Каменные храмы древней руси: Домонгольские храмы Древней Руси — История России в фотографиях

Строительство храмов на Руси — история, застывшая в камне и дереве

  • Главная
  • Информация
  • Статьи

Задать вопрос

Хотите узнать подробности? — спросите нас! 

Древние каменные соборы и классические деревянные церкви — уникальные сооружения, возведение которых началось ещё в X веке после принятия христианства, впечатляют мастерством и искусством умельцев, их создавших. Простоявшие несколько столетий и существующие по сей день во многом благодаря реставрации, храмы не только дают возможность познакомиться с разными школами русского зодчества, но и продолжают олицетворять своим видом силу и мощь православной Руси.

В разные исторические периоды преобладали отдельные архитектурные направления, для каждого из которых были характерны свои формы и внешнее оформление.

Но вне зависимости от того, в каком стиле велось строительство храма, любой из них содержал в себе что-то от предшествующего и будущего.

Архитектура древних соборов

К широко распространенным типам культовых сооружений, относятся:

  • Крестово-купольные храмы в византийском стиле, прочно укоренившиеся на православном Востоке и появившиеся после крещения Руси. Прямоугольные в плане, они могли быть как скромно оформленными, так и поражающими воображение своей пышностью. Их характерной особенностью является пирамидальная композиция, где главная роль отводится центральному куполу, высоко поднятому на барабане;

  • Шатровые и многошатровые храмы, появившиеся в XV-XVI веках и имеющие практически одинаковую основу — восьмерик на четверике. Не имеют аналогов в европейской архитектуре, однако перестали строиться после никоновских церковных реформ. Кровля храмов (облицовка шатров и глав) могла выполняться лемехом из осины, что придавало им особую нарядность;

  • Ярусные храмы, характеризующиеся нарастанием восьмериков или четвериков, постепенно уменьшающихся в размерах. Как и шатровые сооружения, могли выполняться из камня или дерева, и изобиловать внешним декором;

  • Храмы-ротонды эпохи классицизма и барокко, круглые в основании, доставшиеся в наследство от античности. Символ вечности, они смело могут называться драгоценными жемчужинами среди сохранившихся зданий XVIII-XIX веков. Воссоздание и реставрация храмов этого типа особенно важно ввиду их малочисленности;

  • Храмы-корабли, которые стали строиться в XVII веке. Кубические сооружения, соединяемые со звонницей прямоугольным зданием. Образ корабля, на котором можно отправиться в плавание по житейскому морю, является символом спасения верующих;

  • Храмы «иже под колоколы» или «под звоном», возводимые с XV века. Ажурные столпообразные или пирамидальные строения, где ярус звона расположен под главой, над основным объемом. Были распространены в эпоху московского барокко, но появлялись и при классицизме, о чем свидетельствует восстановление храмов в Московской области;

  • Клетские храмы, небольшие простые постройки с одной маленькой главкой и двускатной кровлей, которые в последствие развивались и получали все более сложные формы. Самые поздние из известных строений датируются началом XVIII века.

Реставрация храмов

Все перечисленные виды храмовой архитектуры существуют и в наше время. Одни из соборов и церквей, построенные уже в начале XXI века, продолжают собой традиции древней Руси. Другие являются памятниками зодчества и сохранились до наших дней только благодаря реставрации храмов.

Строительно-реставрационная компания «Искон» принимает непосредственное участие в возведении и восстановлении храмов, занимаясь изготовлением элементов наружного убранства и кровельными работами. Мастерство и накопленный опыт дают нам возможность возвращать народу России религиозные сооружения, разрушенные в результате влияния времени, исторических ошибок или военных


Галерея

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте. Мы свяжемся с вами для уточнения деталей. 

Поделиться ссылкой:

Вернуться к списку

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Основная статья: Крестово-купольный храм

Кресто́во-ку́польный (вариант написания — крестовокупольный) храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси.

История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).

Домонгольский период

См. также: Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Софийский собор в Киеве. Макет — реконструкция первоначального вида.

Софийский собор в Великом Новгороде

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры

, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

Сразу после крещения киевлян в 988 году, в Киеве была построена Десятинная церковь (989—996 гг. ), разрушенная при взятии Киева Батыем.

Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке

(1060-е годы). Другие храмы Киева, построенные при Ярославе, известны только по археологическим раскопкам[1], среди них были церкви святой Ирины и великомученика Георгия. Они считались пятинефными, как и София, но, возможно, их внешние нефы — это распространённые в храмах этого времени обходные галереи[2].

План надвратной церкви Киево-Печерской Лавры. 1108 год. Четырехстолпный храм с примыкающей к нему лестницей.

Купол и своды надвратной церкви с росписью XVIII века.

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Принята классификация их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей.

[Править] Храмы Киева, Чернигова, Владимира-Волынского и Смоленска

Восстановленный Успенский собор Киево-Печерской Лавры с отделкой в стиле украинского барокко. В нижней части апсид видны фрагменты кладки XI века.

  • Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Это храм с нартексом и дополнительной парой восточных столбов, к которым примыкает иконостас (первоначально — алтарная преграда). Благодаря этому становится больше пространство наоса. Ещё одной особенностью Преображенского собора являются двухъярусные аркады, поставленные вдоль нефов между основными столбами храма. С первого взгляда эта деталь придаёт интерьеру некоторую базиликальность, однако композиция сводов храма целиком следует крестово-купольному типу. Первоначально хоры собора, занимающие пространство над нартексом, продолжались по боковым нефам до самого алтаря. В боковых нефах их настил не сохранился. Аркады в нижнем ярусе опираются на привозные мраморные колонны, позднее укреплённые кирпичной кладкой. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием

    [3].

Руины Успенского собора Киево-Печерской Лавры. 1942 год. Сохранились подкупольные столбы с основанием арок, часть свода боковой ветви креста и арка, переброшенная через боковой неф. Справа — поздняя пристройка.

  • Образцом для строительства множества соборов в различных городах русских княжеств стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073-89 гг. Трёхнефный собор с нартексом и небольшими, занимающими только западную часть храма хорами, с просторным интерьером, не затеснённым тонкими столбами, получил именование «Великая церковь». Храм завершался одном куполом. Нефы, образующие крест, как и во всех соборах этого типа, выделяются шириной и высотой. Это также выражено и во внешнем облике храма. Так, вертикальное членение фасадов

    лопатками на прясла соответствует внутреннему расположению опорных столбов, поэтому центральное прясло шире боковых. Закомары, использовавшиеся для завершения фасадов, теперь ставятся над каждым пряслом, образуя непрерывный ряд полукруглых волн. Закомары центрального нефа и трансепта выше остальных.

Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения.

По бокам к западной части храмов примыкали дополнительные сооружения. В черниговском соборе это крещальня и часовня, а в Успенском храме — небольшой храм-крещальня с куполом.

Чернигов. Борисоглебский собор. На заднем плане купола Спасо-Преображенского собора.

Успенский собор Владимира-Волынского.

1160 год.

  • К новому типу храма относятся частично сохранившиеся киевские храмы Выдубецкого монастыря (1070—1088 гг., собор имел удлинённую восточную часть с дополнительные столбами, до нашего времени сохранился только нартекс с лестницей и хорами)[4], Спаса на Берестове (1113—1125 гг, сохранился необычно большой (шире самого храма) нартекс с усыпальницей, на его фасаде сохранились следы необычного трёхлопастного свода маленького притвора[5], Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113 гг., разрушен в 1936 году и восстановлен в 1990-е в формах украинского барокко, был более близок к Успенскому собору)[6] и неплохо сохранившаяся Кирилловская церковь (1140—1146 гг)[7].

  • Два больших собора этого типа сохранились в Чернигове. Это Борисоглебский собор Кремля (1120-23 гг)[8] и Успенский собор Елецкого монастыря (1094-97 гг)[9].

  • К ним близок Успенский собор Владимира-Волынского (1160 год).

  • Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска — собор Петра и Павла (1140-50 гг). Он похож на другие храмы своего времени, но не имеет нартекса[10].

Храмы Русского Севера

Редактор Сергей Михалюк

Цель данного фотопроекта — показать величие и своеобразие шедевров зодчества Севера России.
Авторами этого проекта являются российские фотографы.

 

Дымников Александр — Председатель Фотографов Санкт-Петербурга, Россия.

Александр принимал участие в ряде экспедиций по поиску следов технологий древних цивилизаций в Перу, Боливии, Египте, Сирии, Ливане, Иране, Турции, Греции и Израиле.
Участник многих выставок.

Фотографии Александра Дымникова хранятся в ГРМ, в ГМВЦ Росфото, в Музее истории фотографии, в ГМ «Царскосельская коллекция».

9 0003

90 002

1

900 10

   


Дегтярев Валерий — член Союза Фотохудожников России.

Участник более 300 городских, всесоюзных и международных выставок.
Трижды лауреат Всесоюзных художественных выставок, обладатель бронзовых медалей на международных выставках «Европа-83», «Европа-93» в Испании.

Работы находятся в ГРМ, в частных коллекциях США, Германии, Греции.

9 0003

9000 2

Андреев Сергей — Член Союза Фотохудожников с России .

Сергей автор многих выставок. Фотографии Сергея Андреева просты и лаконичны. Автор выделяет значимый фрагмент окружения, отсеивая все лишнее и второстепенное.

90 003

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Сначала, после крещения Руси, христианские храмы строились под руководством византийских зодчих. В XII веке, согласно летописным источникам, начинается массовое строительство церквей местными мастерами.

В результате этой акции на Руси происходит невероятный эстетический рост, давший России несколько шедевров древнего зодчества 12-13 веков. Более десяти каменных церквей этого времени сохранились в Новгороде и Пскове, Суздале и Владимире, Старой Ладоге и Юрьеве Польском. Они впечатляют своими гармоничными утонченными формами, особым эстетическим видом, отличающим их и от предшествующих храмов, и от работы византийских мастеров.

Переход от языческих традиций к христианству был долгим. Храмы 12 — 13 веков относятся к началу переходного периода. В этих храмах мы можем увидеть архитектурные черты дохристианской эпохи, о которых людям известно очень мало.

Языческие капища строились на месте древних языческих святилищ и возводились в «крепких» местах — местах общения с силами природы. В центре поселения были построены христианские церкви. Этим объясняется эстетическое расслоение русского зодчества — включение храмов в окружающий ландшафт. Это видно на фотографиях.

Шедевры Русского Севера малоизвестны в России и совсем неизвестны в мире. На севере нет массового туристического потока. Красивейшее село России — Гимжу, в низовьях Мезени в Архангельской области, посещает всего около тысячи человек в год.

Сохранившиеся уникальные храмы древности представляют собой сложный и многослойный образ. Он включает в себя непрерывную эстетическую связь с культурой предшествующих столетий, а возможно, и тысячелетий.

Камни Храма Ирода показывают историю Храмовой горы

Древние методы строительства, проявленные в Храме Геродиан

Древние методы строительства в Храме Ирода были более сложными, чем мы могли подумать. Каменотес, справа, использует кирку, чтобы прорезать канал в блоке известняка. Тем временем другой рабочий, слева, поливает водой бревна, сложенные в канале между двумя блоками. Вода заставит древесину набухать, оказывая боковое давление на блок и откалывая блок от скалы, к которой он прикреплен снизу. Поскольку известняк лежал естественными горизонтальными слоями, блоки раскалывались по относительно ровной горизонтальной линии. Изучение древних методов строительства, использованных при создании Храма Ирода, дает нам ключ к разгадке истории Храмовой горы. Фото: Лин Ритмейер.

Строительство и отделка Храма Ирода включали не только добычу и укладку камня, но камни и фундамент Храма Ирода могут дать нам ключ к разгадке истории Храмовой горы.

Какие древние строительные приемы можно увидеть на месте Храма Ирода? Что это говорит нам об истории Храмовой горы? В следующей статье «Добыча и транспортировка камней для Храмовой горы Ирода» Лин Ритмейер, специалист по истории Храмовой горы, рассматривает усилия и опыт добычи, очевидные при строительстве Храма Ирода.

Горизонтально слоистый местный известняк использовался для строительства Храма Ирода. Каменотесы вырезают каменные блоки; затем деревянные сваи, помещенные в расщелины, наполнялись водой до такой степени, что под давлением блок отрывался от скалы. Часть этого известняка все еще можно увидеть на холме от храма Ирода в современном Иерусалиме. Сила гравитации сама по себе была полезным инструментом в древних строительных технологиях, так же как деревянные ролики и быки. Но когда-то на месте Храма Ирода нужно было установить на место огромные камни; некоторые тесаные камни храма Ирода весом 160 000 фунтов все еще стоят на высоте 100 футов над фундаментом храма Ирода. Физическая работа ангелов? Некоторые задавались вопросом, но древние методы строительства храма Ирода были более изощренными, чем мы можем себе представить. История Храмовой горы указывает на то, что это было место Первого Храма, и что предыдущая платформа и дополнительная земляная засыпка были использованы с максимальной пользой.

На стенах храма Ирода видны следы древней техники строительства. Не все камни, использовавшиеся в храме Ирода, весили 160 000 фунтов. Некоторые, весом всего в несколько тонн, были сброшены сверху, когда римляне разрушили город в 70 г. н.э.

БЕСПЛАТНАЯ электронная книга: Археология Иерусалима: разоблачение библейского города Прочитайте о некоторых из самых новаторских раскопок в городе.

Имя:*

Фамилия:*

Адрес электронной почты: * * Указывает на обязательное поле.

Если вы не хотите получать информационный бюллетень Bible History Daily , снимите этот флажок.

«Добыча и транспортировка камней для Храмовой горы Ирода»

Biblical Archeology Review , 19 ноября/декабря89
, автор: Leen Ritmeyer

 

Перемещение камней: этапы добычи и перемещения тесаных камней. На заднем плане слева необработанная порода демонстрирует естественную горизонтальную слоистость известняка в окрестностях Иерусалима. Блоки, вырезанные, но еще не удаленные, отображаются в правом верхнем углу. Толщина слоев известняка определяла высоту добытых блоков. Фото: Лин Ритмейер.

При строительстве Ирода в районе Храмовой горы, как и при строительстве большинства зданий Иерусалима, использовался местный известняк.

Горы вокруг Иерусалима сложены туронскими и сеноманскими известняками, имеющими характерную горизонтальную слоистость. Эти горизонтальные слои имеют толщину от 18 дюймов до 5 футов. В исключительных случаях слои бывают еще толще.

Чтобы добыть этот известняк, каменотес сначала выровнял поверхность камня. Он заключался в том, чтобы выдолбить камень таким образом, чтобы получилась плоская вертикальная поверхность — сторона зарождающегося камня — и плоская поверхность сверху. Затем киркой он прорыл узкие каналы шириной от 4 до 6 дюймов со всех сторон, кроме нижней части зарождающегося камня. В две из этих канавок, под прямым углом, каменоломня вставляла сухие деревянные брусья, плотно забивала их и заливала водой. Это привело к тому, что древесина набухла, а последующее давление привело к тому, что камень отделился от нижнего слоя породы.

Добыча камня: Остатки древней добычи можно увидеть в комплексе гробниц возле Силоамского пруда. В коренных породах появляются неглубокие незавершенные каналы, прорезанные вокруг зарождающихся блоков. Фото: Хершел Шанкс.

Следующим этапом стала выравнивание камней и их подготовка к транспортировке. По словам Иосифа Флавия, более мелкие камни просто клали на повозки. Однако некоторые из краеугольных камней Храмовой горы весили 50 тонн, а иногда и больше. Были разработаны специальные методы транспортировки этих камней на больших деревянных роликах. При формировании камней каменщики оставляли выступы длиной 12 дюймов на противоположных сторонах каждого камня. Позже эти выступы были удалены. Тем временем, однако, вокруг этих выступов были натянуты веревки, и два коротких, но крепких крана, снабженных лебедками, поднимали камни с одной стороны и опускали их на катки. Затем волы могли тянуть камни веревками, надетыми на выступы. По словам Иосифа Флавия, в этой работе использовалось 1000 волов.


Поищите в магазине BAS книги и DVD-диски о Храмовой горе с участием таких выдающихся ученых, как Лин Ритмейер, Йосеф Гарфинкель, Мадлен Мумкуоглу и Дан Бахат >>


Возведение стены: Строительство стены Храмовой горы Ирода включало несколько этапов , как показано на этом чертеже. Сначала линия стены была размечена маркерами (1). Затем строительную площадку расчистили до основания (2). Затем нужно было вырезать и выровнять саму скалу, прежде чем можно было установить каменные блоки (3). Быки тащили камень из карьера на катках (4) примерно на милю вниз к строительной площадке, которая находилась на 125 футов ниже карьеров к северу от Храмовой горы. Кран, приводимый в движение беговой дорожкой, опускал блоки на место (5), и после того, как ряды были уложены, рабочие вырубали выступы (6). В некоторых случаях выступ по какой-то причине не был срезан (см. фотографию), что дало археологам отличные доказательства процесса строительства. Фото: Лин Ритмейер.

Каменоломни, вероятно, располагались недалеко от того места, которое мы сегодня знаем как Русское подворье, в самом сердце современного Иерусалима. Там можно увидеть 50-футовую колонну, все еще прикрепленную к скале. В процессе добычи колонны в скале была обнаружена естественная трещина, поэтому рабочие просто остановили работу и оставили поврежденную колонну на месте. Каменоломни в этом районе на 125 футов выше Храмовой горы, поэтому дорога длиной более мили к Храмовой горе была под гору. Использование силы гравитации, очевидно, облегчило транспортировку.

Как только камни прибыли на строительную площадку, их нужно было уложить на место. Как в юго-западном, так и в юго-восточном углах Храмовой горы камни весом более 80 тонн все еще лежат на высоте не менее 100 футов над фундаментом. Как они туда попали? На наших раскопках некоторые из наиболее набожных местных рабочих, работавших с этими камнями, были настолько поражены их размером, что приписали их расположение ангелам. Они сказали, что простому человеку было бы невозможно поднять их на место. В некотором смысле они были правы; ни один человек не смог бы поднять эти камни на такую ​​высоту, несмотря на всю имевшуюся в то время римскую инженерную технику.


В Храмовая гора Иерусалима Хершел Шанкс перенесет вас из Золотого купола в прошлое, исследуя храмы, которые когда-то стояли на этом месте. Читать дальше >>


На этом блоке с юго-восточного угла стены Храмовой горы выступ, используемый для маневрирования камня, не был вырублен, что предоставило археологам отличные доказательства процесса строительства. Фото: Лин Ритмейер.

На самом деле камни не нужно было поднимать снизу. Они были фактически опущены на место сверху. Стены Храмовой горы толщиной 16 футов в основном представляют собой подпорные стены, построенные для удержания высокого давления насыпи, которая была сброшена между предыдущей платформой и новой стеной Храмовой горы. Это был способ Ирода увеличить предыдущую платформу вдвое по сравнению с ее первоначальным размером. Инженеры Ирода решили строительную проблему, залив внутреннюю заливку одновременно с возведением стен. Таким образом, в долине, окружающей предыдущую Храмовую гору, был заложен первый ряд камней. Затем пространство между новой и старой стенами было засыпано до уровня верха этого ряда. Это создало новый рабочий уровень, поверх которого изнутри можно было уложить второй ряд камней. Внутри снова добавлялась засыпка, чтобы можно было уложить третий ряд камней. И так далее, курс за курсом, пока вся пристройка Ирода не была поднята до уровня платформы предыдущего Храма.

Здания на Храмовой горе были построены из более мелких камней. Камни из этих построек были брошены на улицу внизу, когда римляне разрушили Иерусалим в 70 г. н.э. Большинство из них позже было использовано для других построек. Но некоторые из них были найдены при раскопках. Они весили от двух до трех тонн. Камни такого размера не представляли бы проблемы для искусных строителей Храмовой горы Ирода.

——————

«Добыча и транспортировка камней для Храмовой горы Ирода», автор Лин Ритмейер, впервые появилось в Biblical Archeology Review , ноябрь/декабрь 1989 г. Статья впервые была опубликована в Bible History Daily 21 февраля 2013 г. — Ред.


Родом из Голландии, Лин Ритмайер до приезда в Израиль обучалась физкультуре в Арнеме. Его работа на раскопках Храмовой горы, сначала в качестве геодезиста, а затем архитектора, послужила трамплином для карьеры архитектора-археолога на многочисленных раскопках в Израиле. Ритмейер работал на трех других крупных раскопках в Иерусалиме — Еврейском квартале, Городе Давида и Цитадели — создавая важные чертежи реконструкции для всех.


Соответствующее чтение в
Bible History Daily :

Храмовая гора в период Ирода (37 г. до н.э. – 70 г. н.э.) 0367

Что сделал храм Ирода в Как выглядит Иерусалим?

Как выглядел пол Храмовой горы

Оспариваемая история Храмовой горы?

Храмовая гора Ирода обнаружена в мечети Аль-Акса Реставрация

Древнее долото, обнаруженное у Западной стены

Исследование исследует эрозию Западной стены


Узнать больше библейской археологии: стать участником Библия познаваема.
Мы можем узнать об обществе, в котором жили древние израильтяне, а позже Иисус и апостолы, благодаря современным открытиям, которые дают нам подсказки.

Biblical Archaeology Review — проводник в этом увлекательном путешествии. Вот ваш билет, чтобы присоединиться к нам, когда мы узнаем все больше и больше о библейском мире и его людях.

Каждый выпуск Biblical Archeology Review содержит богато иллюстрированные и простые для понимания статьи, такие как:

• Увлекательные находки из еврейской Библии и периода Нового Завета

• Последние исследования величайших археологов и выдающихся ученых мира.

• Потрясающие цветные фотографии, информативные карты и диаграммы

• Уникальные отделы BAR

• Обзоры последних книг по библейской археологии

Цифровая библиотека BAS включает в себя:

Biblical Archeology Review за более чем 45 лет

• Более 20 лет онлайн-обзора Библии с критической интерпретацией библейских текстов

• 8 лет онлайн-издания Archeology Odyssey с изучением корни западного мира в научно-развлекательной форме,

• Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой земле

• Видеолекции от всемирно известных специалистов.

• Доступ к более чем 50 специальным коллекциям,

• Четыре книги, получившие высокую оценку, изданные совместно со Смитсоновским институтом: «Аспекты монотеизма», «Феминистские подходы к Библии», «Возвышение Древнего Израиля» и «В поисках Иисуса».

Абонемент All-Access — это способ познакомиться с Библией посредством библейской археологии.

Метки: древние методы строительства археологический археолог археологи Археология обзор археологии базовая библиотека нагрудник арка нагрудник арка орг Библия библейская история библейская история ежедневно библейские люди библейский библейская арка Библейская археология Обзор библейской археологии библейские сайты библейскаяархеология biblicalarchaeology.org город Давида Эхуд Нетцер Флавий Иосиф Габриэль Баркай Ирод Ирод Великий Храм Ирода ироды храм ирода хершель хвостовик Иеремия Иерусалим Иерусалим древний иерусалимский храм Иерусалимская храмовая гора Иосиф Лин Ритмейер Люди в Библии пророк Иеремия силоам Силоам Пул Храм в Иерусалиме храм в Иерусалиме Храмовая гора раскопки храмовой горы История Храмовой горы проект просеивания храмовой горы камни храмовой горы библейская история город Давида храм ирода Израильский музей храмовая гора Тит Тит Флавий Тит Флавий Иосиф западная стена www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *