Кхаджурахо индия фото: Фото Каджурахо (73 фото)

Содержание

Каджурахо, Индия — подробная информация с фото

Видео: Каджурахо

Общая информация

Храмы разделены на три группы: западную, восточную и южную. Главная группа храмов, южная, находится в красивом ухоженном парке с дорожками, плавно переходящими одна в другую. Учтите, что лучше всего скульптуры видны утром и днем.

Эротическая резьба, опоясывающая три группы храмов Каджурахо, внесенных в список всемирного наследия, — один из самых изящных образцов храмового искусства во всем мире. Западная группа храмов, в частности, может похвастаться просто ошеломляющими произведениями.

Многие путешественники жалуются на постоянное присутствие назойливых зазывал и поэтому выбирают более спокойное очарование близлежащей Орчхи. Их жалобы обоснованны, но имейте в виду: отказавшись от посещения Каджурахо, вы не увидите несколько самых красивых храмов в Индии.

Приезжайте в феврале-марте, когда западная группа храмов становится сценой танцевального фестиваля, который длится целую неделю.

История

По легенде, Каджурахо был основан Чхардраварманом, сыном бога луны Чхандры (Chandra), который спустился на землю и увидел прекрасную девушку, купающуюся в воде. Историки утверждают, что храмы построила династия Чандела (Chandela). Многие храмы изначально стояли на озере. Большинство из 85 храмов, из которых до сегодняшнего дня сохранилось 25, были построены в век расцвета культуры, с 950 по 1050 гг., и оставались действующими еще долго после того, как Чандела переместили столицу в город Махоба.

Мы должны быть благодарны английским охотникам за то, что они открыли эти шедевры в 1840 г. Почти вросшие в землю, они были скрыты буйной растительностью джунглей. Они не видели дневного света, пока их не раскопали в 1923 г., через 600 лет после того, как они были оставлены в период войн с мусульманскими завоевателями.

Опасности и неприятности

Одной из основных трудностей для туристов в Каджурахо является постоянное вымогательство пожертвований и платы за фотографии. Часто этим занимаются дети. Также опасайтесь подозрительных предложений от гидов, которые предлагают провести вас в местную школу или благотворительный фонд.

Многие йоги и массажисты не имеют нужной квалификации. Это вовсе не означает, что они плохие йоги или массажисты, просто будьте осторожны.

Храмы Каджурахо

Эта храмы- прекрасный образец индо-арийской архитектуры, но известность Каджурахо принесли их фривольные фрески. На внешних стенах храмов целые ленты невероятно искусно выполненных каменных фигур, представляющей историю жизни 1000 лет назад: боги, богини, воины, музыканты, настоящие и мифические животные.

Постоянно повторяются два элемента: женщины и секс. Митхуна (пары мужчин и женщин, обычно изображенные в эротических позах)

, конечно, привлекают взгляд, но эротическое содержание не должно отвлекать от великолепного мастерства резчиков. Чувственные сурасундари (небесные нимфы) с горделивой осанкой, апсары (танцующие сурасундари) и наики (смертные сурасундари) изображены в полуобороте и слегка наклонены в стороны, благодаря чему кажется, что игривые фигуры танцуют и кружатся и вот-вот оторвутся от плоского камня. Классический пример -прачка, чье намокшее сари прилипло к телу — в этой картине столько же эротики, как в любой переплетенной паре, тройке или четверке людей.

Ходите между храмами правым плечом к зданию: правая сторона считается божественной.

Западная группа — внутри ограждения

Самые впечатляющие и лучше всего сохранившиеся храмы Каджурахо находятся за ограждением в западной группе

(индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видеосъемка 25 рупий; рассвет-закат). Это единственная группа, за осмотр которой придется заплатить. Путеводитель по Каджурахо от Archaeological Survey of India (99 рупий) и полуторачасовой аудиогид (50 рупий) можно приобрести в кассе.

Два небольших храма — Вараха (Varaha), посвященный реинкарнации Вишну в вепря, и закрытый храм Лакшми — находятся напротив огромного храма Лакшмана (Lakshmana). Внутри Вахары стоит потрясающий полутораметровый вепрь из песчаника, датируемый 900 г. н.э. и украшенный резьбой с изображением целого пантеона богов.

Огромный храм Лакшмана строился 20 лет и был готов около 954 г., во время правления Дханги

(Dhanga), так написано на табличке в мандаре (колонном павильоне перед храмом). Несомненно, этот храм сохранился лучше всех в Каджурахо. Здесь вы найдете фрески, изображающие баталии и солдат: династия Чандела обычно всегда воевала в свободное от придумывания новых сексуальных поз время. На южной стороне изображена просто акробатическая оргия. Один из героев наглядно демонстрирует, что лошадь может быть лучшим другом мужчины, а потрясенная женщина украдкой подглядывает, стыдливо прикрыв лицо руками. Другие чувственные фигуры переплетаются со слонами на бордюре вокруг фундамента. Великолепные избражения окружают гарбхагриху (внутреннее святилище). Лакшмана посвящен Вишну, хотя по украшениям сильно напоминает храмы Шивы, Вишванат и Кандария-Махадев.

Кандария-Махадев, высотой 30,5 м, был построен между 1025 и 1050 гг. Это самый большой храм в городе, представляющий пик расцвета архитектуры Чапдела. Самые яркие изображения женской красоты и сексуальной аэробики — на трех центральных полосах. Здесь 872 акробатические статуи ростом почти в 1 м — выше, чем статуи возле других храмов. Одна из фигур, которую часто фотографируют, стоит на руках. Сикхара в 31 м высотой похожа на лингам (linga) — фаллический символ Шивы, которому поклоняются индусы, надеящиеся вырваться из круга постоянных перерождений. Символ украшен 84 дополнительными шпилями, крыша выполнена в форме горы, напоминающей гималайское жилище этих богов.

Созданные в середине XI в., в период расцвета власти клана Чандела, скульптуры внутри храма весьма откровенны и изобилуют деталями: танцующие девушки-апсары и нимфы сура-сундари, кокетливо зевающие, почесывающиеся, наносящие косметику или играющие с обезьянками, попугаями или своими веселыми возлюбленными.

Кандария — самый большой из всех храмов Каджурахо, и благодаря его величине атмосфера жизнелюбия, наполняющая это место, еще больше усиливается, начиная просто-таки бить через край.

Махадева (Mahadeva), небольшой разрушенный храм, находится на той же платформе, что и Кандария-Махадев и Деви Джагадамба (Devi Jagadamba). Храм посвящен Шиве, который изображен на дверном проеме у входа. Здесь находится одна из лучших скульптур в Каджурахо: сардула (мифическое животное, наполовину лев, наполовину кто-то другой, иногда человек) высотой в метр.

Деви Джагадамба изначально был посвящен Вишну, а потом Парвати и после этого — Кали. На фресках изображены сардулы с Вишну, сурасундари и митхуны, шалящие на третьей, самой верхней полосе. Трехуровневое оформление здесь проще, чем в храмах Кандария-Махадев и Читрагупта

(Chitragupta). Храм больше напоминает Читрагупта, но здесь меньше украшений, поэтому его считают более ранним.

К северу от Деви Джагадамба находится Читрагупта (1000-1025 гг.), уникальный храм Каджурахо и очень редкий пример среди храмов северной Индии, поскольку он посвящен богу солнца Сурье. Храм не так хорошо сохранился, как другие. На нем есть несколько красивых резных изображений апсар и сурасундари, бои слонов и сцен охоты, митхун и процессии людей, несущих камни. Во внутреннем святилище Сурья едет на своей колеснице, запряженной семью лошадьми, а в центральной нише на южном фасаде находится одиннадцатиголовая статуя Вишну, изображающая реинкарнации бога с 10 по 22.

Двигаясь вдоль ограждения, с правой стороны вы увидите небольшой храм Парвати, который изначально был посвящен Вишну. Теперь на нем есть изображение Гаури верхом на годхе (игуане).

Предположительно построенные в 1002 г., храмы Вишванат (Visnvanath) и Нанди (Nandi) можно увидеть, поднявшись по ступенькам с северной и южной стороны. По бокам южной лестницы стоят слоны. Вишванат предвосхищает Кандария-Махадев, от которого его разделяет саптаматтрики (семь матерей) в сопровождении Ганеши и Вирабхандры. Это еще один блестящий пример архитектуры Чанделов. Среди его скульптур есть изящные сурасундари, которые пишут письма, баюкают младенцев, играют на музыкальных инструментах и и при этом томятся еще более призывно, чем на других храмах. На противоположном краю платформы находится статуя Нанди, быка Шивы, высотой 2,2 м. Он смотрит на храм. Фундамент двенадцатиколонного храма украшен фризом из слонов, похожим на украшение фасада Лакшмана.

Близлежащий белый храм Пратапешвар (Pratapeswar) — намного более современное кирпичное, выбеленное известью здание, построенное около 200 лет назад.

Западная группа — снаружи ограждения

На южной границе огороженной территории расположен единственный действующий храм западной группы — Матангешвара (Matangesvara). Это самый простой из здешних храмов (что предположительно означает раннюю постройку)

, внутри которого находится 2,5-метровый отполированный лингам (фаллический образ Шивы). Прямо с платформы можно заглянуть на склад под открытым небом, заполненный предметами из храмов. Это место закрыто для посещения.

Руины Чаусатх Йогини (Chausath Yogini), находящегося за Шив Сагар (Shiv Sagar), датируются IX в. и, скорее всего, являются самой древней постройкой в Каджурахо. Полностью выполненный из гранита, это единственный храм, не выстроенный в линию запад-восток. Название храма означает «64»: когда-то в храме было 64 кельи для йогини (жриц женского пола) Кали, а в 65-й келье находилась сама богиня. Считается, что это самый старый храм йогини в Индии.

В 600 м к западу вниз по тропе, пересекающей пару полей (спросите у местных жителей), расположен маленький разрушенный гранитно-песчаный храм Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev; 900 г.

), посвященный Шиве.

Восточная группа — храмы старой деревни

Восточная группа включает три индуистских храма, разбросанных по старой деревне, и четыре джайнских, расположенных южнее; три из них огорожены каменной стеной.

В храме Хануман (Hanuman) на Басти-роуд есть 2,5-метровая статуя бога-обезьяны. Это немногим больше, чем ярко-оранжевая гробница. Интерес привлекает надпись на постаменте от 922 г. -самая древняя из датированных надписей в Каджурахо.

Гранитный храм Брахмы с сикхарой из песчаника, который смотрит на Нарора Сагар (Narora Sagar) — один из самых старых в Каджурахо (около 900 г.). Четырехликий лингам в святилище привел к путанице в названиях, но изображение Вишну наверху, над дверью святилища, говорит о том, что храм изначально был посвящен Вишну.

Похожий на храм Чатурбхудж из южной группы храм Джавари (Javari; 1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Каджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой.

Храм Вамана (Vamana; 1050-1075 гг.) находится в 200 м дальше на север. Он посвящен карлику — одному из воплощений Вишну. В нем есть необычные детали, например, выступающие из стен слоны, сикхара лишена вспомогательных шпилей, а эротических сцен почти нет. Махамандапа (главный зал) нетипична для Каджурахо: она покрыта крышей. Но это вполне соответствует традиции средневековых храмов западной Индии. Расположенный между старой деревней и Джайнской территорией крохотный джайнский храм Гхантай (Ghantai) получил название от украшений на колоннах — гханта (цепь и колокол). Когда-то он был похож на соседний храм Паршванат (Parsvanath), но сейчас от него остались только колонны. Храм обычно заперт.

Восточная группа — Джайнская территория (Jain Enclosure)

Хотя храм Паршванат (Parsvanath) не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнский храм на Данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Каджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху (Adinath). Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.

Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Каджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам.

Шанти Натх (Shanti Nath), построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.

Южная группа

Грязная тропинка ведет к изолированному храму Дуладео (Duladeq), расположенному в 1 км на юг от Джайнской территории. Это самый молодой храм, датируемый 1100-1150 гг. Он частично выполнен из дерева, статуи часто повторяются, например, статуи Шивы — все это говорит о том, что строители храмов Каджурахо к этому моменту уже пережили пик своего мастерства. Но склонности к эротизму они нисколько не утратили.

Рядом с храм Дуладео расположен разрушенный храм Чатурохуджа (Chaturbhuja; ок. 1100 г.). В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Каджурахо, на котором нет эротических изображений.

Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала (Bijamandala). Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма), сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Каджурахо, который забросили из-за нехватки ресурсов на его содержание.

Музеи Каджурахо

Археологический музей

Main Rd;
посещение 10 рупий, бесплатно при наличии билета на осмотр западной группы;
8.00-17.00

Археологический музей Каджурахо знаменит прекрасной одиннадцатиметровой статуей Ганеши (танцующего божества с головой слона). В музее небольшая, но отлично сохранившаяся коллекция скульптур из окрестностей Каджурахо. Это хорошая возможность рассмотреть вблизи несколько прекрасно сохранившихся скульптур. Во время нашего посещения музей планировали перенести в более просторное помещение к северу от западной группы, но не переживайте: это собираются сделать еще с 2006 г.

Музей племен и народного искусства Адиварт

Одновременно музей и картинная галерея — Музей племен и народного искусства Адиварт — красочная альтернатива храмам.

Link Rd №1;
индийцы/иностранцы 10/50 рупий;
10.00-17.00 вт-вс

Здесь представлены произведения современных племенных культур двух штатов: Мадхья-Прадеш и Чаггисгарх. Здесь можно увидеть рисунки бхили, терракотовые скульптуры джхумар (Jhoomar), маски, статуи и бамбуковые флейты. Оригинальные картины с автографом можно купить начиная от 8000 рупий. Репродукции — за 200 рупий.

Старая деревня

Если вы сможете устоять перед детьми, постоянно выпрашивающими деньги, тогда отправляйтесь на пешую или велосипедную прогулку по улицам старой деревни, которая произведет на вас большое впечатление. Дома здесь выбелены или окрашены в яркие цвета, а тропинки украшены небольшими храмами, колодцами и водяными помпами.

Информация

Интернет-кафе в округе обычно берут 40 рупий в час, 50 рупий за звонки в Skype. Оздоровительный центр (Community health centre; 272498; Link Rd №2; 9.00-13.00 и 14.00-16.00) Персонал мало знает английский, но всегда готов помочь.

Почта (274022; 10.00-16.00 пн-сб)

State Bank of India (272373; Main Rd; 10.30-16.30 пн-пт, 10.30-13.30 сб) Обмен валют и дорожных чеков. Возле Raja’s Cafe и Paradise Restaurant есть банкоматы.

Tourist Interpretation and Facilitation Centre (274051; [email protected]; Main Rd; 10.00-21.00) Листовки с туристическими объектами штата. Их стойка есть в аэропорту и на железнодорожном вокзале.

Отделение туристической полиции (272690; Main Rd; 6.00-22.00)

Перемещение по Каджурахо

Хорошее решение — велосипед. Его можно взять напрокат в нескольких местах на Jain Temples Rd (20-50 рупий в день).

Велорикша будет стоить от 10 до 20 рупий в любом направлении по Каджурахо, и около 100/200 рупий за экскурсию протяженностью в полдня или целый день. Авторикши примерно вдвое дороже.

Такси от аэропорта и железнодорожной станции стоит 150/250 рупий, авторикша 50/80 рупий, но если у вас мало багажа, можно остановить автобус или совместный джип (10 рупий) на Джханси-роуд или за городом.

Дорога в Каджурахо и обратно

Самолет

Jet Airways (274406; 10. 00-15.30); есть офис в аэропорту; есть ежедневные рейсы в Дели в 13.45 (от 4200,3,5 часа) через Варанаси (Varanasi; от 3800,40 минут). Офис Air India (274035; Jhansi Rd; 10.00-16.50 пн-сб) расположен ближе к городу, есть рейсы в 14.00 в те же города, но только по понедельникам,средам и пятницам.

Автобус

Если касса автостанции (7.00-12.00 и 13.00-15.00) закрыта, можно обратиться за помощью к хозяину кофейного киоска Mad-hur напротив, он очень дружелюбен и ему можно доверять.

Есть три дневных автобуса в Джханси (130 рупий, 5 часов, 5.30,7.00 и 9.00). Все они довезут вас до перекрестка с дорогой в Орчху, где вы всегда сможете найти авторикшу на несколько человек (10 рупий) до Орчхи. Регулярные автобусы ходят в Мадлу (к Национальному парку Панна; 25 рупий, 1 час, 8.00-19.00), где можно сделать пересадку до Сатны (65 рупий, 3 часа). Есть два прямых автобуса в Сатну (110 рупий, четыре часа, 14.00 и 15.00), откуда можно сесть на поезд в другие города.

Гораздо легче поймать автобус на перекрестке Бамитха. в 11 км по Хайвэй-75 (Hwy 75). Мимо него целый день постоянно ходят автобусы в Гвалиор, Джханси и Сатну. До Бамитхи доберетесь на «совместном» джипе (на несколько человек, 10 рупий,7.00-19.00); они отходят от автостанции, или их можно поймать на Джханси-роуд.

Такси

Объединение таксистов, Yashowaran Taxi Driver Union, находится напротив Гоул-Маркета. Цены: аэропорт (150 рупий), железнодорожная станция (250 рупий), водопады Ранех (Raneh; 500 рупий), Национальный парк Панна (Panna; 1500 рупий), Сатна (2000 рупий), Орчха (2900), Читракут (2900), Бандхавгарх (4800), Варанаси (6800) и Агра (7000).

Поезд

С железнодорожной станции Каджурахо отправляются три удобных поезда.

Ежедневный пассажирский поезд отправляется из Джханси в 12.00, останавливаясь на кротохной станции Орчха (30 рупий, 4 часа). Здесь есть только 2-й класс, поэтому заказать билет заранее нельзя. Просто приходите на станцию, покупаете общий билет и садитесь в вагон.

По понедельникам, средам и субботам в Дели ходит 22447 Khajuraxo-Nizamuddin Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 273/713/960 рупий, отправление 18.00,11,5 часов) через Агру (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 210/527/699 рупий, 8,5 часов).

По вторникам,пятницам и воскресеньям в Варанаси ходит 21107 Bundelkhand Link Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 198/522/694 рупий, отправление 23.00,12 часов) через Читракут (5 часов) и Аллахабад (8 часов).

Билеты на поезд можно купить в предварительной кассе (274416; 8.00-12.00 и 13.00-16.00 пн-сб. 8.00-14.00 вс) на автобусной остановке. Нужно заказывать билет как минимум за 4 часа до отправления.

21108 Bundelkhand Link Express отправляется из Варанаси в Каджурахо по понедельникам, средам и субботам в 17.10;

Ежает Аллахабад (22.25) и Читракут , прибывает в Каджурахо в 5.15.22448 Nizamuddin-Каджурахо Express отправляется со станции Hazrat Nizamuddin в Дели по вторникам,пятницам и воскресеньям в 22. 15 и проезжает Агру (23.20) перед прибытием в Каджурахо (6.05). Дневной пассажирский поезд отправляется из Джханси в 7.20, останавливается в Орчхе (7.25) и прибывает в Каджурахо в полдень.

Храмы Кхаджурахо Индия, сексуальные фото скульптур древнего комплекса


Храмы Кхаджурахо в Индии украшены статуями не только сексуальной жизни царей.
Город Кхаджурахо в Индии, еще известная как Земля Луны, храмы которой являются большим откровением для всего мира, а не только Индии — Каменная Камасутра второе имя этой достопримечательности.

Это город экзотическое и даже эротическое место паломничества туристов в штат Мадхья-Прадеш, который когда-то был столицей царства Чандела Раджпут занимавшей половину северной части полуострова Индостан.

Кхаджурахо или Каджурахо пользуется большой популярностью у туристов из-за красоты храмового комплекса на котором в сексуальных позах запечатлены каменные истории из Камасутры. Конечно, такое место не может быть простым, а является экзотического отдыха для приезжих которые хотят пополнить свой фото архив и познать через историю сексульную жизнь индийского древнего насления. {– Про современную сексуальную жизнь индийцев статья с фото и статистикой –}

На этой исторической земле, расположенной в округе Чхатарпур, расположено большое количество подобных индуистских и джайнских храмов. Но только Кхаджурахо, на сегодня, является объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Удивительные эротические скульптуры, статуи и архитектура зданий (смотрите фото) в этом храмовом городе — прекрасный пример, изображающий индоарийский стиль строительства.

Ежегодный фестиваль танцев, проводимый в храме Кхаджурахо, собирает тысячи туристов со всего мира. В 2019 году он прошел с 20-26 февраля, а в 2020 организаторы планируют даты с 25 февраля по 03 марта. Кстати, погода в это время в Кхаджурахо самая комфортная без дождей и зноя.

Красивые орнаменты и резьба, которыми украшены внутренние стены святилища храмов Кхаджурахо, действительно впечатляют каждого, кто увидел их хотя бы раз, смотрите и вы наши фотографии:

 

Главный Храмовый комлекс Кандарья Махадева


 

Kandariya Mahadev Temple, построенный во время правления Дхангадева, является самым фотографируемым туристическим местом, входящим в верхний список путеводителя по Кхаджурахо. Здесь вы можете своими глазами увидеть каменные рисунки на камнях, изображающие образы Бога и людей в позах рассказывающих про быт и развлечение древней Индии. Это джайнский храм, подпадающий под группу восточных храмов в Хахурако районе Мадхья-Прадеш.


Темпл Лакшмана (Lakshmana Temple), построенный королем Девапала, является еще одним привлекательным туристическим направлением для историков и фотографов. Очаровательная архитектура этого каменного храма, посвященная Богу Вишну, представляет собой потрясающий вид для посетителей, как снаружи так и внутри. Исследования говорят, что статуя Вишну находящаяся внутри была подарена королю Девапалой.

Темпл Чаусат Йогини (Chausath Yogini Temple), посвященный 64 йогинам, является еще одной точкой на карте обязательная для посещения. Этот древний храм, построенный в 900 г. н.э., считается самым старым сохранившимся зданием в Кхаджурахо.
 

Какие храмы ещё посмотреть на экскурсии в Каджурахо.


Храм Титагупт, Вишванат, Деви Джагадхамбы, темпел Хантай, храм Аданатха, Чатурхудж и храм Дуладео.


 

Национальный парк Панна, расположенный на берегу реки Кен.


Парк простирается на 546 км в территории, на которой посетители имеют возможность наблюдать разнообразие представителей дикой природы. Это одно из любимых мест зоологов и орнитологов Индии. Самбары, хинкары и хряки — вот некоторые из редчайших видов животных, встречающихся в этом национальном парке.

автор фото: Анна Аникина, Екатерина Макосова.


Специально для Индия-Гоа.Сегодня

Храм Кхаджурахо, Индия. Фото и описание

Во времена династии Чандела в Центральной Индии был построен комплекс храмов Кхаджурахо, величие и уникальность которого передают фото святынь. Известность затерянным в джунглях строениям принесли необычные эротические скульптуры, украшающие их фасады, хотя этой теме посвящена только десятая часть декора.

Расположение храмов Кхаджурахо

Город Khajuraho (Кхаджурахо) в IX—XIII вв. был столицей государства Чандела. Он расположен в центральной части Индии, в Чаттарпурском районе – одном из 24 округов штата Мадхья-Прадеш. Сейчас это небольшая деревня, существующая за счет туристов.

Храмовый комплекс раскинулся в стороне от привычных туристических маршрутов, примерно в 620 км на юго-восток от Нью-Дели. Рядом есть небольшой городок с одноименным названием. В 50 км от памятников лежит город Чхатарпур, связанный автомобильной трассой со столицей штата.

Храм Кхаджурахо, Индия

На протяжении 2-х столетий в бывшей столице династии Чандела было построено 85 храмов, занимавших площадь 20 кв. км. Сейчас туристы и паломники могут увидеть 25 оставшихся сооружений, раскинувшихся на 6 кв. км, а в хорошей сохранности только 22 из них.

Происхождение комплекса храмов Кхаджурахо

Храм Кхаджурахо в Индии, фотографии которого отражают величие архитектуры и мастерство древних строителей, выстроен во времена великих ценителей искусства – династии Раджпутов Чандела. Основная часть комплекса была воздвигнута между 950 и 1060 гг. За периодом расцвета последовало печальное забвение. Долгие столетия архитектурные шедевры были укрыты непроходимыми джунглями.

Изначально Кхаджурахо был столицей государства, но довольно быстро из административного центра превратился в религиозный. Слава храмового комплекса померкла вместе с закатом династий Чандела. А в XVI веке эту территорию завоевали Великие Моголы, и правители Чандела покинули свои земли в поисках более безопасного места.

Западный мир узнал о существовании уникальных святынь только в 1838 г. благодаря английскому путешественнику Т. С. Барту. Мнения ученых того времени о достоинствах храмов расходились. Один из них назвал строения «отвратительно непристойными», но этот же человек объяснял превосходную сохранность зданий божественной защитой тех самых «непристойных» сцен.

В конце XIX века другой английский исследователь, Александр Каннингем, детально изучил экзотическую архитектуру. Его доклады позволили по достоинству оценить значение и величие храмового комплекса. С 1986 г. величественная святыня является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храмов, легенды

Существует красивая легенда о возникновении храма любви. У одного знатного индуса была прекрасная дочь по имени Хемавати. Бог Луны увидел красавицу однажды вечером, когда она купалась в реке Рати. Небожитель не смог устоять перед таким совершенством, спустился на землю и соблазнил девушку.

Когда незамужняя Хемавати поняла, что понесла от бога, она впала в отчаяние, обвинила своего соблазнителя в том, что он разрушил ее жизнь, погубил репутацию, и хотела даже проклясть своего любовника. Но бог Луны успокоил возлюбленную и пообещал, что их сын станет царем огромной страны.

Чтобы предсказание сбылось, будущая мать должна была покинуть Бенарес и отправится в край, где растут финиковые пальмы. На санскрите «кхаджу» обозначает слово «пальма», а «раху» — «дорога», «путь». По другой версии у входа в храмы стояли 2 золотые финиковые пальмы, но позже они были утеряны.

Хемавати удалилась от людей в дремучие леса Центральной Индии, где и появился на свет ее сын. Она дала младенцу имя Чандраварман. Женщина сама воспитывала и обучала ребенка, стала ему не только любящей матерью, но и строгим наставником.

Легенда гласит, что к своему 16-летию сын бога Луны голыми руками мог убить тигра или льва. Когда потомок бога стал правителем, он исполнил давнюю мечту своей матери – построил храмы, чтобы снять вину за грех внебрачной связи.

Монументальная архитектура

Храм Кхаджурахо в Индии, фото которого передают монументальность архитектуры, напоминает фантастическую каменную книгу, написанную на понятном всем языке. Его изображения складываются в стройное повествование о богах и героях, о любви и ненависти, о битвах и наслаждениях.

Музейный комплекс дает развернутое представление о расцвете средневековой индийской архитектуры. Большинство сооружений выполнено из светло-коричневого песчаника и имеют высокую платформу-цоколь. Характерного для индийских храмов ограждения здесь нет. Здания образуют 3 компактные группы.

Вход во все храмы, кроме святилища Чатурбхуджа, направлен на восток.

Из сохранившихся построек:

  • 6 посвящены Вишну;
  • 1 – Ганеше;
  • 1 – богу Солнца;
  • 3 – Джайну Тиртханкарам.

Часть святилищ лежит в руинах, которые трудно соотнести с конкретными божествами.

Внутреннее устройство и убранство

Обилие статуй характерно только для наружных стен храмов. Внутри многие строения предельно аскетичны, зачастую там нет даже статуй божества, которому посвящены эти святилища.

Планировка строений соответствует религиозным принципам: вокруг ядра формируются повторяющиеся структуры правильной геометрической формы.

Согласно традиции, строения состоят из:

  • главного святилища;
  • большого вестибюля;
  • открытого павильона с колоннадой, выполняющего роль входа.

Скульптурные композиции, разгадка скульптур

Кандарья-Махадев, один из посвященных Шиве храмов, украшен 900 скульптур. Его стройная башня, шикхара, олицетворяет гору Меру – священный символ Земли и Вселенной. Эротические скульптуры украшают только наружные стены храмов. Объяснение этому можно найти в тантрическом учении.

Наука Тантры утверждает, что избавиться от желания можно, только пресытившись им. Человек должен осознать свою сексуальность, пройти все ее стадии и обрести состояние, когда секс перестает иметь значение. И только тогда он может войти в храм. Эротика на внешних стенах святыни символизирует преходящий мир, сквозь который нужно пройти, чтобы достичь Абсолюта – пустоты, где обитает истина.

Небольшой храм, расположенный рядом со святилищем Лакшманы, украшен изображением кабана. Это олицетворение божества Вишну, имя которого в переводе с санскрита означает «всеобъемлющий».

Образ кабана связан с древней легендой о злом демоне Хираньякша, который умилостивил Брахму своим аскетизмом и получил в дар неуязвимость от всех богов, людей и зверей. Но это не было истинной сущностью демона. Уловка понадобилась ему, чтобы усыпить бдительность светлого бога. Пока Брахма отдыхал,

Хираньякша выкрал Землю и утащил ее в страшные нижние миры. Демон ошибся в одном – составляя список существ, которые его не смогут одолеть, он забыл включить туда кабана. Бог Вишну воспользовался этим, превратится в кабана, убил злую сущность, вернул Веды и поднял Землю на ее законное место.

Эротизм Кхаджурахо

Храмовый комплекс называют «каменной Камасутрой». Главный мотив всех строений – женщина, женское начало во всех его проявлениях. Здесь есть женщины-матери, играющие с детьми, женщины-кокетки, демонстрирующие стройную ножку, женщины-хранительницы и женщины-соблазнительницы. Не все скульптуры посвящены теме эротики, но это столь необычное для западного мира украшение святого места сделало Кхаджурахо магнитом для туристов.

Индусы воспринимают эротику не как запретное удовольствие, а как естественную составляющую жизни, одну из сторон любви. На стенах храмов наряду с ежедневными занятиями женщины (домашний уют, забота о детях и муже) представлена другая сторона ее жизни: музыка, танцы, секс.

И эти скульптуры целомудренны. Они не учебник по плотским утехам, не описание сексуальных подвигов, а запечатленная в камне летопись, восхваление женской красоты и изящества, повествование о подвигах, победах и повседневной жизни правителей.

Группы храмов

Храмовый комплекс Кхаджурахо состоит из 3-х групп построек, в каждой из которых есть свой центр:

  • Западная группа формируется вокруг храма Лакшмана.
  • Восточная – вокруг Джавари.
  • Южная – вокруг Дуладео.
Храма Лакшмана

Храмы похожи по архитектурному стилю, но они принадлежат к разным религиозным течениям: джайнизму и индуизму.

Джайнизм считает своим основателем Вардхамана, который носит также имена Махавира и Джина. Легенды утверждают, что это реальный человек, живший в VI в. до н. э. Основное различие между религиозными течениями в отношении к кастовости.

Храм Джавари

Джайнизм отвергает главенство Вед и утверждает, что знания и доступ в общину доступны всем вне зависимости от происхождения. Цель религии – путем праведной жизни освободиться от колеса Сансары, разорвать цепь перерождений и навеки соединиться с Абсолютом.

Перечень храмов Кхаждурахо:

Название группыЗападнаяЮжнаяВосточная
внутренняяза оградой
Входящие

в группу

храмы

Кандария-Махадева,

Читрагупта,

Варахи,

Лакшми,

Лакшмана,

Махадева,

Деви Джагадамба,

Парвати,

Вигванатх,

Пратапешвар.

Матангешвара,

Чаусатх Йогини,

Лалгуан Махадева.

Дуладео,

Чатурбхуджа,

Биджамандала.

Брахмы,

Ханумана,

Ваманы,

Джавари,

Гхантаи,

Паршванатх,

Ади Натх,

Шанти Натх.

Западная группа — внутри ограждения

У храмов Кхаджурахо архитектура Западной группы строений считается пиком искусства мастеров Индии, что наглядно демонстрируют фото шедевров. В эту группу входят 10 построек, возведенных в X – XI вв. н. э.

Среди них жемчужина Кхаджурахо – храм Кандария-Махадева, несколько полуразрушенных святынь и одно из немногих в Индии святилищ Бога Солнца Сурьи – храм Читрагупта.

Западная группа — снаружи ограждения

За пределами ограды расположено 3 храма:

  • Матангешвара, единственный в Западной группе действующий храм;
  • Чаусатх Йогини, старейшая постройка в Кхаджурахо посвященная 64 йогам, прислужницам богини Кали;
  • Лалгуан Махадева, построенное в X в. святилище Шивы плохо сохранилось.
Храм Матангешвара

Единственный функционирующий храм посвящен Шиве и украшен лингамом (шпилем) высотой 2 м. Самый высокий шпиль (80 м) принадлежит святилищу Кандарья-Махадева.

Восточная группа — храмы старой деревни

В восточную группу входят индуистские храмы:

  • Брахмы;
  • Ханумана;
  • Ваманы;
  • Джавари.
Храм Брахмы

Святилище Брахмы, бога творения, выстроено из гранита и песчаника. Это одно из старейших зданий музейного комплекса. Храм не производит особого впечатления, если не задумываться о времени, прошедшем с начала постройки.

Восточная группа — Джайнская территория (Jain Enclosure)

К джайнистским храмам Восточной группы относятся:

  • Гхантаи;
  • Паршванатх;
  • Ади Натх;
  • Шанти Натх.
Храм Ади Натх

Внешне фасады Паршванатх и Ади Натх мало отличаются от индуистских святынь. Среди изображений есть как индуистские боги, так и джайнистские святые (тиртханкары). Отличить одни скульптуры от других под силу только специалисту. Подсказки дают уникальные атрибуты каждого бога или сопровождающие его животные. Например, святых отличает нагота или ромбовидный знак на груди.

Южная группа

Храм Кхаджурахо в Индии, фото южной группы которого отражают более поздний стиль, привлекает внимание не только как святыня, но и как великолепный образец архитектуры.

В южную группу входят храмы:

  • Дуладео;
  • Чатурбхуджа;
  • Биджамандала.
Храм Чатурбхуджа

Это сравнительно новые постройки возрастом 800-900 лет. Несмотря на «молодость» они сохранились не очень хорошо. Например, храм Биджамандала представляет собой груду развалин, которые обнаружили случайно. Изначально святыня задумывалась как самое крупное строение в Кхаджурахо, но строительство не было закончено. По одной из версий, властям просто не хватило средств на завершение проекта.

Состав комплекса

В Западной группе больше всего строений. В нее входят единственный действующий и самый эротичный храмы. В Восточной части соединены индуистские и джайнистские святилища. Южная группа – самая маленькая, в ней всего три храма. Она находится примерно в 5 км от центра комплекса.

Вишванатха

Это огромное святилище производит впечатление не только своими размерами. Здесь почитают Вишванатха – одну из ипостасей Шивы, символизирующую властелина мира. Стиль строения напоминает храмы Лакшмана и Кандария.

Стены украшают изображения божеств, небесных дев, влюбленных пар, слонов, львов, и мифических существ. Это прекрасное обрамление для огромного изваяния трехликого Брахмы.

Нанди

Белый бык Нанди – спутник воплощения Шивы Вишванатха. Ему посвящено отдельное святилище, расположенное возле храма Вишванатха.

Постройка входит в Западную часть комплекса.

Парвати

Парвати – одно из имен супруги Шивы. Святилище расположено в рядом с храмом Вишванатха. Здание стоит на массивной платформе.

Во время обнаружения оно было практически разрушено. В недавнем прошлом его основательно отреставрировали.

Читрагупта

Храм построен в честь бога Солнца.

В центре святилища установлена статуя Сурьи (бог солнца в индуизме). Божество изображено на огненной колеснице, которую несет семерка великолепных лошадей.

Кандария

Кандария Махадев – храм бога Шивы. Это один из главных божеств индуистского пантеона.

Шива соединяет в себе два начала – разрушение и созидание. Самое посещаемое святилище площадью 600 кв. м. имеет шпиль высотой 35 м.

Деви Джагадамба

Постройка считается самой эротичной во всем комплексе.

Изображения отличаются особой деталировкой и реалистичностью.

Лакшмана

Построенное в X в. н. э. святилище лучше всего сохранилось до наших дней. Оно прославляет персонажа эпоса «Рамаяна», брата знаменитого царя-героя Рамы.

Эта фигура считается одним из воплощений бога Вишну. Наружные стены украшают батальные и эротические сцены.

Варахи и Лакшми

Строения расположены рядом. Варахи – одна из аватар Вишну. Божество изображают в виде кабана или вепря, спасшего мир от злого демона. Внутри находится изображение кабана с целым пантеоном божеств по бокам.

Храм Лакшми самый маленький из всей западной группы. Он посвящен супруге Вишну, богине процветания, благополучия, удачи и богатства. В иконографии Лакшми изображают как прекрасную женщину с четырьмя руками, стоящую или сидящую на цветке лотоса. Двумя руками она держит цветы, а двумя другими благословляет верующих.

Ханумана

Хануман – сын бога ветра Ваю, один из героев эпоса «Рамаяна», аватара Шивы. Его изображают как человека с обезьяньей головой. В иудаизме божество чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни.

Ваманы

Индуистский хам аватара Вишну построен в X в. В буквальном переводе «Вамана» значит «карлик». Это пятое из десяти воплощений бога. По легенде Вишну превратился в карлика-брахмана, чтобы перехитрить могучего царя демонов Бали и отстоять вселенную.

Вамана изображают с высоко поднятой ногой, готового сделать гигантский шаг, охватывающий половину земли. По легенде двумя шагами бог охватил всю землю, оставив демонам только подземный мир.

Джавари

Храм бога Шивы расположен в восточной части комплекса. Внешние стены украшены тремя группами сохранившихся скульптур. Голова находящегося внутри изображения божества практически отсутствует, но окружающий его декор находится в хорошем состоянии.

Над входом нависает уникальная резная арка, напоминающая каменное кружево. Потолок портика выполнен с удивительным мастерством в том же «кружевном» стиле.

Шивы

Шиве посвящен храм Кандария Махадева, входящий в Западную группу. Это своеобразная визитная карточка музейного комплекса.

Именно эту постройку чаще всего изображают на открытках и буклетах. На алтаре установлен символ божества – пенис, сделанный из мрамора.

Шантинатх

Джайнистский храм расположен в Восточной части комплекса. Он включает две святыни периода Чандела и фрагменты других строений. Ядро храма – самая старая его часть с ограждением из алтарей древней работы.

В плане строение выглядит как четырехугольник с внутренним двором. В центре изображение Шантинатха, окруженное 24 джайнистскими тиртханкарами (спаситель, духовный учитель). Шантинатха – один из святых, ставших сиддхой (освобожденной душой, разрушившей свою карму).

Паршванатх

Памятник отличается утонченной изысканной резьбой с превосходной деталировкой. Святилище посвящено одному из тиртханкаров (духовных наставников).

Паршва – официально признанная историческая личность, реальный человек, живший в XI или X вв. до н. э. Его изображают сидящим в позе лотоса с головой, окруженной многоголовой змеей в виде капюшона.

Адинатх

Джайнистское святилище расположено в Восточной группе. Адинатх – реальная историческая личность, наставник, спаситель.

Внутри находится статуя святого, выполненная из черного камня. До наших дней сохранились только вестибюль и главное святилище.

Дуладео

Храм возведен в XII в. н. э. Это самая «молодая» из изначальных построек, что сказывается на качестве украшений. Здесь нет филигранной точности древних мастеров, скульптуры выглядят грубовато. Но это дает возможность сравнить архитектурные стили и технику исполнения.

Чатурбхуджу

Это тоже постройка XII в. н. э. Основное отличие святыни от прочих строений Кхаджурахо – отсутствие эротических мотивов в оформлении.

Внутри находится статуя Вишну в виде человека с четырьмя руками. Это божество обычно изображают с синей, голубоватой или черной кожей, в желтых одеждах. Атрибуты Вишну – цветок лотоса, булава, раковина и чакра (оружие бога, вращающийся огненный диск).

Очерёдность осмотра храмов

Полностью отсмотреть музейный комплекс можно за пару часов. Если времени мало, начинать лучше с самой крупной Восточной группы. Гиды имеют право менять маршрут экскурсии в зависимости от погодных условий.

Осмотр Западной группы храмов стоит отложить напоследок. В восточной части музейного комплекса есть древний храм Брахмы, который не произведет должного впечатления после относительно новых и современных строений.

Музеи Каджурахо

Музеи пользуются меньшей популярностью. Обычно в них малолюдно. Помещения и экспозиции довольно скромных размеров. Кроме музеев туристы посещают Национальный парк Бандхавгарх и старинный форт Ajaygarh.

Археологический музей

В Археологический музей разрешен вход по билету в Западную часть комплекса. Он стоит на центральной площади. Здесь представлены образцы работы древних мастеров: фризы, скульптуры, фрагменты резьбы.

В экспозиции есть статуя сидящего Будды, танцующего Ганеши, возлежащего на змее Вишну. Музей открыт с 10:00 до 17:00 ежедневно кроме пятницы. Цена осмотра 10 INR (если нет билета в Западную группу).

Музей племен и народного искусства Адиварт

Здесь представлена небольшая экспозиция предметов народного быта и прикладного искусства. Музей находится на главной дороге в 0,5 км к северу от центра комплекса. Вход стоит 50 INR для иностранцев и 10 INR для индийцев. Выходной – вторник.

Старая деревня

Это осколок прошлого, настоящая деревня с выкрашенными в яркие цвета домиками, где живут люди. Основное занятие местных жителей – сельское хозяйство. Деревня находится рядом с Западной частью. Пешком до нее можно дойти за 15 мин.

Перемещение по Кхаджурахо, на каком транспорте осматривать

По комплексу передвигаются пешком, на моторикше или велосипеде. Аренда велосипеда на целый день стоит примерно 60 INR, но запрашивать могут намного больше. Велорикша берет 10-20 INR за экскурсию по комплексу и 100-200 INR за целый день..

Как добраться до храмового комплекса и обратно

Авиасообщением с Кхаджурахо занимаются компании Jet Airways и Air India. Путешествие по железной дороге в общем вагоне может шокировать.  Не стоит ожидать комфортного путешествия и на такси: состояние дорог далеко от идеального.

Самолет

Район памятников обслуживается Гражданским аэродромом Кхаджурахо, откуда есть рейсы в Дели, Агра, Мумбаи и Варанаси. Аэропорт расположен в 5 км от города.

Рейсы из Дели отправляются каждый день в 13:45 (через Варанаси).  Air India предоставляет рейсы по тому же маршруту по понедельникам, средам и пятницам.

Автобус

Города Сатна и Джанси связаны с Кхаджурахо регулярными автобусными рейсами. Поездка занимает 5-6 ч. Есть три рейса в Джанси: 5:30, 7:00, 9:00. Стоимость билета 130 INR. Автобус довозит до перекрестка с дорогой на Орчху, откуда можно нанять авторикшу (10 INR с человека).

Такси

Такси обычно используют, чтобы добраться до музейного комплекса из близлежащих городов Сатны и Джанси. Поездка длится примерно 3 ч. Стоимость такси от аэропорта или железнодорожной станции 150-200 INR, авторикша вдвое дешевле.

Поезд

Железнодорожная станция находится примерно в 6 км от входа в музейный комплекс. 6 раз в неделю (кроме четверга) сюда приходят составы из Дели. Отправление в 21:30, прибытие в 8:00.

Другой вариант: доехать от Дели до Джанси, и сделать пересадку на местный поезд. Из Мумбаи или Аллахабада есть рейсы до Сатны (117 км от музейного комплекса), где можно воспользоваться местным транспортом или нанять такси.

Советы туристам

Храм Кхаджурахо в Индии фотографировать лучше в солнечную погоду. В сезон дождей, с апреля по июль включительно, однотонные скульптуры выглядят не так эффектно на фоне серого неба.

Назойливость местных жителей может раздражать. Постоянным вымогательством, требованием платы за фото занимаются не только взрослые, но и дети. У местных йогов и массажистов нет квалификации, пользоваться их услугами стоит осторожно.

Западная и Южная части не огорожены. Храмы можно осматривать в любое время и бесплатно. В феврале-марте здесь проходит танцевальный фестиваль. В интернет-кафе час обычно стоит от 40 INR, звонок по Skype – 50 INR.

Неприкрытый эротизм храмов Кхаджурахо в Индии, запечатленный на бесчисленных фото, может шокировать неискушенного зрителя. Но это не свидетельство развращенных нравов, а песнь о соединении мужского и женского начала. Это летопись в камне и гимн красоте.

Видео о комплексе храмов

Видео-обзор комплекса храмов Кхаджурахо в Индии: