Что такое кафедральный собор? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Мария Волуйская
Примерное время чтения: 3 минуты
33446
Категория: Христианство
Собор (от старославянского «соборъ» — собрание, съезд) — это главный храм в городе или монастыре. В крупных городах каждая из административных частей может иметь свой собор. Существуют соборы православные, католические и протестантские.
В отличие от простого храма, в соборе богослужение может проводить только духовное лицо высшей степени священства — епископ, архиепископ, митрополит или патриарх. В православии и в католицизме статус собора присваивается храму раз и навсегда и не подлежит пересмотру.
Кафедральный собор — это религиозное сооружение, в котором присутствует или присутствовала ранее кафедра (от латинского cathedra — «трон, кресло») — кресло, в котором восседает епископ.
Епископские троны появились еще в раннехристианских храмах. Их расположение соотносилось с Евангелием от Иоанна и подразумевало подражание Господу и 24 восседавшим возле него старцам. По обеим сторонам кафедры ставились стулья для обычных священников, в результате чего епископ в центре символически изображал Иисуса, а его помощники — старцев.
Епископская кафедра(базилика Святого Димитрия) Фото: Commons.wikimedia.org/ ΩριγένηςПомимо кафедральных существуют сокафедральные соборы, где присутствует еще одна кафедра, и прокафедральные, временно выполняющее функции собора или второго собора.
О том, чем храм отличается от церкви, читайте в справке>>
Храм Христа Спасителя. Фото: АиФ/ Валерий ХристофоровКафедральных соборов в мире не много, большинство из них являются одними из главных достопримечательностей города.
Их посещают не только верующие, но и туристы. К примеру, в православии статус кафедрального собора имеет храм Христа Спасителя в Москве, в католицизме — Собор Парижской Богоматери в Париже, в протестантизме — Берлинский кафедральный собор в столице Германии.О том, чем часовня отличается от церкви, читайте в справке>>
Собор Парижской Богоматери. Фото: Flickr.com/ CC-BY-SA/Anna & Michalкафедральный соборправославиекатолицизмхристианство
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Что такое Всеправославный собор?
- Съезд победителей. Как христианство превращалось в государственную религию
- Что такое Собор Московских святителей?
- Юрий Белановский: Почему в православии нет демократии?
Новости СМИ2
Кафедральный собор
5 ступеней веры
Кафедра́льный собо́р – в разных конфессиях храм, в котором располагается епископская кафедра и где настоятелем является сам епископ. Кафедральный собор, как правило, является главным храмом епархии.
Происхождение слова
Слово собор происходит из старославянского языка и означает «собрание, съезд». Уместно предположить, что собором стали называть тот храм, где всегда вместе с епископом служило много священников. В наше время помимо кафедральных соборами часто называют главные храмы внутри монастыря (напр. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры) или церкви, имеющие особый статус (напр. Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного). Статус собора церкви присваивается раз и навсегда.
Слово кафедра (καθέδρα) греческого происхождения и означает оно «сиденье, седалище; сидение». Уже во времена древнего христианства в храмах для предстоятелей стали устраивать почётные седалища в абсидах алтарей на возвышении, о чём свидетельствует архитектура древних базилик и катакомбных церквей. Окрест него располагались седалища (стулья) для священников. Место и способ расположения выбрано не случайно – оно соотносится с видением Иоанна Богослова, которое он описывает в 4 главе Откровения: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца…».
Почти сразу слово кафедра стало одним из символов епископской власти. Тертуллиан в сочинении «О прескрипции против еретиков» употребляет словосочетание апостольская кафедра, имея ввиду преемственность епископской власти поместных церквей от апостолов.
Во многих европейских языках понятие кафедральный собор этимологически напрямую связано со словом кафедра (англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral). В современном церковном языке кафедрой может называться стационарное или переносное возвышение в центре храма, куда епископ выходит в определённые моменты богослужения, а также в переносном смысле епархия, митрополия или город, которым управляет епископ.
Наиболее известные кафедральные соборы христианских конфессий в ЕвропеВ Москве всем хорошо известен храм Христа Спасителя. Полное его название Кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Храм имеет трагическую историю. Первое здание собора была завершено к 1881 г. Но в 1931 г. в надежде искоренить православие он был взорван по приказу советской власти и впоследствии на его месте был построен бассейн «Москва». Однако в 1980-ых годах появилось движение за воссоздание храма и в 2000 году состоялось великое освящение Храма Христа Спасителя патриархом Алексием II, когда он предстал перед всеобщим взором в небывалом великолепии и до сих пор является главным храмом г.
В Храме Христа Спасителя ныне служит патриарх Московский и всея Руси. А после его разрушения и до его воссоздания патриаршая кафедра находилась в Елоховского Богоявленском соборе. О его существовании известно с 1845 г. Сейчас он является кафедральным собором Московской городской епархии. У входа в собор висит памятная табличка о крещении в нём в 1799 г. Александра Сергеевича Пушкина.
Главный католический кафедральный собор – это собор святого Петра в Риме. Долгое время был самой большой христианской церковью в мире, поскольку на всей территории собора внутри и снаружи одновременно могут участвовать в богослужении до 75 000 человек. Под алтарной частью покоятся мощи святого апостола Петра, над которыми по приказанию императора Константина Великого возвели первую базилику в 326 г.
Берлинский собор – одна из достопримечательностей Берлина и кафедральный собор Евангелической церкви Германии. Он строился несколько лет и был достроен в 1905 г., но во время Второй Мировой войны пострадал и открылся вновь после реконструкции в 1993 г. Выполнен в стиле барокко и является усыпальницей для царской династии Гогенцоллернов.
Собор святой Софии, Премудрости Божией г. Стамбула (бывш. Константинополя). Первоначально храм святой Софии был воздвигнут в IV в., затем, как утверждается, после пожара, был воздвигнут другой, а после того, как и он подвергся действию огня, – очередной; после того, как сгорел в пожаре и он, ещё один — величественный. Он был заложен при инициативе императора Юстиниана, в VI в. На протяжении долгого времени этот собор был кафедрой Константинопольского патриарха, который имеет титул Вселенский и считается primus inter pares, т.е. первым среди равных. С этим собором связано огромное количество важнейших событий для православной церкви. После падения Константинополя в 1453 г. этот храм стал соборной мусульманской мечетью.
- 931 0
- 0
-
- К
Эпоха соборов | Coursera
Об этом курсе
17 620 недавних просмотров
Знакомство с некоторыми из самых удивительных архитектурных памятников, которые когда-либо знал мир, — готическими соборами. Мы будем изучать искусство, литературу, интеллектуальную жизнь, экономику и новые социальные устройства, возникшие под сенью соборов и сыгравшие важную роль в возрождении городов в двенадцатом и тринадцатом веках. Цель курса — лучше понять Высокое Средневековье, мир, который все еще узнаваемо принадлежит нам.
Гибкие срокиГибкие сроки
Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.
Общий сертификатОбщий сертификат
Получите сертификат по завершении
100% онлайн100% онлайн
Начните сразу и учитесь по собственному графику.
Начальный уровеньНачальный уровень
Часов для прохожденияПрибл. 18 часов
Доступные языкиАнглийский
Субтитры: французский, португальский (европейский), итальянский, русский, английский, испанский
Гибкие срокиГибкие сроки
Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.
Общий сертификатОбщий сертификат
Получите сертификат по завершении
100% онлайн100% онлайн
Начните сразу и учитесь по собственному графику.
Начальный уровеньНачальный уровень
Часов для прохожденияПрибл. 18 часов
Доступные языкиАнглийский
Субтитры: французский, португальский (европейский), итальянский, русский, английский, испанский
Инструктор
Howard Bloch
Профессор стерлинга французского
французский
32,808 Ученики
1
. 70003
1 9005 7005. 70053 9005. 70053 9005. вдохновил умы, которые вдохновляют мир. Йельский университет, базирующийся в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, объединяет людей и идеи для положительного воздействия по всему миру. Йельский исследовательский университет, который ориентирован на студентов и поощряет обучение как неотъемлемый образ жизни, является местом для общения, творчества и инноваций между культурами и дисциплинами.Reviews
4.7
Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarHalf Filled Star167 reviews
5 stars
78.91%
4 stars
17%
3 stars
2.94%
2 зв.0004 от AK 25 января 2018 г.
Очень интересно и стоит того, чтобы пройти этот курс. Я помог мне оценить не только значение соборов, но и мышление и мотивацию средневековых людей.
Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаот JFM11 мая 2020 г.
Очень интересно!
Мне очень понравилось, и я не могу дождаться, когда смогу снова посетить собор, на этот раз другими глазами. 🙂
Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаот DH 27 ноября 2020 г.
Отличный контент, очень хорошо структурированный. Историческая ценность курса хорошо представлена и дает отличное представление об эволюции соборов от романского к готическому стилю.
Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Starот DOApr 5, 2019
Большое спасибо за предоставление этого замечательного онлайн-курса. Я почти на финишной прямой, и до сих пор это был отличный опыт для меня. Спасибо Coursera 🙂 и Йельскому университету.
Просмотреть все отзывы
Часто задаваемые вопросы
Когда я получу доступ к лекциям и заданиям?
Что я получу, купив сертификат?
Доступна ли финансовая помощь?
Есть вопросы? Посетите Справочный центр для учащихся.
Соборы :: Средневековье
Соборы — (часто, но не всегда большие) христианские церкви, центральная церковь епископства. Собор – это церковь, в которой находится официальное «сиденье» или престол епископа. Кафедра, одно из греческих/латинских названий, дает нам прилагательное «
Говорят, что один из самых ранних случаев использования термина ecclesia Cathedralis происходить в актах Таррагонского собора 516 г. Другое название для соборной церкви — ecclesia mater, что указывает на то, что это мать церковь епархии. Как единственная важная церковь, она также была известна как большая экклесия. Опять же, как предполагаемый главный дом Божий в регионе, Соборная церковь называлась Domus Dei, и от этого имени Немецкий Dom- префикс для церкви является производным, а итальянский Duomo.Взять виртуальный тур по собору
История и организация
д. Кафедра такого епископа часто был перелетным.
Ранее было постановлено, что кафедра епископа не должна размещаться в деревенской церкви, а только в городской. Это не было трудностью на континенте Европы, где города были многочисленны, а города были естественные центры, из которых христианство распространялось среди окружающих районы. Однако на Британских островах городов было немного, и вместо осуществления юрисдикции над определенными областями, многие епископы были епископы племен или народов, как и епископы южных саксов, Западные саксы, Somersætas и т.
В 1075 году в Лондоне состоялся собор под председательством архиепископа Ланфранк, который, зачитав декреты Сардикского собора, состоявшегося в 347 г., а Лаодикийский в 360 г. по этому поводу приказал епископу южных саксов переместить его престол из Селси в Чичестер; Уилтшир и епископа Дорсета перенести свою кафедру из Шерборна в Олд-Сарум, и епископ Мерсии, чья кафедра тогда находилась в Личфилде, передать это к Честеру. Следы племенной и миграционной системы все еще могут быть отмечено в обозначениях ирландского престола Мита (где результат было то, что сейчас нет соборной церкви) и Оссори, собор церковь которого находится в Килкенни. Некоторые шотландские моря также были мигрирующими.
Удаление епископской кафедры из церкви лишает эту церковь своего соборного достоинства, хотя часто имя цепляется в просторечии, как, например, в Антверпене, который был лишен своего епископа во время французского Революция.История состава духовенства при кафедральном соборе неясным, и поскольку в каждом случае на его развитие влияли местные соображения, все, что можно попытаться сделать, это дать общий обзор основных особенностей которые были более или менее общими для всех. Первоначально епископ и собор духовенство составляло своего рода религиозную общину, которая ни в монастырь, тем не менее часто назывался монастырем. Слово не имеют ограниченное значение, которое оно впоследствии приобрело. Отсюда очевидный аномалией в том, что такие церкви, как Йоркский собор и Линкольнский собор, которые никогда не были ли приписаны к ним монахи, унаследовали имя министра или монастырь. В этих ранних общинах духовенство часто жило отдельно друг от друга. собственные жилища и нередко состояли в браке. В 8 веке, однако Хродеганг, епископ Меца (743-766), составил свод правил для духовенства соборных церквей, которые, хотя и были широко распространены в Германии и других частях континента не получил широкого распространения. в Англии.
Согласно правилу Хродеганга, соборное духовенство должно было жить под общей крышей, занимают общее спальное помещение и подчиняются власти специальный офицер. Правление Хродеганга было, по сути, модификацией бенедиктинского правления. Гиза, уроженец Лотарингии, епископ Уэллс с 1061 по 1088 год ввел его в Англию и навязал его соблюдение. на духовенство его кафедрального храма, но за ним не последовало долго там или в другом месте в Англии.В течение 10-го и 11-го веков соборное духовенство стало более определенно организованы и были разделены на два класса. Один из них был монашеским. учреждение какого-либо признанного ордена монахов, часто бенедиктинцев, в то время как другой класс был классом духовенства, не связанным обетами кроме тех, которые были им посвящены, но регулируются сводом законов или каноны. Отсюда и название канона. Таким образом, возникло различие между монастырские и светские соборные церкви.
В Германии, как и в Англии, многие кафедральные церкви были монастырскими. В Дании сначала все, кажется, были бенедиктинцами, кроме Бёрглума. который был премонстратенским до Реформации. Остальные были изменены церквам светских канонов. В Швеции Уппсала изначально была бенедиктинской, но был секуляризован около 1250 г. , и было приказано, чтобы каждый из соборов церкви Швеции должны иметь главу не менее пятнадцати светских канонов. Во Франции монашеские капитулы были очень распространены, но почти все монашеские соборные церкви там были заменены храмами светских канонов до 17 века. Одним из последних, подвергшихся таким изменениям, был Зее в Нормандии, которая была августинской до 1547 года, когда папа Павел III освободил членов от их обетов и назначил их главой светских канонов. Капитул Сенеза был монашеским до 1647 г., а другие возможно, даже позже, но большинство из них были секуляризованы примерно во времена Реформация.В монастырских соборных церквях были сановники, внутреннее правление принадлежало ордену, к которому принадлежал капитул, и все члены сохранили постоянное место жительства. Обратное этому было случай со светскими отделениями; достоинства проректора, декана, регента, канцлер, казначей и т. д., вскоре появились, для регулирования и благоустроенность храма и службы в нем, а непроживание канонов, а не их постоянное местопребывание, стало правилом, и привели к тому, что их обязанности выполняла группа «наместников», который служил для них на службах церкви. За границей самые ранние глава светской церкви, по-видимому, был ректором (preepositus, Пробст и др.), которым вменялись не только правила внутреннего распорядка церкви, а также надзор за членами капитула и контроль службы, но был также управляющим или сенешалем земель и владения церкви. Последний часто в основном занимал его внимание, пренебрежение своими домашними и церковными обязанностями, а также жалобы вскоре подняли вопрос о том, что прево слишком сильно замешан в мирских делах, и слишком часто отсутствовал на своих духовных обязанностях. Это привело, в во многих случаях к учреждению нового должностного лица, называемого «деканом», который отвечал за ту часть обязанностей ректора, которая относилась к внутренняя дисциплина капитула и службы церкви. В одних случаях должность ректора была упразднена, в других — продолжал, ректор, который иногда также был архидиаконом, оставаясь руководитель главы. Такой договоренности чаще всего придерживались в Германии. В Англии проректор был почти неизвестен. Епископ Гиза представил проректора в качестве главы капитула Уэллса, но впоследствии офис был подчинен к другим санам, а прево стал просто распорядителем некоторых из предбендальских земель. Ректор коллегиальной церкви Беверли был наиболее заметным примером такого офицера в Англии, но в Беверли он был внешним должностным лицом, обладавшим властью в управлении церковью, нет стойла в хоре и нет голосования в главе. Проректор Итона, представленный Генрихом VI Английским, занимал положение, наиболее близкое к этому настоятеля иностранного собора. В Германии и в Скандинавии, и в несколько соборных церквей на юге Франции, ректор был рядовой глава соборного капитула, но должность не была обычной в другом месте. Что касается Франции, то сто тридцать шесть соборов церквей, существовавших во время революции, только тридцать восемь, и те либо на границах с Германией или на крайнем юге имел ректора в качестве руководитель главы. В других проректор существовал как подчиненный офицер. В Отене было два ректора, а в Лионе и Шартре — по четыре. все как подчиненные офицеры.
Обычный состав капитула светской соборной церкви, состоящий из четыре сановника (может быть и больше), помимо каноников. декан (decanus), кажется, получил свое обозначение от бенедиктинского деканом, в подчинении у которого было десять монахов. Декан, как уже было сказано, пришел для обеспечения места ректора во внутреннем управлении церкви и главы. В Англии декан был главой всех светских соборных церквей и первоначально избирался главой и утвержден в должности епископом. Он президент отделения, и в церкви отвечает за надлежащее совершение служб, принимая определенные части из них законом о главных праздниках. Он сидит в главной партерной в хоре, которая обычно первая справа руку при входе в хор на западе. Рядом с деканом (как правило) находится регент (примицерий, кантор и т. д.), особая обязанность которого состоит в том, чтобы регулирования музыкальной части услуг. Он председательствует в отсутствие декана и занимает соответствующее место с левой стороны, хотя есть исключения из этого правила, где, как в соборе Святого Павла, архидиакон соборного города занимает второе место и занимает то, что обычно стойло регента. Третьим сановником является канцлер (scholasticus, écoldtre, capiscol, magistral и т. д.), которого не следует смешивать с канцлером епархии. Канцлер соборной церкви отвечает за надзор за его школами, должен читать лекции по богословию, и следить за лекциями в хоре и исправлять неряшливых читателей. Он часто является секретарем и библиотекарем отделения. В отсутствие из декана и регента он является президентом отделения. Самый восточный ему обычно отводят стойло со стороны декана хора. четвертый сановник — казначей (custos, sacrisla, cheficier). Он хранитель ткани и всей мебели и украшений церкви, и его обязанностью было обеспечить хлебом и вином для евхаристии, и свечи и благовония, и он урегулировал такие вопросы, как звон колоколов. Стойка казначея находится напротив стойки канцлера. Эти четыре сановника, занимающие четыре угловых партера в хоре, во многих статутах называются quatuor majores personae церковь. Во многих соборных храмах были дополнительные сановники, как преэлектор, субдекан, вице-канцлер, преемник-каноникорум и другие, которые появились, чтобы заполнить места других отсутствующих сановников, ибо нерезидентство было роковым пятном светских церквей, и в этом они очень сильно отличались от монастырских церквей, где все члены постоянно проживали. Кроме высокопоставленных лиц. существовали обычные каноники, каждый из которых, как правило, занимал отдельное prebend или пожертвование, помимо получения своей доли в общих фондах церкви.
По большей части каноники также быстро стали нерезидентами, и это привело к различению резидентных и нерезидентных канонов до в большинстве церквей число постоянных каноников стало определенно ограниченным числом, и нерезидентные каноники, которые больше не участвовали в общие фонды, стали широко известны только как пребендарии, хотя к своего непроживания они не утратили своего положения каноников, и сохранили свои голоса в главе, как и другие. Эта система непроживания привело также к учреждению хора викариев, каждый каноник имел свой собственный викарий, который сидел в своем стойле в его отсутствие и когда присутствовал каноник, в стойле сразу внизу, на второй форме. У викариев не было место или голосование в главе, и, хотя и несменяемый, за исключением преступлений, были слугами их отсутствующих каноников, чьи киоски они занимали, и чьи обязанности они выполняли. За границей их часто называли полупребендариями, и они составляли bachcrur французских церквей. С течением времени викарии сами часто включались как своего рода меньший капитул, или колледж, под руководством декана и главы.
Не было различия между монастырским собором главы и те из светских канонов, в их отношении к епископу или епархии. В обоих случаях капитулом был епископский консилиум, который он был обязан советоваться по всем важным вопросам и не делая этого он не мог действовать. Таким образом, судебное решение епископа нуждалось в подтверждении главы до того, как она может быть приведена в исполнение. Он не мог изменить службу книги, или «использование» церкви или епархии, без капитального согласие, и есть много епископских актов, таких как назначение епархиальный канцлер или генеральный викарий, которые все еще нуждаются в подтверждении главой, но более старая теория главы как епископского совета управление епархией стало делом прошлого не только в Англии, но и на континенте. В своем корпоративном качестве глава принимает поручать sede vacante епархии. Однако в Англии (за исключением Солсбери и Дарем), этот обычай никогда не применялся, два архиепископа с незапамятных времен управляя вакантными епархиями в своих соответствующие провинции. Когда, однако, одна из кафедр Кентербери или Йорк пуст, капитулы этих церквей берут на себя ответственность, не только епархии, но и провинции, и, между прочим, поэтому любой из епархий провинции, которые могут быть вакантными одновременно время.
Все главы английских монастырских соборов были распущен Генрихом VIII и, за исключением Бата и Ковентри, был заново основан. им как церкви светских капитулов, с деканом во главе и определенное количество канонов от двенадцати в Кентербери и Дареме до четырех в Карлайле и с некоторыми подчиненными офицерами в качестве младших каноников, евангелисты, эпистоляры и т. д. Регентство в этих церквах «Новый фонд», как их называют, не таков, как в светских церквей «Старого основания», достоинством, а всего лишь должность, занимаемая одним из младших каноников.