Как выглядели древние люди в россии: Как выглядели древние люди | Северный маяк — новости науки

Содержание

Как выглядели древние люди | Северный маяк — новости науки

Представляем вашему вниманию антропологическую реконструкцию внешности древних людей, выполненную учеными XXI века. Специальная методика позволяет по рельефу и структуре черепа (и другим останкам) восстановить облик человека, которому этот череп принадлежал.

Напомним, что Homo Sapiens (род Homo — человек, вид Sapiens — разумный) был не единственным представителем рода Homo. Параллельно с ним существовали другие виды, которые, по предположениям ученым, либо погибли в результате природных катаклизмов, либо были вытеснены сапиенсами.

Примечание: древние люди, которых вы увидите на фото, не принадлежат к тому этносу, на территории которого были найдены их останки, а относятся к совсем другим группам, проживающим в этих районах тысячи лет назад. В подборке представлены реконструкции лиц людей до бронзового века включительно.

1. Примитивный представитель Homo Sapiens, жил 200 тысяч лет назад. Череп найден в Африке.

2. Неандерталец (Homo neanderthalensis), жил 130 тысяч лет назад. Череп найден в Евразии.

3. Homo Sapiens idaltu, жил 160 тысяч лет назад. Перед вами «человек из Херто-Бури». Херто-Бури — местность в Афарской котловине в Эфиопии. Ученые считают, что Homo Sapiens idaltu прямой предок современных людей.

4. Денисовский человек (Homo heidelbergensis Азии), жил 160 тысяч лет назад. Останки найдены в Евразии.

5. Девушка Денни — дочь неандерталки и денисовца, жила 90 000 лет назад. Останки найдены на территории России.

6. Homo Sapiens, найден в Европе, жил 50 000 лет назад.

7. Усть-ишимский человек — Homo Sapiens, чьи предки скрестились с неандертальцами. Найден в Сибири, жил 45 000 лет назад

8. Engis 2 — неандертальский ребенок, Бельгия, жил 36 000—34 000 лет назад

9. Нана — одна из последних представителей неандертальцев, Гибралтар, жила 30 000 лет назад

10. Liujiang — Homo Sapiens из Восточной Азии, жил 50 000—30 000 лет назад.

11. Сунгирский человек, Россия, жил 28 000 лет назад.

12. Представитель мадленской культуры, Западная Европа, жил 20 000—13 000 лет назад.

13. Человек Аркаимской культуры, Россия, жил 18 000 лет назад.

14. Дзёмонские люди — представители Homo, которые жили на японском архипелаге 16 000 тысяч лет назад. Согласно исследованиям, современные японцы унаследовали около 15% своего генома от популяции Дзёмонских людей.

15. Ева из Нахарона — древний представитель культуры, существовавшей на территории современной Мексики. Останки женщины, которая жила 14 000 лет назад, были найдены во время раскопок вблизи мексиканского города Тулум.

16. Lisar — женщина, которая жила 12 000 лет назад. Останки найдены в Германии.

17. Мужчина, чьи останки были найдены во время раскопок в древнем городе Иерихон, жил 9 500—8 000 лет назад.

18. Этци — человек, чья ледяная мумия была обнаружена в Альпах. Жил в Европе приблизительно 5 400 лет назад.

19. Человек из Дитчлинг-роуд, бронзовый век, Англия, жил 4 400 лет назад.

Вам может быть интересно:

Знали ли люди истинные формы континентов до космической эры?
Мир после людей: как будет выглядеть выброшенная цифровая техника через миллионы лет
Как бы выглядели марсианские колонисты, если бы они вернулись на Землю через тысячи лет

Подписывайтесь на наш канал в Дзен, поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям. Еще больше интересных постов в нашем Telegram

Древние люди влияли на окружающую среду еще миллионы лет назад

  • Хелен Бриггз
  • BBC News

Автор фото, Mauricio Antón

Подпись к фото,

Ученые полагают, что древние люди воровали добычу у животных

Воздействие человека на природу нашей планеты началось гораздо раньше и было гораздо масштабнее, чем мы могли себе представить, признаются ученые.

Исследователи из Гетеборгского университета приводят доказательства того, что еще до появления на Земле человека разумного, наши далекие предки могли быть причиной исчезновения целых видов животных.

Ученые предполагают, что ускоренное сокращение популяций крупных млекопитающих в Восточной Африке, начавшееся около четырех миллионов лет назад, было связано с появлением на исторической сцене первых людей.

Судя по найденным исследователями ископаемым останкам, именно в этот период в регионе жили популяции древних людей.

«Сегодня мы как никогда сильно влияем на мир и на живущие в нем виды. Но это еще не значит, что когда-то раньше человек жил в подлинной гармонии с природой», — говорит один из авторов работы, доктор Сорен Фаурби.

«Сегодня мы чрезвычайно успешно монополизируем природные ресурсы, и наше исследование показывает, что судя по всему, этим успешно занимались и наши предки».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Лев поедает труп носорога, Кения

Ученые проанализировали динамику вымирания крупных и мелких хищников и ее соотношение с динамикой климата — переменами температуры и уровня осадков.

Также они изучили изменения в размере мозга существовавших тогда предков человека — австралопитека и ардипитека.

И им удалось найти некоторые закономерности. Исследователи обнаружили, что скорость вымирания крупных хищников коррелировала с ростом объема мозга древнего человека и изменением количества растительности в регионе, а вот ни с осадками, ни с перепадами температуры обнаружить связи не удалось.

Ученые пришли к выводу, что ускоренное исчезновение хищников в Восточной Африке лучше всего объясняется прямой конкуренцией этих животных с нашими предками за еду.

Первобытные люди отнимали свежепойманную добычу у древних хищников, вроде саблезубых тигров, обрекая тех на смерть от голода.

«Из результатов следует, что существенное антропогенное влияние на разнообразние видов началось на миллионы лет раньше, чем мы считали до сих пор», — говорится в комментарии ученых к исследованию.

Один из авторов, Александр Антонелли из британского Королевского ботанического сообщества тоже говорит, что воззрения о том, что древние люди не оказывали особого влияния на животный мир вокруг себя, не соответствуют действительности.

«Влияние нашего вида на природу гораздо масштабнее и продолжительнее, чем мы вообще могли вообразить», — говорит он.

Как говорится в докладе, выпущенном при поддержке ООН в прошлом году, под угрозой исчезновения в течение последующих нескольких десятилетий находится почти миллион видов растений и животных.

Еще в одном недавнем исследовании говорится, что рост городов, вырубка леса под сельскохозяйственные нужды и резко выросший спрос на рыбу серьезно преобразили биосферу почти трех четвертей суши на нашей планете и более чем двух третей океанов.

Так выглядели древние люди, жившие в Европе и Англии. Ридус

Судмедэксперт Оскар Нильссон из Швеции восстановил лица древних людей, взяв за основу не только их черепа, но и одежду, украшения и погребальный инвентарь, найденный в захоронении.

На реконструкцию внешности ушло много времени, так как эксперту пришлось анализировать каждую деталь: строение черепа, зубной налет, место захоронения.


Во многом помог ДНК-анализ, который детализировал цвет кожи, глаз и волос этих людей. Оскар Нильссон рассказал, что хотел «оживить» неандертальцев и кроманьонцев, чтобы лучше понять образ жизни древних людей, живших на территории современного Брайтона (Англия) и континентальной Европы.

В начале своей работы Нильссон сделал 3D-копии черепов и, основываясь на данных ДНК, приступил к реконструкции внешности.

Я учитывал как возраст, так и причину смерти этих людей. Для меня было важно передать реальную внешность со всеми особенностями и изъянами. Конечно, некоторые детали мне пришлось добавлять самостоятельно, например мимику или прическу, но в целом эта реконструкция предельно точна, — рассказал судмедэксперт.

Первой работой Нильссона была реконструкция мужчины-кроманьонца из Франции. Анализ ДНК показал, что у ранних кроманьонцев действительно были темные волосы и смуглая кожа. Мужчина был худощавого телосложения, с высокими скулами и близко посаженными глазами.

Одна из самых ярких реконструкций Нильссона — женщина по имени Уайтхок из Брайтона. Несмотря на то, что ее останки не сохранили ДНК, восстановить внешность помогли анализы ДНК из других погребений того же времени.

Женщина умерла 5500 лет назад. Ей было всего 20 лет, но по меркам неолита это была уже зрелая женщина, пояснили ученые. Она была погребена с ребенком на груди, что говорит о смерти во время родов.

Уайтхок была темнокожей с темными волосами и карими глазами, а ее рост составлял всего 145 сантиметров, что очень мало даже для женщин неолита.

Погребение женщины обнаружили в 1933 году недалеко от того места, где сейчас находится Брайтонский ипподром, а ее останки находятся в музее. Ее могила сохранила погребальный инвентарь — две белые подвески, которые охраняли ее тело от злых духов.

Лучшей реконструкцией может стать образ мужчины, жившего на территории современной Англии в 250 г. до н. э. Он умер в возрасте от 24 до 31 года, то есть по современным меркам был еще молод.

У него были каштановые волосы и светлая кожа. Мужчина был похоронен в согнутом положении, и его тело лежало на подстилке из ракушек и мелких камней.

Неизвестно, из-за чего мужчина умер. Его скелет говорит о том, что это — сильный и крепкий человек, который много физически работал.

Это был симпатичный мужчина, с уникальными чертами лица. Анализ челюсти показал, что у него была щербинка — непропорционально большой (по сравнению с обычным) промежуток, отделяющий два зуба, — рассказал Оскар Нильссон.

Реконструктор наделил мужчину интересной прической — суэбским, или свевским, узлом — исторической мужской прической, приписываемой племени германской Суэбы. В основе этой прически лежит тугая коса на боку, собранная в пучок.

Суэбский узел (мужская прическа)

Еще одна женская реконструкция — девушка из Патчама (пригород Брайтона), убитая около 250 г. н. э.

У женщины была тяжелая жизнь, ей приходилось много работать. Ее позвоночник говорит о том, что она постоянно таскала тяжести, из-за чего у нее развились узлы Шморля — заболевание, при котором происходит частичное разрушение гиалиновой пластины и вытекание некоторого объема вещества за пределы межпозвоночного диска, — пояснил эксперт.

Это могло быть наследственное заболевание, которое усугубилось из-за тяжелой работы.

Но самым интересным в ее погребении был гвоздь, забитый в череп женщины. Ученые выдвинули две гипотезы, которые объясняют, как это могло произойти.

Согласно первой, хоронившие женщину неудачно вбили гвоздь в крышку гроба, из-за чего он оказался в ее черепе. Вторая гипотеза более интригующая: местные жители могли использовать гвозди из суеверий.

Считалось, что душа некоторых людей может не успокоиться после смерти и начать преследовать мирных жителей, поэтому умерших буквально вбивали гвоздями в гроб. Но как все было на самом деле, мы никогда не узнаем.

«В своей работе я использую настоящие волосы, качественный силикон и протезы глаз, чтобы создать реалистичную внешность. Новые технологии помогут не только археологам при изучении древности, но и судмедэкспертам для восстановления внешности погибших и помощи полиции», — заключил автор работы.

Ниже вы можете увидеть еще несколько реконструкций Оскара Нильссона. Слева — 45-летний мужчина из Брайтона, который умер, скорее всего, из-за сильного воспаления зуба и боли. Справа — неандерталка, жившая около 40 тысяч лет назад.

Посмотрите, как на самом деле выглядели наши далекие предки

Любопытно знать, как выглядели люди прошлого. Для того чтобы судить об этом, раньше у нас были лишь портреты, которые очень субъективны из-за взгляда художника. В некоторых случаях и вовсе все, что осталось от предков, — это костные останки. Но технологии шагнули далеко вперед, и теперь ученые могут гораздо точнее воссоздавать внешний вид человека из прошлого. Например, существует такой метод, как восстановление лица по черепу. С помощью него можно по структуре и рельефным данным черепа воссоздать облик человека. Взгляните на эти реконструкции лиц людей, которые жили сотни, а то и тысячи лет назад: кажется, они даже дышат.

AdMe.ru предлагает заглянуть в прошлое, развеять мифы о внешности некоторых исторических личностей и убедиться, что раньше люди были похожи на нас.

12. Человек неолита

Этот мужчина жил в эпоху неолита. Его похоронили примерно 5 500 лет назад на территории современной Великобритании. К слову, он родился за 500 лет до того, как был построен первый памятник в Стоунхендже. Мужчине было 25−40 лет.

11. Ава, женщина из бронзового века

Эта юная женщина известна как Ава, она умерла примерно 3 700 лет назад. Ее останки нашли в Шотландии в могиле, высеченной в скале, что очень необычно. Скорее всего, Ава относилась к людям культуры колоколовидных кубков — «людей кубков». Шотландский археолог Майя Хул и судебно-медицинский художник Хью Моррисон сумели воссоздать лицо девушки.

10. Тутанхамон

Фараон Древнего Египта, важнейшая личность в древнеегипетской истории, правил примерно в 1332−1323 годах до н. э. Он вступил на престол, когда ему было всего 10 лет, и скончался, не дожив до 20. Благодаря кропотливому изучению и компьютерной томографии его мумии в 2005 году, мир смог увидеть воссозданный облик фараона-мальчика. Как видим, его внешность с женоподобными чертами лица была далека от идеальной.

9. Девочка из Древней Греции

Эта девочка жила в Афинах и умерла в возрасте 11 лет примерно в 430 году до н. э. Примерно в это время античная греческая цивилизация переживала наивысший расцвет.

8. Гай Юлий Цезарь

Национальный музей древностей в Нидерландах сделал реконструкцию лица древнеримского полководца. Для этого ученые сканировали мраморный бюст из коллекции музея. Что ж, мы несколько иначе представляли себе облик великого политического деятеля Рима.

7. Древний римлянин, погибший в Помпеях

24 августа 79 года н. э. катастрофическое извержение вулкана Везувий уничтожило древнеримские города Помпеи и Геркуланум. По некоторым данным, около 16−20 тыс. человек погибло во время стихийного бедствия. Этот мужчина был одним из них. Судмедэксперт из Великобритании восстановил лицо человека по рентгену и другим данным черепа. Ученые прозвали этого римлянина «неизвестным мужчиной». Дело в том, что вместе с ним не нашли никаких признаков, по которым можно было бы узнать что-либо о его жизни и социальном статусе.

6. Девушка из Древнего Рима, погибшая в Геркулануме

Эта молодая девушка была среди 20 человек, которые пытались укрыться от последствий извержения Везувия под навесом для лодок. Предположительно, девушка происходила из зажиточной семьи.

5. Молодой человек из Средневековья

Этот мальчик жил в Средние века в Шотландии. Ему было от 13 до 17 лет. Возможно, он лечился и умер в больнице того времени. Ученые прибегли к судебно-медицинскому моделированию, чтобы сначала восстановить лицевые мышцы и ткани мальчика, а затем использовали компьютерную программу для воссоздания человеческих лиц.

4. Король Англии Ричард III

Английский король, последний из династии Плантагенетов, жил во второй половине XV века. В пьесе Шекспира Ричард III выступил олицетворением жестокости и коварства. Однако историки до сих пор спорят о личности этого короля: в дворцовых интригах и хитросплетениях прошлого разобраться непросто. Останки короля были найдены несколько лет назад на автомобильной парковке. На основе этих данных и изучения черепа была создана пластиковая модель лица короля.

3. Генрих IV, король Франции

Король гугенотов Генрих Наваррский жил в 1553−1610 годах и был основателем королевской династии Бурбонов. Генрих заботился о своем народе и получил за это прозвище «доброго короля Анри». Его убил фанатик, когда королю было 57 лет. На основе его останков ученые создали на компьютере наиболее точное изображение внешности Генриха IV.

2. Иоганн Себастьян Бах

Выдающийся композитор Иоганн Себастьян Бах жил и творил в двух веках — XVII−XVIII. Немецкий мастер оставил после себя более 1 000 музыкальных произведений. В его копилке практически все значимые жанры того времени, за исключением оперы. Ученым удалось восстановить облик композитора на основе данных его черепа.

1. Максимилиан Робеспьер

Максимилиан Робеспьер был проводником идей революционного террора. И, как ни парадоксально, сам погиб на гильотине от рук своих бывших сторонников. Ученые сделали 3D-реконструкцию лица Робеспьера на основе посмертной маски. Результаты воссоздания облика революционера получились такими же противоречивыми, как и сама личность Робеспьера.

Какая реконструкция удивила вас больше всего?

Ученые рассказали, как жили и как выглядели древние люди на городище Унорож

в Галиче подвели итоги археологического лета

КОСТРОМАТУРС /5 ноября 2018г./ В Костромской области в городе Галиче состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Культурное наследие Галичской земли», посвященная итогам археологических работ на городище Унорож летом 2018 года.
Экспедиция «Унорож: путешествие сквозь века» включала насыщенную событийную, образовательную программу и вызвала значительный интерес у научного сообщества, студентов и волонтеров из разных регионов России.
Некоторые специально приехали на конференцию в Галич.

Каким было археологическое лето на Унороже – наглядно демонстрировала выставка фото и информационных материалов. Здесь же были представлены наиболее интересные находки сезона -2018– шумящие подвески орудия труда, гребни, керамика и др.

Большой интерес, безусловно, вызвали портреты местных жителей, населявших территорию Унорожа в XII веке. Графическую реконструкцию облика жителей средневекового Унорожа выполнили столичные антропологи. Несколько необычно воспринимаются портреты мужчины и женщины, выполненные в карандаше, когда рассматриваешь их не как рисунок или произведение искусства, а как научную работу.

«Нос такой уточкой, немножко утопленный со вздернутым кончиком», — сразу снял вопросы и объяснил характерную особенность в лицах людей средневекового Унорожа заведующий центром физической антропологии, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Васильев.
Он рассказал, что «у большинства финно-язычного населения, которое здесь проживало, естественно сохранилась эта особенность».

Сергей Васильев, доктор исторических наук: заведующий центром физической антропологии, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:

Унорож — уникальное место. Это городище, где схлестнулись два мира. Мы знаем, что местное население финно-язычное проживало здесь до X века. Говоря научным языком, они такого уралоидного типа. И даже несмотря на то, что позднее они приобретают русскую речь и русскую культуру, у них все равно сохраняется финский, уральский тип лица.
Кстати, откуда сюда пришли славяне, вопрос до сих пор открытый. Часть исследователей полагают, что они пришли с юга, это южно-славянские племена, так или иначе связанные с современной Украиной. Есть исследователи, которые считают, они пришли с Запада, то есть так или иначе связанные с Белоруссией.
Понятно, что всегда пришлых меньше, чем местных, и пришлые ассимилируются. Так и на Унорож пришли славянские племена, принесли сюда язык, принесли сюда религию, но при этом они ассимилировались и стали выглядеть, как местные люди.

На конференции было много делегатов из разных регионов, поэтому искать на их лицах следы унорожских предков, было бессмысленно. А вот изменились ли черты галичанок в начале XX века по сравнению с XII, можно было сравнить тут же – на выходе из зала заседаний, где проходил научный форум. Фотовыставка запечатлела галичских красавиц начала прошлого столетия.

Кстати, в докладе научного сотрудника Костромской археологической экспедиции Арины Тагильцевой прозвучало, что в прошлые века на Унороже мужчины жили в среднем 40 лет, а женщины 35.

Еще больше понять и наглядно представить сегодня, как жили люди на этой территории, почему именно ее выбрали для заселения, поможет макет городища Унорож Х века. Он изготовлен на средства гранта РГО в рамках проведения межрегиональной комплексной археологической и научно-познавательной экспедиции «Унорож: путешествие сквозь века».

«Уже пять лет мы с вами с неизменным интересом наблюдаем за процессом изучения одного из наиболее интересных археологических памятников Костромского края и Галичской земли — городища Унорож», — начал свой доклад научный сотрудник Института археологии им. А.Х.Халикова Академии наук Республики Татарстан Вячеслав Баранов.
В своем выступлении он коснулся актуальных проблем археологического изучения Городища Унорож.

Вячеслав Баранов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии им. А.Х.Халикова АН РТ:

Что касается фортификации, то исследования нынешнего года, проведенные на городище Унорож, выявили следы оборонительной системы, проходящей по краю террасы. Предварительно, по свидетельству казанского исследователя, специалиста по оборонительным сооружениям средневековых городов Среднего Поволжья Айрата Маратовича Губайдуллина — ее можно интерпретировать как двойную изгородь, состоящую из вертикальных столбов, расстояние между которыми забиралось деревянными плахами или бревнами. Пространство внутри этих своеобразных стенок засыпалось грунтом. Подобного рода сооружения известны на памятниках дьяковской культуры, например, Щербинского городища на юге Московской области.
Исследования фортификации Унорожа несомненно должны быть продолжены большими площадями. Остается непонятной атрибуция высокого холма, расположенного в северо-западной части поселения, рядом с краем площадки – так называемый Курган Журавец. К.И. Комаров высказывает предположения о расположении на этом месте оборонительного сооружения «типа надвратной башни» Эти соображения также требуют своей археологической проверки.
Еще недостаточно хорошо изучена топография самого городища, планировочная структура поселения, особенности его застройки. К сожалению, полностью решить данный вопрос уже невозможно, ввиду того что значительная часть Унорожа долгое время использовалась как кладбище. Локально этот вопрос может быть решен в западной и северо-западной части, где могут оставаться участки непотревоженного современным кладбищем культурного слоя.

В целом, участники конференции отметили возрастающий интерес к памятнику со стороны исследователей и необходимость проведения систематических археологических работ на его территории в дальнейшем.

ТЕКСТ и ФОТО ТАСЯ ЭСКИНА

ВИДЕО «Один день из жизни экспедиции: Унорож — путешествие сквозь века».
В профессиональный праздник археологов, 15 августа 2018 года, на городище Унорож состоялось «Посвящение в археологи».

Московский зоопарк расскажет, как одомашнивали животных / Новости города / Сайт Москвы

Московский зоопарк подготовил цикл лекций, посвященных истории одомашнивания разных видов животных. Они будут проходить один раз в неделю с 3 июня по 26 августа. Пока зоосад закрыт для посетителей в связи с ограничениями, связанными с угрозой распространения коронавирусной инфекции, лекции организуют в режиме онлайн.

Посмотреть их можно будет на страницах зоопарка в социальных сетях, там же появится расписание публикаций познавательных видеозаписей.

«Люди на протяжении многих тысячелетий пытались приручить разных животных, даже самых экзотических, например питонов и крокодилов. Однако именно одомашнить удалось не более 25 видов представителей фауны. Первым спутником человека стал предок собаки — волк. Это животное начало жить с людьми еще в каменном веке, около 10–15 тысяч лет назад. Примерно в это же время в хозяйстве людей появились овцы и козы. Позднее в разных частях планеты началось одомашнивание оленей, верблюдов, предков современных коров и яков. Одними из последних одомашнены лошади, около 5,5 тысячи лет назад. На лекциях расскажут историю приручения каждого из домашних животных, а также об особенностях взаимодействия с ними человека», — рассказали в пресс-службе Московского зоопарка.

Познавательные уроки будет проводить сотрудник Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН, лектор столичного зоопарка Анна Гуторова.

Первая лекция, которая состоится 3 июня, будет посвящена лошадям, ослам и мулам. Зрителям расскажут, как на наскальных рисунках выглядели древние предки современных лошадей, а также каким подвидам этих животных удалось пережить суровый климат ледникового периода и регулярную охоту на них со стороны людей. Считается, что родина домашней лошади — северная часть Казахстана, именно здесь около пяти с половиной тысяч лет назад наконец удалось приручить диких скакунов, отличающихся нервностью и агрессивностью. Также на лекции можно будет узнать, когда лошадей начали использовать для верховой езды.

О приручении диких туров в неолите (последний период каменного века) расскажут 10 июня. В том числе от них произошли домашние коровы. Лектор поведает пользователям Сети, в каких древних государствах дикие быки вымирали из-за охоты и вырубки лесов, а где они жили как парковые животные в королевских угодьях.

17 июня можно будет послушать рассказ об одомашнивании оленей. Первое упоминание об оленях, живущих с людьми, в России относится к первой половине XIX века. Крестьяне поймали в загон трех благородных оленей и начали продавать рога своих питомцев. Вскоре эти животные стали появляться и в других хозяйствах. А лекция 24 июня будет посвящена верблюдам и их удивительной способности перевозить людей даже в самых засушливых условиях. Анна Гуторова сравнит силу и выносливость прославленных арабами кораблей пустыни с лошадьми, буйволами и ослами. Она также расскажет о том, как в разное время использовали верблюдов, например в сражениях и для перевозки грузов.

Лекции будут проходить в детском зоопарке, после того как столичный зоосад от откроется для гостей.

Пока Московский зоопарк временно не принимает посетителей, понаблюдать за жизнью его обитателей можно в режиме онлайн. Прямые трансляции проводят из вольеров больших панд, орангутанов, саймири и мартышек диан. Пользователи Сети могут изучить повадки обезьян и особенности взаимоотношений в их семьях. А показательные кормления питомцев записывают на видео в закрытых уголках вольеров, обычно эти помещения недоступны гостям. Во время просмотра видео можно увидеть, как обустроены жилища зверей и как животные взаимодействуют с ухаживающими за ними киперами.

Подземные лабиринты: Как выглядели древние подземные ходы под Псковом

Псков – древний город, город-крепость, которому за свою многовековую историю не раз приходилось отражать удары неприятеля. Многие местные жители знают, что первое упоминание о Пскове относится к 903 году и что город в XII-XVIII веках «прошёл» больше сотни войн. А вот о том, что в Пскове существовали многочисленные подземные ходы, знают не все. Каково же было их назначение? Как были устроены эти подземелья? И почему сейчас их не показывают туристам? «МК в Пскове» разобрался в вопросе.

Изучением состояния подземных ходов в XIX веке одним из первых занялся архивариус Псковского окружного суда, краевед, член-секретарь Псковской археологической комиссии Константин Григорьевич Евлентьев. Он уверял, что подземные ходы играли важную роль во время войн и осад.

Константин Евлентьев одним из первых спускался в разрушающиеся и частично затопленные подземелья, осматривал и измерял их. А после свои наблюдения и итоги экспедиций пересказывал псковичам в заметках, печатавшихся в неофициальной части «Псковских губернских ведомостей» с  1873 года.

К. Г. Евлентьев

Как рассказала «МК в Пскове» заведующая отделом электронных ресурсов Псковской областной универсальной научной библиотеки Наталья Сергеева, сейчас эти тексты доступны для широкого круга читателей в онлайн-библиотеке «Псковиана». Но в позапрошлом столетии возможность прочесть их была не у всех. Заметки Константина Евлентьева пересказывали друг другу и горячо обсуждали.

Где искать подземелье

Так о чём же он писал?

В первую очередь, сокрушался о том, что подземные галереи Пскова, монументальные памятники, сооружённые много веков назад, ещё до сих пор не исследованы. Во-вторых, о том, что о подземных лабиринтах много сплетничают на улицах. Да так, что многие из не побывавших там стремятся пробраться в подземелья. И, наконец, о том, что члены утверждённой Псковской археологической комиссии (а среди них и он сам) предприняли попытку восполнить этот пробел.

Фото: chirski-krynica.ru. Вот так выглядел угол у Покровской башни несколько столетий назад

«Увлекаемые любовью к отечественным памятникам и, между тем, желая проверить на практике народные рассказы об означенных подземных сооружениях древних псковитян, восходящие иногда за приделы возможного, предприняли нынешней весною разведку тех точек, с которых возможно было бы спуститься в Псковские подземелья. Стремление их увенчалось желанным успехом. Между Великолукскими вратами и историческою Свинорской башней [ред. Не сохранилась, высилась недалеко от Покровской башни] они отыскали каменный дугообразный выход, ведущий из подземного царства за город, в сторону Алексеевской слободы», — пишет краевед.

Затопленные подземелья

По его словам, спуститься в подземный ход, не использовавшийся несколько столетий, оказалось непросто. Атмосферу, которая ждала там исследователей, член археологической комиссии поэтично сравнивает с «тёмной осенней ночью». Краевед утверждает, что высота подземелья, в котором они оказались, составляла около 2,5 метров, ширина – около 1,7 метра. Внутри было сыро, а воздух оказался тяжёлым.

«3 человека вряд могли бы свободно следовать по галерее, не касаясь свода подземелья. Галерея сооружена вся из дикого камня: стены, свод и пол – всё плитяное (плитняк) и при том всё это необычайно прочной постройки. Сверх того, свод, судя по остаткам кое-где уцелевшего дерева, когда-то был еще обшит деревянными досками. На своде местами видны были известковые сталактиты», — описывает в своей заметке открывшееся зрелище исследователь.

Фото: chirski-krynica.ru. Один из псковских подземных ходов

Темноту подземелья, продолжает рассказывать Константин Евлентьев, разгоняли светом огней, принесённых с собой, а длину хода измеряли верёвкой. На расстоянии около 20 метров от входа по левой стороне обнаружилась ещё одна галерея, правда, непроходная, заваленная землёй. Ещё через 40 метров от входа «оказалась вода, и затем топкая по колено грязь».

Через это «болотце» смогли перейти лишь те участники экспедиции, вспоминает краевед, которые обули ботфорты. Но и они не на много смогли продвинуться вперёд по подземным ходам – за сухим островком вновь следовала грязь. В итоге первую вылазку в псковские подземелья было решено прервать. На обратном пути захватили с собой для Археологического музея два кирпича из пролома, сделанного войсками Стефана Батория, и позднее заделанного горожанами.

Фото: pskoviana.ru. Вход в одну из подземных галерей

Вандалы XIX века

Описывая свои впечатления в «Губернских ведомостях», исследователь с негодованием вспоминает, что на участке между башнями Покровской и Свинорской некто неизвестный проломил из праздного любопытства свод одной из подземных галерей. Этакие вандалы XIX века. В результате их действий проход по одной из подземных галерей оказался засыпан землёй – пройти по нему краеведам так и не удалось.

«Археологическая экспедиция покорнейше просит граждан не допускать никого разрушать подземные ходы, в которых проливали свою кровь псковичи во время грозной осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория», — призывает читателей в одном из номеров «Ведомостей» Константин Евлентьев.

Фото: chirski-krynica.ru.

Для него эта вылазка в древние подземные ходы была лишь первой среди множества других. Следующую краеведы предприняли в июне 1873-го. О том, какие ещё открытия ждали исследователей псковских подземелий, «МК в Пскове» расскажет на днях.

В наши дни жителям города и многочисленным туристам не показывают эти подземелья. Ходить по ним небезопасно. Остаётся лишь разглядывать снимки позапрошлого века и мечтать о реставрации.

История и культура России / Древняя Русь

Ранняя история России, как и многих стран, — это история переселенцев. народы и древние царства. На самом деле, ранняя Русь была не совсем «Россией», но собрание городов, которые постепенно объединились в империю. В начало девятого века, как часть того же великого движения которые привели датчан в Англию и норвежцев в Западную Европу, скандинавский народ, известный как варяги, пересек Балтийское море и приземлился в Восточной Европе.Вождем варягов был полулегендарный воин Рюрик, приведший свой народ в 862 году к городу Новгорода на реке Волхов. Взял ли Рюрик силой город или был приглашен править там, он, безусловно, инвестировал в город. Из Новгород, преемник Рюрика Олег, расширил власть города на юг. В 882 году он получил контроль над Киевом, славянским городом, возникшим во время Днепр около 5 века.Олег завоевал власть Киев ознаменовал собой первое создание единого династического государства в область. Киев стал центром торгового пути между Скандинавией и Константинополь, и Киевская Русь, как стали называть империю, процветала следующие триста лет.

К 989 г., правнук Олега Владимир I был правителем царства, простиравшегося на юг до Черное море, Кавказские горы и низовья Река Волга.Решив установить государственную религию, Владимир внимательно рассмотрел ряд доступных конфессий и принял решение о Греческое православие, тем самым объединившись с Константинополем и Западом. Говорят, что Владимир отказался от ислама отчасти из-за своего убежденность в том, что его народ не может жить в соответствии с религией, запрещающей Крепкий ликер. Владимира сменил Ярослав Мудрый, правление которого ознаменовал апогей Киевской Руси.Ярослав кодифицировал законы, сделал проницательный союзы с другими государствами, поощрение искусства, и все другие что-то вроде того, что делают мудрые короли. К сожалению, он решил в прекратить действовать как Лир, разделив королевство между детьми и предложив им сотрудничать и процветать. Конечно, они ничего не сделали Сортировать.

Через несколько десятилетий Ярослава смерти (в 1054 г.) Киевская Русь изобиловала междоусобными междоусобицами и разбиты на региональные центры силы.Внутренние подразделения были сделаны хуже из-за разрушения вторгшихся половцев (более известных как Кипчаки). Именно в это время (а точнее в 1147 году) Юрий Долгорукий, один из региональных князей, устроил на своей охоте пир. домик на холме с видом на слияние Москвы и Неглины Реки. Летописец записал вечеринку, таким образом предоставив нам самое раннее упоминание о Москве, небольшом поселении, которое вскоре станет выдающийся город России.

Древняя Русь | Монголы и возникновение Москвы | В Романовы |
Вторжение Наполеона | Путь к Революция | Советская эпоха




Авторские права (c) 1996-2006 гг. Corp. Все права защищены.

В поисках первых жителей России

Фотограф ищет анклавы оставшихся в России финно-угорских общин и оспариваемые следы древней цивилизации.

Историки говорят, что финно-угорские народы были первыми жителями России, многие наши обычаи и сказки произошли от их цивилизации: культ предков, любовь к лесам и деревням, наше терпение и общность.

Но то, что осталось от древней цивилизации, оспаривается. Некоторые говорят, что финно-угорский народ давно полностью ассимилировался русскими, за исключением нескольких далеких анклавов. Другие считают, что около половины россиян — кровные потомки финно-угров, принявших славянский язык завоевателей.

1: Поселок Мари-Турек, Республика Марий Эл. 2: село Вонозеро, Ленинградская область. Республика Башкортостан, близ села Каймашабаш.

Их общая численность населения оценивается в 25 миллионов человек, из которых почти четыре миллиона — только в России, хотя на самом деле их число может быть намного больше — есть много разных причин, по которым финно-угры могут предпочесть называть себя этническими русскими.

Например, в сталинские годы финно-уграм говорили, что быть коренным — плохо и стыдно.Многие скрывали свое происхождение. Хотя годы репрессий сказались на культуре, в 1990-е гг. Произошло своего рода возрождение.

1: село Васильки Тверской области. 2: город Глазов, Удмуртская Республика. 1: село Кужбал Костромской области. 2: село Латышево, Чувашская Республика.

В 2014 году я направился примерно в 190 милях к востоку от Санкт-Петербурга, возможно, ближайшего финно-угорского анклава к тому месту, где я живу. Когда я начинал этот проект, я мало что знал о культуре.Большинство людей этого не делают, потому что историю всегда пишут победители. Меня очаровала возможность увидеть неизведанное.

За три года я совершил около 10 поездок в разные регионы России. Я был удивлен, увидев, что некоторые языческие традиции сохранились, например, жертвоприношения животных, напомнившие мне вуду. Посетитель может услышать акцент или даже незнакомый язык, но не может сразу увидеть местные обычаи или ритуалы. Они лежат под поверхностью, скрытые от посторонних глаз.

1: село Вонозеро, Ленинградская область. 2: село Мари-Китня, Республика Марий Эл. Село Большое Иванкино Костромской области. 1: село Васильки Тверской области. 2: село Мари-Китня, Республика Марий Эл. Село Каймашабаш, Республика Башкортостан.

На Крайнем Севере России одинокая группа неандертальцев могла быть последней в своем роде

Около 200000 лет Homo sapiens и неандертальцы сосуществовали на Земле.Но затем, около 40 000 лет назад, неандертальцы исчезли из летописи окаменелостей, и их больше никогда не видели.

Именно тогда большинство археологов думают, что наши эволюционные кузены вымерли, основываясь на исчерпывающих обзорах радиоуглеродных дат, связанных с окаменелостями и артефактами неандертальцев. Нет неоспоримых доказательств существования этого вида после этого времени.

Но что, если некоторые сообщества неандертальцев в отдаленных уголках Евразии просуществовали дольше?

Одна группа исследователей утверждает, что обнаружила такой случай: городище Бызовая на Урале в России.Согласно их исследованию 2011 года, неандертальцы выжили там примерно до 31000 лет назад — через 9000 лет после предполагаемой даты вымирания. Эти выносливых немногих не только составили бы самых долгоживущих неандертальцев, они также были бы самым дальним севером — почти в 700 милях от известной северной границы вида. Уединение могло защитить группу от вымирания, по крайней мере, еще на несколько тысячелетий, и отсрочить их открытие современными археологами.

Но другие исследователи отвергают это мнение и утверждают, что это место населяли современные люди, а не неандертальцы.Сегодня, спустя почти десять лет после того, как развернулись дебаты в Science, этот вопрос остается неурегулированным.

Давайте рассмотрим случай последнего противостояния неандертальцев на крайнем севере.

Доказательство стойкости неандертальцев

Приблизительно в 1000 милях от Москвы, Бызовая находится на берегу реки в предгорьях Уральских гор, которые образуют границу между Европой и Азией. На 65 градусах широты это место находится примерно в 100 милях от Полярного круга.

Начиная с 1960-х годов, Бызовая неоднократно подвергалась раскопкам различными исследовательскими группами.За прошедшие годы археологи обнаружили более 300 каменных артефактов и 4000 костей животных, в основном шерстистого мамонта. Орудия ручной работы и вырезанные кости доказывают, что когда-то здесь были какие-то люди (группа, в которую входят неандертальцы), но оставляют без ответа тайну того, кем были эти люди.

Последнее расследование, проведенное французско-российской группой, выявило 33 радиоуглеродных датировки из костей животных, найденных вместе с артефактами. По новым данным, возраст находок составляет от 31 400 до 34 600 лет.Сам по себе этот результат впечатляет, но также соответствует ожиданиям: другие археологические памятники возрастом от 30 000 до 43 000 лет усеивают Урал. А несколько участков этого возраста или чуть старше были обнаружены даже дальше на север, за Полярным кругом. Большинство исследователей предполагают, что H. sapiens только занимали эти места — что только наш вид обладал умом и технологиями (например, сшитой на заказ одеждой и ботинками), необходимыми для выживания в таких высоких широтах.

Но исследование Бызовой вызвало ажиотаж своим другим, более провокационным выводом.Артефакты изготовили неандертальцы — последние и самые северные в своем роде.

Telltale Tools

Проблема с заявлением: на Бызовой не было обнаружено окаменелостей неандертальцев или людей. Только каменные орудия и кости животных. Чтобы окончательно доказать присутствие неандертальцев, исследователям потребуются кости, несущие ДНК неандертальцев.

В отсутствие этого заключение следует из анализа 313 каменных артефактов, обнаруженных на Бызовой. Основываясь на сравнении с общепринятыми стоянками неандертальцев в Центральной и Восточной Европе, ученые утверждают, что типы инструментов и стиль изготовления явно неандертальцы.Они утверждают, что современные H. sapiens в Евразии не создавали подобных вещей.

Рассуждения могут показаться неубедительными, но археологи обычно используют артефактный стиль, чтобы сделать вывод о существовании древних человеческих видов или культур. Человеческие окаменелости действительно редки. На большинстве сайтов есть только артефакты. Хорошо это или плохо, но артефакты часто дают нам лучшее представление о том, кто был там на участках, свободных от окаменелостей. (Поверьте, я написал диссертацию по этому поводу.)

Что возвращает нас к тупику с Бызовой.Разные исследователи, просмотрев один и тот же материал, пришли к разным выводам. Другая группа экспертов по каменным орудиям считает, что находки более похожи на артефакты из памятников такого же возраста на западе России, которые имеют скелетов H. sapiens и скелетов. С этой точки зрения Бызовая была просто еще одним современным человеческим местом.

Обновление ДНК

На сегодняшний день в Бызовой до сих пор нет окаменелостей человека, содержащих ДНК. Но древние геномы были извлечены из других мест, о которых идет речь.Теперь есть данные ДНК, подтверждающие, вне всякого сомнения, статус H. sapiens скелетов из двух западно-российских памятников (Костенки и Сунгирь) с артефактами, аналогичными находкам из Бызовой. Это подтверждает тот факт, что H. sapiens занимали Бызовую.

За исключением того, что участки не , а близкие : от Бызовой до Сунгира и Костенки больше 700 и 1000 миль соответственно. Это просто ближайшие места как во времени, так и в пространстве, с окаменелостями и похожими на вид артефактами.

А ближайшие участки с ДНК-подтвержденными неандертальцами находятся примерно в два раза дальше, далеко на юге (Окладников, Денисова и Мезмайская).

Мы до сих пор не знаем, какие люди оставили артефакты и зарезали животных в Бызовой. Возможно, они были последними неандертальцами на Земле или современными людьми, отправившимися на полярную сторону. В качестве альтернативы, группа могла состоять из неандертальцев и H. sapiens или даже другого типа людей, таких как денисовцы.

Учитывая обширность евразийского континента, весьма вероятно, что некоторые группы неандертальцев сохранились в отдаленных уголках — без памятки, их вид был обречен на вымирание.

Кто такие коренные народы России?

Первыми народами мира

«Мы, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, верим, что Воздух, Земля и Вода — благословенны; Природа — источник жизни, человек — лишь капля в водовороте жизни; Река времени — всего лишь отражение прошлого, настоящего и будущего, и то, как наши предки жили в прошлом, — это то, как мы живем сейчас и как наши потомки будут жить в будущем.»-RAIPON Charter

Последние пару недель все внимание было приковано к России — к подготовке к Олимпиаде, обвинениям в нарушениях прав человека и печально известным неудобным туалетам. Давайте сделаем небольшой перерыв от твитов об ужасных гостиничных номерах, чтобы исследовать население, на которое в России часто не обращают внимания, — коренные народы.

В России идентифицировано более 100 этнических групп. Из них 41 юридически признаны «коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока».«Это единственные группы, которые защищены законом как коренные народы; Чтобы соответствовать требованиям, группа народов должна насчитывать менее 50 000 человек, вести традиционный образ жизни, населять определенные отдаленные районы страны и идентифицировать себя как отдельная этническая группа. Некоторые группы дисквалифицируются из-за их большой численности, например саха (якуты), буряты, коми и хакасы; другие в настоящее время стремятся получить признание. Кроме того, есть 24 более крупные этнические группы, которые идентифицируются как национальные идентичности или титульные нации.Эти группы населяют независимые государства или автономные районы в России, но не имеют особой защиты в соответствии с законом.

Самыми маленькими из этих групп коренных народов являются энцы (350 человек) и ороки (450 человек), а самыми крупными являются ненцы и эвенки, которые насчитывают около 30 000 членов. Из 41 народа десять насчитывают менее 1000 членов, а одиннадцать живут за Полярным кругом. По крайней мере, 16 из этих народов имеют настолько малочисленное население, что считаются находящимися под угрозой исчезновения; по крайней мере одиннадцать были объявлены вымершими.Хотя коренные народы России составляют лишь 0,2% от общей численности населения, или 250 000 человек, они населяют около 2/3 территории России.

Коренные народы России настолько разнообразны и разнообразны, что было бы медвежьей услугой пытаться дать обзор культуры. У них действительно есть некоторые общие характеристики: многие из них ведут кочевой или полукочевой образ жизни, практикуют анимизм и ведут образ жизни, основанный на охоте, собирательстве, рыбной ловле и оленеводстве. Для многих из этих групп приверженность традиционному образу жизни стала еще более важной после краха советской экономики.Языки коренных народов России многочисленны, но большинство из них принадлежит к одной из трех основных этнолингвистических групп: уральской, алтайской и палеосибирской. Мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться с удивительной культурой отдельных племен — этот веб-сайт является отличной отправной точкой для знакомства с каждой группой.

К сожалению, у коренных народов России тоже много общих проблем. Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169. Хотя коренные народы защищены статьей 69 Конституции России, выполнение охранных законов и постановлений часто не обеспечивается должным образом или затрудняется решениями правительства относительно использования природных ресурсов на Севере.В настоящее время существует 70 мест потенциального конфликта между местными группами и добывающими проектами — например, добыча никеля вторглась на многие оленьи пастбища и священные места. В ноябре 2011 года Комитет Совета Федерации по делам Севера и делам коренных малочисленных народов, единственный федеральный законодательный орган, специализирующийся на вопросах коренных народов, был распущен вместе с несколькими региональными специализированными государственными органами. В июле 2012 года в России был принят закон, определяющий некоммерческие организации, которые принимают иностранное финансирование и участвуют в «политической» деятельности, такой как права коренных народов, в качестве «иностранных агентов», в результате чего многие организационные группы коренных народов несут еще больше юридических обязательств и подвергаются стигматизации.В ноябре 2012 года правительство приостановило деятельность Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера (РАЙПОН). RAIPON, основанный в 1990 году, представляет 42 группы коренных народов России и является постоянным членом важного Арктического совета.

В 2001 году правительство приняло закон «О территориях традиционного природопользования», что стало единственной серьезной попыткой обеспечить коренным народам права землепользования на землю, от которой они живут. Однако с момента вступления закона в силу не было создано ни одной Территории традиционного природопользования (ТТП). Многие группы коренных народов также страдают от недостаточных прав на рыболовство — в 2008 году поправка к федеральному закону удалила положения о приоритете доступа коренных народов к рыболовным угодьям и установила, что коренные народы могут ловить рыбу только для своих личных нужд. Сюда не входят обществ , или кооперативы коренных народов, которые на многих территориях являются крупнейшими источниками дохода и занятости для коренных народов. Всего по России более 2300 общин. Кочевым рыбакам также очень сложно получить лицензии, и им грозят большие штрафы за ловлю рыбы без лицензии.

Эти проблемы только усугубляют существующие проблемы с безработицей и бедностью. Безработица среди коренного населения в 1,5-2 раза выше, чем среди населения России в целом, а доходы в 2-3 раза ниже. Коренные народы страдают от нехватки чистой питьевой воды, неадекватного питания и питьевой воды. Эти проблемы способствуют возникновению множества проблем со здоровьем, таких как туберкулез, вирусный гепатит, кишечные инфекции, инфекции верхних дыхательных путей и алкоголизм.В общинах коренных народов России заболеваемость туберкулезом (ТБ) — проблемой здоровья, которой практически не существует в развитых странах, — встречается в 3 раза чаще, чем в среднем по стране. Материнская и детская смертность намного выше на территориях коренных народов — на некоторых территориях уровень смертности в несколько раз превышает рождаемость. Из-за этих проблем ожидаемая продолжительность жизни коренных народов намного короче, чем и без того относительно небольшая продолжительность жизни в России — 50 лет для мужчин и 60 лет для женщин, по сравнению с 64 годами для мужчин и 70 годами для женщин в целом в России.

Коренные народы России также сталкиваются со многими угрозами своей традиционной культуре. Например, сегодня только 10% племен Сибири ведут кочевой или полукочевой образ жизни по сравнению с 70% около 30 лет назад. С 2002 года численность 24 русских коренных народов сократилась, и только 10 из них увеличились. Это связано в первую очередь со снижением самоидентификации с племенем, а также ассимиляцией с русским населением. 90% населения Северной России мигрировало туда за последние два столетия, и модели принудительного продвижения русского языка и культуры разрушили многие малочисленные культуры коренных народов.Распространение русскоязычных государственных школ и школ-интернатов, а также средств массовой информации, таких как газеты, телевидение и радио, выпускаемые в России, поставило под угрозу языки коренных народов — в настоящее время в России существует 148 языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Проблемы, стоящие перед коренными народами России, очень серьезны, но таковы воля и решимость народа. Уже пережив невероятные трудности — как экологические, так и политические — коренные народы России, очевидно, находят огромную силу в своих предках, культуре и способности быть одновременно устойчивыми и адаптивными.Возможно, сейчас, когда мир повернулся к России, для всех нас самое подходящее время оказать некоторую поддержку.

Последний из древних людей

Загнанный еще глубже в Восточные Саяны из-за вторжения турок в седьмом веке. Монголы в тринадцатом веке и русские в семнадцатом веке тофа оказались на территории, до которой чрезвычайно трудно добраться. Ни одна дорога не ведет в Тофаларию, страну тофа. Реки, вытекающие из гор, настолько бурные, что попасть в регион по воде или льду невозможно.Путешествие по горам и болотам, заросшим девственной тайгой и упавшими деревьями, долгое и трудное. На самом деле добраться до Тофаларии можно только пешком, на вертолете или небольшом самолете.

Занимая всего около 10 000 квадратных миль, Тофалария также является одним из самых влажных мест в бывшем Советском Союзе, где выпадает до 78 дюймов осадков в год. Дождь и туман часто делают невозможным полет. Заморозки заканчиваются в конце июня и начинаются в августе.

Эти факторы изолируют тофаларию и объясняют, почему тофа, одна из самых малых культур России, смогла сохранить самобытное и древнее общество. Образ жизни тофа, связанный с охотой и собирательством, мало изменился за тысячи лет. А тофа по-прежнему занимаются примитивным выпасом, используя только полудиких северных оленей, несколько лошадей и, в последнее время, несколько десятков коров.

Сегодня в Тофаларии проживает около 1100 человек, из них около 600 тофа. И все же культура каждого народа — это сокровище; Тофа ценна вдвойне, так как сохраняет элементы жизни охотников и собирателей в далеком прошлом.

БЕЗ ВОЙН ИЛИ ВОИН

Несмотря на свою изоляцию, тофа не выродились из-за смешанных браков, неизбежных в небольшой популяции.Они были разделены на девять кланов — выжило только пять — и мужчина мог жениться на женщине из любого клана, кроме своего собственного. Это помогло сохранить здоровье населения. Свою роль играли и внебрачные отношения: женщина могла вступать в сексуальные отношения с незнакомыми людьми, а дети на момент замужества давали ей преимущество перед другими. У матери могли быть даже «ночные друзья» вне клана.

Олени были ценным имуществом, вокруг которого люди строили свою повседневную жизнь.Следуя сезонам, тофа непрерывно мигрировала с пятью-семью, а иногда и до двадцати оленей. Свои немногочисленные домашние вещи они возили в деревянных грузовых седлах на оленьих спинах. Даже маленькие дети катались на оленях в люльках на специальных седлах.

Летом Тофа поднималась по заснеженным участкам в горах, спасаясь от оводов, врагов северных оленей. Осенью спускались в долины на охоту. Зимой мужчины уходили из семьи на охоту; женщины и дети мигрировали поодиночке или небольшими группами.Охотники уходили в тайгу на месяцы, обычно одни, где бушевали ветры и температура опускалась до -50 ° C. Охотникам не хватало даже временных укрытий. День за днем ​​они ходили по оврагам, ночевали под открытым небом. Семьи зависели от успеха охоты, но они никогда не хранили запасы и, следовательно, голодали, когда охота была плохой.

Для посторонних такая повседневная жизнь и обычаи давно вызвали неуверенность и обвинения в том, что тофа ленивы. Русские охотники, изредка забирающиеся в тайгу, были поражены тем, насколько мало у Тофы хозяйственных орудий.Несколько лет назад высокопоставленный чиновник спросил участников экспедиции, в которой я был. «Что вам показалось интересным в этих тофах? Ведь их тувинцы загнали в те горы за лень и глупость».

Во время другой экспедиции в пещере на севере Тофаларии я нашел документ русского писателя 1725 года. Это самый старый письменный источник, описывающий жизнь этих кочевых охотников. Во главе каждого клана стоял избранный вождь или «дарга», а весь народ избирал верховного вождя или «Улуг-паша».»Дарга разрешал конфликты в клане и стремился обеспечить выживание семей, потерявших одного из родителей. Он мог побудить членов клана назначить подростка из другой семьи на место кормильца или молодую женщину на место матери. . Дарга следил за распределением мяса и рыбы, деля их поровну между членами клана. Шкуры передавались семьям, наиболее нуждающимся в покрытии для чум (вигвама), в котором живет тофа. Дарга также следил за тем, чтобы старики не остались без средств к существованию.

Улиг-паш улаживал конфликты между кланами, давал разрешение на вступление в брак и стремился к тому, чтобы каждая семья собирала и доставляла «албан», налог, введенный Россией в 1649 году. Тофа должны были платить налог в виде собольих шкурок. раз в год, взамен получая порох, свинец и другие товары первой необходимости.

Все это происходило во время ежегодного собрания-праздника, называемого «суглан». В течение года тофа передвигались небольшими группами или поодиночке, поэтому суглана ждали с нетерпением.Тофа танцевала и пела вокруг священного огня. Соревновались в таких видах спорта, как стрельба из лука, подъем тяжелых камней, катание на оленях. Были игры для всех и сказки для детей. Тофа пели «ульгеры», музыкальные стихи мудрости, лаконичные и совершенные по форме. Можно было даже водку пить, тогда в тайге большая редкость.

Вождь и старейшины собрались в Великом Чуме, но никогда не голосовали по важным вопросам. Тофа принимал только те решения, с которыми все соглашались, споря до тех пор, пока не достигали консенсуса.Делать уступки было доблестным делом, а уступка в крупном споре особенно достойна похвалы.

Верховный начальник в одностороннем порядке вынес решение только за проступки. Обычно нарушитель должен был выплатить потерпевшему штраф. В особых случаях виновный получал несколько ударов плетью ивовой веткой. Худшее наказание было, когда Улуг-Паш стоял у костра, указывал на обидчика и провозглашал: «Все посмотрите на него, он плохой человек!»

Тоффа общество отвергло насилие.Не случайно борьба никогда не входила в число соревнований на суглане. Переполненные со всех сторон бурятами, тувинцами и русскими поселенцами, тофа отступили в неприступные горы, не оказав сопротивления. Даже их фольклор не содержит рассказов о войнах, воинах или эпических героях.

Тофа верил, что все предметы и события живы. Например, у деревьев есть отличительные люди. Тофа принес дары, чтобы побудить шаманов деревьев заступиться перед местным духом сала, добившимся успеха в охоте.Они верили, что живые камни могут раздавить плохого человека или позволить хорошему человеку безопасно пройти через горы. После успешного убийства 30-летний охотник однажды заставил меня бросить наш предпоследний патрон в трещину между камнями в качестве подношения богу, давшему улов. Он горячо объяснил, что не поблагодарить бога намного хуже, чем остаться без патронов.

РАЗНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

Еще до нашей эры люди, говорящие на самоедском и кеттском языках, пришли в тофаларию.После этого пришли носители турецкого и монгольского языков. Элементы каждого из этих языков сохраняются в языке, на котором говорил старший Тофа, как и значительный словарный запас неизвестного древнего языка. Однако ни одно из этих культурных влияний не могло изменить тайгу. Предполагается, что турки научили тофу ездить на оленях, но это не изменило основы их существования в горах. Ограниченные запасы корма для оленей не позволяли стадам сильно расти, а климат не позволял заниматься сельским хозяйством. Даже если бы человек захотел пасти больше оленей или возить с собой дополнительную еду, возросшие трудности путешествия сделали бы такой образ жизни невозможным.

Таким образом, природа объясняет парадоксы тофы. Хотя они переняли язык и привычки вновь прибывших, тофа оставались охотниками и собирателями. Тайга может обеспечить пищей, кровом, теплом и здоровьем лишь ограниченное количество людей.

За тысячи лет жизни в этих условиях у тофа развился менталитет, который по своей сути отличался от европейской культуры. В результате столкновения между культурой русских (особенно советского варианта) и культурой тофа были смертельными для этого маленького народа.Например, в 1930-х годах во время коллективизации тофа были вынуждены селиться в трех деревнях и вести оседлый образ жизни. Деревянные избы, наспех построенные русскими, давно нуждаются в ремонте. Жить в них неуютно; в них замерзли насмерть дети. Тем не менее, Tofa даже не думает о ремонте. Их мысли всецело направлены на то, чтобы покинуть поселения и вернуться к охоте или оленеводству в тайге.

Каждая семья тофа доила оленей, улучшая свой рацион и спасая детей и больных от многих болезней.Но при советском управлении оленей в коллективных стадах чрезмерно доили для государственных нужд, что лишало семьи этого молока и причиняло вред оленям. После изъятия оленей из-под опеки тоды советские администраторы не смогли обеспечить надлежащий уход и разведение. Олени выродились в результате инбридинга и поредели из-за болезней. Поскольку тофа не может охотиться без оленей, исчезновение оленей может привести к исчезновению тофы.

Советская власть, ограничив свободу тофа и забрав у них оленей, сделала водку доступной взамен.Тофа почти до последнего становятся алкоголиками. Согласно записям магазинов в одном населенном пункте, 67 процентов тунровера состоит из алкоголя.

Возникает разрыв между старшим и молодым поколениями. Древняя устная культура тофа — их песни, стихи и легенды — умирает. Молодые Тофа оканчивают школу, лишившись родного языка. Получив плохое образование и не имея возможности освоить традиционные занятия, они не могут найти работу.Они слоняются по поселкам, растрачивая скудные заработки старшего поколения на алкоголь. Старики, охотники и оленеводы умирают, а заменить их некому. Все видят, что сильные новички не уважают старые обычаи, язык, культуру, образ жизни.

Способность тофа жить в горной сибирской тайге не дала им возможности пережить столкновение с безразличием современного мира. Большинство тофа, которые покинули Тофаларию, даже те, кто прошел специальную подготовку, возвращаются, чтобы с ужасом рассказывать о времени, которое они провели вдали от тайги, и о своем традиционном образе жизни.Но Тофалария — один из последних участков нетронутой тайги, и Тофа некуда бежать дальше.

Авторские права на статью Cultural Survival, Inc.

Самый старый двоюродный брат коренных американцев, обнаруженный в России | Наука

Российские археологи на раскопках в 1976 г. стоянки Усть-Кяхта-3 на берегу реки Селенги

А.П. Окладников

Майкл Прайс,

Новое исследование выявило самую старую связь между коренными американцами и их предками в Восточной Азии: зуб 14000-летнего возраста, принадлежащий близкому родственнику сегодняшних коренных американцев, найденный в тысячах километров от суши, которая когда-то соединяла Евразию и Америка.

«Это очень круто», — говорит Дженнифер Рафф, генетик из Канзасского университета, Лоуренс, изучающая население Америки.По ее словам, работа предполагает, что сибирские предки коренных народов Северной Америки были более многочисленными и мобильными, чем считалось ранее. Это также может косвенно поддерживать гипотезу о том, что предки коренных американцев оказались изолированными от своих азиатских предков на Берингии, древнем сухопутном мосту, соединявшем Сибирь с Аляской.

Примерно 20 000 лет назад люди начали переходить восточную оконечность Сибири на Берингию. Однако, где именно они жили и бродили в Сибири до этого, долгое время оставалось загадкой.

Новое исследование предоставляет старейшие доказательства наличия близких генетических предков коренных американцев в Евразии. Это также намного дальше от Берингии, что многие могли бы подозревать, говорит старший автор исследования Йоханнес Краузе, археогенетик и директор Института Макса Планка (MPI) по науке истории человечества. В 1970-х годах российские археологи раскопали участок под названием Усть-Кяхта, зажатый между южным берегом озера Байкал и границей с Монголией на юге центральной части России.Они обнаружили тысячи каменных и костяных орудий, керамику, оленьи и рыбные кости, а также осколок человеческого зуба.

Зуб пролежал в ящике для коллекций десятилетиями, пока Светлана Шнайдер, археолог Российской академии наук, не обратила на него внимание экспертов по древней ДНК из MPI. «Изначально я был весьма скептически настроен», что он все еще может содержать ДНК, — говорит Краузе.

Фрагмент зуба, принадлежащий близкому родственнику нынешних коренных американцев

ГРАММ.Павленок

Но холодная и сухая среда Сибири способствует сохранению ДНК, и команде удалось секвенировать геном носителя зубов по пульпе зуба. Основываясь на радиоуглеродных датах угля и костей, найденных рядом с зубом, исследователи подсчитали, что ему около 14000 лет. Геном показал, что это был мужчина — тот, кто имел ту же особую смесь восточноазиатских и евразийских предков, что и современные коренные американцы. Это делает его самым старым известным близким родственником коренных американцев за пределами Америки, сообщают исследователи сегодня в Cell .

Мужчина жил в 4500 километрах от Берингии и почти в 3200 километрах от женщины на северо-востоке Сибири, у которой примерно две трети своего генома делились с живыми коренными американцами. Это говорит о том, что исходная популяция, из которой произошли коренные американцы, занимала обширный регион северо-востока Евразии, говорит Краузе.

Этот впечатляющий диапазон, в свою очередь, означает, что группа, являющаяся прямым потомком коренных американцев, оказалась генетически изолированной в Берингии, а не в Сибири, где они перемещались в течение тысяч лет, говорит Рафф.Сегодня люди, живущие на озере Байкал, практически не имеют генетических признаков этой старшей популяции, что указывает на то, что около 10 000 лет назад ее заменили мигранты преимущественно северо-восточноазиатского происхождения.

Согласно дополнительным данным, приведенным в статье, люди вокруг озера Байкал продолжали передвигаться и взаимодействовать с другими группами в течение тысяч лет. Два из них, похороненные бок о бок около 4200 лет назад, несли ДНК-сигнатуру вызывающей чуму бактерии Yersinia pestis , которая до сих пор встречалась только намного дальше на запад, у людей, генетически связанных с евразийской степью.

«То, что [бактерия] переместилась от Балтики до Байкала за более или менее 100 лет, это немного удивительно, — говорит Краузе. «Сегодня мы видим что-то вроде коронавируса, который за 3 месяца распространился повсюду, но бронзовый век не был таким глобализированным миром».

Сочетание древней ДНК человека и патогена открывает редкое историческое окно в место, имеющее решающее значение для понимания генетики коренных американцев, азиатских и европейских народов, — говорит Прия Мурджани, генетик из Калифорнийского университета в Беркли.«Каждый образец из этого региона помог уточнить наше понимание истории и эволюции человечества».

Древняя ДНК изображает загадочных денисовцев, вымерших кузенов неандертальцев | Наука

Реконструкция этого художника, основанная на анатомических оценках по новому методу, показывает лицо денисовской девушки из Сибири в России.

МААЯН ГАРЕЛЬ

Автор: Майкл Прайс

Многие из нас могут представить себе лицо неандертальца с низким лбом, бугристыми бровями и большим носом. Но до сих пор даже ученые могли только догадываться об особенностях вымерших денисовцев, которые когда-то процветали по всей Азии. На протяжении более 10 лет этих близких родственников неандертальцев можно было идентифицировать только по их ДНК в горстке обрывков окаменелостей.

Теперь денисовцам обернулся новый метод. Недавно разработанный способ получить сведения об анатомии из древних геномов позволил исследователям собрать воедино грубую композицию молодой девушки, которая жила в Денисовой пещере в Сибири в России 75 000 лет назад. Результаты показывают, что это широколицый вид, который отличался бы как от людей, так и от неандертальцев.

Людовик Орландо, молекулярный археолог из Копенгагенского университета, который не участвовал в работе, называет этот подход «умным».»Но он и другие предостерегают от обобщений в масштабах всего вида на основе одного человека.

Возможно, 600000 лет назад родословная, которая привела к современным людям, отделилась от той, которая привела к неандертальцам и денисовцам. Затем, около 400000 лет назад, сами денисовцы и неандертальцы разделились на отдельные ветви. Денисовцы простирались от Сибири до Юго-Восточной Азии и, возможно, существовали до 30 000 лет назад, основываясь на их генетическом наследии в отношении жителей Юго-Восточной Азии.

Сотни скелетов неандертальцев, включая целые черепа, были найдены за эти годы. Но единственные окаменелости, окончательно связанные с денисовцами, — это мизинец девушки плюс три зуба, все из Денисовой пещеры, и недавно обнаруженная нижняя челюсть из пещеры Байшия карст в Китае.

Затем, в 2014 году, исследователи представили новый метод, основанный на эпигенетике — набор молекулярных регуляторов, которые могут повышать или понижать экспрессию генов — для анализа регуляции генов у давно вымерших гомининов. Одним из таких рычагов является химическая модификация, называемая метилированием, которая подавляет экспрессию генов. В метилированной ДНК один нуклеотид, цитозин, за тысячи лет распадается на конечный продукт, отличный от обычного. Отслеживая эту деградацию в древнем геноме, ученые могут создать «карту» метилирования.

Лиран Кармель и Дэвид Гохман, генетики из Еврейского университета в Иерусалиме, и их коллеги применили этот метод к ДНК в мизинце девочки из Денисовой пещеры. Они сравнили карту метилирования девочки с аналогичными картами современных людей, неандертальцев и шимпанзе, сосредоточив внимание на областях, где степень метилирования различалась более чем на 50%.

Чтобы выяснить, как уникальные паттерны метилирования денисовцев могли повлиять на их физические особенности, исследователи обратились к базе данных Human Phenotype Ontology генов, которые, как известно, вызывают определенные анатомические изменения у современных людей, когда они отсутствуют или являются дефектными. Поскольку метилированные гены «выключены», они могут иметь эффекты, сравнимые с эффектами генов в базе данных, что позволяет исследователям делать выводы о денисовской анатомии.

Метод не может обеспечить точных размеров тела.«Мы можем сказать [у денисовцев] пальцы [например, у современных людей] длиннее, но мы не можем сказать, что на 2 миллиметра длиннее», — объясняет Кармель. Всего исследователи обнаружили 56 анатомических особенностей денисовцев, которые могли отличаться от людей или неандертальцев, 34 из которых находятся в черепе. Как и ожидалось, денисовская девушка выглядела довольно похожей на неандертальца с таким же плоским черепом, выступающей нижней челюстью и покатым лбом, сообщают исследователи на этой неделе в Cell .

Но у нее были и ключевые отличия.Восстановленное лицо было заметно шире, чем у современного человека или неандертальца, а зубная дуга вдоль челюстной кости была длиннее.

Тестирование модели проводилось, когда редакторы Cell просматривали статью. Другая команда пришла к выводу, основываясь на древних белках в челюстной кости Байшия, что она принадлежала денисовцу. Кармель и его коллеги с энтузиазмом сопоставили свою модель денисова с реальной вещью и нашли точное соответствие: челюсть была шире, чем у людей или неандертальцев, и были намеки на то, что она выступала примерно так же, как у неандертальцев, но больше, чем у современных людей. .«Это почти полностью совпало с нашими прогнозами, что было очень приятно для нас», — говорит Кармель. Прогнозы группы также совпадают с фрагментами черепа из Сюйчана, Китай, которые, как некоторые утверждают, принадлежат денисовцу, добавляет он, и этот метод может помочь идентифицировать дополнительные образцы денисовцев.

Поскольку текущее исследование основано на одном человеке, а метод возвращает только относительные измерения, исследователи предупреждают, что это несовершенное отражение того, как выглядел этот вид. Только большее количество окаменелостей денисовцев может подтвердить, является ли этот портрет точным, говорит Габриэль Рено, биоинформатик из Копенгагенского университета, и добавляет, что ему хотелось бы, чтобы авторы публично опубликовали свои вычислительные методы, чтобы другие могли воспроизвести результаты.

«Если бы вы нашли одну окаменелость Homo sapiens , и это был баскетболист НБА, то вы могли бы сделать вывод, что Homo sapiens были ростом 7 футов», — говорит он. «Это интересный подход, но мы не можем проверить предсказания, пока не будут обнаружены несколько денисовских скелетов».

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *