Религия в Грузии
- Главная
- Грузия
- Религия
Грузия официально является светским государством, в котором есть пространство для проповедования всех основных мировых религий. Считается, что Грузия является второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии — в 326 году нашей эры. Примерно 80% населения Грузии — христиане, большинство из которых принадлежит к Грузинской Православной церкви, которая является самым мощным и влиятельным религиозным учреждением в стране.
Некоторые абхазы и грузины из южных и юго-западных частей страны, например, Аджарии, являются мусульманами, как и азербайджанцы, которые в основном проживают в районе Квемо-Картли, и большинство кистинцев, которые по большей части живут в Панкисском ущелье.
Ассирийцы, армяне, греки и русские имеют в стране свои православные церкви. Также есть небольшое количество католиков. Кроме того, в Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире, а также небольшая община духоборов и лютеран.
Грузинская Православная церковь
В православии считается, что в 44 году нашей эры, вскоре после распятия Иисуса, Святая Богородица Мария вместе с другими апостолами бросили жребий, чтобы определить, в какую землю каждый из них должен отправиться, чтобы проповедовать Святое Слово. Согласно древним церковным преданиям, Иберия (древнее название Грузии) была землей, отведенной самой Деве Марии. Сейчас она почитается грузинскими христианами как святая покровительница страны.
В грузинских церковных хрониках говорится, что, хотя Дева Мария не смогла поехать в Иберию и по воле Бога осталась в Иерусалиме, она попросила апостола Андрея поехать туда и распространять Евангелие от ее имени. Древние писания рассказывают, как он посетил многие города и деревни в Грузии, проповедуя новую религию. В селе Ацкури (недалеко от современного города Ахалцихе) молитва апостола Андрея вернула к жизни мертвого человека. Чудо убедило первых местных жителей принять христианство.
Апостол Андрей оставил изображение Девы Марии на деревянной доске в деревне, чтобы местные жители могли ему помолиться. Ацкурийская икона Божией Матери считается первой в своем роде и в настоящее время хранится в Национальном музее Грузии в Тбилиси.В те дни на территории современной Грузии было два государства: восточное государство Картли (Иберия) и западное — Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал в них обоих, и это факт, подтвержденный не только грузинскими летописями, но и греческими и латинскими церковными авторами.
В течение первых столетий после обращения христиане подвергались гонениям со стороны властей. Однако в 326 году нашей эры христианство стало официальной государственной религией благодаря Святой Нино, которая родилась в римской провинции Каппадокия. После видения во сне Девы Марии, благословившей ее проповедовать христианское Евангелие в Иберии, она уехала на Кавказ.
Согласно традиционным источникам, святая Нино установила большой деревянный крест на месте старой языческой святыни за пределами Мцхеты, столицы Иберийского царства. Совершая чудеса, Крест привлекал паломников со всего Кавказа. В настоящее время это место широко известно как церковь Джвари. Святой Нино также приписывают обращение в христианство царя Иберии Мириана Третьего, что в конечном итоге и привело к тому, что оно стало официальной государственной религией в Иберийском царстве.
К концу IV века в Грузии утвердилось христианство. Однако в следующие века на Грузию нападали персы, арабы, турки и монголы, исповедовавшие другие религии. Большинство оккупантов пытались заставить грузин отказаться от своих убеждений; многие люди были замучены и убиты. Несмотря на порой трагическую историю грузинской церкви, вера местного населения прошла испытание временем, и христианство сейчас, вероятно, находится на самых сильных позициях, чем когда-либо прежде.
В Грузии огромное количество церквей и монастырей, многие из которых также служили образовательными центрами своего времени. С IX века Грузинской Православной Церковью управляет Католикос-Патриарх. В XII веке, в период, считающийся Золотым веком страны, царь Давид Четвертый (в основном известный как царь Давид Строитель) приказал построить Гелатский монастырь и Академию недалеко от Кутаиси. За короткое время Академия была признана одной из величайших богословских и научных школ православного мира.
С начала XIX века Грузия вошла в состав Российской Империи. Впоследствии был учрежден Экзарх, которым Грузинская Православная Церковь была интегрирована в Русскую Православную Церковь и утратила автокефалию. В 1917 году грузинские власти после революции в России смогли провозгласить независимость страны, и Грузинская церковь также восстановила свой суверенитет. В советское время атеизм, хотя он никогда не провозглашался официальным элементом государственной идеологии, активно поддерживался партией. Большинство церквей и мечетей не функционировали, а многие церковные священники были арестованы. Возрождение христианства пришло с перестройкой в СССР.
С 1977 года по настоящее время руководящий пост занимает архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия Второй. Тысячи туристов совершают паломничество в Грузию, чтобы увидеть хранящиеся там реликвии и посетить многие святые места по всей стране.
Иудаизм
В Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире. Согласно «Грузинским хроникам», еврейский народ прибыл в Грузию после завоевания Иерусалима в 586 году до н.э. царем Вавилона Навуходоносором II и последующего вавилонского изгнания. Еврейский народ исповедовал здесь свою веру и культуру на протяжении веков. Несмотря на то, что численность еврейского населения в Грузии резко сократилась во второй половине ХХ века, когда стала возможна эмиграция из Советского Союза, большинство из тех, кто решил остаться, по-прежнему проживают в столице Грузии Тбилиси. Есть также небольшие еврейские поселения в Кутаиси, Гори, Сурами, Они, Ахалцихе и Батуми. Во всех этих городах вы можете найти синагоги, многие из которых действуют до сих пор.
Армянская Апостольская Церковь
Армянская церковь существовала в Грузии более 1500 лет: с V века нашей эры.
Русская Православная Церковь
Русское православие официально появилось в Грузии одновременно с присоединением Грузии к Российской империи в 1801 году. С 1811 по 1917 год фактически Грузинская Церковь существовала в форме Экзархата Русской Церкви, а это означало, что последняя имела доминирующий статус.
Грузинский патриархат вопреки церковным правилам был упразднен.Приверженцы русского православия в Грузии по большей части являются добровольными гражданскими мигрантами из России и бывших стран СССР.
В советское время русские церкви постигла участь многих религиозных построек других конфессий: одни были разрушены, в других размещались общественные и светские организации, музеи, библиотеки, склады и т.п.
Сегодня в Тбилиси действуют три русских православных храма, в которых службы частично проходят на русском языке. Одна из них — церковь Александра Невского, построенная в 1864 году на пожертвования прихожан и средства, выделенные Священным Синодом России. Примечательно, что здесь хранятся частицы мощей святой Марии Магдалины, святой Нино и святого Николая. Другая церковь, построенная в Тбилиси в 1911-1913 годах архитектором Иоганном Дицманом, носит имя святого графа Тверского, небесного покровителя великого князя Михаила Александровича Романова.
Ислам
Ислам появился в Грузии в VII веке, когда армия, посланная в Тбилиси третьим халифом ислама, Османом, вторглась в Восточную Грузию и установила мусульманское правление. В настоящее время мусульмане составляют около 10 процентов населения Грузии. Одна из двух основных мусульманских групп в Грузии — суннитские ханафи. Они сосредоточены в Аджарской Автономной Республике Грузии, которая граничит с Турцией. Эта часть Грузии в течение некоторого периода своей истории находилась под властью Османской империи, что, очевидно, привело к исламизации местного населения.
Шииты Итна Ашария — в основном этнические азербайджанцы-мусульмане, проживающие вдоль границы с Азербайджаном и Арменией. Панкисское ущелье является домом для этнической группы кистинцев, исповедующих ислам.
Самая древняя и уникальная мечеть в Грузии — Джума-мечеть в Тбилиси. Этот красивый памятник архитектуры XVIII века расположен в Старом Тбилиси на холме между крепостью Нарикала и серными банями. Еще одна крупная мечеть страны находится в Батуми. Есть и небольшие мечети в горной Аджарии.
Католицизм
Грузинская католическая община существует веками, но никогда не была большой. Сейчас она насчитывает около 80 тысяч человек (примерно 2% от населения страны). История католической церкви в Грузии началась в XIII веке, через двести лет после раскола между Востоком и Западом.
Раскол между западной и восточной ветвями христианства в Грузии ощущался не так сильно, и грузинские цари с уважением принимали представителей Папы. Первыми в Грузию приехали миссионеры францисканского ордена, а вскоре и доминиканцы. Формальная латинская епископская кафедра действовала в Грузии с XIII века до начала XVI века.
Большинство католических церквей в стране были либо разрушены во времена советской власти, либо переданы под управление Грузинской Православной церкви. В настоящее время в Грузии открыто лишь несколько католических церквей, включая Собор Богородицы и Церковь апостолов Св. Петра и Павла в Тбилиси и Церковь Святого Духа в Батуми. Величественное здание Благовещенского храма в Кутаиси в настоящее время находится в распоряжении Грузинской Православной церкви.
Среди грузинских католиков есть выдающиеся деятели культуры и образования, такие как Закария Палиашвили, который сочинил музыку к гимну Грузии и основал национальную композиторскую школу; основатель Тбилисского государственного университета Петре Меликишвили; Симон Каухчишвили, основоположник грузинской классической филологии; бизнесмены и благотворители братья Зубалашвили и один из величайших писателей, ученых и политиков в истории Грузии Сулхан-Саба Орбелиани.
Духоборы
Духоборы — это и конфессия, и этнос одновременно. Все духоборы происходят из России и сегодня проживают в основном в России, на Кавказе и в Канаде. Слово «духобор» означает «борец с духами». Они называют себя «православными христианами, но без посредников» и не принимают церкви. Духоборы верят в реинкарнацию и святой дух, не принимают крест и используют заклинания и чары. Поэтому Русская Православная церковь всегда считала их сектантами. В 1839 году российский император Николай I поставил духоборам ультиматум: либо принять православие, либо навсегда уехать в только что завоеванный регион Кавказа. В 1839-1845 годах около 5000 духоборов поселились в двух грузинских областях — Джавахети и Дманиси и основали 10 сел: Владимировка, Тамбовка, Родионовка, Богдановка, Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыково и Троицкое.
После массового переселения духоборов из Грузии в 1990-е гг. на карте осталось только одно село — Гореловка. Сегодня здесь 50 дворов, в которых проживает около 135 человек. Это уникальное место в Грузии, где русский язык является родным для местных жителей, а люди носят старинную национальную одежду, передаваемую из поколения в поколение. Духоборы славятся хранением традиций русского народного пения.
Лютеранство
Лютеране из Германии были первыми протестантами, переехавшими в Грузию. Немецким экспатриантам начала XIX века были обещаны существенные привилегии в их новом доме: свобода вероисповедания, освобождение от военной службы, финансовая помощь, освобождение от налогов на 10 лет и т. д. В сентябре 1817 года в Тбилиси прибыла первая группа иммигрантов (31 семья швабских немцев из Вюртемберга). В течение следующих двух лет они уже основали шесть крупных немецких поселений в Грузии: Мариенфельд, Ной-Тифлис, Александердорф, Петерсдорф, Элизабетталь и Катариненфельд. Элементы традиционной немецкой архитектуры сохранившихся построек из этих исторических районов продолжают удивлять путешественников и по сей день.
В 1897 году в Тбилиси открылась лютеранская церковь Св. Петра и Павла. При церкви была немецкая гимназия, пользовавшаяся большой популярностью даже в советское время. Так, например, в гимназии учился сын Лаврентия Берия. Церковь находилась на левом берегу главной реки столицы Мтквари. С начала 1930-х лютеран начали подвергать репрессиям, а церковь постепенно разрушалась.
Возрождение лютеранства в Грузии связано с деятельностью Герта Хуммеля, профессора Лютеранского университета в Саарбрюккене, Германия. Он переехал в Грузию в конце 1980-х и начал вести миссионерскую деятельность. Хуммель продал свой дом в Германии и в 1995 году начал строительство новой лютеранской церкви в Грузии. В 1997 году, через 100 лет после освящения лютеранской церкви Св. Петра и Павла, в Тбилиси открылась новая церковь «Примирение». В Батуми есть протестантская церковь Святой Троицы. Небольшие общины существуют также в Рустави, где находится Руставская Евангелическо-Лютеранская церковь, а также в городе Гори.
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году. Это государство с богатейшей историей, уходящей корнями в сказание о Ноевом ковчеге, оставленном на горе Арарат. Армянское нагорье стало местом расположения и легендарного древнего государства Урарту, соперничавшего за право первенства в этом регионе с Вавилоном и Ассирией. Затем Армения попала под влияние Мидии, а вскоре стала частью Персидской империи Ахеменидов. Эта территория была завоевана Александром Македонским и вошла в состав обширного эллинистического мира. После смерти великого завоевателя армянское государство попало под протекторат сирийских Селевкидов.
Христианское вероучение стало распространяться по территории Армении еще в I веке нашей эры, впрочем как и в соседней Колхиде (нынешней Грузии). Существует легенда, согласно которой армянский правитель Авгарь, узнав о появлении Спасителя на палестинской земле, отправил к нему своих послов с приглашением посетить столицу, Эдессу. В ответ на приглашение Спаситель отправил двух своих учеников Варфоломея и Фадея с благословением и Своим Нерукотворным Образом. Придя на армянскую землю из Ассирии и Каппадокии, они начали нести слово Божье в период с 60 по 68 годы нашей эры. В армянской традиции Фадей и Варфоломей стали известны как «Просветители армянского мира». Первые два века армянские христиане все еще притеснялись язычниками — их было большинство, а язычество оставалось государственной религией. Гонения на новую веру в Армении велись параллельно с гонениями в Риме. Оба тогдашних правителя Трдат III и римский император Диоклетиан считали первых христиан маргинальными элементами, разлагающими основы государственности. Однако, постепенно гнет на официальном уровне угасал и уже к началу IV века вовсе сошел на нет — в 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию в Римской империи. Намерения Трдата были еще более радикальными — он решил в одночасье искоренить язычество, а христианство сделать единой верой для всех армян.
Левон II. (wikipedia.org)
Поводом такого поступка стала история о мученической гибели святых дев Рипсимеянок. Несколько христианских девушек — римлянок бежали от гонений на родине и, посетив Иерусалим, пришли в Армению, где и поселились неподалеку от города Вагаршапата. Трдат восхитился красотой одной из них, Рипсиме, однако не встретил взаимности, от чего пришел в бешенство и повелел казнить всех римлянок. Показательная казнь произошла в 300 году, а последствия ее тяжело сказались на душевном здоровье правителя: случившуюся с Трдатом болезнь часто называли «свиной», именно поэтому в изображении царя фигурировала свиная голова. А в это же самое время в заточении находился один из бывших сподвижников царя, христианин Григорий, которого Трдат обвинил в убийстве своего отца и посадил в яму со змеями и скорпионами. Проведя в нечеловеческих условиях 13 лет, Григорий чудом был освобожден, так как сестре царя приснился вещий сон, сообщающий, что только этот узник способен исцелить ее брата от душевного недуга. Освобожденный Григорий повелел предать земле со всеми христианскими почестями замученных рипсимеянок. И отслужив 66 дней проповеди, в конечном счете исцелил правителя. Восхищенный чудесами Григория, Трдат принял христианскую веру и сделал ее официальной религией Армении.
Святой Григорий Просветитель. (wikipedia.org)
Древнее грузинское государство в том же IV веке приняло христианство благодаря Святой Нино, которая с этого момента считается покровительницей Грузии. Как и в случае с Арменией, поводом для принятия христианства стало чудо исцеления, а в 324 или 326 году грузинский царь Мириан утвердил новую официальную религию. Святая равноапостольная Нино родилась в Каппадокии около 280 года. Происходя из весьма знатного рода, юная девочка в 12-летнем возрасте оказалась в Иерусалиме, где ее родители приняли сан священнослужителей. Оказавшись на воспитании у старицы Нианфоры, Нино с восторгом внимала ее рассказам о далекой и сказочной стране Иверии (нынешняя Грузия). Вдохновленная рассказами, Нино захотела однажды посетить эту страну и вскоре ей представился такой случай: однажды во сне ей привиделась Дева Мария, которая вручила ей крест из виноградной лозы, сказав — «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Этот крест и поныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Нино обратилась за благословением к своему дяде Иерусалимскому патриарху, который отпустил ее в далекую страну.
По пути в Иверию Нино едва не погибла от руки армянского правителя Трдата III, уже упоминавшегося выше в связи с крещением Армении. Чудом избежав смерти, Нино достигла Иверии в 319 году. Войдя в древнюю столицу Грузии, Мцхету, будущая покровительница всех грузин нашла приют в семье бездетного царского садовника. Молитвы святой Нино чудесным образом помогли жене садовника Анне, которая вскоре забеременела и после этой истории уверовала во Христа. Вскоре о чудодейственной Нино узнали сначала в ближайших окрестностях, а позже слухи дошли до грузинской царицы Наны, которая страдала от тяжелой болезни. Однако на царя Мириана чудесный случай с женой произвел обратный эффект — он возненавидел святую Нино и даже хотел убить ее.
Но после несчастного случая на охоте, царь, попав под грозу, ослеп и пообещал принять христианство в случае своего исцеления. Святая Нино вскоре исцелила Мириана и тот в благодарность уверовал в Бога и обратил в христианскую веру сначала всех своих подданных, а затем и весь иверийский народ. По преданию летописей святая Нино указала царю, где находится Хитон Господень и на том месте (в Мцхете) сначала возвели сначала деревянный, а затем каменный храм в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели. В 324 (или 326) году христианство стало официальной религией грузинского народа. После воцерковления Иверии, святая Нино отправилась в соседнюю Кахетию, где обратила в веру местную царицу Софию.
Святая Нино. (wikipedia.org)
Свершив свою благую миссию, святой Нино вскоре привиделся сон, в котором она узнала о своей скорой смерти. Она попросила царя Мириана прислать епископа Иоанна, чтобы тот ей помог подготовиться к последнему пути. Вскоре святая Нино с епископом и иверийским царем отправились в Бодбе, где на смертном одре свершила свои последние исцеления и там же поведала о своем происхождении. Эти сведения нашли свое отражение в летописях, уцелевших до наших времен. 27 января 335 (или 347) году святую Нино захоронили в Бодбе, как она сама завещала. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата именовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислила к лику святых. В Грузии 27 января учредили праздник Нинооба — в этот день православная церковь поминает святую Нино. В честь нее по всей стране возвели множество храмов, в одном только Тбилиси их минимум пять. А в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.
Сборник: Грузия
Экономического расцвета Грузинское царство достигло при Давиде IV. В его правление княжества объединились в централизованное государство.
- Статьи
- Европа
- XI век
Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства
Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства
С именем грузинской царицы Тамары связывают успешные завоевания, расцвет культуры и торговли, распространение христианства.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Грузинские корни Петра I: версии и предположения
Грузинские корни Петра I: версии и предположения
Среди некоторых историков бытует мнение о том, что Петр I был незаконнорожденным сыном грузинского наследника трона Ираклия I Багратиони.
- Статьи
- Европа
- IV век
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Армения и Грузия были в числе первых государств, сделавших христианство своей официальной религией.
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Бабий бунт грузинской царицы и его последствия
Бабий бунт грузинской царицы и его последствия
Российско-грузинские конфликты – тема не новая. Начало им положила молодая красавица, более двухсот лет назад зарезавшая бравого военного.
- Статьи
- Европа
- XI век
Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства
С именем грузинской царицы Тамары связывают успешные завоевания, расцвет культуры и торговли, распространение христианства.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Грузинские корни Петра I: версии и предположения
Среди некоторых историков бытует мнение о том, что Петр I был незаконнорожденным сыном грузинского наследника трона Ираклия I Багратиони.
- Статьи
- Европа
- IV век
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Армения и Грузия были в числе первых государств, сделавших христианство своей официальной религией.
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Бабий бунт грузинской царицы и его последствия
Российско-грузинские конфликты – тема не новая. Начало им положила молодая красавица, более двухсот лет назад зарезавшая бравого военного.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Статьи
- Европа
- XX век
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
- Статьи
- Европа
- XVI век
История любви: Генрих VIII и Анна Болейн
- Статьи
- Европа
- XX век
Убийство Кирова
- Статьи
- Европа
- XIV-XV вв.
Как сходят с ума короли: Карл VI
- Статьи
- Европа
- XV век
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Боярство: блеск и нищета древней русской знати
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Тесты
- Европа
- XVII век
«Три мушкетёра»
- Статьи
- Европа
- XIX век
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Казнь Емельяна Пугачёва
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 265505
- 📚 Статьи
- 👀 260101
- 📚 Статьи
- 👀 220993
- 📚 Статьи
- 👀 176484
- 📚 Статьи
- 👀 152481
- 📚 Статьи
- 👀 146384
- 📚 Статьи
- 👀 115608
- 📚 Статьи
- 👀 42924
- 📚 Статьи
- 👀 38364
- 📚 Статьи
- 👀 35547
- 📚 Статьи
- 👀 686335
- 📚 Статьи
- 👀 274907
- 📚 Статьи
- 👀 265505
- 📚 Статьи
- 👀 260101
- 📚 Статьи
- 👀 220993
- 📚 Тесты
- 👀 216121
- 📚 Статьи
- 👀 200594
- 📚 Статьи
- 👀 187476
- 📚 Статьи
- 👀 183993
- 📚 Статьи
- 👀 176484
Монополия на грузинскую национальную идентичность: несправедливо по отношению к грузинским мусульманам?
21 марта 2022 г.
- Анализ ГХ
Скачать PDF
Грузия является одним из самых многоконфессиональных обществ на Южном Кавказе. Согласно переписи 2014 года, 83,4% населения Грузии идентифицировали себя как восточно-православные христиане, 10,7% мусульмане, 3,9% армяне-апостолы и 0,5% католики. Грузия является преимущественно православной страной, и Православная церковь, возможно, является самым влиятельным институтом.
Исторически сложилось так, что с 8 века в Грузии всегда проживало значительное мусульманское меньшинство. К концу 18 века этнические грузины, проживающие в районе Аджарии, приняли ислам, к тому времени Аджария находилась под непосредственным управлением османов. После русско-турецкой войны 1877-1878 годов Аджария вернулась в состав Грузии. Затем последовала длительная кампания обращения в христианство в регионе Аджарии. В это время Илья Чавчавадзе, самый видный грузинский общественный деятель и «Отец нации», активно продвигал демократическое и либеральное мышление по всей Грузии. В своей работе «Обращение мусульман в христианство» автор решительно выступает против давления христианизации аджарских мусульман. Чавчавадзе говорит, что вера — это вопрос совести и что люди должны быть свободны в выборе своей религии. «Какой веры следует человек, не имеет значения, важно быть хорошим, честным человеком, трудолюбивым и полезным для себя и страны. Разве человек не может быть ни христианином, ни мусульманином, ни идолопоклонником, но быть хорошим человеком?» пока многие грузины не считают, что православие имеет монополию на грузинскую национальную идентичность. Восприятие грузинским обществом ислама и мусульман остается устаревшим.
В последние годы в рамках процесса европеизации Грузия ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств в 2005 г., а в 2009 г. приняла Национальную концепцию и план действий по толерантности и гражданской интеграции и с тех пор добилась значительных успехов. усилия по совершенствованию своей законодательной базы для поощрения религиозного разнообразия. Конституция Грузии гарантирует свободу вероисповедания и равенство всех граждан, независимо от вероисповедания. Однако очевидно привилегированное положение Грузинской православной церкви. Исторически религия играла важную роль в грузинской национальной идентичности и сознании и рассматривалась как определяющая этническая принадлежность, что повлекло за собой по существу исключительную связь между грузинской ортодоксией и грузинской национальной идентичностью.
Согласно исследованию «Меньшинства Грузии: разрушение барьеров на пути интеграции», проведенному «Фондом Левана Микеладзе»: «Этнические грузины, крещенные в Армянской апостольской или григорианской церкви, считались армянами, а грузины-католики на юге Грузии назывались «французами». ” Все мусульмане, независимо от их происхождения — Азербайджана, Грузии, Ирана или Турции — считались цыганами. В современной Грузии около 83 процентов населения принадлежит к Грузинской православной церкви. Большинство армян принадлежат к Армянской апостольской церкви, а азербайджанцы и значительное меньшинство грузин исповедуют ислам. И все же этническое происхождение мусульман в значительной степени не имеет значения; Грузинские и негрузинские последователи ислама подвергаются дискриминации».
Аджарская Автономная Республика является домом для большой этнической грузинской мусульманской общины, и хотя исламская идентичность Аджарии находится в упадке, ислам по-прежнему широко исповедуется в Хуло, Шуахевском и Кедском районах Аджарии. Мусульманская община Аджарии давно выражает свое недовольство государственной дискриминацией. А именно, в результате отсутствия государственного финансирования местных исламских институтов. Кроме того, поддержка государством ортодоксально-националистического дискурса создала исключительную социальную среду, в которой современная концепция грузинской национальной идентичности стала ассоциироваться почти исключительно с православием, а грузины-мусульмане не воспринимаются властями как полноправные члены грузинской нации. общество. Как бы странно это ни звучало, многие грузинские православные считают грузин-мусульман «полугрузинами», «неполноценными грузинами», так как они не исповедуют одну и ту же религию. Но в то же время аджарцы воспринимаются и как не совсем «другие». Примечательно, что многие люди в Аджарии обращаются в христианство, это связано с социальным статусом, в основном для того, чтобы их воспринимали как более законных членов грузинской нации и чтобы избежать социальной изоляции. Социальная изоляция грузин-мусульман неоспорима. Существенным аспектом успешного государственного строительства является единство общества и полная интеграция меньшинств в политическую, экономическую и социальную жизнь страны. Тем не менее, социальная, политическая и экономическая изоляция остается серьезной проблемой для представителей меньшинств, проживающих сегодня в Грузии.
Тем не менее Грузия так и не нашла выхода из-под советского влияния. Корни изоляции меньшинств в Грузии восходят к СССР. СССР делал упор на религию и этническую принадлежность, а не на гражданство как на высший признак принадлежности. Наследие советской политики оставило след. По сей день грузинским православным христианам трудно рассматривать грузинских мусульман как равноправных членов общества. Согласно исследованию Томаса Лайлса «Ислам и религиозная трансформация в Аджарии», «советская атеистическая политика и ориентация региональных и местных властных структур имели последствия для ислама. Местные власти также были явно более антиисламской направленности, во многих случаях превращая мечети в складские помещения. Более того, советская национальная политика привела к формированию и укреплению грузинской национальной идентичности».
Этнические азербайджанцы и кистинцы – еще одна мусульманская группа, проживающая в Грузии. Согласно последней переписи 2014 года, в стране проживает 233 000 этнических азербайджанцев и 5 700 кистов. Эти общины меньшинств рассредоточены в Квемо Картли и Панкиси. Интересно, что хотя все эти три группы являются мусульманами, этнические азербайджанцы и кистинцы по-прежнему воспринимаются и относятся к ним в Грузии иначе, чем к аджарцам-мусульманам. Существующее различное отношение к этнической грузинской мусульманской общине и этнической азербайджанской и кистинской общинам активно демонстрирует, что многим этническим грузинам-христианам сложно рассматривать этнические меньшинства как часть равноправных членов страны. На «лучшее» отношение к аджарским мусульманам, несомненно, влияет тот факт, что они этнически и культурно говорящие – грузины. Еще одним важным игровым фактором является то, что аджарцы говорят на грузинском как на родном языке. Небольшие нации часто отдавали приоритет языку в построении своей идентичности, а поскольку Советский Союз не признавал религию, язык приобрел еще большее значение.
Хотя значительное число аджарцев, особенно представители молодого поколения, меняют свою религиозную идентичность, чтобы лучше интегрироваться в грузинское общество, остается большое количество населения, которое хочет сохранить свою мусульманскую идентичность. Эти люди верны грузинскому народу. Тем не менее, неоднократно подозреваются в нелояльности. Между мусульманской верой и грузинской идентичностью не должно быть никаких противоречий. Настало время эффективной гражданской интеграции и развития гражданского национализма, не основанного на религии. К грузинским мусульманам следует относиться уважительно и справедливо, и их следует рассматривать как равноправных и законных членов общества.
Поделиться:
Создано
Достигнут прогресс в грузино-армянских церковных спорах
ТБИЛИСИ — Армянская Апостольская церковь заявляет, что ее верховный глава Католикос Гарегин II достиг договоренностей с политическими и духовными лидерами Грузии, которые помогут разрешить ее давние споры с Грузинской православной церковью, сообщает Армянская служба Радио Свобода.
Гарегин встретился с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и католикосом-патриархом Илией II в начале недельного визита в Грузию 10 июня. На следующий день два понтифика провели более обстоятельную беседу в присутствии высокопоставленных армянских и грузинских священнослужителей. .
Гарегин выразил удовлетворение встречами, когда он и Илия выступили с публичными заявлениями в официальной резиденции грузинского патриарха в Тбилиси.
В отдельном заявлении от 12 июня пресс-служба Гарегина сообщила, что обе стороны договорились о том, что власти Грузии должны наконец предоставить «юридический статус» местной епархии Армянской церкви.
Как и другие конфессии меньшинств в Грузии, епархия не имеет официальной регистрации и поэтому не рассматривается грузинскими властями как единое юридическое лицо.
В заявлении говорится, что стороны также договорились о необходимости предоставления официального статуса «грузинской религиозной общине в Армении».
Было неясно, относилось ли это к малочисленной этнической грузинской общине Армении или к армянским приверженцам греческой православной веры, которые в средние века подчинялись Грузинской церкви.
Илья процитировал слова Саакашвили о том, что Армянская церковь должна иметь в Грузии тот же статус, что и Грузинская церковь в Армении. Он заявил, что поддерживает позицию президента.
По сообщению аппарата Гарегина, грузинская сторона также обязалась сохранить несколько средневековых церквей, ранее использовавшихся грузино-армянской общиной, «до их возвращения в состав епархии».
В заявлении добавлено, что «вопрос о возвращении церквей будет обсуждаться на следующем этапе».
Исторические связи, богословские разногласия
11 июня Гарегин посетил две из этих церквей, расположенных в Тбилиси. Одна из них частично обрушилась в прошлом году, а другая сильно пострадала от пожара в 2001 году.
Гарегин не пошел в другую, более известную тбилисскую церковь, построенную в 15 веке и известную как Норашен. Это был самый большой источник напряженности между двумя древними христианскими институтами.
Тем временем Илия настаивал на притязаниях Грузии на несколько средневековых и в основном заброшенных церквей, расположенных в Лорийской области на севере Армении.
Область веками находилась под контролем грузинских царей через своих армянских вассалов. Некоторые из этих знатных семей были членами Грузинской церкви.
«Говоря о церквях, нельзя забывать, что требования есть у обеих сторон», — сказал Илья. «У обеих сторон есть факты и документы относительно армянских церквей в Грузии и грузинских церквей в Армении».