какого числа, история и традиции праздника
Хотя принятие православной веры на землях Киевского княжества проходило в несколько этапов, а где-то и вовсе растянулось чуть ли не на два века, именно 988 год считают началом новой эпохи древнерусского государства. Как это происходило и что именно отмечают в День Крещения Руси — в нашем материале.
Когда отмечается День Крещения Руси в 2023 году
День Крещения Руси отмечается 28 июля, 2023 год не станет исключением.
История: как узнали точную дату Крещения Руси
Конечно, число, когда жители Киева приняли крещение, ни в каких преданиях не сохранилось, некоторые историки даже по поводу года ещё сомневаются. Установленная дата — это день памяти святого равноапостольного (то есть проповедника христианской веры) князя Владимира. Правитель скончался в 1015 году, а канонизирован был примерно во второй половине XIII века.
Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья. Самое интересное, что и спустя сто лет дата тоже не осталась незамеченной, несмотря на советский атеизм. Большого праздника, конечно, не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, например, Оптина пустынь в Калужской области.
Спустя еще 20 лет, в 2008-м, патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Беларуси с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан в 2010 году.
Как Владимир Красное солнышко перевел Русь в единоверие
Киевский князь Владимир почти до 30 лет был ярым язычником. Но при этом дальновидным правителем. Для объединения киевских земель нужна была единая религия, и о том, как Владимир ее выбирал, нам рассказывает «Повесть временных лет». Согласно преданию, в 986 году провел князь «испытание вер» — принял послов от мусульман, католиков и иудеев. Летописец подробно описывает визит делегаций, а одна княжеская фраза из беседы с проповедниками вообще вошла в историю. «Руси есть веселие пити» — якобы, этот довод послужил против принятия Киевом ислама. Нашлись аргументы и против остальных религий, а заинтересовать Владимира смог византийский священник, прибывший из Царьграда.
Имело ли место «испытание веры» на самом деле, неизвестно. Справедливости ради, отметим, что укрепить связи с Византией посредством общей религии было неплохо ещё и с политической точки зрения. Кроме того, с православием князь уже был знаком не понаслышке. Его родная бабка, княгиня Ольга, крестилась ещё в 957 году, и, кстати, сделала это первой из русских правителей.
Как бы то ни было, но в 988 году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом и остальных киевлян.
Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, согласно летописи, «сошлось там людей без числа». После Киева православие последовательно приняли и остальные города Древней Руси, правда, не всегда процесс проходил быстро и гладко. Так, например, Ростов оставался языческим вплоть до конца XI века, а вятичи сопротивлялись новой вере ещё столетие спустя.
Традиции праздника: колокольный звон по всей стране
В православных церквях по всей стране в День Крещения Руси совершаются богослужения по уставу великого праздника. А ровно в полдень по местному времени в каждом храме начинают звонить колокола. Причем эта традиция получила распространение не только в России, но и в некоторых других странах постсоветского пространства, например, в Беларуси и Молдове.
1025-летие события, ознаменовалось торжественными мероприятиями с участием первых лиц государств сразу в трех городах: Москве, Киеве и Минске. А в прошлом году торжественную службу в честь Крещения Руси патриарх Кирилл провел в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. В Москве божественная литургия прошла в Успенском соборе Кремля. Оттуда до памятника князю Владимиру на Боровицкой площади (его открыли в ноябре 2016 года) состоялся крестный ход.
Кто и сколько раз крестил Русь?
Кто и сколько раз крестили Русь? Какое отношение к Крещению Руси может иметь Москва, а уж тем более созданная в 18 веке Россия?
Сегодня сложно однозначно ответить: кто и когда крестил Русь.
И сделать это сложно, прежде всего, потому как почти все свидетельства исторической важности были уничтожены, сожжены или фальсифицированы той самой структурой, который менее всего выгодно, чтобы истинная правда о крещении Руси всплыла наружу Московскому Патриархату, который язык не поворачивается назвать Русской Церковью.
Согласно данным, Википедии: День Крещения Руси — это государственный праздник России , и точка!
России! Единственной страны во всем мире, монополисте на право наследования традиций Киевской Руси!
России, которая делает все, что стереть любое упоминание о Руси Киевской и от которой тщательно открещивается!
России, к которой князь Владимир, на которого так уповают россияне, и Русь не имеют никакого отношения! Как не имеет жертва никакого отношения к насильнику!
Заметьте, как красиво составлена формулировка, описывающая Крещения Руси:
Оказывается, что Крещение Руси это ничто иное: введение в Древней Руси христианства как государственной религии !
Ни слова, ни полслова о Киевской Руси. Как и не было ее вовсе!
Этакая избирательная версия история:
Русь берем, Киев оставляем, христианство берем, а какого оно толку не разъясняем!
А почему?
Да потому что:
- Все без исключения Крещения Руси проходили до 1054 года, то и есть до того как христианская церковь разделилась на: православных и католиков!
- Русь крестил Патриарх послушный Риму!
- Согласно Флорентийской Унии, от 1439 года, которая была, в том числе, подписана Русским Митрополитом Киевским и всея Руси Исидором, католическая и православная церкви признали друг друга равными.
Мало того! Последний факт очень важен!
Несмотря на то, что Митрополит Киевский и всея Руси Исидор, как и все другие представители Православной Церкви, признал Флорентийскую Унию, московский князь Василий Темный, отказался ее признавать.
После чего, без какого либо на то права изгнал Патриарха Исидора и предав анафеме всех и вся, сам рукоположил нового Патриарха Иону.
А уже в 1448 году Москва фактически сама отделилась от Вселенского Собора, провозгласила Московскую Митрополию центром православного христианства, а представителей Константинополя назвала еретиками.
То и есть: Москва в 1448 году сама себя сделала правопреемником Киевской Руси без какого-либо на то основания, нарушив при этом все возможные законы.
Идем дальше.
Объясните мне, пожалуйста, кто такая Древняя Русь ?
Это страна, которую сейчас можно найти на карте? Никто не знает где?
Или где я могу найти современную Русь?
Может быть, есть акт о передаче исторического наследия Киевской Руси, потомкам монголо-татар при том, что народ, который даже не наследник а и есть представитель титульной нации Киевской Руси Украины никуда не уходил и от своего права не отказывался, не дарил его и в аренду не сдавал?
О каком наследовании может идти речь, когда жители Киевской Руси остались на месте где и жили, где и происходили события, о которых идет спор?
Или может Русь это кочующая страна?
Или может вы слышали о великой миграции народа Руси в Москву?
Или вы слышали про Московскую Русь? Рязанскую Русь? Тверскую? Владимирскую? Вы такую страну знаете?
Я нет.
Я знаю одну единственную Русь, и это Русь Киевская, и если кто и крестил ее, то это сделал тот, кто ни о какой Москве и знать не знал, и слыхить не слыхивал, и в наследство ей ничего не передавал и не оставлял. А если чего и мог пожелать, так это: хранить веру и всяким инородцам ее в обиду не давать.
Что же касается прямой преемственности, на которой так настаивает Москва: то скажите мне, если мой прадед был христианином, а прапрадед язычником, дед мусульманин, а отец буддист, я кто?
Какой веры я? Я могу считаться веры деда, прадеда, или отца, или вера определяется по материнской линии? Может ли вера быть наследством? Или это осознанный выбор каждого?
Как могу я однозначно претендовать на веру прадеда или деда? И отсюда как их вера может претендовать на меня?
Претензия Москвы на веру Киевской Руси, это все равно, что претензия внука деверя тетки брата, внучатого племянника сестры кума свата на наследство деда, при том, что дед не умер, и делать этого не собирается!
Первое Крещение Руси
Вернемся туда, откуда, собственно, начали, согласно общепринятому, или правильно сбудет сказать общенавязанному мнению, датой Крещения Киевской Руси считается 988 год.
Аргументируется данное утверждение постулатом Московской Православной Церкви, который, по мнению ее представителей, снимает все вопросы и подозрения:
«Кто сомневается в крещении Руси Владимиром в 988 году по византийскому обряду тот не православный»!
Тем не менее, версия эта весьма спорная, и более чем несостоятельная.
Британский православный священник и философ Тимоти Уэр, более известный как епископ Каллист, пишет, что не на Русь присылали свои посольства, а сами русские ходили с посольством в Рим, так как нашли богослужение более приемлемым , чем у магометан.
Его слова подтверждают практически все средневековые авторы.
Сегодня установить точную дату Крещения Руси практически невозможно, но это и не столь важно. Намного важнее понять, что в действительности Русь крестили не один раз, и сделать это могли и представители Византии и Рима.
Так, например, согласно сохранившихся данных Киевской Митрополии от 16 века известно, что Русь крестили не один раз, а пять:
- При Рюрике.
- Кириллом и Мефодием.
- При княгине Ольге.
- Князем Владимиром в 1000.
- Князем Владимиром в 1008 году.
Петр Скарга
Практически все эти даты подтверждает в своих трудах известный польский теолог Петр Скарга, который написал немало интересных и важных книг, объединенных идеей объединения христианской церкви.
Скарга, в своих трудах неоднократно ссылался на еще одного, весьма важного историографа христианской церкви: Цезаря Барония, который относил первое Крещение Руси к 9 веку, времени когда Киевом правили Аскольд и Дир.
Лев Кревза
Еще один средневековый автор Лев Кревза, считал, что Русь крестили троекратно:
Первое крещение, он связывал с известным сюжетом про чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, которое произошло при Василии Македонянине, царе греческом, и при князьях Киевских Аскольде и Дире, и при патриархе Константинопольском Игнатии . О Игнатии Кревза говорил: хотя реально в Константинополе патриархом в это время был схизматик Фотий, истинным патриархом являлся всё же Игнатий , что было подтверждено впоследствии собором, созванным папой Адрианом.
Таким образом от католического, а не схизматического патриарха и то первое крещение Русь приняла .
Второе крещение Руси он связывал с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия, которые в то время, как Фотий в Константинополе бунтовал против папы, ездили в Рим за благословением; высланы были ещё при царе Михаиле, в начале патриаршества св. Игнатия, в края славянские .
Особенно Кревзе подчеркивал связь Кирилла и Мефодия с Римом, а не Константинополем , так как просветители шли в Рим с книгами славянскими !
Папа же, взяв книги славянские, освятил их и положил в церкви святой Марии , приказал двум епископам посвятить славянских учеников , после чего были совершены литургия и всенощная на славянском языке. Соответственно, из Рима тогда от папы у нас служба Божья, а не из Константинополя .
То и есть, согласно Кревзе, первое крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Папе, второе непосредственно от самого Папы!
О третьем Крещении Руси в 1000 году, при князе Владимире, Кревза пишет, что было оно от патриарха Николая Хрисоверга , который по другим данным умер в 991 году.
Мелетий Смотрицкий
Достаточно интересную точку зрения высказал по поводу Крещений Руси украинский просветитель Мелетий Смотрицкий. Смотрицкий говорил о двойственном Крещении Руси, причем разделял их не только по времени, но и пространственно.
Так первым Крещением Руси он считал Крещение случившиеся в 872 году при патриархе Игнатии, послушном Папе Николаю I, в Галиции.
Второе, он относил к году 980, когда крестилась уже вся Киевская Русь, и было это при патриархе Николае Хрисоверге, также бывшем в единстве с Римом!
Если учесть что Патриарх умер в 991, а в 988 по просьбе князя Владимира отправил в Киев Митрополита Михаила, то версия с 980 годом кажется вполне правдоподобной.
Алоизий Кулеша
Еще одна версия двойственного Крещения Руси относит первое Крещение Руси, к княгине Ольге, которая совершила его по просьбе Папы Николая, приславшего княгине свиток в 968 году.
Второе Крещение Руси, так же случилось при Папе Николае, но уже в 986 году, при князе Владимире!
И, по некоторым данным, происходило оно в самом Риме!
В своем сочинении Вера Православная от 1704 года Кулеша данный факт полностью обосновывается, и указывает, что крещён был князь Владимир в Риме, в Базилике Сант-Алесси, более известной сегодня как Базилике Святых мучеников Вонифатия (Бонифация) и Алексия, известной еще с 5 века.
Лаврентий Зизаний
Самая поздняя концепция Крещения Руси родилась в среде православных богословов Киево-Печерской Лавры. Так в изданном в 1620 году Большом Катехизисе, украинец Лаврентий Зизаний писал: Крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно .
Согласно, его данных в результате первых трёх крещений лишь мала часть людей крестищася .
Захарий Копыстенский
Практически идентичная версия содержится в написанном в те же время сочинении Палинодия украинца Захария Копыстенского.
Правда, Захарий утверждал, что истинное Крещение было только одно, но ему предшествовали три сватовства , уговора, уверения .
Первое уверение Русов Копыстенский, как и Зизаний, относит к легендарному путешествию Апостола Андрея.
Второе Крещение, а именно чудовное з презреня Божого уверене народу Русского он относит к 886 году. Причем случилось оно, по его уверению, во время миссионерской поездки митрополита Михаила, направленного на Русь царём Михаилом и патриархом Фотием.
Лаврентий Зизаний, как и Лев Кревза, не отрицают этого факта, но утверждают, что это крещение было при царе Василии Македонянине в Византии, и при Аскольде и Дире на Руси.
Третьим сватовством Копыстенский называет Крещение при княгине Ольге.
И последним, окончательным Крещением Руси, Копыстенский называет: Володимерово и всей России крещение соборное .
Сильвестр Коссов
Существует еще одна версия, от Сильвестра Коссова, который, в 1630 году описал пятикратное Крещение Руси:
- От Апостола Андрея
- От Кирилла и Мефодия в 863 году
- От Епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году
- При княгине Ольге в 968 году
- При князе Владимире, в 1000 или 1008 году
Итого:
Версий много, и спорить с ними сложно, так как литературные источники, к которым обращались средневековые авторы до нас не дошли, а если они и дошли, то были многократно и тщательно переписаны. Поэтому вывод, который мы можем сделать, будет чисто статистический:
1. Первое упоминание о Крещении Руси связано с путешествием Апостола Андрея в 1 веке, за эту версию выступают три автора: Зизаний, Копыстенский и Коссов.
2. Второе упоминание о Крещении Руси относится к году 860, и связывают его с миссией Кирилла и Мефодия, за эту версию выступают также три автора: Скарга, Кревзе и Коссов.
3. Третье упоминание о Крещении Руси относится к году 866 и связано оно с именами киевских князей Аскольда и Дира, об их крещении упоминают четыре автора: Скарга, Бароний, Кревз и Зизаний. О 866 годе, кстати, пишет и Татищев.
4. Четвертое упоминание в единичном экземпляре от Смотрицкого относится к 872 году, и речь в нем идет о Крещении Галиции.
5. Пятое упоминание вообще забавно, так как относится оно к 886 году, времени, когда на Руси правил князь Олег, который никак к христианству не относился.
Могли авторы ошибаться? А почему нет? Так как, если поменять год на 866, времени когда Киевом правили Аскольд и Дир все становится на свои места! Тем не менее о 886 годе пишут четыре автора: Кулеши, Зизаний, Копыстенский и Коссов.
6. Шестое упоминание о Крещении Руси относится к 968 году, и имени княгини Ольги, о ней упоминают, три автора: Скарга, Кулеши и Коссов.
7. Седьмое упоминание о Крещении Руси связано с именем князя Владимира, но даты Крещения, разные:
- Смотрицкий единожды упоминает 980 год
- Кулеши пишет про 986 год
- Сразу пять авторов говорят про год 1000: Скарга, Кревз, Зизаний, Копыстенский и Коссов
- Дважды Скарга и Коссов упоминают год 1008
Вот такая вот сводная таблица по данным из восьми источников.
Какие же выводы можно сделать?
- практически все даты четные, кроме одной 863 год
- ни разу не упоминается общепринятый год — 988
- практически все авторы делают первыми христианами Аскольда и Дира, что звучит весьма и весьма правдоподобно
- интересная формулировка сватовства христианства вполне оправдывает столь многократное обращение к теме Крещения Руси
- определенно можно откинуть версию с Апостолом Андреем, ибо она в корне мифологична и вряд ли можно на ней настаивать
- историю крещения правильно разделить на три попытки
Три попытки Крещения Руси:
Первая попытка Крещения Руси, сватовство : 860-866 год, оборвана из-за вмешательства в процесс князя Олега, умертвившего Аскольда и Дира
Вторая попытка Крещения Руси, сватовство : 968 год, Крещение княгини Ольги
Третья попытка Крещения Руси: вполне вероятно происходила в четыре этапа:
- 986 год Крещение князя Владимира
- 988 приезд Митрополита Михаила в Киев
- 1000 год год начала массового крещения Руси
- 1008 год окончание процесса
Использованная литература: источник
УКРАИНА Москва и Киев празднуют Крещение Руси, но отдельно
Патриарх Кирилл называет крещение князя Владимира в 988 году «основополагающим событием всей русской истории». В столице торжество прошло на Соборной площади Кремля в присутствии Владимира Путина. В Киеве торжества возглавил митрополит Онуфрий. Напряженность между Москвой и Киевом сохраняется из-за конфликта с Украиной и попыток украинских православных получить автокефалию. Отдельные церемонии для православных Филарета и для греко-католиков Святослава Шевчука.
Москва (AsiaNews) — 28 июля состоялись торжественные мероприятия, посвященные 1030-летию Крещения Киевской Руси, исторической родины русских, украинцев и белорусов.
Кульминация торжества была достигнута на Соборной площади Москвы в сердце Кремля под председательством патриарха Кирилла (Гунджаева), претендующего на первородство в наследии древнего князя Владимира.
Русский Патриарх выразил сожаление в связи с тем, что не может отпраздновать годовщину в Киево-Печерской Лавре, как он это делал каждый год с момента своего избрания в 2009 годудо 2014 года, когда конфликт с порошенкоской Украиной запер двери в древнюю столицу Руси.
В Киеве торжества с участием более 250 тысяч человек возглавил митрополит Онуфрий (Березовский), глава Православной церкви, связанной с Москвой, но вскоре получивший автокефалию от Константинопольского Патриархата.
В связи с этим русские утверждают, что предотвратили уступку Томоса об автономии после недавних переговоров с эмиссарами Вселенского Патриарха Варфоломея (Архонтониса).
Украинские источники, напротив, настаивают на наличии уверенности в том, что Варфоломей собирается объявить каноническое решение в пользу независимости Киева от Москвы, и что большинство других Православных Церквей поддержат его.
Москва вытеснила Киев в XV веке, после долгого подчинения «татарскому игу», сровнявшему с землей древнюю столицу; напротив, Московское княжество зародилось и процветало благодаря своим делам с монголами.
С возрождением Киева в 1600-х годах и началом украинских восстаний против поляков дуализм между двумя столицами восточнославянского православия был восстановлен, вернувшись сегодня к исходной точке.
Для дальнейшего укрепления своего положения Кирилл пригласил еще одного из исторических патриархов византийского православия Феодора II Александрийского (Хорефтакиса), чей титул носит не более чем формальный характер; в Египте господствует Коптская церковь во главе с другим Феодором II — Тавадросом (Солиманом).
Грек Феодор — давний друг Кирилла, учился в России, а также представляет Российский экзархат в Египте. Таким образом, Московский Патриархат хотел послать сигнал Константинополю, заявив о связи с традиционными патриархами Православного Пентарха первых веков (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), предварительно заручившись поддержкой Папы Римского. Франциска с недавними визитами различных русских делегаций в Рим.
Торжественная литургия впервые была отслужена прямо на исторической площади в центре Кремля, за пределами Успенского собора, чтобы собрать как можно больше верующих. Присутствовали Президент России Владимир Путин и представители многих других Православных Церквей. Патриарх Кирилл назвал крещение 988 «основополагающее событие всей русской истории».
Отвечая на все большее распространение в современной России различных неоязыческих влияний, Кирилл вспоминал, что «все до Крещения погружается во мрак и известно нам лишь по крупицам. В бассейне Днепра родился новый народ, новой цивилизации, с таким творческим порывом, что новорожденная Русь, таким образом, расширилась, достигнув шестой части земель мира».
Таким образом, патриарх предполагает, что наследие Москвы уже было заложено в изначальном призвании Киевской Руси, известной в летописях за столетие до Крещения как земля языческого Роса, угрожавшего Византийской империи.
Эту же дату праздновали и другие Украинские Церкви, такие как неканонический патриархат Филарета (Денисенко), под названием «Крещение Руси-Украины» (даже если термин «Украина» стал употребляться только в конце 18 века).
Украинская Греко-Католическая Церковь во главе с архиепископом Святославом Шевчуком (верующие которого также называют своего духовного лидера «патриархом»), в свою очередь, совершила Крещение в те же дни, подтвердив преемственность «униатства» с вся история восточнославянского христианства.
how they baptize in russia
TikTokUpload
For You
Following
kbuck50
I like memes
#meme #russia🇷🇺 #fypシ #fyp #funny
145 лайков, 5 комментариев. Видео TikTok от I like memes (@kbuck50): «#meme #russia🇷🇺 #fypシ #fyp #funny». POV: в России тебя окрестили. Государственный гимн Российской Федерации.
1551 просмотр|
Национальный гимн Российской федерации — хор красной армии
VideoDrole.com0
VideoDrole
Россия #RUSSIA #Russia #BAPTEM 4,2 тыс. комментариев. Видео TikTok от Videodrole (@videodrole.com0): «Russia #russia #russia#bapteme #eau#europe». Россия 🇷🇺 . сын оригинал.
4,8 млн просмотров|
сын оригинал — Videodrole
josef__sweden
𝗝𝗢𝗦𝗘𝗙
#baptism #babybaptism #adultbaptism #waytojesus #fyp シ
6.9k лайки, 489 комментариев. Видео в TikTok от 𝗝𝗢𝗦𝗘𝗙 (@josef__sweden): «#крещение #детскоекрещение #взрослоекрещение #waytojesus #fypシ». 😅😂😅 | Спасибо Иисус Для крещения младенцев Неправильно. оригинальнолюд.
540,8 тыс. просмотров|
originalljud — 𝗝𝗢𝗦𝗘𝗙
nerd_emojiguy
nerd nextbot
#funny 9 Видео в TikTok от ботана nextbot (@nerd_emojiguy): «#funny #baby #крещение #meme #fyp#foryoupage #priest как я макаю свой нагг нагг». этот священник крестит этого ребенка, как куриный наггетс в кетчупе . оригинальный звук.
65,5 тыс. просмотров|
оригинальный звук — nerd nextbot
lordashore
Lord Ash
#duet with @🎖Generalissimo🎖 #putin #russia #lordashore #foryoupage #viral #fypシ
89.2K Likes, 11.1K Комментарии. Видео в TikTok от Lord Ash (@lordashore): «#дуэт с @🎖Generalissimo🎖 #putin #russia #lordashore #foryoupage #viral #fypシ». Запад должен бояться???. оригинальный звук.
3M просмотров|
оригинальный звук — 🎖Генералиссимус🎖
vilain66
Хабиб Чоудхури
Ответить на @nicualbulescu2 🇷🇺🇷🇺🇷🇺🇷🇺🇷🇺🇷0🇺