Белокаменный кремль Дмитрия Донского
К.и.н., Е.Н. Наседкин, Главный научный сотрудник Музея-заповедника «Горки Ленинские»
Часть I.
Предыстория: возникновение и упадок каменного дела на Руси.
Вблизи современных границ музея-заповедника «Горки-Ленинские»[1] на берегах реки Пахра находились старинные каменоломни. Остатки некоторых из них сохранились и по сей день. Рядом с Пахрой со Средневековья добывали белый камень – важный строительный материал прошлого. Последние археологические открытия 2013 – 2014 гг. выявили поселения, в которых, по всей видимости, в XIV – XVI вв. могли жить крестьяне, в обязанность которых входила ломка камня.
Белый камень длительное время являлся одним из важнейших строительных материалов древности. Особенно важна его роль была в XIV – XV вв., когда княжества Центральной России стали освобождаться из-под власти Золотой Орды, стало набирать вес молодое Московское княжество.
Несмотря на наличие ряда научных и научно-популярных работ, касающихся разных аспектов белокаменного дела, история этой отрасли является далеко не исследованной и малоизвестной для широкого круга интересующихся[2]. Значимость каменного зодчества в российском историческом процессе, проблемы, связанные с добычей подходящего для возведения каменных церквей, палат и крепостей материала остаются слабо отраженной в экспозициях музеев и ускользают от внимания широкой аудитории.
В данном очерке хотелось бы остановиться на истории создания белокаменного кремля Дмитрия Донского, как на одном из значимых этапов начала возрождения каменного строительства.
I.
Возникновение каменного строительства в России.
Архитектура и инженерное искусство во все исторические эпохи были определенным «маркером» уровня развития общества и цивилизации.
На территории современной России каменное зодчество при всем дефиците стройматериалов началось развиваться со складыванием Древнерусского протогосударства в X в.Практически сразу же после принятия христианства началось строительство Десятинной церкви в Киеве. Навыки каменного дела, также как христианство, пришли на Русь с Византии. В южнорусских землях развивалось по линии использования длинного кирпича – плинфы. В северных Новгородских землях использовалась смешанная техника: легко доступный в этих местах «белый камень», т.е. известняк, сочетался с применением плинфы. Например, стены Новгородской Софии были выполнены из белого камня, а своды из кирпича.
Белый камень был выбран в качестве основного строительного материала в Галицкой и Владимиро-Суздальской Руси в середине XII в.. Точное место добычи белого камня для храмов Владимира, Суздаля и Боголюбова остается неизвестным. А.М. Викторов и Л.И. Звягинцев предполагали, что белый камень доставлялся с берегов подмосковной реки Пахра.
Также до конца не ясно, почему был выбран именно белый камень для строительства. С.В. Заграевским было выдвинуто предположение, что владимиро-суздальских князей подтолкнула к такому выбору стройматериала западно-европейская мода того времени возводить монументальные постройки, олицетворявшие мощь и авторитет правителя, из камня[4]. Действительно, в облике храмов Суздальской земли отчетливо читается влияние романской архитектуры.
В науке, существует мнение, что для возведения и украшения храмов могли приглашаться европейские мастера[5].Однако тезиса об участии иностранных мастеров в строительстве храмов явно не достаточно для того, чтобы безусловно утверждать, что камень был выбран из соображения моды, конкретные обстоятельства выбора князьями стройматериала могли быть иными. В отсутствии письменных источников данная тема останется полем выдвижения гипотез.
Рис. 1. Романский стиль. Шпейрский собор XI в. Германия.
Рис. 2. Владимир. Успенский собор XII в.
Рис. 3. Карта залегания белого камня (печатается по: Викторов А.М. и Звягинцев Л.И. Белый камень. М., 1981. С. 16).
Упадок каменного дела. Монголо-татарское нашествие.
В 1237—1240 гг. произошло монголо-татарское нашествие на Русь. Вскоре после него прекратилось каменное строительство – это было следствием неисчислимого разорения и упадка, постигшего Русь в результате нашествия. Из 74 изученных археологами домонгольских древнерусских городов 49 было разорено войсками Батыя, в 14 из них жизнь вообще прекратилась, 15 превратились в поселения сельского типа. Русь была обескровлена, немало людей погибло, многие квалифицированные ремесленники были угнаны в Орду, это привело к тому, что ряд ремесел прекратил свое существование – в частности, исчезло каменное дело.
Кроме того, у князей исчезли средства на монументальное строительство. Разоренная нашествием страна должна была выплачивать огромную дань, которая называлась «ордынский выход». Размер «выхода» составлял десятую часть имущества. Люди, которые были не в состоянии уплатить дань, обращались в рабство.
Тяжелое экономическое положение и народные бедствия усугубляла политическая нестабильность. Русские князья оказались в подчиненном положении у хана Золотой Орды. Для того, чтобы править своим княжеством, князь должен был иметь разрешение от хана, ему требовалось съездить в столицу Орды Сарай и получить «ярлык» (грамоту), дающий право на княжение. Подобные поездки были делом опасным и непростым. Особенно важным и труднодостижимым был ярлык на Великое Владимирское княжение.
Великий князь владимирский считался главным над русскими князьями – эта старая традиция сохранилась с домонгольских времен. Князь, который обладал ярлыком на великое княжение, получал право на владение городом Владимир и окружающими территориями. И самое важное, что с этого момента он начинал пользоваться почетным старшинством среди русских князей. Великий князь владимирский мог созывать князей на съезды для решения вопросов, касавшихся всех территорий. На таких съездах могли обсуждаться, например, вопросы, как следует выполнять приказы хана.
Определяя, кому править, хан выступал в качестве верховного судьи в спорах между князьями. Решения хана должны были исполняться беспрекословно. Такое положение дел, позволяло хану манипулировать в непрекращающихся спорах князей за власть и, тем самым, не давать ни одному из русских князей набрать силу и объединить вокруг себя других.
Таким образом, система ярлыков только усилила княжеские междоусобицы и распри.
Рис. 4 Сражение русских с татарами. Миниатюра. Лицевой летописный свод. XVI в.
Рис. 5. Взятие татарами Владимира. Миниатюра. Лицевой летописный свод.
III
Возникновения новых центров русских земель. Борьба Москвы и Твери.
В результате монголо-татарского нашествия к концу XIII в. старые центры, такие, как Ростов и Суздаль, постепенно приходили в упадок, население уходило от татарской опасности из ранее обжитых районов в лесную глухомань. По мнению исследователей, благодаря миграции населения земли Тверского и Московского княжеств оказались сравнительно густо населенными, отчего князья могли располагать ресурсами для развития и содержать значительное войско.
В экономическом плане особенно быстро поначалу развивалась Тверь. Ее усиление сразу же обозначилось появлением в 1285 г.
Подобных достижений у Московского княжества на тот момент не было, но о появлявшейся силе этого центра в конце XIII – начале XIV вв. говорит значительное расширение территории Московского княжества. В начале правления первого московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского (начало 70-х гг. XIII в. — 1303 г.) южная граница княжества находилась чуть дальше реки Пахра. За время княжения он отвоевал у соседних князей и присоединил Коломну и Можайск, которые были сравнительно крупными по тому времени городами. Благодаря этому он раздвинул границы своего княжества на Юг и на Запад от Москвы.
Приемники смогли удержать приобретения Даниила и его сын, князь Иван Калита в 1328 г. в своей духовной грамоте уделил особое внимание своим владениям вокруг Коломны, подробно их перечислив[6]. Из территорий близлежащих к нынешним Горкам Ленинским и низовьям реки Пахра, в духовной упомянуто село Остров, находилось потом до XVIII в.
в личном владении великих князей и царей.Духовные князей отразили не только рост территорий, но появление новых городов к середине XIV в. В завещании Ивана Калиты на территории Московского княжества упомянуты лишь три города – Москва, Коломна и Можайск. А в духовной его внука Дмитрия Донского Радонежское, бывшее при Иване Калите селом, стало городом Радонеж, село Рузское городком Рузой, село Серпуховское – «градом» Серпухов[7].
Появление новых городских центров было, безусловно, одним из признаков улучшению благосостояния Московского княжества. Экономическому росту способствовала активная политика московских князей в борьбе за главенство с главными конкурентами – тверскими князьями. Эта конкуренция привела к длительному и ожесточенному противостоянию в конце XIII – начале XIV в. за расширение влияние и получение великокняжеского ярлыка.
Князья сражались в поле, интриговали при дворе хана, и ярлык переходил из рук в руки, пока не закрепился надолго в руках московского князя Ивана Калиты. Он очень удачно поучаствовал в подавление бунта против татар, произошедшего в Твери в 1327 г. и получил на долго великокняжеский ярлык в свои руки. Надо отметить, что к этому времени дань татарам уже собирали не специальные сборщики «баскаки», приезжавшие из Орды, а сами русские князья. Такое положение дел позволяло князю, получившему статус Великого владимирского, собирать дань для татар со всей России того времени – можно предположить, что некоторую часть князья могли оставлять себе.
Находясь великокняжеском столе, московские князья силой добивались исправной выплаты ордынского выхода, выполняли различные другие требования хана, подносили щедрые подарки хану и его представителям. Подобным образом они добились лояльного отношения к ним со стороны ханов, а, следовательно, прекращения ордынских карательных походов на земли Северо-Восточной Руси. В отсутствии набегов, в состоянии достаточно длительного мира началось оживление хозяйственной жизни.
***
Экономический рост Московского княжества отразился на градостроительной политике. О достижении определенной степени благосостояния говорят и обширные работы по укреплению и украшению Москвы, развернутые Иваном Калитой и его сыновьями. Иваном Калитой была поставлена новая крепость из больших дубовых бревен (1339 г.), остатки которой были обнаружены археологами в XIX в.
При Калите, в Москве начинается белокаменное строительство. Первым был возведен каменный Успенским собором. Он был заложен митрополитом Петром и Иваном Калитой в 1326 г. на главной площади Кремля. Вслед за ним были построены каменные храмы Ивана Лествичника и Архангела Михаила.
В эти же годы, в конце своего правления, на Иван Калита основал Спасский монастырь, в котором была возведена каменная церковь Св. Спаса. При Семене Ивановиче (сыне Калиты) все эти храмы были расписаны иконописцами, среди которых были русские и греческие мастера. Для этих храмов отлиты колокола. Эти храмы были сравнительно небольшими по своему размеру: на их строительство уходил всего один строительный сезон. Однако сам факт их возведения говорит о том, что у московского князя появились определенные средства, которые можно было потратить подобным образом.
Белокаменные храмы Твери и Москвы конца XIII – начала XIV вв., как уже было сказано были сравнительно небольшими постройками, которые не шли ни в какое сравнение с домонгольскими сооружениями. Однако первым масштабным белокаменным сооружением после более чем векового промежутка стал кремль Дмитрия Донского, который был построен в 1366 – 1367 гг.
Рис. 6. Иллюстрацией к одному из эпизодов раздачи ханом ярлыков может послужить рисунок В. Верещагина «Хан Золотой Орды Узбек принимает Михаила Ярославовича Тверского»
Рис. 7. Восстание в Твери 1327. Миниатюра. Лицевой летописный свод. XVI в.
Рис. 8. Кошелев Р. Иван Калита, раздающий милостыню
[1] В пределах его старой охранной зоны, утвержденной в конце 1980-х гг. .
[2] Викторов А.М. и Звягинцев Л.И. Белый камень. М., 1981; Они же. Белый камень Подмосковья . М., 1989; Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII — XV веков. Т. 1. 1961; Гарин Г.Ф. Очерки истории земли Домодедовской. Домодедово, 2004; Заграевский С.В. Организация добычи и обработки белого камня в Древней Руси. М., 2006; Сперанский А. Н. Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства. М., 1930. В последнее время интерес к данной теме обозначился выходом популярной работы энтузиаста-любителя и краеведа А.Г. Антоновой: Антонова А.Г. Каменная сторона. Горки Ленинские, 2014.
[3] Викторов А.М. и Звягинцев Л.И. Белый камень. М., 1981. С. 16-18.
[4] Заграевский С.В. Ук. соч.
[5] Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII — XV веков. Т. 1. 1961. С. 107.
[6] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. №1. С.7, 9–11.
[7] Там же. № 12. С.34.
Астраханский край в XVI — XVII веках. Строительство каменного кремля. Белый город
Уважаемый посетитель! Этот замечательный блог существует на скромные пожертвования. Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!В последнее время форма пожертвований ЮMoney работает плохо. К сожалению…
Вы можете просто пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Благодарю за вклад!
Предыдущая глава — Земляной город
Основание русской крепости в устье Волги имело не только торговое, но и важное военное значение. Постоянная военная угроза с востока и юга предопределила строительство каменного кремля. В 1582-1589 гг. деревянная крепость была перестроена в камне. Еще в царствование Федора Иоанновича были выданы разрешения и чертежи на строительство каменного кремля в «окрестности не более как стоял старый палисад т.е. деревянный кремль»; «…кирпич приказано было брать с Ахтубы, разрывать дома, а если не достанет амусы (т. е. улусы) ломать стены города, поставить в кремле восемь башен, к наружному месту больше, а где менее беды поменьше, но чтобы все были о трех бойницах, с выхода где город будет на востоке ставить выше и шире большую башню, чтобы можно было в ней проезжать: чертеж указует ширины: город старый как стоял, так тут и ямы рыть, а что бог даст, то хотели приумничать побольше, в кремле сделать два зелейных двоpa, а для белого города принесут чертеж…».
Адам Олеарий, секретарь Голштинского посольства в начале XVII столетия увидел и описал уже каменный кремль. «…Грозный укрепил город крепкой каменной стеной, а нынешний великий князь расширил его, приказал пристроить к нему стрелецкий город (Strelitza gorod) или часть города, в котором живут теперь стрельцы…
Город снаружи, с Волги (которая здесь шириною в 2260 футов), имеет довольно красивый вид по множеству башен и колоколен; внутри же по большей части состоит из деревянных строений… В городе проживают, впрочем, не одни только русские, но и персияне и индийцы, все они имеют там свои торговые площади…».
Сооружение каменных укреплений Астраханского кремля осуществлялось под руководством московских мастеров-градодельцев Михаила Вельяминова и Дея Губастого; свои рекомендации по технологии и использованию местных строительных материалов, на основе присланных в Москву образцов, дал знаменитый мастер Ф. Конь. Каменные стены и башни кремля возводились на основе достижений военно-строительной инженерии XVI столетия и только в общих чертах напоминают более ранние крепости центральной России. Стены и башни были обустроены особой системой организации пушечного и пищального боя.
Кремль являлся историческим ядром Астрахани, разраставшейся, в основном, в восточном направлении от Волги: он занимал западную оконечность Долгого бугра.
Территория Астраханского кремля имеет форму вытянутого треугольника площадью 11 га., общий периметр крепостной стены с семью башнями составляет 1544 метра. Из всех башен только Красные ворота имеют форму «круглого» многогранника, остальные — квадратные в плане, «выдвинутые» за линию стены. Стена, так же как и башни, увенчана двурогими зубцами, в просторечье — «ласточкин хвост», имеет бойницы верхнего и «подошвенного» боя, с внутренней стороны по аркаде «печур» проложен боевой «мост». Архитектурное убранство стен и башен ограничивается междуярусными поясками, по углам — лопатками: Артиллерийская башня дополнительно облицована керамическим фризом и декоративным тондо, а Красная — «бегунцовым» фризом.
Ансамбль Астраханского кремля складывался веками, он обладает монументальной целостностью и фиксирует исторический и архитектурный центр города.
Проездные башни кремля более мощные и высокие, по сравнению с угловыми, некогда их проезды закрывались массивынми деревянными воротами, окованными железными листами.
Еще в деревянной крепости, на месте нынешних Пречистенских ворот с колокольней, находилась Главная проездная башня Астраханского кремля, соединявшая крепость с Белым городом. В конце XVII-начале XVIII вв., в связи со строительством Успенского собора, Главная проездная башня была перестроена впервые как колокольня.
Пречистенская, Красная и Никольская башни-проездные, еще одни пешеходные ворота в кремль устроены у Житной башни; над Никольскими воротами воздвигнута надвратная церковь, над Пречистенскими — колокольня. Путь, соединяющий Пречистенские и Красные ворота по хребту Долгого бугра, является планировочной осью кремля и городской застройки.
Юго-восточная угловая глухая башня Астраханского кремля именуется Архиерейской. Название это башня получила по своему местоположению — близ Архиерейского подворья. Четырехъярусную, шатровую, в плане квадратную Архиерейскую башню в XVI и XVII вв. с юга подпирала каменная стена Белого города. Между Архиерейской и Житной башнями, за южной стеной кремля, находился Житный двор или «Житная крепостца», который также был обнесен каменной стеной. На Житном дворе, изолированном от кремля и от Белого города, хранились в каменных погребах и складах запасы хлеба, извести, пороха и других жизненно важных товаров.
Западная угловая башня кремля, названная Крымской по своему направлению, была одной из важнейших в стратегическом отношении. В XVI-XVII вв. у северо-западных стен кремля протекала Волга, откуда всегда существовала реальная опасность нападения.
Замечательным памятником оборонного зодчества Астраханского кремля является северо-западная башня — Красные ворота: имея в плане двенадцатигранник, башня была идеально приспособлена к круговой обороне в случае захвата кремля. Расположение на самой высокой точке Долгого бугра давало возможность обзора не только окрестности кремля, но и Белого города. Расположенная на северной стене кремля Красная башня также имела выход на Волгу, к ней могли приставать мелкие суда и лодки.
Настоящей пристанью Астраханского кремля с Волги была башня Никольские ворота. Со времени существования еще деревянной крепости, на северной стене, непосредственно расположенной на берегу реки Волги, находились проездные ворота, получившие название Никольские по имени надвратного храма во имя св. Николая Гостинного — покровителя торговых людей и путешественников. Одноименная церковь была основана на Торговой площади, у восточной стены кремля XVII столетия.
Торговые суда, приходившие в Астрахань, приставали к Никольским воротам, через которые вносились в кремль разнообразные товары, в том числе соль. В непосредственной близости от Никольских ворот находились соляные склады и здесь же загружались торговые суда.
На восток, за стеной кремля, в конце XVI-начале XVII вв. сформировался посад — Белый город. Главной градоформирующей структурой города стала улица Большая Продольная, доходившая до восточной стены Белого города к Вознесенским воротам. Большая улица, проходящая по хребту Долгого бугра, образовалась еще в XVI в. со строительством первой церкви Астрахани — Рождества Богородицы: «…Когда иегумен Кирилл еще не прибыл в Астрахань, между сим временем воевода велел выстроить деревянную церковь во имя Рождества Божия Матери, от стана своего на восток около 400 сажен и стояла та церковь до 1702 года…» Позднее церковь была перестроена в камне: площадь у церкви именовалась Рождественской.
Для последующих стадий формирования города было характерно быстрое, но довольно одностороннее развитие в восточном направлении вдоль Долгого бугра. В отличие от кольцевой планировки большинства среднерусских городов широтный характер планировки Астрахани был жестко определен условиями местного рельефа — возвышенная часть которого тянулась с запада на восток вдоль берегов Волги и ее рукава Кутума.
Еще одним фактором, определившим планировочную структуру Белого города, стала Торговая площадь, располагавшаяся у Главных проездных ворот кремля. Все улицы посада начинались от Торговой площади и расходились, как правило, к востоку и югу. В начале XVII столетия сформировался центр Белого города, состоявший в основном из гостиных дворов — Русского, Персидского, Армянского и Индийского.
Подробное описание Белого города оставил побывавший в Астрахани в 1703 году Корнелий де Бруин.
В конце XVII столетия на территории Астраханского кремля началось строительство Успенского собора рядом с Митрополичьими па-латами, которые Корнелий де Бруин называет «главным зданием города, чрезвычайно обширным, длинным и каменным». Там же, в центре кремля, находился дворец губернатора, неподалеку от Никольских ворот. Дворец губернатора был деревянный, окруженный деревянным забором с двумя воротами. Рядом с дворцом, но за пределами двора, находилась дворцовая церковь или часовня.
Площадь, образовавшаяся между Митрополичьими палатами и дворцом губернатора, называлась именем Иоанна Богослова. Корнелий де Бруин следующим образом описывает дворец: «…дворец содержит большое колличество комнат, прекрасно освещенных и чрезвычайно приятных, в особенности там хороша большая зала, находящаяся весьма высоко, вид из которой очарователен со всех сторон…».
Главные ворота кремля охранялись вооруженной стражей. Каменной, кроме строящегося Успенского собора, была церковь Воздвижения; остальные церкви и монастыри, как и большинство построек города и кремля, были деревянными. В Астрахани уже тогда насчитывалось несколько монастырей:Троицкий на территории кремля, Спасо-Преображенский у южной стены Белого города, Вознесенский на Садовом бугре перед восточной стеной Белого города, Долбиловский монастырь на берегу Волги, близ Кремля, и женский Пятницкий монастырь.
Мужской Спасо-Преображенский монастырь находился в Белом городе, рядом с южной городской стеной, почему и назывался «Спасским в остроге», т.е. в городе. Он относился к числу старейших памятников христианского благочестия в Астрахани: был основан около
1578 г., но окончательно его строительство и становление как монастыря завершилось в 1597 г., при царе Федоре Иоанновиче.
В XVIII столетии управление городом осуществлялось губернатором и тремя бургомистрами, которые жили в Белом городе; один бургомистр присутствовал в Думе, второй заведовал питейными заведениями, третий управлял государственными рыбными ловлями…
Многочисленные бедствия XVII в., в том числе и пожары, приводили к утрате многих построек Белого города, поскольку большинство строений были деревянными. Все улицы Белого города, кроме Большой Продольной, названий не имели, строения адресовались по церковным приходам: в приходе Смоленской церкви, в приходе Знаменской церкви и так далее.
Застройка жилья велась в Белом городе строго вдоль улиц, площади позади дворов отводились под огороды и сады. Улицы не имели твердого покрытия, летом были пыльны, а зимой труднопроходимы.
Белый город со временем превратился в административный и культурный центр Астрахани; в XVIII и XIX вв. большинство казенных и гражданских строений Белого города были возведены в камне.
Следующая глава — Калмыки и Астраханский край (XVII-XVIII вв.)
Категории История Астраханского края. Монография Метки: XVI век, XVII век, Астраханский край, Белый город, кремль, русская Астрахань, строительство, Строительство каменного кремляКРЕМЛЕВСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Рабочие строят каменные стены #12417704
КРЕМЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВО. Рабочие строят каменные стены Московского Кремля, под
КРЕМЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВО.
Рабочие на строительстве каменных стен Московского Кремля под руководством князя Дмитрия Донского, ок. 1367 г. Иллюминация рукописи, 16 век
Мы с гордостью предлагаем этот принт из Грейнджер, Нью-Йорк / Коллекция Грейнджер в сотрудничестве с Granger Art on Demand
Грейнджер хранит миллионы изображений, охватывающих более 25 000 лет мировой истории, от каменного века до начала космической эры
Media ID 12417704
14 век Строительство Строитель Кремль Иллюминация рукописи Москва принц Русский Камень Каменщик Стена Стена Дмитрий Донской
Мой список желаний
Полный ассортимент художественной печати
Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеально подходит для обрамления
Печать в рамке
Современная печать в рамке и вклейке — профессионально сделанная и готовая к развешиванию
Качественная печать в архиве3 Плакаты идеально подходят для больших изображений и подходят для обрамления
Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое
Печать на холсте
Печать на холсте придает цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную коробчатую раму, готовый к подвешиванию
Антикварные рамки
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и наклеенных гравюр — профессионально изготовленные и готовые к подвешиванию
Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе. стандарт самых критичных хранителей музеев
Фотография в рамке
Фотопечать поставляется в индивидуальной подложке, готовой к оформлению
Металлический принт
Изготовленный из прочного металла и роскошных печатных технологий, металлический принт оживляет изображения и придает современный вид любому пространству
Каркас премиум-класса
Рама из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой консервационной подставкой — профессионально Сделано и готово к подвешиванию
Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышами
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие подставки под салфетки
Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.
Подушка
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками
Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски
Стеклянная рама
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке
Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный настольный принт
Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подставки под подставки
Музеи Московского Кремля: — Московский Кремль и Красная площадь, 25 лет в ЮНЕСКО
Ансамбль Московского Кремля и Красной площади – шедевр человеческого творческого гения и главный символ страны. Он формировался более 500 лет, отражая историю русской архитектуры, а также связь с европейскими культурными традициями. Архитектурные памятники Московского Кремля и Красной площади являются лучшими образцами отечественной архитектурной школы. Московский Кремль был резиденцией великих князей, а затем царской резиденцией. В настоящее время это резиденция президента Российской Федерации.
Московский Кремль расположен высоко на левом берегу Москвы-реки на Боровицком холме. Кремлевские стены имеют форму неправильного треугольника и окружают площадь в 27 гектаров. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.
Согласно летописи XV века, первая деревянная крепость была возведена здесь в 1156 году.
Во второй половине XIV века молодой московский князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, решил построить новую каменную крепость. На возведение стен и башен из белого камня ушел всего один год. Территория крепости была расширена на северо-восток почти до современных размеров. С тех пор Москву стали называть «белокаменным городом».
Современные краснокирпичные стены и башни Кремля построены в конце XV века. Князь Иван III, прозванный Великим, пригласил для проведения ремонтных работ зодчих из Северной Италии. Строительство началось в 1485 году. Первая Тайницкая башня была возведена под руководством итальянского архитектора Антона Фрясина. К 1495 году были завершены новые стены и башни. В Московском Кремле работало более 100 итальянских мастеров и архитекторов. В XVII веке над башнями Кремля были построены красивые каменные шатры, значительно изменившие облик средневековой цитадели.
В 1479 году Аристотель Фиораванти из Болоньи построил Успенский собор, величайший собор Кремля.
Строительство Великокняжеского дворца было начато Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487 году. Грановитая палата — единственная сохранившаяся до наших дней часть дворца.
В 1505-1508 годах под руководством Бона Фрясина была возведена самая большая московская колокольня высотой около 60 метров. Эта колокольня получила название «Иван Великий».
Архангельский собор был возведен в 1508 году. Итальянский зодчий, известный в России под именем Алевис Новый, был специально приглашен в Москву из Венеции для руководства строительством. Снаружи Архангельский собор очень похож на венецианский палаццо. Также в его отделке использованы хорошо узнаваемые элементы архитектуры эпохи Возрождения.
Рядом со Спасской башней, с южной стороны Красной площади, возвышается великолепный Покровский собор на Рву. Возведен по указу царя Ивана Грозного в середине XVI века в ознаменование взятия Казани и покорения Астраханского ханства.
В XVIII-XIX веках в Кремле были построены Арсенал, Сенат, Большой Кремлевский Дворец
В 1929 году по постановлению Советского правительства некоторые здания, в том числе Вознесенский женский монастырь и Чудов монастырь, были разрушены в Кремле. На месте этих двух монастырей было построено Кремлевское военное училище.
В 1990 году архитектурный комплекс Московского Кремля и Красной площади был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Одним из важнейших направлений деятельности музея Кремля является сохранение уникальных памятников архитектуры Московского Кремля.
Всем реставрационным работам предшествует предпроектная проработка, включающая архивные, архитектурные и полевые исследования.
Среди последних реставрационных работ Музеев Кремля следует отметить реставрацию Благовещенского собора. На протяжении веков Благовещенский собор был домовым храмом московских великих князей и царей.
Наиболее интересные находки были сделаны в подземной части собора («подклет» по-русски). Здесь были найдены нижние части стен и фундаменты собора 1416 года.
Под северными задними ступенями обнаружено более сотни белокаменных блоков с резным орнаментом или фрагментами настенной росписи на поверхности. Резные белые камни раньше украшали фасады и интерьеры храма. Фрагменты монументальной росписи интерьера собора относятся к началу XV века и отнесены специалистами к росписи рублевского круга.
Патриарший дворец с Соборной церковью Двенадцати апостолов — интереснейший образец гражданской архитектуры середины XVII века в Кремле. Построенный по приказу патриарха Никона, дворец много раз перестраивался.
Реставрация Одностолпной палаты в цокольном этаже дворца началась в 2003 году. В ходе комплексных исследований были выявлены две стены-лестницы, ведущие на второй этаж дворца. Восстановлены утраченные металлические связи в интерьере камеры, укреплены стены и своды. После завершения реставрации Палата была открыта как выставочный зал музея.
Колокольня Ивана Великого была открыта для посещения в 2005 году. В интерьере Колокольни сохранились уникальные белокаменные винтовые лестницы, первоначальные карнизы и белокаменные розетки.
Сегодня в Колокольне располагается экспозиция, посвященная многовековой истории развития архитектурного комплекса Московского Кремля. Здесь наши гости могут увидеть подлинные архитектурные фрагменты древних построек, которые были разрушены, схемы и изображения древнего Кремля.
Архангельский собор — первый в России государственный некрополь — один из самых оригинальных памятников Соборной площади.
Белокаменные ренессансные порталы, безусловно, самые интересные архитектурные детали Архангельского собора. К сожалению, они были сильно уничтожены из-за сильного засоления и плохой экологии в целом.
Работы по реставрации уникальных порталов собора начались в 2005 году и продолжаются до сих пор. Белокаменные детали были опреснены, восстановлена утраченная резьба. Подлинные части центрального портала заменены копиями. Позднее отреставрированные колонны и пилястры порталов были переданы в фонд архитектурных деталей музея.
Реставрационные работы в Южной пристройке Архангельского собора начались в 2008 году. Были демонтированы межэтажные перекрытия, металлические лестницы и стены советского периода. Сейчас мы снова видим сводчатую конструкцию крыши, медные крыши и фасады с оконными проемами, реконструированными в прежнем виде. На северной и восточной стенах южной пристройки демонстрируется кирпичная кладка XV века с фрагментами перестроек XVII-XVIII веков. Выставка, посвященная истории знаменитого Вознесенского монастыря, создана в результате многолетней реставрационной и исследовательской работы Музеев Московского Кремля.