Сценарий мероприятия с первоклассниками: «Кто где зимует»
Клубный час : «Кто как зимует?»
Цель занятия:
Познакомить детей с жизнью животного мира зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; воспитывать бережное отношение к приро.
План занятия:
1. Организационный момент; 2. Подготовка растений к зиме; 3. Подземное строительство медведей, барсуков, енотов. Спячка; 4. Зимний сон пресмыкающихся и земноводных, рыб и насекомых; 5. Жизнь белок, лис, лосей, зайцев и птиц зимой; 6. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Добрый день, ребята! — Сегодня мы узнаем, как зима отразилась на жизни растений и животных.
2. Про растения:
— С наступлением осени начинают подготовку к зиме не только животные, но и деревья, и травянистые растения. — Как зимуют деревья, кустарники и травы? ( Ответы детей ) — Да, правильно. Деревья сбрасывают листву, чтобы не замерзнуть. Травы желтеют, высыхают. А вот, например, озимая рожь, озимая пшеница, травы многолетние ( клевер, тимофеевка, люпин и т. д.) остаются зелеными под снегом.
3. Про животных :
— Все еноты, барсуки и медведи осенью занимаются подземным строительством. Молодые еноты , барсуки и медведи знают все секреты строительного мастерства, даже если родители их этому не учили. Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Если же ожидается зима мягкая с оттепелями, то медведи выбирают место на возвышенном месте.
Если же все-таки будет оттепель, вода не будет задерживаться и не намочит медвежью шкуру. Они забираются в берлогу задом наперед , чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. — Ребята, как вы думаете, сосут ли они во сне лапу? (ответы детей). — Оказывается, сосут. На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Если медведей потревожат, они просыпаются и выходят наружу, чтобы проветриться и успокоиться. Настроение у не выспавшихся медведей-шатунов плохое. Могут зло сорвать на любом встречном. Побродив немного по зимнему лесу, они убеждаются. Что зима не кончилась. И вновь укладываются на теплое ложе и засыпают до весны. Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, кормит их своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
— А ложатся ли белые медведи спать? (ответы детей) — Белые медведи, живущие вблизи Северного полюса, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. — Барсук иногда просыпается. Поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает.
4. Зимний сон рыб и насекомых.
— От зимнего сна отличается спячка, в которую иногда впадают животные. В этом состоянии животные почти не дышат, у них перестает биться сердце, тело становится холодным – они как будто умирают. В спячку зимой впадают кроме медведей, барсуков, летучие мыши, ежи, суслики, сурки. — Лягушки, жабы, болотные черепахи и змеи прячутся между корнями или на дне водоемов и там замирают. Насекомые в основном впадают в спячку. Рыбы тоже спят под водой. В самых глубоких местах лежит в яме сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Окунь тоже любит ямки и засыпает на всю зиму. Только зубастой щуке спится плохо, и она глотает сонную рыбу.
Физкультминутка.
5. Жизнь белок, лис, лосей, зайцев и птиц зимой.
— Ну, а что делать тем, кому зимой не спится? — Ребята! А кому зимой не спится? (ответы детей) — Спрятались под снегом плоды, семена. Еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает пушистая теплая шерсть. — Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. — Кто это? (Ответы детей) — Правильно, это белочка. — К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками. В более южных районах питается желудями, лещиной. А в северных районах запасает грибы шляпочные. — За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнула, пробежала – Нет ни дыма, ни пожара. — Что за зверь? (Ответы детей) — Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. У лисы очень хороший нюх. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. — А чем же питаются зайцы? (Ответы детей) — Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. Лоси тоже питаются корой и ветками деревьев и кустарников. Особенно им трудно находить пищу после сильных снегопадов, метелей, когда низкие деревца и кустарники остаются под снегом. Например, лось за день должен съесть 9-10 кг, во время сильных морозов 20 кг.
— А вот в горных долинах живут большими семьями родственники зайцев и кроликов. В случае опасности они свистят. Поэтому этих горных зайчиков назвали пищухами. Со стороны они кажутся бездельниками: сидят на камнях, сложив на груди лапки. Греются на солнышке и ничего не делают. А на самом деле пищухи большие труженики – косари. Конечно, у них настоящей косы или серпа нет: траву они срезают зубами, а потом тщательно высушивают на солнце. Они складывают сено в большие стога и оставляют их под кронами деревьев. Там их дождь не намочит, ветер не развеет. А когда наступают холода, сеном питаются и зайцы, и дикие козы. — Ребята! Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей) — Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. — Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая из-под коры деревьев. Также дятлы питаются семенами шишек ели и сосны. Чтобы достать семена из 1 сосновой шишки требуется 600 ударов головой, а еловой 1600 ударов. Чтобы прокормиться за день дятлу необходимо нанести 37000 ударов головой. В разгар зимы из 8-часового светового дня эта птица, примерно, 5 часов долбит шишки. Еще почти час уходит на то, чтобы выбрать подходящие шишки, сорвать их и установить в «кузницах». Остальное время на отдых и на чистку оперения. — Какие птицы с первым снегом к нам прилетают? (Ответы детей) — К нам с Севера прилетают с первым снегом – снегири и свиристели, клесты, чечетки, чижи. Чижи и чечетки питаются ольховыми и березовыми семенами, свиристели и снегири – рябиной и другими ягодами. — Скажите, какие птицы выводят своих птенцов зимой? (Ответы детей) — Правильно, клесты. У клестов самцы красные, а самки зеленые. У клестов клюв очень интересный. У них клюв загнут кверху, а верхний книзу.
Им так лучше извлекать семена ели. И все же птицы голодают. Зимний день очень короток, и бывает недостаточно времени, чтобы наесться досыта. Трудно отыскивать корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много погибает птиц. Из каждых 10 синичек до весны доживают только две. Поэтому нужно птиц подкармливать. Люди развешивают кормушки в садах, парках. Если вы будете подкармливать зимой, то к вам они и летом будут прилетать и очищать растения от насекомых-вредителей.
6. Подведение итогов занятия.
— А теперь давайте отгадаем загадки. — Летом по лесу гуляет, А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) — Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)
— Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест) — У какого зверя зимой рождаются детеныши? (У медведицы) — Молодцы, ребята! Быстро справились с заданиями. На этом наше занятие подошло к концу. Можете отдыхать.
Источники информации:
• В. А. Крутецкая «Окружающий мир 2-4 классы. Интересные факты для докладов и сообщений», «Литера» Санкт – Петербург 2008 год.
• Перевод Т. Ю. Покидаевой «Загадки дикой природы», «Росмэн» Москва 2001 год.
• Л. И. Марченко «Осень», «Дрофа» Москва 1996 год.
• Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский «Книга природы», «Детская литература» Москва 1990 год.
• Н. А. Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня»,.
Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в зимнее время года; медведь зимой спит в берлоге; еж свернулся в клубок в своей норке; у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти; зимующие птицы приближаются к жилью человека из-за нехватки пищи, насекомые спрятались под кору деревьев до весны; рыбы опустились на дно рек и озер.
Ход:
Воспитатель: Пришла на землю холодная зима. Часто идет снег, метет метель, воет вьюга. Люди надели теплую одежду. А что же происходит зимой в природе? Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.
Вопросы:
Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
Что их спасает от зимней стужи? От хищников? (Звери сменили свои летние шубки на более теплые зимние, поменяли их окрас). Не страшен ли им холод?
Чем питаются зимой белка, заяц?
Как лиса выслеживает зимой добычу?
Почему заяц меняет окрас своей шерсти и в какой цвет? Где он прячется? Чем питается?
Как проводит зиму еж?
Если тебе удалось побывать в лесу зимой и разыскать следы животных, расскажи об этом. (Показать следы животных на картинках и провести игру «Чей след?»
Как изменится образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются? (синицы, снегири, воробьи, голуби)
Где проводят зиму насекомые?
Как зимуют лягушки, рыбы?
Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой? Рыбам?
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей.
Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца и белки меняется окрас шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу зимой ни орехов, ни грибов, но белка
запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои клады. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежья корма в лесу зимой нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю
зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук, и еж в своей норке. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
А вот зайцы. Лисы. Лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, глотает кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном и кормится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.
Зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вещки, раскладывают сено, морковь, капусту, орехи, желуди. Делают кормушки для птиц.
Рыбы опустились на дно рек, озер и там спят. Трудно бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду, и рыбы часто погибают от его недостатки, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.
Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам, птицам.
Физкультминутка.
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет,
Стороной идет народ,
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень,
Мы немного разомнемся,
За дела опять возьмемся.
Воспитатель:
Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (Диких)
Какие еще бывают животные? (Домашние)
Предлагаю поиграть в игру «Зоологическое лото». На карточках изображены животные. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается по 6 штук. Правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нет нужной картинки, ребенок пропускает ход. Игра продолжается, карточки перемешивается.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/380341-beseda-kak-zimujut-zveri-pticy-nasekomye
20 книг о зимней спячке медведей + Животные, впадающие в спячку для детей
Главная / Мероприятия для детей / Книги / 20 книг о зимней спячке медведей + Животные, впадающие в спячку для детей