Почему во времена крещения Руси язычников обращали в христианскую веру насильно? / Православие.Ru
Вопрос:
Батюшка, меня смущает вопрос, почему во времена крещения Руси язычников обращали в христианскую веру насильно, проливая кровь и убивая людей или после взятия Казани татар так же крестили через кровь и смерть, а не словом через проповедь, как апостолы, призывая ко спасению.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Мнение это родилось недавно и принадлежит оно не профессиональным историкам, а публицистам, которые не нашли путь ко спасительному Православию. Они, вопреки исторической истине идеализируют русское язычество, чтобы сделать вывод, что христианство искусственно «привито» русскому народу. Эти построения находятся в полном противоречии с работами наших историков классического периода, отличавшихся высокой исследовательской культурой. В капитальном труде архиепископа Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви» имеется параграф «Причины мирного и скорого распространения христианства в России». Преосвященный Филарет видит три причины: а) кроткий, неиспорченный язычеством, дух русского народа; б) Русь целое столетие приготовлялась к христианству; в) апостольский дух миссионеров восточной Церкви (М., 2001, с. 41-43). О ненасильственном обращении русских говорят и другие историки. Так, далеко не консервативный ученый С.Ф. Платонов писал: «По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест» (Полный курс лекций по Руссой истории, СПб., 1999, с. 85). Под «немногими местами» Платонов прежде всего имеет ввиду Новгород. Противники крещения Руси любят приводить фразу «Путята крестил мечём, а Добрыня огнем». Она взята из так наз. Иоакимовской летописи, подлинность которой никто не доказал. Н.М.Карамзин писал: «Из всех сказаний мнимого Иоакима [т.е. Иоакимовой летописи] самое любопытнейшее есть о введении христианской Веры в Новгороде; жаль, что и оно выдумка» Полн. собр. соч.,М.,1998, т.1, с.428). А.В.Карташов называет ее «апокрифом». Что думают о ней современные исследователи? О.
Столь же предвзято утверждение о том, что татар «крестили через кровь и смерть». Казань была взята 2 октября 1552 г. Никоновская летопись рассказывает, что через несколько месяцев после этого последний казанский царь Едигерь-Магмет пожелел креститься и направил к митрополиту Макарию человека бить челом. Святитель послал спросить: «да не от нужды ли хощет истиньствовать закону христианьску; а он же с клятвою извещался, что с любовью желает истине веровать во Христа» (Полн. собр. русс. летописей, т. XIII, М., 2000, с. 527). Как видим, даже татарского царя, несмотря на всю значимость этого события, митрополит не хотел крестить в нарушение церковных канонов.
В 1555 г. первым архиепископом Казанским стал Гурий (Руготин). Глава миссионеров в Казанском крае был человеком святой жизни. Имея высокое благочестие, по характеру он был мягким и скромным. Царь Иоанн Васильевич составил для первосвятителя Казанского «Память» в которой вменял в обязанность приводить татар к вере с любовью и не против воли (Акты архиогр. экспед. 1, № 241; цит. по архип. Филарету…с. 338).
Край был неспокойным. Иногда поднимались мятежи. Некоторые воеводы при подавлении их пытались крестить силой, но эти отдельные печальные события присекались.
23 декабря 2003 г.
Крещение Руси. Как Русь стала православной? ~ Стихи и проза (Публицистика)
Юрий Мельник 27. 09.2015 18:41:59
Отзыв: положительный
Приятно познакомиться с Вами, милая Виалетта Баша, как я понимаю из Москвы.
Думал, что на этом сайте не найду собеседников, с которыми интересно было бы поговорить, просто иногда скидываю свои материалы с других сайтов, почти сюда не захожу, именно по причине того, что не вижу интересных собеседников для душевной беседы за чашкой чая, что я люблю очень.
Похоже, Вы такой человек.
Ну, на этот материал попал по ссылке с Вашего форума: «Личность в истории».
Представлюсь: харьковский писатель и христианский проповедник Мельник Юрий Адамович.
По образованию детский врач, хирург, ортопед-травматолог, 15 лет проработал по специальности в стационаре (НИИ отопедии Харькова, взрослые и детские поликлиники Харькова), но в сентябре 2002 года ушёл из медицины (простым грузчиком зарабатывал много лет в 10 раз больше, чем была тогда ставка врача, а взяток с родителей маленьких пациентов вымагать совесть не позволяла), надо было поднять на ноги 2 детей, да чтобы детвора хоть на море поездила в Крым летом на оздоровление.
Сейчас, правда зарплата маленькая, но дети выросли, мне больше не нужно.
Случайно обнаружил в себе свидетельство веры в Бога, по моим молитвам частенько люди исцеляются даже от неизлечимых медициной болезней, бесов из одержимых ими людьми и в реальной жизни, и в нете словом (слово — проводник духа) изгоняю, на раз, чем навожу ужас на все сайты, куда захожу.
Ну, частенько сталкиваюсь с одержимыми ими людьми в соцсетях, хотя никогда грубо не оскррбляю собеседника, с женщинами всегда на «Вы», но отчитка христианская — зрелище не для слабонервных, иза-огромной горы грязных оскорблений в мой адрес от одержимыми бесами людей, так бесы из них вылетают.
затем со мной на чужих блогах, то их просто «сдувает, как ветром».
Получилось, что врач я теперь вне медицины, как и писатель вне писательских союзов.
В Украине моей родной книги никому не нужны мои (лишь более 20 лет назад газета «Вечерний Харьков» опубликовала мою, Рождественскую сказку «Свет Добра» в восьми номерах на святках от католического Рождества до православного Крещения, да большой цикл моих «Душевных бесед», да маленький рассказ был опубликован в литературном журнале и ещё одной газете), но как только мои книги выходят за пределы Неньки, то сразу вызывают некоторый ажиотаж.
Ну, это понятно, по причине того, что, по словам Христа: «Не бывает пророк без чести, как только в доме своём, и в Отечестве своём, и у сродников своих». А я так, чуть-чуть, самую малость, пророк.
Пишу для души, никогда не возьму ни копейки авторских гонораров, разрешаю всем, кто хочет издавать мои книги без выплаты мне авторских гонораров, и согласования этого вопроса со мной, поэтому сейчас вся Америка, да и Германия читает уже изданные мои книги, о чём, правда, узнаю из вторых рук. Может, и не только они.
Сам заниматься изданием своих книг не желаю, поэтому, когда жители Калуги Марк и Эсфирь Ройтбурд прислали в Харьков собранные в США от простых христиан около 10000 долларов на издание двух частей моей сказки «Свет Добра», прити за ними в назначённый день отказался (30 октября прошлого года) к руководителю их Миссии в Харькове «Евреи за Иисуса» Михаилу Анатольвичу, и был рад, когда уже на следующий день эти деньги пропали.
Ну, не издатель я, а писатель, деньги эти люди собрали на издание моих книг в российской Калуге, но «Евреи за Иисуса» перепугались моих битв с хабадом в нете, и отказались издавать их.
Дело писателей писать книги, а издателей — издавать.
Одному Богу, известно, то ли Михаил Анатольвич их свиснул, эмигрировав на них в Израиль, уже, на следующий день, то ли, действительно, по его рассказу, хабадовцы, действительно, ворвались в его харьковскую квартиру, и, под дулом пистолета заставили его отдать деньги на издание моих книг им. Верится в это, с трудом.
Ну, с хабадом у меня такие битвы словом в нете, что весь нет от них в ужасе, одних яндексовских ящиков у меня хабад сломал три штуки хаккерской атакой, захватив 5 профилей на различных сайтах, поэтому, может Михаил и не врёт.
Слабоват хабад в битве словом со мной, поэтому, пользуется всякими хаккерскими подлостями.
Чего хабад так психует? Я по бабушке Еве еврей (остальные предки — украинцы), а они очень психуют, когда евреи христианство проповедуют.
Вы, милая Виалетта, подробно о себе рассказали, ну, и я в долгу не остался.
Да, в России уже почти 13 лет моя сказка Рождественская «Свет Добра» читается на православных сайтах, с тех пор, как редактор газеты «Православная Харьковщина» Инна Новикова послала её в Москву, священникам Церкви Петра и Павла.
Те сразу прислали восхищенный отзыв на неё, и разместили в нете под эгидой своего Православного Центра «Омега» (см. интернет: «Юрий Мельник Свет Добра» — поиск).
Ну, хватит о себе.
По поводу Вашего материала, он очень хорош, но есть две неточности.
Историю с варягом и его сыном — христианами Вы изложили не верно.
Вы пишете, что чуть ли язычники убили варяга с сыном за оскорбления, а это — не так было.
Летописи (почитайте Соловьёва, где он приводит подробно эту историю), говорят о том, что на сына варяга выпал слепой жребий быть принесенным в жертву кровожадному обряду принесения в жертву Перуну невинных парней и девушек, на которых падал слепой жребий.
Родитель не пожелал отдавать сына на этот сатанинский языческий обряд, выступив с жёстким обличением этой жестокости язычества, сказав нашим языческим предкам, что они поклоняются не живому Богу, а куску дерева, принося ему в жертву невинных детей.
Это вызвало гнев язычников, и они убили, и варяга- христианина, и его сына.
Поэтому, милая Виаллета, не надо представлять тёмное язячество наших предков «белым и пушистым», в сущности своей, язычество с человеческими жертвоприношениями невинных парней и девушек — это сатанизм чистой воды.
Но Владимир Мономах крестил тот же Киев без насилия.
«Кто друг князю, тот идёт креститься в Днепр!»
Все хотели быть другом Князю Всея Руси, поэтому, все пошли креститься.
Рассказ о приезде невесты из Византии к Владимиру верен, но Вы упустили одну важную деталь. Даже после приезда её к Владимиру, Владимир не желал сам креститься.
И вот, он начал стремительно слепнуть, так что чуть почти совсем не ослеп, никакие лекари, ни из местных, ни приезжии ничем помочь не могли.
Вот тут-то приехавшая из Византии невеста Владимира и сказала ему, чтобы он срочно принял сам крещение в Православную Христианскую веру, и Бог исцелит его,- вернёт ему зрение.
Владимир принял крещение, и очень быстро зрение его полностью восстановилось.
Ну, как после этого чудесного исцеления от Бога, было не стать Владимиру Святым?
Решительно не возможно не стать Святым человеком.
Он поразительно изменился по характеру, из жестокого и подлого человека, которых мог подлостью убить родного брата в борьбе за власть, он стал очень мягким и добрым, милосердным и скромным человеком:
— запретил смертную казнь на Руси за любое преступление, к чему лишь спустя 1000 лет пришла «просвещённая» Европа, а некоторые штаты США до сих пор не «дорасли» до этого духовного уровня невозможности убить человека в тюрьме, который уже обезопасен, пленён, и не представляет опастности для людей,
— щедро раздавал милостыню нищим из своих личных средств,
— строил школы,
— любил ходить в простой, скромной одежде, и,с большой неохотой надевал пышные царские одежды Князя Всея Руси, лишь на официальные приемы,
— любил питаться простой пищей, много постился и молился, отмаливая у Бога грехи, которые допустил в тёмной языческой жизни.
Ну, вот то,что я хотел сказать по теме Вашего материала, милая Виолетта.
С уважением, пожеланием всего самого доброго, с теплом души, Мельник Юрий Адамович из Харькова.
Украина отмечает 1030-летие крещения Киевской Руси
3 августа 2018 г.
Новости
Администрацией Президента Украины |
Администрация Президента Украины
Президент Петр Порошенко и Первая леди Марина Порошенко маршируют с Патриархом Филаретом (слева), Предстоятелем Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, и Митрополитом Украинской Автокефальной Православной Церкви Макарием (справа), посланником Вселенского Патриарха Варфоломея , во время празднования 1030-летия обращения Киевской Руси в христианство в 9 г.88.
КИЕВ – Президент Петр Порошенко и его супруга Марина Порошенко приняли участие в массовом крестном ходе, посвященном 1030-летию христианизации Украины-Руси. В марше приняли участие около 100 000 человек.
Верующие Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата во главе с Патриархом Филаретом и Украинской Автокефальной Православной Церкви во главе с Митрополитом Макарием проследовали в сквер у памятника Святителю Владимиру, великому князю Киевской Руси, который приказал массовое крещение киевлян в 988.
Президент Порошенко подчеркнул, что миллионы украинцев с нетерпением ждут скорейшего признания автокефалии Православной церкви в Украине.
№«Томос об автокефалии завершит укрепление независимости нашего государства, укрепит свободу вероисповедания, межконфессиональный мир. Это укрепит права и свободы граждан… Особенно тех, кто сейчас вне связи с вселенским православием», — подчеркнул глава государства.
Представитель Вселенского патриарха Варфоломея, митрополит Французский Эммануил, подчеркнул, что Вселенский патриарх «не оставит своих украинских сыновей беззащитными и брошенными».
«Вселенский патриарх не может оставаться слепым и глухим к призывам, которые повторяются уже более четверти века», — сказал митрополит Эммануил. «Сыны Украинской Церкви и ее лидеры имеют право на свое место среди Церквей», — добавил он.
«Матерь-Церковь уже приняла решение 20 апреля этого года. А именно начать процедуру достижения конечной цели: предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви», — отметил представитель патриарха Варфоломея. Он отметил, что это стало возможным после обращения украинских властей к президенту Украины, «правопреемнику политической структуры Киевской Руси».
«Мы уверены, что Вселенский Патриархат на вашей стороне. Вы не будете сиротами, потому что Мать-Церковь найдет способ стать причастной к вашему прогрессу, вашему успеху, вашему возрастанию в вере Христовой», — сказал митрополит Эммануил.
Митрополит подчеркнул, что Вселенский Патриархат «не допустит, чтобы ненавидящие правду творили свою бесовщину здесь, в Украине».
Президент Порошенко отметил, что с первых дней своего президентства поставил цель добиваться создания автокефальной Украинской Православной Церкви и признания этой Церкви Вселенским Патриархом. «Автокефалия — это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Это вопрос всей мировой геополитики. Армия защищает нашу землю. Язык защищает наши сердца. Вера защищает нашу душу», — заявил он.
Источник: Администрация Президента Украины
Послание к 1030-летию Крещения Руси : Православная Канада
Эта запись была размещена в пятницу, 27 июля 2018 г., в разделе «Проповеди и послания».
Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, духовенству, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси
Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года (Журнал № 42).
Благословен Господь Иисус Христос
Возлюбивший новых людей, землю Русскую
и просветивший ее святым крещением
(Повесть временных лет)
Возлюбленные о Господе именитые архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры:
В. М. Васнецов. Крещение Руси. Фреска Владимирского собора в Киеве. 1895-1896
Сегодня полнота нашей Церкви чтит память святого великого равноапостольного князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад, благодаря этому избранному, могучему духом мужу, произошло переломное событие в происходила история славянских народов. Действием Всеблагого Святого Духа Князь освободился от языческих заблуждений, принял верою Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв с братьями по оружию святое Крещение, принес спасительный свет Евангелие на Русь.
Почему мы называем Крещение Руси водоразделом в истории наших народов? Мы делаем это потому, что оно навсегда изменило всю славянскую цивилизацию и предопределило дальнейший ход ее развития. Это был действительно решительный поворот от тьмы к свету, от блуждания во мраке ложных представлений к обретению богооткровенной истины и спасения.
Щедрый Господь Человеколюбец даровал нам непревзойденную милость и великое счастье – возможность принадлежать Православной Церкви, составить Единое Тело Христово и причаститься неисчерпаемому «водному источнику, текущему в жизнь вечную». (Ин 4:14). Таким образом, мы «уже не пришельцы и не пришельцы, но… сограждане святым и свои Богу, утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:19).-20).
Мы очень мало знаем о жизни Руси до Крещения. Доступные нам исторические сведения сохранили довольно противоречивый образ наших предков как людей, с одной стороны, жестоких и коварных, а с другой стороны, храбрых и великодушных. Соблюдая законы кровной мести, славяне в то же время были людьми щедрого гостеприимства и великодушия. Однако во время военных походов миролюбивый славянин превращался в грозного и беспощадного воина: его ярость переходила все границы и ради богатой добычи он не останавливался ни перед чем.
Славянский мир как бы стоял на перекрестке добра и зла, проявляя то благородные качества души, то страшную бездну тьмы. Нужен был решительный и твердый шаг, чтобы сделать судьбоносный выбор. И этот выбор сделал святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, насажденная великим князем в жизнь наших предков, преобразила наш народ, воспитав в нем дух бескорыстия и кротости, самопожертвования и терпения.
На протяжении столетий после крещения в благодатных водах Днепра Русь стремилась строить свою жизнь на фундаменте высоких христианских идеалов и верности Евангелию, основывать свою жизнь на том, что философ Иван Ильин называл «целованием Крест», то есть на пламенную любовь Господа и трепет перед Его Искупительной Жертвой. Несмотря на все перипетии нашей истории, несмотря на все ошибки, отклонения и даже падения, наш народ всегда ставил превыше всего служение и стояние в Божественной истине.
Приобщение к православной духовности также стало мощным толчком для развития уникальной восточнославянской культуры. Выбор князем Владимиром религии был также выбором мировоззрения, христианского образа жизни и стиля культуры. Это был выбор пути, по которому встанет цивилизация. Так что теперь мы не можем представить нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Проникнутые христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения искусства уводят нас в богатый духовный мир православной веры, побуждая к размышлению над вечными вопросами человеческой жизни и ее предназначения.
Однако не только принадлежность к православной культуре по рождению делает нас христианами. Быть православным не значит отдавать дань традиции, основанной на «любви к могилам предков» и отечественной истории. Быть православным христианином — это, прежде всего, делать сознательный выбор своего жизненного пути, значит неустанно искать Христа и Его истины. Подобно равноапостольному князю Владимиру, который, «совлекши ветхого человека с делами его <…> и облекшись в нового человека» (Кол. 3:9).-10), отдал свое сердце Господу Иисусу навеки, и мы, помня, «какого мы духа» (Лк. 9:55), призваны быть «исполнителями слова, а не слышателями только» (Иак. 1). :22), и полностью осознавать, что наша «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3).
Искать истину Христову и стоять за нее – вот главная заповедь, данная святым князем Владимиром народам Святой Руси, наследникам Днепровской купели. Вся наша общая история и культура, многовековая духовная и церковная традиция наших народов были связаны с поисками этой истины. Это лежит в основе нашей жизни и самосознания; она объединяет всех нас и дает силы идти по пути нашего исторического развития, преодолевая любые невзгоды, печали и ненависть.
И вот уже на братской Украине – стране, где находится священная Днепровская купель, в которой крестили народы Руси, стихии мира сего восстают против Церкви Святого Князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой церкви. Там священнослужители и миряне подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Однако мы верим, что никакое давление извне не способно разрушить священные узы Христовой любви, объединяющие нас в одно Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет нам перенести все испытания и сохранить чистоту православной веры и верность канонической истине.
Едиными устами и единым сердцем прославляя Творца за Его неизреченную милость к нам, сподобимся обильной любви Божией и великого духовного дара, который равноапостольный князь Владимир дал своему народу.