Карнакский храмовый комплекс: Храм в Карнаке, Луксор — официальный сайт, фото, план, где находится, схема, архитектура, история

Сместившееся в древности русло Нила освободило место под Карнакский храмовый комплекс

С помощью геоархеологических исследований ученые реконструировали ранние стадии существования важнейшего религиозно-политического центра Древнего Египта — Карнакского храмового комплекса. История его возникновения и развития оказалась тесно связана со смещением нильского русла к западу. По мере того как река освобождала новые участки, небольшое поселение, возникшее на одном из островов, расширялось и при правителях XI династии, начавших здесь монументальное храмовое строительство, превратилось в главную часть новой столицы Египта — города Фивы. О результатах исследований сообщает статья в журнале Antiquity.

Современный Карнак — это небольшой городок в Верхнем Египте на восточном берегу Нила, лежащий примерно на 2,5 километра севернее Луксора. В древности здесь располагался крупнейший храмовый комплекс — Ипет-Исут («Совершеннейшее место»), — главную роль в котором играл культ Амона-Ра, а также действовали святилища некоторых других божеств.

Карнакское святилище, сделавшись частью непрерывно растущего города Фивы, расширялось на протяжении многих веков, с конца III тысячелетия до нашей эры (рождение Среднего царства) и вплоть до завершения Птолемеевской эпохи в I веке до нашей эры. Почти все это время оно было средоточием главного государственного религиозного культа и центром политической консолидации страны.

Поскольку Карнакский комплекс многократно обновлялся и дополнялся новыми храмами, от первоначальной застройки, которая существовала здесь в последние века III тысячелетия до нашей эры, мало что сохранилось. Самое древнее сакральное сооружение на территории Карнака предположительно было воздвигнуто фиванским правителем XI династии Иниотефом (Интефом, или Антефом) II — дедом основателя Среднего царства Ментухотепа II, объединившего страну после кризиса Первого переходного периода. От него в восточной части комплекса сохранился лишь фрагмент восьмиугольной колонны из песчаника с упоминанием бога Амона. Эта постройка датируется приблизительно первой половиной XXI века до нашей эры.

По-видимому, уже в ранний период своего существования в религиозных представлениях египтян район Карнака был связан с сакральным пространством западного берега Нила, так как находился прямо напротив скалистой долины Дейр-эль-Бахри, с глубокой древности служившей местом почитания Хатхор — одной из ипостасей Богини-матери. В середине XXI века до нашей эры в Дейр-эль-Бахри воздвиг свой заупокойный храм Ментухотеп II, а шестью столетиями позднее его примеру последовали фараоны XVIII династии Хатшепсут и Тутмос III. Главная часть комплекса в Карнаке — святилище Амона-Ра — возникло еще в эпоху Среднего царства при Сенусерте I (XX век до нашей эры) и изначально стояло на оси, проходящей через центр священной долины, расположенной по другую сторону реки. Но самые древние храмы, по-видимому, были посвящены другим местным божествам, почитавшимся задолго до Амона, — Мут (еще одному проявлению Богини-матери) и Монту — связанному с солнечным культом богу войны.

Следы небольшого поселения, с которым, возможно, были связаны эти первые святилища, археологи идентифицировали на холме к югу — юго-востоку от храма Амона-Ра, рядом со священным озером. Это поселение существовало уже в XXIII–XXII веках до нашей эры, во время Первого переходного периода, и, возможно, в конце эпохи Древнего царства. Геофизические исследования и анализ фрагментов керамики, обнаруженных в отобранных при бурении кернах, показали, что заселенный холм в это время, по-видимому, представлял собой остров, как и некоторые другие участки Карнакского комплекса, например в районе храма Опет на юго-западе.

Комплексные геоархеологические раскопки, предпринятые группой французских и египетских ученых во главе с Гийомом Шарлу (Guillaume Charloux) из Национального центра научных исследований во Франции, помогли установить, когда и как началось расширение Карнака, и сопоставить этот процесс с ходом исторических событий. Исследования проводились в районе небольшого храма «мемфисской триады» (богов Птаха, Сехмет и Нефертума), расположенном к северу от главного святилища. Раскопки выявили в слое мощностью около пяти метров 30 различных археологических фаз, включая самую раннюю, ниже которой следов человеческого присутствия нет.

Строение подстилающего горизонта, который отличается общим уклоном к северо-западу, было изучено с помощью бурения.

Ученые построили стратиграфический разрез, демонстрирующий распределение слоев субстрата рядом с храмом Птаха на глубину до 10 метров. Самый нижний слой образован отложениями речного песка, которые перекрывает намывной вал, сформировавшийся из илистых наносов при разливах Нила. В этом илистом слое археологи нашли первое свидетельство человеческого присутствия — остатки очага, датируемые по радиоуглероду и типологии керамики временем между 2274 и 1977 годами до нашей эры (вероятнее всего — серединой XXII века до нашей эры, то есть эпохой Первого переходного периода, предшествовавшей становлению Среднего царства). На следующем уровне в ветровых песчаных наносах были найдены осколки чаш, датируемые поздним периодом Древнего царства (приблизительно XXIII век до нашей эры). Они происходят из открытого ранее местонахождения в юго-восточной части комплекса.

Первое свидетельство постоянного пребывания людей в районе будущего храма Птаха — остатки строения из сырцового кирпича — относится ко второй половине ΧΧΙ — первой половине ΧΧ века до нашей эры, то есть ко времени, когда фараоны поздней XI и ранней XII династий уже распространяли свою власть на объединенный Египет.

Ученые выделили в истории этой постройки семь последовательных архитектурных фаз общей продолжительностью около 100 лет и предположили, что сооружение было одним из древнейших храмов Карнака. Для того чтобы приступить к его возведению на невысоком острове, строители должны были иметь основания если не для уверенности, то хотя бы для надежды на то, что ежегодный разлив Нила не уничтожит их творение. Следовательно, берег реки к этому времени отступил.

Объединив результаты своих раскопок с данными предыдущих исследований, Шарлу и его коллеги реконструировали историю изменений ландшафта в Карнаке и освоения его людьми в конце III тысячелетия до нашей эры. Естественный холм в юго-восточной части комплекса, по-видимому, представлял собой остров, тянувшийся по оси юго-запад — северо-восток. В середине XXIII века до нашей эры здесь могло появиться поселение, и его развитию благоприятствовало постепенное отступление реки. Спустя столетие от воды уже освободилась значительная территория. Она включала участок, на котором позднее выросли храм Птаха и главный храм Амона-Ра (за исключением западной части, где в XIII веке до нашей эры, при Сети I и Рамсесе II, был построен Большой гипостильный зал).

К этому времени восходит появление первого очага в районе храма Птаха.

Очевидно, люди стремились занять освобождаемые рекой земли, но на первых порах они должны были сильно страдать от наводнений при разливах, так как высота острова была невелика. Расчеты показывают, что она превышала средний уровень воды в Ниле всего на 0,70 метра. Это задерживало освоение острова, о чем говорят перекрытые песком илистые отложения поверх очага. Вероятно, по причине наводнений оставался необитаемым островок в районе храма Опет.

Тем не менее, берег продолжал отступать, и еще примерно через сто лет, в середине XXI века до нашей эры, около будущего святилища Птаха велось строительство из кирпича-сырца, а в восточной части комплекса уже была воздвигнута колонна Иниотефа II. Исследователи полагают, что приток населения в Карнак был связан с представлениями об особой святости места, и фиванские правители XI династии поощряли и даже направляли этот процесс, разворачивая храмовое строительство по мере своего усиления.

Этому способствовала неуклонная миграция нильского русла к западу. Позднее, когда фараоны XII династии переселились на север, построив в районе Файюма новую столицу Ити-Тауи, Карнак не только сохранил статус важного религиозного центра, на который опиралась верховная власть, но и продолжал развиваться, превратившись в итоге в главное святилище Египта.

Ранее археологи сообщили об обнаружении в одном из погребений эпохи XI династии текстов «Книги двух путей» — заупокойного произведения, предшествовавшего появлению широко известной «Книги мертвых», а также рассказали об обнаружении близ Асуана гробницы, принадлежавшей брату могущественного номарха Саренпута II, управлявшего Элефантиной во времена правления XII династии.

Винера Андреева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Карнакский храм

Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, размером 1,5 км на 700 метров, состоящий из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течение двух тысячелетий. Размер храма впечатляет, особенно если вспомнить, что все здесь было построено вручную сотнями тысяч рабочих. Древним египтянам Карнак был известен как «прекраснейшее из мест», и даже в руинах он остается великолепным. Строительство храма относиться к 2000 году до нашей эры. Его строили около 30 фараонов более 1500 лет. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя и свои заслуги. Значимые изменения в строительстве Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I и Тутмоса III. При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских тридцатиметровых обелиска в её честь и восемь пилонов в храме Амона. При Тутмосе III Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефы были нанесены изображения побед египетского народа. Статуя Рамзеса III до сих пор стоит на месте и имеет рядом крошечные статуи его дочери. К настоящему времени, собрание святилищ, павильонов, пилонов и обелисков Карнакского храма образовало колоссальный каменный музей под открытым небом.

Храм находится на территории древнего города Фивы, в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора, и охватывает более 100 акров земли. Более 1300 лет эта область была погребена под песком, пока в XIX веке не начались раскопки. Храмовый комплекс состоит из трех частей. Центральную часть занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. Шестнадцатиметровые колонны с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные и позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам. Южнее расположился храм Мут, посвященный супруге Амона — царице Мут. Севернее находятся руины храма Монту. Южнее Карнакского храма находится Священное озеро — пруд омовения, возле которого установлена колонна, которую венчает масштабный жук-скарабей.
Для древних египтян жук-скарабей был священным символом благоденствия. Карнакский храмовый комплекс является вторым по популярности в Египте после Великих пирамид. С 1979 года этот храм вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник:
https://tury.ru

Фотографии:

Карнакский храм – Классическая древность

Классическая древность » Африка » Египет » Карнакский храм

Карнакский храмовый комплекс, широко известный как Карнак, включает в себя обширную смесь обветшавших храмов, часовен, пилонов и других зданий. Строительство комплекса началось во время правления Сенусрета I в Среднем царстве и продолжалось в период Птолемеев, хотя большинство сохранившихся зданий датируются Новым царством. Район вокруг Карнака был древнеегипетским Ипет-исут («Самое избранное из мест») и главным местом поклонения восемнадцатой династии Фиванской триады во главе с богом Амоном. Он является частью монументального города Фивы.

Комплекс представляет собой огромный музей под открытым небом и второй по величине древний религиозный объект в мире после храма Ангкор-Ват в Камбодже. Считается, что это второе по посещаемости историческое место в Египте; больше посетителей посещают только пирамиды Гизы недалеко от Каира. Он состоит из четырех основных частей, из которых только самая большая в настоящее время открыта для широкой публики. Термин Карнак часто понимается только как территория Амона-Ра, потому что это единственная часть, которую видит большинство посетителей. Три другие части, район Мут, район Монту и разобранный храм Аменхотепа IV, закрыты для публики. Есть также несколько небольших храмов и святилищ, соединяющих район Мут, район Амона-Ре и Луксорский храм.

Участок Мут очень древний, он посвящен земле и божеству созидания, но еще не восстановлен. Первоначальный храм был разрушен и частично восстановлен Хатшепсут, хотя вокруг него построил другой фараон, чтобы изменить фокус или ориентацию священной области. Многие его части могли быть унесены для использования в других зданиях.

Основное различие между Карнаком и большинством других храмов и памятников Египта заключается в продолжительности его строительства и использования. Строительство храмов началось в Среднем царстве и продолжалось до времен Птолемеев. Около тридцати фараонов внесли свой вклад в строительство зданий, что позволило им достичь таких размеров, сложности и разнообразия, которых больше нигде не было. Немногие из индивидуальных особенностей Карнака уникальны, но размер и количество особенностей огромны. Представленные божества варьируются от самых ранних, которым поклонялись, до тех, которым поклонялись намного позже в истории древнеегипетской культуры. Несмотря на то, что он был разрушен, он также содержал ранний храм, построенный Аменхотепом IV (Эхнатоном), фараоном, который позже будет исповедовать почти монотеистическую религию, которую он установил, что побудило его перенести свой двор и религиозный центр из Фив. Он также содержит свидетельства приспособления зданий древних египтян к более поздним культурам для своих религиозных целей.

Одним из известных аспектов Карнака является Гипостильный зал в районе Амона-Ре, зал площадью 50 000 кв. футов (5 000 м2) со 134 массивными колоннами, расположенными в 16 рядов. 122 из этих колонн имеют высоту 10 метров, а остальные 12 имеют высоту 21 метр и диаметр более трех метров.

Вес архитравов на этих колоннах оценивается в 70 тонн. Эти наличники могли быть подняты на эту высоту с помощью рычагов. Это был бы чрезвычайно трудоемкий процесс, а также потребовал бы большого баланса, чтобы достичь таких больших высот. Распространенная альтернативная теория относительно того, как их перемещали, состоит в том, что большие пандусы были построены из песка, глины, кирпича или камня, а затем камни буксировались по пандусам. Если бы для пандусов использовался камень, они могли бы использовать гораздо меньше материала. Наверху пандусов предположительно использовались либо деревянные гусеницы, либо булыжники для буксировки мегалитов.

Дэвид Робертс

   

Temples of Karnak > Информация и история > Landious Travel

Храмы Карнака представляют собой крупнейший храмовый комплекс в древнем мире. Удивительно, но он представляет собой совокупное достижение многих поколений древних строителей и фараонов. Его старое название — Ипет-исут, что означает «самое священное место». Непрерывно строительство этого сложного храма длилось более двух тысяч лет. Он включает в себя три основных храма, меньшие закрытые храмы и несколько внешних храмов на 247 акрах. Большой «Гипостильный зал» представляет собой невероятный лес гигантских столбов.

Соглашение

  1. Основной аспект Карнака
  2. Расположение храмов Карнака
    • История храмов Карнака
  3. Особенности храмов Карнака
    • 1. Avenue of Sphinxes
    • 2. The First
      • . Пилон Карнакского храма
      • 3. Большой двор
      • 4. Киоск Тараки
      • 5. Барк-часовня Рамзеса III
      • 6. Статуи Рамзеса II
      • 7. Второй пилон Карнакского храма
      • 8. Большой Гипостильный зал
      • 9. Священное озеро

Главный аспект Карнака

Основное различие между Карнаком и большинством других храмов и мест в Египте – время строительства и развития. Строительство заняло много времени, чтобы принять свой окончательный вид. Здесь речь не идет об одном храме; а комплекс храмов. Как древнеегипетский храм, его строительство началось в Среднем царстве и продолжалось до времен Птолемея. Почти все правители Древнего Египта оставили свой след в этом огромном и колоссальном комплексе. Около тридцати фараонов внесли свой вклад в строительство зданий. Этот процесс строительства и реконструкции привел к размеру, сложности и разнообразию, невиданным где-либо еще. Это самое большое религиозное сооружение из когда-либо построенных, его площадь составляет около 200 акров! Кроме того, это было место паломничества почти 2000 лет.

Расположение храмов Карнака

Огромный культовый комплекс Карнак представляет собой территорию древнего египетского храма, расположенную на восточном берегу реки Нил в Фивах. Он стоит в Эль-Карнаке, мухафаза Луксор, Египет.

История храмов Карнака

Комплекс храмов Карнака включает в себя несколько других храмов, часовен, башен и зданий. Строительство комплекса началось во времена правления Сенусерта I в Среднем царстве и продолжалось до птолемеевского периода. Хотя при внимательном рассмотрении этого места мы можем обнаружить, что большинство построек относятся к Новому Царству.

Этот комплекс представляет собой обширную открытую территорию. Он состоит из четырех основных частей: великого храма Амона, квартала Мут, квартала Монту и разобранного храма Аменхотепа IV. Несколько небольших храмов и святилищ соединяют район Мут, район Амона-Ре и Луксорский храм.

Комплекс Карнак состоит из нескольких зданий и элементов. Здесь мы постараемся дать представление о большинстве из них:

Особенности храмов Карнака

1. Аллея Сфинксов

Аллея Сфинксов при въезде в Карнак

Первое, что вы увидите, войдя в Карнакский комплекс, это колоссальная аллея сфинксов. Этот проспект ведет к первой башне Великого Храма Амона-Ра. С обеих сторон мы можем видеть сфинксов бога Амона-Ра. Эти сфинксы имеют головы баранов, символизирующие бога Амона-Ра. На лапах сфинксов стоит маленькое изображение Рамсеса II в образе Осириса.

2. Первый пилон Карнакского храма

Первая башня Карнакского храма

г. Нектанебо I (380-362 гг. до н.э.) построил первую башню в Карнакском комплексе. Это колоссальное сооружение представляет собой гигантский пилон в Египте и главный вход в храм. Эта башня — последняя, ​​построенная в Карнаке. Он так и не был завершен или украшен из-за вторжения в то время.

Северная башня этого массивного пилона имеет высоту 21,70 м, в то время как; южное здание 31,65 м. Мы можем представить, насколько он огромен, если вычислить его размеры, предполагая, что он принял окончательную форму. Если бы древние египтяне завершили сооружение, оно достигло бы высоты от 38 м до 131 40 м.

3. Большой двор

Большой двор в храме Карнак

В этом просторном дворе находится Киоск Тахрака в центре. По бокам слева находится святилище Сети I, а справа — храм Рамзеса III. В его конце находится статуя Рамсеса II и Второй пилон.

4. Киоск Тахрака

Киоск Тахрака в Карнакском храме

Фараон Тахарака построил киоск посреди Большого Двора. Это фараон 25-й династии, правивший с 69 г.0-664 г. до н.э. Этот гигантский киоск изначально состоял из десяти колонн высотой двадцать один метр. Древнеегипетские строители возвели эти похожие на папирус колонны и соединили их низкой экранирующей стеной. Посетители Карнакского храма могут заметить, что только одна большая колонна все еще стоит в полный рост, а остальные потеряли свои верхние части.

5.

Часовня-барк Рамзеса III
Часовня-барк Рамзеса III

Первый двор окружен восемью колоннами с обеих сторон. К этим колоннам прикреплены статуи царя Осириде. Статуи с западной стороны изображают короля в красной короне юга, а статуи с восточной стороны показывают, что Рамзес III надевает белую корону с севера.

За двором находится вестибюль с четырьмя колоннами Осириде. В свою очередь, этот двор ведет в небольшой гипостильный зал, который, в свою очередь, ведет в три часовни карнакских барков.

6. ​​Статуи Рамзеса II

Статуи Рамзеса II в Большом дворе Карнака

Эти колоссальные статуи из красного гранита стоят перед второй башней в Большом дворе храма. Великолепно, что эти статуи изображают Рамсеса II в головном уборе Немес с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Это статуя Осириде, где царь скрестил руки на груди, держа посох и цеп; символы королевской власти. Принцесса Бент’анта (Бинт-Анат) имеет цветок и носит у ног урейскую корону из вздыбленных кобр. Ее имя Бентанта по-сирийски означает «Дочь Анат», что относится к ханаанской богине Анат. Ее матерью была Исетнофрет, одна из самых любимых жен Рамзеса.

7. Второй пилон храмов Карнака

Стены второй башни, построенной Хоремхебом

Вторая башня была построена Хоремхебом (1323-1295 гг. до н.э.), который заполнил внутреннюю часть башни тысячами каменных блоков из снесенных памятников построен царем Эхнатоном. Это здание не было закончено и частично украшено до смерти Хоремхеба. Его преемник Рамзес I завершил украшение башни во время своего недолгого правления, длившегося менее двух лет. Рамзес I заменил все картуши Хоремхеба на свои. Рамзес I также построил два небольших святилища, которые примыкали к восточной стене башни по обе стороны от центрального прохода. Опять же, во время своего правления в Египте Рамзес II узурпировал эти королевские картуши.

8. Большой Гипостильный Зал

Большой Гипостильный Зал

Большой Гипостильный Зал — самое фантастическое здание в храмах Карнака. Он занимает 16 459 метров и имеет 134 колонны. Самые гигантские двенадцать колонн имеют высоту 21 метр и поддерживают центральную часть сооружения. Остальные 122 колонны имеют высоту около 12 метров. Действительно, это по-прежнему самая большая комната любого религиозного здания в мире. Сети I – фараон, правивший с 1290 по 1279 год до нашей эры, построил это удивительное место.

Сцены показывают, как Сети I и его преемник Рамзес II сокрушают врагов из Ливии, Сирии и Леванта на внешних стенах.

9. Священное озеро

Священное озеро

Тутмос III (1473-1458 гг. до н.э.) выкопал Священное озеро у Карнакского храма. Это самый большой в своем роде, его размеры 120 м на 77 м. Это Священное озеро имеет линию каменной стены и лестницы, спускающиеся в воду.

Жрецы использовали это озеро для ритуалов. Они также считали его домом для священных гусей Амона. Вокруг этих жрецов были свои кладовые и жилые помещения. Кроме того, рядом с озером находился вольер для водоплавающих птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *