главный балет в жизни Майи Плисецкой
В ноябре на гастроли в США приезжает Мариинский театр Санкт-Петербурга с легендарным балетом «Кармен-сюита». Этот балет — реализованная мечта одной из самых гениальных балерин мира — Майи Плисецкой. Осенью ей могло бы исполниться 94 года, и именно ей артисты посвящают свои гастроли. О спектакле, который стал для Плисецкой ее ребенком, и о том, через что ради него пришлось пройти, — читайте в нашем материале.
60-е годы ХХ века. Майя Плисецкая — уже звезда, прима Большого театра. Казалось бы — о чем еще мечтать. Но у неугомонной балерины голова всегда полна идей. Классический балет приедается, хочется чего-то необычного, страстного, живого. И тогда рождается идея: поставить “Кармен”.
«У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбыточная, иногда несбыточная. Вот такой долгожданной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ Кармен, но обязательно связанный с музыкой Ж. Бизе. Оперу «Кармен» можно танцевать всю, настолько она «танцевальна», образна, выразительна, пластична», — так описывала потом Плисецкая свои чувства.
Но вообразить балет мало — надо его поставить. И Плисецкая начинает искать балетмейстера. Она попадает на концерт Кубинского балета, видит номера, созданные балетмейстером Альберто Алонсо, и понимает: именно этот страстный кубинский мужчина может понять мятежную душу Кармен и поставить танец специально для нее. Правда, была одна загвоздка: Алонсо — иностранец. Иностранный балетмейстер готовит спектакль для Большого театра? Очень уж смело для СССР.
Плисецкая отправилась на прием к Екатерине Фурцевой — тогдашнему министру культуры. Фурцева была классическим партийным работником и отличалась особой строгостью. Однако к перспективе поставить “Кармен” отнеслась неожиданно благосклонно. «Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?» — чиновница решила, что крамолы быть не должно. Насчет выбора балетмейстера — и тут Плисецкой удалось уговорить партийное руководство: сыграло на руку то, что Альберто из дружественной Кубы. На том и порешили — балету быть. Музыку к нему писал муж балерины Родион Щедрин: уж он-то, как никто лучше, понимал свою Кармен. За двадцать дней Щедрину удалось сделать транскрипцию легендарной оперы Бизе — это рекордный срок.
В рекордные сроки поставили и весь балет — уже 20 апреля 1967 года «Кармен-сюиту» представили на сцене Большого театра. И тут произошел скандал.
Фурцева и другие партийные работники, да и вся московская публика, ждали легкого второго “Дон Кихота”, а вместо этого получили взрыв горячих испанских страстей, пропитанный в некоторых сценах настоящей эротикой. Такого никто не ожидал, ведь всем известно, что “секса в СССР не было”. После спектакля она негодовала: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать». Чиновница даже попыталась запретить второй спектакль, который был запланирован через день, но побоялась международного скандала: балетмейстер-то из Кубы, еще неясно, как Фидель Кастро отреагирует. В итоге Плисецкой и Алонсо пришлось в срочном темпе убирать из балета “секс”. Фурцева потребовала убрать особо эротичные поддержки и прикрыть срамоту голых ног артистов. Так “Кармен” победила.
Потом, правда, была еще долгая борьба за то, чтобы показать “Кармен-сюиту” миру. Спектакль упорно не хотели выпускать за рубеж. Его не разрешили показать на выставке «Экспо-67» в Канаде. Плисецкая боролась и даже отказалась ехать на гастроли, Фурцева в ответ назвала ее “предательницей классического балета”.
В этой борьбе помог случай и немного хитрости. Однажды на спектакль пришел председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Фурцева, узнав об этом, спросила у Щедрина, как тот отреагировал, и композитор, недолго думая, рассказал, что чиновник был в восторге (хотя Косыгин никаких восторгов не выражал). После этого лед тронулся, и спустя какое-то время Плисецкая смогла включить «Кармен» в свою гастрольную программу. Мир ликовал.
“Кармен-сюита” осталась главным спектаклем всей жизни Майи Плисецкой. Как-то балерина подсчитала, что станцевала эту партию около трехсот пятидесяти раз. «Я умру. Кармен останется», — так говорила она журналистам.
Этой осенью американские зрители смогут увидеть главный балет всей жизни Майи Плисецкой в исполнении звезд Мариинского театра. Кармен станцует Александра Иосифиди, заслуженная артистка России, а ее партнером выступит заслуженный артист России Игорь Колб.
Подробнее о мероприятии здесь.
Вас также может заинтересовать:
Спектакль Кармен-сюита — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена). Актеры и роли
Театры
Каталог спектаклей
Балет
1978
48 мин
СССР
Начать просмотр
Спектакль
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
С просьбой поставить для нее балет о Кармен по повести Проспера Мериме к кубинскому балетмейстеру Альберто Алонсо, находящемуся на гастролях в Москве, обратилась Майя Плисецкая.
Ее заветная идея совпала с давней мечтой Алонсо, и он очень быстро сочинил хореографию будущего спектакля.
Встал вопрос о музыке. Плисецкая попросила написать музыку к «Кармен» Дмитрия Шостаковича, но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Другой отказ последовал от Арама Хачатуряна.
«Делайте на Бизе!» — посоветовал Алонсо …
Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и «Арлезианки» Жоржа Бизе. Репетиции начались под рояль. В рекордные сроки — за двадцать дней — Щедрин сделал транскрипцию оперы Ж. Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола… В тринадцати номерах сюиты развернулась идея противопоставления двух миров: светлого, порывистого, наполненного человеческими чувствами и страданиями и холодного, бесстрастного, неумолимого мира масок.
В своей блистательной оркестровке композитор отвел главную роль струнным и ударным инструментам. Группе ударных предназначалось имитировать испанские народные инструменты, струнная группа, в свою очередь, исполняла роль голоса.
Хоть и в спешке, все же спектакль был приготовлен. Но не поспевали мастерские, костюмы дошили только к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день.
Великолепные, метафорически-точные декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал емкой фразой: «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер.
Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре, дирижировал Геннадий Рождественский.
Крайне страстный, эротический характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, к тому же в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой: «…советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нем проглядывала». Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Д.Д. Шостакович. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной) нуждались в поддержке, поскольку сразу же попали в опалу. «Вы — предательница классического балета», — в ярости скажет Плисецкой министр культуры СССР Е.А. Фурцева. После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось: она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать». Фурцева предложила Плисецкой через прессу повиниться о своей ошибке с «Кармен-сюитой».
Самым же дорогим для Плисецкой было признание испанской публики:
«Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила».
Либретто «Кармен-сюиты» написал Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).
Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Словно застывший сфинкс, смотрела Кармен Плисецкой на танец Тореадора, и вся ее статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение. Завораживая зрителей, она приковывала к себе внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.
В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой входили Н.Б. Фадеечев (Хозе), С.Н. Радченко (Тореро), Н.Д. Касаткина (Рок), А.А. Лавренюк (Коррехидор).
Новым Хозе стал Александр Годунов. Его Хозе сдержан, насторожен и недоверчив. Он будто все время находится в ожидании человеческого предательства, беды, удара судьбы. Он раним и самолюбив. Хореография Хозе начинается стоп-кадром, Хозе стоит лицом в зал. Живой портрет Хозе, светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме). Крупные строгие черты лица, холодный взгляд выражают отчужденность. Однако за маской угадывается истинная человеческую суть — ранимость души, брошенной в жестокий мир. Портрет психологически интересен сам по себе, но вот начинается движение. Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Тщательно проработанные нюансы сложили сценическую рельефность характера и образа.
В роли Тореро выступил блистательный характерный танцовщик Большого театра Сергей Радченко. Артист стильный, тонко знающий особенности испанского танца, темпераментный и сценически обаятельный, создал образ внешне ослепительно эффектного, но пустого победителя корриды.
Триумфальное шествие «Кармен-сюиты» по театральным сценам мира продолжается до настоящего времени.
В ролях: Майя Плисецкая, Александр Годунов, Сергей Радченко, Наталья Касаткина, Александр Лавренюк, Людмила Власова, Наталья Рыженко
Режиссёр: Феликс Слидовкер
В подборках
10 фактов из жизни Майи Плисецкой
Балеты с Майей Плисецкой
Спектакли Большого
Майя Плисецкая. Легенда балета
Характер — это и есть судьба
Смотрите также
Все спектакли
Не все коту масленица
2023105 мин
Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина
Обыкновенное чудо
2023165 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Оскар или О-ля-ля!
2023135 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Под одним небом
2023110 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Тартюф
2023135 мин
Гроза
телеспектакль202399 мин
Учебный театр ГИТИС
Голый король
телеспектакль2023145 мин
Учебный театр ГИТИС
Три сестры
телеспектакль202395 мин
Учебный театр ГИТИС
Хлопотун, или Дело мастера боится
телеспектакль202381 мин
Учебный театр ГИТИС
Щелкунчик и Мышиный король
2023120 мин
Учебный театр ГИТИС
ЖенитьБАЛЬЗАМИНОВА
телеспектакль2023101 мин
Учебный театр ГИТИС
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
202360 мин
Учебный театр ГИТИС
Чудаки на подмостках
202390 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Гроза
2023120 мин
Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина
Чтецкий вечер
202390 мин
Театральный институт имени Бориса Щукина
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023 ФКУ Цифровая культура. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Кармен-сюита
Кармен-сюита впервые была поставлена в Москве в 1967 году кубинским хореографом Альберто Алонсо для Майи Плисецкой по ее просьбе и по его собственному желанию. Музыка к балету — переложение Родиона Щедрина из большой оперы Жоржа Бизе.
В то время об иностранных хореографах речи не шло, хотя для кубинцев было сделано политически мотивированное исключение — после Карибского кризиса дело обстояло иначе. Но те, кто это допустил, не могли представить, во что ввязываются.
Во-первых, балет был вызывающе неклассичен; Плисецкая расхаживала по сцене не на пуантах, а в простых туфлях, и не в пачке, а в рискованной короткой юбке, и тело ее не выглядело даже отдаленно балетным. И вообще балет был насыщен совершенно непозволительной страстью, истинной эротикой и столь же непозволительным — и таким опьяняющим! – идея свободы, которая была выражена в ней настолько ярко, что ее никогда нельзя было показать ни в одном советском театре.
Но это случилось — по тем же чисто политическим причинам. Окончательному решению предшествовала битва между двумя женщинами. «Вы предатель классического балета!» — пафосно воскликнула министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева.0003 Кармен умрет!»; «Пока я живу , Кармен не умрет», — с таким же пафосом ответила Майя Михайловна Плисецкая.
Кармен не умерла – она должна была стать одной из главных ролей Плисецкой, ее визитной карточкой, и не потому, что Плисецкая танцевала этот балет дольше, чем она Лебединое озеро или Дон Кихот, а потому что образ Кармен был лучшим выражение ее индивидуальности и ее выразительного и ослепительного дара; дерзость в характере и дерзость в танце, страстная натура и музыкальная тонкость, любовный вызов и вызов канонам танца. И резкий силуэт, и живой профиль, и жар, и трагедия.
Кстати, нерусский Алонсо на самом деле поставил ее еще более вольно и радикально; известно, что Плисецкая и Фадеечев просили его сдержать свой пыл и уменьшить эротический элемент, чтобы балет не был полностью запрещен. Это выбило Алонсо из колеи, но даже в такой форме власти были в состоянии апоплексического удара. Алонсо рассказал, как в этой работе он соединил классику с элементами испанских и латиноамериканских танцев. Но более того, он включил если не «модерновый» танец, то совершенно новый, неслыханный в СССР экспрессионизм. Он был построен на двух танцевальных постулатах: классика, доведенная до крайности, — железные движения, железные позы, пуанты как бы прибитые к полу, battenments tendus и туловища, натянутые, как струна (вот где классика смешивается с испанскими танцами). ), а тут полное неприятие классики, неприятие любой туши – те же «копающие» ноги, жаркий отклик тела и, наконец, те вывернутые позы, которые делают роковую женщину Кармен похожей на упрямая девушка. Алонсо также сказал, что он был вдохновлен на создание своего Кармен от драматического театра — движения должны «говорить». С тех пор в танце многое произошло, и теперь это кажется таким ясным, но есть и другое, гораздо более важное: тогда, в оттепель 1960-х, этот балет был частью общетеатрального контекста – Театр на Таганке был на на передний план вышли три года в Москве, а «Кармен-сюита» с ее — для того времени — эпатажной условностью и аскетизмом сценического пространства. Кстати, в нашумевшей таганской постановке « Good Man from Sechuan была мизансцена, в которой персонажи сидели на стульях, расставленных полукругом — мотив, сравнимый с аналогичным мотивом, использованным Борисом Мессерером в его сценографии для «Кармен-сюита». В Москве Кармен-сюита был «лучшим» балетом Плисецкой — без Майи его не было, как и Майи без нее. Но были и другие исполнители во всем мире. В том же 1967 году Алонсо поставил ее в Гаване для великой Алисии Алонсо (учитывая московские цензурные «исправления» и восстановив вырезанную из дуэтов страстность), а затем продюсировал на международном уровне, причем не в той же самой постановке, а в вариациях; каждый раз хорограф привносил что-то новое в Кармен.
В Москве балет существовал только до тех пор, пока танцевала Плисецкая; она ушла, и осталась только легенда о Кармен . Но прошло двадцать лет, и Большой театр сделал рискованный, но победный шаг – к юбилейному году Майи Плисецкой была возрождена ее «Кармен», как дань уважения и дань уважения. Пришел и пожилой Алонсо, который поставил еще одну новую редакцию для прима-балерины театра Светланы Захаровой; потом пришли другие исполнители, и балет прочно вошёл в репертуар. Легенда стала классикой. «Сейчас Кармен никогда не умрет», — сказала Плисецкая.
В 2007 году во время гастролей в Большом театре в этом балете выступила Ульяна Лопаткина. Она представила свою интерпретацию, свое видение роли. Новая Кармен была внешне сдержанной; все ее страсти были внутри, редко выходя на поверхность. Но театральное железо Лопаткиной «Кармен» — это не столько контраст между классической пластикой и свободной пластикой, сколько резкое пластическое акцентирование музыки — из этой остроты и из этих акцентов родился сам образ.
Сегодня московскую «Кармен » можно увидеть в Мариинском театре, наконец-то присоединившись к репертуарному наследию. Инна Скляревская
Кармен-сюита · «Русский национальный театр балета»
Альберто Алонсо
Кармен-сюита
Кармен-сюита — одноактный балет, созданный в 1967 году Кубой хореограф Альберто Алонсо, на музыку русского композитора Родион Щедрин. Музыка, взятая из оперы «Кармен» Жоржа Бизе и переложенная для струнных и ударных, не является 19стилизации ХХ века, а скорее «творческая встреча умов», по выражению Щедрина, с мелодиями Бизе, перекрашенными в разнообразные свежие инструментальные краски (в том числе с частым использованием перкуссии), настроенными на новые ритмы и часто фразированными с большой дело лукавого остроумия.
Идея «Кармен-сюиты» принадлежит жене Щедрина, балерине Большого театра Майе Плисецкой. В 1966 году она попросила композитора Альберто Алонсо, гастролировавшего в Москве с Национальным балетом Кубы, написать балет на историю Кармен. Алонсо разработал либретто и работал с танцорами Ballet Nacional над хореографией, а затем вылетел в Москву, чтобы научить этой работе Плисецкую. Щедрин наблюдал за ее первыми репетициями с Алонсо и согласился написать музыку к балету.
Первоначально запрещенный советской иерархией как «неуважительный» по отношению к опере именно из-за этих качеств, балет с тех пор стал самым известным произведением Щедрина и остается популярным на Западе, как то, что рецензент Джеймс Сандерсон из allmusic.com называет «иконоборческим». но очень занимательный пересказ оперы Бизе».
Структура
Балет в одном действии состоит из 13 танцевальных номеров:
I. Вступление: Andante assai
II. Танец: Аллегро
III. Первое интермеццо: Allegro moderato — Andante Moderato — (atttacca:) IV.
V. Вход Кармен и Хабанера: Allegro moderato — Quasi andante VI. Сцена: Allegro moderato — Tempo precente — Andante assai
VII. Второе интермеццо: Ларгетто
VIII. Болеро: Allegro vivo
IX. Тореро: Moderato con stoltezza
X. Тореро и Кармен: Lento — Tempo I
XI. Адажио: Анданте модерато — Адажио
XII. Гадание: Андантино — Анданте ассаи
XIII. Финал: Аллегро — Прецедентный темп — Анданте ассаи
Инструменты
Стандартный струнный оркестр из скрипок, альтов, виолончелей, двойных басов дополняется ударной батареей из четырех человек, играющих на следующих инструментах: guiro
Игрок 2: вибрафон, маримба, малый барабан, бубен, два деревянных блока, клаве, треугольник, гуиро -там, малый барабан, треугольник Игрок 4: тарелки, большой барабан, там-там, хай-хет, треугольник, бубен, там-там, литавры
На выбор Щедрина повлияло два фактора. Во-первых, как он сказал в интервью BBC Music Magazine, было то, что, «чтобы быть [как можно] совершенно далеким [насколько это возможно]» от партитуры Бизе для оперы, он хотел ансамбль «без духовых и деревянных духовых… что дало мне много возможности» для тембрового разнообразия.
Роли
Кармен, цыганка
Дон Хосе, капрал драгун Эскамильо, тореадор (тореадор) Суньига, капитан драгун
Судьба
Магистрат
Синопсис
Место: Севилья, Испания, и окружающие холмы
Время: около 18:20
Сценарий Алонсо сосредоточен на Кармен, доне Хосе и тореадоре Эскамильо. Кармен — страстная, свободолюбивая женщина, в отличие от темпераментного и непостоянного Дона Хосе. Судьба, балерина, одетая в черное и представляющая альтер-эго Кармен, предсказывает судьбу Кармен с помощью колоды карт. Драка с торговцами табаком приводит к аресту Кармен капитаном Суньигой. В тюрьме она соблазняет дона Хосе и убеждает его освободить ее из тюрьмы. Впоследствии Кармен оказывается в любовном треугольнике между Доном Хосе и популярным тореадором Эскамильо.