Как люди научились говорить, и как коммуницируют с миром и между собой другие живые существа
У каждого живого существа на планете есть свой язык общения. Это звуки, знаки, запахи, слова. Однако только человек может разговаривать. Эволюция развития человеческой речи началась полмиллиона лет назад и проходила поэтапно. Сначала это были жесты, потом присоединилась мимика и звуки, и только позже появились слова и письмо. Новорожденный ребенок не умеет говорить, но учится этому с нуля до 6 лет. Общаться умеет не только человек, но и другие обитатели планеты. Интересно, что на Земле люди общаются на разных языках. Этот феномен объясняют ученые и легенды.
Эволюционные этапы развития человеческой речи
Язык помогает человеку общаться с миром и отличает его от других живых существ. Однако возможность свободно говорить Homo sapiens получил не сразу. Формирование понятной человеческой речи происходило на эволюционных этапах.
Согласно историческим фактам, первобытные люди появились полмиллиона лет тому назад. Они жили в межледниковую эпоху и общались между собой с помощью определенных движений тела. Эксперты называют это комплексной кинетической речью или простым видом передачи информации. Со временем люди все больше развивались. Поэтому произошло разделение движений на трудовые и просто речевые. Так люди стали общаться с помощью жестов.
Древние люди говорили сначала жестами, потом звуками. / Фото:Яндекс.Дзен
Первая звуковая речь появилась в ледниковую эпоху более чем 100 тыс. лет назад. Вероятно, такой скачок произошел из-за разделения труда и попытки выжить в суровом климате. Появилась потребность давать более точные указания на явления и предметы. Поэтому первобытные люди, общаясь друг с другом, использовали не только жесты, но и звуковые обозначения. Жесты стали отходить на второй план, а звуковая речь стала более членораздельной и понятной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Против каких 5 букв выступал дуче Муссолини, или Как в фашистской Италии боролись за чистоту языка
Со временем появились смысловые членораздельные слова./ Фото:vuzon.ru
Со временем люди научились общаться, используя слова. Сначала присутствовала многозначность слов, но словарный запас становился все больше, а коммуникация проще. Отныне слова приобрели персональные смысловые значения. Письменность – это огромный скачок в развитии человеческой речи. Все, что человек говорил, мог теперь записать. Первые попытки что-то писать возникли в период активного развития звуковой речи. Позже письменные знаки стали отображением смысла речевых звуков.
От рождения до взрослой жизни
Речь имеет большое значение для полноценного умственного, физического и социального развития. Развитие речевых навыков происходит в жизни человека в несколько этапов. Важная роль отводится родителям и окружению ребенка. С помощью взрослых он знакомится и познает мир, учится говорить. Первый год для малыша считается самым важным для формирования речевых навыков.
Родители помогают ребенку научиться говорить. / Фото: superlogoped.com
1. Ребенок с рождения и до 2 месяцев может общаться с миром с помощью звуков и движений. Это может быть улыбка, крик.
2. С 3 до 6 месяцев малыш гулит, смеется. Потом издает звуки в виде плавных гласных. Далее произносит простые слоги, которые часто слышит. В полгода ребенок уже может произносить легкие слова, иногда не вкладывая в них смысла.
3. С 7 до 12 месяцев малыш понимает, что к нему обращаются взрослые, и пытается примитивно отвечать лепетом или отдельными простыми словами. Как правило, к году ребенок уже знает 15-20 несложных слов и активно использует их в своем лексиконе.
4. С 1 года до 2 лет ребенок активно увеличивает свой словарный запас с 20 до 200 слов. Разговаривая, применяет интонацию, мимику и жесты. Чаще всего это происходит больше осмысленно, используя небольшие предложения.
5. С 3 до 5 лет малыш активно познает мир, значительно расширяя свой словарный запас от 200 до 2 000 слов, а иногда и более. Сейчас он не просто использует только слова, но и строит предложения из них. Его речь более связная и продуманная. На этом этапе малыш запоминает стихи, пересказывает услышанное и увиденное. С 6 лет и дальше ребенок уже понятно говорит и свободно владеет языковыми навыками.
Развитие речи каждого ребенка индивидуально
Дети по-разному развиваются, и у каждого могут быть свои возрастные этапы развития речи. Эксперты подчеркивают, что взрослому человеку недостаточно научиться членораздельно разговаривать, чтобы иметь возможность общаться. Словарный запас нужно постоянно увеличивать, читая книги. Только так можно быть интересным собеседником и уметь грамотно говорить.
Особенности общения живых организмов и человека
Не стоит утверждать, что только человек способен коммуницировать. Конечно, человек – это высокоразвитое существо, и он умеет разговаривать, используя сложный комплекс слов, звуков и жестов. Ученые утверждают, что любое живое существо на планете, и даже сама Земля, вполне способны на общение. Но это выглядит иначе.
Общение планеты с обитателями происходит в ноосфере
Согласно предположениям ученых мира, Земля – это живое существо, которое умеет общаться со всеми своими обитателями, населяющими ее поверхность. Ноосфера – это душа Земли. Именно там скапливается вся информация за всю миллионную историю ее существования. Туда попадают все мысли и слова людей. Поэтому планета знает о каждом человеке на Земле. Так происходит общение.
Растения и деревья общаются с помощью своего физического тела
Растения не имеют органов и систем, подобных человеку. Их организм – это одно единое целое. Это значит, что они взаимодействуют и общаются с миром с помощью собственного физического тела. Ученые выдвигают предположения, что растения и деревья с их корневой системой можно представить как гигантскую сеть интернета. Именно через нее идет коммуникационная речь и общение растительности на Земле.
Животные, рыбы и птицы общаются при помощи звуков, запахов и телодвижений
Животные для общения используют движения, звуки и мимику. В ход идет язык телодвижений. Например, движение хвоста или ушей. Очень часто используются запахи. Эксперты подчеркивают, что главный язык общения животных – это целый ряд сигналов, которые они применяют для передачи информации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 7 всемирно известных литераторов, добившихся успеха без высшего образования: от Иосифа Бродского до Джека Лондона
Рыбы могут общаться с помощью телодвижений и характерных звуков. У птиц основу языка составляют разнообразные звуки.
Почему на планете Земля такое множество языков
Действительно странно, почему человечество говорит не на одном языке, а существует их многовариантное разделение. Хотя общее у всех что-то есть. Свои гипотезы предлагают не только ученые-лингвисты. Легенды, не одно поколение слагаемые в народе, тоже имеют свою версию.
Бог наказал вавилонцев за тщеславие, спутав их языки. / Фото:https://fb.ru
Библейская притча доступно объясняет, откуда столько языков на планете. Жители Вавилонского царства совсем забыли о Боге, они стали жить по своим законам. Когда их тщеславие достигло предела, то люди захотели построить башню, которая достала бы до небес. Так они могли быть наравне с Богом. Но Господь решил проучить людей и помешать грандиозному строительству. Он смешал языки, и люди перестали друг друга понимать. Жители Вавилона не понимали, что произошло, поэтому вынуждены были отложить строительство.
Ученые дают более простое объяснение. В многоязычии населения планеты виноваты географическая миграция и образование отдельных поселений. Люди объединялись в группы и общались только между собой. Поэтому язык внутри каждого такого поселения развивался по-своему. В последнее время интересуютсяКолледжем для избранных, абитуриентам которого нужно сдать самый трудный экзамен в мире. Вот уж здесь точно нужно правильно говорить и быть начитанным человеком.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Человек впервые заговорил 100 тысяч лет назад на территории Израиля
21 сентября 2010 10:27
Человек научился осмысленно и членораздельно говорить всего лишь около 100 тысяч лет назад, и произошло это на территории современного Израиля. До этого он 2 миллиона лет практически молчал.
Человек научился осмысленно и членораздельно говорить всего лишь около 100 тысяч лет назад, и произошло это на территории современного Израиля. До этого он 2 миллиона лет практически молчал.
Такую точку зрения высказал известный британский ученый — специалист по палеонтологии и эволюции человека, профессор Кембриджского университета Пол Мелларс.
В понедельник он выступил на проходящей здесь конференции британской Академии наук (Королевском Обществе), сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на радиостанцию BBC.
«Современная речь и язык являются не столь давнишним подарком, который был преподнесен человеку природой и ее способностью к саморазвитию», — заявил Мелларс.
Он сообщил, что вывод о появлении членораздельной и значимой речи около 100 тысяч лет назад сделан на основе анализа найденных археологами древнейших орудий труда.
«Все говорит о том, что именно в данную эпоху с человечеством произошли невероятные изменения, когда появился современный язык. Это нашло свое отражение в сложности орудий труда, их многообразии, что является проявлением образности мышления», — отметил ученый.
«В начале эволюции человека ничего подобного не существовало, орудия труда и методы общения были до предела примитивные и скупые на слова и их значение», считает Мелларс.
Им сделано также и другое открытие, согласно которому качественное изменение в жизни человечества произошло в географическом районе, где в настоящее время находится Израиль.
В результате, по мнению ученого, именно Израиль является колыбелью современного человечества, а населявшим его древнейшим племенам мы обязаны появлением современной речи и языка.
в мире новостиРанее по теме
Нецензурная брань сегодня менее популярна, чем в 90-е, но более крепка
Всё не так: генетики изменили представление об эволюции речи человека
Найден способ мотивировать ребёнка к изучению второго языка
Назван самый подходящий возраст для изучения иностранного языка
Барабаны амазонского племени бора повторяют речь своего народа
Младенцам не нужно умение разговаривать, чтобы рассуждать
Часто задаваемые вопросы: Изучение языка | Лингвистическое общество Америки
Как дети усваивают язык? Учат ли родители своих детей говорить?
Нет. Дети усваивают язык быстро, легко, без усилий и формального обучения. Это происходит автоматически, независимо от того, пытаются ли родители учить их или нет.
Хотя родители или другие опекуны не учат своих детей говорить, они играют важную роль, разговаривая со своими детьми. Дети, с которыми никогда не разговаривают, не овладеют языком. И язык должен использоваться для взаимодействия с ребенком; например, ребенок, который регулярно слышит язык по телевизору или радио, но больше нигде не научится говорить.
Дети осваивают язык в процессе взаимодействия не только со своими родителями и другими взрослыми, но и с другими детьми. Все нормальные дети, которые растут в нормальных семьях, в окружении разговоров, усваивают тот язык, который используется в их окружении. И ребенку так же легко овладеть двумя или более языками одновременно, если он регулярно общается с носителями этих языков.
Особая манера, в которой многие взрослые разговаривают с маленькими детьми, также помогает им овладеть языком. Исследования показывают, что «детская болтовня», которую взрослые обычно используют с младенцами и малышами, как правило, всегда немного опережает уровень собственного языкового развития ребенка, как бы увлекая ребенка за собой. Этот «детский лепет» имеет более простой словарный запас и структуру предложений, чем язык взрослых, преувеличенные интонации и звуки, а также много повторений и вопросов. Все эти особенности помогают ребенку разобраться в значениях, звуках и моделях предложений своего языка.
Когда дети учатся говорить?
Нет единого момента, когда ребенок учится говорить. К тому времени, когда ребенок впервые произносит одно осмысленное слово, он уже провел много месяцев, играя со звуками и интонациями языка и связывая слова со значениями. Дети осваивают язык поэтапно, и разные дети достигают разных стадий в разное время. Однако порядок, в котором достигаются эти стадии, практически всегда одинаков.
Первые звуки, которые издает ребенок, это плач. Затем, примерно в шестинедельном возрасте, ребенок начинает произносить гласные звуки, начиная с аа, иэ, и ох . Примерно в шесть месяцев ребенок начинает произносить цепочки пар согласных и гласных, например бу и да . На этом этапе ребенок играет со звуками речи и отделяет звуки, которые важны для образования слов на его или ее языке, от звуков, которые не являются таковыми. Многие родители слышат, как ребенок на этом этапе произносит комбинацию вроде «мама» или «папа», и взволнованно заявляют, что ребенок произнес свое первое слово, хотя ребенок, вероятно, не придавал этому «слову» никакого значения.
Где-то в возрасте одного-полутора лет ребенок начинает произносить отдельные слова со смыслом. Это всегда «содержательные» слова, такие как cookie, doggie, run, и см. , и никогда не «функциональные» слова, такие как и, и из . Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает складывать два слова вместе, чтобы составлять «предложения», например, , собачка, беги, . Чуть позже ребенок может составлять более длинные предложения, в которых отсутствуют служебные слова, например 9. 0017 большая собачка быстро беги . На данный момент все, что осталось добавить, — это служебные слова, некоторые другие формы предложений (например, страдательный залог) и более сложные звуковые комбинации (например, str ). К тому времени, когда ребенок пойдет в детский сад, он усвоит подавляющее большинство правил и звуков языка. После этого остается только комбинировать разные типы предложений по-новому и добавлять новые слова в свой словарный запас.
Почему моя дочь какое-то время правильно называла ноги, а потом снова называла их ногами?
На самом деле она вовсе не «ушла»; она ушла вперед. Когда она использовала слово футов в детстве, она просто имитировала то, что слышала. Но теперь она выучила правило образования множественного числа, заключающееся в добавлении звука s в конце слова. Так что она просто применяет свое новое правило ко всем существительным — даже к исключениям из правила, например, футов/футов . Вероятно, она будет делать то же самое, когда научится добавлять ed к глаголам, чтобы получить прошедшее время, говоря что-то вроде он встал пока она не узнает, что встал/встал является исключением из правил. В конце концов она со всем разберется, но пока будьте уверены, что это прогресс; это свидетельство того, что она выходит за рамки подражания и действительно изучает правила английского языка.
Как может ребенок, который даже не может завязать шнурки, освоить такую сложную систему, как английский язык?
Хотя «детская болтовня», которую родители используют с маленькими детьми, может помочь им овладеть языком, многие лингвисты считают, что это все еще не может объяснить, как младенцы и дети ясельного возраста могут так легко усваивать такую сложную систему.
Ребенку гораздо легче освоить язык в младенчестве и дошкольном возрасте, чем этому же ребенку будет учить, скажем, французский язык в колледже 18 лет спустя. Сейчас многие лингвисты говорят, что мозг новорожденного уже запрограммирован на изучение языка, и фактически, когда ребенок рождается, он или она уже инстинктивно многое знает о языке. Это означает, что для человека так же естественно говорить, как для птицы петь или для паука плести паутину. В этом смысле язык может быть подобен ходьбе: способность ходить является генетической, и дети развивают способность ходить независимо от того, пытается ли их кто-нибудь научить этому. Таким же образом дети развивают способность говорить независимо от того, пытается ли кто-нибудь их учить. По этой причине многие лингвисты считают, что языковые способности являются генетическими. Исследователи полагают, что может быть «критический период» (длящийся примерно от младенчества до полового созревания), в течение которого овладение языком не требует усилий. По мнению этих исследователей, изменения в структуре мозга происходят в период полового созревания, и после этого выучить новый язык гораздо сложнее.
Лингвисты очень заинтересованы в том, чтобы выяснить, что общего у всех примерно 5000 языков мира, потому что это может сказать нам, какие знания о языке на самом деле являются врожденными. Например, оказывается, что во всех языках используются гласные звуки aah, ee, и ooh — те же самые гласные звуки, которые ребенок произносит первым. Изучая языки со всего мира, лингвисты надеются выяснить, какие общие свойства есть у всех языков и не заложены ли эти свойства каким-то образом в человеческий мозг. Если это правда, что младенцы рождаются с большим объемом встроенных языковых знаний, это поможет объяснить, как очень маленький ребенок — без обучения и независимо от уровня интеллекта — может быстро и легко усвоить языковую систему настолько сложным, что никакое другое животное или машина никогда не освоили его.
Для получения дополнительной информации
Пекки, Джин Стиллвелл. 1994. Детский язык. Лондон: Routedge.
Пинкер, Стивен. 1994. Языковой инстинкт. Нью-Йорк: WWMorrow.
«Языковая игра». Программа вторая: овладение человеческим языком. Серия «Человеческий язык». Видеокассета. Нью-Йорк: Equinox Films, 1995.
Смит, Нил. 1989. Твиттер-машина: размышления о языке. Оксфорд: Блэквелл.
Часто задаваемые вопросы от: Betty Birner
Загрузите этот документ в формате pdf.
Хотите узнать больше по этой теме? Ознакомьтесь с Language in Children и другими книгами LSA здесь.
У нас есть вопросы: как люди научились говорить
Звук не окаменел. Язык тоже нет.
Даже когда системы письма развились, они представляли собой полноценные и функциональные языки. Вместо того, чтобы сохранять первые детские шаги к языку, они полностью сформированы, состоят из слов, предложений и грамматики, передаваемых от одного человека к другому звуками речи, как и любой из примерно 6000 языков, на которых говорят сегодня.
Итак, если вы верите, как и мы, лингвисты, в то, что язык является фундаментальным различием между людьми и другими разумными животными, как мы можем изучать его возникновение у наших предков?
К счастью, исследователи многое знают о языке — словах, предложениях и грамматике — и речи — голосовых звуках, которые доносят язык до ушей следующего человека — у живых людей. Таким образом, мы должны иметь возможность сравнивать язык с менее сложной коммуникацией животных.
Именно это мы и наши коллеги десятилетиями исследовали: как человекообразные обезьяны используют свой рот и горло для воспроизведения гласных звуков в речи? Разговорный язык у людей представляет собой замысловато переплетенную цепочку слогов с согласными, добавленными к основным гласным слогов, поэтому овладение гласными было ключом к возникновению речи. Мы считаем, что наши междисциплинарные открытия отодвигают дату этого решающего шага в эволюции языка на целых 27 миллионов лет.
Звуки речи
Скажи «но». Теперь скажите «пари», «летучая мышь», «купил», «загрузил».
Все слова начинаются и заканчиваются одинаково. Именно различия между гласными звуками делают их различимыми в речи.
Теперь опустите согласные и произнесите гласные. Вы можете услышать, что разные гласные имеют характерные звуковые качества. Вы также можете почувствовать, что они требуют различных характерных положений вашей челюсти, языка и губ.
Итак, конфигурация речевого тракта – резонирующей трубки горла и рта, от голосовых складок до губ – определяет звук. Это, в свою очередь, означает, что звук несет информацию о конфигурации голосового тракта, которая его создала. Эта взаимосвязь является основным пониманием науки о речи.
После более чем полувека исследований и разработки технологий как анатомического, так и акустического моделирования специалисты по речи могут в целом моделировать голосовой тракт и вычислять, какой звук он будет издавать, или работать в обратном направлении, анализируя звук, чтобы вычислить, какой голосовой тракт форма сделала это.
Итак, смоделируйте несколько голосовых путей приматов, запишите несколько криков, и вы примерно знаете, как развивался человеческий язык? Извините, не так быстро.
Современная анатомия человека уникальна
Если сравнить голосовой тракт человека с голосовыми путями других приматов, то есть большая разница. Возьмите бабуина в качестве примера.
От гортани и голосовых связок бабуина, которые находятся высоко и близко к линии подбородка, всего лишь короткий шаг вверх через полость, называемую глоткой, а затем длинный выход из горизонтальной ротовой полости.
Для сравнения, у взрослых мужчин он находится примерно так же далеко вверх по глотке, как и через губы. Кроме того, язык бабуина длинный и плоский, в то время как у человека короткий во рту, а затем изгибается в горло.Таким образом, в ходе эволюции гортань в человеческой линии переместилась ниже в горло, открывая гораздо большую глоточную полость, чем у других приматов.
Около 50 лет назад исследователи воспользовались этим наблюдением, чтобы сформулировать то, что они назвали теорией образования гласных по гортани. В ключевом исследовании исследователи разработали модель из гипсового слепка голосового тракта макаки. Они манипулировали ртом макаки под анестезией, чтобы увидеть, насколько может измениться форма голосового тракта, и ввели эти значения в свою модель. Затем, наконец, они рассчитали гласный звук, производимый определенными конфигурациями. Это было мощное и новаторское исследование, которое до сих пор копируют с технологическими обновлениями.
Так что же они нашли?
У них есть шва — тот гласный звук, который вы слышите в слове «но» — и несколько очень близких акустических соседей. Ничто, где несколько гласных были достаточно различимы, чтобы разделить слова в человеческом языке. Они объяснили это отсутствием человеческой низкой гортани и большой глоткой.
По мере развития теории утверждалось, что для создания полного набора человеческих гласных требуется голосовой тракт с примерно одинаковой длиной ротовой и глоточной полостей. Это произошло только с появлением анатомически современных людей, около 200 000 лет назад, и только взрослых среди современных людей, поскольку младенцы рождаются с высокой гортанью, которая с возрастом опускается.
Кажется, эта теория объясняет два явления. Во-первых, начиная с 1930-х годов в ходе нескольких (неудачных) экспериментов шимпанзе выращивались в домах людей, чтобы попытаться поощрить человеческое поведение, особенно язык и речь. Если гортанный спуск необходим для человеческих гласных, а гласные, в свою очередь, для языка, то шимпанзе никогда не будут говорить.
Во-вторых, археологические свидетельства «современного» человеческого поведения, такие как драгоценности, погребальный инвентарь, наскальные рисунки, сельское хозяйство и поселения, по-видимому, появились только после того, как появились анатомически современные люди с их потомками гортани. Идея заключалась в том, что язык обеспечивает более тесное сотрудничество, которое делает возможным такое поведение.
Переосмысление теории с новыми данными
Итак, если теория происхождения гортани утверждает, что дети, обезьяны и наши ранние человеческие предки не могли произносить контрастные гласные, а только шва, то чем объясняются, например, наблюдения Джейн Гудолл явно контрастных гласных качества вокализации шимпанзе?
Но такого рода свидетельства не были концом идеи спуска гортани. Чтобы ученые пришли к соглашению, особенно чтобы отказаться от давней и полезной теории, нам по праву требуются последовательные доказательства, а не просто анекдоты или слухи.
Один из нас (Л.-Ж. Боэ) потратил более двух десятилетий на сбор аргументов против теории опущения гортани. Работа многопрофильной команды включала артикуляционное и акустическое моделирование, исследования детского языка, палеонтологию, приматологию и многое другое.
Одним из ключевых шагов было наше изучение «гласного пространства» павиана. Мы записали более 1300 криков бабуинов и проанализировали акустику их частей, похожих на гласные. Результаты показали, что качество гласных в некоторых криках было эквивалентно известным человеческим гласным.
В нашем последнем обзоре изложен весь случай, и мы полагаем, что он, наконец, освобождает исследователей в области речи, лингвистики, приматологии и эволюции человека от теории происхождения гортани, которая была большим достижением в свое время, но оказалась ошибочной и изжил себя.
Речь и язык у животных?
Человеческому языку требуется словарь, который может быть конкретным («мой левый ноготь»), абстрактным («любовь», «справедливость»), где-то еще («борода Линкольна»), даже воображаемым («борода Гэндальфа»), все это можно при необходимости вставлять в предложения с внутренней иерархической грамматикой. Например, «черная собака» и «трехцветный кот» сохраняют тот же порядок, независимо от того, «X преследовал Y» или «Y преследовался X», где значение остается тем же, но организация предложения меняется на противоположную.
Полноценный язык есть только у людей, и ведутся оживленные споры о том, были ли какие-либо ключевые элементы языка у приматов, других животных или наших ныне вымерших предков. Согласно одному популярному сценарию, способность создавать грамматические иерархии возникла вместе с событием видообразования, приведшим к появлению современных людей, около 200 000 лет назад.
Речь, с другой стороны, состоит из звуков, которые используются для передачи языка по воздуху от одного человека к другому. Для этого требуются достаточно контрастные звуки, чтобы слова оставались различимыми. Во всех разговорных языках используются контрасты как гласных, так и согласных, организованные в слоги с гласными в основе.
Обезьяны и обезьяны могут «разговаривать» в том смысле, что они могут воспроизводить контрастные гласные. В этом узком, но конкретном смысле заря речи наступила не 200 000 лет назад, а примерно 27 миллионов лет назад, до появления нашего последнего общего предка с обезьянами Старого Света, такими как бабуины и макаки.