2017 г. – работы по изучению изображений в Каповой пещере (Центр палеоискусства ИА РАН)
Капова пещера располагается на Южном Урале в Бурзянском районе Республики Башкортостан на территории Государственного природного заповедника «Шульган-Таш» на расстоянии около 200 км от Уфы.
Портал Каповой пещеры
Пещера является самым крупным пещерным памятником с наскальными изображениями эпохи верхнего палеолита на территории Центральной и Восточной Европы, а также Северной Азии. В 2014 г. Капова пещера (Шульган-Таш) вошла в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и для проведения охранных и реставрационных работ были необходимы научные консультации археологов и ведущего специалиста по наскальному искусству Е.Г. Дэвлет.
Для верхнепалеолитических слоев Каповой пещеры имеются радиоуглеродные даты в интервале от 13900 до 16710 л.н., в культурных слоях были выявлены фрагмент скальной породы с изображением, а также окрашенные плитки известняка, что наряду со стилистикой, свойственной пещерному верхнепалеолитическому искусству, позволяет уверенно связать эпизоды художественной деятельности и этапы освоения пещеры.
Геометрическое изображение на северной стене зала Знаков:
1. Фотография в видимом свете; 2. Изображение после усиления цветового контраста;
3. Канал насыщенности изображения 1; 4. Цифровая прорисовка;
5. Геометрическое изображение (мотив из пересекающихся под прямым углом линий) на потолке разлома («щели») в зале Хаоса, фрагмент после цифровой обработки;
6. Результат цифрового усиления контраста
Изображения животных ледниковой эпохи отмечены в пещере на двух уровнях: в трех залах среднего и одном зале верхнего уровня. Настенные росписи находятся на среднем ярусе в залах «Купольном», «Знаков», «Хаоса» и на верхнем – в зале «Рисунков».
Изображения выполнены красной краской различных оттенков, выявлена специфика использования фактуры стен в разных залах. Наличие тайников краски дает возможность уточнения особенностей рецептуры изготовления пигментов, их разновременных вариантов, определения источников сырья и других вопросов технико-технологических особенностей росписей.
Капова пещера. Западное панно в зале Рисунков:
1. Текстура 3d модели;
2. Текстура после усиления цветового контраста, наложенная на цифровую модель рельефа;
3. Цифровая модель рельефа
При документировании и изучении верхнепалеолитических изображений сотрудником Центра палеоискусства А.С. Пахуновым использовался комплекс методов, включающий фотосъемку в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, многоугловую теневую фотосъемку и фотограмметрию.
Для выявления достоверных границ фигур и знаков, подвергшихся природному воздействию, применялось сочетание методов фотограмметрии и усиления цветового контраста, позволяющих не только проследить границы сложно читаемых изображений, но и собрать в единый образ дискретные части деструктированных фрагментов.
Панно с животными и знаками после раскрытия изображения верблюда, зал Хаоса
В ходе работ по расчистке кальцита на панно «Лошади и знаки» башкирскими археологами в 2017 г. выявлено крупное зооморфное изображение верблюда-бактриана верхнепалеолитического возраста. Уран-ториевые датировки наслоений кальцита, взятые с этого же изображения, показали диапазон от 14,5 до порядка 40 тыс. лет. Обращает на себя внимание темный цвет краски в центре корпуса верблюда, в то время как для передней и задней частей характерен более светлый – оранжевый. Это предположительно объясняется не использованием красок разных цветов, а состоянием сохранности. В центральной части фигуры краска перекрыта плотным слоем полупрозрачного кальцита, защищающего ее от деструкции. Как показали результаты спектральной фотосъемки и анализа красок с использованием сканирующей электронной микроскопии и микро-рамановской спектроскопии, с боковых участков в древности был вымыт уголь, что и сказалось на цвете рисунка.
Ортофотография изображения верблюда
Систематическое изучение состава и сопоставление красок с рисунков и из культурного слоя с применением методов электронной микроскопии, порошковой рентгеновской дифракции на СИ, инфракрасной спектроскопии и термических методов анализа проводится совместно с НИЦ «Курчатовский институт». Было показало, что в образцах красочных масс из культурного слоя, т.н. «кладов охры», основными компонентами являются гематит, кварц, каолинит, мусковит, иллит. Мелкодисперсный мусковит также присутствует в образцах глин из пещеры, что, вероятно, объясняет его обнаружение во всех образцах «кладов», являющихся результатом производства краски из отдельных компонентов. Мусковит и каолинит присутствуют и в образцах красок, что подтверждается данными сканирующей электронной микроскопии, однако их низкое содержание в большинстве образцов не позволило зафиксировать данные минералы с использованием порошковой рентгеновской дифракции на СИ. Изучение пигментов на сканирующем электронном микроскопе позволило выделить несколько типов пигментов на основе морфологии частиц гематита.
Результаты микроанализа образца светлой краски с изображения верблюда:
1, 2 – рамановские спектры частиц черного (уголь) и красного (гематит) цветов;
3 – микрофоторафия образца с указанием места анализа;
4 – микрофотография образца краски с трапециевидного знака, масштабная линейка 100 мкм.
Четыре типа частиц гематита, изображения получены со сканирующего электронного микроскопа
Шульган-Таш (Капова пещера)
Главное
Пещера Шульган-Таш – уникальный природный и историко-культурный памятник мирового значения.
Самая крупная карстовая пещера на Урале и одна из крупнейших в России. Это трёхъярусная спелеосистема с общей протяженностью ходов около 3 тыс. метров. Отличается крупными залами и галереями, подземными озерами и реками, удивительным биологическим разнообразием. Наибольшую известность пещере принесли первобытные изображения, найденные А.В. Рюминым в 1959 году. Они являются самыми древними наскальными изображениями на территории Восточной Европы и Северной Евразии. Возраст рисунков оценивается в 14,5-30 тыс. лет.
История
Пещера использовалась людьми с древнейших времен. Зафиксированы следы пребывания человека, начиная с эпохи палеолита и заканчивая новым временим. Первое письменное описание оставил исследователь 18 века П.И. Рычков. С этого времени начинается история исследования пещеры, и памятник стал объктом изучения для многих поколений ученых. До сегодняшнего дня пещера является местом притяжения многочисленных исследователей, путешественников и туристов.
Состояние
В четырех залах пещеры зафиксировано больше 200 изображений. Природной краской реалистично изображены фигуры мамонтов, лошадей, бизонов, человека и различные геометрические знаки в виде треугольников и трапеций. Уникальным является изображение верблюда, найденное в 2017 году. Кроме того, найдены множество артефактов, свидетельствующих о деятельности древнего человека в залах пещеры. Это разнообразные орудия труда, украшения, животные кости, костровища, остатки природной краски.
В целях обеспечения сохранности наскальных изображений, доступ в дальние залы пещеры закрыт. Экскурсии проводятся в ближней, благоустроенной части пещеры.
Туристам демонстрируются копии рисунков выполненные в натуральную величину, различные кальцитовые натечные образования и необычные природные явления. Также есть возможность посетить музеи, смотровые площадки и прогуляться по экологическим тропам.В настоящее время возле пещеры идет строительство современного историко-культурного музейного комплекса «Шульган-Таш». Здесь можно будет ознакомиться с историей исследований, биологическим разнообразием, археологией, мифологией и животным миром ледникового периода. Основными экспонатами будут полноразмерные копии наскальных рисунков, выполненные с максимальной реалистичностью.
Впечатления
«…Если слушать рассказ о каком-либо невиданном предмете, воображение всегда нарисует фантастический расплывчатый образ этого предмета и при этом добавит изрядное количество своего, сообразуясь с темпераментом слушателя. Пещеры, для не видавших их, всегда полны фантастических убранств. С подобными предвзятыми расплывчатыми образами волшебных картин отправился и я посмотреть, что такое за Каповая пещера – гордость Бурзянских башкир…»
Федор Симон, 1897 год.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания:{{objectCandidate. author}} Сайт:{{objectCandidate.site}} Координаты:{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object.name}}
Комментарии для сайта CackleHöhlenmalerei im Ural: Капова и Игнатьевка; die altsteinzeitlichen Bilderhöhlen im südlichen Ural
- ID корпуса: 127682915
@inproceedings{Scelinskij1999HhlenmalereiIU, title={H{\"o}hlenmalerei im Ural : Kapova und Ignatievka ; die altsteinzeitlichen Bilderh{\"o}hlen im s{\"u}dlichen Ural}, author={Вячеслав Е. Шелинский и Герхард Босинский}, год = {1999} }
- Вячеслав Е. Щелинский, Г. Босинский
- Опубликовано в 1999 г.
- Геология
Данные по 14С дате по угольной фигурке «Черная лисица» в пещере Шульган-Таш (Капова), Южный Урал, Россия
- Дублянский Ю., Ляхницкий Ю., Шпетль К.
- 2018
Экология
Краткие данные
Художники эпохи палеолита самой восточной Европы: иконография и графические особенности Каповой пещеры (Южный Урал, Россия)
- А. Руис-Редондо, К. Яновская, В. Житенев
- 2020
Экология, география
Журнал палеолитической археологии
Палеолитическое наскальное искусство — одна из наиболее характерных культурных особенностей верхнепалеолитических обществ в Европе. Традиционно ограничен Юго-Западной Европой, особенно Франко-Кантабрией…
230Th Датировка известняка из Игнатьевской пещеры, Россия: Возрастные ограничения наскального искусства и палеоклиматические выводы
- Ю. Дублянский, В. Широков, Г. Мозли, П. Косинцев, Р. Эдвардс, К. Шпетль
- 2021
Науки об окружающей среде, география
Геоархеология
Возраст верхнепалеолитических стоянок в Каповой и Игнатьевской пещерах (Южный Урал): ревизия и интерпретация радиоуглеродных дат
- Ю. Дублянский, В. Широков
- 2020
Экология
На Южном Урале известны две пещеры с группами настенных росписей эпохи верхнего палеолита: Капова (Шульган-Таш) и Игнатьевская (Ямазы-Таш) . Всего около 200 изобразительных…
Позднепалеолитическое пещерное искусство и вечная мерзлота Южного Урала
- Ю. Дублянский, Г. Мозли, К. Шпетль
- 2018
География, экология
Научные доклады
Консервация палеолитического наскального искусства в Каповой пещере
- Ю. С. Ляхницкого
- 2018
География
Капова пещера (Шульган-Таш) расположена в Башкортостане, на Южном Урале, в заповеднике Шульган-Таш на реке Белой. Его координаты: 53°02’ с.ш.; 57°03’ з. д. Крупный карстовый трехуровневый…
Верхнепалеолитические изделия из горного хрусталя юго-восточного побережья озера Большие Аллаки, Южный Урал
- Петрин В.Т., Нохрина Т.И., Кулик Н.И., Усачева И.В. 6 Натурализм, природа и вопросы Стиль в наскальном искусстве реки Цзиньша, Северо-Западный Юньнань, Китай
- 2010
- 2015
- 2015
- P. Taçon, L. Gang, A. Herries
Art
Cambridge Archaeological Journal
Натуралистическое наскальное искусство провинции Юньнань мало известно за пределами Китая несмотря на два десятилетия исследований местных исследователей.
Авторы сообщают о первом крупном международном исследовании…По следам лосей: находки пребореала на юге Швеции
- Л. Ларссон
Науки об окружающей среде
Пребореал — это период, который все еще относительно плохо изучен в отношении его археологических культур. На переходе от плейстоцена к голоцену имеются находки из Северной Германии…
Этноархеология обществ охотников-рыболовов-собирателей Огненной Земли. Сайт Ланашуая
- Эстер Вердун-Кастельо, Х. Эстевес, А. Вила
Социология
С 1988 года испано-аргентинская группа разрабатывает этноархеологические проекты на Огненной Земле (Аргентина). Нашей задачей было разработать методологию и концептуальные инструменты для того, чтобы…
Наскальный рисунок двугорбого верблюда на Южном Урале, вероятно, привезенный издалека
В Каповой пещере на Южном Урале обнаружено древнее изображение двугорбого верблюда.
Находка подтверждает мнение ученых о том, что художники и Homo sapiens в целом в эпоху верхнего палеолита могли мигрировать на большие расстояния.
Рисунок соответствует рисунку верблюда, найденному в 1980 году в Игнатьевской пещере в России.
Доисторический художник использовал оттенок красной охры, чтобы нарисовать внутреннюю часть фигуры верблюда, но использовал уголь, чтобы частично обрисовать законченную часть стены Каповой пещеры.
Это уникальное открытие сделал Эудаль Гийоме, известный реставратор из Андорры. Он был приглашен Государственным управлением охраны культурного наследия Башкирии для очистки пещеры от граффити, что и привело к его открытию.
«Эта картина, расчищенная на известном с конца 1970-х годов полихромном панно «Кони и знаки», не имеет аналогов в художественных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с верблюжья живопись из Игнатьевской пещеры. Теперь она, вероятно, станет значимым изображением в верхнепалеолитическом пещерном бестиарии Южного Урала», — рассказал Владислав Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ (МГУ), ведущий научный сотрудник Каповой и Игнатьевские пещеры, — говорится в сообщении на сайте МГУ.
Полихромная панель — это место в штате Юта, где есть несколько доисторических наскальных рисунков и наскальных рисунков. Несколько секций панно украшены красочными рисунками пещерных людей. Из-за большого количества уникальных рисунков, найденных здесь, он используется в качестве шаблона для идентификации других наскальных рисунков, найденных по всему миру и которые могут быть не так хорошо сохранились.
Пещера также предоставила команде подробную информацию о том, какой образ жизни вел там первобытный человек. Особенности и расположение изображений наряду с доисторическими остатками человеческих колоний, живших здесь, показывают, что общества в период верхнего палеолита формировали организованные святилища под землей и возникли во франко-кантабрийском регионе.
Но их удаленность и изоляция от основного европейского населения и пещерных стоянок с настенными росписями привели к развитию собственных традиций, отличных от остального населения.
Исследование показало, что население Южного Урала во время ледникового периода рисовало не только изображения мегафауны лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, чего и следовало ожидать, поскольку они были местными животными, но и изображения местной фауны, найденной до ледникового периода.
«Очень показательно, что этот верблюд ярко подтверждает теорию о волжско-каспийском направлении связей людей, создавших святилище в Каповой пещере. Это направление ранее было основано на использовании украшений из ископаемых раковин, привезенных из Тем более, что это направление очень интересно с точки зрения возможного распространения традиций создания пещерных святилищ с настенными росписями, если рассматривать карпатские пещеры с настенными росписями ледникового периода», — сказал Житенев.