Киево печерская лавра это: КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА • Большая российская энциклопедия

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Приблизительное время чтения: 14 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Несколько лет назад журнал «Фома» подготовил этот материал о Киево-Печерской Лавре. Сегодня мы хотим его вспомнить.

Новости о ситуации в Киево-Печерской Лавре

В самом центре Киева находится большой монастырь — Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров.

Фото Владимира Ештокина

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (

Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. — Ред.) киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его  верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный  монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские на фоне Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Икона XVII—XVIII веков

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Фото Владимира Ештокина

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Фото Владимира Ештокина

Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.

Фото Владимира Ештокина

— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

— Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.

Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…

Фото Владимира Ештокина

Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку, сам готовил себе лепешки.

Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.

Фото Владимира Ештокина

Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, — это куда ближе от Киева… Точно не известно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко — Муромец.

Илья Муромец

Когда-то он славно сражался — все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя — собственная душа…

В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями — смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.

В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.

Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников — 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.

Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить — страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.

Первый мученик революции

Поздним холодным январским вечером 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?

Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку — хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.

Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это — митрополит Киевский Владимир. И ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Помнится, был он епископом в Самаре, и когда весь город прятался по домам во время страшной холерной эпидемии, владыка Владимир лично ходил исповедовать людей, умиравших в холерных бараках. Потом в Тифлисе (Так раньше называлась столица Грузии — Тбилиси. — Ред.), когда при похожей эпидемии он устраивал в храмах столовые для нуждающихся, на него бросился с ножом какой-то безумец. Разве он испугался и решил отказаться от своего служения, посмотрев тогда в глаза смерти?

Нет. Уже после, будучи митрополитом Московским, он лично проповедовал среди рабочих, не боясь спорить с воинственными революционными агитаторами.

А сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…

На следующий день, 26 января, всюду, даже в большевистской газете «Известия» появится сообщение о трагедии. «От рук неизвестных лиц» убит Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Считается, что Киевский митрополит сталпервым священнослужителем, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…

Но смерть их не была бессмысленной, ведь теперь все они молятся за нас на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель варягов Феодора и Иоанна.

Несмотря на все усилия, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?

Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.

***

Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Фото Владимира Ештокина

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

Потом еще не раз Лавру сжигали и грабили. Но она пережила все. И борьбу между Польшей и Москвой. И очередные нашествия на Киев, которых было немало.

Фото Владимира Ештокина

Были в ее истории времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда были люди, которые помнили, для чего пришли в монастырь. И всегда находилось здесь место монашескому подвигу. Начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.


Киево-Печерская Лавра. Карта

1.

Церковь Спаса на Берестове. Здесь, в сердце Киева, был похоронен прах основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.

2.

Церковь Всех Святых расположена над воротами, через которые некогда проезжали груженые подводы. Их поток был весьма велик, и  чтобы в храме не было слышно шума, придумали звукоизоляцию — в пол вмуровали перевернутые пустые горшки.

3.

Успенский собор — центр Лавры. По преданию, его строителей-греков на Русь направила сама Богородица. Храм был поистине прекрасен, но в 1941 году его взорвали фашисты. Говорят, для того чтобы скрыть следы учиненного в нем грабежа. Разрушение этого шедевра архитектуры стало отдельным пунктом обвинения лидерам нацистов на Нюрнбергском трибунале. К празднованию 2000-летия Рождества Христова собор был восстановлен.

4.

Лаврская типография — одна из старейших в Киеве, начало ее работы относят к концу XVI века. Типография всегда славилась передовым оборудованием. Именно здесь были установлены одни из первых типографских паровых машин в городе. Воду для них забирали из Днепра. Мощностей насоса хватило также для организации у типографии фонтана. Фото Сергея Клименко

5.

Монастырский сад и поныне является местом уединения братии, вход в него ограничен.

Фото с сайта Киево-Печерской Лавры

6.

Ближние пещеры. Глубина залегания 10-15 метров, общая длина лабиринта — 383 метра.

7.

Дальние пещеры. Глубина залегания 15-20 метров, общая длинна лабиринта — 293 метра. Эти пещеры были построены раньше, чем Ближние, а называются так потому, что находятся дальше от центра Лавры — Успенского собора.

8.

Памятник свтятителю Петру (Могиле) у здания Киевской Духовной Академии. Фото orthodox-canada.com

9.

Стена «нижней Лавры». Фото Kiyanka/Wikipedia.org/CC BY-SA 4.0

10.

Стена «верхней Лавры». Фото Александра Жукова / Wikipedia.org / CC BY-SA 2.0

11.

Большая Лаврская колокольня построена в XVIII веке и полтора столетия оставалась самым высоким зданием Украины.

12.

Троицкие ворота с надвратным храмом — основной вход в «верхнюю Лавру». Фото Norbert Aepli

1. 2.3.4. 5.6.7.8.9.10.11.12.

Фото Владимира Ештокина

чем известна Киево-Печерская лавра — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 10 июня
EUR ЦБ: 89,01 (+0,97) Инвестиции, 09 июн, 16:23 Курс доллара на 10 июня
USD ЦБ: 82,64 (+0,55) Инвестиции, 09 июн, 16:23

Полнота после 30 лет: шесть мифов об ожирении Pro, 17:49

Брокеры попросили Кремль разморозить активы на ₽1 трлн для работы ПИФов Инвестиции, 17:45

Путин назвал цель Украины при обстреле приграничных территорий Политика, 17:44

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Путин заявил, что сейчас необходимости в дополнительной мобилизации нет Политика, 17:41

Власти Токио интегрируют ChatGPT в работу городских ведомств Индустрия 4.0, 17:40

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 17:33

Как делают белый шоколад и почему он дорогой РБК и КФ «Победа», 17:29

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства

За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов

Прокачать навык

Путин назвал потери ВСУ при контрнаступлении близкими к катастрофическим Политика, 17:27

Как видеоигры помогают преодолеть ментальные трудности Pro, 17:26

Банк Revolut объяснил ограничения для россиян без долгосрочных виз в ЕС Политика, 17:25

Путин заявил, что разрушение Каховской ГЭС Киевом сорвало наступление ВСУ Политика, 17:23

Путин назвал госпереворотом избрание Ющенко президентом Украины Политика, 17:21

Путин заявил, что в России нет необходимости вводить военное положение Политика, 17:18

Госдума в первом чтении одобрила преференции застройщикам жилья в Крыму Недвижимость, 17:14

adv.

rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Монахам УПЦ МП предписали до 29 марта покинуть Киево-Печерскую лавру. Чем известен монастырь, кому он принадлежит и что предшествовало требованию о выселении — в материале РБК

Киево-Печерская лавра (Фото: Roman Pilipey / Getty Images)

Киево-Печерская лавра — одна из главных православных святынь и один из древнейших монастырей в Киевской Руси. Основана в 1051 году при Ярославе Мудром, меньше чем через сто лет после принятия на Руси христианства. На территории лавры находятся мощи десятков святых, могилы Нестора Летописца (традиционно считается автором «Повести временных лет») и Ильи Муромца (на сайте лавры указывается, что «это не вымышленный сказочный персонаж, а реально существовавший богатырь-воин, впоследствии принявший монашеский постриг»).

Там также располагается комплекс пещер — Ближние и Дальние пещеры с шестью древними подземными храмами.

Территория лавры занимает более 20 га: на ней работают Киевская духовная семинария и Киевская духовная академия, а также находится резиденция предстоятеля Украинской православной церкви (УПЦ), которая является самоуправляемой в составе Московского патриархата (МП).

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Территория разделена на две части — Нижнюю и Верхнюю лавру. В Нижней лавре находятся комплекс пещер и действующий монастырь, где живут более 200 монахов, в Верхней лавре — Национальный историко-культурный заповедник. Именно в Верней лавре располагаются главные храмы — Успенский собор и Трапезная церковь.

Фото: Roman Pilipey / Getty Images

Нижняя лавра с 2013 года (президентом тогда был Виктор Янукович) находилась в безвозмездном пользовании у УПЦ, Верхняя лавра относилась к ведомству Министерства культуры Украины. УПЦ также арендовала у заповедника Успенский собор и Трапезную церковь.

В конце 2022 года у УПЦ кончился договор аренды Успенского собора, продлить его церковь не смогла — через месяц официальное разрешение на проведение рождественских богослужений в Успенском соборе впервые получила Православная церковь Украины (ПЦУ).

Православная церковь Украины создана в декабре 2018 года. В январе 2019-го она получила статус автокефалии. РПЦ, как и подчиняющаяся ей УПЦ, не признала новую церковь и считает раскольнической.

10 марта руководство национального заповедника «Киево-Печерская лавра» потребовало от представителей УПЦ покинуть территорию и здания лавры до 29 марта «в связи с расторжением договора аренды». В письменном предупреждении указывалось, что созданная по указу президента Украины Владимира Зеленского межведомственная комиссия «установила нарушение монастырем условий договора по использованию государственного имущества». Комиссия была создана Министерством культуры Украины в декабре 2022 года для изучения вопроса об использовании имущества Киевско-Печерской лавры.

Фото: Roman Pilipey / Getty Images

Монахи УПЦ заявили, что не будут выселяться из монастыря, многим из них некуда идти, сказал наместник лавры митрополит Павел (Лебедь). Глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал требование о выселении монахов из лавры «апогеем беззакония» и «безжалостным актом преследования». Патриарх Кирилл обратился к папе римскому и ООН с просьбой «приложить все возможные усилия» и не допустить «изгнания монахов». Папа римский призвал Россию и Украину уважать религиозные святыни. «Люди, посвятившие себя молитве, — это опора народа божьего, какой бы конфессии они ни были», — сказал он.

В конце ноября 2022 года СБУ провела обыски в Киево-Печерской лавре. Служба заявила, что это контрразведывательные мероприятия, направленные на «противодействие подрывной деятельности российских спецслужб». Там также сообщили, что обнаружили «пророссийскую литературу», используемую для пропаганды Русского мира в семинариях и приходских школах. Всего СБУ вместе с Нацполицией и Нацгвардией проверили более 350 церковных сооружений и 850 человек.

В Кремле назвали обыски очередным звеном в «цепи военных действий» против русского православия.

Фото: Roman Pilipey / Getty Images

Ранее СБУ возбудила уголовное дело из-за исполнения песни про Матушку Русь в одном из помещений лавры. В лавре пояснили, что песню исполняли активисты, а священник отвлекся на вопросы прихожан, его отстранили от богослужений.

Киево-Печерская Лавра. Спасти и защитить.

Киево-Печерская Лавра. Спасти и защитить.

08.04.2023

Светлана Сметанина

Киево-Печерская Лавра. Фото: Фалин / wikipedia.org

Киево-Печерская Лавра — одна из важнейших православных святынь. В своей почти 1000-летней истории он видел немало трагических страниц. Враги разорили Лавру, ее пытались захватить униаты, и она была закрыта светскими властями. Однако через некоторое время монастырь всегда возрождался.

Считается, что Лавра была основана в 1051 году. Однако первая пещера появилась на холмистом берегу Днепра, поросшем густыми лесами, намного раньше. Его выкопал для уединенной молитвы Иларион, священник из села Берестовое под Киевом. Великий князь Ярослав, правивший в то время в Киевской Руси, восхищался благочестивым священником и часто обращался к нему за советом. В 1051 году князь назначил Илариона первым русским митрополитом Киевским. Это был революционный шаг для того времени, поскольку митрополиты на Руси ранее назначались Византией. Кроме того, они были только греками.

Однако Иларион вошел в историю Русской Православной Церкви не только благодаря этому назначению. Он также был священником, писателем и философом. «Проповедь о законе и благодати» — самое известное его произведение на религиозную тему. В то время он был очень популярен на Руси. Нам известно около 50 его копий, датируемых пятнадцатым-шестнадцатым веками. «Слово…» Илариона прославляет Русское государство и его князей, подчеркивая значительную роль Руси в мировой истории и Промысел Божий в принятии ею Православия, восточного, а не западного христианства.

Пещера Илариона не была заброшена. В нем поселился монах по имени Антоний, который не любил жить в киевских монастырях. Вскоре к нему присоединился еще один монах Феодосий из Курска, а затем еще несколько последователей. Когда их число возросло до числа апостолов (12), они начали строить кельи и храмы. Следует отметить, что Антоний отказался стать настоятелем монастыря. Вместо этого он выкопал себе новую пещеру. Сын князя Ярослава Изяслав разрешил монахам использовать всю гору над пещерами для своих нужд. Монастырь получил название Печерский (от древнерусского слова «печера», что означает «пещера»). Его первым протоиереем был курский монах Феодосий. Таким образом, это был первый монастырь на Руси, основанный не богатыми верующими, а монахами, привлекавшими немалые пожертвования на строительство монастыря своим благочестием и строгой подвижнической жизнью.

Набеги и разрушения

Всего несколько десятилетий спустя Печерский монастырь подвергся набегам и разграблению половцами. Однако она была восстановлена ​​еще в 1108 году. Именно тогда были построены первые каменные сооружения – трапезная и церковь.

Монастырь время от времени подвергался нашествиям в течение 12 века. Самое трагическое разорение монастыря произошло в 1240 году. Это произошло во время знаменитого нашествия хана Батыя, который захватил Киев, разграбил столицу Древнерусского государства и вырезал большую часть его жителей. Те монахи, которые не смогли бежать, были убиты в жестокой расправе. Казалось, что история Печерского монастыря подошла к концу… Однако спустя сто лет он возобновил свою деятельность. Хотя набеги степных охотников повторялись неоднократно.

Раскол

Внезапная скорбь пришла от бывших братьев по вере. В 1596 году некоторые епископы Киевской митрополии Константинопольской православной церкви подписали Брестскую унию, соглашение о принятии католического догмата и подчинении римскому папе. В результате Киевская митрополия была расколота на униатов (греко-католиков) и противников подчинения Римско-католической церкви. Поскольку эти земли тогда входили в состав Речи Посполитой, власти поддержали униатов, а православные верующие стали нелегальной и преследуемой конфессией. Вражда между униатами и православными верующими была длительной и порой кровопролитной.

Киево-Печерский монастырь также пострадал от этой усобицы. Униаты планировали его захватить, но тогдашний архимандрит монастыря Никифор Тур решительно выступил против примкнувших к католикам киевских епископов. Архимандрит вооружил своих монахов, а также крестьян, живших на монастырских землях, и этим «войскам» удалось дважды отразить попытки унитарий захватить монастырь.

Печерский монастырь на рисунке Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г.

Благополучие

Только с переходом киевских земель под власть Российского государства дискриминация православия в этом регионе прекратилась. С этого времени монастырь начал процветать и вырос как Киево-Печерская Лавра. Известный в настоящее время план монастыря был создан в 18-19 веках. При Петре I вокруг монастыря были построены массивные каменные укрепления. Большая Лаврская колокольня была построена в 1731-1745 гг. Он был архитектурным центром Киева на протяжении 150 лет. В 19 веке в Лавре было шесть монастырей.век.

Великий храм Киево-Печерской лавры работы Василия Верещагина, 1905 г.

Советское время и война

Есть еще одна мрачная параллель с сегодняшним днем. Придя к власти, большевики в 1924 году учредили на Украине так называемую Обновленную Церковь. Эта новая организация решила передать Киево-Печерскую Лавру в ведение Всеукраинского Священного Синода. В 1926 году органами государственной власти было принято решение о создании на территории Лавры историко-культурного заповедника. Монахи были изгнаны, а многие из них впоследствии расстреляны.

Но еще более разрушительный ущерб монастырю нанесли гитлеровцы, оккупировавшие Киев с сентября 1941 по 1943 год. В Лавре был создан полицейский участок, где нацистами было убито более 500 местных жителей. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор, главный соборный храм монастыря. Перед этим гитлеровцы вынесли из храма ценные предметы. Он был взорван с целью скрыть следы грабежа и уничтожить национальные святыни покоренных народов. Скрупулезные немцы засняли эту варварскую акцию, ставшую впоследствии одним из доказательств культурного геноцида на Нюрнбергском процессе.

Закрытие и Куреневский селевой поток

Когда монастырь освободили от фашистов, монахи вернулись, и советская власть их не остановила. В эти годы улучшились отношения между государством и церковью. Однако такая открытость длилась недолго. При Никите Хрущеве началась новая волна гонений на православную церковь. В марте 1961 года власти принимают решение о закрытии Лавры под предлогом ремонтно-реставрационных работ. Это произошло 10 марта. 13 марта в Киеве произошло страшное бедствие, известное как Куреневский селевой поток. В овраге Бабий Яр, который долгое время использовался для сброса промышленных отходов местных кирпичных заводов, рухнула дамба. Селевой поток высотой более десяти метров устремился к Подолу, сметая все на своем пути. По официальным данным, погибло около 145 человек, хотя по городу ходили слухи, что погибло гораздо больше людей. Местные жители связали роковой прорыв дамбы с закрытием Лавры…

Возрождение и снова раскол

В 1988 году в Советском Союзе широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси. В ознаменование этого события Совет Министров Украинской ССР передал Дальние пещеры вновь созданной монашеской общине. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Торжественное открытие восстановленного Успенского собора состоялось в августе 2000 года.

Казалось бы, все темные страницы истории монастыря остались в прошлом. Однако сегодня перед монахами Лавры вновь стоит нелегкий выбор. Им предстоит либо присоединиться к раскольнической Православной церкви Украины, либо быть изгнанными украинскими властями из Киево-Печерской Лавры.

Настоятель Киево-Печерской Лавры Павел уже помещен под домашний арест. Каждый день верующие приходят в Лавру помолиться вместе, и каждая молитва может оказаться для них последней. При этом сторонники ПЦУ издеваются над ними, включая громкую музыку и оскорбляя верующих…

Но решающее слово всегда за Богом. А Киево-Печерская Лавра, как известно, является третьим уделом Богородицы на земле.

Рубрика:

Артикул

Тема:

Теги:

Киево-Печерская Лавра

Новые публикации

«Впервые я влюбился в Россию». Колумбийский физик переводит роман Тургенева 12.06.2023

Доктор физико-математических наук, член Академии наук Колумбии Густаво Самбрано Ромеро был приглашен Колумбийским клубом любителей русской словесности для презентации своего первого перевода романа «Накануне» «Иван Тургенев». Для г-на Ромеро это был его первый опыт в этой области.

Харбин: Русская пристань в землях Китая 09. 06.2023

В 2023 году исполняется 125 лет Харбину, русскому городу на земле Китая. Он был основан на берегу реки Сунгари как центральная станция Китайско-Восточной железной дороги. Город был построен русскими архитекторами и заселен русскими людьми. По словам одного из его жителей, до середины ХХ века в городе был «законсервированный русский образ жизни».

Янтарная комната: восьмое чудо света 05.06.2023

Янтарная комната была открыта в Екатерининском дворце в Санкт-Петербурге 20 лет назад. Российские специалисты по реставрации потратили два десятилетия на то, чтобы отреставрировать шедевр.

Скауты в Австралии: Сохраняя русский дух 30.05.2023

Главный скаут Австралии Михаил Шахматов родился в Китае и вырос в Австралии. Однако на протяжении многих лет он стремился поддерживать связь с Россией. Он присоединился к русским скаутам Австралии, когда ему было 11 или 12 лет. Примерно через год его назначили командиром отряда. Спустя полвека Михаил Шахматов стал руководителем австралийского отделения Национальной организации русских скаутов (НОРС).

Иностранные студенты хотят учиться и работать в России 26.05.2023

По данным МВД в 2022 году в Россию с целью обучения приехало 866 342 человека. Наши региональные вузы активно приглашают студентов из-за рубежа. Российский университет дружбы народов (РУДН) имени Патриса Лумумбы остается ведущим высшим учебным заведением страны для иностранных студентов, как это было, когда он был основан в феврале 1960 года.

«Вот какая сейчас Польша.» Краковский переводчик осужден за поддержку России 25.05.2023

Краковский окружной суд осудил гражданку Польши Николину Шмуклер-Матасову за «положительное отношение к России». Николина является присяжным переводчиком, много лет преподает русский язык в своем Центре изучения русского языка и перевода. преследование за то, что не побоялся поддержать позицию России.

Бессмертный полк в Мадриде: Не бойся чувствовать себя русским 14.05.2023

В шествии Бессмертного полка в Мадриде приняли участие более 1000 человек. В одном строю шли российские и испанские соотечественники. Пока зачинщики пытались сорвать марш, правоохранительные органы быстро вмешались и подавили их действия. Роман Демьян, один из организаторов демонстрации, рассказывает о разворачивавшихся событиях во время Бессмертного полка в Мадриде.

Итальянский пианист выбирает Россию среди волны культуры отмены 12.05.2023

Молодой итальянский пианист Лоренцо Баньяти уже несколько лет живет в Москве. Он закончил со степенью магистра Академию музыки имени Гнесиных и сейчас успешно гастролирует в Архангельске, Санкт-Петербурге и Тюмени. Он изучает русский язык и в настоящее время ведет блог о своей жизни в России.

Киево-Печерская Лавра: история, факты, описание

Киево-Печерская Лавра в Украине — один из самых больших и величественных православных храмов. Монастырь Украинской Православной Церкви имеет ранг лавры. Согласно Несторовой летописи, он был основан в 1051 году преподобным Антонием как пещерный монастырь.

Интересные факты из истории Киево-Печерской Лавры в Украине

На основе исторических фактов Киево-Печерская Лавра является одним из монастырей на Руси, в которых установилось монашество. Св. Антоний и Фоектист, настоятель монастыря Эсфигменов, на далекой горе Афон, создали монастырь первоначально как пещерный монастырь. Этот вклад не остался незамеченным. Люди стали приходить за благословением и духовным советом. Князь Изяслав, сын Ярослава, и его киевская знать часто посещали пещерный монастырь.

На их средства были построены надземная и монастырская кельи, где пещеры находились рядом с братией, количество которых стремительно увеличивалось. В 1062 году святой Антоний поставил первого игумена святого Варлаама и ушел в глухую пещеру, где и оставался 40 лет.

После перевода св. Варлаама игуменом в Святую обитель, св. Антоний благословил игумена св. Феодосия как смиреннейшего и милостивейшего из братии. Когда в монастыре насчитывалось 100 иноков, Феодосий отправил одного из них в Константинополь к евнухам Ерефему, чтобы переписать Студийского восставшего, чтобы привести его в Киев.

Важным событием в истории стало основание и строительство храма Успения Божией Матери. Церковь строилась более 15 лет греческими архитекторами и художниками. Он был освящен в 1089 году митрополитом Иоанном.

Киево-Печерская Лавра в Украине, как и другие монастыри империи, выделяла значительные средства на развитие образования, держала собственную начальную школу, семинарию, выделяла средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии и даже учредила пять стипендий в духовно-просветительские учреждения Киева и Костромы.

История Киево-Печерской лавры заметила, что монастырь не обошел своим царским вниманием ни один из русских царей: Петр Великий, Екатерина II, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета. При посещении Лавры короли, а также подданные брали благословение настоятеля. Романов передал в монастырь лично или через своих посланников золотые кресты и лампады, богато украшенные бриллиантами оклады молитвенники, ризы золотого шитья, парчовые и кипарисовые гробницы для умерших святых.

Киево-Печерская Лавра в Украине: описание

Большой соборный храм Успения Пресвятой Богородицы — первая каменная постройка Киево-Печерского монастыря. Чудесным образом закрепившись на земле, она была пожалована на такое святое дело великим князем киевским Святославом.

Успенский собор относился к типу крестообразных церковных построек и стал эталоном древнерусского церковного зодчества. Во время оккупации Киева 3 ноября 19 г.41 Успенский собор был взорван. Есть две версии этого варварского акта. И ни у кого из них нет убедительных доказательств или возражений.

Крестовоздвиженская церковь

Доминантой комплекса Ближних пещер является Крестовоздвиженская церковь. Неброский и кажущийся безобразным снаружи, что было характерно для начального периода стиля барокко, внутри он поражает своим величием, великолепием и красотой.

Нынешняя каменная Крестовоздвиженская церковь построена на месте деревянного на средства полтавского казачьего полковника П.Герцыка в 1700 году и является старейшим из наземных сооружений комплекса, а ее архитектурная композиция характерна для украинских деревянных церквей XVII века. Церковь сохранилась без больших изменений и является прекрасной иллюстрацией архитектуры прошлых веков.

Иконостас Крестовоздвиженского храма

Переступая порог Крестовоздвиженского храма, все остаются под впечатлением неописуемой красоты и величия его внутреннего убранства. Украшением храма и всей Лавры является великолепный резной позолоченный трехъярусный иконостас, выполненный в стиле рококо. Ее вырезал из липы по собственным рисункам киевский резчик Сницарь К.Шверин в 1767 — 1769 рр. Иконостас украшен коринфскими пилястрами. Киоты по обеим сторонам иконостаса работы К. Шверина. Иконы иконостаса написал талантливый живописец З. Голубовский.

Колокольня Великой Лавры (XVIII век)

Колокольня Великой Лавры – украшение архитектурного ансамбля Киево-Печерской Лавры. Он стоит в центре Соборной площади; его золотая голова хорошо видна издалека Заднепровского и семи холмов Киева. Это великолепное здание представляет собой четырехугольную восьмиугольную башню высотой 96,5 метра и отличается богатым архитектурным и художественным декором в стиле барокко. Интересны три барельефа XV века, надстроенные над входом в первый ярус колокольни, с изображением Богоматери и основателей Киево-Печерского монастыря — преподобных Антония и Феодосия. Колокольня увенчана золотой шлемовидной ванной.

Рождественская церковь

Неповторимое очарование архитектурному ансамблю Дальних пещер придает семичастная Рождественская церковь, расположенная на высоком бастионе. Построенный в 1696 году в стиле украинского барокко, он является старейшим из всех культовых сооружений земли, сохранившихся в Киево-Печерской Лавре. Он был построен с помощью киевского полковника Константина Мокиевца.

Рождественская церковь стоит на месте старинной одноименной церкви, которая, в свою очередь, была возведена на месте нескольких поколений деревянных церквей, которые неоднократно реконструировались. Но сначала был построен первый наземный монастырский храм — деревянная Успенская церковь, при которой образовался древний Печерский монастырь.

Колокольня Рождественской церкви

Сказочно красивы в строительном ансамбле Дальних пещер двухъярусные башни. Он стоит рядом с Рождественской церковью, двухъярусной восьмигранной формы башней с куполом. Первый уровень сделан для прохода перевала, во втором уровне — четыре арочных проема для колоколов.

Стены второго уровня украшены чудесным лепным орнаментом, в котором преобладают растительные мотивы и украшены коринфскими колоннами. Колокольня увенчана ажурным позолоченным барочным куполом, вокруг которого по углам расположены острые вверх позолоченные шпили, создающие форму купола с редким по красоте силуэтом. Ансамбль Рождественской церкви – шедевр украинского барокко.

”FAQ

Какова история создания Киево-Печерской Лавры?

Киево-Печерская Лавра, также известная как Киево-Печерский монастырь, имеет долгую и увлекательную историю. Он был основан в 11 веке монахом по имени Антоний, искавшим уединения и духовного просветления. Со временем монастырь рос в размерах и значении, став центром обучения, культуры и веры. В 17-м и 18-м веках он был расширен и укреплен, добавлены новые здания, стены и башни. В советское время монастырь был закрыт и использовался для различных светских целей, но вновь открылся как действующее религиозное учреждение после обретения Украиной независимости в 19 г.91. Сегодня Киево-Печерская Лавра является одной из важнейших религиозных и культурных достопримечательностей Украины, ежегодно привлекающей тысячи посетителей.

Какое значение имеют лаврские пещеры?

Пещеры Киево-Печерской Лавры имеют большое значение в истории украинского христианства. Пещеры были вырыты в 11 веке православными монахами, стремившимися создать духовное убежище вдали от шумного города наверху. Со временем пещеры стали местом захоронения монахов и самых святых паломников, и, по оценкам, в катакомбах насчитывается более ста тысяч захоронений. Пещеры также служили местом поклонения, где монахи могли проводить службы в уединении, вдали от отвлекающих факторов внешнего мира. Сегодня пещеры являются главной туристической достопримечательностью и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, привлекая посетителей со всего мира, чтобы ощутить духовное и историческое значение этого древнего места.

Какие правила или дресс-код должны соблюдать посетители Киево-Печерской Лавры?

Да, посетители Киево-Печерской Лавры должны соблюдать определенные правила и дресс-код из уважения к монастырю и его религиозному значению.

Например, и мужчины, и женщины должны одеваться скромно, с закрытыми плечами и коленями. Шорты и юбки выше колена не допускаются. Женщины также обязаны покрывать голову шарфом или шалью перед входом в определенные части монастыря, например, в пещеры.

Кроме того, посетители должны вести себя уважительно и тихо, находясь на территории монастыря, так как он все еще является активным религиозным объектом. Фотосъемка разрешена в определенных местах, но не в других, поэтому важно обращать внимание на любые вывешенные знаки или инструкции персонала.

Важно отметить, что эти правила и дресс-код могут более строго соблюдаться во время религиозных праздников или особых мероприятий, поэтому всегда рекомендуется уточнять информацию заранее или задавать вопросы персоналу.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры?

Киево-Печерская Лавра расположена в центре Киева, столицы Украины, поэтому до нее легко добраться на различных видах транспорта. Посетители могут доехать на метро до станции Арсенальная, а затем пройти около 10-15 минут до Лавры. Кроме того, есть несколько автобусных и троллейбусных маршрутов, которые останавливаются у входа в Лавру. Для тех, кто предпочитает водить машину, на территории Лавры есть платная парковка. Кроме того, посетители также могут заказать экскурсии с гидом, которые включают транспорт в Лавру и обратно, а также другие популярные достопримечательности Киева. В целом до Киево-Печерской Лавры можно добраться удобными способами.

Проводятся ли экскурсии в Киево-Печерскую Лавру?

Да, в Киево-Печерскую Лавру проводятся экскурсии с гидом, которые могут стать отличным способом узнать больше об истории и значении этого важного места. Экскурсии обычно проводятся опытными гидами, которые хорошо осведомлены о различных зданиях, памятниках и артефактах, найденных на территории комплекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *