырях любое дело начинается с молитвы. Сестры стараются для Бога нашего. Уж коль меня Господь определил быть матушкой, то мне хочется, чтобы в моем доме всем было уютно. Я сама послушаний никаких не стыжусь.

При необходимости полы могу помыть и в теплице потрудиться. У монастыря есть своя хлебопекарня. Но для нас все это не главное. А вот дух молитвенный в обители – это самое важное. Его утратить нам никак нельзя».

Кадом – город с уникальной историей, которая достойна обширных исследований. Город, который, как считает о. Афанасий, станет одним из духовных центров России.

Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника.

В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах.

Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников».

 

 

  

 

  

 


Смотрите также:


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »

Земля, дающая силу

На карте России есть такие удивительные места, которые ощущаешь родными, побывав здесь лишь однажды: будто когда-то тут жил, а теперь возвращаешься после долгих странствий. Малые города нашего Отечества — наш исток и наша надежда. Вместе они составляют территорию души, способную дать пристанище тем, кто желает вернуться к самому себе.

Одним из таких заповедных мест для многих стал Кадом. Этот городок[1], раскинувшийся на живописных берегах реки Мокши, ныне является районным центром в Рязанской области. В эти дни Кадом отмечает свой 800-летний юбилей. 800 лет, конечно, цифра условная: к 1209 году относится первое упоминание о Кадоме в Никоновской летописи. С него и принято вести отсчет истории поселения, хотя, несомненно, основано оно гораздо раньше: река Мокша — самый крупный приток Оки, важный торговый путь, и в начале XIII века Кадом, вероятно, был уже значительным торговым и оборонительным пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества. В древности Кадом находился в центре весьма обширной территории, которая выходила далеко за пределы современной Рязанской области, охватывая часть современной Мордовии, а также Вознесенский и Дивеевский районы Нижегородской области. Сам город не раз менял свое административное подчинение: например, только в XVIII веке территория Кадомского района попеременно относилась к трем губерниям: Казанской, Азовской, Воронежской, а после Кадом стал заштатным городом, подчинявшимся Тамбову.

Кадом — город с уникальной историей, которая достойна обширных исследований. Здесь настоящее непривычно близко соседствует с исторической древностью. Вот, например, имя города, Кадом. Откуда оно произошло, до сих пор достоверно не известно. Может быть, от арабского «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража», — ведь город был восточным форпостом завоеванных славянами земель, а прийти это слово могло от камских булгар, которые в XI-XII веках вели оживленную торговлю с Востоком по Волге, а со славянами — по Оке и Мокше. В средние века Кадом был пограничным городом-заставой: здесь проходила сторожевая черта с укрепленными пунктами и оборонительными сооружениями для отражения нападений татар и ногайцев. Некоторые местные жители были приписаны к военному сословию и стали называться казаками. Потомки казаков и поныне живут в Кадоме. Один из них, отец Михаил, священник Милостиво-Богородицкого монастыря, старается способствовать возрождению русского казачества для службы Богу и Отечеству. В его кадетской школе дети, наряду с изучением закона Божия и других церковных и светских дисциплин, постигают азы военной подготовки, учатся дружбе и взаимопомощи.

Относительно происхождения названия города выдвигалось и другое предположение: его производили от мордовского слова «кадома», «кадонь», что значит «нечто потерянное, оставленное». Оно могло относиться к Старокадомскому городищу, которое вынуждена была покинуть мордва, теснимая славянами. Ведь изначала Кадомская сторона принадлежала мордовским племенам. Когда образовалось Рязанское княжество, мордовские земли вошли в его состав. Непростым было это соседство: летописи повествуют о частых сражениях за обладание землями, которые вели русские княжества с местными мордовскими племенами и с булгарами, о походах русских князей на половцев, не раз переходивших границы Рязанского княжества.

Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков и сегодня заставляет сильнее биться сердце каждого, кто хотя бы раз побывал здесь.

Что прежде всего поражает тех, кто впервые ступает на кадомскую землю? Красота. Величественная и спокойная красота рязанщины. Здесь природа непосредственно и щедро одаривает нас всеми впечатлениями, которых мы ждем, отправляясь в путешествие по родным просторам, прочь от больших заводов, железных дорог и оживленных трасс. Полноводная Мокша, манящая своими дивными излучинами, изумрудное кольцо лесов, заливные луга, живописные холмы древнего города…

Само название реки, Мокша, напоминает о седой древности, когда лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, поклонялись божеству плодородия Мокоши. От этой реки неотделима жизнь народа. Когда-то по ней сплавляли лес — хоромный и дровяной, везли на баржах изделия разных промыслов, деготь, мед и хлеб, а еще — по берегам дивной Мокши рос великолепный корабельный лес, который был защищен от бесцельного вырубания указом Петра I. Мокша щедра и сегодня: до сих пор здесь водятся щука, судак, лещ и стерлядь на радость рыбакам, а в конце августа вдоль ее берегов обильно зреет ежевика…

Городские холмы величественны и таинственны. Каждый из них имеет свое название, каждый чем-то знаменит. Так, на Преображенском холме до недавнего времени стояла церковь в честь Преображения Господня. История этого места необычная. В середине XIII века Кадомский край попал под ордынское иго. Вероятно, православие и мусульманство вначале довольно мирно сосуществовали на этой удивительной земле. Бывало, и татары принимали веру Христову. Письменные источники сообщают, что в первой половине XIV века крестился в православную веру владетельный татарский князь Беклемиш Ширинский. В крещении он носил имя Михаил. «В честь своего преображения», как говорится в предании, он построил в Андреевом городке, предположительно находившемся на современном Преображенском холме, деревянную церковь Преображения Господня и крестил там своих людей. В XVIII веке на ее месте был воздвигнут уже белокаменный храм. Внук Михаила Ширинского, Юрий Федорович, стал храбрым воином. Во время Куликовской битвы он сражался со своим полком на стороне князя Димитрия Донского и пал на поле боя.

Именно при князе Димитрии Донском, в XIV веке, Кадом вошел в состав Московского государства, а в середине XV века вместе с городом Мещерский городец (ныне Касимов) был отдан в удел казанскому царевичу Касиму. Благодаря ордынским служилым людям, которым жаловались поместья преимущественно в Кадомском крае, при Иване III образовалось целое Касимовское «царство», которое просуществовало до конца XVII века.

Из-за обширнейших разливов Мокши населению пришлось в XVI веке оставить Старый Кадом и переселиться в Новый, шестью километрами южнее. А в Старом Кадоме в 1652 году был основан Троицкий мужской монастырь. Правда, просуществовал он недолго — до 1764 года — и был упразднен. Но почти одновременно в середине XVII века и в других концах края начали создаваться обители: Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь около Темникова и знаменитый Успенский Саровский монастырь у слияния рек Саровы и Сатис. Царь Алексей Михайлович жаловал монастырям земельные и лесные угодья, однако им приходилось очень трудно, порой они бедствовали. Ведь одной из первоочередных задач монастырей и прибывавшего в край духовенства являлось распространение православной веры и искоренение нечестивых языческих обычаев, что в условиях активного противодействия языческого и мусульманского населения было весьма непросто, а зачастую и опасно. Так, например, 10/23 апреля на рязанщине совершается память священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского († 1656). Он самоотверженно проповедовал в окрестных мордовских деревнях, встречая порой настоящее вооруженное сопротивление местных жителей. В одной из таких миссионерских поездок архиепископ Мисаил был ранен стрелой и через несколько дней скончался. Он обратил в православную веру более четырех с половиной тысяч человек.

Позже правительству пришлось установить денежные и земельные пожалованья за принятие крещения, освобождать новокрещеных от налогов и рекрутчины. Однако многие, получив после крещения льготы, земельные наделы и поместья, отказывались от новообретенной веры и царских милостей и бежали.

Нелегко было искоренять и греховные языческие обычаи. Местные жители рассказывают, о чем поведали им их деды: с XVIII века крещеных, соседствовавших с иноверцами, специальным указом стали переселять в другие села, где жили православные. В этих деревнях строились церкви, крещеным семьям давалась в дом икона. Люди, вставшие на путь Христов, уже не озирались вспять, но устраивали свою жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Праведная жизнь оказалась сильнее и убедительнее материальных поощрений. Про кадомчан говорили, что здесь люди мирские жили подстать монахам: в глубокой вере, строго и воздержанно.

Так, из века в век, прорастая из поколения в поколение, укрепилась на кадомской земле православная вера. «Город Кадом — чисто православный город, — писал в 1875 году священник Иван Кобяков. — Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим».

Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву. Глубокий мрак леса наполнял души людей особым благоговейным чувством, изливавшимся в их молитвах и песнопениях ко Творцу всего сущего. Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников — 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.

Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах — вырублен лес, нет храма, но вода Паники не теряет своей целительной силы в утешение всем, кто с верой в Бога приходит на это благословенную землю.

Поистине, былинная по своим масштабам древняя история края отразилась и на самобытных характерах нынешних кадомчан. «Эта земля дает силу», — говорят они, — а вера завещана нам прадедами». Множество подвижников трудилось здесь, благовествуя о Христе, немало людей пострадали, отстаивая и защищая спасительный Божий дар — православие. И сегодня древний могучий корень дает новые побеги.

С 1997 года в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Он ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псаломщика Екатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим посетил обитель.

Благодаря единомыслию между инокинями и умелому духовному руководству, община стала развиваться, ей жертвовали землю и строения, и через некоторое время началось строительство обители, которую решили именовать богадельней. В 1857 году было завершено строительство летнего каменного храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая», позже возведен второй храм и другие постройки. И только 25 ноября 1868 года высочайшим указом община была переименована в монастырь. Здесь располагались школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Перед революцией это была обширная обитель с 365 насельницами. Хотя обитель не отличалась богатством, монашество здесь было крепкое.

После революции 1917 года монастырь был разорен: монахини, священники и дети-сироты выселены, имущество национализировано, многое просто уничтожено. Здание храма превратили в зернохранилище, а затем — в учебный корпус швейного техникума. Обезлюдел и сам Кадом: в ходе коллективизации кулаки и состоятельные жители ссылались в северные и восточные районы страны. Крестьяне, не выдержав голода и репрессий, целыми общинами уезжали во Владимир, в Крым, в Ленинград…

До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле!

Нелегко идут работы по восстановлению и благоустройству обители, но с Божией помощью, трудами добрых людей вновь созидается в Кадоме монастырь, в прежние века бывший центром не только духовной, но и культурной жизни города. В конце 1990-х мало кто верил, что обезображенное здание храма, десятилетия служившее зернохранилищем, можно восстановить и вновь обустроить для совершения богослужений. Ныне служба в обители совершается ежедневно.

Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов) — личность поистине незаурядная. «Кадом — это благословенное место, — говорит батюшка. — Есть предание, что здесь, на кадомской земле, явилась преподобному Серафиму Матерь Божия. Она благословила Кадом и доселе хранит его». Отец Афанасий, среброволосый монах, похожий на былинного старца-исполина, с оптимизмом смотрит на будущее любимого города: «И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Нам потребно усердие и терпение. И еще хотелось бы, чтобы благочестие прежних времен сохранялось и сегодня. У нас мало насельниц, скудное содержание. Опыта у нас нет, и мы часто унываем. Но Матерь Божия знает, в какое время что сделать и как сделать. Просто надо положиться на Ее святую волю. Если кадомская обитель возродится, прежде всего, духовно, то возродится и сам Кадом. Матерь Божия явно готовит это место для важных дел. Здесь перекрещиваются дороги, ведущие к разным святым местам: 90 километров до Дивеева, 60 — до Санаксарского монастыря, да и Выша недалеко. Кадом может стать паломническим центром, прекрасным местом для отдыха, где могли бы останавливаться приезжающие к нашим святыням. Надо нам о людях своих заботиться, Россию поднимать».

Россию поднимать — наше общее дело. Отрадно, что сегодня мы, подобно нашим предкам, пришедшим некогда в этот потаенный край из разных концов, городов и весей, уразумели, что основа нашей жизни — православие, и только Богу возможно то, что порою кажется не под силу людям.

__________________________________

[1] До 1926 г. Кадом носил статус города. При послереволюционной ликвидации губерний и проведении нового административного деления Кадом стал центром района, но превратился в село. В этом качестве он был до 1957 г., когда получил статус рабочего поселка городского типа.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31381.htm

Святые отцы Афанасий и Кирилл Александрийские

Святитель Афанасий был епископом Александрийским и одним из самых прославленных защитников христианской веры. Он родился в Александрии около 297 года.

На Никейском соборе в 325 г. н.э. он занимает видное место в связи с арианским спором, посещая собор, а не как один из его членов (которые, собственно, были только епископами или делегатов архиереев), а только как приближенного патриарха Александра. В этом качестве ему, по-видимому, было позволено принимать участие в ее дискуссиях, серьезно отстаивая апостольские учения. Через пять месяцев после своего возвращения Александр умер, и его друг и архидиакон Афанасий в возрасте 30 лет был избран его преемником на посту епископа Александрийского.

Первые годы епископства Афанасия были спокойными, но вскоре вокруг него стали собираться бури, в которых прошел остаток его жизни. Никейский собор утвердил вероучение христианского мира, но никоим образом не уладил разногласий в церкви, спровоцированных арианскими спорами. Сам Арий был еще жив и быстро восстановил влияние на императора Константина. Результатом этого стало требование императора о повторном допущении Ария к причащению. Афанасий стоял твердо и отказывался иметь какое-либо общение со сторонниками «ереси, воюющей против Христа».

Его сослали как императоры, так и епископы за его истинность в Православии, а также еретики вроде Ария и его последователей. Несмотря на властный нрав и непоколебимость в догматической решимости, Афанасий обладал большим сердцем и умом, полным энтузиазма в преданности Христу и в работе на благо церкви и человечества.

Главной его отличительной чертой как теолога была его ревностная защита сущностной божественности Христа как равносущного Отцу. Это была доктрина Homoousion, провозглашенная Никейским символом веры и тщательно защищенная его жизнью и сочинениями. Независимо от того, предложил ли Афанасий первым использовать это выражение, он был его величайшим защитником; и универсальное учение о Троице с тех пор больше отождествлялось с его «бессмертным» именем, чем с любым другим в истории церкви и христианского богословия.

Святитель Кирилл был племянником Патриарха Александрийского Феофила, воспитавшего его с юности. Он унаследовал положение своего дяди в 412 г., но был свергнут в результате интриг еретиков-несториан.

Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, называл Богородицу не Асдвадзадзин (Богородица, или Богородица), а Христордица (Христотокос, или Родительница Христова), подразумевая, что Она родила не к Богу, а только к человеку Христу. Это привело к созыву Святого Вселенского Собора в городе Эфесе в 441 году. На нем присутствовало двести епископов из христианского мира, включая Армению. Святитель Кирилл председательствовал на этом Третьем Вселенском Соборе, осудившем несторианскую хулу на Пресвятую Богородицу. Его мудрые слова показали ошибочность этого ложного учения. Святитель Кирилл отошел ко Господу в 444 году.

Афанасий | христианская история | Христианство сегодня

«Те, кто утверждает, что «было время, когда не было Сына», крадут у Бога Его Слово, как грабители».

«Черный гном» — так называли его враги. А врагов у невысокого темнокожего египетского епископа было предостаточно. Он пять раз был изгнан четырьмя римскими императорами, проведя 17 из 45 лет своего служения епископом Александрии в изгнании. Однако в конце концов его противники-богословы были «изгнаны» из церковного учения, и именно труды Афанасия определили будущее церкви.

Вызов «ортодоксии»

Чаще всего проблема заключалась в его упрямом убеждении, что арианство, царившее в то время «ортодоксальное учение», на самом деле было ересью.

Спор начался, когда Афанасий был помощником обер-дьякона епископа Александрийского Александра. В то время как Александр проповедовал о Троице «возможно, слишком философски подробно», Арий, пресвитер (священник) из Ливии, заявил: «Если Отец родил Сына, то рожденный имел начало в бытии, и из этого следует, что было время, когда Сына не было». Спор прижился, но Александр и Афанасий выступили против Ария, утверждая, что он отрицает Троицу. Они утверждали, что Христос не подобен Богу, но тот же самый.

Для Афанасия это не было мудрствованием в теологии. Речь шла о спасении: только тот, кто был полностью человеком, мог искупить человеческий грех; только тот, кто был полностью божественным, мог иметь силу спасти нас. Для Афанасия логика новозаветного учения о спасении предполагала двойственную природу Христа. «Те, кто утверждает, что «было время, когда не было Сына», крадут у Бога Его Слово, как грабители».

Энциклика Александра, подписанная Афанасием (и, возможно, написанная им), подвергала нападкам последствия арианской ереси: «Сын [тогда] есть творение и творение; и Он не подобен Отцу по существу; Он не есть ни истинное и естественное Слово Отца, ни Его истинная мудрость, но Он есть одно из сотворенного и сотворенного и называется Словом и Мудростью из-за злоупотребления терминами… Поэтому Он по природе подвержен изменению. и изменчивость, как и у всех разумных существ».

Споры распространились, и по всей империи можно было услышать, как христиане поют запоминающуюся мелодию, защищающую арианскую точку зрения: «Было время, когда Сына не было». В каждом городе, писал историк, «епископ состязался с епископом, и люди состязались друг с другом, как стаи комаров, дерущихся в воздухе».

Весть о споре дошла до новообращенного императора Константина Великого, которого больше интересовало единство церкви, чем богословская истина. «Разногласия в церкви, — сказал он епископам, — хуже войны». Чтобы решить этот вопрос, он созвал собор епископов.

Из 1800 епископов, приглашенных в Никею, приехало около 300, которые спорили, боролись и, в конце концов, конкретизировали раннюю версию Никейского символа веры. Собор, возглавляемый Александром, осудил Ария как еретика, сослал его и объявил тяжким преступлением обладание его сочинениями. Константин был доволен тем, что мир был восстановлен в церкви. Афанасий, чей трактат «О воплощении» положил начало ортодоксальной партии в Никее, был провозглашен «благородным защитником Христа». Миниатюрный епископ был просто доволен, что арианство потерпело поражение.

Но это не так.

Епископ в изгнании

Через несколько месяцев сторонники Ария уговорили Константина прекратить изгнание Ария. С некоторыми частными дополнениями Арий даже подписал Никейский символ веры, и император приказал Афанасию, недавно сменившему Александра на посту епископа, восстановить еретика в общении.

Когда Афанасий отказался, его враги распространили против него ложные обвинения. Его обвинили в убийстве, незаконном налогообложении, колдовстве и государственной измене, последнее из которых привело Константина к изгнанию его в Трир, ныне немецкий город недалеко от Люксембурга.

Константин умер через два года, а Афанасий вернулся в Александрию. Но в его отсутствие арианство взяло верх. Теперь церковные лидеры были против него, и они снова изгнали его. Афанасий бежал к папе Юлию I в Рим. Он вернулся в 346 году, но из-за переменчивой политики того времени его еще трижды изгоняли, прежде чем он вернулся домой, чтобы остаться в 366 году. К тому времени ему было около 70 лет.

Находясь в изгнании, Афанасий большую часть времени писал, в основном для защиты ортодоксальности, но он также принимал участие в языческой и иудейской оппозиции. Одним из его самых значительных вкладов является «Житие святого Антония», которое помогло сформировать христианский идеал монашества. Книга наполнена фантастическими рассказами о встречах Антония с дьяволом, однако Афанасий писал: «Не относитесь недоверчиво к тому, что вы о нем слышите… Учтите скорее, что из них узнали лишь некоторые из его подвигов». На самом деле епископ знал преподобного лично, и жизнеописание этого святого является одним из наиболее исторически достоверных. Она стала одним из первых «бестселлеров» и произвела глубокое впечатление на многих людей, даже помогая язычникам обратиться в христианство: Августин — самый известный пример.

В течение первого года пребывания Афанасия в Александрии он разослал ежегодное письмо церквам своей епархии, называемое праздничным письмом. Такие письма использовались для определения дат праздников, таких как Великий пост и Пасха, а также для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. В этом письме Афанасий перечислил книги, которые, по его мнению, должны были составить Новый Завет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *