Капова пещера в башкирии: Шульган-Таш | Шульган-Таш

Ученые обнаружили в Каповой пещере в Башкирии древнее захоронение

https://ria.ru/20090710/176943636.html

Ученые обнаружили в Каповой пещере в Башкирии древнее захоронение

Ученые обнаружили в Каповой пещере в Башкирии древнее захоронение — РИА Новости, 10.07.2009

Ученые обнаружили в Каповой пещере в Башкирии древнее захоронение

Археологи из МГУ впервые обнаружили древнее захоронение в знаменитой Каповой пещере в Башкирии, известной благодаря уникальным палеолитическим росписям, сообщил РИА Новости в пятницу директор государственного природного заповедника «Капова пещера» Михаил Косарев.

2009-07-10T20:54

2009-07-10T20:54

2009-07-10T20:54

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/176943636.jpg?1247244851

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2009

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

УФА, 10 июл — РИА Новости, Рамиля Салихова. Археологи из МГУ впервые обнаружили древнее захоронение в знаменитой Каповой пещере в Башкирии, известной благодаря уникальным палеолитическим росписям, сообщил РИА Новости в пятницу директор государственного природного заповедника «Капова пещера» Михаил Косарев.

Пещера Шульган-Таш или Капова пещера расположена на Южном Урале в долине реки Белая на территории федерального природного заповедника. Всемирную известность ей принесло открытие в 1959 году наскальных изображений эпохи палеолита. На стенах пещеры ученые обнаружили более 50 изображений: мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов. Все они были нанесены красной охрой более 13 тысяч лет назад.

«В зале пещеры с наскальными рисунками мы обнаружили группу черепов древних людей. Наша экспедиция занимается изучением рисунков — и тут такая находка. Безусловно, это большое событие для археологии, до сегодняшнего дня мы не знали ничего про постпалеолитический период функционировании пещеры», — сказал РИА Новости научный сотрудник кафедры археологии МГУ Владислав Житенев.

Ученый отметил, что найденные антропологические останки доказывают слова путешественников, сообщавших, что Капова пещера выполняла ритуальные функции.

«Предположений множество, но точно, что это череп человека разумного. Сейчас нам интересна датировка захоронений, возможно, мы стоит на пороге большого открытия», — добавил собеседник агентства.

Научный сотрудник отделения археологии Института истории, языка и литературы РАН Вячеслав Котов не исключает, что останки «принадлежат представителям знатных сословий, может быть вождям или шаманам».

«Окончательные выводы сможем сделать только после исследований находок. Найденные артефакты будут отправлены в Москву и будут доступны для изучения», — сказал он РИА Новости.

По словам ученых, находка подтверждает и давнюю гипотезу о том, что пещера «Шульган-таш» в древности была святилищем, где совершались разнообразные ритуальные обряды, например посвящения юношей в воины или охотники. О древнем захоронении до сих пор было неизвестно, хотя сама пещера «Шульган-таш» исследуется учеными около 200 лет.

Ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет, комментируя находку в беседе с РИА Новости, отметила, что «новые археологические материалы, особенно такие весомые, как антропологические, касающиеся функционирования такого важного объекта, как Капова пещера, представляют огромный интерес для науки».

«Мы с нетерпением ожидаем датировок обнаруженного краниологического материала. Пещера функционировала с эпохи палеолита, поэтому самое существенное — к какому времени относятся эти черепа», — сказала собеседница агентства.

Впервые Капову пещеру описал русский географ Петр Рычков в 1760 году, а почти через 200 лет, в 1959 году зоолог Александр Рюмин обнаружил в ней палеолитические изображения животных. Это стало настоящей сенсацией и полностью перевернуло представления о географии пещерного искусства, поскольку в то время в науке бытовало мнение, что рисунки ископаемых животных на стенах в глубине пещер, датируемые эпохой палеолита, свойственны лишь для Западной Европы.

В 1965 пещера Шульган-Таш получила статус памятника природы.

Капова пещера: мамонты, краски и жертвы

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Владислав Житенёв руководит Южно-Ураль­ской археологической экспедицией. Главный объект изучения — Капова пещера, в которой за последние полвека было сделано немало сенсационных находок.

Найти картину под землёй

Капова пещера расположена в Башкирии, в трёхстах с лишним километрах от Уфы. Её название связывают то со словом «капать» (как и в большинстве карстовых пещер, с потолка здесь течёт влага), то со словом «капище». Лично мне вторая версия кажется интересней, ведь на протяжении тысячелетий эта пещера служила местом проведения ритуалов. Люди не жили в ней; скорее всего, их хижины располагались где-то в лесу неподалёку. Но из поколения в поколение проникали сюда, чтобы совершать обряды или иные коллективные действия. Какие именно, до конца не понятно.

Начнём с истории изучения объекта. Открыли его ещё в XVIII веке, но ничего примечательного не заметили: пещера как пещера, таких в стране сотни, а то и тысячи. Настоящая слава пришла сюда в конце 50-х годов XX века.

Был такой человек — Александр Рюмин, учёный, упрямец и немножко авантюрист. Чуть ли не с детства у него была мечта: найти в России наскальные рисунки людей верхнего палеолита — эпохи мамонтов и ледников.

Более поздние изображения, относящиеся к ­мезолиту и неолиту, были уже широко известны. Их находили и на Урале, и в других частях страны. А вот палеолитическая живопись на тот момент была найдена только в одном месте — в пещерах Франции и Испании (Франко-кантабрийский регион). Считалось, что это местная культурная особенность.

Капова пещера (­другие её названия — ­Бельская, Шульган-Таш). Расположена в Бурзянском районе Республики Башкортостан, на территории заповедника Шульган-Таш. Туристы её любят, но в те части, где находятся наскальные рисунки, пускают только археологов.

Рюмин окончил биологический факультет МГУ, написал диссертацию, но защититься не успел — началась война. Он прошёл путь от рядового до подполковника, за Днепровскую операцию был представлен к званию Героя Советского Союза, правда, награду так и не получил. Под Кёнигсбергом был тяжело ранен — врачи считали, что останется инвалидом. Но он выздоровел и вернулся к экспедиционной работе. Наверное, упрямство победило.

После войны Рюмин устроился научным сотрудником в Прибельский филиал Башкирского заповедника. Именно там, по его мнению, вероятнее всего ­можно было найти рисунки времён палеолита: ледник ­сюда не доходил, горные хребты защищали этот район от холода.

В 1959 году Рюмин решил осмотреть находящуюся в заповеднике Капову пещеру. «После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решили возвращаться… У меня остались надежда и последние полчаса. Я снова подумал, где лучше искать рисунки…» — вспоминал он (цит. по: Дубровский Д. К., Грачёв В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве, 2011). Нужно было уходить из пещеры и вообще заниматься биологией, а не поисками несуществующих наскальных рисунков. Но в самый последний момент Рюмину бросилось в глаза красноватое пятно на стене. Присмотревшись, он увидел силуэт лошади. Вскоре нашёл ещё и мамонтов, медведей, других животных.

Рюмину вначале не поверили: мол, для Пиренеев это нормально, в Южной Америке или в Африке тоже можно что-то поискать, но чтобы в нашей суровой стране… Фантазии всё это и игра воображения! К тому же автор открытия был биологом, и археологи воспринимали его как дилетанта.

Чтобы окончательно развеять «нездоровую сенсацию», в 1960 году в Капову пещеру делегировали знаменитого советского археолога Отто Бадера. Он выяснил, что некоторые настенные рисунки действительно были плодом воображения Рюмина. Это вызвало у учёного ярость. Но в той же пещере Бадер обнаружил и вполне реальные изображения, подобные тем, которые прежде находили только в Южной Европе. Это вызвало восторг.

Уже в наше время с помощью радиоуглеродного и уран-ториевого методов датирования удалось установить возраст следов древнего искусства: от 16 000 до 19 500 лет. Но есть и находки, которые относят к XII–IX векам до нашей эры. Получается, что люди приходили сюда с некими ритуальными целями на протяжении многих тысячелетий. От масштаба времени становится как-то не по себе.

От Франции до Башкирии

С 60-х годов XX века археологи работают в Каповой пещере почти каждый сезон. И всякий раз находят всё новые и новые объекты, которые переворачивают наши представления о первобытном мире. Последние десять лет Южно-Уральской археологической экспедицией МГУ руководит Владислав Житенёв.

«Каменный ёжик» — так называют его между собой студенты. Я бы на такое прозвище не обижался. «Каменный», поскольку занимается каменным веком, изучает каменную пещеру. И характер упорный. «Ёжик» — это, наверное, за стоящие торчком густые волосы. Ну и за элемент детского азарта. Когда он рассказывает о своих исследованиях, начинаешь грустить, что выбрал такую скучную профессию, как журналистика.

— Вам про свежие находки? Вот, пожалуйста. В ­пещере есть рисунок, нечто среднее между человеком и мамонтом, очень своеобразный. Его давно открыли. А сейчас мы обнаружили рядом в щели между камнями украше­ние — просверленную гальку. Я уверен: её там спрятали, а не потеряли. Мы не первый раз находим такие «закладки». Обнаруживались разные изделия из кости и камня. Зачем их прятали? Мы этого не знаем!

Эта галька с отверстием явно использовалась как украшение.

Фразу «мы этого не знаем» Владислав за время беседы повторил раз двадцать. Без разочарования или бе­зыс­ход­но­сти, скорее наоборот — предвкушая неизбежную развязку: мол, мы пока не знаем, но будем много работать, много думать и обязательно во всём разберёмся.

— Другая находка последнего сезона — осколки плит с рисунками. Я уверен, что это результат целенаправленного поведения древних людей. На плитах рисовали, потом их разбивали и часть прятали. Так же поступали с фигурками из глины и бивней на других стоянках охотников на мамонтов.

— Но зачем разбивать произведение искусства?

— Непонятно. Есть много идей на эту тему. Знаете, у костра в экспедиции можно дать волю фантазии. При желании можно даже увидеть в наскальных рисунках изображения инопланетян. Но это всё не наука, точного знания пока нет, — объясняет мне Житенёв. — А ещё в минувшем году наши студенты обнаружили некий ритуальный объект размером с небольшую ­подушку. В центре сталактит, по бокам кости летучих мышей и запасы красной краски — охры.

Как я понял из рассказа Владислава, с краской вообще всё непросто. Её в пещере явно больше, чем нужно было, чтобы нарисовать мамонта или лошадь.

— Во многих местах мы находили явные следы, как будто на стены специально брызгали краской. Что они делали с таким количеством охры? Может быть, тела свои раскрашивали, может, для каких-то других целей использовали. Но явно краска им нужна была не для бытовых нужд, а для чего-то сакрального…

Осколок плитки, на которую был нанесён рисунок. Есть гипотеза, что разбивали их целенаправленно. Зачем? Не ясно.

В мае этого года Владислав Житенёв защищает в МГУ докторскую диссертацию об исследованиях в Каповой пещере. Автореферат я читал полночи — почти как роман. Больше всего меня поразило, что формально специальность называется «история», но в исследовании намешано множество наук. Тут и ядерная физика (возраст определять), и зоология (какие животные где и когда обитали), и минералогия (откуда какие камни), и так далее.

Главный тезис в следующем: «…впервые в ходе комплексного исследования зафиксированы, исследованы и классифицированы многие новые типы следов деятельности человека в Каповой пещере, которые в результате обобщения с материалами предшественников позволили создать целостную картину ­использования подземной полости в качестве верхнепалеолитическо­го святилища. Выявленные свидетельства деятельности человека позволили обосновать глубокую связь характера деятельности человека в Каповой пещере и памятников с настенными изображениями Франко-Кантабрии».

То есть все эти рисунки, ритуальные объекты, разбитые плитки, спрятанные украшения и прочее практически в точности совпадают с тем, что находят в пещерах Испании и Франции. Люди в пещере вели себя одинаково даже в мелочах.

— Между Башкирией и Пиренейским полуостровом около четырёх тысяч километров. При этом следы многих ритуалов полностью совпадают, очень похожие организация святилища, правила поведения в нём. Это независимые явления или культуры как-то связаны между собой? Мы склоняемся к тому, что связаны.

— И как им удавалось обмениваться информацией? Интернета-то не было, как, впрочем, и обычных дорог.

Рисунки времён палеолита. Использовалась одна из самых древних красок в истории — охра. Её получали из окиси железа с добавлением глины и других веществ. С помощью охры можно было обеспечить разные оттенки: от почти жёлтого до фиолетового.

— Это одна из главных загадок Каповой пещеры. Мы видим факты: люди от Атлантики до Урала использовали одни и те же культурные практики. А вот как они их передавали, неизвестно. Можно предположить, что в результате миграции. Но, перемещаясь по континенту, люди из поколения в поколение детально воспроиз­водили ритуальные практики. Это, кстати, стоит учитывать, когда мы говорим о современных мигрантах. Люди могут сменить технологии, пищевой рацион и многое другое. Ритуальное поведение остаётся стабильным гораздо дольше.

Дело о девичьем черепе

На кафедре археологии истфака МГУ хранится череп. Он уже стал мировой знаменитостью — далеко не каждая находка удостаивается статьи в Nature. Обнаружили его несколько лет назад студенты — разумеется, в Каповой пещере.

— Почти весь состав нашей экспедиции — студенты. Для них это обязательная практика, даже если специа­лизируешься на истории XX века. Чтобы отличать науку от ненауки, очень важно делать что-то своими руками, — поясняет Житенёв. — Сей череп доказывает, что студенты на раскопках — это хорошо. На поверхности торчала лишь его макушка. Я был уверен, что это натёки кальцита. Но студенты ходили за мной по пятам: давайте посмотрим, давайте достанем. Мне это надоело. И вот она, наша уникальная находка.

Наскальные рисунки в Каповой пещере относятся к палеолиту — они сделаны больше десяти тысяч лет назад. А череп принадлежал человеку куда более поздней эпохи: конец бронзового века, межовская культура, примерно IX–XIII века до нашей эры. В Египте и Передней Азии уже существовали централизованные государства, строились города, велись войны. А здесь, на Урале, жило некое племя со странными ритуалами, для которых они и использовали Капову пещеру.

Череп девушки, ­которую принесли в жертву примерно три тысячи лет назад.

— Что можно сказать о черепе? Это была вполне здоровая девушка, которая погибла от удара в голову острым предметом в возрасте 15–19 лет. Мы уверены, это было жертвоприношение, — нагнетает Житенёв.

— Почему вы так в этом уверены? Может, её убили на войне. Или в драке. Из ревности. Или медведь в лесу задрал?

— Если бы это было убийство или медведь, сохранились бы и остальные части скелета. А в том месте были свалены самые разные кости: животных, людей — юношей и девушек. И всего один череп. Эти кости явно откуда-­то принесли. Уже находили похожий склад костей, и там тоже был череп девушки. Это не похоже на войну или болезнь. Скорее всего, их убивали ударом в висок — метод относительно гуманный, поскольку смерть наступала мгновенно. Происходило это не в пещере.

— А где?

— Мы этого не знаем. Вероятно, жертвы какое-то ­время лежали на воздухе, а потом их останки переносили в пещеру.

— Почему вообще приносились жертвы? Это был культ?

— Тоже до конца не понятно. Единственное, что мы пока можем сказать: в башкирском эпосе есть сюжет, как девушек приносят в жертву хозяину озера. Но это сказание было записано в XVIII–XIX веках. Разница во времени — несколько тысячелетий. Как культурная информация могла сохраняться столь долгое время? Мы не знаем.

— Что вы можете рассказать об этой девушке? Как она жила, как выглядела? Во что была одета? Почему для жертвоприношения выбрали именно её?

— Увы, пока почти ничего не известно.

— Но хотя бы определить, чем она питалась, можно?

— Из её зубов и зубов других людей, найденных ­рядом, удалось выделить ДНК, благодаря чему наш череп и попал в Nature — в статью о геномике населения Евразии в бронзовом веке. Молекулярные биологи установили наличие довольно редкой гаплогруппы R 1b. Ещё генетический анализ показал, что эта девушка без проблем могла пить молоко, много молока — у неё были ферменты, позволявшие переваривать лактозу. Но делала она это или нет, неизвестно.

Снова тайна. Вполне возможно, лет через десять — двадцать в этой загадочной истории появятся новые ответы, новые детали. И новые поводы произнести интригующее «мы пока не знаем».

Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №4-5 (30-31) за апрель-май 2017 г.

Тропа первобытного художника найдена в Каповой пещере (Башкирия)

//в ломоно /от пользователя

Студенты и ученые исторического факультета МГУ обнаружили в Каповой пещере (Башкирия) красочную тропу художник, работавший около 17-19 тысяч лет назад.

Путь, по которому он двигался, проходит в самом большом зале пещеры с палеолитическими рисунками – Зале Хаоса. Путь художника прослеживается практически по всему залу – от места недалеко от панно «Кони и знаки» с рисунком верблюда, где ранее был обнаружен клад с порошком для приготовления краски, до торцевой стены, которая изображает знаменитую фигуру зооантропоморфа, фантастического существа, сочетающего в себе черты человека и животного.

Следы краски на пути (маршруте) древнего художника в Зале Хаоса в Каповой пещере

Восстановить маршрут художника ледникового периода удалось благодаря мелким каплям, штрихам и пятнам некогда жидкого красная краска, которую он оставил. Все брызги и капли тщательно фиксируются, что позволило проследить непрерывный путь доисторического художника. Судя по всему, он двигался по пещере не один. Кроме частиц пролитой краски, были обнаружены крупинки порошка для ее приготовления, еще не разведенного водой, а также специально окрашенные в красный цвет камни — вероятно, следы символических действий, сопровождавших продвижение художника по пещере.

«В этом году в ходе работы экспедиции, которая продолжается до сих пор, удалось увеличить количество следов художественно-изобразительных практик в Каповой пещере примерно на 20%, что является значительным достижением в нашем понимании деятельности человека в подземных святилищах эпохи палеолита», — рассказал руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, доктор исторических наук Владислав Житенев.

Студенты МГУ во время изучения красочного пути художника эпохи палеолита в Зале Хаоса Каповой пещеры

В Каповой пещере известно несколько тайников: перевернутые окрашенные камни, скопления краски, иногда уложенные сверху большими блоками, чтобы сделать их невидимыми для посторонних. Открытие 2022 года позволяет впервые связать такие наслоения краски с настенным искусством.

«Обнаружить и зафиксировать маршруты передвижения палеолитических людей в пещерах — большая, даже огромная редкость в практике археологов. Такие «дорожки» известны по очень небольшому количеству пещер с палеолитическими настенными росписями во Франции и Испании. Сейчас одна из главных задач — сохранить эти редчайшие свидетельства поведения первобытного человека в подземном святилище», — поделился мыслями Владислав Житенев.

В ходе работ на стенах пещеры также были обнаружены ранее неизвестные следы художественных практик. Особенным их делает цвет изображений – черный и коричневато-коричневый, тогда как подавляющее большинство известных на сегодняшний день настенных росписей в Каповой пещере написаны краской.

Большинство изображений в Каповой пещере представляют собой неидентифицируемые пятна красного пигмента, представляющие собой частью размытые фигуры, частью остатки стертых рисунков, частью следы палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения. Они сочетаются с изображениями геометрических знаков, а также лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов и бизонов, выполненных в стиле палеолитического реализма.


Уже в эти выходные, 9-10 июля, состоится официальное открытие Международного года фундаментальных наук на территории историко-культурного комплекса «Шульган-Таш», который также открывается. Здесь находится Капова пещера, где историки МГУ сделали свои уникальные находки.

Если у Вас нет возможности посетить Капову пещеру, приглашаем Вас прогуляться по ее залам на сайте Всероссийского фестиваля НАУКА 0+:

  1. https://museum.festivalnauki.ru/exhibits_cat/istoriya-i-obshhestvo/#
  2. https://museum.festivalnauki.ru/exhibits_cat/istoriya-i-obshhestvo/#
https://en. khosravan.org/wp-content/uploads/2022/07/20220708_n1.jpg?v=1657744611 200 300 пользователь https://en.khosravan.org/wp-content/uploads/2021/06/khosravanlogo-300×236.png en user2022-07-13 21:36:512022-07-13 21:36:51Путь первобытного художника найден в Каповой пещере (Башкирия)

0 ответы

Оставить комментарий

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

О нас

Хосраванский образовательный иммиграционный институт
Команда «Хосраванского образовательного иммиграционного института» осознает свою тяжелую и деликатную ответственность, имея опыт отправки студентов в разные страны, а также поддерживая доверие направляющих студентов, а также удовлетворение их семей; Поэтому мы стараемся помочь вам в достижении вашей цели, предоставляя услуги и поддержку, а также онлайн-консультации (бесплатно).

Свяжитесь с нами

№ 2, блок 408, ул. Надери, бульвар Кешаварз, после ул. +982188963291

Электронная почта: [email protected]

Часы работы

С субботы по среду

с 9 до 17 часов.

Четверг

с 9:00 до 13:00.

© Copyright — Хосрованский образовательно-иммиграционный институт

    История России с древнейших времен — эпохи палеолита (40-17 тысяч лет назад): Капова пещера, Костенки, Калбак-Таш и многие другие. В России найдено множество петроглифов

    В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы можете прочитать о памятниках истории России с древнейших времен. Они встречаются в разных местах страны. Это выдолбленные на камнях петроглифы, остатки жилищ древних людей, их погребения и наскальные рисунки эпохи палеолита.

    Период палеолита начался 40 тысяч лет назад, а закончился 10 тысяч лет назад. В это время был последний ледниковый период (25-17 тысяч лет назад). К этому периоду относится обзор истории России с древнейших времен.

    1. Костенский музей (Воронеж)
    2. Капова пещера (Башкирия)
    3. Петроглифы Калбак-Таш (Алтай)
    4. Петроглифы Залавруги (Карелия)
    5. Петроглифы Айдар-Кая (Алтай) 60025
    Пещера Ахштыр (Сочи)
    7. Пазырыкские курганы (Алтай)

    Музей Костенки (Воронеж)

    Главный экспонат музея Костенки – жилище древних людей. Каркас жилища был сделан из костей мамонта. На законсервированном участке было найдено около 573 костей, которые могли принадлежать 40 людям, а также 16 пар черепов мамонтов. Некоторые из черепов были своего рода фундаментом, поддерживающим шесты с натянутыми на них мамонтовыми шкурами. Остальные черепа хранились в ближайших пяти ямах.

    Кости мамонтов (20 тысяч лет назад) древние люди строили жилища в музее Костенки

    Полукруг из костей мамонта, остатки палеолитического жилища

    В музее также хранятся многочисленные орудия труда древних мужчин и женщин из костей мамонта. По черепам даже можно было реконструировать облик древних людей. Там же можно увидеть, как выглядел настоящий мамонт.

    В 2000 году были найдены древнейшие в Восточной Европе орнаментальные украшения. Они были сделаны из трубчатых птичьих костей. А в 2001 году была найдена голова человеческой статуэтки из бивня мамонта. Его приблизительный возраст составляет 35 000 лет. На сегодняшний день это самая древняя палеолитическая скульптура человека в Европе.

    Подробнее о музее Костенки

    Капова пещера (Башкирия)

    Капова пещера в Шульган-Ташском заповеднике – уникальный памятник эпохи верхнего палеолита. Капову пещеру часто называют по названию заповедника: «Пещера Шульган-Таш». Это карстовая пещера в Сарыкусканской горе на берегу реки Белой.

    Башкирское слово Шульган-Таш означает «Затерянный под камнем». Речь идет о реке Шульган, которая протекает по территории заповедника, но в 2,5 километрах от Каповой пещеры скрывается под камнем, а затем впадает в карстовые полости.

    Мамонты, бизоны, носороги — рисунки нанесены на стены Каповой пещеры в эпоху верхнего палеолита, 18-14 тысяч лет назад

    Гигантский портал — вход в Капову пещеру в заповеднике Шульган-Таш

    Длина Каповой пещеры достигает 3 километров. Первые исследования пещеры были сделаны географом Петром Рычковым в 1760 году. Он достаточно подробно описал Капову пещеру в своих очерках. Однако настоящей сенсацией в археологии стало открытие, сделанное зоологом Александром Рюминым в 1959. В одном из залов пещеры он нашел рисунки мамонтов и других доисторических животных, которые были нарисованы на стенах пещеры красной охрой. Всего в Каповой пещере найдено 195 рисунков, выполненных древними людьми.

    Радиоуглеродный анализ показал, что наскальные рисунки, выполненные древними людьми, относятся к эпохе верхнего палеолита. Самые старые рисунки в Каповой пещере сделаны около 18 тысяч лет назад. Последние рисунки были сделаны около 14 тысяч лет назад.

    Подробнее о Каповой пещере

    Петроглифы Калбак-Таш (Алтай)

    Калбак-Ташский археологический комплекс является одним из важнейших коллекций наскальных петроглифов не только на Алтае, но и во всем мире. Самые ранние петроглифы появились здесь в эпоху неолита (6 тыс. лет до н.э.). Самые поздние петроглифы Калбак-Таша датируются эпохой тюркского владычества (7 век н.э.).

    Петроглифы Калбак-Таш в переводе означает «Плоский камень». Здесь туристы могут увидеть самую большую на Алтае коллекцию наскальных петроглифов, которые расположены на холме над Чуйским трактом. Некоторые сюжеты наскальных петроглифов Калбак-Таш выглядят настолько фантастично, что до сих пор вызывают дискуссии в научных кругах.

    Фигуры людей, похожих на инопланетян с экранами на груди, среди петроглифов Калбак-Таш на Алтае

    Неолитический петроглиф, похожий на ракету в Калбак-Ташском археологическом комплексе на Алтае

    В верхней части центральной камне есть совершенно загадочное изображение людей, очень похожих на инопланетян. В центре большой мужчина. Рядом с ним стоят еще пять человек поменьше. На их груди четко выдолблены изображения, похожие на телевизионные экраны. Фигуры этих людей очень необычны, как будто они в скафандрах, у всех есть хвосты.

    Одна из версий появления этих пришельцев на камне Калбак-Таш касается загробного мира. Ученые предполагают, что этот экран на груди был символом портала, через который душа человека уходит в мир иной. Над группой «инопланетян» изображен дракон, что очень похоже на китайские рисунки. По другой версии, на ней изображено шествие мужчин при обряде посвящения юношей в воины.

    Подробнее о петроглифах Калбак-Таш

    Петроглифы Залавруги (Карелия)

    Рядом с деревней Выг в пригороде Беломорска есть местечко Залавруга. Это большое каменное плато, возвышающееся над болотами, где древние люди нарисовали десятки петроглифов. Петроглиф в переводе с греческого означает петра – скала и глиф – резьба. Ученые провели тщательный анализ всех беломорских петроглифов и датировали их IV-V веками до нашей эры, то есть эпохой неолита.

    Наибольшее количество петроглифов обнаружено на скальном плато Залавруги, что выше окружающих болот

    Петроглиф стрельца на Залавруге под Беломорском

    В ХХ веке петроглифы были обнаружены в трех местах. Единственные петроглифы, доступные для посещения, находятся в Залавруге. Есть петроглифы и непосредственно на трассе Беломорск-Мурманск у Беломорского канала. Их называют демоническими следами. Самый известный беломорский петроглиф в Залавруге – «Стрелец». Много участков групповой и одиночной охоты на лосей и птиц, а также морской охоты с лодок с гарпуном на косаток.

    Подробнее о петроглифах Залавруги

    Петроглифы Адар-Кая (Алтай)

    Древнее городище Адар-Кая (Адар-Кан) расположено на 728 км Чуйского тракта у села Иодро. На поверхности скалы здесь можно увидеть сотни петроглифов эпохи неолита, а перед скалой находится главный артефакт — Камень Чуйского оленя.

    Камень чуйского оленя – главный артефакт археологического комплекса Адар-Кая на Алтае

    Петроглифы в Адар-Кая Неолит 6-5 тыс. до н.э.

    Камень чуйского оленя изготовлен из каменной плиты сланца. Его высота не превышает 2 метров. На стороне Оленьего камня можно увидеть изображение скифского воина. Это изображение стало символом доисторической эпохи Алтая. На Чуйском оленьем камне под изображением воина тонкими линиями высечены изображения скифского кинжала акинака, колчана со стрелами, а также коня. Линии очень тонкие, потому что они вырезаны железными инструментами. Ученые датируют этот камень примерно I тысячелетием до нашей эры.

    На поверхности скалы за Чуйским Оленьим камнем имеется множество изображений более ранних периодов, эпохи неолита и железного века. Ученые датируют эти изображения по типу набивки. Самые древние изображения (6-4 тыс. до н.э.) выбивались каменными орудиями, поэтому выполнены очень грубо. С появлением железных орудий изображения были набиты контурами. Линии стали тоньше и четче.

    Подробнее о петроглифах Айдар-Кая

    Ахштырская пещера (Сочи)

    Пещера Ахштыр расположена на скалистом берегу реки Мзымта между Сочи и Красной Поляной. Расстояние от Олимпийского парка Сочи составляет 17 км, а от Красной Поляны — 35 км. Пещера представляет большой интерес для ученых, изучающих жизнь первобытных людей, но и обычным туристам не стоит ожидать здесь каких-то невероятных ощущений или эмоций. Если вас не будет сопровождать гид, то всю пещеру вы увидите за 10-15 минут.

    Культурные слои разных эпох у входа в Ахштырскую пещеру в Сочи

    Так пещера Ахштыр выглядит внутри в настоящее время

    Перед входом в пещеру ознакомьтесь с информацией. Здесь можно узнать о культурных слоях пещеры, которую археологи раскапывают на протяжении десятилетий научной деятельности с 1936 года. Пещера стала доступной 350 тысяч лет назад. Первые люди поселились в пещере Ахштыр около 112 тысяч лет до нашей эры. Это были неандертальцы. Затем пещера какое-то время была необитаемой, и около 70 тысяч лет до нашей эры в нее снова вернулись люди. Такие выводы ученые делают из наличия в культурных слоях следов костров и предметов их оружия и быта.

    Археологи нашли в пещере более 6 тысяч костей доисторических животных, различные каменные орудия труда, каменные наконечники стрел и множество других артефактов, которые обычно находят на стоянках древних людей. Длина пещеры достигает 120 метров. Своды у входа в пещеру низкие (1,5-2 метра), но потом становятся выше. Это произошло потому, что у входа скопилось больше земли более поздних эпох. Внутри пещеры нет ни сталактитов, ни других красот, которые можно увидеть в глубоких пещерах, например, в соседней Воронцовой пещере.

    Подробнее о пещере Ахштыр

    Пазырыкские курганы

    Пазырыкские курганы расположены на Улаганском нагорье. В XIX веке у села Балыктуюл было обнаружено 5 больших царских курганов, которые относятся к периоду железного века (с V по III век до н.э.). Пазырыкская археологическая культура относится к кочевым племенам, поселившимся в горных районах Алтая еще до нашей эры. Назван по стоянке Пазырык на Улаганском нагорье, где в XIX в.век.

    Пазырыкские курганы на Улаганском нагорье относятся к железному веку (5-3 вв. до н.э.)

    Высота каменных курганов Царских пазырыкских курганов на Алтае достигает 5 метров

    Представители пазырыкской культуры жили на Улаганское нагорье и плато Укок. Они принадлежат к кочевым племенам ирано-самодийской этнической группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *