Спор Киева и Новгорода: чей Софийский собор красивее?
Спор Киева и Новгорода:
чей Софийский собор
красивее?
Выполнила: Щукина Маша 3 класс 8 группа
Цель: выяснить, какой из соборов
красивее
Задачи:
1) Изучить историю создания и особенности архитектуры
Новгородского и Киевского соборов.
2) Сравнить соборы.
3) Определить какой из соборов красивее, объяснить свой
выбор.
Киевский Софийский собор
Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом
Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне
перестроен в стиле украинского барокко.
Летопись
Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый.
В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы
русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой
Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая»,
поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ
христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.
Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что
создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.
Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный
храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского
государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания,
переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки,
свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний
«посажения» князей на киевский престол.
Строительство собора
Для
строительства
собора
Ярослав
Мудрый
пригласил
греческих мастеров. Главный храм
могущественной державы строили
2,5
года
40
зодчих
из
Константинополя,
не
считая
подмастерий.
Неизгладимое
впечатление на современников
произвели
огромные
размеры
собора – 55*37 метров.
Архитектурные особенности
Собор построили как крестово-купольный
храм с пятью нефами – продолговатыми
частями здания от входа до хоров,
покрытыми сводами. Собор венчали 13
куполов в виде пирамидальной
конструкции, символизирующей Христа и 12
апостолов
В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью,
восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два
ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу
собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей.
Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные
своды купола.
Внутреннее убранство
Интерьер
Софийского
собора
сохранился с XI века. Центральное место
занимает подкупольное пространство в виде
креста. На севере и юге – открытые галереи.
В центре собора – хоры в форме буквы П, на
которые ведет винтообразная лестница.
Здесь князь молился, принимал послов и
обсуждал государственные дела.
В цилиндрах куполов – широкие
оконные
проемы,
пропускающие
естественный свет, так что подкупольное
пространство залито ярким светом, дальние
углы – в полумраке. Перегородки и
колонны украшены образами 500 святых.
На сводах куполов представлены сцены из
Библии, в медальонах – фигуры ангелов.
Мозаики
Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола,
его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных
изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с
вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в
жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре
мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.
Богоматерь Оранта
(Нерушимая Стена)
В алтаре – 6-метровое мозаичное
изображение Богоматери в ярко-голубых
одеждах. В мягком золотом мерцании
Богородица, поднявшая руки к небу, будто
просит Христа о снисхождении к грехам
человеческим.
Мозаика
«Богоматерь
Нерушимая Стена» увековечила образ,
защитивший киевлян в лихую годину
татарского нашествия. В 1240 году,
ворвавшись в Киев, татары безуспешно
били тараном в стену собора, где укрылись
горожане. Били с той стороны, где сияло
мозаичное
изображение
Богоматери.
Стена устояла.
Мозаика «Христос
Вседержитель»
В зените купола – строгий
лик Спаса Вседержителя в
медальоне размером 4,1 метра.
Образ
обрамлен
девятью
окружностями разных цветов.
Христос предстает как Царь
Небесный
и
Судия
на
предстоящем Страшном суде.
Христос восседает на троне в
той одежде, которую носил в
земной жизни. Правой рукой
он делает благословляющий
жест, в левой руке держит
свиток с законом.
Мозаика «Деисус».
Над алтарной аркой –
мозаичная композиция: три
лика в круглых медальонах,
Иисус, Дева Мария и Иоанн
Предтеча.
На
столпах
предалтарной арки – сцена
Благовещенья с архангелом
Гавриилом.
Мозаика «Евхаристия»
В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом
Христом «Евхаристия».
Мозаика «Евхаристия». Фрагменты:
Мозаика «Евхаристия». Фрагмент: Христос; Фрагмент: Ангел:
Новгородский Софийский собор
Главный православный храм
Великого Новгорода, созданный
в
1045-1050
годах,
кафедральный
собор
Новгородской митрополии. На
протяжении
столетий
духовный центр Новгородской
республики.
Один
из
древнейших
храмов
на
территории России. Возведен в
византийском стиле.
История
Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и
самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был
возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца
киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы
велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник,
которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского
духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.
Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской
православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором
первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии»,
представляющего значительный историко-культурный интерес.
Как устроен собор
Архитектурные особенности
Собор представляет собой пятинефный крестовокупольный храм. У храма имеется три апсиды —
центральная пятигранная, и боковые — округлые. С
трёх сторон центральное строение окружают
широкие
двухэтажные
галереи.
Время
возникновения галереи и её первоначальный вид
являются предметом научных споров, но, вероятно,
она возникла уже в процессе строительства храма.
Собор имеет пять глав, шестая венчает
лестничную башню, расположенную в западной
галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в
форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет
длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями
длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м.
Роспись собора
Софийский собор был окончательно расписан
к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь
фрагменты фресок центрального купола с
фигурами пророков и архангелов, в центре между
которыми до Великой Отечественной войны
располагался погибший от попадания снаряда
образ Христа Пантократора. Кроме того, в
Мартирьевской паперти сохранилось древнее
настенное
изображение
равноапостольных
Константина и Елены. Есть версия, что это
изображение должно было стать основой для
мозаики,
так
как
выполнено
сильно
разбавленными
красками.
Основная
сохранившаяся роспись храма относится к концу
XIX века.
Константин и Елена. Фреска в южной
галерее собора. Вторая половина XI века
Фигуры Константина и Елены написаны по розоватобелому грунту, положенному очень тонким слоем на
неровную кладку пилястра. Эта совсем особая техника
отчасти объясняет легкий, как бы акварельный характер
рисунка.
Св. Константин
Св. Елена
Пророки Даниил и Соломон. Фрески
в барабане купола. 1108
Полуфигура царя Соломона
Пророк Даниил
Пророк Иеремия
Святители Анатолий, Карп, Поликарп и Герман.
Фрески в световых арках алтаря. 1108
Поликарп, епископ Смирнский
Анатолий, патриарх
Константинопольский
Герман, патриарх
Константинопольский
Карп, епископ Фиатирский
Иконы
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI
веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и
Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV
века). Среди икон особо выделяются:
Икона Божией Матери «Знамение»
Евфимий Великий
Антоний Великий
Савва Освященный
Тихвинская икона Богородицы
София, Премудрость Божия (XV век)
Находится в центральном иконостасе. Отличается большим
символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например,
Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая
жертву Христа.
Сравнительная таблица
Киевский Софийский собор
Новгородский Софийский собор
Заложен в 1036
Построен в 1045-1050
Пятинефный крестово-купольный храм с
Пятинефный храм с широкими галереями
пятью апсидами, к которому примыкали два и мощной лестничной башней, имеет одну
пояса аркад-галерей. Мощные лестничные
лестничную башню и один пояс галерей.
башни, расположены в живописной
асимметрии у западных углов собора.
Построен Ярославом Мудрым
Построен Владимиром Ярославовичем,
сыном Ярослава Мудрого
Имеет тринадцать куполов,
образовывавших пирамиду
Имеет пять куполов
Выложенные из плинфы орнаментальные
фризы украшали фасады. Образ храма –
торжественный
Во внешнем фасаде нет украшений,
внешний вид здания монолитен и
статичен. Простота, строгость, асимметрия
Окна барабанов глав прекрасно освещали
огромные по площади залов.
Окна – узкие щели
Кирпичи
Известняк
Киевский строили византийцы по своим
византийским образцам
Новгородский храм строили русские
мастера. Новгородская София строилась
по западным канонам, так как у Новгорода
были большие связи с Европой
Внутри украшен мозаиками и фресками
Внутри украшен росписями и иконами
Схожи их названия
Какой из соборов красивее?
Оба храма – хороши. Новгородский Софийский собор скромный, сдержанный,
при этом величественный. Киевский Софийский собор — роскошный, богатый,
интересный.
На мой вкус, Киевский Софийский собор красивее, чем Новгородский.
Новгородский Софийский собор больше поражает своей мощностью, чем
привлекательностью. Киевский собор очень роскошный не только снаружи, но и
внутри. Его стены расписаны многочисленными мозаиками и фресками. Алтарь
сверкает золотом, а огромные окна впускают в помещение большое количество
солнечного света, освещая настенные рисунки.
Вывод: по моему мнению, Киевский Софийский собор красивее и роскошнее,
нежели Новгородский Софийский собор. Но, наверное, красота – не главное в храме.
Чтобы по-настоящему понять, какой из храмов тебе больше по душе, нужно побывать
в них: зайти внутрь, постоять перед алтарем, подумать, выйти прогуляться вокруг и
ощутить святость места. Надеюсь, что когда-нибудь я смогу там побывать.
Источники
• https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=121&ch_l2=11&chap=8&lng=ru
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Софийский_собор_(Новгород)
• http://saintsofiavnovg.ru/sofiyskiy-sobor/freski/
• https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnempravoslavnom-sobore-rossii.html
• http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/mozaiki_sofiyskogo_sobora.shtml
• https://architectureguru.ru/st-sophia-cathedral-in-kiev/
Михаил Булгаков | «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» | По следам героев «Белой гвардии»
Вернуться к По следам героев «Белой гвардии»
Адрес: Украина, г. Киев, Владимирская улица, 24
Многая лета. Многая лета.
Много-о-о-о-га-ая ле-е-е-т-а…вознесли девять басов знаменитого хора Толмашевского.
Мн-о-о-о-о-о-о-о-о-гая ле-е-е-е-е-е-та. .. —
разнесли хрустальные дисканты.
Многая… Многая… Многая…
рассыпаясь в сопрано, ввинтил в самый купол хор.
<…>
Многая лета!!! —
зазвенел, разнесся по всему собору хор… Толстый, багровый Толмашевский угасил восковую жидкую свечу и камертон засунул в карман. Хор, в коричневых до пят костюмах, с золотыми позументами, колыша белобрысыми, словно лысыми, головенками дискантов, качаясь кадыками, лошадиными головами басов, потек с темных, мрачных хор. Лавинами из всех пролетов, густея, давя друг друга, закипел в водоворотах, зашумел народ.
Из придела выплывали стихари, обвязанные, словно от зубной боли, головы с растерянными глазами, фиолетовые, игрушечные, картонные шапки. Отец Аркадий, настоятель кафедрального собора, маленький щуплый человек, водрузивший сверх серого клетчатого платка самоцветами искрящуюся митру, плыл, семеня ногами в потоке. Глаза у отца были отчаянные, тряслась бороденка.
— Крестный ход будет.
<…>
Через главный выход напором перло и выпихивало толпу, вертело, бросало, роняли шапки, гудели, крестились. Через второй боковой, где мгновенно выдавили два стекла, вылетел, серебряный с золотом, крестный, задавленный и ошалевший, ход с хором. Золотые пятна плыли в черном месиве, торчали камилавки и мирты, хоругви наклонно вылезали из стекол, выпрямлялись и плыли торчком.
Роман «Белая гвардия»
В одном из эпизодов романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» описывается проходившая в киевском соборе святой Софии служба, за которой последовал крестный ход. Собор Святой Софии (Софийский собор, Киево-Софийский собор) находится в центре Киева, он был построен в первой половине XI века, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.
До 1929 года Софийский собор был действующим храмом, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. В настоящее время собор является центром Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве. В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время службы в нем не проводятся. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.
В 1240 году после взятия Киева Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор был отремонтирован.
В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил собор, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении. В 1596 году Софийский собор перешел к Русской униатской церкви.В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нем мужской монастырь. В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных построек монастыря, сохранившихся до наших дней.
На рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен и перестроен в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он приобрел нынешний облик. Современная колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 годах по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского).
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проемами был окружен четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. С трех сторон он был окружен двухъярусной галереей, а снаружи — еще более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол.
Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры.В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.
Собор и его территория были местом погребения в течение XI—XX веков. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже — ряд митрополитов. В XI—XII веках здесь были устроены две княжеские усыпальницы — Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено пять княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей — Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).
Софийский соборПравославный храм в Киеве
Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)
Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в Киеве
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве. Интерьер XI в.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI век
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора, XI век
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря Софийского собора, XI век
у. е. RU. ан. Музей ул. СОФИЙСКИЙ СОБОР — Фрески — Граффити — другие детали Саркофаг Ярослава Мудрого Северный монастырь Башни Лофты — План первого этажа ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ XVIII ВЕКА Колокольня Семинария Кельи соборных старцев Митрополитская резиденция Трапезная Консистория Южная входная башня Заборовские ворота Первая Русская библиотека ФИЛИАЛЫ МУЗЕЯ Экскурсии Киев | В восточном конце внутренней и внешней северных галерей некогда были погребены великие князья киевские: Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах и другие. Но сегодня сохранился только саркофаг Ярослава Мудрого, который можно найти в часовне бывшей северной внутренней галереи, ныне бокового прохода. Саркофаг прямоугольной формы с крышкой, напоминающей односкатную односкатную крышу с закругленными акротериями по четырем углам; стены и крышка украшены резьбой в виде гроздей винограда и лозы, пальмовых листьев, кипарисов, рыб, птиц, крестов и других раннехристианских символических форм. Его вес составляет шесть метрических тонн. Он был сделан из прохонесского мрамора и, вероятно, привезен из Византии. В ходе исследований, проводившихся с 1936 по 1939 год, гроб был вскрыт для осмотра и ученые обнаружили скелеты мужчины и женщины, кости которых переплелись. Последний факт, а также полное отсутствие личных вещей или одежды свидетельствует о том, что саркофаг был ограблен (вероятно, в 1240 г.). мужской скелет почти наверняка принадлежал Ярославу Мудрому: у князя была хромота от рождения, а также раны в колене и голове. Женский скелет, вероятно, принадлежит жене Ярослава Ирине. Из черепа Ярослава известный советский антрополог М. Герасимов создал скульптурный портрет головы князя, который экспонируется в северной внешней галерее бывшего монастыря. Саркофаг Ярослава Мудрого — величайшее сокровище с точки зрения науки, истории и искусства. Ярослав Мудрый. Скульптурный портрет (реконструкция): Саркофаг Ярослава Мудрого: | | ||||
__ | |
Киевские святыни, мемориалы с мощным символическим значением под угрозой
(AP) — Киев, готовящийся к потенциально катастрофическому нападению России, является духовным сердцем Украины.
Среди объектов риска в украинской столице находятся самые священные православные святыни страны, которым почти 1000 лет, на заре христианства в регионе.
Эти места, наряду с другими знаковыми святынями Киева, имеют религиозное значение как для украинского православия, так и для русского православия. Они также служат мощными символами в споре о том, являются ли эти две группы частями одного народа, как заявил президент России Владимир Путин, или же это отдельные, но родственные славянские народы. 9ФАЙЛ 0008 — Печерский монастырь, также известный как Киево-Печерская Лавра, одно из самых святых мест восточных православных христиан, виден в Киеве, Украина, в среду, 10 октября 2007 г. Столица готовится к нападению со стороны России. в 2022 году духовное сердце Украины может оказаться под угрозой. (ЕФРЕМ ЛУКАЦКИЙ | AP Photo/Efrem Lukatsky, File)
Достопримечательности включают в себя златоглавый Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру, раскинувшуюся под землей и над землей комплекс, также известный как Пещерный монастырь. Другие включают многобашенный Михайловский Златоверхий монастырь и Андреевскую церковь.
Во вторник украинские официальные лица заявили, что российские войска повредили еще один памятник — главный украинский мемориал Холокоста Бабий Яр — что вызвало международное осуждение.
«Что будет дальше, если даже Бабий Яр (будет обстрелян)», — спросил в среду президент Украины Владимир Зеленский. «Какие еще «военные» объекты, «базы НАТО» угрожают России? Софийский собор, Лавра, Андреевская церковь?»
Нет никаких указаний на то, что русские намеренно нацелились на Бабий Яр. Также нет никаких подтверждений того, что русские планируют атаковать какие-либо священные места в Киеве. Но гражданские здания уже пострадали в других городах, а основные киевские святыни расположены на возвышенностях, что может сделать их особенно уязвимыми.
Показательный пример: Успенский собор в Харькове, втором по величине городе Украины, был поврежден в результате недавних нападений, по сообщениям, были разбиты витражи и повреждены другие украшения. Собор, находящийся под властью московской православной церкви, был самым высоким зданием Харькова до 21 века.
В Киеве риск еще выше.
«Мы говорим об очень старом городе», — сказал Джейкоб Лассин, научный сотрудник Меликянского центра исследований России, Евразии и Восточной Европы Аризонского государственного университета. «Центральная часть плотно упакована. Даже если вы пытаетесь поразить что-то одно, вы легко можете поразить что-то другое».
Символическое значение святилищ велико даже для людей, не разделяющих религиозную веру, которую они чтят.
«Мысль о том, что главный символ, стоявший в вашем городе 1000 лет, может оказаться под угрозой или быть уничтоженным, очень пугает», — сказал Лассен.
Символы важны не только для украинского народа, но и для Путина. Он оправдал вторжение безосновательными заявлениями о борьбе с «неонацизмом» в Украине — в стране с президентом-евреем.
Бабий Яр, овраг в Киеве, где в 1941 году, когда город находился под нацистской оккупацией, за 48 часов было убито более 33 000 евреев. Убийство было совершено войсками СС вместе с местными коллаборационистами. По данным Мемориального музея Холокоста США, это было одно из крупнейших массовых убийств в одном месте во время Второй мировой войны.
Линда Томас-Гринфилд, посол США в ООН, осуждает смертоносное оружие. (Источник: UNTV/CNN)
Это «одновременно проклятое и священное место», сказал генеральный директор Американского еврейского комитета Дэвид Харрис. Буквально в прошлом году Зеленский принял участие в церемонии открытия там мемориала.
Независимо от того, подвергнутся ли киевские православные святыни прямому нападению или им будет нанесен побочный ущерб, такие действия станут «полным опровержением» еще одного заявления Путина о защите православных украинцев, лояльных московскому патриарху, сказал Лассин.
«Согласно его собственной риторике, это было бы буквально уничтожением главной резиденции русского православия», — сказал Лассен.
Старейшие части святынь восходят к средневековому царству Киевской Руси, вскоре после ее принятия христианства при князе Владимире в 10 веке. Путин заявил, что королевство является общим предком сегодняшних России и Украины. Украинцы возражают, что их отдельная нация сейчас подвергается братоубийственной атаке со стороны своего славянского соседа.
Собор и близлежащий монастырский комплекс представляют собой «шедевр человеческого творческого гения как по своей архитектурной концепции, так и по своему замечательному убранству», — говорится в сводке ЮНЕСКО, в которой они перечислены как объекты всемирного наследия.
ЮНЕСКО в четверг призвала «защитить украинское культурное наследие» от нападений, в том числе его религиозные святыни и мемориалы Холокоста.
ПодписьСобор, построенный при князе Ярославе Мудром в XI веке, был построен по образцу храма Святой Софии в Константинополе, духовного и архитектурного центра средневекового православия. Киевский собор включает в себя мозаики и фрески возрастом 1000 лет, и, по данным ЮНЕСКО, он был образцом для более поздних церквей в регионе.
«Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, имеет непревзойденное многообразие среди византийских памятников того времени», — отмечает ЮНЕСКО.
По данным ЮНЕСКО, Печерский монастырь, включающий подземные кельи, гробницы святых и наземные церкви, построенные на протяжении почти девяти веков, оказал огромное влияние на распространение православия.
Оба комплекса находились под угрозой исчезновения и временами повреждались веками войн.
Собор Святой Софии, священный как для двух основных конкурирующих православных церквей Украины, так и для католиков, в настоящее время является музеем и обычно не используется для религиозных служб.
Две достопримечательности связаны с противоборствующими сторонами раскола в украинском православии.
Монастырский комплекс находится в ведении Украинской православной церкви, которая связана с православным патриархом Московским, хотя и имеет широкую автономию.